Может быть, и действительно видят они это, но зачем я об этом рассказываю вам? Затем, что в этом учении йогов есть некоторая доля истины, недалеко оно от великих и глубоких слов Христовых: «Добрый человек из доброго сокровища (души своей) износит доброе, а злой человек из злого сокровища износит злое» (Мф. 12, 35). Добром и светом души своей, неприметно изливающимся во тьму внешнюю, праведники освещают эту тьму. Они подобны человеку, идущему в темноте с фонарем: и себе освещает дорогу, и другим показывает ее. А если и сердце человека тьма, то непроглядна для него и внешняя тьма ( «а какова же тьма»). Горе ему, горе сугубое тому, чьи руки в крови, которого йоги видят окруженным красным излучением! Да не постигнет никого из нас такое страшное горе! Да услышит и исполнит Христос прошение наше: «Да воссияет и нам грешным свет твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Но этого великого счастья надо заслужить усердным исполнением всех заповедей Христовых. Надо стать праведниками, которые просветятся, как солнце, в царстве Отца Небесного. Аминь. 1951 г. В день Успения Божией Матери Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто! Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы. Она уснула блаженным вечным сном. На ней исполнились слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Неужели можно представить себе, чтобы на суд предстали Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, святые апостолы, святые пророки, весь бесчисленный сонм мучеников?! О нет, о нет! Этого представить себе нельзя. Над ними исполнятся слова Иоанна Богослова из Откровения его (глава 20) о смерти первой и смерти второй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

А между тем Церковь наша знает великую тайну о двух смертях, точнее, о двух её разновидностях. Наиболее распространённая — это именно та, которая так хорошо знакома всем нам и печальным итогом которой есть смердение. Удивительно глубоко и полно изложено об этом в замечательной повести «Архиерей» иеромонаха Тихона, написанной в начале прошлого века и не только не потерявшей за это время своей актуальности, но и приобретшей её. Вслушаемся, какие удивительные, какие таинственные слова о смерти произнёс когда-то святой апостол Павел: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое; имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп. 21-25). В течение целой череды веков христианские паломники припадают к святым мощам тех, кто сподобился — как небесной награды за духовные подвиги — по окончании земной жизни успения; и в раке мы можем порой лицезреть по сути уснувшего человека. Более того, учёные неоднократно замеряют температуру их святых мощей (а так хочется назвать их телами) и диву даются, потому как она неизменно соответствует 36.6 — теплоте живого человеческого организма. А ещё они источают удивительное благоухание и истекают душистым многоцелебным миром. Когда-то, ещё юношей, встретил афоризм, поразивший меня, и по этой причине не мог не запомнить его: «О том, что он жил, узнали лишь из объявления о его смерти». Вот и получается, что если подлинная живость многих из нас, пока ещё топчущих землю, под большим вопросом, то эти святые живы в самом сокровенном смысле этого слова: богоносные отцы наши Александр Свирский , Спиридон Тримифунтский, Иов Почаевский … Так уж получилось, что пишу эти строки на подмосковной даче, в самый день праздника Успения Божией Матери. И дело даже не в том, что никому из нас и в голову не придёт считать или называть этот день, прости Господи, днём смерти Пречистой. Одна эта мысль кажется кощунственной, и это справедливо. Автор сейчас о другом: день окончания земной жизни Приснодевы, только вдумаемся, нами празднуется… Воистину, «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Урна или домовина?