При этом мы верим, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по существу Своему, т.е. с душою и Божеством или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех Церквах и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и тоже с Телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах: посему то таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одною верою, а не умствованиями человеческой мудрости, коей суету и безумную изыскательность касательно вещей божественных отвергает сия святая и свыше определенная за нас жертва. Еще веруем, что жертва сия, как до употребления немедленно по освящении, так и после употребления, хранимая в священных сосудах для напутствования умирающих, есть истинное Тело Господа, нисколько не различное от Его Тела, так что и до употребления по освящении, и в самом употреблении, и после оного всегда остается истинным Телом Господним» (Послан. патр., член. 17). 201 Заповедь Господа о сем таинстве «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53–54 ). «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа Евхаристия, совершаемая по заповеди Господней в Церкви православной, в существе своем есть не только таинство, в котором верующие вкушают Тело и Кровь Христову, но и жертва Богу Отцу хвалебная, благодарственная («взяв хлеб и благодарив» – Лк.22:19 , «взяв чашу и благодарив» – Мф.26:27 ) за спасение мира и вместе – «истинная, умилостивительная жертва, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших» (Послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Быт.1:26–27 – “И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, [и зверьми] и скотами, и всею землею. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его”. Это говорит о том, что человек занимает некоторое особое место в творении. Для того чтобы понять, что это за особое место, Библия говорит нам более подробно, как происходил акт творения. Человек носит как бы царственный, владычественный характер, находясь на грани двух миров (мира видимого и мира невидимого), соединяя в себе оба эти мира. Быт.2:7 – о том, как это творение происходило. “И созда Бог человека, персть [взем] от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу”. Сразу же говорится о двойственном характере человека. С одной стороны, персть земли. Что это такое, мы не знаем: взята ли обезьяна, или глина, или еще что-то. Но что-то от земли. Это было сотворено в такой степени, что там было лицо, а в это лицо была вдунута жизнь от Бога. Что это за дыхание Бога? Мы веруем, что это есть невидимая сотворенная душа человека. Об этом мы еще будем говорить. “И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. . И наложи Бог изступление на Адама, и успе и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену и приведе ю ко Адаму” ( Быт. 2:18,20–21 ). Здесь речь идет о взятии ребра. Что это такое, какая часть плоти Адама взята, в конце концов, это большого значения не имеет. А важно то, что Ева была создана из той же самой природы, что и Адам. Конечно, взята была плоть и душа, и мы видим здесь новое существо, Еву. Мы можем твердо сказать, что они одной природы. Кстати, на этом мы основываемся, говоря о единосущии рода человеческого. Здесь есть много разных теорий, которые хотели бы свести все это сказание на нет. Выделяя часть, догматически важную для нас (то, что люди одной природы и созданы особым образом), можно, как Ориген , толковать это аллегорически. Можно придумывать разного рода схемы, которые можно прочесть в нашей литературе, достаточно богатой, чтобы показать, что это носит не исторический характер. Дарвинизм говорит о другом. В последнее время модны разного рода оккультные течения, которые говорят о том, что в человеке важна душа, а тело – это лишь одежда для нее или темница. Не буду сейчас разбирать эти учения подробно, хочу лишь прочесть из “Шестоднева” Василия Великого одну цитату:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Св. ап. Павел, несмотря на то, что много потрудился в проповедании учения Христова, почитал себя недостойным называться апостолом ( 1Кор.15:9 ), сознавался, что прежде был хульником, гонителем и обидчиком ( 1Тим.1:13 ), и свидетельствовал о себе, что он гораздо охотнее похвалится немощами своими, чтобы обитала в нем сила Христова ( 2Кор.12:9 ). Если, братие, мы будем сознавать, что ничего своего не имеем, а имеем только то, что дает нам Бог, и что мы грешны пред Ним, то и воспитаем в себе смирение или нищету духовную. Воспитывать