> Дело дня: Помогите ребёнку <

или в 1-й пол. 1171

  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030
Иконография посвященная блгв. кнн. Борису и Глебу ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... . Изображение Б. и Г. вместе с др. святыми выявляет множество смысловых нюансов их почитания, напр., в составе избранных святых на полях новгородских икон свт. Николая, архиеп. Мирликийского, из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ) , и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ) , они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б. и Г., 9 мая - свт. Николая) ; в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на ... далее ...
КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... сценами на полях (на его обороте - еще одно изображение тех же святых - XVII в.) и исключительная по качеству живописи большая икона с образом Божией Матери «Одигитрия» в рост, близкая по стилю к фрескам Студеницы (ок. 1208) . К кон. XII в. относится также двусторонняя икона мц. Иулиании Никомидийской, на обороте которой изображена вмц. Варвара (XV в.) . Христос во гробе. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». Кон. XII в. (Византийский музей в Кастории) Христос во гробе. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». Кон. XII в. (Византийский музей в Кастории) К 1-й пол. или 1-й четв. XIII в. Цигаридас относит 2 иконы «Успение Пресв. Богородицы» из Кастории, одна из к-рых хранится в данном музее, а другая - в Византийском музее в Афинах. На иконе из музея в Кастории апостолы и святители, окружающие ложе Богоматери, тесно сгруппированы, пропорции их фигур тяжеловесны, движения несколько неуклюжи, искаженным скорбью лицам придано выражение грубоватого драматизма. Эти черты позволяют отнести икону к местной традиции. Еще одна икона - «Успение Пресв. Богородицы» (XIII в.) , частично записанная, находится в иконостасе ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. ... далее ...
БОРИС И ГЛЕБИскать в Источникеpravenc.ru
... из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ) , и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ) , они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б. и Г., 9 мая - свт. Николая) ; в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве Липно, из ... далее ...
ИОСИФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции ИОСИФ Том XXV, С. 609-610 опубликовано: 12 декабря 2015г. ИОСИФ [болг. Йосиф], болг. мон. («святой старец») , переводчик, работавший в 1-й пол. ( вероятно, во 2-й четв. ) XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне. Основным источником сведений об И. является запись зографского мон. -книгописца Гавриила в Триоди Постной сер. XIV в. (Sinait. slav. 23. Fol. 389) , открытая и опубликованная болг. исследователем-гимнологом Г. Поповым. Запись сообщает, что И. перевел («изведе») с греческого на слав. («в наш болгарский») язык Триодь Постную и Цветную по Иерусалимскому уставу; синаксари для них были переведены в К-поле Закхеем Философом. Перевод И. (именуемый в одном из списков «правым святогорским») быстро стал распространяться в болг. и серб. традициях и к концу столетия вытеснил из обращения все предшествующие. На Руси он получил известность на рубеже XIV и XV вв. со «вторым южнославянским влиянием», возможно при посредстве митр. Киевского и всея Руси Киприана (старший датированный русский список - комплект 1403 г.) ГИМ. Усп. 6-перг., 7-перг. (- был ... далее ...
расширенный поиск подписаться на rss-канал ...Искать в Источникеpravenc.ru
... издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ печать библиотека Т. 10, С. 540 опубликовано: 22 ноября 2010г. ГЕЛАСИЙ [греч. Γελάσιος] († после 342 3) , свт., архиеп. Кипрский. Занимал Саламинскую кафедру в 1-й пол. IV в. Принимал участие в I Вселенском Соборе (325) . Упоминается как Герасий (Γηράσιος) в соч. свт. Афанасия Великого «Защитительное слово против ариан» среди участников Сардикийского Cобора (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50 PG. 25. Col. 340) . В Житии свт. Епифания Кипрского назван претерпевшим много мучений за имя Христово (Vita s. Epiph. Auctoribus Ioanne et Polybio. 33, 34 PG. 41. Col. 65-67) . Лит. : Μακάριος Γ´, ἀρχιεπίσκοπος Κύπρου. Κύπρος ἡ ἁγία Νῆσος. ᾿Αθῆναι, 19972. Σ. 18. Рубрики: История Церкви от Миланского эдикта (313 г.) до разделения Церквей (1054 г.) . ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IIIИскать в Источникеpravenc.ru
... ) или в 1-е правление Фотия ( 858-867 ) - были написаны и украшены миниатюрами 3 Псалтири с иллюстрациями на полях: Хлудовская (ГИМ. Син. Греч. 129д) , Пантократора (Pantokr. gr. 61) и Парижская (Parisin. gr. 20) , от к-рой сохранился лишь небольшой фрагмент. Их иллюстрации по стилю близки друг другу и восходят к традициям раннехрист. миниатюры. В них наряду с буквальными и историческими появляются т. н. типологические иллюстрации, ставящие в соответствие событиям ВЗ события НЗ. Принято считать, что непосредственный прототип Псалтирей с иллюстрациями на полях сложился в кон. VIII - 1-й пол. IX в. в сиро-палестинской среде, а первые Псалтири подобного типа появились во 2-й пол. VI-VII в. Такую редакцию Псалтири, с миниатюрами, комментирующими текст и расположенными только на его полях, иногда называют «монастырской» в противовес «аристократической» редакции с буквальными и историческими иллюстрациями, занимающими отдельные страницы. В дальнейшем обе редакции иллюстрированной Псалтири существовали в Византии параллельно. В Хлудовской Псалтири и в Псалтири Пантократора есть изображения, где показаны иконоборцы, замазывающие икону, иконоборческий Собор 815 г. и защитник ... далее ...
Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... день Св. Троицы - Дан 3. 55-56; в Великий четверг - Флп 2. 8-9; на вигилию Рождества Христова - Исх 16. 6-7; Ис 35. 4 и проч.) , включая нек-рые БЮогородичные праздники, когда поются Г. церковного сочинения ( напр., на Визитацию ) Посещение (прав. Елисаветы) 2 июля () . Во 2-й пол. IX в. Г. исполнялся следующим образом: кантор пел responsum, а весь хор отвечал, повторяя его, затем кантор пел стих Г. (Ordo Romanus V 30) . Вероятно, еще в XII-XIII вв. респонсорий повторялся хором и после стиха (Robert. Paulul. De caerem. 2. 18; 3. 17; Sicard. Mitrale. 3. 3) . Гонорий Августодунский ( 1-я пол. XII в. ) писал, что хор первым поет респонсорий, к-рый затем повторяется кем-то одним из хора, а потом один певец поет стих, к-рый повторяется хором (Honor. August. Gemma anim. 1. 96) . В кон. XIII в. на стих уже не отвечали (Durand. Rationale. 4. 19. 9) . Поскольку певч. книги обычно не содержали рубрик, указывающих образ исполнения песнопений, в Новое время пение Г. было упрощено и стало терять респонсорный характер. Согласно Graduale Romanum 1886 и 1908 гг., респонсорий начинают петь 1 или 2 певца, исполняя первые слова до знака, а народ или хор допевает, потом 2 певца поют стих ... далее ...
БОРИС И ГЛЕБ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в составе избранных святых на полях новгородских икон свт. Николая, архиеп. Мирликийского, из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ) , и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ) , они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б. и Г., 9 мая - свт. Николая) ; в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве Липно, из ... далее ...
ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... T. 1. P. 66) ; 16 июля - IV Вселенского Собора ( Ibid. T. 1. P. 340-342 ) . С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая - I Вселенского Собора; 3 авг. - II Вселенского Собора; 11 июля - IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмц. Евфимии) ; 25 июля - V Вселенского Собора. Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) В студийском Синаксаре сравнительно с Типиконом Великой ц. количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272 ) , 11 окт. - VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289) ; в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до ... далее ...
АНАНИЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... света и радости»». Время мученичества неизвестно. Краткое житие находится в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 186) , Петрова Пролога XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий) Спасский (. Месяцеслов. Т. 2. С. 372) и ряде др. синаксарей. Память А. указывается преимущественно в календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 120-121 ) и месяцесловах греч. Евангелий. Краткое житие А. было переведено в 1-й пол. XII в. на Руси и включено в состав рус. нестишного Пролога (древнейший список - Лобковский Пролог. ГИМ. Хлуд. 187. Л. 73-73 об., 1282 г.) , а впосл. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211-212) . В др. видах рус. и слав. календарей А. встречается крайне редко: упоминается в болг. Драгановой Минее, кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 413) и рус. Румянцевском Обиходнике ( РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в. ) . Гимнография В печатной Минее, употребляемой в наст. время в греч. Церквах (Δεκέμβριος. Σ. 11) , по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Иконография Сцена мученичества святого представлена в Минологии Василия II ( Vat. gr. 1613. Fol. 217, 976-1025 гг. ) . . Лит. : Σωφρόνιος ... далее ...
  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: или в 1-й пол. 1171
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера