Кондак 3 Госпожу Пречудную узревши, лазурным светом озаренную, устремися к ней эстляндский пастырь. Но исчезновением видения и паки его появлением умудрен быв в его Божественности, возопи со страхом: Аллилуиа. Икос 3 Дивное видение друзем и сродником стремяся показати, призва их пастырь, вкупе с ним, воззрети на Госпожу Пречудную, на верху горы стоящую. Видевше же Ея исчезновение по их приближении и светозарное Ея сияние по их удалении, со страхом Божиим воспеша сице: Радуйся, гордым противящаяся; радуйся, смиренным благодать подающая. Радуйся, детскую веру лжеименному разуму предпочитаю-щая; радуйся, в чудесех и видениях Своих токмо чистым душам открывающаяся. Радуйся, Веро, Надеждо, Любы и Мудросте христианския; радуйся, Покрове, не крыющийся от притекания взыскующих Тя. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая. Кондак 4 Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, селяне веси сей на верх горы текоша и, дошедше до места стояния Чудной Госпожи Лазоревой, в расщелине дуба икону Успения Божией Матери обретоша и гору сию Богородицкою прозваша. С той поры у дуба, явлением святыя иконы Твоея прославленнаго, часовню для хранения ея людие православныя воздвигоша и крестными ходами ю почиташа, купно Тя, Пречистая, славяще и воспевающе Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше о чуде явления Матери Божией на Богородицкой горе в Эстляндии, стекашася людие со всех сторон земли Русския, радовахуся видевше новое явление милосердия Твоего, о Богомати. Сего ради благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, Предивная Госпоже, на спасение православных эстляндскаго края явившаяся; радуйся, милость Свою людем Твоим ниспославшая. Радуйся, икону святую Свою верным на поклонение даровавшая; радуйся, знамением многих чудотворений ю прославившая. Радуйся, местом благочестивых размышлений дуб, освященный Твоим явлением, соделавшая; радуйся, пристанищем скораго слышания тайных и сокрушенных молитв часовню, хранившую святую икону Твою, ощутимо явившая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

http://pravicon.com/info-1203

— Мотоклуб — это что-то вроде масонской ложи или секты, — шутит Алексеич. — У человека меняется мировоззрение, круг друзей. Бывают случаи, когда женатые вступают в клуб и разводятся. Есть такие души, которым просто необходимо мужское братство, оно для них важнее всего. Гармоничные, состоявшиеся личности в наше сообщество не очень вписываются, слишком авторитарные тоже не приживаются… За шлемом не видно У питерских байкеров есть друг-священник, пользующийся в их среде уважением и авторитетом, — протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной улице и храма Успения Божией Матери в селе Лезье-Сологубовка. Многие считают, что окормление священниками представителей той или иной субкультуры — дань моде, но вряд ли это так: скорее, это связано с личностью самих священников, с их прошлым, образованием, увлечениями. Например, известный миссионер в рок-среде игумен Сергий (Рыбко) — сам в прошлом рок-музыкант. Так и отец Вячеслав — сам мотолюбитель: — В 1980е мотоцикл был первым транспортом в нашей семье. Прошли годы, мотоцикл, на котором мы возили своего первого ребенка, безнадежно устарел, и я стал подыскивать что-то более надежное среди импортных мотоциклов. Это случилось не сразу: в 1990е было не до того, поиски возобновились в 2000е. Я был священником, настоятелем храма, служил за городом. Открыл для себя тему войны, вместе с войной — военную технику и такую вещь, как реконструкция. Познакомился с военно-патриотическими объединениями, среди них были и мотоклубы. Как священнику епархиального «военного» отдела, пришлось в общении с военнослужащими доказывать свою «состоятельность». Пригодились и военные знания — я ведь офицер запаса… В то время я и стал снова ездить на мотоцикле. С помощью мотоцикла можно сэкономить время, да и вечером отдохнуть, поехать куда-нибудь с женой — это великолепно «выдувает» всю грязь и муть, с которыми приходится сталкиваться в жизни… Сблизился с байкерами отец Вячеслав примерно тогда же, когда и с поисковиками. Эти сообщества чем-то похожи: им свойственна принципиаль-ность, кодекс чести и достоинства, безусловный патриотизм, ощущение риска, ношение своеобразной «униформы».

http://pravmir.ru/ne-ezdi-bystree-angela...