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Святой, сойдя с коня, сказал: «Где бы ты хотела поставить столб твой?» Женщина ответила: «По правую сторону храма». Святой перстом написал на столбе, что он должен быть поставлен при втором столбе по правую сторону храма. Потом сказал ей: «Теперь ты сама помоги мне». И вместе с женщиной бросили столб в море. Этим сон закончился. На другой день столб оказался близ строящейся церкви, в том месте, где и указал святой. Царь и народ, видя такое чудо, ужаснулись и прославили Бога. Они поставили столб по правую сторону храма, как и было написано перстом великомученика (112, 639–640). Инок Киево-Печерского монастыря, именем Никон, был взят половцами в плен и содержался в оковах. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали в огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили жечься на солнце, морили голодом и жаждой, так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за все это он благодарил Бога и молился Ему. Зимой же выбрасывали его на снег и на мороз. Все это делали окаянные половцы, желая получить с него хороший выкуп. Он же сказал им: «Христос избавит меня от рук ваших; я уже получил извещение об этом: явился мне брат мой Евстратий, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они со сказавшими: возьми, возьми распни Его ( Ин. 19, 15 ); кровь Его на нас и на детях наших ( Мф. 27, 25 ). Вы же вечно будете мучиться с Иудою, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал мне святой Евстратий: «На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними». Половчанин подумал, что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не смог ходить. И строго стерегли его... Вдруг в шестом часу он сделался невидим, и всем слышен был голос: «Хвалите Господа с небес!» Один христолюбец заказал блаженному Алипию написать икону к празднику Успения Божией Матери. Через несколько дней Алипий разболелся, икона же не была еще закончена. Боголюбец начал докучать ему, но блаженный сказал: «Сын мой, не приходи ко мне, не докучай мне, положись в своей печали на Господа, и Он сделает, как Ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

потом явился и Иакову, также всем апостолам, а после всех явился и мне как некоему извергу». Павел же в синагоге Антиохии Писидийской говорит так: «Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые суть ныне свидетели перед народом» ( Деян. 13:30–31 ). Во всех этих перечислениях, однако, отсутствует, по смирению Рабы Господней, утаено сладчайшее Имя Той, Которой Он явился первой, – Матери Божией. В отношении к этому приходится здесь различить двоякого рода явления: так сказать, прижизненное, после Воскресения Христова, но ранее Её Успения, вместе с апостолами и другими, того удостоенными, и в Её Успении, в котором, по верованию Церкви, Господь Сам явился, чтобы принять Её святую душу при отшествии Её из этого мира. Это соответствует и Её воскресению из мёртвых, в котором Она, конечно, пребывает в непрестанном созерцании Воскресшего Сына Своего. 138 О. Кассиану (Безобразову) принадлежит заслуга обратить внимание на эту особую богословскую проблему «явления» Господа. Он связал её с собственным теологуменом об «Иоанновской пятидесятнице», и потому всё её рассмотрение приурочено к этой её постановке и ею ограничивается. Однако сама эта проблема, в особенности, как Проблема Апокалипсиса, гораздо шире и значительнее его постановки, которая может быть даже и отвергнута при сохранении всей значительности проблемы. См. Archimandrit. Casslen. La Pentecôte Johanique, 1939. Ср. мой разбор этой работы: «Иоаннова Пятидесятница» (рукописно). 140 Здесь мы имеем уже и антиномическую постановку вопроса о возможности для человека видеть Бога: Бог говорит Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь. Меня сзади, и лицо Мое не будет видимо». Этот мифологический язык выражает собой антитетику «апофатического и катафатического богословия», в которой соединяется полная недоступность Божества для человеческого познания, соединяющаяся с некоторой его познаваемостью, что выражается в образах «лица» и «заднего» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поучение 14. В день Успения Божией Матери День Успения и погребения Божия Матери мы ныне празднуем. Она Матерь Сына Божия – Источника вечной жизни и бессмертия, а потому Она без страха закрыла пречистые очи Свои. Она знала и то, что Она не умирает, а только засыпает на краткое время, что Она по кратком успении тотчас узрит Сына своего и Бога, и преселится от смерти