104) Такой-же крест с образом Пресвятой Богородицы, утвержденный на такой-же тумбе и окружен, железной оградкой. На восточной стороне тумбы-надпись: „Под сим крестом погребены тела семейства Казанских граждан Тушновых. Памятник сей поставлен 1880 года июля 1 дня». На южной: „в знак вечной памяти от их детей и племянников». На северной: „Господи, приими дух их с миром». 105) Такой-же и на такой-же тумбе, на западной стороне которой находится надпись: „Под сим камнем покоится прах раба Божия коллежского советника Матвея Петровича Мануйлова, скончавшегося в 1863 году октября 22 числа; жития его было 56 лет». На южной: „Под сим камнем покоится тело раба Божия прапорщика гвардии Владимира Ивановича Рубинова, скончавшегося в 1845 году 15 мая; жития его было 25 лет». На восточной: „Под сим камнем покоится тело рабы Божией супруги коллежского советника Клавдии Ивановны Мануйловой, родившейся в 1818 году 3 апреля, скончавшейся в 1886 году 4 мая». На северной: „Под сим камнем покоится тело рабы Божией майорши Екатерины Гаврииловны Рубиновой, скончавшейся в 1828 году; жития её было 33 года». 106) Чугунная большая плита с высеченными лучезарным глазом, крестом, копьем, мечем и надписью: „здесь погребен губернского округа президент, 1-й гильдии купец Петр Григорьевич Каменев; скончался в 1776 году 12 октября; жития его было 36 лет и 14 дней. Погребен митрополитом Вениамином Казанским и Свияжским». 107) Большой белого мрамора крест, утвержденный на серо-мраморной тумбе, на западной стороне которой имеется надпись: „Татьяна Гавриловна Каменева скончалась 4 августа 1860 года на 70 году от рождения». 108) Маленький опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью: „Царь славы Ис. Хс. Ника». На западной стороне: „Под сим камнем погребено тело госпожи майорши Анны Петровны; скончалась 1794 года ноября 27 дня от рождения своего на 24 году». 109) Чугунная плита с вычекан. лучезарным глазом, крестом, копьем и мечем, утвержденная на опоковом камне, с надписью: „Господи приими дух мой с миром. Здесь погребено тело коммерции советника Гавриила Петровича Каменева, скончавшегося в 1772 году февраля 3 дня, жизни его было 32 года. В ком некогда пылал небесный чистый пламень, кто добродетель чтил, кто был несчастных друг, кто бедного любил, -того оставший прах здесь кроет хладный камень”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поищем еще других мест Св. Писании об этом же предмете. В Писаниях не только Нового Завета, но и Ветхого, Иисус Христос многократно называется краеугольным камнем Церкви Его. О нем, как краеугольном камне, пророчествовал св. царь Давид в псалме 117: камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших ( Пс. 117:22–23 ). Устами Исайи Господь Бог сказал: Я полагаю в основание в Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепкоутвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28:16 ). Эти пророчества Сам Иисус Христос отнес к Себе. Сказав книжникам и фарисеям притчу о виноградарях, которые убили сына хозяина винограда, чтобы виноградник присвоить себе. Он заключил: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Мф. 21 ; Мк. 12 ; Лк. 20 ). Здесь Господь Иисус Христос называет Себя краеугольным камнем, положенным от Бога в основание Церкви, которую будут строить другие, а не начальники иудейские, которые отвергли этот камень. И апостолы в своих писаниях многократно называли Иисуса Христа краеугольным камнем Церкви. Сам апостол Петр приводит в своем первом послании ( 1Пет.2:6,7 ) пророчества царя Давида и Исайи об Иисусе Христе, как краеугольном камне Церкви, и в своей речи начальникам иудейским, по Деяниям апостольским, он сказал об Иисусе Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11 ); а св. апостол Павел к Ефесеям написал: вы... утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе ( Еф.2:19–22 ; Рим. 9 ). Но почему Иисус Христос называется только краеугольным камнем, а не всем основанием, как естественно представлять Его согласно с указанными выше словами апостола Павла: никто не может положить основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Далее в изложении видения Навуходоносора идет речь а разрушении статуи от падения на нее камня. Камень отторгся от горы без содействия рук человеческих и разбил вдребезги истукан и все части его превратил в плеву, рассеянную ветром. Под этим камнем, по толкованию Даниила, разумеется новое царство, противоположное четырем помянутым царствам. Все они