На той же точке зрения стоит также и работа Маассена: «Der Primat des Bischofs von Rom und die alten Patriarchalkirchen», на долгое время сообщившая науке церковного права свою точку зрения 411 . Со времени издания (1853 год) книги Маассена учение о соответствии митрополичих округов древне-римским провинциям становится исключительно господствующим. Между тем взгляд Маассена покоится на заблуждении. Работы Моммсена, Куна, Марквардта и других твердо установили первоначальный объем римских провинций и изменения, произведенные в административном делении реформами Диоклетиана и других последующих императоров. Новейший исследователь церковно-провинциального деления Восточно-Римской империи Любек превосходно знал работы Моммсена, Куна и др., но это ему не помешало в своем уже называвшемся несколько раз сочинении усиленно и даже не без противоречия самому себе настаивать на соответствии церковного деления с административным делением Римской империи как в первые три века, так и после Диоклетиановской реформы. Этого мало. По мнению Любека, сами апостолы установили это соответствие, инстинктивно рассматривая имперское деление римлян, как фундамент, само собою разумеющийся для церковной организации 412 . Аргументация не новая, а повторение mutatis mutandis доказательств Петра-де-Марки и др. Но если последние для времени Дю-Пэна были мало доказательны, то при свете новейших открытий они уже никуда не годятся, так как противоречат как раз тому, что желает доказать Любек. Апостол Павел, читаем у Любека, попав на Кипр, проповедал в двух главных городах последнего Саламине и Пафе. Направившись в Малую Азию и посетив провинции Памфилию (?) и Писидию (?), он опять выступил в главных городах – Пергии и Антиохии Писидийской. Так же и все прочие места его деятельности были главные города провинцийу как-то: Тарс, метрополь Киликии (?), Ефес – Азии, Икония – Ликаонии (?), Антиохия – Сирии, Фессалоника – Македонии, Афины – Аттики (?), Коринф – Ахаии и наконец Рим – столица всего мира. Пользуясь работой английского ученого Рамсэя (Ramsay, The Church in the Roman Empire before A.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Точно также Епифаний, епископ г. Саламиса на острове Кипр (IV-ro ст.) говорит, что 99 овец принадлежат небу; божественный Пастырь оставляет их на райском пастбище и идет отыскивать потерянную овцу – род человеческий, который, будучи найден, т. е. спасен им, несется им, с радостью, к Отцу. 541 Все это объясняет частое повторение фигуры доброго Пастыря в катакомбах. По мнению св. Иеронима, изображение это делалось христианами, также, как бы, в опровержение ложного мнения некоторых христианских сект первых веков, последователи которых утверждали, что не все грехи могут быть искуплены покаянием и прощены Спасителем. 542 Есть исключения, так, например, на двух обломках саркофагов – из которых, один находится в Кирхеровом музее в Риме, а другой – в христианском отделении Латеранского музея, также в Риме – добрый Пастырь представлен пожилым человеком; но это встречается очень редко. 544 Она находится теперь в христианском отделении Латеранского Музея в Риме; некоторые незначительные части ее – реставрированы. 549 Иногда он несет ее, прижимая к груди правой рукою, и держа в левой – сосуд, для скопления молока. Этот особенный тип встречается, преимущественно, в искусстве христиан римской Африки. Мы видим его в 6арельефе саркофага, открытого в Колло, в Алжире. 