После - поехали в Петру. Об этом городе нужно говорить особо. Современный город, возникший вокруг некогда великой столицы Эдома, а позже Набатейского царства, - это гостиницы и сплошные сувенирные лавки. Каждый день тысячи туристов посещают Петру. Петра - это древний город в глубине горного массива. Его здания – пещеры с наружными фасадами, высеченными в красном песчанике. В Петре сохранились памятники многих эпох: кроме эдумейской и набатейской – римской, византийской и арабской. Чтобы попасть в город нужно миновать узкое километровое ущелье. В некоторых местах оно не более четырех метров. А каменные стены, возвышающиеся по обеим сторонам, достигают восьмидесяти метров.   Толпы туристов: верховых и пеших - устремляются в узкое горло ущелья. Суета, шум,  истошные  крики ослов. Петра невероятно популярна. Посмотреть здесь есть на что. Древние языческие храмы, античный театр, пышные фасады гробниц царей и римских губернаторов. В эпоху Византии в Петре был свой епископ. Многие языческие храмы были освящены и стали христианскими. Были построены и новые церкви. Но все же многое напоминает о долгом пребывании во мраке языческих зловерий народов, живших здесь с того самого момента, когда Исав пришел сюда со своим семейством. Тогда этот город назывался  Селой (или Камнем, Петрой - по-гречески). Потомки Исава, прозванного Эдомом, люто возненавидели потомков Иакова. Возненавидели они и Бога, которому те поклонялись. Они постоянно делали набеги на города Израиля. Нещадно убивали и уводили в плен иудеев. На вершине горы Зибби-Аттуф идумеи устрили алтарь бога солнца, где каждый день приносили человеческие жертвы. Крови проливалось столько, что для нее в камнях выбили специальный желоб. Ненависть сынов Эдома к иудеям была настолько велика, что они оправляли специальные караваны в Вавилон, чтобы выкупить из плена иудеев и придать их  мучительной казни. Мы стояли у истоков не только трагедии в семье Исаака, но и у истоков трагедии целого народа. Чечевичная похлебка стала причиной вражды не только между Иаковом и Исавом, но и между народами, произошедшими от них. Эта история учит сегодня каждого из нас, что незначительный, на первый взгляд, поступок, удовлетворение сиюминутной прихоти может повлечь за собой последствия, тяжесть которых трудно даже вообразить. Страшные последствия длиной в 2000 лет, концом которых станет страшная развязка… А ведь все началось с чечевичной похлебки. Голодный Исав отдал своему младшему брату Исааку первородство за миску чечевичной похлебки. Сам Исав помирился с братом, но его потомки две тысячи лет враждовали со своими родственниками.

http://radonezh.ru/analytics/strana-kres...

Последний по времени святой, в нем упоминаемый, есть св. Иосиф песнопевец 883. Он более, чем все месяцесловы 10 и 11 века, приближается к иерусалимо-константинопольскому месяцеслову. Петербург. Публ. Библиотеки X в Под сим находится в означенной библиотеке месяцеслов (или лучше первое полугодие с 1 сент. по 8 июля – отрывок месяцеслова) с евангельскими чтениями, по письму относимый к X веку. Он имеет памяти не на все дни, впрочем на большую часть дней полугодия. Последний по времени святой в нем есть Никифор, патр. цареградский 826, мощи коего перенесены в Царьград в 846 г. Особенностей имеет не мало. В нем первом Акепсима 4 окт. вместо 7 дек. по гречес. мин., Корнилия19 окт. вместо 13 сент., как и в мстиславовом евангелии, 4 нояб. св. Феодосии (неизвестна), 5 нояб. св. Феодоты (вместо 3 по греч. мин.), 12 нояб.. Матроны (вместо 9); в нем первом 24 нояб. великомуч. Екатерины (а в других древних гречес. она 25), в нем одном пророка Аггея 15 дек. вместо 16, св. Анастасии 24 дек. вместо 22, янв. 4 Хрисанфа и Андрея (последний неизвестен), 15 февр. апост. Тимофея вместо 22 января, 20 февр. Романа