в себе смирение или нищету духовную могут, братие, все люди, какого бы ни были они состояния, и богатые, и бедные. Богатые могут быть нищими духом, если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Какая польза человеку», говорит Господь Иисус Христос, «если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» ( Мф.16:26 ). Богатство само по себе не составляет вреда для человека, – дело не в богатстве, а в отношении к нему человека. Посему и Господь Иисус Христос, когда говорит о богатых, порицает не богатство, как учит и св. Иоанн Златоуст , но тех, которые пристрастились в нему (Бес на Матф. 53 ) Ветхозаветные патриархи Авраам, Исаак, Иаков, праведный Иов, царь Давид обладали великим богатством, однако оно не мешало смирению их. Авраам, например, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом ( Быт.18:27 ). Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей, говорил царь Давид ( Пс. 21:7 ). Точно также и некоторые новозаветные праведники обладали богатством и в то же время благоугождали Господу. Следовательно, богатые, если не прилепляются к своему богатству, а служат им на пользу людей и во славу Божию, могут быть нищими духом, смиренными. Только тогда богатство может препятствовать приобретению нищеты духовной, если люди будут прилепляться к нему, поставят его выше всех благ духовных, и будут употреблять его подобно тем неразумным богачам, из которых один, как говорил Сам Господь, говорил душе своей «душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:19 ), а другой одевался в порфиру и виссон, каждый день пиршествовал блистательно и не был милосерд к бедному, который лежал у ворот его дома ( Лк.16:19–21 ) В этом случае прилепляящиеся к богатству забывают о душе своей, губят себя и лишаются царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Другие думают, что предсказывается о плене Римском, когда и народ Иудейский был отведен в плен и Дамаск, которым управлял Арета, потерпел подобное же рабство, так что все, что написано на Дамаск, может быть относимо ко времени Христа и к тайнам апостолов. Ст. 4. И будет в день тот, умалится слава Иакова и тучная плоть его исхудает. Когда, говорит, Дамаск будет взят и перестанет быть городом, и увенчает его такая слава, какая увенчала Израиля, тогда вся сила, тучнейшая плоть, и убежище Иакова исхудает, ибо у него не будет союзников, чтобы опустошать с ними Иерусалим. Мы выше читали, что поднялся Расин царь Сирии и Факей сын Ромелии, царь Израильский на Иерусалим войною и что дому Давидову было возвещено: сговорились Сирия с Ефремом, о которых пророк говорит Ахазу: не бойся и да не страшится сердце твое двух хвостов этих дымящихся головней, – ярости гнева Расина царя Сирийского, и сына Ромелиина, что Сирия, Ефрем и сын Ромелии составили наихудший замысел против тебя. Ст. 5–6. И он будет как собирающий на жниве оставшееся, и рука его будет собирать колосья; и он будет как ищущий колосьев в долине Рафаимской. И останется у него как бы кисть виноградная и как бы две или три маслины при обивании оливкового дерева, или четыре или пять плодов на верхушках его, говорит Господь Бог Израилев. Те, кои настоящее опустошение Дамаска относят к царству Римскому, утверждают, что это сказано об апостолах, – что как на поле или на деревьях обыкновенно остается немного колосьев и маслин, так и остаток Израиля спасется, особенно поскольку далее следует: в день тот восклонится человек к Творцу своему и глаза его обратятся к Святому Израилеву, т. е. ко Христу. Две маслины, и три, четыре и пять, они толкуют в смысле четырнадцати апостолов, т. е. двенадцати, которые были избраны, тринадцатого Иакова, который называется братом Господним, и апостола Павла, сосуда избранного ( Деян. 7 ). Те же, кои думают, что сказанное исполнилось во времена Ассириян, хотят разуметь то, что при Ассирийском плене Дамаск не был совершенно уничтожен, но по переселении некоторых в Кирену, другая часть земледельцев оставлена в самой стране, часть, которая так же в последствии, при опустошении Вавилонском, была истреблена, пока при царях Македонских и Птоломеях Дамаск не был снова восстановлен, во время пришествия Христа хотя бывший городом, но не столь могущественным как прежде. И смысл такой: в Дамаске останется людей так же мало, как обыкновенно мало остается после жатвы колосьев, по обычаю собираемых бедными на обширнейшей и плодороднейшей долине Рафаимской, или как мало на оливковом дереве остается маслин не замеченных собирателем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Призыванием или воззванием в молитве называются обыкновенно те слова, в которых мы обращаемся к Богу или святым угодникам и называем их тем или другим именем. В молитве Господней призывание читается так: Отче наш, Иже еси на небесех! Так, братие, в молитве мы можем именовать Бога своим Отцем. Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изрекал, что Бог есть наш Отец, так, например, говорил Он: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Да будете сынове Отца вашею, Иже есть на небесех. Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех ( Мф.5:16,45;6:32 и др.) Точно также и в преподанной Им молитве Он заповедал нам называть Бога Отцом. И действительно, братие, вы знаете, что Бог дарует нам жизнь, сохраняет бытие и силы наши, управляет нами, что Он послал на землю нашего ради спасения Сына Своего Единородного, и что Он печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Посему Он и есть Отец ваш, а мы Его дети. Однако, братие, сами по себе мы не могли бы называть Бога своим Отцом. Все мы люди грешные, непрестанно нарушаем заповеди Божии, и посему недостойны быть детьми Божиими. Если же, братие, мы и можем называть Бога своим Отцом, то это по любви Его к нам, по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения, подаваемой нам в таинстве св крещения. Елицы прияша Его, даде им область чадот Божиим быти, верующим во имя Его ( Ин.1:12 ), учит слово Божие! Какое великое благо для нас братие в том, что мы можем именовать Бога своим Отцем. «Какое к нам снисхождение», говорит св. Киприан, «какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам, при совершении молитвы пред лицом Божиим, называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими, так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не дозволил нам так молиться». «О, какое чрезвычайное человеколюбие!», восклицает другой отец Церкви, св. Иоанн Златоуст . «О, какая превосходная честь! Какое слово будет в состоянии воздать благодарность. Подающему нам такие блага? Посмотри, возлюбленный, на уничиженность твоей и моей природы, вникни в сродство ее, в эту землю, пыль, грязь, глину, пепел; потому что мы созданы из земли, и опять наконец разлагаемся в землю. Представив это, удивляйся неисследимому богатству великой благости к нам Божией, по которой заповедано тебе называть Его Отцем, – земному – небесного, смертному – бессмертного, тленному – нетленного, временному – вечного, бывшему вчера и прежде грязью – сущего прежде век Бога» (Святоот. наст. 380 стр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Он вел войну не для своего обогащения и не для корысти; щедрый и великодушный, как всегда, чуждый всякой алчности, он торжественно отвечал царю содомскому: «поднимаю руку мою к Господу, Богу Всевышнему, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама». Он не был какой-нибудь наемный воин, чтобы нуждаться в плате за свои военные подвиги. Притом, для него, как истинного поклонника единого Бога, было бы непристойно ставить себя в некоторые обязательные отношения к содомитянам и принять награду из их рук, оскверненных грехом. Все, на что он согласился, это именно принять некоторую часть провизии для своих рабов и союзников. Другим царем, вышедшим встречать победоносного Аврама, был Мелхиседек, царь Салимский, и эта встреча сопровождалась в высшей степени замечательными обстоятельствами. Вокруг этой таинственной личности предание собрало множество различных сказаний. По словам бытописателя, Мелхиседек «вынес хлеб и вино; он был священник Бога Всевышнего, и благословил его и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, владыки неба и земли, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего». В этом повествовании представляется несколько затруднений, на который еще не дано более или менее удовлетворительного решения. Присутствие Милхиседека, «священника Бога Всевышнего» (Эл-Элион), среди языческого, как можно думать, населения Салима само по себе чрезвычайно поразительно. Появление его с жертвоприношением хлеба и вина является слишком неожиданным для нас уже потому, что мы привыкли видеть среди погруженного в идолопоклонство населения одного только Аврама в качестве носителя истинной веры. Но еще поразительнее становится эта встреча вследствие того, что сам Аврам занял, по сравнению с Мелхиседеком, низшее положение и принял от него благословение. Кто он такой, из какого племени или народа, – оставлено