— Я с своей стороны, — отвечал царь, — рассуждаю, как сказал, одинаково с вами; но так как до меня дошло, что есть сомнение относительно почитания икон, то мне подобает это не замалчивать, но стараться узнать истину. Какая же причина тому, что вы не хотите беседовать с противниками вашими? Очевидно та, что вы невежды и не имеете тех свидетельств из Божественного Писания, которыми могли бы защищать ваше мудрование. Тогда святой Феофилакт, епископ никомидийский, сказал: — Христос, икону Которого ты имеешь сейчас пред глазами, свидетель, что мы имеем бесчисленные доказательства нашей православной веры, утверждающие благочестивое почитание святых икон; но никто не слушает нас, и трудно нам иметь какой-либо успех в борьбе с державною рукою, с силою налагающею на нас запрещение. Потом к царю обратился святой Петр, епископ никейский: — Как приглашаешь ты нас иметь прение с теми, кому помогаешь и с которыми вместе сам нападаешь на нас? Или неизвестно тебе, что если бы даже манихеев ты ввел сюда и захотел бы им помогать, то и они под твоей защитой легко одержали бы над нами верх. Еще более смелую речь произнес святой Евфимий, епископ сардийский. — Слушай, царь! Уже более восьмисот лет, как Христос Господь наш, сошедший на землю, всюду в церквах изображается иконописанием и почитается в Своем образе. Кто же настолько горделив, что дерзнет изменить или отменить предание, столько лет хранимое в церквах и чрез святых Апостолов, мучеников и боговдохновенных отцов дошедшее до нашего времени? Апостол говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес.2:15). И еще: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Поэтому и был собран, в благочестивое царствование Ирины и Константина, вселенский собор против первых еретиков-иконоборцев, и Сам Сын Божий перстом Своим отметил тот собор; кто дерзнет что либо из постановлении того собора нарушить или уничтожить, да будет проклят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мой ответ востязующим мене сей есть. «Вот мое защищение против осуждающих меня». Для тех, которые подмечают за мною разные недостатки, и думают чрез то опровергать мое Апостольство, оправданием меня против нареканий и доказательством моего Апостольства служит ваше обращение из язычества к вере в Иисуса Христа. На это ваше обращение я обыкновенно указываю унижающим меня, и разглашающим, будто я поступаю не по апостольски, будто я не Апостол. Еда не имамы власти ясти и пити? «Или не имеем власти есть и пить?» Или мы не имеем власти или права получать необходимое для нас содержание от учеников своих? Нет, мы не едим и не пьем на счет учеников, имея на это право. Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочие Апостоли, и братия Господня, и Кифа? «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» Из этого видно, что некоторые Апостолы и братья Господни, т.е.сродники Господа по плоти, о которых упоминает евангелист Мфей ( Мф.13:55 ), и апостол Петр, в подвигах своего апостольского служения, имели спутницами некоторых благочестивых женщин, которые, по усердью своему к .благочестию, внимали их проповеди, и оказывали им необходимые услуги во внешней жизни. Основание этому обыкновению видим в земной жизни Господа Спасителя. У Евангелиста Луки читаем: Иисус Христос, «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк.8:2.3 ). Следуя этому обычаю, утверждающемуся на таком высоком примере, и апостол Павел мог бы иметь благочестивую спутницу; но он не имел. И это обстоятельство противникам Павла давало повод к нареканиям против Него, как бы он лишен был этого права. Против таких и говорит Павел: или не властны мы иметь спутницею сестру жену, то есть женщину христианку, подобно прочим Апостолам? Ответ на этот и на другие вопросы дает он ниже ( 1Кор.9:12 ), показывая, что все это делал он для блага своего Апостольского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Сие творите в Мое воспоминание». Так Господь заповедал Апостолам, а чрез них и всем преемникам и сотрудникам их, совершать таинство Евхаристии или причащения. 25. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови». «Также (взял) и чашу после вечери», говорит Апостол. Чрез это указывает он на то время, когда установлена Евхаристия по отношению к последней вечери Господа с учениками. Сперва Господь и ученики Ею ели пасху ( Исх.12:11 ), для чего, по видимому, и собрались в этот вечер ( Мк.14:12–16 ). Потом была вечеря, по обычаю, и, встав с этой вечери, Иисус Христос умыл ноги Своим ученикам ( Ин.13:4–5 ); затем опять возлег (ст. 12), и, преподав наставление (ст. 13 и след.), установляет великое таинство ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ). На этот порядок действий указывают и слова: по вечери, или: востав от вечери ( Ин.13:4 ). «И сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови». Иначе сказать: Моя кровь в этой чаше есть новый завет, т.