и отроков (вероятно, 18 нояб.), 26 февр. св. апостолов Евгола, (Еввула), Нимфа и Аверкия (вместо 28 по мин. гречес. и 22 окт. Аверкия). Нанианский 1-й, X в Он при евангелии X века. Сведения об нем в описании нанианской библиотеки в Венеции, которое составил Мингарелли в 1784 году (graeci codices р. 363–365 Мингарелли не вполне издал сей месяцеслов по причине сходства его с флорентийеким 1 у Бандини. Выписав вполне святых за сентябрь, в прочие месяцы он показал только разности его с флорентийским 1. Июня, июля и августа совсем нет в сем списке, показаний памятей святых в марте и апреле почти нет. В нем первом 23 ноября Прокла, Анатолия и Геннадия, патр. констант., 8 дек. апп. Сосфена, Аполлоса и Кифы, 18 дек. Михаила Синкелла, Садока и дружины 19 февр. вместо 20. Последние по времени святые относятся к IX веку: 23 окт. св. патриарх Игнатий 878, 18 дек. св. Михаил Синкелл. Одесский X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иные под камнем разумеют Самого Иисуса Христа, Которого Петр исповедал, как видно из свидетельства того же Августина, который в 76 слове на 14-ю главу Евангелия от Матфея, подобно как и в других местах, говорит: " На сем камне, который ты исповедал, говоря: Ты еси Христос и проч., созижду Церковь Мою, то есть на Себе Самом, Сыне Бога Живаго, Я создам Церковь Свою, на Себе тебя Я создам, а не на тебе Себя " . Такое объяснение согласно и с Писанием, в котором камнем и скалою и основанием преимущественно называется и есть Сам Господь, например: Ис 28:16; Пс 117:22; 1 Кор 3:11 и 10:4. Я не отвергаю, что многие, на основании этого изречения, называют камнем веры и блаженного Петра, и наша Церковь при богослужении 16 января, подобно как и в других случаях, поет: " Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников первопрестольника " (16-го января, в день празднования веригам ап. Петра, кондак. Также Петр называется камнем веры в чинопоследовании 29-го июня в стихирах на стиховне и на литии. В седальне по 1-й кафизме назван: камень веры и ключарь благодати). Но на это мнение можно представить два объяснения. Во-первых, хотя блаженный Петр Церковью и некоторыми Отцами называется камнем и основанием веры вообще, но не в таком смысле, в каком называют паписты. А в каком именно, об этом пусть выслушают Великого Василия, который в толковании на вторую главу Исайи говорит, что Петр назван камнем потому, что он как твердый камень укрепился в вере и как непоколебимая скала устоял против мирских искушений. " Душа блаженного Петра, - говорит он, - названа камнем драгоценным, потому что она крепко утвердилась в вере, твердо и непоколебимо устояла против ударов искушений " . Об этом же изречении: ты еси Петр, пусть выслушают и другого Василия, Селевкийского, который говорит, что Петр назван камнем потому, что он первый произнес исповедание, которое есть истинный камень веры, и получил это наименование в знак своего исповедания. " Господь, - говорит он, - назвавши это исповедание камнем, называет камнем и того, кто первый произнес оное, обращая ему в имя свойство исповедания, ибо оно действительно есть камень благочестия " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Каллиника 24 авг. вместо 23 (по гречес. мин.), обретение мощей Климента римского 30 янв., Кирилла философа 14 февр. Последние по времени памяти относятся к IX в., таковы: Феодоры солунские ( 892), Климента, еп. величского IX в. и Кирилла философа ( ок. 869). Саввин Сей месяцеслов издан в книге И. И. Срезневского : Древние слав. памятники юсового письма 1868 г. стр. 9. Он находится в так называемой Саввиной книге евангельских чтений, писанной попом Саввою или ему принадлежавшей и относимой к XI веку. Месяцеслов в ней не полон: начинается 1 сентября и кончается 14 июля, содержит памяти на немногие