В Евангелии мы можем найти множество примеров того, как ученики Спасителя не просто проявляли послушание Ему, но исполняли Его приказание буквально. Несмотря на то, что порой эти приказания противоречили здравому смыслу, через точное их исполнение осуществлялась воля Божия. Как, например, был призван на проповедь апостол Петр вместе с некоторыми другими? Сначала Господь вошел к нему в лодку и проповедовал. Затем, как будто бы желая отблагодарить хозяина лодки, а на самом деле стремясь призвать его к апостольскому служению, Спаситель сказал: Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть ( Лк. 5, 4–5 ). Апостол Петр был рыбаком с детских лет (в те времена дети, как правило, наследовали ремесло своих родителей), и опыт подсказывал ему, что ночью заниматься ловлей рыбы гораздо легче, больше надежды на успех. Хотя он и возразил Господу, сказав: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали», но потом, тем не менее, послушался Его. Рыбаки всё сделали по слову Спасителя и поймали великое множество рыбы, так что даже сеть у них порвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть ( Лк. 5, 7 ). В точности исполнив сказанное Господом, апостол Петр не только получил большой улов, но и, самое главное, уверился в Божественности Спасителя, последовал за Ним и стал одним из Его избранных учеников. Уже после Своего воскресения Господь наш Иисус Христос подобным же образом, будто напоминая апостолам о том первом чуде, уверил их, что перед ними стоит именно Он. Те вновь всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы ( Ин. 21, 4–6 ). Посмотрите: если раньше Спаситель сказал рыбакам отплыть на глубину, что соответствовало здравому смыслу (рыбу ведь нужно ловить именно на глубине), то теперь Он требует от них большего повиновения, большей веры и дает приказание, кажущееся странным, неуместным и, если можно так выразиться, непрофессиональным. Какая разница, с правой стороны лодки ты закинешь сеть или с левой? Однако апостолы беспрекословно исполнили повеление Господа. Причем если в прошлый раз пойманной рыбы было столько, что у апостолов прорывались сети, то теперь они даже не смогли свои сети поднять из воды и должны были тащить их за собой до самого берега.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Как и при других видах оскорбления, Он повелел быть добродетельным с избытком, так и в случае принуждения – приказывает победить несправедливое желание обижающего и претерпеть больше, чем он желает сделать. Ты видел бесстрастие, насажденное в страстном теле; обратил внимание и на ангельскую жизнь, посеянную в людях. Не чувствовать страстного пожелания, не гневаться с волнением – свойственно небесной жизни, что в указанных заповедях Христос узаконил. Повелевая не гневаться на брата напрасно, не говорить ему «рака», не называть его «уроде», не приносить дара Богу, не примирившись с братом, благожелать обижающему, – Он перерезал жилы у страстного гнева. Заповедуя не смотреть страстными глазами на жену, отвергать соблазняющего или соблазняющую, не отпускать без причины своей жены, не жениться на отпущенной другим, – Он вырвал корни у страстного пожелания. И опять, – повелевая не клясться вовсе, изгнал пристрастие к имуществу и деньгам, а заповедуя не противиться злому, подставлять и другую щеку, отдавать и срачицу, сопровождать и две версты, – Он удержал дух от мщения. Мф.5:42 .  Просящему у тебе дай... Просящему у тебя дай… Когда Он стоял, уча на ровном месте, то сказал яснее: «всякому же просящему у тебе, дай», как написал Лука ( Лк.6:30 ). Притом, повелевает не различать достойного от недостойного. Какой бы он ни был, он нуждается в том, чего просит. И Бог все необходимое для поддержания жизни равно предоставил всем людям, добрым и злым, верным и неверным. Мф.5:42 .  И хотящаго от Тебе заяти не отврати. ...и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Теперь повелел занимать без росту, а когда учил, как сказано выше, на ровном месте, то повелел не требовать назад и того, что дано взаймы. Если, говорит, взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность ( Лк.6:34 ). И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но то, что находится в настоящем месте, относится к несовершенным, а то, что у Луки, – к более совершенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