Подобно Новгороду, здесь вечерня без литии совершалась в том случае, когда ночью полагалось всенощное бдение. В таком случае после вечерни, как и в Новгороде, служился молебен. Так, на праздник Успения Божией Матери чиновник говорит: «Ключари повелят звонити к вечерне. И, вшед государь во церков, прикладывается ко святым иконам, и приемлет от патриярха благословение, и ставится на своем царском месте. А вечерню протопоп с протодия-коном начинают, а псалмы дияконы глаголют, и власти ходят по два по два, государю поклоняются, таж патриярху. А певчие государевы поют на правом крылосе, а патриярховы поют на левом крылосе, а на выход власти облачаются, и протопопы, и священицы. Литея не бывает, а во время стиховны патриярх входит Царьскими Дверми в олтар и облачается со властьми. И по отпоусте вечернем патриярх пел молебен пред образом Пречистыя Богородицы, и по отпоусте молебна патриярх благословил государя, а государь пошел во своя царьския пола-ты. Ко всенощному благовестят за 6 часов. Как власти во цер-ков сошлися, и потом входит патриярх, ставится на своем месте и полагает начало. И потом входит государь царь во цер-ков, а ключари повелят звонити ко всенощному, и прикладывается государь ко святым иконам, и приемлет от патриярха благословение, и ставится на своем царском месте. Всенощное начинает протопоп с протодияконом, певчия поют по кры-лосом; на выход власти и на литею облачаются. По концы всенощнаго чтут статию зазвонную, ключари повелят звонити к заутрени, и по чтении глаголют псалмы, ектения великая; таж величание» 597 . Такой порядок чиновники указывают неоднократно 598 . В тех же случаях, когда всенощное бдение не отправлялось, а полагалась лишь утреня, предваряемая полунощницей, с вечера служили вечЬрню с литией и за ней – молебен. Так, в службе на принесение в Москву Владимирской иконы Божией Матери, 23 июня, чиновник говорит: «Празнество: вечер и оут-ро благовесть в новой болшей колокол, трезвон во вся, поют по уставу, а начинает вечерню недельной поп со дияконом; на выход и на литею власти и священицы соборные облачаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«Радуйтесь», благочестивые родители и во благочестии воспитываемые чада! Дщерь молитвы праведных Иоакима и Анны, воспитанная в доме Божием, Матерь Сына, от Которого всякое сыновство на небеси и на земли имеет начало, признает вас по духу Своими присными и чадами, и простирает на вас Свой благодатный покров от дома Божия небеснаго и земнаго. «Радуйтесь», хотя сквозь слезы, испытуемые различными скорбями, но крепящиеся в терпении и уповании на Бога! Та, Которая более всех на земле, кроме только Единороднаго Сына Ее, испытана была скорбями, Которой душу «прошло» крестное «оружие» ( Лк. 2:35 ), по Своим опытам знает, что вы чувствуете, и состраждет вам, и может и хощет облегчать вас, почему и нареклась «радостию всех скорбящих». Но нельзя не приметить, что в назначаемый нами раздел благодатного наследия Царицы небесной не входят многие. Что же останется таковым? Чего могут ожидать те, которые не подвизаются в вере, не стремятся к совершенству духовной любви, не ревнуют о истине и правде, не чтят девства, не освящают супружества, чадородия и детоводительства, не благословляют Бога в счастии, ропщут в несчастии? Должно сказать правду: не им воскресшая Божия Матерь изрекла Свое бессмертное: «радуйтеся», не им обещала Свое благодатное присутствие. Однако не оставила ли Она чего-либо и для сих, подобно как благодетельные завещатели, не только ущедряют достойных наследников, но и недостойным оставляют нечто по избытку милости? В книге Соломона есть запись о некоей доле наследства, которое осталяет по себе праведник. Очень естественно, чтобы и Первенствующая между всеми праведными оставила по себе то наследство, которое оставляет каждый праведник. Какое же это наследство? – Раскаяние. «Умираяй праведник остави раскаяние» ( Npumч. XI. 3 ). Тем, которые не приближились к Матери Божией подвигом веры, усердием любви, не подражали примеру Ее добродетелей, и потому не приобрели права наследовать от нее благодатную радость, Она оставила, как последнюю милость, раскаяние – наследие несладкое вначале, но спасительное впоследствии, если направлено будет к исправлению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Между тем малютка