без всякого объяснения. Неожиданно появляется он на страницах библейской истории на один краткий момент, и затем его имя уже не встречается в течение тысячи лет, и оно вновь появляется только уже в книге Псалмов ( Пс. 109 ); проходит еще тысяча лет, прежде чем опять имя его появляется в Послании к Евреем, так что с его именем связывается какая-то тайна, придающая особенный интерес и величие самой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Многие уверены, что Церковь вокруг себя формирует наиболее консервативную часть общества, поэтому либерально ориентированное, безрелигиозное сознание инстинктивно, на уровне экспериментов Павлова над собаками, выделяет слюну для плевка в сторону Церкви. Некоторая часть журналистов пошла дальше – она стала железной челюстью, кусающей с жадностью всех, кто противится агрессии «грядущего хама». — Какой запрос сегодня у общества формируется к Церкви? Опять-таки — какого «общества»? Если того общества, которое пытается рулить всем и вся в нашей стране, то Церкви абсолютно не интересен их «запрос». Он и так понятен – в конечном счете, самоликвидируйтесь, ну, а пока – запритесь в своих стенах и бейтесь головой об пол, но только замолчите, не высовывайтесь, а мы пока посмеемся, поиздеваемся над вами. Однако в большинстве своем здравомыслящие люди видят в Церкви объединяющую силу общества, его сердце, его духовный стержень. Этот «запрос» сформировался испокон веков, ничего нового в него вносить не надо, все сказано в Евангелии. — Что было самым для вас печальным в этой связи? Что стало самым радостным и важным? Печально то, что некоторые мои «нецерковные» знакомые, в общем-то, хорошие и нормальные люди, проявляют пассивность и индифферентность в отношении растущей агрессии против Церкви. Неужели им не понятно, что стрелы, направленные против верующих, когда-то в обозримое время пронзят их самих, как это было в 20-30-е годы ХХ столетия? Пора нам всем объединяться – хам стоит у порога каждого дома. Радостные события, конечно же, были, но они не связаны с общественной жизнью страны. — Ответ на какие вопросы вы сегодня ждете от Церкви? Все ответы заключены в Нагорной проповеди. Почитайте 5 главу Евангелия от Матфея без изъяна – там все сказано. — Как надо или как не надо, на ваш взгляд, защищать Церковь ? — Церковь как Тело Христово самодостаточна, ее даже «врата ада не одолеют». Защищать надо свою и чужую душу. Пусть каждый из нас помнит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?.. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 36, 38).

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

Помолились Богу, прочитали одну или несколько глав Евангелия — и все, наше усвоение Евангелия этим заканчивается. Мы никак не применяем его к своей жизни. Такое поведение как раз и обличает Спаситель: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий». Под родом прелюбодейным и грешным имеется в виду не только еврейский народ, среди которого жил и проповедовал Иисус Христос и из которого Он избрал Своих учеников, но и все человечество. А родом прелюбодейным он назван, как я думаю, не только потому, что в человечестве, словно какая-то страшная чума, господствует грех прелюбодеяния и блуда, но и потому, что существует еще и духовное прелюбодеяние. Наша душа должна быть предана Богу, она — невеста Небесного Жениха, как называется Господь Иисус Христос в акафисте ко Причастию («Избранный Женише душ и сердец»). А когда мы обращаемся ко греху и ко всему мирскому, то совершаем прелюбодеяние по отношению к Богу. Бог создал человека для того, чтобы он наслаждался и блаженствовал в таинственном богообщении. Поэтому тот, кто отказывается от этого, избирает противоестественный образ жизни, ищет счастья в чем-то другом, а не в Боге, становится членом прелюбодейного рода. И таких «постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Постыдится, конечно, не так, как мы обычно стыдимся неприятных знакомых и, находясь в приличном обществе, стесняемся признаться, что какой-нибудь грязно одетый и опустившийся пьяница — наш старый приятель. Господь возгнушается нами потому, что мы будем совершенно чужды Ему: не последуем за Ним, неся свой крест, будем стыдиться Его и Евангелия. Формально мы будем называть себя христианами, а по сути составим часть рода прелюбодейного и грешного. Господь Иисус Христос придет во славе Отца Своего. Это не образ, а действительность, описанная словами простыми и краткими, но непонятными людям недуховным. Мы верим, что когда-то Господь Иисус Христос придет не в уничижении, не под видом обыкновенного человека, а во славе Небесного Бога Отца.