Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Когда ты болен, не ропщи 23.03.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 6-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице Когда ты болен, не ропщи, но молись Господу, и Он исцелит тебя. От Вышнего приходит врачевание, как царский подарок — говорит Премудрый в Ветхом Завете. Оттого что мы все больны болезнью к смерти, пришел к нам Господь. И предлагает лечение, как никто другой раньше не делал этого. Исполнились времена, приблизилось Царство. Врач здесь, и все больные народа Божия будут исцелены. Тем не менее все гораздо глубже, чем нам порой хотелось бы. Как удивительно открывает нам это сегодняшнее Евангелие! Толпы народа следуют за Господом, и многие не могут скрыть своего волнения. Если Он исцелил одного сегодня утром, почему не исцеляет других? Будет ли Он всегда столь же щедрым, не покинет ли Он эту страну? И когда Господь снова останавливается в доме тещи Петра в Капернауме, все спешат к Нему и приводят больных и одержимых. Все идут сюда, кто опираясь на костыль, кто опираясь на брата, кто на спине своей матери — дом заполнен до предела. И на улице стоит народ, и все жадно слушают, что говорит Христос. Все лица обращены к Нему, только бы коснуться, просто коснуться Его руки или края одежды, встретиться с Его взглядом. Его уже знают достаточно хорошо, знают, что Он беззащитен перед тем, кто плачет и молит, что Он не переносит никакого притворства и зла, что от Него исходит сила, которая исцеляет всех. И вот в эту толпу вошли четыре человека, неся на носилках своего больного друга. Они никак не могли пробиться в дом через толпу, так как давка в дверях была особенно сильной. Тогда по наружной лестнице они взобрались на плоскую крышу дома, разобрали потолок и спустили носилки на веревках, прямо к ногам Христа. И видя веру их, Господь взглянул на этого человека и сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Ясно, что эти люди любили своего друга и верили, что только Христос может исцелить его. У них было чувство сострадания к своему другу, можно сказать, сильное как природа: гони природу в дверь, она — в окно, нельзя в окно — она через крышу. И любовь у них была — крепкая как смерть. Нет, о такой любви еще рано говорить. Пусть любовь их настойчива и не знает преград, и не может остановиться на полпути — нельзя еще сказать об этих людях: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

http://moral.ru/когда-ты-болен-не-ропщи/

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 19 зач., 5, 17—26 Когда учил Иисус, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.   Когда ты болен, не ропщи, но молись Господу, и Он исцелит тебя. От Вышнего приходит врачевание, как царский подарок, — говорит Премудрый в Ветхом Завете. Оттого, что мы все больны болезнью к смерти, пришел к нам Господь и предлагает лечение, как никто другой раньше не делал этого. Исполнились времена, приблизилось Царство. Врач здесь, и все больные народа Божия будут исцелены. Тем не менее, все гораздо глубже, чем нам порою хотелось бы. Как удивительно открывает нам это сегодняшнее Евангелие! Толпы народа следуют за Господом, и многие не могут скрыть своего волнения. Если Он исцелил одного сегодня утром, почему не исцеляет других? Будет ли Он всегда столь же щедрым, не покинет ли Он эту страну? И когда Господь снова останавливается в доме своих друзей в Капернауме, все спешат к Нему и приводят больных и одержимых. Все идут сюда, кто опираясь на костыль, кто опираясь на брата, кто на спине своей матери, дом заполнен до предела, и на улице стоит народ, и все жадно слушают, что говорит Христос. Все лица обращены к Нему, только бы коснуться, просто коснуться Его руки или края одежды, встретиться с Его взглядом. Его уже знают достаточно хорошо, знают, что Он беззащитен перед тем, кто плачет и молит, что Он не переносит никакого притворства и зла, что от Него исходит сила, которая исцеляет всех.