беспрерывно просила пить и жажду ее утоляли через давание чайной ложечки крещенской воды, так как после нее ее заметно не тошнило. В таком тяжелом и крайне изнеможденном состоянии находилась больная и утром 7-го числа. Отходя на службу в Духовную консисторию, я просил домашних немедленно же за мной послать, если слабость малютки усилится более. Возвращаясь в начале второго часа домой, я на дороге встретил старшего своего сына, поспешно идущего ко мне с известием, что больной малютке сделалось хуже и она совсем умирает. Дома, действительно, нашел я малютку в крайне ослабленном состоянии — стоны ее сделались уже слабыми, дышала она тяжело и, будучи носима домашними на руках, болезненно металась у них в разные стороны, не находя себе места; оконечности рук и ног, а отчасти и голова, были холодны: днем, по сообщению домашних, заметны были в ней резкие конвульсии лица и закатывание глаз. Невольно чувствовалось, что больная находится в предсмертных мучениях. Я взял образ Успения Божией Матери, и мы с женою благословили им малютку на вечный покой. В таких страданиях оставалась она и во все последующее время, до благовеста ко всенощному бдению. Тут пришло нам на мысль обратиться с молитвою к Угоднику Божию, святителю Питириму, и принести в дом, чтобы возложить на больную, его мантию, как это делалось нами и раньше в других случаях. Когда мною, с дозволения соборных священников Стежанского и Лебедева, после всенощной на праздник Казанской Божией Матери, риза святителя была принесена в дом, малютку накрыли ею; она сначала некоторое время как бы с недоумением руками своими гладила и ощупывала ее, а потом, к нашему общему удивлению, глубоко заснула, приблизительно часа на два, затем и после, в течение ночи, больная засыпала раз до 4-х, приблизительно, каждый раз находясь в сонном состоянии не менее получаса. В промежутки между сном она была тревожна, вскрикивала и плакала, но всю вообще ночь провела спокойнее, нежели прежде на 7-ое число. Малютка стала понемногу принимать молоко: рвота и понос заметно начали терять свой острый характер.

http://bogoslov.ru/article/6174946

По дороге встретили шесть лис и одного медведя, который, завидев нас, быстро скрылся в кустах. Восход был просто великолепный. Яркое солнце медленно вставало из-за гор. Взглянув в левую сторону, я вдалеке увидел, как извергается вулкан Шивелуч – как раз в это время он был наиболее активен. Вернувшись в Усть-Камчатск, я сразу побежал в храм, чтобы взять облачения и нужные вещи для поездки. И вот мы на пирсе. Здесь нас ознакомили с инструкцией по технике безопасности, которую все внимательно выслушали. Даже самый маленький пассажир – это был мой сынок – на борту катера вел себя хорошо и слушался. Организация рыбаков выделила нам три катера, на которых мы с Божией помощью поплыли. Самое приятное, что со мной была моя любимая семья. Природа просто потрясающая. Смотришь на красивые горы, вулканы и быстрое течение реки и поражаешься могуществом Господа: красота, ничего не скажешь! По пути встречали рыбаков, которые, раскинув километровые сети, ждали улова. Где-то вдалеке уже виднелся небольшой пригорок, а на нем – тот самый древний храм Успения Божией Матери. Но нам предстояло еще сделать одну пересадку – на небольшие рыболовецкие лодочки, так как наши катера не могли подойти близко к берегу. «Господи! Как же здесь благодатно! Как пахнет летом и свежей травой!» – думалось мне. Наконец вышли на берег и увидели… много медвежьих следов: вероятно, мишки здесь ловили рыбу, а может, просто пили воду. В этом месте, освященном древним храмом, даже климат другой: намного теплее, чем в Петропавловске и в Усть-Камчатске. Храм этот – самый первый на Камчатской земле; он освящен в 1741 году. В свое время его упразднили из-за малого количества прихожан, но в 1993 году восстановили. В настоящее время он является историко-архитектурным памятником регионального значения. С отцом Владиславом зашли в храм, поставили в алтаре стол и стали готовиться к молебну. На душе было тепло, радостно и уютно. Состояние это не передать словами.  Паломники ставили свечи и прикладывались к иконам. У всех на лицах улыбки, и они, как и мы, ощущали радость во время соборной молитвы. Подготовившись с отцом Владиславом и поклонившись друг другу, я возгласил: «Благословен Бог наш!..»

