Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) В XVIII в. старообрядцы оказались чуть ли не единственными заинтересованными в приобретении и сохранении древних дониконовских «писем». Бережное отношение к старым иконам стимулировало их к выработке технико-технологических средств и приемов работы для поддержания старинных образов в хорошей сохранности. Именно иконники-староверы заложили основы реставрационной практики, отказавшись от обыкновенного поновления древних памятников, бытовавшего в средневековье. Со временем «добывать» старинные образа для моленных становилось все труднее, и старообрядцы столкнулись с необходимостью обращаться к иконам-новоделам. Московские старообрядческие общины постоянно пользовались услугами иконописцев М. ( Ерофеичев Ф. Ф. Иконография, или Руководство к изучению без посторонней помощи способов и рецептов до иконописцев (а более до их учеников) относящихся. СПб., 1912. С. 1). У мастеров из М. сложились прочные связи с московскими староверами уже к сер. XIX в. Так, напр., мстёрский старообрядец Я. В. Тюлин с братьями в 70-х гг. XIX в. «производили работы по иконописи в Московском Благовещенском соборе при его реставрации, на Преображенском и Рогожском Московских кладбищах, в домах староверов, любителей старины…» ( Голышев И. А. Слобода Мстёра: (Пасхальные яйца работы мстёрских старинщиков - иконописцев)//Владимирские ГВ. 1875. 16. С. 1). Позже Голышев сообщал, что мстёрских старинщиков «много проживает в Москве… они находятся в постоянных близких и тесных сношениях с старообрядцами и раскольниками…» ( Он же. Раскраска в слободе Мстёре литографированных снимков с картин из старинных рус. рукописей//Там же. 1882. 7. С. 4). Этими историческими обстоятельствами объясняется тот факт, что М. стала прародиной 2 уникальных видов профессиональной деятельности, связанных со старообрядческой иконописью,- реставрацией икон и их подделкой.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу!» Весна пришла, земля дышит, пар идет от полей, от чернозема, клейкий запах почек струится над деревьями. Вся земля благовествует, всякая березка и цветок участвует в общей радости всей твари. Благовещение — это праздник благословенной твари. В одном рождественском песнопении говорится о том, какие дары принесли Творцу, кто чем Его благодарил: «Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыя — ясли, мы же (то есть люди, человечество) — Матерь Деву». [ 26 ] Она — венец твари. Она ближе всего к этой твари, и поэтому-то мы так близко чувствуем, воспринимаем Ее. Вспомним-ка, как наш народ относится к Ней, как близко и по-родственному переживает всякий богородичный праздник. Ведь сколько с историей Руси связано чудотворных икон Божией Матери. Богородичный монастырек, церковка во имя Ее. Невольно вспоминается такая картина. Яркий день, душный нестерпимый жар висит и давит. Месяц не было дождя, все побурело и сохнет и чахнет. Овсяные колоски редкие, жидкие… Как камень пересохла земля. И решил «мир» служить молебен Владычице. На поле за деревней приготовился народ. Даль колеблется от жары и волной трепещет. Разноцветными кусками, точно шахматная доска, пестрят вдали деревенские земли: черный, сереющий пар, зеленые хлеба, яркая картошка. Все стоят и ждут. И вот где-то вдали послышалось пение. Идет старенький священник, а за ним в пестрой толпе мужиков и баб, две старые женщины в черных платках и темных поневах несут икону. Колышутся хоругви, кресты, иконы… «Владычица идет!..» «Царица Небесная!» Как близко в такие минуты ощущается соединение отринувшегося нашего естества с Богом, молитвами Матери Его. Как Она близка нам, земле, всей твари, которая радуется Ей. Молитвы и пение будто бы исходят из самой пересохшей земли, от этих чахлых овсов и пшеницы. От самой матери — земли — к Матери Божией. Раз, помню, ехал вдвоем с одним старым крестьянином весенним, ранним днем. Снег уже сошел, и земля, после сна проснувшись, дышала, и пар клубами шел от нее, и все поля были точно дымом покрыты. Ехали мы молча и наблюдали это плодородное дыхание матери-земли. И вот, смотря на этот пар от земли, указал я старику. Он посмотрел этак умно, по-мужицки умно, и в пространство сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Если выпускание птиц из благочестивой традиции превращается лишь в бизнес и если вреда получается больше, наверное, даже на приходском уровне нужно