То же самое было и с Моисеем. Когда у него родился второй сын, то Моисей в его имени выразил уже другие чувства, и, называя этого своего сына Елеезером, говорил: «Бог отца моего был мне помощником, и избавил меня от руки фараона» ( Исх. 2:22 ). Он уже не жаловался, а радовался. Он пришел к сознанию, что его прежняя жалоба на свое положение вытекала из неблагодарности к Богу, который, направляя всю его жизнь, спас его в детстве от безвременной смерти, дал ему возможность получить высокое образование, сохранял его от опасностей во время войны и наконец избавил его от фараона, искавшего убить его. В воспоминание последнего-то именно события Моисей и назвал своего сына Елеезером. Фараон «искал убить его», и, когда он бежал, вероятно послал сыщиков с целью арестовать его и в случае сопротивления – убить. Но Бог явился ему помощником, так что он избег угрожавшей ему опасности не своею собственною силою, предосторожностью или мудростью, но благодаря благости и попечению Бога. Признание этой благости Божией в прошедшем должно было бросить луч надежды и на будущее и дать возможность изгнаннику бодрее смотреть на свое положение, чем это было раньше, – сделало его во всяком случай довольным своею жизнью и заставляло его возлагать все свое упование на волю всемудрого Управителя всем. Замечательно, что эта последняя часть истории Моисея опять находит в высшей степени поразительную иллюстрацию в приключениях Синеха. Когда Синех прибыл на Синайский полуостров, то он также был принят в дом одного из начальников племени, который расспрашивал его о его прошлой жизни и наконец отдал за него свою дочь. «Он поставил меня над своими детьми», говорить Синех, «и женил меня на своей старшей дочери, он подарил мне часть своей земли, лучшую, какая только принадлежала ему». Синех наслаждался теперь свободою, которой он добился. «Мне предоставлена была», говорит он, «свобода ходить, куда только я хотел». В этом почетном и счастливом положении Синех, как он сам рассказывает, «провел многие годы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (ст. 28). Какое необыкновенное дерзновение и какая великая вера проявились в Петре! И Господь не смирил его, не запретил ему, сказав, что он просит невозможного. Напротив, желая, чтобы эта пламенная вера возгорелась в Петре еще больше и чтобы все прочие ученики также утвердились в вере, Спаситель ответил: «Иди» (ст. 29). Простое краткое слово, но оно сделало Петра способным идти по воде, потому что в этом слове была Божественная всемогущая сила, поддержавшая апостола Петра благодаря его вере. Вера — это то, что воспринимает; благодать — то, что воспринимается. Вера делает человека способным получить помощь Божию. Мы со своей стороны прилагаем усилия, отбрасываем сомнения, а Господь снисходит к нам и ради нашей веры, ради нашего стремления и возвышения духа к Нему дарует нам Свою Божественную помощь. Не сама по себе вера спасает человека, но — вера, одухотворенная сверхъестественной Божественной силой, можно сказать — оббженная. Сама по себе вера — ничто, и только в соединении с Богом она становится той спасающей силой, про которую мы говорим, что без веры невозможно совершить спасение. «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (ст. 29). Из этих слов можно сделать вывод о том, что Господь находился еще на некотором расстоянии от лодки, в которой были ученики. По крайней мере, Петру надо было сделать несколько шагов. Подумайте только, какая вера была у этого человека! Он перешагнул через борт лодки, встал на воду, словно на твердую почву, и пошел. Мы не знаем, как это в точности происходило: приходилось ли апостолу Петру переступать через волны, как через комья земли, как делаем мы, когда идем по вспаханному полю, или вода под его ногами превращалась в ровную гладкую тропу, — но он шел по воде. Шел до тех пор, пока не стал думать по-человечески о происходящем вокруг него, пока не забыл о той вере, которая заставила его отречься от всякого здравого смысла. «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельское чтение сегодняшнего дня повествует о том, как один законник, искушая Господа Иисуса Христа, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (ст. 36). Законники составляли чуть ли не отдельное сословие в иудейском народе, это были люди, изучавшие закон Моисеев, Священное Писание, а часто и толкования старцев. Ничем, кроме изучения закона, они не занимались