http://pravoslavie.ru/32116.html

Из воспоминаний духовной дочери старца Симеона: “Я лежала в разных больницах, но помощи не имела. В 1954 году знакомые повезли меня в Печоры к батюшке Симеону... При первой же встрече батюшка сказал: “Не сокрушайся, что за тобой некому ухаживать, и нет денег. Скоро будут и деньги, и человек по уходу, и ещё сама будешь работать”. Всему я поверила, но что буду работать – усомнилась. Однако от батюшки вышла совсем окрепшая. Прожила я в Печорах всё лето и после праздника Успения Божией Матери уехала в Ленинград. Все родные удивились, увидев меня на ногах. 16 февраля 1955 года, в день Ангела батюшки, я уже работала”. Из воспоминаний монахини Александры: “Старец всех принимал, всем помогал при помощи Божией – никто не уходил от него не утешенным... Текли к нему люди ото всюду. И так до последних дней его земной жизни”. Приближалось девяностолетие старца. Старец Симеон очень ослабел, но из любви к ближнему до последней минуты принимал страждущих. По свидетельству очевидцев старец рассказывал, что ему было открыто, что земная его жизнь закончится 2/5 января. Из воспоминаний монахини Александры: “Когда пришёл отец наместник Алипий, то он забеспокоился об этом и говорил с батюшкой, чтобы тот попросил у Господа отодвинуть смерть на несколько дней, чтобы им не погребать старца под праздник Крещение. Батюшка и говорит ему: “Хорошо! Ты наместник, а я – священник: пусть будет по твоему”. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: “На Матерь Божию”. Наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, говорил, что нужно так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил. Старец Симеон умер (по послушанию) в Крещенский сочельник, в 10 часов утра, а хоронили его через день после празднования Крещения. В монастырских архивах сохранились свидетельства о том, как вовремя собрались духовные чада старца на его погребение: “Многие духовные дети батюшки, находясь за несколько сотен километров от Печор, в тот же день и час почувствовали, что на земле уже нет батюшки... Одна его духовная дочь была у него незадолго перед кончиной... Он ей сказал, что скоро умрёт, и больше они здесь не увидятся. Она заплакала... На это он ей ответил: “Не плачь, придёшь последняя...” Так и случилось – она действительно чудесным образом успела на погребение. Когда узнала о смерти батюшки, то сразу же пошла на вокзал... Кассир сказала, что продала ей последний билет, и добавила, что в эти два дня масса людей едет хоронить какого-то старца”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но и в журналах прежде всего прочитываются легкие стихотворения, посыпанные солью остроумия, журнальные листки и хроники, изредка статьи научного интереса, но более и усерднее всего читается обширнейший и разнообразнейший отдел повестей, драм, комедий и романов. Их читают с жадностию и без устали и недозрелые люди, и молодые девицы, и матери семейств, и серьезные служащие люди. Это, впрочем, и понятно. Для того, чтобы читать ученые статьи, а в особенности для того, чтобы находить удовольствие в этом чтении, нужна большая или меньшая подготовка и известная степень образованности и зрелости. Между тем изящные словесные произведения, игривая и веселая журналистика доступны почти всем и заманчивы сами по себе, по своему обыденному интересу, по своей игривой и легкой форме. Притом же во всем этом есть некоторый и особенный интерес преимущественно для молодости. Произведения изящной литературы затрогивают самым чувствительным образом те нежные струны и идеалы, которыми переполнена бывает молодая душа. После этого не мудрено, что так обаятельно действует на юность художественным словом построенная картина жизни со всеми ее тайнами, со всеми темными и светлыми ее сторонами. Но и люди зрелые любят подчас отрешиться от своих будничных работ и обязанностей, вспомнить прошлое и пережитое и помечтать о будущем. В подобных случаях и состояниях и у них непременно, увидишь какую-либо книгу в роде повести, или романа. Все эти явления из нашей обыденной жизни выводим мы и рисуем пред вами не затем, чтобы только порицать их, или громить церковным запрещением. Уже по одному тону нашей речи вы можете усмотреть это. То, что есть в этих явлениях натурального, законного и безвредного, мы признаем и принимаем, и если бы напр., вам пришло на ум, что мы воспрещаем совершенно, т. е. для всех и навсегда, чтение светской литературы и находим в ней один только грех и развращение, то вы бы ошиблись и лишь обнаружили бы предвзятый взгляд на нас и односторонние понятия о том, что должно и что не должно, что