556 В двух или трех случаях, добрый Пастырь имеет, приблизительно, то лицо, которое в христианской иконографии с самых ранних времен давали Апостолу Петру. Так, напр., в раскопках, производимых под церковью св. Климента в Риме, нашли разбитую статую доброго Пастыря III или IV столетия; лицо этой фигуры, как нельзя более, напоминает образ Петра. Из этого, однако, не следует заключать, что намерение художника было изобразить этого апостола добрым Пастырем. Последний представлялся со столь разнообразными типами, что подобное явление можно объяснить простой случайностью. 558 Фигура доброго Пастыря была открыта на сердолике, гностического происхождения. Он стоит между двумя овцами, имея подобное же животное на плечах, над Ним – луна и восьмиугольная звезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем война с персами продолжалась, и главное бремя расходов на нее несли Афины, под предлогом этой войны, однако, обиравшие «союзников», вызывая этим нараставшее недовольство с их стороны. Увлеченные победами над противником, афиняне в 454 г. попытались вытеснить персов из Египта. Военно-морской экспедиции Афин предшествовало восстание египтян и ливийцев против иноземного господства под предводительством ливийца Инара, который обратился к Афинам с просьбой о помощи в борьбе с общим врагом. Поход эскадры афинян и их союзников закончился катастрофой, большая часть эллинских кораблей была потоплена служившими персам финикийцами у берегов Египта. В этой обстановке Кимон, вновь избранный стратегом, убедил афинян заключить перемирие со Спартой, чтобы направить все усилия Афинской симмахии на борьбу с Персией. Со Спартой заключено было перемирие на 5 лет, что побудило Аргос, который не мог в одиночку противостоять Спарте, выйти из союза с Афинами и заключить мир с Лакедемоном на 30 лет. Обольщенный победой в Египте, персидский флот в 449 г. до Р. Х. предпринял наступление на Кипр, который удерживался Афинами, но афинский флот и после понесенных потерь сохранил свою мощь; под командованием Кимона 200 боевых судов направились к берегам Кипра, греческие войска осадили засевших в Китиме персов. Во время этой осады Кимон умер, но осада продолжалась, и город был взят, одновременно персидский флот был наголову разбит в морском сражении около кипрского города Саламина. Однако афинские политики сознавали трудность положения своего полиса в самой Элладе, где число враждебных полисов постоянно росло. Поэтому они вступили в переговоры с врагом о заключении мира. Переговоры в персидской столице Сузах с афинской стороны вел Каллий, и заключенный в 449 г. мир, положивший конец войне, продолжавшейся более полувека, был назван его именем. Каллиев мир предусматривал отказ Персии от всяких попыток вмешательства в дела Эллады и Архипелага, согласие на афинский контроль над проливами Боспором и Геллеспонтом и признание независимости греческих полисов на побережье Малой Азии, в Ионии и Карии. В свою очередь Афины брали на себя обязательство не вторгаться во владения персидского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

5). 5 Фрагмент Еврипида, известный только из Афиногора. Ср.: Финикиянки. 86–87. 6 Фрагмент Еврипида, часто цитируемый апологетами, ср.: Климент Александрийский. Протрептик. II, 25, 3; VII, 74, 1. 7 Фрагмент приводится у Плутарха как относящийся к трагедии «Меланипп». См. этот стих в: пс. — Иустин. О единовластии. 5. 8 См. в: пс. — Иустин. Увещании к эллинам гл. 18 и О единовластии гл. 2. 9 Лисий и Опсим — последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36). 10 Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять. 11 См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10. 12 См. Тимей. 41a 13 Κατ ξτασις λογισμου: подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: εν εκστσει), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22). 