Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1707. Год утраты:1930 (разобран основной объём, колокольня снесена в конце 1940-х) Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Изменить описание объекта Фотографий пока нет Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине. К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=57120

Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле. Карта и ближайшие объекты Собор Державной Богоматери построен в 1991 г. на основе обмеров древнего собора Димитрия Солунского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Действует. Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. Он восстановлен в прежних формах, характерных для Псковского зодчества на месте разрушенной фашистами в 1944 году церкви Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырехстолпный с скругленными снизу столбами, кубической формы, трехапсидный. Купол расположен на барабане с шестью окнами, украшенном традиционным орнаментом. Над окнами - бровки. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Над входом несимметричная двухпролетная звонница. После восстановления храм освящен во имя иконы Божией Матери " Державная " . Гдов – районный городок с живописными руинами старинной крепости, внутри которой стоит Собор иконы Державной Божией Матери. Это первый храм с 1917 года в области, построенный заново в 1990 году на месте разрушенного. Строили его всем миром, но большую сумму денег пожертвовал на храм архимандрит Лев. История появления храма такова: настоятель будущего Собора отец Михаил поехал к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит посоветоваться и испросить благословения: строить ли храм, потому что трудности ожидались немалые. И не успев задать старцу вопрос, получил ответ: «А храм в Гдове строить надо». И далее старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе. Собор в крепости назывался в древности св. Дмитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Дмитрия Солунского, главный храм – иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память святого новомученика Православной Церкви Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного большевиками.

http://sobory.ru/article/?object=00279

Карабиха (Богородское на Карабитовой горе). Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1684. Год утраты:приблизительно 1950 (разобрана после пожара) Адрес: Ярославская область, Ярославский район, д. Карабиха. Координаты: 57.507682, 39.765464 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское на Карабитовой горе (Карабиха) " Уже в 1684 году здесь, в вотчине князей Голицыных, была выстроена не сохранившаяся до наших дней пятиглавая каменная церковь Казанской Богоматери с приделом в честь Зосимы и Савватия, " соловецких чудотворцев " . В то время каменные храмы были большой редкостью в ярославских селах " . Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. Москва. ООО " Издательство Астрель. 2006 г. Карабиха (Богородское на Карабитовой горе), село при рч. Безъимянномъ, въ 15 в. отъ Ярославля; дворовъ 29, душъ м. .п. 95, ж. п. 95. Каменная 5-ти главая церковь, построена въ 1864 г., въ ней 2 престола: Казанской Богородицы и Св. Зосима и Савватия. Надъ папертью возвышаются 2 башни: одна служитъ колокольней, другая занята часами. Иконостасъ холодной церкви 4-х ярусный съ позслащеной резьбой; иконы въ немъ греческого письма; стенной живописи нетъ; утварь небогата. Въ теплой церкви иконостасъ одноярусный. Вообще церковь хотя и красива, но мало отделанная. 4 ноября православные христиане отпразднуют осеннюю Казанскую – праздник иконы Божьей Матери «Казанская», издавна любимой на ярославской земле. Особое почитание иконы возникло после 1612 года, когда Москва была освобождена от интервентов. Праздновал освобождение Москвы и Ярославль, оказавшийся в центре политических событий, на короткое время ставший столицей и духовным центром государства Российского: с апреля по июль 1612 года в Ярославле находилось нижегородское ополчение под руководством старосты Минина и князя Пожарского. Святыней этого ополчения была икона Казанской Божьей Матери, с которой отряды освобождали русские земли, стольный град Москву.

