Начиная с 1763 года, русские агенты вели на Балканах активную пропагандистскую деятельность, подготавливая местное население к вооружённому восстанию. Они работали в тесном контакте с местной знатью и духовенством, клефтами и арматолами. Впрочем, в пропаганде не было особой необходимости, или, по крайней мере, она легла на благодатную почву. В народном сознании греков уже давно и прочно утвердилась вера в то, что спасение и освобождение родины произойдёт благодаря помощи русского царя. Предполагалось, что освобождение Константинополя произойдёт при помощи русской армии. Со своей стороны, Россия делала всё, чтобы поддержать греков в их стремлении к независимости: «Все греки, прибывавшие в Россию, сразу получали русское подданство, принимались на службу в армию и получали возможность продвижения по службе. Московское духовенство находилось в постоянном контакте с Греческой Церковью, посылало в афонские обители разнообразные дары, облачения, драгоценные церковные сосуды, иконы, кресты и плащаницы» 742 . Осенью 1768 года в Греции вспыхнуло восстание. Сигналом к нему стало начало русско-турецкой войны. В 1770 году началось вооружённое выступление на Пелопоннесе – в Морее. По всей Греции всё новые населённые пункты освобождались от турецких захватчиков, монахи и священники поднимали народ на борьбу во всё новых районах. Вслед за Пелопоннесом восстание охватило материковую Грецию, Крит и Эгейские острова. Координировал действия повстанцев граф Алексей Орлов. Именно в его честь восстание получило своё наименование в историографии – «восстание Орлова». Большим подспорьем для восставших стала гибель всего турецкого флота в Чесменской бухте. Несмотря на первые успехи, восстание потерпело неудачу, и было жестоко подавлено турецкими властями. Началось преследование его участников и инициаторов, продолжавшееся несколько лет, вплоть до подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Долгое время в историографии преобладала точка зрения, в соответствии с которой Косма Этолийский принимал деятельное участие в вооружённом восстании против турецкого господства: «Скрытый рясой клирика, он был одним из тайных и неофициальных глашатаев русских политических интересов. Деятельный, неутомимый и красноречивый проповедник, он подготавливал восстание» 743 . «Святой... и сам принял деятельное участие в революции, призывая и подвигая народ к участию в ней» 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

«Дабы и мне не укоснить исполнением долга признательности за ваше братское дорогое приветствие с моим юбилеем, спешу выразить Вашему Преосвященству мою искреннейшую благодарность за это приветствие. Вы желаете мне, семидесятитрехлетнему старику, еще несколько полных юбилеев: не ожесточили ли уже, любезнейший Владыко, желати? – Вам да дарует Пастыреначальник Господь Иисус Христос расти и выситися, нам же время малитися». В тот же день писал в Москву тайному советнику Феодору Ивановичу Буслаеву также в ответ на его поздравление: «Спешу принести Вашему Превосходительству и достойной супруге вашей сердечную благодарность за ваше дорогое для меня и благожелательное приветствие с моим юбилеем. Ваше приветствие приятно оживило в моей памяти нашу давнюю взаимную дружбу. Всеусердно призывая Вам и супруге вашей Божие благословение, с глубоким уважением и душевною преданностию имею честь быть»… За несколько недель до моего пятидесятилетнего юбилея стали появляться в разных ведомостях известия об этом событии, но чем ближе становилось предполагаемое празднование сего знаменательного события, тем чаще и чаще повторялись целые статьи в журналах и газетах о моей личности, с приложением даже в иных моих портретов, более или менее близких к подлиннику. Наиболее сочувственные и обстоятельные из этих статей – статьи Москов. Вед. от 20 января 20) и Москов. Церков. Вед., 4 и 6-й, а также Тверск. Губ. Вед. Наступал наконец достопамятный для меня день пятидесятилетия рукоположения моего в сан иерея к Муромскому Богородицкому собору – 25 день января. Накануне этого дня, после литургии, мною совершена была в Крестовой церкви соборная панихида по рукоположите- —211— 1892 г. лях моих в священнический и архиерейский сан, преосвященнейших: архиепископе Владимирском (впоследствии Воронежском) Парфении и митрополите Московском Филарете, и по родителях и сродниках моих. Затем поздравляли меня с предстоящим торжеством некоторые игумении, причем подносили мне св. иконы. В 5 ½ часов по полудни началась в той же Крестовой церкви всенощная служба, на которой я выходил на литию и величание. Служба правилась празднуемому в 25 день Григорию Богослову , архиепископу Константинопольскому. В выходе на литию и величание участвовали некоторые из прибывших настоятелей иногородних монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§15. Поучение III-e, в понедельник на вечерни (всего приличнее пред отпустом после пения: Достойно есть, – на: Буди имя Господне...) о грехах противных второй заповеди. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им и да не послужити им. Самый первый и главный грех , который запрещается сею заповедью, есть идолопоклонство, т.е. почитание каких-либо тварей, – или твари небесной, или земной, или живущей в водах, или под землею, вместо Бога истинного. – Не менее также грешат против сей заповеди и те, которые считают иконы за Бога, забывая, что они суть только изображение Бога и святых Его и что поклонением пред иконою мы должны выражать честь тому, кто изображен на ней. Сюда также можно отнести и тех, кои наприм. отдают какое-либо почтение некоторым деревьям, или пещерам, – привешивают на какие-либо деревья платки, в надежде получить за это какую-либо помощь, и т.п. Но кроме грубого идолопоклонства есть еще и другого рода идолопоклонство, которое можно назвать духовным, или тонким; к нему принадлежит во-первых так называемое любостяжание, которое св. ап. Павел так и называет идолослужением ( Кол. 3:5 ); во-вторых, чревоугодие, или лакомство, когда по апостолу чрево для некоторых становится богом ( Флп. 3:19 ); и в-третьих гордость, к которой относится также и тщеславие. Итак обратитесь к себе и вопросите свою совесть во-первых: не гоняется ли кто из вас уж слишком за деньгами? Или не печалились ли вы через меру когда – в случае их потери? Не нарушали ли вы ради прибыли уважения к праздникам или не пропускали ль богослужения? Не остается ли кто из вас бесчувственным по отношению к нищим? Или не были ль вы уж слишком когда расточительны? – Не тратили ль вы когда лишних денег на убранство, или на чересчур роскошную жизнь, на азартные игры, на лотереи и т.п. Или для получения имения, или обладания каким-либо наследством не желали ль вы когда смерти своих родителей или родственников? Или не притеснял ли кто из вас убогих должников, заставляя их платить долги, не обращая внимания на их нужды и страдания? Или не заботились ли вы слишком много о приобретении какого-либо любимого ненужного предмета? и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Другую пару лошадей мне приобрели скоро; но упряжи, какая обыкновенно употребляется при езде четверней, т.е. шор, скоро найти было нельзя. Поэтому я, зная, что на Савинском подворье, у преосвящ. Леонида, имеется две перемены шор, просил его снабдить меня лишнею переменою. И вот по этому-то поводу и была между нами взаимная корреспонденция. 20-го числа писал мне из Петербурга А.Н. Муравьев: «Пишу впервые вашему преосвященству, яко владыке и отцу и разумеется с покорнейшею просьбою, и не о двух рыбах, как бывало некогда, но ради великого вашего знания всех Московских архивов, ибо я опять начал заниматься Никоном и решился печатать первую часть, которая у меня почти готова. Прошу вас, во-1-х, напомнить о. ризничему 2581 , о доставлении обещанной мне выписи из архива, касательно присоединения Малороссии и писем Гетмана к Никону и взаимно, а во-2-х, скажите на милость, куда могла деться связка о пришествии Макария в Россию, которой нет в Московском архиве, когда там отмечены самые незначительные приезды архиереев. Там нет связки о втором приезде Макария вместе с Паисием уже для суда. Не попались ли они по какому-либо случаю в нашу ризницу, или в какой-либо другой архив Московский, хотя бы юстиции. Сделайте милость, справьтесь и доставьте мне сведение, не яко нынешний владыка, но яко бывший смиренный хартофилакс патриарший, а мне искренний приятель. В чем, надеюсь, не изменились. В этом уповании остаюсь с искренним уважением и любовью " … На это отвечал я от 27-го числа: «Исполнение вашего поручения я возложил на преемника —23— 1862 г. моего по званию хартофилакса. 