объяснять это. Если не подпитывать незаконный бизнес, он сам собой затухнет. К традиции – с умом Протоиерей Леонид Царевский Протоиерей Леонид Царевский , настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область): Выпускание птиц – красивая народная традиция, не богослужебная. Думаю, она имеет право на существование в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу. Особой глубины я в такой традиции не нахожу, но почему бы не сделать вот такое дополнительное украшение, тем более – для детей? Но одно дело, когда выпускают прирученных голубей, а другое – когда покупают непонятно у кого купленных лесных птиц неизвестно в каких условиях содержавшихся. Наверное, не стоит следовать традиции любым путем. Вроде того – раз «положено», срочно бежим оптом закупать птиц. Курица на праздничном столе никого не смущает? Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»: Мы семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещение. Я в принципе отношусь к животным не «по-европейски». Животные – это животные и не более того. Притом что у нас дома есть кошки, птицы, рыбы, черепахи. За городом – собака. Мы за ними ухаживаем, если болеют – лечим. Протоиерей Максим Первозванский Вообще, в отношениях к животным, птицам в современном обществе существует явный перекос: люди пребывают в таком животно-природном кризисе, когда, с одной стороны, много людей, которым животные заменяют членов семьи, с другой – мы живем в отрыве, отчуждении от природы, не видим, как пасутся коровы, клюют зернышки куры и так далее. Вот и начинаем относиться к животным, как к людям, наделяя их теми качествами, которыми они не обладают. Иногда животное или птица может быть еще и красивым символом. Понятно, что надо постараться максимально уменьшить вред, который мы наносим им. Но народной традицией всё давным-давно продуманно. Птички, которых продают на том же птичьем рынке на выпуск – специально для этого пойманные. Они не присиженые, не привыкшие домашней жизни. Поэтому риск для них – минимальный.

http://pravmir.ru/vyipuskanie-ptits-na-b...

Ныне празднуем мы чудо, которое за несколько столетий совершено было Богоматерью. Но, может быть, некоторые из вас станут в душе говорить: да, действительно, это было величайшее чудо, но ведь оно было очень давно, а вот мы желали бы узнать о таком чуде от Божией Матери, которое бы совершилось в наши дни, чтобы можно было сказать: оно совершилось на наших глазах, потому что такое чудо укрепило бы в нас веру, чтобы мы могли сказать, что Царица Небесная и нас слушает, и нам, грешным, помогает так же, как помогала нашим предкам. Вот, дорогие братья и сестры, я поведаю вам вкратце о совершившемся недавно чуде от иконы «Умиление» Божией Матери, находящейся в Ростове: чудо это совершилось над одной бедной девочкой, по имени Елизавета. Это чудо засвидетельствовано тамошним архиереем, высокоуважаемым Преосвященным Иосифом; он явственно подтвердил, что он был свидетелем и очевидцем его, и, наконец, оно подтверждено теми, которые сами видели эту девочку, над которой оно было совершено. В Ростове жило очень бедное, но очень благочестивое семейство: у них была единственная дочь, маленькая, десяти лет, по имени Елизавета, отец ее занимался извозом. Эта девочка отличалась большими дарованиями, имела прекрасные способности, отлично училась, были, конечно, довольны и родители: родители, как говорится, не нарадовались, не надышались, ибо она была их единственная дочь, их утеха. И вот в 1910 году под самый праздник Благовещения с девочкой что-то сделалось; вернулась она домой от всенощной вся в жару, как будто простудилась. Затем боль стала все более и более усиливаться, перешла в судороги; больную стало как будто корчить, и в это время она проявляла в себе большую силу, так что несколько человек не могли ее сдержать, изо рта появилась у нее пена, глаза делались безжизненными – одним словом, вид ее был ужасен. Можете себе представить горе ее преданных родителей при виде этого несчастья. Она не стала учиться... И родители только и могли делать, что плакать о ней, потому что медицинская помощь ничего не могла сделать, хотя ее показывали очень опытным ростовским докторам. Наконец в один из таких ее припадков отец, взирая на образ Царицы Небесной, в припадке отчаяния воскликнул: «Матерь Божия, Владычица наша Небесная! Или возьми ее в Свои руки, или исцели ее и отдай нам!»