14 Ср. Исх. 20:2–3; Пс. 88:7 15 Точнее: силу в единстве (εν τη ενσει δυναμιν) 16 Платон. Горгий. 523c–524a. 17 Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). См. об этом у Афиногора. О воскресении. 16, 5. 18 Гомер. Илиада. IX, 499–501. 19 Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. 20 Эти имена вероятно вставлены в текст переписчиками. 21 О Филиппе, родом кротонце, который по смерти был удостоен божеской почести, см. Геродот. V, 47. 22 Онесил был брат Георгоса царя саламинского, на острове Кипр. Геродот. V,104 и сл. 23 Гамилькар — карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Геродот. V II, 167. 24 Государство. 269d. 25 Геродот. Ист. II. 53. 26 Саврий и Кратон известны только по этому упоминанию. 27 См. у Плиния. XXXV. 12. 28 Безгрудой 29 Гомер. Илиада. ХХ, 131. 30 Гомер. Илиада. XII, 302. 31 Гомер. Илиада. XIV, 246. 32 Орфический фрагмент 57 (Kern). 33 Платон. Тимей. 17d. Ср.: пс. — Иустин. Увещание к эллинам. 22. 34 Орфический фрагмент 167 (Kern). 35 Гомер. Илиада. IV, 23. 36 Гомер. Илиада. IV, 24. 37 Гомер. Илиада. XXII, 168. 38 Гомер. Илиада. XVI, 433–434. 39 Гомер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

342 Кирилл (315–386 гг.) стал епископом Иерусалима в 351 г. Он был трижды свергнут арианами с кафедры. Тем не менее среди православных он одно время считался арианином, поскольку посвящен был в епископы арианином Акакием, епископом Кесарии, а затем долго дружил с полуарианами. Но уже на II Вселенском соборе (381 г.) Кирилл присутствовал как православный епископ, выступавший против ариан. 343 Евзой был ближайшим сподвижником Ария: вместе с ним Евзой в 335 г. подал императору Константину свое изложение веры. В 360 г. Евзой был назначен епископом Антиохии. Однако все христиане города, считавшие себя православными, прервали с Евзоем церковное общение. 344 Епифаний (367–403 гг.) был по происхождению фракийцем, получил образование в доме богатого иудея, поэтому сначала был иудеем. После смерти своего воспитателя Епифаний принял христианство, роздал наследство бедным и удалился в Египет. Возвратясь в Палестину, он предался аскетической жизни в пустыне. Наконец, он переселился на Кипр, где в 367 г. стал епископом Саламина и находился на этом посту 36 лет. Епифаний принимал самое активное участие в борьбе с арианами. Упоминаемые Иеронимом труды – это «Анкорат» (якорь), в котором раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении (против ариан, полуариан, македониан, аполлинариев) и «Панарий» (аптека), в котором описываются и опровергаются 20 дохристианских ересей и 80 христианских. 347 Мазака – Кесария располагалась у подножия горы Аргей, вблизи истоков реки Мелас (совр. Кайзирие). 346 См. комментарии к Геннадию, прим. 35. 348 Флавий Грациан (359–383 гг.), сын Валентиниана I. В 367 г. он стал соправителем отца, а после смерти последнего принял в Трире управление западной частью империи и опекунство над своим сводным братом Валентинианом II. Под влиянием своего наставника Авзония Грациан старался наладить отношения с сенатом. В 378–383 гг. по инициативе Грациана шла борьба с варварами на Рейне и Дунае. После поражения у Адрианополя войск Валента Грациан назначил Феодосия императором Востока. Когда начался мятеж Максима в Британии, Грациан был покинут своими войсками и убит. Император был ревностным христианином и под влиянием епископа Медиолана Амвросия сложил с себя обязанности великого понтифика, покончил с терпимостью в отношении язычников и еретиков (ариан и донатистов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 Та атанда, Петрге не боланын тсинбей, скерлер атты албырасты. 