http://pravoslavie.ru/3690.html

     — Ваше преподобие, что такое Святое Причастие и какое значение оно имеет для спасения верующего человека? — Это вопрос самый острый, самый важный. Все верующие знают, что Бог есть. Господь Иисус Христос утверждает эти Божественные слова: «Я буду с вами во все дни до скончания века» . Он говорит также: «Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, тот не будет иметь в себе жизни и не будет иметь части во Мне» . Понятно, что через принятие Плоти и Крови Спасителя ты приближаешься к Нему как бог по благодати. И когда ты приближаешься к Нему, ты велик, подобно как Он велик. А также, когда ты причащаешься, Он приходит к тебе, и Он мал, как ты. Это говорят великие святые. Так что это сыновняя идентичность, идентичность Божественная. Вовсе не надо бояться говорить так. Он Сам, а не кто-нибудь другой обещал это и сдерживает Свое обещание. Потому что Бог может сделать всё, одного только Он не может — нарушить Свое слово. И вот, Он сдерживает данное Им слово быть с нами всегда. Вышние ангелы, имеющие много исключительных особенностей, имеющие много такого, что неведомо человеку, но, насколько Бог определил им открыться, мы знаем, что они не имеют такой возможности, которая есть у человека, — подняться до Бога, стать богами по благодати. Они пребывают в блаженном послушании и исполнении воли Божией умопостигаемой, но не имеют этой возможности. Вы видите, все вышние силы — серафимы, херувимы, господства, престолы, начала, архангелы, ангелы — сотворены словом. А человеческое существо — нет: Бог создал его Своей рукой, да еще каким! По Своему образу и подобию. Но сейчас затронут практический аспект проблемы. Когда нам причащаться? Это решает не время. Думать так — ошибка. Решает интенсивность твоей веры, твое сердце. Как говорит святой Иоанн Златоуст : «Ты хочешь назначить ему годы [епитимии]? Исцели его рану!» Вот цель духовника. И если ты исцеляешь его рану, ты делаешь его способным к встрече со Христом посредством причастия. Мы причащаемся не потому, что наступила Пасха или Рождество. Мы причащаемся, чтобы быть всегда с Иисусом Христом, ибо есть не только причащение Святых Таин, но и духовное причащение , то есть это постоянное присутствие сердца нашего с Богом.

http://pravoslavie.ru/64953.html

Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова «Слово» Евсевия – славянский компилятивный перевод, восходящий к византийским сочинениям Евсевия Емесского и Евсевия Александрийского. Композиция «Слова» своеобразна: о самом Иоанне Предтече, имя которого вынесено в заглавие памятника, говорится очень мало, так же как и о центральном событии – сошествии Христа в ад и освобождении томящихся там праведников. Большая же часть «Слова» – рассказ дьявола о безуспешной борьбе с Христом в годы его земного бытия: Христос разрушает все дьявольские козни – отвращает от греховных дел, исцеляет недужных, воскрешает друга своего Лазаря. И дьявол, и его помощник – Иуда, предательство которого вызывает страстные, гневные обличения автора «Слова», оказываются посрамленными. Хотя большинство сюжетных мотивов «Слова» восходит к Евангелиям, отсутствующий в Священном Писании рассказ о сошествии Христа в ад дал основание исследователям рассматривать «Слово» среди апокрифических сочинений наряду с Евангелием Никодима, «Словом в великую субботу» Епифания Кипрского и др. Текст издается по старшему из известных нам списков, входящему в состав Успенского сборника XII–XIII вв. (лл. 216–222 об.). Поправки в текст внесены на основе списков Библиотеки РАН, 21.3.3 и РНБ, Софийского собр. 1448. СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ЕВСЕВИЯ, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, СЛОВО О ПРИХОДЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В АД Господи,благослови, отче! Возлюбленные, следует поведать вам, каково было благовещение Предтечи в аду и как вопрошали его находившиеся в аду, ибо посылал он к Господу учеников своих, говоря: «Ты ли это пришел, или иного нам ожидать?» Не не ведая его, посылал, как бы о нем не зная, но перстом указывал на него и возвещал: «Вот агнец Божий, взявший (на себя) грехи всего мира», и еще: «Я крещу вас водой, а среди вас стоит, которого вы не ведаете, тот будет крестить вас Духом Святым и огнем». И не будет так, что лишь тогда ты узнаешь о нем. Так услышь же страшнейшую тайну, ибо здесь Предтеча был Господень. Потому и должен он был в ад прежде Христа вступить, так как находившиеся в аду хотели его вопросить о Господе: придет ли он вывести нас отсюда или нет. И не зная, что следовало бы ответить им, он и отправил учеников своих к Господу узнать: «Ты ли это пришедший?», и, пойдя, они ответ ему принесли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Протоиерей Андрей Логвинов Кострома Так дано много! Так легка трата: возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим – ложку. Так уж Всевышний создал: мы – люди не когда дышим, а пока – любим… 31.09.98 Именем Твоим душа живится Ты – и руль, и лодка, и весло. Для Тебя летят по небу птицы, звезд, что мошек, к ночи нанесло. Для Тебя цветущие опушки ягоды кладут в земную горсть, для Тебя беззубые старушки к церкви ковыляют за семь верст. Вот и мне у них бы научиться жить любя и помереть любя, раз дано земному приобщиться от Тебя, Тобою, для Тебя. 03.08.99 Только тем немножечко и живу, что молитвы лодочка на плаву… 7.09.01 Всех, Россию любящих За нее радеющих, Сердцем пламенеющих – Сохрани Господь! Всех, спасенья жаждущих, Всех болящих, страждущих, Плачущих, горюющих – Укрепи Господь! Всех, обидой дышащих Или злобой пышущих, Радости не слышащих, – Просвети Господь! Всех, нас ненавидящих, Смысла в нас не видящих, Губящих, обидящих – Вразуми Господь! 10.10.2004 Икона «Неугасимая Свеча» Углич – точно знаменное пенье, Исцеляет старины наряд!.. Три шатра на церковке Успенья Как три свечки каменных горят. Дивная – ту церковку прозвали, Оттого что дивно хороша. Мир почти погиб во зле, в развале – Красотой спасается душа. В церкви возле входа есть икона – Кто-то и проскочит сгоряча – Необыкновенного канона Та «Неугасимая свеча». Видим: Матерь Божия со свечкой Через ночь вселенскую идет… Словно свечка та – Ее сердечко, Что зовет среди земных забот. Злится, мрет народ и матерится, Гибнет, как болящий без врача… Но в ночи Небесная Царица – Как Неугасимая Свеча. Матерь Божья, Ты – Свеча во мраке! Отогрей озябшего меня! Души – как бездомные собаки, Если без душевного огня. Матерь Божья, свет неугасимый! Жизнь – что пропасть, точно ада пасть. Просияй над нищею Россией, Чтобы нам в напастях не пропасть. Ты – Свеча надежды и терпенья, Свет любви среди земных утрат!.. В Угличе на церковке Успенья