2582 Из доставленной им мне и при сем препровождаемой к вам записки вы изволите усмотреть все, что можно было сделать и что сделано по вашему поручению. От всего сердца желаю вам успеха в вашем новом историко-литературном предприятии. Вам не безызвестно, как много всегда интересовала и интересует меня личность и судьба великого Никона, в кельях коего мне суждено было провести ровно 9-ть лет. При сем честь имею препроводить к вам несколько печатных экземпляров речей, сказанных при моем наречении и посвящении в епископа. Я писал в свое время в Петербург, кому следует и посылал св. иконы, но речей не посылал никому. Если не признаете не приличным доставить при случае кому можно от моего имени по экземпляру сих речей, то благоволите сие исполнить; в противном же случае предоставляю оные в ваше полное распоряжение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дети изучают не только иконографию, но и технологию написания икон согласно церковной традиции, сформированной на протяжении нескольких столетий 21 апреля. ПРАВМИР. На территории Свято-Екатерининского кафедрального собора начала действовать детская иконописная школа. Школа получила название в честь князя Евгения Трубецкого, сообщает пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии . В ней действует два класса — для малышей и взрослых детей. Руководитель школы — председатель Творческого союза иконописи София Мачигина. Дети изучают не только иконографию, но и технологию написания икон согласно церковной традиции, сформированной на протяжении нескольких столетий. София Мачигина отмечает, что современных техник много, но та, к которой возвращаются преподаватели в школе уникальна. Ученики трудятся по авторской работы преподавателей. На данном этапе ученики осваивают технологию написания деталей, пейзажей, элементов одежды, набросков. Иконы они смогут писать лишь примерно через пять лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 сентября, 2021 30 декабря, 2020 13 марта, 2014 8 апреля, 2014 8 июня, 2022 26 января, 2022 26 октября, 2021 8 октября, 2021 11 сентября, 2021 1 сентября, 2021 30 декабря, 2020 13 марта, 2014 8 апреля, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-krasnodarskom-sobore...

И еще одна цитата из работы Владыки: «Человек глубоко религиозный от роста своей познавательной или общественной активности лишь углубит свое религиозное чувство. А человек, только поверхностно увлекшийся религией, может сменить одно увлечение другим и, занявшись познанием или общественной работой, забудет о религии». Както Толя показал Владыке рисунок одного убийцы, нарисованный этим несчастным в камере в период следствия. Человек этот убил около десяти женщин. Дело расследовал Толин университетский друг – следователь по особо важным делам. Он и дал Толе этот рисунок. Мы смотрели на эти каракули как на пособие по криминалистике и не более того. Нарисованы там были какието чудовища, лица монстров с клыками. Почему Толя решил показать его Владыке? Наверное, просто, чтобы развлечь его. Владыка содрогнулся от ужаса. Лицо его выразило страшное отвращение. С тех пор этого рисунка я больше не видела: Толя его уничтожил. И даже в разговорах ни разу о нем не упоминал. …Духовной опоры Толя искал давно. Этому есть множество свидетельств. Нравственным человеком он был всегда. А познакомившись с Владыкой, он в нем обрел эту духовную опору – веру в Бога. Знакомство с Владыкой Толя всегда воспринимал как дар Божий, большое счастье. У него совсем переменились оценки, даже привычки. Очень любил свой крестик и медальон с изображением Пюхтицкой иконы Божией Матери, подаренный Елизаветой Александровной, часто разглядывал их. Ни на минуту не расставался с четками, подаренными Владыкой. Снимал их, только когда купался в ванне. А когда мыл руки, надевал четки на шею, как крестик. Мы продолжали жить и обычной жизнью, много говорили о переменах в стране. Но главным было не это… Новый 1989 год мы встречали у Владыки. Вначале был молебен в честь Новолетия. Потом ожидание самого Нового года, предновогодняя суета. Елизавета Александровна подарила мне духи. Я ей – свечу со змеей (эти сувениры с символикой восточных календарей только начала осваивать наша промышленность, и мне ни слова не было сказано в упрек, что это все глубоко не наше), а Владыке – его любимый детский крем для ног из десяти трав, чтобы мазать пяточки. С двенадцатым ударом мы сдвинули бокалы с шампанским, причем Владыка ждал, а потом внимательно слушал речь главы государства. Как прекрасно мы встретили Новый год, какое блаженство он нам сулил! Как довольны были, что мы рядом с Владыкой! Владыка дал нам прочесть письмо, полученное накануне от Эли Васильевны Квочкиной, благодаря которой мы с ним познакомились, и свой ответ ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