дни и притом древнейшие и известнейшие, так в феврале одна только память – 24 обретение главы Иоанна Крестителя, в марте две – 9 40 муч. и 25 Благовещение; сходствует по местам с месяцесловами остромирова и ассеманова евангелий. Отличительных особенностей от древнейших известных славянских и гречес. месяцесловов не имеет в отношении к памятям кроме того, что в нем есть праздник внесения Богородицы (т. е. освящения) 21 декабря 134 . Последняя по времени память в нем 6 апр. свят. Мефодия учителя славянского ( 885 г.), а из восточных Германа, патр. констан. (около 740 12 мая). Месяцеслов, вероятно, имеет первоисточником древний греческий VIII или IX века. Архангельский Месяцеслов при славянском евангелии XI-XII века в Московском Музее, приобретенный из Архангельской губернии, южнорусского характера. Есть древнейшие славянские праздники: 30 янв. обретение мощей Климента, 14 февр. Кирилла, 6 апр. Мефодия, 28 сент. Вячеслава. В нем 15 июня память Вита в южнорусских евангелиях и минеях встречающаяся, находящаяся и в минеях славянских XI века. Русских праздников совсем нет. Есть особенности, ему одному свойственные: память муч. Екатерины и Меркурия23 ноября, 9 декабря св. праведных Иоакима и Анны вместо зачатия Богородицы, 30 дек. Феодора патриарха вместо 27 дек., Каллиника патриарха 22 авг. вместо 23. В основе месяцеслов Константинопольского патриархата и много патриархов константинопольских; но по местам латинствует, например: 21 сентября ап. Матфея, 27 сент. Космы и Дамиана, 29 сент. Михаила (без сомнения архистратига), 8 мая муч. Акакие согласно с римскими мартирологами. Последняя по времени из восточных памятей 25 мая третие обретение главы Иоанна Предтечи около 850 года. Месяцесловы XII века, греческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пусть, по Оригену , Петр есть твердейший камень, на котором Христос основал Церковь, есть великое основание Церкви 982 , а по св. Киприану, на одном Петре Церковь основана, на одном Петре одна Церковь основана 983 . Из всех этих выражений – б) Не следует, что Петр есть единственный или особый в своем роде камень -основание Церкви. Ориген выражается прямо: «не на одном Петре только создана вся Церковь » 984 . в) По выражениям литургии св. апостола Иакова, литургии сохраненной в Постановлениях апостольских 985 , св. Киприана 986 и Фирмилиана Кесарийского 987 , Церковь основана на камне, на камне веры. г) По учению Оригена 988 , Евсевия Кесарийского 989 , св. апостола Варнавы 990 , св. Иринея 991 , Тертуллиана 992 , св. Киприана 993 , св. Ермы, св. Иустина мученика и Викторина Петавийского 994 , сам Господь наш Иисус Христос есть камень, прообразованный камнем, который патриарх Иаков положил в возглавие себе и потом освятил и помазал ( Быт. 28, 11 ); камень, прообразованный камнем, на котором сидел Моисей на вершине горы, когда Иисус Навин поражал Амалика ( Исх. 17, 12 ); камень, прообразованный камнем, из которого Израильтяне пили воду в пустыне ( Числ. 20, 11 ; 1Кор. 10, 4 ); камень, прообразованный камнем, на котором Господь повелел Моисею написать весь закон Божий яве зело (Вт. 27, 8); камень, прообразованный камнем велиим, который взя Иисус Навин и постави в свидение того, что сыны Израиля клялись хранить вечно верность Богу Израилеву (Ис. Нав. 24, 26–7 ); камень, прообразованный камнем, на который положен был Киот Завета, отпущенный из пленения филистимского и привезенный кравами в землю Израилеву ( 1Цар. 6, 15 ); камень, прообразованный камнем, который поставил пророк Самуил, нарекши имя ему Авенезер, сиречь – камень помощи, после победы израильтян над Филистимлянами ( 1Цар. 7, 12 ); камень, прообразованный камнем, которым Давид поразил Голиафа ( 1Цар. 17, 49 ); камень, о котором пророчествовал псалмопевец: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа быст сей и есть дивен во очесех наших ( Пс. 117, 22–28 ); камень и гора, о которых говорил пророк Исайя: будет в последние дни явлена гора Господня и дом Божий на версе гор и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Между богословами востока и запада ведется давний спор о том, что означает камень – πτρα, Петра или его веру и исповедание, причем обеими сторонами привлекаются различные экзегетические и филологические соображения. Несомненно, что фраза эта построена на игре слов, на двояком значении имени Κηφς, Πτρος – πτρα, которое означает и имя Петр и камень. При этой игре слов, рассуждая формально, одинаково возможны обе перестановки подлежащего и сказуемого: Петр есть камень, на котором утверждается церковь и, наоборот, камень, т. е. вера Петра, его исповедание, и есть Петр, т. е. оно именно делает Петра Петром. Оба члена этой амфиболии имеют непререкаемое основание в Евангелии. Что свойство быть камнем, кифой, петрой в каком то смысле относится к Петру, это явствует из того, что это ему именно сказано, к нему обращено Господом, Который не только сказал, но и заранее предуказал это свойство в Петре, нарекши его при первой встрече этим именем. Всю силу и смысл этого священного пророческого переименования, в котором проявилось сердцеведение божественное (ихже предустави, тех и призва. Рим. 8, 30 ), можно понять лишь при свете рассматриваемого события: наречение имени Петра есть пророчество о событии на пути в Кесарию Филиппову, когда это именование снова повторяется: «ты еси Петр» и как бы осуществляется чрез его веру. И однако свойство Симона быть Петром связано только с определенном его состоянием, с пребыванием его в истинной вере, которая есть вместе с тем и вера Церкви, т. е. всего апостольского лика. Как только Петр перестает быть носителем и выразителем этой веры и становится жертвой своих личных свойств или слабостей, отделяясь в личное обособление от вселенского и целокупного, он перестает быть Петром, т. е. камнем веры. Это с ослепительной яркостью показано в дальнейшей беседе Господа с учениками по пути в Кесарию Филиппову н словах Его, которые составляют необходимейший и существеннейший комментарий к ублажению Петра, прямое его продолжение и истолкование. Именно, когда Господь, продолжая речь, стал говорить о Своих страданиях, «отозвав Его, Петр начал Ему прекословить: будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Тем, кто хочет знать истину, следует обратиться к Каталогу ересей, составленному святыми Епифанием, Дамаскиным, Августином и другими со всеми подробностями. Но краткости ради, не рассматривая здесь многочисленные еретические лжеучения, о некоторых все же упомяну как о преткнувшихся об этот Камень. Не Арию ли богомерзкому Камнем претыкания стали Слова Христа: Отец Мой больше Меня ( Ин. 14, 28 )? И слова: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ( Мф. 19, 17 ). Эти Слова Христа Арий воспринял не как мед, а как еретический яд, сделав ложное заключение о том, что якобы Сын Божий творение, а не Бог. Не Македонию ли духоборцу стали Камнем претыкания эти Слова: Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8, 26 )? Это же можно сказать и о Галатах, и о других древних еретиках. Так же, как Адам прикрывал наготу свою листвой, и они прикрывали свою душепагубную ересь Святым Писанием, истолкованным своим неразумием, не покоряясь правому толкованию святых Отцов. Поэтому они преткнулись о Камень претыкания и погибли за свои беззакония. как рассеивается сновидение пробуждающегося ото сна. (Минуя древние времена), приступаю к супостатам Святой Восточной Церкви нынешних веков. В 1517 году от Рождества Христова на Церковь Святую восстал новый Голиаф, Мартин Лютер, понося войско Бога Живого и доставляя немало обид и оскорблений Невесте Христовой, Святой Церкви. Известно, что, как супостат, он натянул свой лук на палу и на церковь Римскую, однако его стрелы, напоенные ядом, настигают и нас. Но как древнему Голиафу камень Давида, так и самому новому Голиафу Камень претыкания стал причиной погибели, поскольку, если для нас Священное Писание – Камень созидания и утверждения, то для него – Камень претыкания, соблазна и погибели. Вдумайся, о чем я говорю, и обретешь истину. Слова Христа: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст ( Мф. 15, 11 ) стали Камнем претыкания и соблазна тем, кто, преткнувшись на Них, изгоняет из Святой Церкви посты. Слова Христа Не делай себе кумира и никакого изображения ( Исх. 20, 4 ) стали Камнем претыхания для тех, кто извергает из Святой Церкви иконы. Слова Христа: горе вам, (...) что строите гробницы пророкам ( Мф. 23, 29 ) стали Камнем претыкания для тех, кто отрицает святость мощей. Слова Христа вы устранили заповедь Божию преданием вашим ( Мф. 15, 6 ) стали Камнем претыкания для тех, кто отвергает Предания. Слова Христа, произнесенные на Кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27, 46 ) стали Камнем претыкания Ивану Кальвину, который не постеснялся, окаянный (трепещу, когда пишу это), обвинить в отчаянии Христа, умирающего на Кресте. Таковы и многие другие претыкания, о которых написано в этой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Однако Воскресение нужно было не Христу – оно необходимо для нас. Христос воскрес для того, чтобы мы просветились светом Его благодати и явили миру красоту Лика Христова. Поэтому Господь и говорит: Вы – свет мира .  Христос прославил Отца Своим Воскресением для того, чтобы мы прославляли Отца нашего Небесного, распространяя в мире свет богопознания. Свеча, которую Господь обещает поставить на подсвечнике для освещения пути другим – это также и мы, христиане. А вот другой образ Христа – камень. «Живота камень во чреве прием, ад всеядец изблева от века иже поглоти мертвыя» - также поется в Великую Субботу. Христос именуется «камнем живота», т.е. «камнем жизни». Проглотив сей Камень, ад изблевал Его, как предмет чужеродный адскому пищеварению, ибо во Христе не было греха. Вместе со Христом ад извергает и всех от века умерших. Писание неоднократно называет Господа «камнем», причем с разным значением. Он есть камень, который отвергли строители и который сделался главою угла (Мф. 21,42), камень претыкания и камень соблазна (1 Пет. 2,7). Кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21,44) – говорит Сам Христос. Моисей источает воду из камня, и апостол Павел открывает, что это тоже о Христе: Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1Кор.10,4). Почему в службе Великой Субботы Христос называется «камнем жизни»? Как мертвому телу несвойственно вставать, так и в камне не может быть дыхания, движения, жизни. Но Господь, став мертвецом, ожил, Он первенец из мертвых (Кол.1,18). Поэтому Он и есть «камень жизни», из которого мы пьем воду бессмертия. Но «камнем» может быть также и ученик Христов. Так, Господь Сам называет «камнем» первоверховного Петра (см.Ин.1,42). Истинность и твердость исповедания делает человека камнем Христовым, и этот образ также переносится с Божественного Учителя на Его учеников. Обратим внимание,  что ад называется «всеядцем». До Воскресения Христова он пожирал всех - и грешных и праведных - и не было иного исхода из земной жизни, кроме пути в ад. Теперь он разрушен, и не может удержать никого. В аду после смерти оказываются лишь те, кто полюбил ад при жизни, оказавшись от Бога. Тот, кто добровольно разжигал в своей душе адский пламень греха и страстей, задыхаясь от гари, но не желая вдыхать чистый воздух веры и покаяния.

http://radonezh.ru/2018/04/07/pohvaly-ve...