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Сотник, его слуга и «друг императора» Неужели, хочется спросить, если Спасителю и понадобится совет, то Он будет советоваться именно с вами, разделяющими людей на тех, кто достоин исцеления, и кто – недостоин? 6 июля, 2014 Неужели, хочется спросить, если Спасителю и понадобится совет, то Он будет советоваться именно с вами, разделяющими людей на тех, кто достоин исцеления, и кто – недостоин? Евангельская история о сотнике, просившем у Христа исцеление для своего «отрока» или слуги (Мф. 8: 5-13; Лк. 7:1-10) звучит для нас вполне обычно – если, конечно, обычным можно назвать то, что Богочеловек ходит среди людей и творит чудеса, исцеляя безнадежных больных, и порой даже не только не прикасаясь к ним, но и не видя их. Однако эта история исцеления очень необычная, стоящая особняком среди историй о чудесах исцелений, сотворенных Христом. Дело не только в том, что Спаситель исцеляет слугу (скорее всего, раба), принадлежащего язычнику, воину, офицеру оккупационной римской армии – сотнику (центуриону). Дело даже не в том, что этот раб, скорее всего, язычник – хотя его господин и симпатизирует иудейской религии в такой степени, что «построил синагогу» и иудеи ходатайствуют о нем перед Христом – он-де, не пес, он достоин, чтобы ты его выслушал. Рассуждения собеседников Христа, ходатайствующих о «внешнем», язычнике, пусть и уважающем религию иудеев, сродни современным досужим рассуждениям людей, считающих себя ближе ко Христу, потому что они постоянно слышат Его слова в церкви на Литургии, и в силу этого имеющих право свысока ходатайствовать за «заблудших» (как порой пишут в записочках о крещеных, но не ходящих в церковь людях их «праведные» и «незаблудшие» родственники) перед Христом. Неужели, хочется спросить, если Спасителю и понадобится совет, то Он будет советоваться именно с вами, разделяющими людей на тех, кто достоин исцеления, и кто – недостоин? А если Он, тем более, не спрашивает ваших бесценных советов, зачем Ему их так навязчиво и подробно давать? Неужели для того, чтобы потом хвастаться: «Вот, я Ему сказал, и Он исцелил этого человека». «И тогда я этой женщине и говорю – ты сходи в церковь, поставь свечку, покайся, причастись! Она послушалась, сходила, и ей легче стало!» «И тогда я ему и говорю – а ты молился у мощей преподобного Сергия? Надо помолиться, в Лавру съездить! И точно – помогло!» «А вы были у Ксеньюшки? Она поможет жениха найти! А вы были у батюшки Иоанна Кронштадского? Как так не были? Так чего же вы тогда хотите?! Надо, обязательно надо для исцеления!»

http://pravmir.ru/sotnik-ego-sluga-i-dru...