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились [потому что трудно все это вместить], Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» ( Лк.24:39–42 ). Ученики предложили Спасителю самую простую дешевую пищу, которая, собственно, только и могла у них быть: печеную рыбу (имеется в виду либо обычно испеченную, может быть даже без масла, либо жареную) и сотовый мед. Обратите внимание на такую интересную подробность. Обычно, когда едят мед в сотах, воск остается, и когда человек ест рыбу, то также всегда бывают остатки – косточки. И вот, лежавшие после трапезы Спасителя воск и косточки показывали, что Он действительно ел пищу; осязая ее остатки, можно было убедиться, что Он поистине был облечен плотью, что это был подлинный человек, а не только его душа. «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:42–43 ). Я думаю, что, когда Спаситель их уже покинул, ученики (хотя им и не верилось), взирая на остатки пищи, вновь и вновь возвращались к мысли о том, что Воскресение все же в действительности произошло, несмотря на всю невероятность этого события. «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк.24:44–45 ). Спаситель «отверз им ум к уразумению Писаний» уже только после того, как самим Своим явлением и сопутствующими ему жизненными доказательствами – осязанием Его Тела и вкушением пищи – удостоверяет их в подлинности Своего Воскресения. Ведь что за польза от отвлеченного восприятия чего-либо, если человек сам не был тому свидетелем? Или же Он «отверз им ум к уразумению Писаний» только после их удостоверения в подлинности Его Воскресения потому, что они тогда приобрели некоторую веру? Когда у них появилась вера, тогда уже можно было изъяснять Писания.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Рассмотрим кратко некоторые аспекты ветхозаветного представления о пище, которые могут иметь значение в перспективе новозаветной Евхаристии. Библейские данные Пища и творение Первое, на что мы должны обратить наше внимание, – это то, что указания относительно пищи обнаруживаются уже в самом начале книги Бытия и помещены в Шестоднев, то есть составляют неотъемлемую часть повествования о творении. Сразу по сотворении живых существ и человека Бог дает распоряжение относительно пищи: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам [сие] будет в пищу... ( Быт.1:29 ). Бог не только творит, вычленяет (именно такова семантика глагола br – «отделять, вычленять») мир из небытия и приводит его в бытие, но и питает его, то есть не оставляет мир Своим благим промыслом (любопытно, что каузативная форма от того же корня br’ – имеет значение «питать, кормить, утучнять»). Образ Бога, заботящегося о пропитании Своих творений, постоянно обнаруживается на страницах Библии: Очи всех на Тебя уповают, И Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь Ты руку Твою И насыщаешь все живущее по благоволению. ( Пс.145:15–16 ) В наиболее общем виде эта идея представлена в описании творения из книги Иисуса, сына Сирахова: Навек устроил Он дела Свои, И начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются, И не прекращают своих действий. ( Сир.16:27 ) Благодарение за особую непрестанную заботу о Своем народе, за Провидение Божие предписывалось совершать во время специального приношения и вкушения «начатков» (первых плодов): И поставь это [начатки плодов. – Авт.] пред Господом, Богом твоим, и поклонись пред Господом, Богом твоим. И веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой дал тебе... ( Втор.26:10–11 ). Пища и Завет Другой очень важный момент: в центре творения стоит Завет – союз Бога и человека. Бог – Творец, и Он же – «Бог верный, Который хранит завет» ( Втор.7:9 ). Всякий раз, когда заключается или обновляется Завет, обновляется всё творение. Какие события, сопровождавшие Синайский завет, наиболее глубоко врезались в память древних евреев? Первое – что Бог разделил воды Красного моря, отделив сыновей Израиля от египтян, и второечто Бог питал народ Свой в пустыне. В Новом Завете все эти библейские образы находят свое предельное и окончательное исполнение: во Христе человек именуется новою тварью ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ) – это новое творение, которое Господь изымает из власти смерти и питает Своей Собственной Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010