19 ирод Петрди излетти. Таба алмааннан со, тутып, оларды буйырды.   ирод патшаны лими   Буннан со, ирод Яудиядан Кесарияа кетип, бир анша сол жерде алды. 20 Ол Тир м Сидон турынларына рли еди. Сонда олар з ара келисип, ирода келди. Патшаны исенимли хызметшиси Бластусты з треплерине сорады. йткени оларды лкесини патшаны лкесинен резли еди. 21 Белгиленген кнде патшалы липасларын кийген ирод тахтына отырды да, халыа сз сйледи. 22 Сонда халы: «Бул адамны емес, удайды – деп баырысты. 23 Сол Ийемизди бир периштеси иродты урып жиберди. Себеби ол удайа керек болан даты зи алан еди. Сонда оны денесин уртлар кемирип, ол жан тапсырды. 24 Ал удайды сзи жайылып, саны арта берди. 25 Тапсырманы орынлаан Барнаба менен Саул Марк деп аталатуын Юханды злери менен бирге алып, Ерусалимнен айтып келди.   13   Барнаба менен Саулды хызметке   1 Антиохиядаы жмтинде пайамбарлар м муаллимлер бар еди. Олар: Барнаба, Негр деп аталатуын Симон, киренели Лукий, лке патшасы ирод пенен бирге трбияланан Манаим м Саул. 2 Олар Ийемизге сыйынып, ораза тутып отыранда, Мухаддес былай деди: «Мен шаыран ис ушын, Маан Барнаба менен Саулды ажыратып берилер». 3 Солай етип, олар ораза тутып, еткеннен со, Барнаба менен Саулды стине олларын ойды м оларды жола шыарып салды.   Кипр   4 Мухаддес трепинен жиберилген Барнаба менен Саул Селевкияа барып, сол жерден кеме менен Кипра жзип тти. 5 Олар Саламис деген алаа келип, яудийлерди мжилисханаларында удайды сзин жриялады. Марк деп аталатуын Юхан да олар менен бирге болып, олара хызмет етип жрди. 6 Олар пткил бастан-ая басып тип, Папоса келди. Сол жерде Барешу атлы сыйыршы м жалан пайамбар болан бир яудийди ушыратты. 7 Ол ким Сергий Павелди кеесгйи болып, оны менен бирге жретуын еди. ким аыллы адам боланлытан, Барнаба менен Саулды шаыртып, удайды сзин тыламашы болды. 8 Бира, грек тилинде аты Елимас болан жааы сыйыршы олара арсылы крсетип, кимни тосынлы тырысты. 9 Сонда Мухаддес толан Саул, яный Павел кзлерин Елимаса тигип:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Полагают, что Артаксеркс был назначен соправителем отца своего Ксеркса. Ксеркс, после несчастной для Персов третьей Персидской войны, в которой бесчисленное персидское войско потерпело совершенное поражение на суше и на море, во вторую половину своего царствования вел жизнь изнеженную, неумеренную и чувственную. Посрамленный жестокими поражениями от Греков, похоронивши вместе с своим огромным войском и столь же огромным флотом надежду завоевать Грецию, или, хотя бы только отмстить Грекам, Ксеркс впал в апатию и даже редко выходил из своего дворца. Между тем, война с Греками не кончилась поражениями, которые понесли Персы в битвах при Саламине, при Платее и при Микале в 480 и в 479 гг. После столь счастливых побед над Персами, Греки перешли из оборонительной войны в наступательную и вели ее до смерти Ксеркса и после его смерти, с неизменным счастьем, одержавши под предводительством Кимона блестящие победы над Персами при Эвримедоне, в 469 г., и сделавши несколько набегов на персидские владения, напр., на остров Кипр, в 460 г. Естественно, что такому человеку, каким стал Ксеркс во вторую половину своего царствования, невозможно было управлять огромным Персидским царством, которое, притом, подвергалось жестоким нападениям со стороны неугомонных Греков. Вот почему, можно предполагать, и назначен был соправителем царю сын его Артаксеркс, который, очевидно, по желанию Ксеркса, имел наследовать ему царство. – Полагают, что самое имя Артаксеркс значит: товарищ, помощник Ксеркса, и сделалось собственным именем наследника Ксеркса