можно и чего нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В этих рассуждениях много несправедливого, но есть нечто и справедливое. Что для мирских людей закрыт доступ к высшим степеням нравственного совершенства – это несправедливо. Из сказаний о житиях святых мы знаем много совершенно обратных примеров, так что святые пустынники и отшельники посылаемы были голосом Божиим учиться иным добродетелям у мирских рабов и рабынь Божиих. Но что есть все-таки некоторые высшие советы евангельские для избранных и довлеющих к сему подвижников Христовых, не обязательные для прочих последователей Его, – это справедливо что не все, даже и благочестивые люди, достигают одинаковых степеней добродетели, но разнятся в этом отношении также, как звезда от звезды разнствует во славе, и что поэтому и Господь со всею справедливостью воздаст на последнем суде своем комуждо по делом его, – это тоже справедливо; даже и то, что между самыми добродетелями есть разница в качествах и свойствах, не смотря на общее связующее их внутреннее единство, что есть, так сказать, нарочитые добродетели житейские, и это можно допустить. Что-ж? Станем учиться и в этом отношении у Матери Господней. В пророчественном псалме многочисленные нравственные совершенства ее изображаются под видом царственной ризы, изукрашенной золотом и разнообразными драгоценными камнями. ( Пс. 44:14–15 ). Если же не для всех нас доступны бриллианты высших христианских добродетелей, то поищем для себя других ценностей и красот в блистающей ризе нравственных совершенств богоневестной девы Марии, и постараемся стяжать их по мере сил своих. Таков между прочим перл достолюбезной скромности – этой невидной и не блестящей можно сказать добродетели, но всем доступной и поистине украшающей житейские отношения между людьми, отсутствие которой вносит в эти отношения так много горечи, нестроения и мятежа. Есть особенный повод говорить об этой добродетели именно в нынешнее время, когда у нас под именем гласности развился в общественной жизни злой недуг писательской болтливости и злоречия, а в частной и семейной жизни издавна существует недуг междоусобного сплетниченья, – эта несносная и легкомысленная страсть трубет о жизни и деяниях ближнего и собственные наблюдения над ними преувеличивать под влиянием личных чувств и возрений, а чужие рассказы о текущих событиях до искажения украшать своей собственной невоздержной фантазией. Итак, слово наше будет о скромности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Время либеральных веяний в России выдвинуло и вопрос об эмансипации женщины – об «освобождении и возвышении прав женской половины человеческого рода», как выражается наш проповедник; этому вопросу он посвящает беседу в день Успения Божией Матери, сказанную в 1868 году. Вот некоторые мысли проповедника, развиваемые в этой беседе. В жизни Богоматери наш просвещенный век может найти ответ на поставленный вопрос, если, конечно, он «признает, что истинное достоинство и право человека раскрывается только в христианстве» и «что Дева Мария есть возвышеннейшее и совершеннейшее проявление чистейшего духа христианства» 198 . Проследив всю жизнь Богоматери, мы убедимся в том, что «смиренна была Ея доля в кругу величайших событий тогда совершавшихся» 199 ; а «где же величие и слава этой необыкновенной Девы-Матери? Оставались внутри Ея самой. Значит... не путем внешней деятельности в мире должно было раскрыться все Ея значение... Таков первообраз женщины в христианстве. Таков идеал ее освобождения и возвышения. Что здесь служит основою идеала? – Совершенство нравственной чистоты». Унижение и порабощение женщины началось с ее нравственного падения: 200 , которое «довершилось потерею самообладания, целомудренной сдержанности чувств и мира душевного, когда жена..., потеряв чистоту любви и искренность уважения другого пола, сама сделалась соблазном в мире, и полная страстей стала игралищем страстей мужских... Она стеснена в своих правах, потому что сама ими пожертвовала... фимиам, по-видимому воскуряемый пред нею в образованные времена и в образованном обществе, очень напоминает тот фимиам, который язычники курили пред своими обожаемыми статуями, обожая в них не их самих и не воображаемые в них вышние существа, а собственные страсти в них олицетворенные». Что же «может вывести женщину из унижения и порабощения? Одно средство: с восстановлением нравственной чистоты, возвращение к жизни сердца; с удалением от внешних дел и суетливых тревог мира, соблюдение нравственной тишины чувств и безмолвие духа» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010