были идолопоклоннические. Все они, как идолопоклоннические, находились под властью князя мира – диавола. И этой та власти нанесен будет удар камнем, имеющим отторгнуться от горы. Этот камень есть Христос, основатель нового царства, Который и в других местах ветхозаветного писания называется камнем и притом краеугольным ( Пс. 117:22 ; Ис. 28:16 ). Сам Христос ветхозаветные пророчества о краеугольном камне относит к Себе, выражая сожаление, что сим камнем пренебрегли неверующие Иудеи ( Мф.21:22 ). Равно и апостолы относили тоже пророчество ко Христу ( Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:6 ; Рим. 9:39 ), разумея Его под камнем в том смысле, что на Христе, как на краеугольном камне, основана Церковь ( Еф. 2:20 ). А что значит то, что камень, имеющий сокрушить царство князя мира сего, отторгнется от горы без участия рук человеческих? Это значит, что Христос, по разумению Церкви, родится от Пресвятой Девы Марии безмужно, по наитию на нее Духа Святого. «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый расстоящиеся естества». Под сими расстоящимися естествами разумеются два естества, Божеское и человеческое, которые соединились в лице Христа, подобно тому, как две стены здания соединяются упираясь в угловое основание. Горою г от которой отторгся камень, именуется в сем случае Пресвятая Дева, по высоте Ее достоинства, ибо, как Матерь Сына Божия по плоти, Она со делалась честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов, – и по высоте Ее нравственных качеств. Вот главная причина, почему память пророка Даниила, получившего откровение о сей истине, то есть о тайне воплощения Сына Божия, соединяется с памятью трех отроков, оставшихся невредимыми в раскаленной печи: в том и другом случае Церковь усматривает отношение к Рождеству Христову от Девы Марии: Она родила Его без истления, не опалившись огнем Божества, и без участия мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рассказ об изгнании бесов Арсением, встречается и в устных преданиях об острове Коневце. Одно из преданий приведено в публикации XVIII в. Н.Я. Озерецковского: «Когда преподобный Арсений, коневский чудотворец, поселился на сем острове, который нашёл он пуст, то спрашивал у набережных жителей, почему называется он Коневцем? Тогда сказали ему, что так называется он по Коню-камню. А Конь-камень получил сие название от старожилых набережных обывателей потому, что каждое лето приносили они ему в жертву по лошади за сбережение их скота, который для корму перевозили они с берегу на остров, и без пастуха оставляли его там на целое лето, по прошествии которого покидали одного коня на острове у камня, в знак благодарности к невидимым жителям, кои, по их мнению, под камнем находились и скот их летом охраняли. Оставленный на острове конь, зимой обыкновенно пропадал. Но тогдашние жители думали, что пожирают коня нечистые духи, под камнем обитающие. Преподобный Арсений, усмотря, что самые рассказчики басне сей не совсем верили, и чертей, под камнем живущих, как бы боялись, приступил к камню с молитвами, окропил его святой водой и уверил простых людей, что черти более быть там не могут. Но и тогда были люди, которые сказали, будто бы они видели, что черти в виде воронов полетели оттуда на Выборгский берег в большую губу, которая и по сие время Чертова Лахта называется» 124 . Другое предание было записано в XIX в.: «Остров называется Коневецким по огромному на нём камню, известному под названием Конь-камень. (...) Остров Канев во времена язычества был местом жертвоприношений. Окрестные жители ежегодно привозили на остров коня и оставляли его перед камнем, для умилостивления злого духа. Святой Арсений, видя, что христианство не изгладило в жителях верования в убежище злого духа под этим камнем, освятил его молитвами и святой водой. При обряде вороны, и даже демоны, вырвавшись из камня, который треснул, перелетели на берег к Лахте. Народ убедился, что то были злые духи, и назвал Лахту Чёртовой – название, под которым она и до сих пор известна» 125 . Практически все сюжетные мотивы процитированных преданий, совпадают с эпизодом основания монастыря, читающимся в Житии Арсения Коневского. Однако в этих устных текстах содержится ещё одно топонимическое предание. Объясняется не только название «Остров Коневец», но и происхождение топонима «Чёртова Лахта». Кроме того, в одном из преданий сообщается ещё одна деталь, говорится о том, что во время изгнания бесов камень треснул 