http://sobory.ru/article/?object=39167

Въ 1295 году, 8-го сентября, один из жителей города Рыльска, ходя в лесу для охоты, по берегу реки Тускари, увидел при корне дерева икону, обращенную ликом к земле; он поднял икону и увидел, что это образ Знамения Божией Матери; на том же месте, где лежала икона, открылся источник воды. Слух о явлении иконы достиг рыльского князя Василия Шемяки. По его распоряжению, икона перенесена была в Рыльск. Сам князь при сретении иконы не присутствовал и во время сретения объят был слепотою. Он сознал свою вину, принес раскаяние и моление пред явленною иконою и вновь получил зрение. Но икона чудесно возвратилась на место явления своего, где построена была для нее часовня, в которой она и пребывала. Эта часовня, при нашествии татар в 1375 году, сожжена, доска иконы была расколота и разметана. Но впоследствии икона явилась невредима. Слава о чудотворной иконе этой достигла до столицы, и она неоднократно переносима была в первопрестольную Москву. По усердию московского царя Феодора Иоанновича, на месте явления иконы основана пустынь, которая, от явления иконы при корне дерева, стала известна под именем Коренной. В 1612 году курские граждане видели особенную помощь Божией Матери над своим городом, когда поляки с многочисленным войском осаждали город в этом году. При самом начале осады некоторые из граждан видели над стенами города жену с двумя светлыми иноками, осеняющую город. Явленная икона в это время находилась в Москве, в чертогах царских. Жители Курска совершали крестные хождения вокруг города и произнесли обет, если Бог поможет им освободиться от осады, построить среди города монастырь в честь Богоматери и поставить в нем чудотворную Ее икону, по возвращении ее из Москвы. Неприятели скоро отступили от города с великою потерею. Исполняя обет свой, жители Курска, в благодарность Заступнице небесной, построили в Курске монастырь во имя пресв. Богородицы иконы Знамения. По прошению курских граждан и по дозволению царя Михаила Феодоровича, чудотворная икона возвращена из Москвы в Курск и поставлена в курском монастыре, где и доселе пребывает и по сему называется Курскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Построен в 1845-1853 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Эклектика. Двусветный, прямоугольный в плане монументальный объем храма с тремя полуциркульными апсидами венчает традиционное пятиглавие (центральный световой барабан – шестнадцатигранный, боковые – восьмигранные) с гранеными луковичными главами. Западный фасад, центральные части северного и южного фасадов обработаны тройными полуколоннами коринфского ордера (без каннелюр), муфтированными по середине и у основания, несущими закомары килевидного рисунка. Окна второго светового яруса и световых барабанов – прямоугольные с полуциркульным завершением, в центральных частях фасадов - сдвоенные. Сайт: Храмы России В писцовых книгах 1628-30 гг. Засосенского стана Елецкого уезда указывается, что монастырская церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией матери в это время являлась и приходской церковью для ближней округи. Об этом свидетельствует то, что в слободке Тешевке проживал «белый» клир, в задачи которого входило совершать так называемые мирские требы: крещение, венчание и т. п. В 1692 г. обитель огнем была уничтожена дотла. Все деревянные строения монастыря, в том числе и церковь, сгорели, погибли также имущество и архивы, осталась неповрежденной пожаром только храмовая икона Владимирской Божией Матери. Пожар этот послужил не только строгим указанием на «тщету в миру приобретаемого», но и тому, чтобы ярче просияла слава Владимирской иконы Божией Матери из Задонской обители. Самые существенные средства содержания получались Задонскою обителью от чудотворной иконы Богородицы Владимирской, к которой притекали во множестве усердствующие поклонники и доброхотно оставляли свои лепты на благоустройство честной обители. Восстановлен монастырь был по-прежнему в деревянном виде и в прежнее наименование. В 1693 г. игумен Трифон взамен сгоревшей построил новую деревянную церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. …Под его руководством храм, кельи и хозяйственные постройки монастыря были отстроены вновь столь основательно и продуманно, что стояли без перемен несколько десятилетий, пока не появилась возможность заменить их каменными.

http://sobory.ru/article/?object=02123

«Когда весь народ начнет молиться» Беседа с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Луганске 2015 год в Луганске объявлен годом духовности. Для духовенства и верующих людей это, в том числе, награда и за молитвенный подвиг – непрерывные молебны возле бывшего СБУ, на блокпостах, на дому и за многие крестные ходы с чудотворными иконами, которыми исходили наши батюшки с паствой своей вдоль, вокруг и поперек всю Луганщину. Есть в Луганске храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он в конце улицы Карла Маркса, которая, как и весь старый центр Луганска, сильно пострадала в летне-осенний период от артобстрелов. Настоятель храма архимандрит Тихон (Ильгов) благодарит Бога за то, что храм остался цел, а самое главное – невредимыми остались его старинные иконы, среди которых и особо почитаемые Казанская икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя Иисуса Христа, приложиться к которым приезжают верующие со всех уголков республики. Кроме многих икон внимание привлекает деревянный короб. Он содержит мощевики таких святых, как преподобные Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, великомученица Параскева, преподобный Кукша Одесский, великомученица Варвара. Из истории известно, что еще в 1864 году за счет общества купцов и мещан Луганского Завода неподалеку была построена каменная трехпрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В те годы она была единственной пятикупольной церковью в городе. В 1910 году к ней была пристроена тоже единственная в городе трехъярусная колокольня. В 1935 году собор был закрыт советской властью, а в последующие годы и вовсе снесен. А улица Казанская, на которой находился храм, переименована в улицу Карла Маркса. Сейчас службы отправляются во временном помещении. Отец Тихон уже многие годы молится о том, чтобы появилась возможность на месте старого основания восстановить утраченный типовой белокаменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Но для этого его нужно еще построить, воплотить в жизнь задуманное, а тут война…

