или в 1-й пол. 1171



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

III. В 1-й пол. XV в. — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... родом серб {[177]}, был муж «всякого целомудрия и разума Божественного исполнен и вельми книжен». Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех. Любя безмолвие, он часто уединялся в свое загородное село Голенищево, и там в тихом приюте, находившемся между двумя реками — Сетунью и Раменскою и окруженном лесом, предавался размышлению, чтению слова Божия, и своею рукою писал книги {251}. Он был знаток церковных канонов, как свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания, числом девять, которыми мы воспользовались в своем месте {252}; был ревнитель церковного богослужения и перевел с греческого некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву — разрешительную даже сочинил сам, о чем также было уже сказано нами. Теперь обратим внимание на остальные его сочинения. Нельзя не пожалеть, что ни одно из поучений митрополита Киприана, которые он несомненно проповедовал в церкви «велегласно», не дошло до нас, что даже окружное его послание, вероятно учительное, которое он по примеру своих предшественников написал «к игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным христианом», доселе не ... далее ...
«Возбранному воеводе и победоносцу Георгию ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... этим именем (происходящие из боярского рода Тертеров) появляются только в последней четв. XIII в. : цари Георгий I Тертер (1280–1292) и его сын Георгий II Тертер (1321–1322) . Георгий пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя) , написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Георгия, освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28 ) . В память об этом событии в 1167–1170 гг. ( или в 1-й пол. 1171 ) Неманя построил монастырь Джурджеви Ступови на Лиме (Там же. С. 143–144) . В нач. XIV в. этот монастырь обновил кор. Стефан Драгутин и впоследствии был там погребен (Марковиz. С. 83) . Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана ( Там же. С. 76; Цанак-Медиz. С. 20 ) . У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий ... далее ...
ГЕОРГИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... с этим именем (происходящие из боярского рода Тертовичей) появляются только в посл. четв. XIII в. : цари Георгий I Тертер ( 1280-1292 ) и его сын Георгий II Тертер ( 1321-1322 ) . Г. пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя) , написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Г., освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28 ) . В память об этом событии в 1167-1170 гг. ( или в 1-й пол. 1171 ) Неманя построил мон-рь Джурджеви Ступови на Лиме ( Там же. С. 143-144 ) . В нач. XIV в. этот мон-рь обновил кор. Стефан Драгутин и впосл. был там погребен (Марковић. С. 83) . Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана ( Там же. С. 76; Цанак-Медић. С. 20 ) . У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий ( 1208-1216 ... далее ...
АСКЕТИЗМ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 3Цар 18. 4; 22. 6 ) . Следующая форма подвижничества у евреев - это нищета, хотя и проявившаяся более внешним образом - в виде нестяжательности. Типическими носителями и выразителями этого подвига являются Ионадав и его потомки, упоминаемые в Книге пророка иеремии ( 35. 6-10 ) ; как пример нищеты имя Ионадава часто встречается в аскетических творениях святых отцов и учителей Церкви. Свт. Григорий Богослов отмечает наставление в нестяжании, какое преподал детям Ионадав (см., напр. : Greg. Nazianz. Carmina I 2. 10) . Прор. Илия в пустыне. Клеймо иконы " Огненное восхождение прор. Илии " . 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Формой подвижничества было отшельничество в пустыню. Представителями такого образа жизни являлись ветхозаветный пророк Илия и Иоанн Креститель. Прп. Антоний Великий, напр., проводя мысль, что для истинно духовного подвижника лучше жить в пустыне, чем «в шумном многолюдстве», ссылается на то, что и Иоанн Предтеча был в пустыне до дня явления своего Израилю, также и «Илия пророк сподобился получать пищу от ангелов, а это было не среди толпы народной, не в городе или в селе, а в пустыне» ( Добротолюбие. Т. 1. С. 44-45 ) . Прп. Антоний, по свидетельству ... далее ...
ЕФРЕМ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ранее были похоронены Казанские святители Гурий и Варсонофий. Позднее над захоронением была построена часовня («пещёрка») . После закрытия мон-ря и сноса всех его храмов в ХХ в. могила Е. оказалась под асфальтом, площадка использовалась как военный плац. Мощи Е. были обретены в ходе археологических раскопок, проведенных музеем-заповедником «Казанский кремль» 26 сент. 1995 г., ныне почивают в нижнем Сретенском храме казанского Петропавловского собора. Сразу после кончины архиерея началось его почитание в Казани. В казанской ц. во имя Четырех евангелистов находилась икона, написанная в XVII или в 1-й пол. XVIII в., на к-рой справа от Св. Троицы был изображен свт. Герман, слева - Е., при образе Е. была подпись: «Святый Ефрем, митрополит Казанский и чудотворец» (Воскресенский. 1902. С. 16) . В Спасо-Преображенском монастыре в XIX - нач. XX в. по субботам происходили молебны в «пещёрке» на могиле Е. С 1995 г. в Петропавловском соборе ежегодно в день кончины Е. совершаются поминальные службы. Сохранилось т. н. Ефремово Евангелие (ныне в Национальном музее Республики Татарстан) . Напечатанное в Москве в 1606 г., оно украшено казанским мастером Парфением. Из выходной надписи ... далее ...
История И. в Ветхом Завете Прор. Илия. Икона. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... где на развернутом свитке у И. надпись: «Ревнуя поревновах... » Прор. Илия, с житием. Икона. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ) Прор. Илия, с житием. Икона. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ) В XVI в. в связи с развитием и усложнением иконографии «Воскресение - Сошествие во ад» в нее включается композиция «Пророки Илия и Енох встречают в раю Благоразумного разбойника» (икона из ц. свт. Николая Чудотворца) Николы Мокрого (в Ярославле) 3-я четв. XVI в., ЯИАМЗ (, икона неизвестного происхождения) кон. XVI в., ЯХМ (и др.) . На иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с апостолами Петром и Павлом и прор. Илией» ( 1-я пол. XVI в., АМИИ ) изображение первоверховных апостолов и пророка подчеркивает роль И. как проповедника. Прор. Илия, избранные святые. Крест-энколпион. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Прор. Илия, избранные святые. Крест-энколпион. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Изображения И. входят в состав циклов Апокалипсиса, наиболее полно представленного на миниатюрах лицевых рукописей. В гл. 11 Откровения св. Иоанна Богослова без упоминания имен говорится о проповеди 2 свидетелей Господних, об убийстве их зверем, о воскрешении и вознесении на небо. На миниатюрах около ... далее ...
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ IIИскать в Источникеpravenc.ru
... натурного исследования. См. : Θούντας. 1999; Αμπόνης. 2003) . 2 ряда окон на продольных фасадах, концентрация проемов на торцах рукавов пространственного креста отражают столичную традицию зодчества, но полукруглая снаружи апсида и простота деталей ставят памятник в рамки традиций Балканского п-ова. Вариации обычных и пересеченных трансептом базилик разрабатывались в монастырском зодчестве Г. и в дальнейшем. В средневизант. эпоху в Кастории были возведены укороченные базилики с необычно повышенным центральным нефом (церкви св. Стефана) сер. IX в. (и св. Бессребреников) 2-я пол. X или 1-я пол. XI в. () . В эпирской базилике Панагии в Мендзене той же эпохи центральный неф соединен с боковыми лишь 3-арочными проемами на колоннах. План базиликального кафоликона мон-ря во Влахерне близ Арты (XII в.) 2 парами колонн, 3-частным алтарем и нартексом напоминает основу церквей типа вписанного креста; высокий ярус хор над нартексом снаружи кажется трансептом. В композиционно простых постройках Зап. Македонии и Эпира с протяженными нерасчлененными участками стен, судя по предложенным датировкам, в IX-X вв. сложилась традиция художественной кладки с орнаментом из плинфы в виде рядов ... далее ...