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К тому же сказано, что ее не одолеть ни ветру, ни волнам и даже самим вратам ада. Удивительным может показаться другое – то, что Христа, Спасителя нашего, Божию Силу и Божию Премудрость, Верховный Апостол Петр в своем Первом Послании, в главе 2, называет, не обинуясь, Камнем претыкания и Камнем соблазна, говоря: Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих (...) камень претыкания и камень соблазна ( 1Пет. 2, 7 ). Поистине ужасны слова о том, что Источник всякой святыни может быть Камнем претыкания и соблазна. Каким образом Камень, краеугольный, набранный, драгоценный, приходит в такое умаление, что становится враждебным препятствием для претыкающихся? Не только Апостол Петр, но и Богоносец Симеон, украшенный сединой духовной мудрости, говорит такие слова. Досточтимый старец приходит в Церковь Господню, движимый Святым Духом, навстречу младенцу Христу и, приняв на руки свои Создателя своего, говорит: се, лежит Сей на падение и на восстание многих ( Лк. 2, 34 ). Почему же ты, святой Пророк, говоришь, что Христос лежит на падение? Вот о том, что Христос лежит на восстание, ты хорошо сказал, ведь Он наш Господь и наш Бог, Он Спаситель, Жизнь и Воскресение наше. Но как ты дерзаешь вещать о том, что Христос лежит на падение? Тем не менее, все произошло именно так, как предсказал старец, вдохновленный Святым Духом. Христос, наш Спаситель, стал Камнем претыкания на падение, во-первых, неверного рода Иудейского. Те, кто знали пророчества о Христе, уже оправдавшиеся Его пришествием, кто слышали Слово Жизни, из уст Его исходящее, многими чудесами подтверждаемое, но сопротивлялись Истине и не верили Его Слову, преткнулись об этот Камень и упали, окаянные. Они лишились не только земного царства, но и Небесного, по неложному Слову Господню: сыны царства извержены будут во тьму внешнюю ( Мф.8:12 ). Когда Евангельский глас прошел по всей подсолнечной земле, тогда слава дел и чудес Христовых проникла во все народы. И Христос стал Камнем претыкания Еллинам. Когда Апостольская труба проповеди затрубила во всю землю и загремела во все концы вселенной, Еллины заткнули свои уши и не захотели слышать правду, видеть Небесный свет, отвергли душеполезное учение и пренебрегли дорогой, ведущей в Небо, преткнулись об этот Камень и пали гибельным падением, по Слову Христа: Если бы Я не пришел и не говорил и,.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Далее в изложении видения Навуходоносора идет речь о разрушения статуи от падения на нее камня. Камень отторгся от горы без содействия рук человеческих и разбил вдребезги истукан и все части его превратил в плеву, рассеянную ветром. Под этим камнем, по толкованию Даниила, разумеется новое царство, противоположное четырем помянутым царствам. Все они были идолопоклоннические. Все они, как идолопоклоннические, находились под властью князя мира – диавола. И этой-то власти нанесен будет удар камнем, имеющим отторгнуться от горы. Этот камень есть Христос, основатель нового царства, Который и в других местах ветхозаветного писания называется камнем и притом краеугольным ( Пс.117:22 ; Ис.28:16 ). Сам Христос ветхозаветные пророчества о краеугольном камне относит к Себе, выражая сожаление, что сим камнем пренебрегли неверующие иудеи ( Мф.21:42 ). Равно и апостолы относили тоже пророчество ко Христу ( Деян.4:11 ; 1Петр.2:6 ; Рим.9:39 ), разумея Его под камнем в том смысле, что на Христе, как на краеугольном камне, основана Церковь ( Еф.2:20 ). А что значит то, что камень, имеющий сокрушить царство князя мира сего, отторгнется от горы без участия рук человеческих? Это значит, что Христос, по разумению Церкви, родится от Пресвятой Девы Марии безмужно, по наитию на нее Духа Святого. «Камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый расстоящаяся естества». Под сими расстоящимися естествами разумеются два естества, Божеское и человеческое, которые соединились в лице Христа, подобно тому, как две стены здания соединяются, упираясь в угловое основание. Горой, от которой отторгся камень, именуется в сем случае Пресвятая Дева, по высоте Ее достоинства, ибо, как Матерь Сына Божия по плоти, Она соделалась честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, и по высоте Ее нравственных качеств. Вот главная причина, почему память пророка Даниила, получившего откровение о сей истине, то есть о тайне воплощения Сына Божия, соединяется с памятью трех отроков, оставшихся