О чем донеся Вашему Превосходительству, имею честь покорнейше просить, согласно прежнему объясненному рапорту моему по сему предмету за 2, удостоить меня начальничьим разрешением, как поступать с теми домами раскольников, в коих открыто будет сборище их на Богомоление и куда обращать могущия оказаться там, принадлежащие в собственность раскольникам книги и иконы; а также и в настоящем случае, куда именно обратить найденные мною теперь монашеские вещи, церковную книгу, просфиры и запасные дары. При этом долгом считаю присовокупить, что о сносе выстроенного вблизи церковной ограды дома, я ныне же сделал распоряжение и что мещанка Кушнерева, в избе которой отыскана церковная книга, просфиры и запасные дары, оставлена мною в Огородне под строгим полицейским надзором " . Недоумение исправника о местах собраний для молитвы и арестованных вещах Епархиальная власть официально разрешила так: " всякое стечение народа в частные домы на богомоление немедленно должно быть рассеваемо, как самочинное и противозаконное; такие дома должны быть в постоянном наблюдении земской полиции, и если, несмотря на воспрещение, замечено будет несколько кратное стечение в них народа,-то самые дома должны быть или уничтожаемы, или приводимы в такое состояние. по которому бы не могли быть пристанищем самочинного Богомоления, а те иконы, которые по усмотрению единоверцев, будут снесены в дом для устроения в нем раскольниками моленной, не принадлежащие самому хозяину, следует отбирать и отдавать в православные храмы для хранения " . Само собою понятно, что старообрядцы не могли питать ни любви, ни уважения к такому деятелю единоверия, каким был Бобров, а это отражалось печально и на самом деле. Бобров в 1859 г. еще раз подал прошение о назначении в Огородню отдельного священника для единоверцев, но успеха не имел. Между тем в Огородне и окрестных слободах действовали уже Белокриницкие священники. В 1862 г. в Огородне многие единоверцы отпали в раскол. Консистория то и дело предписывала архимандриту Макарьевскаго монастыря Гедеону " продолжать чинить тщательное вразумление и увещание " отпавшим и в случае надобности-при содействии земской полиции; уклоняющихся от увещания позволено было требовать к увещателям через полицейское управление. Успеха в увещаниях не было. Сам Бобров продержался в единоверии до 1869 г. и также " совратился из единоверия в раскол " , о чем Консистория сообщила " на зависящее распоряжение Могилёвского губернатора " . С совращением Боброва единоверие в Огородне исчезло.

http://sobory.ru/article/?object=61505

Врачи повторно сделали снимок, и то, что они увидели, повергло их в шок: легкие у ребенка восстанавливались прямо на глазах! На следующий день хирурги планировали провести биопсию легкого, так как видно было, что легкие у нашей малышки на сделанном ранее снимке разлагались как при туберкулезе. Был созван консилиум врачей, они долго совещались, а потом вышел наш лечащий врач и сказал: “Мы не понимаем, как это происходит, но ваша дочь пришла в себя и температуры нет”. Врачи повторно сделали снимок, и то, что они увидели, повергло их в шок: легкие у ребенка восстанавливались прямо на глазах! Вскоре нашу дочку перевели в палату. И когда она впервые за две недели встала, то подошла к тумбочке, на которой стояла иконка святителя Луки, и поцеловала ее. Конечно, она ничего не знала о святом, не знала, что приходил батюшка, ведь она находилась в бессознательном состоянии. Но нам она после рассказала, что помнит, как к ней приходил дедушка с той самой иконы. Конечно, после всех этих чудесных событий мы собрались и поехали к мощам святителя в Симферополь. И теперь каждый раз, когда бываем в Крыму, обязательно навещаем “нашего дедушку”, как назвала его дочка». Вот еще поразительная история чудесного исцеления по молитвам святого. «У нашего малыша с рождения гноился глазик. Массаж и капли не помогали, реснички на глазу постоянно были мокрыми и в гное. Ребенка направили на операцию, но мы не теряли надежды вылечить его без операции. Все это время я мазала глазки ребенка маслицем с лампадки от мощей святителя Луки. Мы уже и на операцию согласились, видя, что все без изменений, но вдруг в один момент глазик перестал сочиться. Совсем. Это было чудо, мы не верили своим глазам. Глаз ребенка больше не беспокоил». А эту историю я прочла в комментариях к статье и с разрешения автора помещаю здесь. «Моя беременность совпала с тяжелой болезнью. Врачи настаивали на аборте, пугали рождением ребенка-инвалида. Мы молились всей семьей, молились близкие, друзья. Просили святого Луку помочь, и святитель не посрамил нашего упования наш мальчик родился здоровым. Мы назвали его Лукой в честь святого. Врачи сказали нам, что это настоящее чудо!»

http://pravoslavie.ru/150229.html

-Мам, а как вы с папой познакомились? Вопросы сыновей, как правило, застают меня врасплох. Я, например, готовлю обед и думаю не о возвышенном, а о чем-то совсем прозаичном. Хватит для супа двух картофелин или еще почистить третью? Но отмахиваться нельзя - старшие живо интересуются историей нашей семьи. -Мам, а какая у тебя была фамилия до свадьбы? А сколько тебе было лет, когда вы поженились? А какой ты была? Я пускаюсь в воспоминания... Мне было чуть больше 20, я училась в университете, подрабатывала в телегруппе информационного отдела Саратовской епархии, ходила в воскресную школу для взрослых при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», курировала социальное направление православного молодежного общества, пела в любительском хоре, гуляла часами по городу, размышляла о жизни, писала стихи... В общем, делала всё то, что делают люди в 20 лет - искала свое предназначение. Познакомились мы на работе. Наша встреча была случайной, и эти «случайности» в мире самые прекрасные. Через два года поженились. А еще через полтора года муж принял священный сан. Конечно, до знакомства с Андреем я и предположить не могла, что стану женой священника. Меня к этому поприщу никто не готовил. Но, что удивительно, незадолго до свадьбы я встретила одну женщину - близкого друга нашей семьи. И она рассказала мне о трудностях, проблемах и сложностях, которые приходится переживать семейным людям, так что еще до венчания я поняла, что свадьба - это не просто торжественное мероприятие, это начало длинного, узкого и тернистого пути. Я до сих пор помню эту нашу беседу, отрезвляющую меня - как и многие барышни, я совсем не задумывалась о том, что скрывается за фразой, которой заканчиваются все сказки: «И жили они долго и счастливо». Беседа была личная, и я не могу передать всё, о чем мы говорили. В основном это были истории из жизни людей (без имен, конечно), которые сталкивались с теми или иными трудностями и каким-то образом их преодолевали или не преодолевали. Порой даже одна фраза типа «не нравится - уходи» или «хлопанье дверью» «в сердцах» может иметь очень печальные последствия. Говорила она и о том, что женщина должна всегда следить за собой и за домом. Говорили об отношениях с родителями. Я все переживала, как же мы будем жить отдельно - ведь моя мама останется одна. И тогда она сказала: «Тебе нужно ответить самой себе на вопрос: с кем я дальше буду жить - с мамой или с мужем?». И я ответила.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Если так они относятся ко Христу, то какой мерзости они не в состоянии сделать против святых Его? По истине это вполне в духе их беззакония, их дерзости и бесстыдства в отношении к святым. Вместе с тем, однако это же обстоятельство является лучшим доказательством неизреченной любви святых ко Христу, узами которой они связаны с ним, никогда не отделяясь от Него, – ибо и здесь, в этой жизни, они были свидетелями страданий Христа и общниками животворящей смерти Его, до крови противостоявшими греху, и теперь, по отшествии из этой жизни, они оказались причастниками недавно поднятого на Христа гонения и преследования. Как тогда телами своими они состязались и мужественно боролись ради Пострадавшего за нас телом, подражая смерти, которую Он претерпел ради общего нашего спасения, так и теперь претерпевают тоже по той же причине. Иконы подобно первообразам и вместе с ними переносят такое же бесчестие и поругание, снова страдают с ними, дабы опять быть с прославляемыми с ними и снова принимать честь вследствие общности бесчестия. Чтобы нам, почитателям мучеников, усладиться воспоминаниями о них, несколько замедлим слово, подобно тому, как любители посмотреть и послушать нелегко уходят с увлекательных для них —208— зрелищ и представлений, хотя иногда чрев это они упускают свои дела, ибо удовольствия зрения и слуха обычно увлекают чувства любителей и удаление от них делают весьма трудным. 51 . – Святые, как подражатели Христа, уязвленные в душе любовью ко Христу, готовые идти в след Его, насколько то возможно людям, окрыляемые верою, с твердым упованием, восхищая будущее, как настоящее, отвергли все земное, как скоропреходящее и тленное, презрели сокровища и самые тела. Возлюбив небесное жительство, они искали небесного и высшего. По любви к Творцу они считали все сором, как говорить глава мучеников ( Флп.3:8 ). Так подъяв крест и взяв все оружие духа, защищенные бронею веры, приняв щит упования, надев шлем спасения, прияв свыше силу, поревновав страстям Христовым, храбро сражаясь, они показали себя непобедимыми воинами великого Царя и мужественнейшими борцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010