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Нам помогло то, что в этот период «возвращения» в нашей жизни начало происходить большое количество случаев-знаков, показывающих, что мы наконец-то встали на путь истинный. О каждом таком случае можно было бы написать отдельный рассказ, но в первую очередь следует раскрыть интригу этого повествования. В этот благодатный период по одной из федеральных программ по линии Минобороны (я пошел по родительским стопам) нашей семье дали служебную двухкомнатную квартиру (мы мечтали хотя бы об отдельной комнате в общежитии). Предстоял непростой этап ремонта жилья. В виду затрат на квартиру, которую мы продолжали снимать (предоставленное жильё реально нуждалось в ремонте), и иных расходов, было принято решение делать ремонт своими силами. К этому времени я осознал свою ничтожную роль в чадорождении, и горячо, искренне обратился к Пресвятой Богородице за помощью И вот однажды в процессе ремонта в одной из комнат (а в квартире до этого проживало две семьи) я увидел православный календарь «многолетней давности» с изображением иконы Божией Матери. По всей видимости, к этому времени я уже в достаточной степени осознал свою ничтожную роль в чадорождении, и горячо, искренне обратился к Пресвятой Богородице за помощью. И похоже, мое обращение оказалось всё-таки уже не таким формальным, каким могло быть ранее. Спустя несколько дней одно из растений, привезённых с юга почти четыре года назад, впервые (!) распустилось двумя великолепными цветками лилии. Конечно, нас это очень удивило, мы вспомнили, при каких обстоятельствах данное растение у нас появилось, и решили, что если бы нам все-таки посчастливилось стать родителями, то это было бы очень символично. В общем, всё-таки приобрели очередной тест для определения беременности. О своём счастье мы узнали в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Как же мы обрадовались, узнав, что прощены за наше высокомерное мнение о своих возможностях! Бросились на кухню, где на столе стоял календарь (надо ведь сделать отметку о счастливом дне!). Календарь был с указанием православных праздников. Его подарил будущий крёстный ребёнка. И снова были изумлены: о своём счастье мы узнали в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ! Как красиво получается! Нарочно не придумаешь. До сих пор с трепетом вспоминаем этот день.

http://pravoslavie.ru/78464.html

Потом это изображение несколько трансформировалось, став знакомой всем теперь Плащаницей. Когда мы вышли из храма, небо было чистое, голубое. Прошли несколько шагов, и ветер мгновенно нагнал тучи. Откуда только он их взял столько? Весь ясный небосвод затянул ими, прижал землю, начинающую уже к празднику цвести пролесками, крокусами, примулами. Подснежники уже отцвели. Надо немного отдохнуть, чтобы слушать “Похвалы” в нашей Лавре. Туда электричка доставила нас к полуночи. Заметно похолодало. Тёмный спящий Посад почти безлюден. Идём на подсвеченную пока ещё скупо Лавру. В Успенском соборе стоит знакомая лёгкая белая сень над Плащаницей. В углах сидят паломники. В центре поставили три ряда лавочек, чтобы могли посидеть до начала службы все желающие. Там же аналой, у которого одна из паломниц читала молитвы перед святым причащением. Хотелось тишины. Давно не были на службе в Успенском соборе, не отвыкли, нет, скорее — соскучились по родному месту. Хотелось смотреть и смотреть на знакомые иконы… Наконец она кончила и ушла. Стали уносить всё — и аналой, и лавочки. Впереди, слева ещё было свободное место тоже на лавочке, и я пошла туда. Здесь до начала службы никому не помешаю, а потом уйду, так как наберётся много “своих”. Ничего, это ничуть не трогает. Постоим и там, где заняли местечко. Оно и от Плащаницы недалеко, значит, будет всё отчётливо слышно, ведь читать все служащие выходят к Плащанице. Наконец почти два часа. Собираются певчие, народ, проходят отцы. Плащаница убрана, как всегда, белыми цветами: лилии, хризантемы, розы окружают её. Рядом стоящая женщина спрашивает: “Почему всё белое? Ведь это погребение, траур?” — Нет, это — хвала победителю смерти! Кстати, в белое духовенство облачилось ещё днём, так как в этот раз с Великой Субботой совпал праздник Благовещения Матери Божией. Когда был вынос Плащаницы, Благовещению прочитали пять паремий. Пели и “Архангель­ский глас”, но праздник Благовещения Матери Божией как-то растворился в предпасхальных текстах. Лучше, если он всё-таки отдельно празднуется… но это, разумеется, не по нашему желанию.