и считали себя большими его знатоками (сейчас бы мы сказали — специалистами). До сего дня в среде религиозных иудеев считается, что очень хорошо иметь в семье подобного законника. Состоятельные люди стараются одного из своих сыновей освободить от занятий каким-либо трудом для того, чтобы он проводил время только в изучении Священного Писания и Талмуда. Если же сыновей в семье нет вообще или они не проявляют к этому способностей, то иудеи стараются выдать замуж за законника одну из своих дочерей. До такой степени даже тоньше в среде иудеев (к сожалению, заблуждающихся) уважаемо звание законника. Законники часто понимали Священное Писание не по духу, а по букве. Формально они знали все, но в жизни применять эти знания не умели, а может быть, и не хотели. Однако они считали себя выше тех, кто закона не изучал. Люди, вращавшиеся в этой среде, друг друга знали, и потому им было известно, что Господь Иисус Христос специально не изучал закон. Поэтому-то один из этих законников спросил Его, какая наибольшая заповедь в законе (неизвестно, сделал он это по собственному желанию или по внушению тех, кто желал испытать, знает ли Спаситель закон). «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею ду-шею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (ст. 37–40). Несмотря на то что этот человек Господа иску шал, Господь этим пренебрегает и думает только о пользе тех, кто стоит вокруг Него и Его слушает, в том числе и о пользе самого законника. Он желал вразумить людей и потому пренебрег тем, что вопрос был задан горделиво.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Вот многие, читая Ветхий Завет, смущаются, как это от лица Божия могло происходить такое повеление: истребить. Мы многого не понимаем. Это во-первых. Во-вторых, никогда эти законы не исполнялись. Они не исполнялись. Вот давайте по букве исполнять закон: нарушитель субботнего покоя должен быть предан смерти, прелюбодей или блудник должен быть предан смерти. Давайте исполнять по букве – это нужно уничтожить большую часть рода человеческого с лица земли. Потому что все пребываем в блуде – если не в прямом, то в мысленном. И Христос охарактеризовал род человеческий только двумя терминами: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (см. Мф. 12:39 ). И вот книга Священного Писания, она только и свидетельствует об одном – вот доминирует над всем тема: как человек борется с Богом. Вот есть борьба с Богом со знаком плюс – Моисей тоже боролся с Богом. Как он боролся с Богом? – Если Ты истребишь народ, то вычеркни и меня из Твоея Книги Жизни (см. Исх. 32:32 ). Вот это борьба с Богом со знаком плюс. А у нас борьба с Богом со знаком минус, потому что это борьба с Его законом, хоть с Ветхозаветным, хоть с Евангельским. Хорошо. Господь нам дал Евангельский закон. Почему мы не живём по этому закону? Почему мы не живём по Евангельскому закону и не любим ближнего своего, как самого себя ( Мк. 12:33 )? Что нам ссылаться и говорить: посмотри какая жестокость в Ветхом Завете? – Время такое было. А вот сейчас? Господь принёс закон Любви: Он все законы Моисея Любви закону подчинил (А.К. Толстой. Грешница. 1858). Где эта в христианском обществе любовь? Вот давайте предъявлять требования к себе. А то: вот посмотрите, там что написано. А нам что написано в Новом Завт? Да вдь не исполняем этого! Мы призваны любить не только ближнего, но и врагов. Иоанн Златоуст говорит: я стыжусь читать эту главу. Откройте Нагорную проповдь, Матфея, 5-я глава, 43-й стих. Я, – говорит, – стыжусь читать эти стихи, как будто они написаны не для нас. Смотрите, что здесь сказано. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего [Это вот в Ветхом Завт. Под ближним разумелся не просто ближний, сосед, а единоверец – соплеменник и единоверец]. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного [вот что требуется, чтобы быть сыном-то Отца Небесного. Дальше], ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на правдных и неправдных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы привтствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». – Хорошо. Почему мы этого не исполняем? «Стыжусь читать и толковать эти слова». – Вот сколько зла было уже тогда в христианском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

« Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (ст. 33). Конечно, имеется в виду не человеческая «благодарность», а Божия. По-славянски эти слова звучат более понятно: «Кая вам благодать есть? ибо и грешницы тожде творят». «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность (по-славянски: «кая вам благодать есть?» — Игум. А.)? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (ст. 34). Значит, истинную любовь, правильное отношение к ближним мы проявляем тогда, когда не ожидаем от них никакой благодарности, когда любим не только тех, которые нас любят, но и тех, которые к нам безразличны, а может быть, даже нас ненавидят; когда помогаем не только тем, которые могут нас отблагодарить и, так сказать, вернуть эту помощь, ной тем, от которых нельзя ожидать никакой благодарности (по той причине, что они жестокосердны или не имеют возможности как-либо отблагодарить). В этом и состоит настоящее христианство. Обычно мы поступаем с людьми так, как они поступают с нами. Спаситель же, добавив одно слово, все переменил: мы должны вести себя с людьми не так, как они себя с нами ведут, а так, как мы хотим, чтобы они себя вели. Простой пример: мы видим человека, который относится к нам с неприязнью, и платим ему таким же неприязненным отношением. А мы должны были бы подумать: ведь я же хочу, чтобы этот человек относился ко мне снисходительно, любил меня, помогал мне? Поэтому для того, чтобы исполнить заповедь, я буду относиться к нему по-доброму, как бы не замечая его неприязни. Такие требования предъявляет к нам Господь. Эти евангельские слова чрезвычайно просты, но, как известно всем людям, пытающимся жить по Евангелию, необыкновенно трудно исполнимы. Когда мы сталкиваемся с каким-нибудь искушением, например, кто-то делает нам нечто неприятное, то в большинстве случаев обида не дает нам вспомнить Евангелие. Гнев застилает наши глаза, туманит разум, и мы ведем себя так, будто бы никогда ничего не читали и не слышали о евангельских заповедях. Иногда, правда, мы Евангелие вспоминаем, но сила страсти в нас столь велика, что, несмотря на желание исполнить заповедь, мы не можем с собой совладать и действуем наперекор собственному разуму.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Уже после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос подобным же образом, как будто напоминая о том первом чуде, также уверил апостола Петра и прочих учеников, что Он - воскресший из мертвых Иисус. В этот раз они опять всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: " Дети! Есть ли у вас какая пища? " Они отвечали Ему: " Нет " . Он же сказал им: " Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете " . Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин.21:4-6). Посмотрите. Если раньше Спаситель говорил им: отойдите на глубину - и это соответствует здравому смыслу, потому что рыбу нужно ловить на глубине, - то здесь Он уже требует от них большей веры, большего повиновения и дает им приказание как будто бы совсем странное: ведь какая разница, с правой ли стороны лодки ты закинешь сеть или с левой? Но Он говорит им: закиньте сеть по правую сторону лодки. И они исполняют это странное и, если так можно выразиться, непрофессиональное приказание, а исполнив его, наполняют сети настолько, что они не просто прорываются, как в прошлый раз, но их уже и вытащить почти невозможно, лишь с большим трудом вытаскивают ученики улов на берег. Вот еще одно чудо, совершенное при ловле рыбы. Поскольку многие из апостолов, как мы знаем, были рыбаками и прекрасно знали все особенности своего ремесла, то столь странные приказания Спасителя в особенности должны были бы вызывать у них сомнения. Тем не менее они в точности исполняли повелеваемое Господом. И благодаря точности исполнения становились свидетелями чудес, уверялись в Божественности своего Учителя и в этом малом, вроде бы нейтральном, ничтожном по отношению к спасению души деле приобретали духовную силу и крепость для исполнения дел уже более сложных, то есть исполнения заповедей Божиих и проповеди Евангелия всему миру с опасностью для своей жизни. Другой пример послушания учеников. Когда собиратели пожертвований для храма спросили апостола Петра, не даст ли их Учитель денег, Петр пришел к Господу, но Тот, предупредив его, спросил: " Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних " ? Петр говорит Ему: " С посторонних " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