Паломничество в Свято-Макариевский кафедральный ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца. В 1907 году в храме освящен придел в честь пророка Божия Илии. и «Владимирская-Скитская». Горбаневскую икону Божией Матери обрел в 1-й пол. XVII в. или 1-й пол. XVIII в. казак Горбань на своей пасеке вблизи Полтавы в нынешнем с. Горбаневке. Во время сенокоса коса Горбаня сломалась, задев образ Пречистой. На лике Божией Матери казак увидел рану, нанесенную косой, и слезу. Горбань перенес святыню в свой дом и сообщил о случившемся духовному начальству. Вскоре владелица Горбаневки помещица Стороженкова построила в селе деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (в 1818 г. заменен каменным) , куда и перенесли икону. По молитвам перед святыней стали совершаться чудеса, которые записывались в особую книгу до 1917 г. (утрачена) . На месте обретения иконы открылся целебный источник (вместо разрушенной часовни, в 1997 г. над ним построена новая) . С 1850 г. икону ежегодно переносили в Успенский собор Полтавы на время с 30 июня до 30 сент. В 1930-х гг. храм в Горбаневке был снесен, и икону спрятали ... далее ...
«Возбранному воеводе и победоносцу Георгию ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... левым плечом, в развевающемся за спиной плаще, – в позолоченном медальоне на дне визант. серебряной чаши с двойными стенками с чеканкой и гравировкой (XII в., найдена в сер. XIX в. вблизи г. Берёзова в Зауралье) ГЭ () ; Георгий – в центре композиции, представляющей «придворный праздник» (окружен изображениями царицы, слуг, музыкантов, танцоров, реальных и фантастических животных и масок) . Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204–1359) упоминает об изображении Георгия на коне, находившемся на стене имп. дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в Константинополе (XII в. или 1-я пол. XIV в. ; Niceph. Greg. Hist. VII 5) . Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.) указывает, что в праздник Рождества Христова среди проч. военных знамен в палату императора вносили 2 хоругви – с изображением Георгия-всадника и Георгия-змееборца ( Ps. -Codin. De offic. P. 48, 4, 282 sq. ) . Георгий-воин на коне (без змея) с эпитетом в посвятительной надписи: «Никифорос» (Победоносец) – представлен на фреске нач. XIII в. в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари. Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил ... далее ...
Радоница. Память св. великомученика Георгия ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... и чудес Георгия был посвящен ряд Похвальных слов и Поучений. В сер. XIV в. (1343?) на Афоне или в Болгарии на славянский язык было переведено Поучение на праздник в честь Георгия на тему Мф 10. 32 («Рече Господь: Всяк иже исповедает меня пред человекы») , включенное в состав Евангелия Учительного. В рукописной традиции это Поучение приписывается Константинопольским патриархам Иоанну IX Агапиту, Филофею Коккину или Каллисту I. Поучение встречается в русских списках с 1-й пол. XV в. Похвальное слово Георгию, написанное Аркадием, архиеп. Кипрским, переведено, вероятно, в Сербии в XIV в. или в 1-й пол. XV в. Оно вошло в Сборник Владислава Грамматика 1479 г. (Нац. музей «Рильский монастырь». № 4 8) . Слово того же автора на память освящения церкви во имя вмч. Георгия в Лидде (3 нояб.) было переведено в Болгарии во 2-й пол. XIV в. в составе т. н. Студийской коллекции (Hannick. S. 131) . Русские списки появляются с XV в. : ГИМ. Увар. № 328, 1172 и др. Это Слово помещено в московских комплектах ВМЧ под 4 нояб. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 132 ) . 2 Похвальных слова в честь Георгия были написаны в кон. XIV – нач. XV в. Григорием Цамблаком. 1-е Слово (нач. : «Вчера, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: или в 1-й пол. 1171
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"