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Ранняя весна в старинных русских городках отличается обычно своим суровым и непредсказуемым нравом: то внезапно пробежит по улицам веселой капелью оттепель, до вновь закружит и завьюжит густая метель, укутав купола соборов и крыши домов белоснежным покрывалом. Но обычно на праздник Благовещения уже чувствуется уверенная поступь весны: городские улочки словно оживают, празднично принарядившись, на деревьях распускаются почки, кое-где на проталинах зеленеет молодая травка. На представленном полотне художник мастерски передает это радостное, звонкое весеннее настроение, хотя зима и не спешит отдавать свои права. Еще промозгло и холодно на безлюдной улице, краски не так ярки на фоне серого пасмурного неба, на котором видны сквозь пелену облаков нежно-голубые проблески. Вдали робкие лучи закатного солнца окрашивают небосвод в нежно-розовый цвет. Белые березы задумались о чем-то, медленно пробуждаясь от долгой зимней спячки, насыщенный влагой воздух прозрачен и чист. Прекрасен и наряден храм Федоровской иконы Божией Матери, выкрашенные зеленой краской купола гармонично сочетаются с изумрудной травкой, пробивающейся робко на образовавшихся проталинах. Важно по тротуару прогуливаются голуби, все вокруг наполнено свежестью и каким-то особым радостным настроением, предчувствием грядущих Светлых пасхальных дней. Благовещение как бы предвозвещает Рождество Спасителя, Его крестную смерть и Воскресение. Подобно голубому плату простирается небосвод, будто слезами радости Пресвятой Владычицы омыты улицы. Светло и радостно на душе. Художник виртуозно передает это весеннее настроение, как бы играя приглушенными тонами, создавая особую симфонию красок, наполняя поэтичной мелодией полотно, погружая зрителя в атмосферу праздника, посвященного Благой Вести, открывающей врата к спасению людского рода. История Федоровский храм относится к числу типичных для своего времени построек и является ярким представителем периода зрелого ярославского зодчества, отличаясь лишь невероятной простотой декоративного оформления. Четверик храма – особенно крупный, но выполнен довольно просто, ведь лопатки выявляют четырехстолпное строение, при этом арочные оконные проемы совершенно лишены наличников. Входные проемы изначально были обустроены с западной, южной и северной сторон, и их оформляли небольшие крылечки. В первые десятилетия 18 столетия их разобрали, а сам четверик был обустроен приземистыми крытыми галереями. В 1736 году было пристроено с западной стороны высокое крыльцо, оснащенное тройной аркой и ажурным изразцовым поясом.

http://azbyka.ru/art/blagoveshhene-fedor...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Новосибирске состоялся VIII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири 04.05.2012 С 29 апреля по 1 мая 2012 года в Новосибирске прошел VIII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири, в котором приняли участие тридцать три звонаря из Кемерово, Барнаула, Новоалтайска, Бийска, Славгорода, Томска, Омска, Читы, Красноярска, Усть-Каменогорска и Новосибирска. 29 апреля в храме в честь Казанской иконы Божией Матери состоялся колокольный концерт, на котором присутствовал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. В программу были включены выступления камерного хора Новосибирской государственной филармонии под управлением народного артиста России И.В. Юдина и выступления детской воскресной школы. По окончании программы все желающие смогли позвонить на двух малых звонницах, установленных у крыльца храма. 30 апреля звонари Сибири посетили исправительную колонию 18, где с сентября 2011 года действуют звонарские курсы и недавно прошел первый выпускной экзамен. В рамках практической части фестиваля вниманию слушателей были представлены презентации, посвященные состоянию звонарного и колокольного дела в Усть-Каменогорской, Кемеровской и Новокузнецкой, Томской и Асиновской, Омской и Тарской, Читинской и Краснокаменской, Барнаульской епархиях, Красноярской и Новосибирской митрополиях. Были организованы лекции научного консультанта Сибирского центра колокольного искусства Л.Д. Благовещенской «Миссионерская роль общей культуры звонаря» и аспиранта Российского института истории искусств Е.А. Климина «Акустика русского колокола». Сибирский центр колокольного искусства провел мастер-классы «Актуальные проблемы подвеса и балансировки колоколов», «Очистка колоколов», «Опыт создания тренажера звона», «Звон на четверке зазвонных колоколов», «Запись колокольного звона в условиях городской среды», «Опыт создания передвижных звонниц». Завершился фестиваль круглым столом «Служение церковного звонаря», на котором были затронуты вопросы перспективы сотрудничества и создания единого информационного пространства звонарей Сибири с целью восстановления сибирской колокольной традиции, а также запланированы совместные мероприятия в предстоящем году. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.05.2012 15:50:43

http://drevo-info.ru/news/12884.html