невредимыми в раскаленной печи: в том и другом случае Церковь усматривает отношение к Рождеству Христову от Девы Марии: Она родила Его без нетления, не опалившись огнем Божества, и без участия мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Однако, здесь трудно не удержаться от следующей соблазнительной аналогии: как известно, по-гречески имя Петр означает камень, точнее скала. Следовательно, под камнем, сокрушившим " здание умышлений " Карла XII вполне может подразумеваться Петр I. Но если это так, и сопоставление камень-Петр ведет не просто к аналогии, но к известному смешению Христа-камня и Петра-камня. Дело в том, что в экзегетической традиции этого места из книги пророка Даниила традиционным являлось мессианское толкование образа камня: именно грядущий Христос, " камень, которым пренебрегли строители, ставший во главу угла " должен был сокрушить идолопоклоннические царства. Соответственно, камень-Христос пророчества Даниила вполне сопоставим с камнем-Петром, разрушившего мечты нового Навуходоносора - Карла XII. Подтверждением этого является другая сомнительная аналогия: " И творяй милость христу своему Петру " С одной стороны, эти слова могут восприниматься как библейская аллюзия " и творяй милость христу своему Давиду " , царь Петр может сравниваться не столько со Христом, сколько с царем Давидом. Однако, есть и другие места, свидетельствующие о несомненно " христологическом " облике царя Петра, например, характеристика подданных Петра, не пожелавших участвовать в измене Мазепы: Да восхвалятся ныне с вами земнии Ангели Не прилепившиеся диаволу крамольнику, Да почтутся якоже апостоли, Не согласившиеся со вторым Иудою Мазепою Заметим, что в византийских, а равно и в древнерусских гимнографических памятниках, мы не встречаем ничего подобного. Соответственно, если мы принимаем аналогию между камнем-Петром и Камнем-Христом, то из всего изложенного выше логически вытекает признание того, что Российская церковь держится краеугольным камнем - Петром. Отсюда - несколько шагов до " Духовного Регламента " , в котором император провозглашается " главой и крайним судией Церкви " , тем более, что его автор, Феофан Прокопович, провозгласил Петра христом Господним " еще раньше Феофилакта, в " Слове похвальном на победу... " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

есть и в Саввином месяцеслове. Это, по всей вероятности, освящение церкви Богородицы или подобное сему, ибо в сем же мирославовом евангелии и в саввинной книге есть 6 сентября освящение церкви Богородицы (по гречес. памятникам в доме Ирины в Девтере). Сей месяцеслов имеет особенности: 1 окт. Петра архиефискупа тоже в Одесском (неизвестен), 11 апр. Поплие (или Помпий 10 апр. или Поплион 27 апр.). Месяцеслов происхождения константинопольского, но в выговоре слов видно западное влияние: Антим вместо Анфим, Текла вместо Фехла, Иоанн Теолог (Богослов), Иван Батист (Креститель) и многое тому под. По содержанию он очень древен: из восточных последняя память патр. Германа ( ок. 740), из славянских Кирилла и Мефодия 869 и 885 г. Охридский Охридский месяцеслов относится учеными по языку и письму к XII веку. Он находится в книге апостольских чтений или апостоле. Рукопись на толстом пергамене, вывезена В. И. Григоровичем из Охриды. Месяцеслов издан Изм. Ив. Срезневским в Древних славянск. памятниках юсового письма, в 1868 году (стр. 75). Он имеет много особенностей в сравнении с другими слав. и известными греческими месяцесловами. Первая особенность – разительная неровность в числе памятей за первое полугодие со вторым. С сентября по март он содержит памяти на все дни месяцев и на многие дни по две, по три и более, так что полнотою памятей превосходит известные доселе месяцесловы при евангелиях и апостолах. Только февраль имеет 27 дней. В марте не показано памятей на 7, 8, 9, 29, 30 и 31 дни, в апреле быстрый переход в сокращению: на первые 7 дней показаны памяти и затем только на 23 и 25 числа, в мае только на 8 дней, в июне на 4, в июле на 6 и в августе на 3 дня, более известнейшие памяти. В большей части известных месяцесловов второе полугодие, мартовское беднее памятями первого, сентябрьского; но такого резкого контраста ни в одном месяцеслове не замечено. В сем месяцеслове несомненно видны следы латинского или западного влияния: память муч. Агнии показана 21 и 28 января, в восточных месяцесловах она показывается только 21 января, а в западных 21 и 28 января, 8 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

