В Царском Селе в 1909–1912 гг. был построен «Феодоровский Государев собор» в память явления Феодоровской иконы Божией Матери, с приделом во имя свт.Алексия митрополита Московского и с нижним пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского . По воле императора Николая Второго работы по сооружению этого храма были произведены с особым уважением к древнерусскому искусству. Построен был этот храм по образцу московского Благовещенского собора в древнем его виде, и все убранство храма было выдержано в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь были новые, но сделанные по древним образцам; пещерный же храм св. Серафима Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело большое общественно-воспитательное значение и свидетельствовало об особом покровительстве, которое император Николай II оказывал древнерусской архитектуре и иконописи. Феодоровский собор в Царском Селе Образ, находящийся сейчас в церкви Воскресения Христова на Дебре Костроме, есть первоначальный образ этой святой чудотворной иконы. В смысле иконописном это икона древнего византийского происхождения, типа «Умиление». Ее изображение близко к иконографии Владимирской иконы Божией Матери. Главным ее отличием является обнаженная левая ножка Младенца Иисуса Христа, Которого Богоматерь держит на Своей правой руке. Праздники иконы: 14/27 марта, 15/28 и 16/29 августа. Икона Божией Матери «Курская-Коренная» Обоснованием иконографического типа или композиции икон «Знамения» являются слова пророка Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Ближайшею к этой, центральной, части композиции должно признать изображение Благовещения, расположенное по сторонам описанного выше круга. Слева, – для зрителя, – от круга находится вожженный седмисвещник, а над ним – Архангел в облаках. Справа же от круга и симметрично со свещником помещено весьма неясное изображение, смысл которого мне не удалось определить, а над ним – Приснодева. Выше Нее, справа, находится сияние и в нем – как будто лицо ( – солнце? – ), а слева – кружок с изображением Духа-Голубя, летящего вверх . Наконец, в верхней части иконы, среди облаков и сонмов ангелов и праведников, изображен Бог Отец (?) и, пред ним, коленопреклоненная, ангело-образная фигура. Источающееся от Него сияние частью как бы заканчивается тремя концентрическими ликами, составленными из мельчайших ангельских голов c распростертыми крыльями, частью же – проходит далее, сквозь них. – Эти ангельские лики написаны, соответственно, на фоне трехцветных колец: внутреннее кольцо зеленоватое , среднее – розовое , наружное – голубое . Что же означает вся эта своеобразная композиция? Не берясь обяснять ее, – ибо для этого требуется еще внимательное изучение, – выскажу лишь догадку, что она живописует речения акафиста: Пресвятая Богородица – «всех стихий земных и небесных освящение » 885 , «всех времен года благословение» 886 , ибо в моменте Благовещения, когда тварь, в лице Божией Матери, прияла в себя Божество, содержится вся Вечность, а в Вечности – вся полнота времен . Праздник Благовещения, космически, – праздник весеннего равноденствия: хотя в настоящее время празднование Благовещения отстало от равноденствия на 13 дней 887 , но во II-м веке равноденствие считалось 24-го марта, т. е. праздником весны. И, как в моменте весеннего равноденствия заключена, как бы в зерне, вся полнота космического года, так же в празднике Благовещения Пресвятой Деве содержится, как в бутоне, вся полнота церковного года. А далее, и космический год и церковный год – это образы года онтологического, – года или полноты времен и сроков всей мировой истории. Вся мировая история содержится в Деве Марии; а Дева Мария вся выражается в моменте Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иконостасы храма были изготовлены в мастерской Кожевниковых Петра Осиповича (? - 1888) с сыновьями Иваном Петровичем (? - 1895) и Александром Петровичем (? - после 1912), владельцев иконостасно-столярной мастерской с живописным, резным и позолотными отделами в Екатеринбурге, в которой по найму работало свыше 30 мастеров. Мастерская изготовляла иконостасы, киоты, аналои, рамы в технике резьбы по дереву в стилях рококо, Аля-грек, ренессанс, готическом, русском: делала позолоту на полимент, мардан и гульфарбу. В год заведение Кожевниковых изготовляло до 6 иконостасов, не считая выполнения мелких заказов. Иконостасы ирбитского свято-Троицкого храма были изготовлены в 1909 году. Иконостас центрального алтаря вмещает в себя 18 икон, 6 образов находятся в царских вратах, из них 4 евангелиста и икона Благовещения Пресвятой Благородицы. В нижнем ряду иконостаса распологаются иконы Пресвятой Троицы, св.прор. Илии, св.апп. Петра и Павла, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Рождества Пресвятой Богородицы, св.прор. Исаии, св.мц. Параскевы и мц. Наталии, св.вмч. и цел. Пантелеимона и св. вмч. Георгия Победоносца. Иконостас успенского придела вмещает в себя 11 икон, 6 образов находится в царских вратах, из них 4 евангелиста и Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В верхнем ряду иконостаса распологаются иконы господы Вседержителя, св.мч.архид. Лаврентия, прп. Серафима Саровского, Божией Матери " Грядущее на облацех " . св.первомч.архид. Стефана, Успения Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, сошествия Святого Духа. Заклиросные иконы Ангела Хранителя, держащего образ Божией Матери " Касперовская " и Господа Иисуса Христа. Иконостас придела Архистратига Михаила вмещает в себя 11 икон, 6 образов находятся в царских воротах. из них 4 евангелиста и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В верхнем ряду иконостаса иконы Тайной Вечери, свт. Тихона Задонского, свт. Стефана. В нижнем ряду иконостаса распологаются иконы Спасителя,св. Архангела Салафиила, чуда св. Архистратига Михаила в Конех, св.прав. Симеона Верхотурского, св.вмцц. Варвары и Екатерины. Заклиросные иконы Ангела Хранителя, держащего икону Архистратига Михаила со всеми небесными силами, Пресвятой Богородицы " Достойно есть " и св.вмч и цел Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=15930

Описание иконы Пименовская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пименовская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Пименовская Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери – Богородица Одигитрия. Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве – Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари». Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году. Сначала икона находилась в алтаре Успенского собра Московского Кремля, затем была перенесена в Благовещенский собор. До 1918 года находилась в Мироваренной палате Кремля, затем – в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 году была передана в Третьяковскую галерею. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Пименовская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-145

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Боголюбская Зимаровская " Описания иконы Описание иконы Боголюбская Зимаровская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска, а во время нашествия татар (XIII в.) была расколота и брошена в кусты, где сама чудесным образом срослась, но одна половина ее так и осталась выше другой. Во второй половине XVIII века эта икона находилась у помещика Лопухина, жившего в Москве. Ввиду ветхости образ хранили в числе других вещей в кладовой. Во время моровой язвы 1771 года одному заболевшему жителю Москвы в сонном видении было приказано совершить молебен перед иконой, находившейся в доме Лопухина. Икону отыскали и передали болящему, который после совершенного молебна исцелился и возвратил чудотворный образ. От иконы совершались и другие подобные исцеления. Перед кончиной (ок. 1780 г.) владелец иконы завещал отправить ее на свою родину, в село Зимарово Рязанской губернии, находившееся в 18-ти верстах от города Раненбурга. В 1848 году в этом городе свирепствовала холера. Жители немедленно отправились за чтимым образом [...] Икона Боголюбская Зимаровская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской БОГОЛЮБСКОЙ иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города. При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой. На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю). До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона п[...]

http://pravicon.com/icon-35

XXI век. Ощущение мира, покоя и радости воцаряется в душе, как только входишь в церковный двор. Слева строится двухэтажное здание будущего Дома для престарелых. Далее - церковный дом, где находится крещальня, освященная в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под старинные своды храма ведут ступеньки. Сквозь витражи на окнах в главной его части и через цветные стеклышки в приделе  проглядывают солнечные лучики. Под резными сенями размещены  на стенах иконы святых. Благоговейным, трепетным отношением к Пресвятой Богородице пропитан весь дух храма. На стене в Ее честь устроен отдельный иконостас из 35 икон, в центре которого Божия Матерь Казанская. Храмовая иконаБлаговещения – расположена на предалтарном иконостасе справа от Царских врат. Чудотворная икона Иверской Божией Матери в годы изгнания находилась в храме 12 Апостолов. По возвращении домой ее снова поместили в правый придел. Величественная, красиво украшенная, с любовью встречает всех молящихся. Как и иконы преп. Сергия Радонежского, святых апостолов Петра и Павла, Иверская икона часто мироточит. Источник: Л. Захарова. Тульские епархиальные ведомости, (93), апрель 2009 Благовещенская церковь  Сведения о приходе относятся к XVII в. С 1692 г. деревянная церковь на келейные деньги иеромонаха Троицкого Астрахан-ского монастыря Феодосия, бывшего священника Благовещенской церкви Феофилакта Федорова перестроена в каменную. Престолы: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Иверской Божьей Матери и во имя свт. Леонтия Ростовского. Закрыта не ранее 1930 г. Ф. 214, III кат., 59 ед. хр., 1776-1917 гг., 1 оп. (хронол., машинопись). Благовещенская церковь занимает положение почти в центральной части г. Тулы, невдалеке от р. Упы. Самыя ранние сведения о приходе этой церкви относятся к ст. Из писцовых книг этого времени видно, что приход этой ц. состоял большею частью из посадских людей, казенных кузнецов и, так называемых, богаделенных нищих. До 1800 г. прихожане этой церкви были рассеяны по разным, часто отдаленным местам города, но в этом году определен настоящий район прихода. Всех прихожан в приходе числится 117 д. м. п. и 173 ж. п., но доходит иногда и до 860 человек обоего пола. До 1692 г. Благовещенская церковь была деревянная. В писцовой книге 1625 г. она показана с приделом Василия блаженного. А в писцовой книге 1687 г. она показана уже с одним престолом во имя благовещения и строителем ее значится поп Иван с прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=00880

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского. На иконе (229 ´ 144 см, с надставленными полями - 238 ´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

http://pravenc.ru/text/149271.html

Панорама мон-ря с юго-востока. Фотография. 1998 г. Архитектурные памятники мон-ря: 1. Дворцовый собор в честь Рождества Богородицы. 1751 г. (фундамент XII в.) 2. Дворцовая лестничная башня и переход. 1158–1165 гг. Колокольня. XVIII в. 3. Киворий. XVII в. 4. Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1866 г. 5. Ц. в честь Благовещения Божией Матери. 1683–1804 гг. 6. Святые врата, колокольня и надвратная ц. в честь Успения Божией Матери. 1841 г. 7. Келейные корпуса, ограда, башни. XVIII–XIX вв. Панорама мон-ря с юго-востока. Фотография. 1998 г. Архитектурные памятники мон-ря: 1. Дворцовый собор в честь Рождества Богородицы. 1751 г. (фундамент XII в.) 2. Дворцовая лестничная башня и переход. 1158–1165 гг. Колокольня. XVIII в. 3. Киворий. XVII в. 4. Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1866 г. 5. Ц. в честь Благовещения Божией Матери. 1683–1804 гг. 6. Святые врата, колокольня и надвратная ц. в честь Успения Божией Матери. 1841 г. 7. Келейные корпуса, ограда, башни. XVIII–XIX вв. По версии «Летописи» игум. Аристарха, на месте монастырской надвратной ц . в честь Успения Пресв . Богородицы в 1160/61 г. находились ворота замка с надвратной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, уничтоженные до основания монголо-татарами. Ок. 1683 г. в Б. м. были выстроены каменные св. врата с ц. во имя ап. Андрея. Однако богослужения в этом храме, по-видимому, не совершались, т. к., по описи 1702 г., он не был еще освящен, и лишь 15 дек. 1758 г., после незначительного ремонта, храм освятили. В 1783 г. Андреевская ц. и ворота были разобраны, в 1788 г. выстроены вновь, в 1820 г. снова разобраны. В 1841 г. была возведена и освящена существующая в наст. время трехэтажная колокольня (высота 58 м). 2 нижних яруса, где расположены св. врата и надвратный Успенский храм, имеют кубическую форму, 2-й ярус дополнен 2 апсидами. Завершающий ярус, собственно колокольня, представляет собой ротонду, аркада к-рой украшена сдвоенными полуколоннами. По верхнему краю яруса св. врат сохранились фрагменты наружной росписи кон. XIX - нач. XX в. Внизу, в вост. части св. врат, была устроена часовня-усыпальница, в к-рой похоронены архимандриты Б. м. Феофил, Иероним и Даниил. На решетчатых створках св. врат находились изображения князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, над ними - икона Спасителя.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) В кон. XV - 1-й трети XVI в. почитание К. и. в мон-ре возросло. О начале распространения ее списков на корельских землях может свидетельствовать текст жалованной грамоты 1499 г., в которой упоминается о раздаче во время следования «лодьи с монастырским запасом… образов Пречистые» (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 170-171), в соответствии с монастырской традицией это могли быть уменьшенные списки К. и. К этому времени относится первое известное повторение К. и.- «Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми» (Музей русской иконы, Москва), сохраняющая в авторском слое живописи редкую особенность древнейшего памятника - сине-зеленый цвет мафория Богоматери. С деятельностью мастеров Новгородского архиеп. Макария (1526-1542) связано появление в монастыре шитой пелены с изображением К. и. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия). Сложная композиция, дополненная сценами «Благовещение» и «Распятие», а также крупными полуфигурами апостолов Петра и Павла по замыслу близка к изображению на иконе из Музея русской иконы в Москве. Шитую пелену окаймляет текст покаянного Богородичного тропаря 4-го гласа: «К Богородици... притецемъ грешни...» Исторических сведений о вкладе пелены в мон-рь не сохранилось, но сложная композиция и особенности шитья говорят о том, что она задумывалась как вкладное произведение, предназначенное для Коневской обители. Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Активному почитанию К. и. в сер. XVI в. способствовал процесс подготовки к официальному прославлению прп. Арсения. Местное почитание К. и. установилось во время Ливонской войны, между 1573 г. (неудачная попытка шведов занять остров) и 1577 г. (вторичная швед. экспансия, закончившаяся изгнанием монахов и переселением братии в Деревяницкий Воскресенский мон-рь). Первое известие о заступничестве Богоматери в 1573 г. было запечатлено в надписи на ризе старинной иконы Спаса Нерукотворного (или оплечного?), к-рую принес в мон-рь чудесно спасшийся из швед. плена житель Корельской земли Афанасий Беляй: «Лета 1573 раззоряху Свеяне Российскую землю и тщахуся на Коневском острове раззорити монастырь, но молитвами Пресвятой Богородицы возвеяша ветры, поломаша лед на озере окрест монастыря и тако врази бездельни бывше, обратишася на Корельскую землю…» (Описание Осташковского Знаменского жен. мон-ря. 1890. С. 59-60; местонахождение иконы неизв., в нач. XX в. пребывала в надвратной церкви Знаменского мон-ря в г. Осташкове, ныне Тверской обл.).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010