115) Такой-же памятник с надписью: „Под камнем сим погребено тело младенца Николая, сына подполковника и разных орденов кавалера Ивана Козмина Горталова, родившегося 1823 года февраля 8 дня, а скончавшегося 1824 года марта 30 дня”. 116) Такой-же памятник с надписью: „Царь славы Ис. Хс. Ника. Супруга, сын и дочь в залог любви своей воздвигли отцу, супругу мавзолей”. Вокруг памятника: „Под камнем сим погребен коллежский асессор Симеон Григорьевич Бутлер, который родился 1764 года апреля 20 числа, скончался 1822 года мая 18 дня; жития его было 58 лет и 27 дней. Боже, приими дух мой с миром!» 117) Большой, деревянный крест с металлическим венком и надписью на западной стороне: „Гавриил Иванович Горталов»; а на восточной: „родился 29 июня 1819 года, скончался 20 июля 1885 г.». 118) Большой пирамидальный памятник с металлическим крестом и надписью на западной стороне: „здесь погребено тело Каз. купца Василия Семенова Матвеева, который родился 1780 года, а скончался 1847 года; жития его было 67 лет». 119) Большой ветхий, в виде гроба, опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, и мечем и надписью: „Царь Славы. Ис. Хс. Ника. Под камнем сим погребено тело отрока Василия Сосипатровича Михайлова». Остальных слов нельзя разобрать. 120) Белый мраморный, граненый памятник без креста с надписью на восточной стороне: „Под сим камнем лежит тело действительного статского советника Александра Андреевича Апличева, скончавшегося 1802 года августа 10 числа». На западной: „бьет час и смертною косой вся добродетель в гроб сокрыта, но память будет вечно омыта супруги верною слезой». 121) Опоковый ветхий, в виде гроба, памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью на южной стороне: „здесь покоится прах воспитанницы Любви чиновника комиссии Казанского комиссариатского депо 9-го класса Герасимова, которая родилась 1824 года августа 12 дня, померла 1831 года июля 31 дня; жития её было 6 лет, и месяцев и 12 дней». На северной: „нет у меня Любоньки, увы, ее не стало! неужели Ангелов у Бога не достало? покойся, милая, пока-ль во гроб твой темный прольется луч ясный, неизменный; увидимся мы там, где вечно нет разлуки, где радости нас ждут за все житейские муки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Святитель Епифаний Кипрский (†403), деятельный обличитель ересей, несколько сближает апостола Петра и его веру. С одной строны, апостол Петр является первым среди апостолов (ton prwton twn apostolwn), твердым камнем (thn petran thn sterean), на котором основана Церковь Божия (ef’ hn h Ekklhsia tou Qeou wkodomhtai) . Но с другой стороны, « святой Петр, главенствующий среди апостолов (korujaiotatoz twn apostolwn), стал для нас воистину твердым камнем (sterea petra), утверждающим веру Господа, на каковом камне во всем созиждена Церковь » . Далее святитель Епифаний цитирует Мф.16:18 и поясняет слова Господа после Петрова исповедования: « На этом камне непоколебимой веры создам Церковь мою » (Epi th petra tauth thz asjalhz pistewz oikodomhsw mou thn Ekklhsian) . Высшее выражение апостольского предания святитель Епифаний видит в Символе веры (но не в личности апостола Петра), провозглашенном отцами Никейского Собора: « Эта вера передана от святых апостолов и [утверждена] в Церкви во святом граде (en Ekklhsia th agia polei) единодушно от всех бывших тогда святых епископов, числом более трехсот десяти » . Святитель Иоанн Златоуст (†407), создатель Литургии, которую неизменно служат в православных церквях всегда и везде, считает камнем, на котором создана Церковь, исповедование (th pistei thz omologiaz) апостолом Петром Божественности Иисуса Христа. Когда апостол Петр исповедал Его Христом, Сыном Божиим, тогда и Христос называет Петра сыном Иониным, чтобы показать, что он одной сущности с родившим, и затем Иисус Христос добавляет о созидании Церкви на этом вероисповедании (epi thz omologiaz) Его божественности . Использование святителем аллегорического толкования этого евангельского текста для выражения фундаментального богословского положения о единосущности Отца и Сына не оставляет возможности для некоего «прямолинейного» толкования – представления ап.Петра как исключительного основания Церкви и притязаний пап вместе с этим. Блаженный Иероним Стридонский (†419), переводчик Священного Писания на латынь, создатель Вульгаты, считает камнем основание Церкви (Super hanc petram Dominus fundavit Ecclesiam), и апостол Петр обрел свое имя от этого камня (ab hac petra apostolus Petrus sortitus est nomen). Единое основание, которое положил апостольский архитектор (1Кор.3), есть Сам Господь наш Иисус Христос (Fundamentum quod Apostolus architectus posuit, ICor.III, unus/unum est Dominus noster Jesus Christus), и на этом незыблемом и твердом основании Христос постоил Церковь (Super hoc fundamentum stabile et firmum … aedificatur Christi Ecclesia) . Почтительное отношение бл.Иеронима к папе Дамасу не имеет вероучительного характера, так как он ничего не пишет о некоем едином (единственном) духовном центре в Риме.

http://pravoslavie.ru/43153.html

4. Слова Божии из Книги пророка Исаии ( Ис.28:16 ) приводятся не буквально по еврейскому тексту или по переводу Семидесяти, но свободно, с указанием только на их главный смысл и значение. Эти слова несомненно относятся к Мессии, как указано выше (прим. к ст. 4), и этот смысл дает им здесь апостол Петр. – Камень краеугольный: полагаемый во главу угла и служащий основанием для двух стен (см. прим. к Мф. 21:42 ). «Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, то есть язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и пременяя в благочестие бесовское суеверие других» (Феофилакт). Избранный, драгоценный: см. прим. к ст. 4. – Верующий в Него не постыдится: то есть не обманется в своем доверии на прочность этого камня: он выдержит на себе всякую постройку. Верующий во Христа, что Он спасет его верою и делами от веры, не посрамится в этой вере и доверии, получит чрез Него спасение. Но так бывает только с верующим во Христа; для такового верующего Он – камень драгоценный, то есть вообще драгоценность, ибо на Нем безопасно устрояется все спасение верующего. Не таков Он для неверующих, для них Он – камень претыкания и соблазна. Под неверующими, по значению греческого слова, разумеются не неимеющие веры, но, собственно, противящиеся вере, упорные в неверии. – Камень, который отвергли строители, то есть представители иудейского народа, отвергшие Господа Иисуса как Мессию, но Который, несмотря на сие, сделался краеугольным камнем, или основанием, духовного храма Божия на земле, то есть Церкви Христовой (ср. прим. к Мф. 21:42 ; Деян. 4:11 ). – Камень претыкания и камень соблаза: выражение, заимствованное из пророка Исаии ( Ис.8:14 ), буквально означающее – камень, о который спотыкаются, и камень, на который падают. Объяснением этого образного выражения служат дальнейшие слова – не покоряясь слову, то есть своевольно отвергнув слово. Слово разумеется или пророческое о Мессии, которое они имели средства правильно уразуметь и принять Христа, но не уразумели и не приняли, и, таким образом, Христос стал для них камнем претыкания; или – слово Христа о Себе Самом, которому они не верили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но не есть ли этот камень – Симон, поименованный Петром, или Петр, переименованный из Симона, как некоторые полагают? Сему мнению, кажется, служит опорою и значение имени Петр, и название оным Симона. Петр, как и в другом месте ( Ин. 1:42 ) Кифа (сирийское), означает гору, скалу или камень; для чего ж Петру и такое имя, если не быть ему основным камнем Церкви Христовой? Но не очевидно ли, с другой стороны, что сие наименование относится не к лицу Симона, но к твердой его вере? Как бы так сказал ему Иисус: «Настоящее исповедание твое так твердо, как скала; по ней называю тебя Петром; и на сем камени, на такой-то скале, на таком-то твердом, как скала, исповедании, Я созижду Церковь Мою». Такая вера, без сомнения, не может ограничиваться одним лицом апостола Петра, как и не один Петр призывается в Церковь ; между тем с неподвижностью скалы, на которой бы могла основаться Церковь так прочно, чтобы и врата адова, то есть все усилия врагов ее, не могли одолеть ее, нельзя, кажется, в самом Петре согласить ни троекратного отречения его от своего Учителя ( Мф. 22:64–75 ), ни всенародного обличения, сделанного ему апостолом Павлом ( Гал. 2:11–14 ); как же после сего апостол Петр мог быть основным камнем Церкви? Разве скажут, что он первый имел твердое дерзновение проповедать Иисуса Христа иудеям ( Деян. 2 и далее) и язычникам ( Деян. 10 и до конца), и, следовательно, первый положил основание, или лучше, начало созиданию Церкви? Но сие, очевидно, не то значит, что апостол Петр был основным камнем Церкви Христовой, а то, что он был первым по ревности и решительности соработником Богу и искусным строителем Церкви ( 1Кор. 3:9–10 ), созидавшим, подобно прочим апостолам, на данном уже основании или камне, который собственно и единственно есть Иисус Христос. Основания бо иного, говорит апостол Павел, никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (ст. 11; ср. Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; Пс. 117:22–23 ; Ис. 28:16 ), в чем совершенно согласуется с ним и сам апостол Петр ( 1Пет. 2:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но не есть ли этот камень – Симон, поименованный Петром, или Петр переименовавный из Симона, как некоторые полагают? Сему мнению, кажется, служит опорою и значение имени Петр, и название оным Симона. Петр, как и в другом месте ( Ин.1:42 ) Кифа (сирское) означает гору, скалу или камень; для чего ж Петру и такое имя, если не быть ему основным камнем церкви Христовой? – Но не очевидно ли, с другой стороны, что это наименование относится не к лицу Симона, но к твердой его вере? Как бы так сказал ему Иисус: «настоящее исповедание твое так твердо, как скала, по ней называю тебя Петром; и на сем камени, на такой-то скале, на таком-то твердом, как скала, исповедании, Я созижду церковь Мою». – Такая вера, без сомнения, не может ограничиваться одним лицом апостола Петра, как и не один Петр призывается в церковь ; между тем с неподвижностью скалы, на которой бы могла основаться церковь так прочно, чтобы и врата адовы, т. е. все усилия врагов ее, не могли одолеть ее, нельзя, кажется, в самом Петре согласить ни троекратного отречения его от своего Учителя ( Мф.26:64–75 ), ни всенародного обличения, сделанного ему апостолом Павлом ( Гал.2:11–14 ); как же после сего апостол Петр мог быть основным камнем церкви? Разве скажут, что он первый имел твердое дерзновение проповедать Иисуса Христа Иудеям ( Деян.2:14 и д.) и язычникам ( Деян.10:1 и до конца), и, следовательно, первый положил основание, или лучше, начало созиданию церкви? Но это, очевидно, не то значит, что апостол Петр был основным камнем церкви Христовой, а то, что он был первым по ревности и решительности соработником Богу и искусным строителем церкви ( 1Кор.3:9–10 ), созидавшим, подобно прочим апостолам, на данном уже основании или камне, который собственно и единственно есть Иисус Христос. Основания бо иного, говорит апостол Павел, никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11, сн. Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; Пс.117:22–23 ; Ис.28:16 ), в чем совершенно согласуется с ним и сам апостол Петр ( 1Пет.2:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостольство Церкви, это свойство ограничительное: не всякий христианин (т.е. верующий в Господа нашего Иисуса Христа) принадлежит Церкви. Мы не можем признать принадлежащими к Церкви, например протестантов по правилу апостольства. Церкви должны принадлежать лишь те, которые сохраняют в учении, в священнодействии и в управлении преемственность Апостолов. Об этом в Катихизисе говорится так: « Церковь называется Апостольскою потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа, чрез священное рукоположение. В сем разуме Церковь называется также Православною или Правоверующею». Здесь акцент поставлен на апостольское преемство. Разберем подробнее. Прежде всего, мы знаем, что краеугольным камнем Церкви является Господь наш Иисус Христос, поэтому она по праву называется Апостольскою. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:19–20 ). Подчеркиваю, что основание – Апостолы и Пророки, а краеугольным камнем является Сам Иисус Христос. Св. Евангелист Иоанн Богослов описывает Церковь в виде города: «Стена города имеет 12 оснований, и на них имена 12 Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Это высказывание является основанием для названия «Апостольская Церковь ». Обязанность, налагаемая на нас Апостольством Церкви В Катихизисе говорится: «твердо держаться учения и преданий Апостольских, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов». «...братья стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). «Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит.1:10 ). Спаситель говорит: «если и Церкви не послушает (брат твой); то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господь Иисус Христос, пророки и апостолы для приближения уму слушателей истин духовных часто брали сравнения от предметов земных. Здания же строятся на земле обыкновенной, а не на цельных скалах, которые редки. Итак, как невозможно высечь из горы и положить под целое здание один камень по чрезвычайной тяжести его; то на востоке высекали из скалы или выбирали отпавший от нее большой камень. Когда находили такой камень и по испытании он оказывался твердым, то обтесывали его в при участии самого хозяина дома клали его в основание главного переднего угла здания; камни же, оказавшиеся при испытании не твердыми, оставлялись или отвергались. Закладка краеугольного камня сопровождалась празднованием. Затем к этому угловому камню пригоняли и прикладывали с обеих сторон другие меньшие камни и скрепляли первые с ним, а прочие друг с другом железными скобами и заливали свинцом, так что все прочие камни всего основания дома связывались с краеугольным камнем, и на нем главным образом утверждалась тяжесть дома; потому-то везде в Св. Писании говорится об одном краеугольном камне дома. Потому и Господь называется краеугольным камнем, положенным во главу угла в основании Церкви, потому Ему одному и никому другому принадлежит главенство над Церковью. Апостол Петр и другие апостолы и пророки суть второстепенные камни основания, связанные с краеугольным камнем Христом. Но иное созидание или строение вещественное и иное духовное. В духовном строении здание созидаемое и созидающие оное одно и тоже. Иисус Христос есть первосвященник и жертва, в которую Он Сам Себя принес. Он и приносящий и приносимый; таким же образом Он и основание Церкви и строитель Ее главный, а апостолы второстепенные и камни Церкви и строители ее, а прочие христиане суть камни, полагаемые пастырями в стены в другие части здания Церкви, сами себя полагать изволяющие; ибо от воли каждого зависит быть членом Церкви. Во многих местах Писания Церковь называется телом, а Иисус Христос и только Он один называется главою Церкви, а все прочие и сами апостолы суть только члены тела Церкви ( 1Кор.12:11,12,27,28 ; Еф.1:22, 4:15 ; Кол.1:18, 2:10,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Другие же толкователи полагают, что под камнем Иисус разумел самого Петра; такого мнения держатся католики, приписывая Апостолу Петру, а затем и Папе Римскому, как преемнику его, главенство над всей Церковью Христовой. Сторонники такого толкования подкрепляют его еще тем, что Апостолу Петру Христос дал ключи Царства Небесного, то есть власть прощать грехи. Из дальнейших повествований Евангелистов видно, что Апостол Петр, почти вслед за такими словами Иисуса, стал искушать Его, прося пощадить Себя и не доводить до смерти от руки старейшин, первосвященников и книжников, а когда Иисуса взяли под стражу, то трижды отрекся от Него. А это доказывает, что, говоря — Ты — Христос, Сын Бога Живаго , — сам Апостол Петр не был еще таким камнем, который мог бы выдержать, вынести на себе всю тяжесть Церкви Христовой; после Воскресения Христова и сошествия на Апостолов Святого Духа Он с другими Апостолами действительно стал непоколебимым, как камень, проповедником учения Иисуса Христа; но во время путешествия Иисуса к Кесарии Филипповой он не был еще таким камнем. К тому же ключи Царства Небесного, власть отпускать или не отпускать грехи, даны были не одному Петру, а и другим Апостолам, что доказывается словами Иисуса, сказанными после Воскресения: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). Поэтому не Петра, а веру в Иисуса как воплотившегося Бога надо считать тем основанием, которое дает крепость, силу Церкви Христовой, и притом такую силу, что и врата ада не одолеют ее . В прежние времена для защиты от вторжения неприятелей вокруг городов строили стены и всю воинскую силу сосредоточивали у ворот, так как проникнуть в них было легче, чем проломить стену. Поэтому, уподобляя в иносказательной речи Церковь Свою зданию, построенному на скале, а ад, как вместилище зла, городу, окруженному стеной, Иисус сказал, что все соединенные силы ада, сосредоточенные как бы у ворот его, или врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного. Продолжая ту же иносказательную речь и уподобляя теперь не Церковь, а Царство Небесное зданию, имеющему входные ворота или двери, Иисус говорит Петру, что даст ему ключи от дверей Царства Небесного, то есть власть открыть эти двери для одних и закрыть для других. А чтобы не оставить Апостолов в недоумении относительно значения этих ключей, Он тотчас же и объясняет, что кому Петр простит грехи, тому будут открыты двери Царства Небесного, а кому не простит, для того они будут закрыты. Власть эту Иисус