или в 1-й пол. 1171

  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030
Иконография посвященная блгв. кнн. Борису и Глебу ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Б. и Г. вместе с др. святыми выявляет множество смысловых нюансов их почитания, напр., в составе избранных святых на полях новгородских икон свт. Николая, архиеп. Мирликийского, из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ) , и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ) , они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б. и Г., 9 мая - свт. Николая) ; в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве ... далее ...
КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... на полях (на его обороте - еще одно изображение тех же святых - XVII в.) и исключительная по качеству живописи большая икона с образом Божией Матери «Одигитрия» в рост, близкая по стилю к фрескам Студеницы (ок. 1208) . К кон. XII в. относится также двусторонняя икона мц. Иулиании Никомидийской, на обороте которой изображена вмц. Варвара (XV в.) . Христос во гробе. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». Кон. XII в. (Византийский музей в Кастории) Христос во гробе. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». Кон. XII в. (Византийский музей в Кастории) К 1-й пол. или 1-й четв. XIII в. Цигаридас относит 2 иконы «Успение Пресв. Богородицы» из Кастории, одна из к-рых хранится в данном музее, а другая - в Византийском музее в Афинах. На иконе из музея в Кастории апостолы и святители, окружающие ложе Богоматери, тесно сгруппированы, пропорции их фигур тяжеловесны, движения несколько неуклюжи, искаженным скорбью лицам придано выражение грубоватого драматизма. Эти черты позволяют отнести икону к местной традиции. Еще одна икона - «Успение Пресв. Богородицы» (XIII в.) , частично записанная, находится в иконостасе ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. Она ... далее ...
БОРИС И ГЛЕБИскать в Источникеpravenc.ru
... из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ) , и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ) , они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б. и Г., 9 мая - свт. Николая) ; в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве Липно, из Свято-Духова ... далее ...
ИОСИФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ) . А. Турилов Рубрики Болгарская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь Ключевые слова Монашество на Афоне Переводчики болгарские Иосиф, болгарский монах («святой старец») , переводчик, работавший в 1-й пол. XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне См. также ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон. -переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол. - сер. XIV в. на Афоне АВЕРКИЙ († 1878) , бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ ( Афанасий; † 1818 ) , прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816) , прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730) , прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2014г. Сделано в Stack ... далее ...
расширенный поиск подписаться на rss-канал ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Православная Церковь) Ключевые слова: Святители Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Архиепископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Геласий († после 342 3) , архиепископ Кипрский, святитель См. также: ВАСИЛИЙ († до 869) , архиеп. Фессалоникийский, свт. (пам. греч. 1 февр.) АВИЛИЙ ( ок. 84 85 - ок. 95 или 98 ) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. ( пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг. ) АВКСИВИЙ († ок. 102) , еп. Солийский, свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.) АВРААМ ( 474-557 или 558 ) , еп. Кратейский, свт. (пам. греч. 6 или 7 дек.) АКАКИЙ еп. Кипрский (?) , свт. (пам. греч. 21 сент.) АНАНИЯ И СОЛОХОН епископы Эдесские, святители (пам. греч. 1 или 2 дек.) АНАТОЛИЙ ( кон. IV в. -458 ) , Патриарх К-польский (с 449) , свт. (пам. 3 июля, пам. греч. 7 июля, 20 нояб.) АНАТОЛИЙ († ок. 282) , еп. Лаодикийский, свт., (пам. греч. 3 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2014 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» © 2007г. Сделано в Stack ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IIIИскать в Источникеpravenc.ru
... впервые. В миланском и парижском манускриптах почти все иллюстрации выполнены золотом, поверх к-рого прочерчены контуры и основные детали изображения. Несмотря на использование в них минимума художественных средств, они отличаются внутренней силой. Иконоборцы, замазывающие образ Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Син. греч. 129д. Л. 167) Иконоборцы, замазывающие образ Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Син. греч. 129д. Л. 167) Вероятно, вскоре после окончания эпохи иконоборчества - в правление Патриарха Мефодия ( 843-847 ) или в 1-е правление Фотия ( 858-867 ) - были написаны и украшены миниатюрами 3 Псалтири с иллюстрациями на полях: Хлудовская (ГИМ. Син. Греч. 129д) , Пантократора (Pantokr. gr. 61) и Парижская (Parisin. gr. 20) , от к-рой сохранился лишь небольшой фрагмент. Их иллюстрации по стилю близки друг другу и восходят к традициям раннехрист. миниатюры. В них наряду с буквальными и историческими появляются т. н. типологические иллюстрации, ставящие в соответствие событиям ВЗ события НЗ. Принято считать, что непосредственный прототип Псалтирей с иллюстрациями на полях сложился в кон. VIII - 1-й пол. ... далее ...
Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... (Robert. Paulul. De caerem. 2. 18; 3. 17; Sicard. Mitrale. 3. 3) . Гонорий Августодунский ( 1-я пол. XII в. ) писал, что хор первым поет респонсорий, к-рый затем повторяется кем-то одним из хора, а потом один певец поет стих, к-рый повторяется хором (Honor. August. Gemma anim. 1. 96) . В кон. XIII в. на стих уже не отвечали (Durand. Rationale. 4. 19. 9) . Поскольку певч. книги обычно не содержали рубрик, указывающих образ исполнения песнопений, в Новое время пение Г. было упрощено и стало терять респонсорный характер. Согласно Graduale Romanum 1886 и 1908 гг., респонсорий начинают петь 1 или 2 певца, исполняя первые слова до знака, а народ или хор допевает, потом 2 певца поют стих до астериска, а хор допевает или повторяет весь респонсорий (De Ritibus servandis in Cantu Missae. 4) . Согласно новому изданию 1974 г., респонсорий поют хор или певцы, стих - певцы, а повторяют респонсорий снова или хор, или певцы (в строгом смысле респонсорное исполнение полагается только, «когда есть возможность») . Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. № 4. Л. 5) Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. № 4. Л. 5) В период Великого поста пение Г. имеет нек-рые особенности. В среду поста 4 времен ... далее ...
БОРИС И ГЛЕБ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... избранных святых на полях новгородских икон свт. Николая, архиеп. Мирликийского, из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ) , и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ) , они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б. и Г., 9 мая - свт. Николая) ; в дальнейшем подобные изображения встречаются в рус. искусстве как образы особо чтимых на Руси святых (иконы из церкви на о-ве Липно, из Свято-Духова ... далее ...
ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272 ) , 11 окт. - VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289) ; в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля - Там же. С. 353-354) . В студийских Типиконах др. редакций - малоазийской и афоно-италийских XI-XII вв., а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется 1 или 2 раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588-589; Arranz. Typicon. P. 274-275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301) , в нек-рых южноиталийских и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860) . В более поздних редакциях Иерусалимского устава оформилась система из 3 памятей: в неделю 7-ю по Пасхе, в октябре и в июле. В таком виде память Вселенских Соборов празднуется и ... далее ...
АНАНИЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ( пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта ) АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305) , мученики Никомидийские ( пам. 26 или 27 авг., 4 марта ) АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304) , мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая) АКИЛИНА († 293) , мц. Библская (пам. 13 июня) АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР († между 330 и 345) , мученики Персидские (пам. 2 нояб.) ВИКТОР (II в.) , мч. ( пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая ) ЕВПСИХИЙ ( † 361-363 ) , мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304) , мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр. ; сир. 2 апр. ; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФИЯ († ок. 251) , мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.) АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.) АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305) , мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.) АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок. 305) , и др., мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.) АКАКИЙ НОВЫЙ Апамейский († 322 или 323) , мч. Милетский (пам. 28 июля) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.) , апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв. - Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр. - пам. мц. Прискиллы) Электронная версия разработана при финансовой поддержке ... далее ...
  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030
Постоянная ссылка на эту страницу: или в 1-й пол. 1171
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера