Если же, как нам кажется, и проявляем его, то с некоторым презрением, а это уже, конечно, не любовь. Итак, смиряться нужно перед всяким человеком, служить всякому человеку, потому что если мы не оказываем ближнему необходимого служения, то мы тем самым презираем Самого Христа. Вот еще одно повествование о том, как ученики искали первенства, сами не понимая, насколько недопустимо, насколько неприемлемо такое желание. И вместе с наивной простотой и прямотой они проявили, безусловно, и гордость, страсть любоначалия. Отсюда видно, что у каждого из апостолов неоднократно возникало под разными предлогами это греховное чувство. Если такие великие избранники Божии были подвержены страсти любоначалия и она не могла сразу в них иссякнуть и прекратиться, несмотря на различные строгие обличения и вразумления Господа Иисуса Христа, то тем паче должны быть внимательны к себе мы, чтобы увидеть ее в себе и воспротивиться ей. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: " Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим " . Он сказал им: " что хотите, чтобы Я сделал вам? " Они сказали Ему: " дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей " (Мк.10:35-37). Сознавали ли они до конца, о чем просят, или нет, понимали ли, что такое Царство Небесное и что такое слава Божия, или не понимали, но они просили просто и искренне. И эта их просьба, казавшаяся им такой прямой и достойной внимания, получила обличение Спасителя, как проявление гордости. Но Иисус сказал им: " не знаете, чего просите " (Мк.10:38), - то есть " вы говорите о славе Божией, но кто может сести одесную и ошуюю славы Божией? Можно ли об этом думать? Достойны ли именно вы этого? " Правда, некоторые толкователи, говорят, что одесную и ошуюю можно поставить людей более достойных, более потрудившихся ради Христа, например, апостолов Петра и Павла. Еще можно предположить, что это относится к Божией Матери и Иоанну Крестителю, потому что именно справа и слева от Иисуса Христа они изображаются на иконах в так называемом Деисусном чине. Но я думаю, что более мудрое толкование состоит в том, что на самом деле никому из людей невозможно предстоять одесную и ошуюю славы Божией. Апостолы действительно не понимали и мы сами не понимаем, что такое слава Божия. Это то, что для человека непостижимо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Современное искусство и христианство – взаимная ненависть или попытка диалога? В Краснодар на открытие выставки «ICONS» пришли ряженые казаки и настоящий священник. Священник плюнул в Гельмана. 24 мая, 2012 В Краснодар на открытие выставки «ICONS» пришли ряженые казаки и настоящий священник. Священник плюнул в Гельмана. Сорванное открытие выставки Гельмана в Краснодаре послужило основанием к утверждению, что религия сегодня – мертва . На мой взгляд, как раз наоборот, именно этот срыв – подтверждение того, что религия жива, но жива каким-то особенным образом, в качестве чего-то неопытного, наивного. Что она является по-прежнему одним из тех стволов, на которых удобно выстраивать симбиоз любому другому явлению современного мира. Потому что, попробуй сегодня занимать смыслы у других форм общественной жизни – навряд ли что-то получится, во всяком случае, в смысле распространения информации. Если есть что-то волнующее сегодня русский народ, то это, прежде всего, вопросы веры. Ряженые казаки и «Пусси Райот» В Краснодар на открытие выставки «ICONS» пришли ряженые казаки и настоящий священник. Священник плюнул в Гельмана . Марат Гельман Когда пришла эта информация, мне лично было еще неизвестно, что будет на выставке. Если верить теперь фотографиям с нее и статье Дианы Мачулиной, выставка была в сущности невиннейшая. То есть, если есть какой-то путь для современного искусства в направлении осмысления священной истории и богословских вопросов, то это совершенно аутентичный путь, естественный и даже, как мне показалось, совсем без критики. Просто люди, которые владеют определенным языком, говорят именно этим языком о том же, что сказано в священных книгах. Они могут не соглашаться с тем, что в них написано, но они явно говорят о том, что в них написано, без издевки и с уважением. Не существует и не может быть богословских оснований, по которым Деисусный чин не может быть выполнен, например, в контексте супрематизма. (См. работу Александра Сигутина «Деисусный чин», из серии «Тематические супремусы», 2009, которая была на выставке).

http://pravmir.ru/sovremennoe-iskusstvo-...

Возникновение высокого иконостаса вполне обоснованно принято связывать с распространением в Московской Руси в конце XIV в., при митрополитт Киприане. богослужения по Иерусалимскому уставу 896 . Следует отмстить, что этот устав вытеснял господствовавший прежде Студийский устав, приходил см; на смену, во-первых, в исторически очень краткий период, и, во-вторых, в то время, когда уже отчетливо проявился характер воздействия Иерусалимского устава» на искусство. Быстрота перехода от одного устава к другому должна была обострить восприятие различий как между ними самими, так и между» теми формами алтарной преграды, которые представлялись соответствовавшими каждому и них. Складывавшийся в Византии в процессе длительной и сложной эволюции вариант алтарной преграды, перекрывающей все пространство алтаря и снабженной наиболее полно отражающим литургическое чинопоследованис иконным убранством, в этой ситуации мог осознаваться как естественная и даже обязательная принадлежность богослужения по уставу св. Саввы 897 . Однако для осуществления перехода к новой иерархической упорядоченности, отличающей высокий русский иконостас от алтарной преграды византийского храма, требовалось активное переосмысление ее структуры и содержательного наполнения. В выработанной в Москве новой иконографической программе, более многочасдной, с более сложной внутренней соподчиненностью состав и иконография деисусного чина византийской алтарной преграды подверглись радикальному пересмотру, пророческий ряд стал в сущности новым образованием, и лишь праздничный ряд по-видимому, остался в составе, заданном синхронными византийскими образцами. Уже при возникновении русского высокого иконостаса его праздничны ряд существенно отличался по своему сюжетному составу от «праздников» новгородского Софийского собора. В число 14 икон древнейшего из таких чино принадлежащего Благовещенскому собору Московского Кремля, кроме «дву и: десятых праздников» входят «Тайная вечеря» и «Положение во гроб». Хотя в результате изысканий последних десятилетий изначальная принадлежность нет этих икон данному собору, а также связывавшаяся с его историей точная дата возникновения (1405 г.) были подвергнуты сомнению 898 , высочайшее художественное качество икон не позволяет усомниться в том, что они были созданы для одного из важнейших храмов Московского Кремля или Московской земли, датировка же их началом XV в. осталась непоколебленной 899 . Поскольку происхождение этого комплекса не выяснено окончательно, нет оснований для уверенно суждения о том,. с какой полнотой он сохранился. Но и в наличном его составе отчетлива тенденция, прослеживаемая в праздничных чинах других ранних московских иконостасов. Она выразилась в росте числа «праздников» и выделении

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

К другому полюсу пластического стиля относятся образы подчёркнуто миловидные, внешне привлекательные, грациозные и изящные. В основе такого рода образов лежала идея демонстрации по земному понятой красоты горнего мира, стремление нравиться. Явный эстетический вкусовой оттенок далеко не всегда противоречит серьёзным содержательным основам искусства такого типа. Нечто подобное происходило в памятниках поздней готики «мягкого» стиля, с его золотыми Мадоннами и прекрасными ангелами. Оттенок светского изящества, благородной куртуазности сказывается и в образах византийского искусства, вроде бы весьма далёких от готики. Художественные средства этого варианта стиля XIII в. тоже апеллируют к пластике, но пластике не резкой, не перенасыщенной светотеневыми контрастами, а более естественной, и лишь слегка «структурированной». Этот вариант стиля отличается большей внешней подвижностью, хрупкой и беглой игрой тонких складок. Он не чужд прихотливой линейной орнаментики в драпировках. Цвет отличается нарядностью (преобладают нежно-зелёные и тёплые розовые оттенки) и светлостью, активно применяются золотые атеисты или тонкие белильные разделки. Фактура письма выглядит рыхлой, текучей. Свет и тень не противопоставлены, а мягко проникают друг в друга. Тени на ликах иногда кажутся прямо-таки размытыми. Всё то, что призвано подчеркнуть небесное происхождение образов – крылья ангелов, драгоценность одеяний Спасителя и Богоматери, прорабатывается со вкусом и подробностями. К ангельской теме в XIII в. вообще заметен повышенный интерес. Именно в ангелах внешняя Схожесть с человеком была соединена с природой нематериальной, поэтому в XIII в. не только любили изображать небесных вестников, но и задавались вопросами бытового характера: как они, например, поглощают пищу. Круг таких образов начинается с росписи Храма Св. Иерофея в Мегаре, где в куполе представлены грациозные ангелы, склонённые Перед Спасителем. Фрески Мегары принято котировать концом XII в., между тем и типы ликов, и характер пластики, и звучный цветистый колорит заставляют усомниться в ранней датировке. К этому же кругу относятся синайские «Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами», «Богоматерь Аристократусса» из триптиха (середина XIII в.), «Архангел Михаил» и «Апостол Пётр», входившие в состав деисусного чина и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов. Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком. Второй ряд – пророческий. Это Церковь , уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне. Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения. Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых. В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его. Приложение Схема высокого иконостаса 1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты); 2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери; 5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда; 8 – храмовая икона; I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд; IV – деисусный чин. Иконостас Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку. Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов. Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком. Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

http://azbyka.ru/kak-ustroit-domashnij-i...