к жизни, из гроба – на престол, окружаемый Херувимами и Серафимами: а мы? Что с нами будет, когда мы закроем очи свои? Хорошо, если очи душевные наши останутся открытыми, а если мы по закрытии телесных очей погружены будем душею в глубокою тьму? И вместо того, чтобы узреть по смерти свет, мы увидим тьму, вместо людей и Ангелов увидим бесчисленное множество злых духов? И вместо надежды на блаженное воскресение, услышим из уст Ангела Хранителя следующие слова: «Иди, грешная душа, – иди на руки демонов. – Ты не увидишь меня до страшного суда Божия! Сколько раз я тебя охранял, ограждал от грехов и беззаконий; но ты не слушала меня: ты слушалась голоса плоти и страстей, голоса мира и диавола.– Не наследовать тебе вечного рая, ты умерла без покаяния, ты предавалась пьянству, разврату, ты собирала тленные сокровища, а не купила себе елея добрых дел: светильник разума твоего и совести навеки угаснет, иди, пока увидимся на Страшном Суде Божием!» Как думаешь, христианин: что почувствуешь ты, когда услышишь эти слова? И начнут демоны влачить и водить тебя по пустым, нечистым и оскверненным грехами домам и местам. Да, демоны будут изображать пред тобою все твои грешные дела, напоминать каждый грех , тобою соделанный и говорить: «Помнишь ли ты, скажут они, как ты тогда-то и тогда валялась в пьянстве, в распутстве? Как ты такого-то осудила, оклеветала, обманом обобрала? Как ты не почитала ни постов, ни праздников, ни милостыни не давала, нерадиво молилась Богу, пиршествовала с беспутными, посещала корчемницы, ближних презирала, осуждала, ложно присягала, весами и мерою обкрадывала, произносила гнилые слова? Помнишь ли ты, как ты тогда-то и тогда, под праздник или в праздник так-то и так грешила, и бесчестила праздник Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если любишь Меня, то отдай Мне твои грехи». Конечно, пост – это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий. Только вот что есть покаяние, стоило бы правильно понимать. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи». Покаяние – это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился. Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения. Успенский пост – пост весьма отрадный: 14 августа в храмах освящается мед, 19-го – фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Вместе с тем Успенский пост – это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями. В первый день поста, 14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста . То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек. 19 августа – яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.      Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

http://pravoslavie.ru/72951.html

У меня отнималось правое плечо, с большим трудом я могла положить крестное знамение. Лежала в больнице, но улучшения не было. Приехала к отцу. На исповеди он стал говорить о болезнях, потом приблизился ко мне, положил руки на мое больное плечо и с силой нажал. И я сразу перестала чувствовать боль. И до сих пор это плечо меня больше не беспокоит. Заболели у меня глаза, резко падало зрение. Врачи предлагают операцию. Я поехала к отцу за благословением. – На операцию сейчас не благословляю. Вот тебе маслице, будешь мазать, и закажи молебен с акафистом Казанской Божией Матери, – сказал мне отец. Я все сделала так, как благословил батюшка. Глаза мои болеть перестали, зрение остановилось на одном уровне. Молодая девица Л. приехала к отцу. Отец ей говорит: – Хоть ты и хочешь на праздник Успения Божией Матери остаться здесь, но я тебя не благословляю. Поезжай-ка ты домой, а духом будешь здесь. Если же ты останешься, о чем ты мечтаешь, то будешь находиться под конвоем бесов. Но она все-таки осталась в Печорах. Нас приехало шесть человек, и отец заранее знал, что одна ослушается его, дал нам в дорогу только пять просфорочек и пять крестиков. А Л. в Печорах душевно заболела. В Печорах я упала, получила перелом руки в трех местах. Отец благословил мне провожатого до дома и дал святое масло, мазать руку. Дома я пошла в больницу только на третий день. Там сделали снимок. Врач посмотрел и говорит: – Не знаю, каким чудом, но у вас все срослось! В следующий раз, когда я была в Печорах, мне очень нездоровилось, поднялась высокая температура, но я все-таки, почти ползком, поплелась в храм. Стояла у чудотворной иконы Успения Божией Матери и тут увидела отца. Прикладываясь к иконе, он взмахнул своей мантией, и я оказалась вся ею покрыта. Потом отец ушел в алтарь, а я сразу почувствовала легкость, радость: исчезла боль, и силы восстановились. Так чудесно, в одно мгновение, исцелил меня отец. Мне предложили красивую шерстяную кофту. Я решила спросить отца, можно ее взять или нет. Он ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В самом деле, чем же изменялось внешнее, если позволено здесь так выразиться, материальное положение Марии после смерти Сына? Разве Он, всегда преходя по градам и весям в проповеди Царствия Божия и, не имея где главу преклонить, жил вместе с Матерью, одним, так сказать, хозяйством? Мы знаем, что этого не было: человеческая любовь к Матери как и Материнская любовь к Сыну были принесены в жертву служению Богу, как это совершенно ясно видно из одного случая, рассказанного у всех синоптиков ( Мф. 22, 46–50 , Мр. 3, 31–5 , Лк. 8, 19–21 ): о том, как пришли видеться с Ним, Мать и братья Его, а Он ответил: «вот Матерь Моя и братья Мои», дав понять, что Его личные чувства принесены Им в жертву Своему служению. Следует также обратить внимание и на то обращение к Матери: Жено – γναι. Это обращение 21 напрашивается на сопоставление с тем, которое было пред совершением чуда в Кане Галилейской: «глагола Ей Иисус, что есть Мне и Тебе, Жено? Не у прииде час Мой» (Ио. 2, 4), причем Матерь вполне поняла этот ответ, ибо, невзирая на его форму, сказала служителям: «что Он скажет вам, то и сделайте». Это торжественное жено в ответ «Матери», свидетельствующее об особой значительности происходящего, сказано перед совершением чуда, преобразующего св. Евхаристию, оно же было и «началом чудес», которым Он «явил славу Свою». И ныне, перед совершишася, перед самым принесением мировой умилостивительной Жертвы, повторяется это жено: речь идет не о личной Матери Иисуса, но и о матери всего нового Адама, о новой Еве, о Матери всего человеческого рода. Это та Жена, о которой было сказано в раю змию: «вражду положу между тобою и между Женою, между семенем твоим и семенем Ея» ( Быт. 3, 15 ). Одним словом, жено есть обращение не к «матери Иисуса», но к Богоматери. Здесь надлежит произвести тот исторический комментарий к этому тексту, который вытекает из времени написания Иоаннова Евангелия именно после Успения Божией Матери и преславного ее восхождения от земли на небо. Если во времена синоптиков еще могла оставаться некоторая недовыясненность в почитании «матери Иисуса», как Богоматери, то после того, как апостолы чудесно явились свидетелями ее прославления, никакое колебание не было уже возможно, и для апостолов догмат о Богоматери был уже раскрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Обратимся теперь к соседней Киевской епархии. В Киевской губернии Каневского уезда, в селе Дыбинцах, при храме Успения Божией Матери, и в настоящее время (по крайней мере, в шестидесятых годах текущего столетия) существует братство, с таким устройством, как будто бы мы видим пред собою братство эпохи XVI века. Когда и кем основано названное братство остается неизвестным. Его приходо-расходные записи идут с 1745 года. По этим записям возможно составить себе некоторое понятие об устройстве этого братства, его средствах, и отчасти, его деятельности. Годичное собрание братчиков назначается на масляной неделе; в это время представляется общий отчет, производится выбор новых должностных лиц (которым передается братская казна), а также общий братский суд над собратом, провинившимся в чем-либо в течении года. Суду братскому подсудны все лица живущие в селе, от старого до малого, и никто не в праве сопротивляться решению братского суда. Суд этот назначает различные наказания преимущественно денежные пени; но главная цель наказаний состоит в том, чтобы виновный принес раскаяние пред братством. Если виновный раскаялся пред братством и уплатил определенный ему штраф, то уже потом никто не смеет укорять его в сделанном проступке. Цели и стремления братства разнообразны; они состоят; в поддержании местного храма Успения Божией Матери и в заботе о его благолепии, в устроении обедов в храмовые праздники, в выдаче пособий обедневшим братьям, и вообще местным бедным, в погребении на общий счет таких бедных, в обучении желающих грамоте и горшечному мастерству, (в с. Дыбинцах с незапамятных времен процветает выделка глиняной посуды). В 1779 году учреждено было в Дыбинцах и сестричное братство с исключительною целью заботиться об украшении храма Божия. Полное уважение к братству, и покорность его распоряжениям, соблюдались, как прежде, так соблюдаются и теперь. Когда умирал бедняк, которого нужно было похоронить на счет братства, то от этого последнего исходило распоряжение: кому копать могилу, кому готовить гроб и т. п. В знак того, что распоряжение исходит от братства, посылалась назначенному на работу круглая дощечка с изображением местного храма, почти такая самая, какая употреблялась в Луцком и других древних братствах, и где бы не заставала эта дощечка того, к кому относилось распоряжение братства, в гостях ли, в поле ли за работой, в хозяйственных ли хлопотах на дому, он тотчас же бросал все и шел, куда указывало ему братство. 201

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ловят сельдь два раза в год: после Успения Божией Матери – в августе и с 21 ноября – то есть и летом и зимой. Летом после Успения Божией Матери ездят на утреннюю зорю 9 , ездят тогда, как зазвонит к завтрене, с фонарями и на один, много на два часа. Сельдь тогда подымается с самой глубины, говорят рыбаки, поиграть на верху озера. Ловля эта не так обильна, но зато сельдь бывает особенно вкусна и крупна. Зимой ловят, как только застынет озеро, почему и сельдь называется полёдная; этот лов бывает обилен, но зато сельдь помельче. На заре ловится сельдь всего лучше тогда, когда, по выражению рыбаков, ветерок дохнёт с нова. Сельдь зорка и пуглива – как увидит закинутую снасть и идёт в глубь, а при ветре зарябеет вода в озере – она нехорошо разглядит снасть и попадает. Места или тони для лова сельдей заранее определяются жеребьем, и каждый едет на то место, которое досталось ему по жеребью. Другую рыбу ловят артелями, человек в 10-ть, как сказано выше. Для лова сельдей употребляется особая снасть, называемая выпорками. Это есть четвероугольное полотно, связанное из самых тонких некручёных ниток в одну рядь, с ячеями шириною в два пальца. Ширина полотна бывает от 1,5 до 2-х аршин, м] длина до 15-ти сажен; м] обе стороны полотна прикрепляются к одной верхней бечёвке мочальной, толщиною в палец; к другой стороне полотна нижней привешиваются глиняные плитки, а к верхней деревянные поплавочки или берестяные. Это делается для того, чтобы выпорки не ложились на дно воды, так как сельди гуляют на верху воды. Здесь не бывает режей, а одно полотно, потому что сельдь не может запутываться: она так нежна и робка, что если заденет хоть пёрышком за одну из ячеек, даже за одну ниточку, то сейчас останавливается и засыпает, почему никто никогда не видал сельдей живыми изловленными. Выпорки ставят на глубоких местах и оставляют их на всю ночь. Ветром и волнами часто относит их от места на полверсты и более, а иногда они и совсем пропадают; иногда они по десятку перепутываются вместе и уже дома разбираются. Чтобы можно было каждому скоро найти свои выпорки, для того на концах их ставят большой четвероугольный дощатый поплавок, а в нём укрепляется палочка со флагом, отличающимся от других особенным цветом. По окончании лова выпорки разбирают, развешивают на шесты и проветривают. После того домашние – жёны и дети чешут (расправляют) сжавшиеся выпорки и складывают в стягло 10 до вечера. Вечером снова отправляются с теми же выпорками на озеро и лов совершается таким же образом. Так они ловят постоянно до самых заморозков. Только на воскресные дни и на праздники рыбаки никогда не ловят рыбы – свято хранят они эти дни, и кому какая нужда ни была бы в рыбе – просидит без рыбы, если не догадается купить до праздника. Зимой под льдом ловят сельди неводом. (О нём будет сказано дальше).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010