То же наименование имеют и те Ее иконы, на которых Она изображена, окруженной огненным сиянием. «Радуйся, Купино неопалимая» (стих. на вечер. Благовещения)! Далее: столп огненный светил израильтянам среди ночной темноты и мрака; при его свете они могли ясно видеть и различать друг друга и окружающие предметы, – могли свободно и беспрепятственно продолжать свой путь в землю обетованную ( Исх.13:21; 14:20 ). Иисус Христос есть, как Он Сам Себя называл, свет миру. Его учение прогоняет всякую темноту и мрак греховных страстей и заблуждений; оно духовному оку людей дает возможность ясно видеть и правильно понимать как самих себя, так и окружающие предметы. «Аз свет в мир приидох» , учил Господь, «да всяк, веруяй в Мя, во тьме не пребудет» ( Ин. 12, 46 ). Аз есмь свет миру, ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин. 8,12 ). «Что такое столп огненный, говорит блаж. Августин, как не Господь Христос, который разгоняет мрак неверия и изливает свет истины в сердца людей»? (De Cantico Exodi). Но светя израильтянам перед переходом их через Чермное море, столп огненный обратной облачной стороной на гонителей их, египтян, производил противоположное действие: ночная темнота и соединенные с ней затруднения к продолжению пути еще более для них увеличивались ( Исх.14:24, 25 ). Иисус Христос, просвещая светом Своего учения Своих последователей, истинно верующих в Него, производит обратное действие на неверующих Ему, служа для них «камнем преткновения». Оно еще более ослепляет их ум и производит безпорядочность в их намерениях и действиях, ускоряя их погибель. По выражению, заимствованному составителем догматика у прор. Малахии ( Мал.4,2 ), Иисус Христос еще «солнце праведное», т.е. в отличие от видимого нами в природе солнца, которое освещает своими лучами всех без различия – и «злых и благих» ( Мф. 5:45 ), Иисус Христос, «свет миру», в Своих отношениях к людям сообразуется со степенью приемлемости их, на основании Своего высочайшего всеведения и совершенного знания сердец людских. «На суд Аз в мир сей приидох», так учил Господь, «да не видящие», седящие во тьме и сени греховной, но желающие просвещения – «видят, и видящие» всю правоту, всю истинность Моего учения, но не желающие последовать ему, – «слепи будут» ( Ин. 9:39 ). Поистине, Он «препоясан правдою о чреслах своих и истиною обвит по ребрам своим»( Ис. 11:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Против этих-то новых икон, занявших в Благовещенском соборе место старых привозных чудных образов, теперь из него вынесенных и с честию царем, митрополитом и народом отпущенных с Москвы, и изъявил свои сомнения дьяк Иван Михайлович Висковатый – знаменитый канцлер, выражаясь нынешним языком, царя Ивана Васильевича Грозного. Насколько эта личность обрисовывается перед нами в ее речах и из хода судебного дела, вызванного протестом, видно, что Висковатый имел редкую в то время начитанность в богословских книгах, сносился с Башкиным и защищал от нападений его православную христианскую веру. Не принадлежа к числу его сторонников, он позволял себе однако же критически относиться к исполнению иконописных сюжетов и находил в привезенных из Пскова и вновь написанных в Москве новгородцами иконах новшества, несогласные с богословскими понятиями и правилами древнерусской иконописи. Не входя в подробности этого любопытного во многих отношениях протеста, познакомимся лишь с главными основаниями, на которых держался этот защитник старорусского церковного предания, и с теми нововведениями, которые, по его мнению, допущены были в тогдашнюю нашу иконографию. Висковатый утверждал, что нельзя представлять в очертаниях красками невидимого Божества и бесплотных, и потому вооружался против вращавшихся тогда изображений Ветхого деньми, Господа Саваофа, и Предвечного Совета. На том же основании восставал он и против лицевого изображения первого члена символа веры . «Мне думается, – говорил он, – что Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, писать подобает словами (не в лицах, а подписью), а от толе бы писать и воображать по плотскому смотрению иконным письмом Господа нашего Иисуса Христа и весь символ до конца». Как далеко заходила тогда живописная иллюстрация текста священных книг и церковных песней, как она не везде разборчива была, видно из тех сюжетов, по поводу которых выражал Висковатый свое недоумение. «Он имел сомнение, – как сам заявлял, – о Ветхом образовании Господа Саваофа и Превечном Совете; об изображении, как Бог почил от всех дел Своих, и Троицком деянии; о Приидите людие трисоставному Божеству поклонимся, Единородном Сыне и Во гробе плотски, о всей бытии и Адамовом сотворении» 281 . Все эти названия показывают нам, какой обширный круг изображений вошел в употребление тогдашней церковной живописи, и что такое были многоличные иконы с деяньми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010