потому, что он был соправителем своего отца; тогда как настоящее собственное имя его было Кир 85 . Можно предполагать, что верховная власть и имя царя принадлежали Ксерксу, а правление царством было в руках Артаксеркса. Но в каком году Артаксеркс сделался соправителем своего отца? На этот вопрос можно дать только догадочный ответ. Из слов Фукидида видно, что Артаксеркс стал управлять царством незадолго до 471 года. Затем, в Хронике Евсевия есть любопытная заметка о продолжительности царствования Ксеркса. В тексте кодекса – продолжительность царствования этого царя указывается в 11 лет, а на поле – в 20 лет 86 . Можно предполагать, что в тексте у Евсевия была означена продолжительность единоличного царствования Ксеркса, а на поле им, или кем иным поставлено число лет всего царствования Ксеркса, от восшествия на престол, до самой смерти его. Поэтому, можно догадываться, что Артаксеркс сделался соправителем своего отца за девять лет до смерти последнего, и, спустя одиннадцать лет, после восшествия его на престол. Восшествие же на престол Ксеркса одни относят к 486 году 87 ; другие, большинство историков, – к 485 г. 88 , а Евсевий Кесарийский – к первому году 74-й олимпиады, т. е., к 484 году 89 . Отсюда начало соцарствования Артаксеркса своему отцу можно отнести к 475, или к 474 г. Двадцатый же год его царствования придется в 455, или в 454 г.; а начало двадцатого года его царствования могло пасть и на конец 456 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Лучники царской гвардии Ахеменидов. Изразцовое панно из дворца царя Артаксеркса в Сузах. 404–358 гг. до Р. Х. Лучники царской гвардии Ахеменидов. Изразцовое панно из дворца царя Артаксеркса в Сузах. 404–358 гг. до Р. Х. Поводом к началу военных действий послужило Милетское восстание 500 г. до Р. Х., поддержанное Афинами и Эретрией. Уничтожив Милет в 493 г. до Р. Х., Дарий в 490 г. до Р. Х. направил свои войска на европ. Грецию, где они разграбили Эретрию (жителей к-рой переселили в окрестности Суз), но потерпели сокрушительное поражение от афинян в Аттике при Марафоне. Осложнения, возникшие в тылу, потребовали от Дария обратить внимание на внутренние проблемы: ранее покорившиеся греч. города объявили себя независимыми, вспыхнули волнения в Вавилонии; получив помощь от Афин, отпал Египет, восстала Нубия. После кончины Дария в 486 г. до Р. Х. разгорелась борьба за престолонаследие, победителем вышел Ксеркс I (Хшааршан, см. ст. Артаксеркс ). В 484 г. до Р. Х. он подавил восстания египтян и вавилонян; последних пришлось повторно усмирять в 482-481 гг. до Р. Х., когда Вавилон подвергся жестокому разграблению. В 480 г. до Р. Х. Ксеркс выступил против Греции, захватил Аттику и опустошил Афины, но потерял почти весь флот при Саламине и вернулся в Сарды, оставив в Греции полководца Мардония, к-рый в 479 г. до Р. Х. погиб при Платеях. После того как ионийские полисы свергли посаженных Ахеменидами правителей, разгром при Эвримедонте в 468 г. до Р. Х. положил конец господству персов в Эгеиде. В 465 г. до Р. Х. Ксеркс погиб от рук заговорщиков, но его сын Артаксеркс I (Артахшасса), подавив восстание в Сирии, в кон. 60-х гг. V в. до Р. Х. одновременно успешно воевал с поддержанным Афинской флотилией Египтом и щедрыми дарами укреплял враждебную Афинам Спарту. В 449 г. до Р. Х. Артаксеркс заключил с афинянами т. н. Каллиев мир, по к-рому обязался не посылать суда в Эгеиду и вывести войска с зап. побережья М. Азии. В свою очередь Афины оставили Кипр, за денежную компенсацию отказались от помощи египтянам, над Ионией установили совместный протекторат Делосского союза и «великого царя».