В нашем состоянии падения всякая заповедь подчеркивает наше отличие от истинного образа Божия в нас. Все заповеди противоположны нашему естественному движению в состоянии падения. И то, о чем мы говорим, – стать как единый человек, согласно заповеди Господа ученикам Своим, – дается неизбежно подвигом, а не как нечто естественное нам. И надо иметь в виду, что даже в маленькой монастырской среде бывают минуты, когда трудным становится брат или сестра. И как быть «gentil avec lui» 102 ? – Итак, для вас я предлагаю: «Любите друг друга» 103 , потому что мы действительно единая семья. И когда будут трудности в этой семье, то, пока я жив, отдайте мне заботиться о том, чтобы устранить трудность, дабы кто-нибудь не ошибался. Все трудности возникают от нашего неведения. Моим духовником был архимандрит Кирик в монастыре святого Пантелеймона. Дьяконом я часто служил с ним. И один раз мы служили в церкви, посвященной святителю Митрофану. Там на аналое была икона, на которой и Христос, и Божия Матерь, и Креститель, и ангелы, и святые, – все стояли просто в одну шеренгу, как солдаты, то есть не так, как обычно в Деисусном чине, где они молятся Христу. И перед Литургией о. Кирик спросил меня: «Знаешь ли ты, что такое невежество?». – Я ответил: «Я не совсем понимаю Ваш вопрос, потому что сознавать свое невежество мне свойственно». – А он говорит: «Вот я скажу тебе: одно неведение – еще не невежество, два – еще не невежество, три, четыре, пять – еще не невежество, но когда семь! (а их было семь фигур) – тогда это невежество». Итак, неизбежно у каждого из нас всегда есть какое-то неведение, которое еще не есть невежество. Неведение свойственно всем нам, ибо «всё знают» только дураки. Такое «всезнание» уже есть невежество. Когда приходят новые люди, то молитвою мы создаем единое бытие в Боге. И это связано с подвигом, ибо это – выше нашего естества в состоянии падения. Поэтому будут часы, будут, может быть, даже и более длинные сроки, когда кто-то находится в состоянии неблагополучном в отношении к другому лицу. Тогда это препобеждается молитвой, и, если мы победим, Господь будет с нами. Простите меня, но то, что я сказал вам, я говорил от сердца. И молитва моя, конечно, всегда за всех вас и за каждого из вас. Беседа 12: О единстве всех как заповеди жизни 104