-е. свидетельство или доказательство нового завета или нового союза Бога с человеками, утвержденного Моею кровию, пролитою на кресте. В Евангелии от Матфея читаем: сия бо есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Также и в Евангелии Марка: сия есть кровь Моя нового завета, за многи изливаема ( Мк.14:24 ). Сие есть кровь Моя – утверждающая новый завет. Как ветхий завет, установленный чрез Моисея, утвержден был посредством крови жертвенных животных ( Исх.24:8 ): так угодно было Богу, и новый совершеннейший завет утвердить совершеннейшею кровию единородного Сына Своего, Богочеловека Иисуса ( Евр.9:16–28 ). «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Преподав Свое таинственное тело, Господь сказал: «сие творите в Мое воспоминание»; тоже повторил, и преподав Свою таинственную кровь: «когда только будете пить Мою кровь, сие творите в Мое воспоминание». Чрез повторение: «сие творите в Мое воспоминание», Иисус Христос усиливает Свою заповедь, показывая, что это великое таинство должно служить к утверждению теснейшего союза христиан с Ним, как единым Учителем, главою и Господом Его Церкви, или общества верующих в Него, Спасителя мира. Какбы так говорит Господь к ученикам Своим, Апостолам и их преемникам и всем причастникам Божественных тайн: ядите Мое тело и пейте Мою кровь, предлагаемые вам под видом хлеба и вина, и воспоминайте о Моих страданиях и о Моей смерти, которой подвергаюсь за грехи всех людей; воспоминайте о всем, что сделал Я для вас, и о Моей любви к вам, по которой пришел Я на землю, чтобы спасти вас от погибели, и даровать вам жизнь вечную. Это значение предложенных слов: «сие творите в Мое воспоминание», указывает нам Апостол, присовокупляя, в объяснение слов Господа, следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, природа всех разумных тварей – одна, и из нее – то, как горшечник из одной смеси, Бог сотворил и образовал одних для чести, других для бесчестия, сообразно с предшествующими заслугами каждого. Правда, изречение апостола: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» кажется слишком резким; но, я думаю, из этого же изречения ясно, что оно не относится к верующему, живущему по совести и справедливо имеющему дерзновение у Бога, т.е. к такому человеку, каким был Моисей, о котором Писание говорит: «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Но как Бог отвечал Моисею, так и каждый святой отвечает Богу. А кто не верен и вследствие своей недостойной жизни и сообщества теряет дерзновение отвечать перед Богом, и кто спрашивает об этом не ради научения и преуспеяния, но ради спора и сопротивления, или, яснее сказать, кто таков, что может сказать словами апостола: «за что же еще обвиняет? Или кто противостанет воле Его?» К такому человеку по справедливости направляется порицание, высказываемое апостолом: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Итак, это порицание относится не к верным и святым, но к неверным и нечестивым. Тем же, которые считают души различными по природе и для подтверждения своего мнения (dogmatis) приводят это апостольское изречение, нужно ответить следующим образом. Если сами они признают, что по словам апостола и назначенные к чести, и назначенные к бесчестью, которых они называют спасаемыми и погибающими по природе, образуются из одной смеси, то, очевидно, природа душ не различна, но одна у всех. И если они согласны, что один и тот же горшечник означает, без сомнения, одного Творца, то, очевидно, спасаемые и погибающие созданы не различными творцами. Теперь пусть выбирают, как им думать: благой ли Творец творит злых и погибших или не благой – творит добрых и предназначенных к чести? Необходимость вынуждает у них один из (этих) двух ответов. По нашему же учению 6 , утверждающему, что Бог делает сосуды или почетными, или низкими на основании предшествующих причин, доказательство Правды Божьей не встречает никакого препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

24) А некто Феофроний, Епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему (341 г.). «Известно Богу, Которого призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся ( 1Кор. 8, 6 ). И в Сына Его единородного, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденного от Отца прежде веков, Бога совершенного от Бога совершенного, ипостасно сущего у Бога, напоследок же дней снисшедшего и родившегося от Девы по Писаниям, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего из мертвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца Своего, и паки грядущего со славою и силою судить живых и мертвых, и пребывающего во веки. И в Духа Святого, Утешителя, Духа истины, Которого и Бог чрез Пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать, и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния Апостольские. Если же кто учит чему, или в себе содержит что, кроме сей веры; то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским; то анафема и сам он и все имеющие с ним общение». 25) Собралось же на обновление храма девяносто Епископов, в ипатство Маркеллина и Провина, в 14-й индикт, в бытность там злочестивого Констанция. Сделав все это в Антиохии на обновлении храма, и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслию, чрез несколько месяцев сложили опять иное писание о вере, отправили в Галлию Наркисса, Марина, Феодора и Марка, которые, как посланные Собором, блаженной памяти Августу Константу и всем тамошним сообщили следующее (341 г.): «Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, «из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется» ( Ефес. 3, 15 ); и в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, свет от света, «Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая» ( Кол. 1, 16 ), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный; напоследок дней вочеловечившегося ради нас, и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца и при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его ненарушимо пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он восседать одесную Отца. И в Духа Святого, то есть Утешителя, Которого (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