дал после того всем Апостолам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Слово Божие называет, вслед за краеугольным камнем Христом, также и святых апостолов «основаниями», т. е. камнями, лежащими в основании Церкви. Изображая в Апокалипсисе вышний град Иерусалим, тайновидец Иоанн пишет: «стена града имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца » ( Откр.21:14 ). Подобно тому, как «светом» именуется в Писании не только истина («ходим во свете», истине ( 1Ин.1:7 )), но и ее Источник («Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 )), а за Ним – и апостолы – носители истины («вы – свет мира» ( Мф.5:14 )); – так равно и основаниями Церкви называются не только вера, и не только ее Источник Христос, но и апостолы – носители веры . «Вы...», – пишет апостол, – «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). Господь наименовал «камнем» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостолом как собственное: Кифа, или Петр. (О двойных именах у апостолов – примеч. 10-е). Петр – первый по действию и первый в сонме апостольском, по церковному именованию – первоверховный. Проповедью его первого открывается в день Пятидесятницы всемирная проповедь апостолов. Он, далее, открывает принятие язычников в Церковь крещением Корнилия сотника. Но будучи первым, апостол Петр в том же ряду Двенадцати. Спаситель ко всем двенадцати обращается, говоря: «Вы соль земли» ( Мф.5:13 ). – «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ) – .«Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). – На всех апостолов ниспослал Духа Святого. – Всем им сказал: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). – «Вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). – Всех их назвал братьями Своими. Обо всех изрек молясь: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). У апостолов нет мысли, что один из них есть «князь» апостолов или Церкви: «кто Павел? кто Аполлос? они только служители» ( 1Кор.3:5 )... «И в знаменитейших чем либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишет ап. Павел) нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека» ( Гал.2:6 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или многие, употребили его во зло. Это надо отнести и ко Иисусовой молитве. Сам Иисус был камнем преткновения для многих; проповедь о Нем была камнем преткновения; Крест Его был камнем преткновения; как же Святейшему Имени Его не участвовать в тех же обстоятельствах ? Из того, что могу я заключать по двадцатилетнем наблюдении современнаго монашества Православной Отечественной Церкви, находясь это время сам в недре его, даю следующий отзыв: если находятся еще в наши времена, времена нищеты, глада и мрака в духовном отношении, иноки, имеющие отчасти истинное духовное разсуждение; то это те весьма немногие, которые будучи просвещены умною Иисусовою молитвою, познали подробно свои страсти, действия лукавых духов и наконец действие Духа Божия, начинающагося с излияния в душу священнаго мира о Христе. Кто же при свете умной молитвы не узрел страстей своих, не познал действия лукавых духов и не вкусил, что такое мир Христов, соединяющий во едино ум, душу и тело; тот не имеет и понятия о духовном разсуждении, хотя и мнит иметь его обольщаемый тщеславием. Таковое мнение свойственно всем, проходящим, так называемый св. Симеоном Новым Богословом, второй образ внимания и молитвы. При благонравии можно иметь разсуждение, или разум и естественный, и деятельный, образованный науками и чтением, как весьма основательно разсуждает о сем преподобный Григорий Синайский; но это еще — не разсуждение духовное! От таковаго разума отстоит духовное разсуждение, как небо от земли, и превосходнее его, как свет солнца превосходнее тусклаго света ночных светил небесных. Из писем к монашествующим. К брату, занимающемуся умною молитвою    На слова письма твоего: «возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада», ответ мой: «прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу».    Так отвечать научает меня святый Апостол Павел. Он написал Коринфянам: «не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа, себе же самих рабов вам Иисуса Господа ради» (2»  «Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010