Писания, из коих образуются то яркие, а то и просто пестрые картины мозаического характера. Так, взявши в основу проповеди слова: Ты ecu Петр и на сем камени созижду церковь мою, Яворский сводит все места свящ. Писания, в которых говорится о камне: «Камнем Петра Христос нарицает; но каким камнем? Оным ли камнем, его же Иаков патриарх ветхозаветный положи в возглавии себе? Или оным камнем, его же пророк Захария виде седмь очес имущ? Оным ли камнем, им же Давид порази Голиафа? Или оным камнем, его же пророк Даниил виде от горы отторжена и идола попирающа? Всех тех камней образ являше в себе камень церковный, Петр святый. Но аз, минувши тыя камени. хощу вам явити Петра святого в образ каменя пустынного, велие угодие людям израильским творящего, и покажу слушателям моим три источника, от сего камене происходящие: един горький: порази камень, и истекогаа воды (т. е. горькия покаяния); другой – сладкий: напита их от тука пшенична и от камене меда насыти их ( Пс. 80 ); третий лекарственный: ссаша мед из камене и елей от тверда камени» (Втор. 30) 48 . В Слове, сказанном в Петербурге, в первое время после его основания, желая похвалить приморское местоположение города, Яворский собирает все места Писания, которые, по его мнению, могли подтверждать его мысль о превосходстве низменных мест и водной стихии: «Христе Спасителю наш, говорит он, Петр Тебе хощет создать сень, где изволишь? на горе ли, или на долине? на Фаворе, или на примории? Смиренный Иисус не хощет на высоких горах имети жилище Сатана любит горы: на горах ставит престол свой, на гору восхитил было и самого Иисуса: поят его на гору высоку, и показ ему вся царствия. А Христос, смирения образ, горы не любит. Того ради, мню, и Петру святому не пришло до дела, что на горе хотел сень создати. Долину любит Той, Который с небесной горы на сегосветную спустился долину.... Читайте Евангелие, увидите тамо, как часто Христос Спаситель наш ходил при море Галилейском, при море Тивериадстем, при озере Генисаретс – тем, от воды избрал учеников, по водам ходит морским, водам повелевает, на воде первое чудо сотворил, егда в Кане Галилейстем воду в вино претворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Христос дал ему имя, каким Он с самого начала позвал его за Собою. И теперь Он подтверждает это имя. Мы знаем, что католики выводят ложный догмат о примате и непогрешимости римского первосвященника, который является якобы единственным духовным наследником первоверховного апостола Петра. Действительно, некоторые святые отцы под этим камнем понимают самого Петра, как апостола. Церковь строится на основании апостолов, как говорит апостол Павел. Первые камни этого строения были положены их служением. И здесь Петр, будучи тем апостолом, рукою которого были положены первые камни, как среди иудеев, так и среди язычников, может именно в этом смысле быть назван камнем, на котором она была построена. Но неслучайно святая Церковь совершает его память вместе с другим первоверховным апостолом — Павлом, который не меньше Петра, но который больше всех потрудился, как он сам говорит в Духе Святом. И блаженный Августин говорит, что дар, который Господь даровал апостолу Петру, на самом деле предназначен в равной мере для всех апостолов, для всей Апостольской Церкви. Другие святые отцы под этим камнем понимают Самого Христа. Ты Петр, у тебя имя камня, потому что ты — Христов. «И на этом камне, — говорит Христос, показывая на Себя, — Я созижду Церковь Свою». Он называет Своего ученика камнемПетромпотому что он до конца Христов. И говорит о Себе как о камне. Христос — основатель и основание. Но Он называет Петра камнем в том же самом смысле, в каком апостол Павел говорит об этой тайне: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». И все, кто Христов, призваны устроять из себя живые духовные камни, положенные на основание, которое есть Христос, и никто не может положить другого основания, кроме положенного, как говорит апостол. Многие святые отцы под этим камнем понимают исповедание Петра о Христе. «На этой великой истине, — говорит Христос, — Я созижду Церковь Мою». Уберите эту истину, и Святая, Соборная и Апостольская Церковь сразу рассыплется. Если Христос — не Сын Божий, христианство — ложь. Уберите веру исповедания этой истины от какой-нибудь из поместных Церквей или уберите какой-нибудь догмат, связанный с этой истиной, — потому что все остальные догматы, все тайны веры связаны с этим исповеданием, с этой тайной веры, — и тогда эта поместная Церковь перестанет быть частью Христовой Церкви. В зависимости от этого исповедания, от того, насколько оно твердо, Церковь стоит или падает. Как говорят святые отцы, это главная петля, на которой вращается дверь спасения.

http://moral.ru/святые-первоверховные-ап...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010