http://pravoslavie.ru/76798.html

Рязань. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Алексия, человека Божия , Онуфрия Великого Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1807. Адрес: г. Рязань, Колхозный проезд, д. 1 Координаты: 54.611943, 39.74793 Проезд:Троллейбус: 12 до остановок " Рембыттехника " или " Спортивная " , 5 до остановок " Спортивная " или " Завод САМ " . Автобус: 32, 60 до остановок " Спортивная " или " Завод САМ " , 56 до остановки " Завод САМ " или " Рембыттехника " . Маршрутное такси: 33, 62, 80, 85, 95 до остановок " Спортивная " или " Завод САМ " , до остановки " Завод САМ " , до остановки " Рембыттехника " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С самого начала храм строился как кладбищенский. Деревянная кладбищенская церковь была построена вскоре после того, как под очередное городское кладбище была отведена земля в 1784 году. Строилась эта церковь по образцовому проекту, прилагавшемуся к первому Генеральному плану Рязани 1780 года. В 1807 году при архиепископе Амвросии (Яковлеве-Орлине) на пожертвования надворного советника купца Петра Алексеевича Мальшина была построена вместо деревянной новая каменная церковь, в которой находились три престола: главный - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый – в честь праведного Алексия человека Божия и левый – в честь преподобного Онуфрия Великого. По соседству, одновременно с возводимой церковью, на средства крупнейшего рязанского мецената XIX века Петра Алексеевича Мальшина был построен жилой дом для служителей храма, ибо ежедневно добираться им к находившемуся за городской чертой Скорбященскому храму было затруднительно. При храме Мальшин хотел построить и богадельню, но по просьбе городских властей она была перенесена на другое место (на угол улиц Курганской и Мальшинской, ныне улиц Маяковского и Свободы). Предназначение храма отразилось в его архитектурном решении и на характере внутреннего оформления.

http://sobory.ru/article/?object=07116

Москва. Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Карта и ближайшие объекты В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

http://sobory.ru/article/?object=03304

Киселёвка. Церковь Луки (Войно-Ясенецкого). Бывшая Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначально храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Киселевка заложен в 1893 г. и освящен 11 октября 1900 г. (по н.ст.). Закрыт в середине 30-х годов 20-го века. Возобновлен с переименованием в честь свт. Луки Крымского в 2014 г. в память о воссоединении Крыма с Россией. Сайт: лука-крымский.рф Храм в с. Киселевка был заложен 1893 г. тщанием местных помещиков Ушаковых, и освящен в 1900 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Господам Ушаковым пришла благая мысль построить в Киселевке небольшую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, день празднования которой почитался крестьянами д. Киселевки и прежде. В 1893 г. было испрошено разрешение и благословение Преосвященного Варсонофия на построение храма. Было приготовлено все необходимое для постройки, и 23 августа (по старому стилю) в присутствии господ Ушаковых и всех прихожан д. Киселевки, священником с. Осоки на месте будущего храма был отслужен молебен и произведена закладка. День был солнечный, и прихожане были в радостном настроении от светлых надежд иметь свой храм, что и выразили словами, с которыми обратились по окончании молебна к господам Ушаковым: они искренне благодарили их за начало доброго дела. Священник со своей стороны тоже обратился в господам Ушаковым с речью, в которой поблагодарил их за то доброе и вместе с тем трудное дело, которое они приняли на себя. Крестьянам он говорил, чтобы они усердно посещали свой будущий храм, заботились и об отпадших своих братьях – раскольниках, по силе возможности содействуя их обращению к православной церкви, а также помогали постройке церкви и вечно молили Бога о своих благодетелях – строителях храма. Строительство храма сначала шло быстро: в один год храм построен вчерне, а на другое лето было поднятие креста; но внутренняя отделка затянулась на пять лет, пока наконец в 1899 г. не было испрошено разрешение Преосвященного Никандра на освящение храма.

http://sobory.ru/article/?object=38992

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010