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Две последние иконы с изображением преподобных не сохранились, по документам не удается с точностью установить, какой из преподобных был представлен на одной из утраченных досок. Но, в любом случае, в Кирилловом монастыре, среди прочих сохранившихся иконостасов XVI века нет другого с таким большим числом русских Святых в деисусном ряду. Можно по-разному объяснять эту особенность. Одна из причин может заключаться в том, что храм сооружался на собственные средства, собственными каменщиками и программа иконостаса, вероятно, создавалась в самом монастыре. Поэтому вместо каноничных традиционных изображений появился еще один ростовский Святитель (Исайя) и преподобный, связанный либо с Вологдой, либо с Новоезерским монастырем. Иконостас написали несколько художников. Технические изобразительные приемы их творчества чрезвычайно близки: очень похожа моделировка ликов на всех иконах, приемы высветлений пунктиром, любовь к орнаменту, употребление жидкой синей краски глухого оттенка. Но при этом по уровню мастерства иконописцы значительно отличались друг от друга. Самому опытному и талантливому принадлежат царские врата и часть икон в местном ряду. В храмовом образе «Преображения» поражает контраст между горками, написанными предельно обобщенно, со смелым укрупнением деталей и скрупулезной выписанностью небольших фигурок. Особенно выделяется икона с изображением Николая Чудотворца в рост на золотом фоне. Фигура Святителя изящна и торжественна, линии силуэта лаконичны и удивительно красивы, краски лежат плотным эмалевидным слоем. Совершенно необычен позем этнографически точным воспроизведением восточного ковра. Икона Св. Ирины в местном ряду, несомненно, принадлежит другому мастеру. Перед ним стояла такая же задача, как и перед первым,– изобразить фронтально стоящую фигуру на золотом фоне. Но по сравнению со Св. Николаем изображение Св. Ирины тяжеловесно, линии силуэта грубые, сбитые, фигура неудачно размещена, фон кажется неоправданно пустым. Слабые иконы есть как в деисусном, так и в пророческом ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ слева от царских врат – второе почетное место в иконостасе, где традиционно ставится образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в замосквореченском храме Николая Чудотворца в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи, а в Успенском соборе ее место занял список (копия), исполненный учеником Дионисия в 1514 году. Над северными дверями иконостаса – еще один образ Успения Богоматери, написанный, по одному преданию, на доске от купели, где крестили Пресвятую Богородицу, а по другому – на доске от гроба святителя Алексия Московского. От времени доска рассохлась и выгнулась, оттого икона называется «Согбенная». Ведущий в иконостасе ряд – деисусный чин. Здесь предстоящими Господу, согласно традиции, введенной патриархом Никоном, изображены все 12 апостолов – так называемый «апостольский деисус». Раньше же в деисусном чине изображали только двух первоверховных апостолов, Петра и Павла, а за ними следовали образы отцов Церкви. Необычна и центральная икона – «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек (Матфей), орел (Иоанн Богослов), лев (Марк) и телец (Лука). Символы были заимствованы из Откровения Иоанна Богослова: «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6–7). Согласно церковному толкованию, эти апокалиптические животные олицетворяют собой «тварный мир» – вселенную с четырьмя сторонами света. В христианской иконографии их символически отождествляли с четырьмя апостолами-евангелистами, проповедовавшими Благую весть на четыре стороны света, то есть по всему миру.

http://pravoslavie.ru/3571.html

По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru и www.novgorod.ru В церковь Успения Богородицы в «Витославлицах» вернулся иконостас. Маленькая церковь Успения Богородицы из села Никулино Любытинского района в музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» хоть и находится «под крылом» многоярусного, интересного в архитектурном плане храма Николая Чудотворца из Высокого Острова, вовсе не уступает ему в изящности. Эти две церкви отреставрированы в рамках реализуемого в «Витославлицах» проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка по сохранению и использованию объектов культурного наследия России. День Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля, стал праздником для Никулинской церкви. Храм не только открылся для посетителей в обновлённом виде после реставрации, но теперь заживёт своей настоящей жизнью, потому что в него вернулся иконостас – с живописью XVI века и деревянной резьбой XVIII века. Об этом, приглашая гостей и друзей музея внутрь храма, сказали на церемонии открытия директор «Витославлиц» Олеся Гаврилова и старший научный сотрудник музея, куратор экспозиции Людмила Паршина. Собственно, у сотрудников Новгородского музея-заповедника было два варианта даты открытия Никулинской церкви. Построенная в 1599 году, она впервые была освящена «на Иоанна Богослова», в Иванов день 7 июля. Но вторая дата также была значимой для всего населения Тихвинского края Новгородской губернии. Храмовая икона «Тихвинская Богоматерь» – настоящее украшение рамного иконостаса церкви. – Реставраторам было непросто работать. И ставить иконостас было тоже непросто, – говорит Людмила Паршина. – Иконостас – это не только декоративная часть церкви, он имеет большой внутренний смысл для любого человека. И церковь, наполненная реалиями ушедшего времени, позволит по-другому посмотреть на этот памятник. Вы увидите там даже часть души никулян, которые передали, например, в эту церковь старинное полотенце – оно находится на клиросе. В интерьере храма подлинный иконостас, который был отреставрирован в мастерских темперной живописи Новгородского музея-заповедника. Первоначально это была тябловая (брусовая) конструкции, состоящая из двух ярусов – местного и деисусного ряда. Исследователи считают, что устройство нижнего и среднего ярусов рамной конструкции можно отнести к 1760-м годам, времени наиболее активного создания каркасных иконостасов. А сооружение верхнего пророческого яруса иконостаса и установка Северных врат связаны с периодом проведения капитальных работ на церкви в 1826–1830 годах. И это подтвердилось во время реставрационных работ. Дата – 1830 год – была раскрыта на дьяконских вратах. Датирующая надпись в нижнем левом уголке подтверждает время перестройки иконостаса.

http://sobory.ru/article/?object=05855

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010