еп. папу Дионисию и Павлу, они показаны в иеронимовом мартирологе 9 февраля, 1 марта св. Доната по иеронимову мартирологу (в Африке муч.), 4 марта показана память Амвросия медиоланского , в римском мартирологе 4 марта посвящение Амвросия в епископа, Перпетуя и Фелицитата показаны дважды: в первый раз 6 или 7 марта (показания не очень ясны и много ошибок) согласно с римским мартирологом, в котором оне 7 марта, второй раз 13 марта, ближе к гречес. минеям, в коих сии мученицы 14 мар., 9 мая показана память св. Ипполита (у нас 30 янв.) согласно с некоторыми западными мартирологами, муч. Гордиана 10 мая согласно с римск. мартирологом, 23 окт. муч. Феодора по римскому мартирологу (у нас 23 нояб.), 3 нояб. показаны муч. Перпетуя и Викторина по иеронимову мартирологу, 1 дек. Кандату, есть Кандида, ученица ап. Павла по рим. мартирологу, 7 дев. муч. Савина и в иероним. мартирологе мучен. Савина еп. Св. Силивестр показан 31 дек., согласно с западными календарями, как и в остромировом. Есть в сем месяцеслове и другие следы влияния на него западных календарей. Сей месяцеслов имеет довольно памятей, которые встречаются в нем одном, именно: 2 янв. муч. Модеста (вероятно Модест африканский муч., в иероним. мартирологе 12 янв.), 7 февр. еп. Вигилия, 12 февр. муч. Василия (в иероним. мартирологе есть 11 фев. Василий в Армении см. у Флорентиния), 17 марта Скориана в Риме (в иероним. Александра в Риме), 20 марта год Пещи епископа (см. Т. II мар. 20), 2 апр. Анастасия муч. (есть 1 апр. Анастасий муч. в западных мартирологах Acta SS Арг. 1 р. 9), 4 апр. пр. Адриана, 1 окт. Иоанна Крестителя, 20 окт. явльшемуся агнцу (в житии Артемия), 30 окт. св. Германа (или епископ Капуи по Р. М. или муч. в Никомидии, по иерон. мартирологу), 12 ноябр. Афанасия и Стефана, 1 дек. Тута, Лохитрофона, 4 декабря Иоанна Крестителя, 23 дек. Платона еп. Есть в нем константинопольские памяти, согласные с древнейшим уставом или типиконом Константинопольской Великой Церкви IX-X века, наприм. освящение церкви Сергия и Вакха 29 нояб., Прова и Илария 16 дек., ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В Москве XIV века было строение деревянное, каменное же почиталось такой редкостью, о коей упоминали летописи между государственными событиями. Кроме церквей, в Москве находились Митрополичье подворье под бором и Великокняжеский набережный терем, самим названием своим напоминающей нам Гречес. τεμνον, (комната, жилье, хранилище) и другие дворы и хоромы, а в Посаде в повалуши 31 , курные избы, клети и лачуги. Как церковное зодчество тесно соединено с живописью и другими искусствами: то в этом периоде появляются их следы. Старая Греческая школа, водворенная и в Италии с XIII века, пустила от себя ветвь под именем Русской 32 ; ее ученики распространились по России и в Москве, где водворили стиль Греческой, или Корсунской иконописи, от коего произошел в последствии Московский пошиб. Древние иконы писаны были частью на яичном желтке, частно на масляной грунтовке, и на других уже забытых составах; они не покрывались мастичным лаком. Первым известным того века иконописцем можно признать С. Петра Митрополита, который оставил памятники иконописи в Успенском соборе. При Великом Князе Симеоне Иоанновиче Греческие живописцы Митрополита Феогноста и Русские придворные иконописцы Захария, Иосиф и Николай расписывали Успенский и Архангельский соборы, а старейшина над иконниками Гойтан церковь Спаса на бору. 33 Если Каппониановы картины, или святцы, писанные Русскими художниками, относятся к XII, или XIII веку: то они могут служить важным свидетельством успеха Русских в живописи. Господствовавший тогда стиль иконописи Корсунский, заимствованный от Греков среднего века, и распространенный по Европе Византийскими художниками, значил в России почти тоже, что редкий, чудный, отличный 34 . Он отличается тонкостью и резкостью в чертах, отсутствием перспективы и светлотени, мрачностью в колорите; лица темны и тощи, фигуры очень длинны; вообще также заметны в нем символизм и возвышение над плотяностию, которые доселе сохраняют над душами глубокую, неисповедимую силу 35 . В XIII и XIV веках, миниатюрная живопись, по образцу Греции, и в России украшала харатейные рукописи рисунками, кои писаны были корпусными красками; при Вел. Кн. Симеоне гордом вошла в употребление и бумага хлопчатая (charta bombycina), которая заменяла пергамент.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010