вера спасти его? Если, например, брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет... " подите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?.. Ты веруешь, что Бог един: хорошо... и бесы веруют, и трепещут... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:14–16, 19, 26 ; ср. еще 1Кор. 13:2 ; 1Ин. 3:2, 3 ). 8. Свидетельства св. отцов и учителей церкви о том, что для получения спасения необходимы добрые дела в соединении с верою I. Св. Иоанн Златоуст говорит: «птица, хотя не вся, а одною только ногою держится в сети, – вся находится во власти птицелова: так и мы, хотя не все, – не верою и жизнию вместе, – а верою только, или только жизнию, держимся во зле, – все находимся под властию диавола, ибо Сам Господь сказал: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное»; и еще: «не вем вас: отступите от Мене делающии беззаконие» ( Мф. 7:21, 23 ; Лк. 13:27 ). Видишь ли, что нет никакой пользы от веры, когда Владыка не ведает нас; и девам Он говорит тоже: «не вем вас» ( Мф. 25:12 ). Какая же польза от девства и от многих трудов, когда Владыка не знает их? И во многих местах находим, что за веру не порицаются, а за недобрую жизнь мучатся; и наоборот: за жизнь не порицаются, а за развращенное учение погибают: то и другое, значит, нераздельно» («Беседа 6» на 2е посл. к Тим.). Тот же отец церкви, в другом месте, объясняя слова ап. Павла: «имуще образ благочестия, силы же его отвергшиися» ( 2Тим. 3:5 ) пишет: «вера без дела есть образ без души. Как тело красивое и румяное, изображенное на картине, не имеет души, так и вера, хотя бы она и была правая, без дел мертва есть. Представьте какого-либо наглого сребролюбца – предателя, но верующего право: какая ему польза, если он ничего не имеет приличного христианину? У него нет благочестия, он превосходит нечестием язычников, он живет на пагубу других, на хуление Бога, ибо делами своими поносит учение Его: " Таковых, – сказано, – отвращайся» («Беседа 8» на 3 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ю.И. Пономарева, г. Москва Искушения в христианской, тем более, в монашеской жизни могут быть самые серьезные. Искушения, как известно, даются не для того, чтобы они могли преодолеть нас, а чтобы мы преодолели их. Но прежде следует не забывать предупреждения Господне: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк. 14, 28—30). Эта притча подчеркивает великие трудности, которым подвергают себя решившие следовать за Христом. Это продолжительное предприятие, и надо суметь идти до конца. Христос никогда не стремился разрекламировать этот путь, искусственно создавая психоз успеха вокруг Себя. Он не скрывает рискованности предприятия, Он подчеркивает его опасность, сразу же останавливая искусственный пыл, как если бы дезертирство во время пути было хуже, чем если бы мы вовсе не начинали идти. Это должно бы заставить нас серьезно задуматься о тяжести оставления веры, в то время как она должна быть вольной и сознательной. Перестать следовать за Господом после того, как мы начали этот путь, хуже, чем если бы мы не знали Его никогда. Какая страшная ответственность в исповедании веры! Лучше было бы сразу от этого пути воздержаться. Прежде чем стать христианином, сядь и спокойно поразмысли. «Или какой царь, идя на войну против другого царя, — дает другой еще один образ Спаситель, — не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14, 31—32). Эти две притчи — о строительстве башни и о победе на войне — неотъемлемая часть «восхождения в Иерусалим». Два повествования параллельны, в них преподается один и тот же урок, чтобы никто его не забыл: христианская жизнь — это строительство и сражение. Два рискованных предприятия, требующие рассудительности и упорства. Два предприятия, требующие предвидения и собранности. Мы должны сесть и поразмыслить! Исполняем ли мы этот завет Христа? Находим ли время, чтобы задуматься о своей жизни, о своих занятиях? Мы, умеющие вести счеты и расчеты, предвидеть многое в наших человеческих делах, останавливаемся ли мы время от времени — наедине или вместе с другими, — чтобы разобраться, действительно ли совершаются человеческие дела согласно требованиям Христовым? В этом цель постоянного испытания нашей жизни — все видеть, обо всем судить, всегда действовать, молиться — в свете Евангелия.

http://moral.ru/dom_08_2018/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010