9. Если же тебе весьма желательно узнать: по каким признакам можно судить о ее присутствии в тебе, то и это будет тебе показано, только незамедлительно иди к нахождению их. — Когда, простерши ум к Богу, ты не отвлекаешься ничем из сущего долу, но забывая обо всем без труда и принуждения, ни о чем не рассуждая, радуясь наслаждаешься памятью о Боге и молитвою к Нему, тогда знай, что определенно ты достиг любви к Богу, и как долго бываешь причастен ей, так долго простирается и время такого твоего общения с Богом, лучше же сказать — единения с Ним. Опять же, когда с сокрушением и со сладкой болью в сердце ты молишься Богу в равной степени как о самом себе, так и о всяком человеке, знакомом тебе и незнакомом, враге и друге, огорчившем тебя и не огорчившем, тогда знай, что ты от души возлюбил твоего ближнего. Но эти внутренние расположения не приходят, если только ты не заимеешь явные дела любви. Потому что если ты не приучишь себя отвергать свою волю и исполнять волю ближнего, то как ты перетерпишь, если случится, нападки его на тебя? Если же благородно и великодушно ты не снесешь неприятности от людей, то как достигнешь такого состояния, чтобы молиться за врагов? Если не покоряясь Говорящему: «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» (Лк. 11:41), ты удерживаешь свое имущество и бережешь для себя и не расходуешь его для помощи нуждам ближнего, то как прольешь о них слезы? «Потому что тот, кто имеет любовь», говорит некто из друзей Божиих, «тот расточил свои деньги; а утверждающий, что обладает и тем и другим, т. е. и деньгами и любовью, тот заблуждается: или он пуст от денег, или пуст любви, а это то же, что сказать — пуст от Бога»; потому что Бог есть любовь и Он объявляет нам, говоря: «Не можете Богу работати и Мамоне» (Мф. 6:24); мамоной называя все то, что у нас имеется сверх нужды, будь то золото или серебро или что–либо иное, и показывает, что стоящему на страже  своих денег, невозможно молиться: «Ибо где сокровище твое», говорит Он, «там и ум твой»  , и не ушел он в молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   Преисполненный Пресвятого Божия Духа святой Апостол благовествует: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор.2:14). Кто такой душевный человек? Это человек, который упорно остается при своей человеческой природе, не желая добавить к ней природу Божественную, обогатить ее Богом, распространить, соделать бессмертной, обожить, совершить, возвести к полноте. Это человек, остающийся лишь при своем человеческом духе и не желающий облагодатствовать его Духом Божиим, Духом Святым, Которым только и может человеческий дух возродиться, обновиться, преобразиться, освятиться и, таким образом, спастись из своего солипсистского ада. Другими словами, душевный человек — это человек гуманистический, чающий «чистого человека», без примеси чего-либо Божиего, Божественного, бессмертного, вечного. Это человек, «верный земле», весь зарывшийся в перстное, наподобие сверхчеловека Ницше и натуралистического, «естественного человека» Руссо и Толстого. Это человек, утверждающий: я — тело и только тело, или: я — чувство и только чувство, или: я — разум и только разум, или: я — воля и только воля, или же: я — труд и только труд. Одним словом, это человек без Бога, безбожник, язычник. Такой человек, разумеется, не принимает того, что от Духа Божия для него всё это — глупость, вздор, бессмыслица, безумие — μωρα. Поэтому он не принимает Господа Иисуса Христа, Его Евангелие и всё, что Он Собою приносит и открывает. Не принимает он и Его Богочеловеческого Тела — Церкви, в которой человеколюбивый Господь продолжает Себя в земном мире через все века. Для душевного человека всё это μωρα, из всего этого он ничего не может разуметь. Ведь Богочеловека и Богочеловеческое он измеряет человеком и человеческим. А Богочеловек и Богочеловеческое несравнимо шире, глубже и бесконечнее всего человеческого: и разума, и духа, и сердца, и силы, и естества; настолько шире, глубже и бесконечнее, насколько Бог шире, глубже и бесконечнее человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Братия, извествуяй нас с вами во Христа и помазавый нас, Бог: иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:21.22 ). Апостол Павел, в первом послании к Коринфянам, обещался вскоре быть у них, возвращаясь из Македонии ( 1Кор.16: 5 ), или еще прежде, проходя в Македонию ( 2Кор.1:15.16 ); но усмотренные обстоятельства заставили Павла отложить до времени путешествие в Коринф. Это подало повод тем из. Коринфян, которые питали нерасположение к Павлу, распространять молву между Коринфянами, будто Павел непостоянен и неверен в своих словах, или обещаниях: то говорит так, то иначе; то обещается придти, а то отменяет или отлагает исполнение своего обещания до неизвестного времени. Это же обстоятельство могло послужить поводом неблагонамеренным людям, к унижению Павла, распространять такое мнение, будто он, как не тверд в исполнении своего обещания – придти в Коринф, так не тверд и в своей проповеди. Посему Апостол сперва устраняет важнейшее нарекание – то, будто его учение нетвердо ( 2Кор.1:18–22 ); а потом объясняет, почему он медлил, исполнить свое обещание – придти в Коринф (ст. 23, 24; 2,1 – 4). Против того, будто учение Павла нетвердо или непостоянно, Апостол пишет: «Верен Бог, что слово наше к вам, не было то да, то нет. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был да и нет; но в Нем было да. Ибо все обетования Божии в Нем да, и в Нем аминь, в славу Божью чрез нас». Как бы так учит Апостол: Бог верен и истинен, и учение наше истинно и неизменно; Иисус Христос, проповеданный мною и Силою и Тимофеем, есть Сын Божий и самая истина; потому и наша проповедь о спасении чрез Него, есть непреложная истина. Иисус Христос, Сын Божий так истинен, что Он есть самосущая истина и исполнение всех Божеских обетовании, в славу Божью, о чем мы вам и проповедали. Далее следует, слышанное ныне вами в чтении из Апостола. «Утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши». Апостол продолжает доказательство о том, что проповеданное Коринфянам учение есть несомненная и неизменная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В посланиях Апостолов, семи соборных и 14-ти ап. Павла, а также в Апокалипсисе ничего не говорится о верховенстве и единовластительстве или наместничестве Петровом; если это есть божественное установление, о нем было бы упомянуто кем-либо из Апостолов; между тем как они постоянно проповедуют о единой главе Церкви, и едином основании ее, Господе нашем Иисусе Христе, об Апостолах же говорят, как о служителях (1. Кор. 3, ст. 5) и споспешниках или соработниках у Бога (ст, 9). Известно свидетельство св. ап. Павла об Иисусе Христе, как единственном основании евангельской проповеди основания иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11). Это место иметь величайшую важность в том отношении, что Апостол ведет речь по поводу коринфских партий, из которых каждая прикрывалась каким-либо знаменитым именем, между прочим, и именем ап. Петра или Кифы. Осуждая это разделение, как ниспадение в плотской образ мыслей, Апостол основание для сего осуждения указывал в единстве Христовом и в служебном звании Апостолов. У вас говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1 , ст. 12, 13). Продолжая тоже обличение, Апостол пишет; кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которым вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь (гл. 3, ст. 5). Быть не может, чтобы при этом случае ап. Павел не выделил ап. Петра, как Христова на земле продолжателя, и не сказал бы, в каких особых отношениях он ко Христу, и в каких отношениях они, прочие Апостолы, к нему, как наместнику Христову, Быть не может, чтобы он не знал этого основного догмата для Церкви, над созиданием которой он трудился. Подобным образом и в другом месте он не выделяет Петра, когда изображает Церковь созданною на Апостолах и пророках, утверждающихся на основном камне Христе: вы сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостола и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе ( Еф. 2, 19–21 ). Такое же равенство Апостолов свидетельствует и св. ап. Иоанн Богослов, когда описывает Церковь Божию сходящею с неба в виде города, стена которого имеет двенадцать оснований с именами двенадцати Апостолов Агнца (Ап. 21, 14). Все эти и подобные им места Апостольских писаний свидетельствуют, что обетования Христовы Петру никак нельзя толковать в смысле второго по Христе основного камня для Церкви, на котором положены были его соработники, Апостолы, а на них и все чрез них уверовавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Глава 2 2Сол.2:1.   Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. 2Сол.2:2.   не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. «Молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании о Нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас (посланным), яко уже настоит, день Христов» . Слово «молим» ( ρωτμευ ) Апостол употребляет всегда вместо «умоляем» ( παρακαλομεν ). А сие: о «нашем собрании о Нем» , яснее выразил в Первом послании; ибо сказал: «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес. 4:17). Сие и в Священном Евангелии сказал Господь: «послет Ангелы Своя…, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их» (Мф. 24:31). Посему божественный Апостол повелевает не верить утверждающим, что настало время скончания и немедленно приидет Господь, — не верить им, если будут выдавать себя за прорицателей и пророков (сие выразил Апостол, сказав: «ниже духом» или если будут ложно показывать послание, будто бы Апостолом писанное, или говорить, что, не писав, сказал он это). Потом Апостол то же самое повторяет вкратце. 2Сол.2:3.   Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не при­дет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. 2Сол.2:4.   Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. «Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу» . Апостол отверг все вместе виды обольщения, открывает же им, а чрез них и всем нам, самый великий признак пришествия Господня. «Яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010