     Книга Деяний, которую Церковь открыла нам в Пасхальную ночь, продолжает рассказ о жизни первой христианской общины. Сегодня мы прочитаем о том, как апостолы в первый раз были арестованы за проповедь Евангелия. «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:12–20). В Писании есть чудеса, сопровождаемые словами, а есть чудеса, совершаемые без слов. Последних гораздо меньше первых. Например, Петрова теща исцеляется от горячки молчаливым прикосновением (см. Мф. 8:14–15). Но, как правило, всегда нечто говорится или перед чудом, или после него. Такие фразы есть, по сути, библейские комментарии к чуду. Чаще всего это диалоги. Сын Божий готовится воплотиться – Ангел беседует с Марией, а потом и с Иосифом. Иисус исцеляет бесноватого в синагоге – происходит некий диалог между бесом и Спасителем: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него» (Лк. 4:34–35). Исцеление прокаженного – снова обмен репликами, да еще и с некоторым указанием будущих действий исцеленного: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:2–4). Во время изгнания бесов из гадаринского бесноватого Христос выслушивает просьбу легиона нечистых духов и даже выполняет ее (Мф. 8:28–34). Перед тем как вернуть здоровье расслабленному, Иисус говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), указывая основную причину болезней человеческих, а уже затем произносит: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6).

http://pravoslavie.ru/112179.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак – 1) церковное таинство , в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви ; 2) супружеский союз. Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31е правило Лаод., 72е правило Трул. и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь , а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного. Брак православных с инославными запрещается и не венчается (72е прав. Трул.). Он может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. Зарегистрированный государством брак без венчания блудом не является (понятно, что причиной этого является то, что один из супругов – не член церкви), т.к. брак был заключён до обретения одним из них веры; по заповеди Апостола Павла ( 1Кор.7 ): Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Как понимать 5ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам ( Еф.5:33 ) о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста? Вспомним грехопадение : жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене. В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием? Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи. Православное понимание любви и брака и их подмены

http://azbyka.ru/brak

Святаго апостола и Евангелиста Луки НА ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1 антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Подобен: Что вас наречем: Что тя ныне нареку, апостоле:/небо, яко Славу Божию поведал еси,/блистание, яко мир озаряеши светом,/облак, одождяющь Божественныя воды,/чашу мудрости Божественнейшую,/вино нам источающую, сердца веселящее./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне нареку, Богоприятне,/кивот златый Завета, егоже завеща Христос,/реку, из рая истекающую нам,/светило, умный свет просиявающее,/светильник, Церковь всю осиявающий,/хлеб жизни Божественныя трапезы,/кратир 25 духовнаго пива./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне, Боговидче, наречем,/служителя тайн делательнейшаго Христовых,/Скинии мысленныя началохудожника мудра,/скрижали изсекающаго благодати,/закон написавшаго новейший,/от Сиона происходящий/и тобою проповедуемый./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне наречем, славне,/сокровище Небесных даров твердое,/врача душ и телес известна,/Павлова содейственника и сошественника,/деяния апостольская излагающа./Многая, Луко, имена добродетель тебе сотвори./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне, Богоглаголиве, провещаю,/ученика, яко нам благовествовал еси Христа,/врача, яко страсти исцеляеши душевныя,/светильника, умный свет облиставшаго,/степень и основание веры,/ты бо нам написал еси всечестное Евангелие./Моли спастися душам нашим. Что тя ныне нареку, чудне,/зрителя мудрости учений нелжива,/списателя Деяний апостольских учений,/или столпа благочестия непоколебима,/или стену Церкве неразрушимую./Многая твоя, Луко, имена/и большая дарования./Моли спастися душам нашим. Слава, глас 6. Анатолия: Апостоле Христов, и Божественных догмат списателю,/и церковное утверждение:/ты яко истинно сущия во мраце неведения сердца,/зашедшая во глубину отчаяния, уврачил еси Боговещаньми/и спасл еси яко от бури треволнения,/последователь быв сосуда избраннаго, Павла, и ученик./Тем молим тя, Луко досточудне, Антиохианом удобрение,/молися Спасу и Богу/о иже верою совершающих присно честную память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава VII Мученическая кончина 7 братьев с их матерью ( 2Мак.7:1–42 ). 2Мак.7:1–2 Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы. «Приняв на себя ответ, сказал:…» Здесь, таким образом, представляется, что царь бичеванием мучеников как бы задавал им вопрос: насколько велика их решимость постоять за отеческие законы? 2Мак.7:3–6 Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела в виду прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, они вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицем народа: «и над рабами Своими умилосердится». «И над рабами Своими умилосердится…» – Bmop XXXII: 36 (ср. Пс: «и о рабах своих умолится»). Над лишаемыми временной жизни это милосердие Божие должно выразиться тем, что Бог , Который умерщвляет и живит, поражает и исцеляет ( Bmop XXXII: 39 ), – оживит и этих невинных страдальцев для новой и нескончаемой жизни. Эта вера утверждалась особенно на Дан XII: 1–2, 13; Ис XXVI: 19; Ueз XXXVII: 1–6 . 2Мак.7:7 Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело? «Спрашивали, будет ли он есть…», т. е. свиное, запрещенное законом, мясо (ср. ст. 1). 2Мак.7:8–14 Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение таким же образом, как первый. Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной. После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их. Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010