http://pravenc.ru/text/673877.html

– Санаа ордында эмес – дешти. ол чын деп, баспай турды. Олор дезе: – Бу оны ангели – дежип турды. 16 Петр токулдатканча болгон. Каалганы ачып, оны крл, ала кайкадылар. 17 Олор унчукпазын деп, Петр колыла имдеп, Кайракан оны трмеде канайда чыгарганын куучындап, – Бу керегинде Иаковко ло карындаштарга айдыгар – дейле, чыгып, ск ууланды. 18 Та адарда, Петрла не болгон деп, ты шакпырады. 19 Ирод дезе оны бедиреп таппады, каруулчыктарды шылайла, лтрзин деп Оно Иудейде Кесария атанып, анда артып калды.   Иродты лми   20 Ирод Тир ле Сидонны улузына чугулданып турган. Олор дезе биригеле, ого келдилер. Каанны Власт деп кдчизин бойлорыны тартала, амыр-энч сурадылар, нени учун дезе олорды каанны азыранып турган. 21 Эрмектежип алган кнде Ирод, каан кийимин катанып, ширееге отурып, олорго сс айтты. 22 – Бу Кудайды ни, кижинийи эмес! – деп, улус кыйгырыжып турды. 23 Кудайга мак учун Кайраканны ангели оны ол ло тарый соккон; ол курт-коыска челдедип, тыны кыйылып калган. 24 Кудайды сзи дезе тыып, таркап турган. 25 Варнава ла Савл ижин бдреле, Марк дейтен Иоаннды кожо алганча, Иерусалимне кайра Антиохияга бурылдылар.   13   Варнава ла Савлды Кипрде   1 Антиохияны серкпезинде мындый ла редчилер болгон: Варнава, Нигер дейтен Симеон, Киринейди кижизи Луций, Ирод башчыла кожо таскаган Манаил ле Савл. 2 Олор Кайраканга бажырып, орозолоп турарда, Агару Тын айтты: – Олор Мен кычырган керекти бдрзин деп, Меге Варнава ла Савлды блип беригер. 3 Айдарда, олор орозолоп, мргийле, Варнава ла Савлга кол салып алкап, божодып ийдилер. 4 Агару Тынна ийилген бу эк Селевкияга келдилер, оно ары Кипр 5 Саламинге келеле, иудей синагогаларда Кудайды сзин Иоанн олорло кожо болужып турган. 6 Бастыра ортолыкты Пафка дл, илбичи ле тгн Вариисус деп иудейге туштадылар. 7 Ол керс Сергий-Павел деп проконсулла кожо болгон. Проконсул Варнава ла Савлды бойына кычырып алып, Кудайды сзин угарга кнзеген. 8 Элима-илбичи дезе (оны грек ады) проконсулды Кудай кыйыштырарга ченежип, олорго удурлажып турган. 9 Савл, оны база Павел дежер, Агару Тынла толуп, ого чике крп, 10 айтты:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Первыми и главнейшими местами апостольской деятельности, говорит Любек, были иудейские общины в Диаспоре, именно те, которые находились в главных городах римских провинций 115 . Так ап. Павел, прибыв на остров Кипр, густо населенный евреями, проповедал в двух главных городах его – Саламине и Пафе. Направившись в Малую Азию он посетил провинции последней Памфилию и Писидию, причем местом его проповеди опять были главные их города – Пергия и Антиохия. Также точно и прочие места его апостольской деятельности были главные города провинций, как то: Тарс, метрополь Киликии, Ефес – метрополь Азии, Икония – Ликаонии, Антиохия – Сирии, Фессалоника – Македонии, Афины – Аттики, Коринф – Ахаии, наконец – Рим, столица всего римского мира 116 . Результатом апостольской проповеди в главных городах было образование в них христианской общины. С течением времени христианское учение из главного города попадало в остальные части провинции и становилось в последней твердою ногою 117 . Такого рода распространение христианской веры необходимо должно было создать внутреннюю связь общин отдельной провинции с их светским метрополем. Общее происхождение, а также чувство внутренней связи между этими христианскими общинами привели к тому, что последние, как особая группа, отделялись от христианских общин других провинций и это распределение по провинциям должно было выступить тем сильнее, что географические и государственные отношения также создавали известное единство между жителями отдельных провинций. Отсюда немудрено, что то место, от которого все или большая часть общин провинции получила веру, таким образом, главный город провинции, должно было занять особое положение в этом малом церковном союзе. Отсюда метрополи должны были стать естественным центром таких союзов и вместе с тем явиться материнскими церквами относительно всех прочих церквей 118 . Таким образом, уже в самом способе распространения христианства лежала первая, хотя и неосознаваемая опора церковной организации на государственную. Политическое деление государства явилось образцом и основою для церковного деления, а главные города гражданских провинций – средоточием молодых христианских общин и вместе с тем носителями высшего церковного положения 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010