Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни. Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

http://pravoslavie.ru/1993.html

Спаситель пред Собой держит в руках, подняв кверху, развернутый свиток, на котором начертаны следующие слова Божественного увещания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Иконы «В скорбех и печалех утешение» и «Нечаянная Радость» Ныне же, 25-го января, совершается еще празднование в честь иконы Божией Матери, называемой «В скорбех и печалех утешение», а также и другой, именуемой «Нечаянная Радость». Сведения о первом чудотворном образе помещены под 19 числом месяца ноября, а о последнем под 9 числом декабря. 28 января Тотемская икона Город Тотьма находится в Вологодской губернии. Недалеко от него b XVI веке подвизался преподобный Феодосии, прозванный, по месту своих подвигов, Тотемским. Жители г. Тотьмы относились с благоговением к этому святому старцу и помогали ему своими средствами. Когда прп. Феодосий решил построить монастырь, они написали к царю Иоанну Грозному челобитную о том, чтобы старцу Феодосию было разрешено построить монастырь в их городе. Просьба их была удовлетворена: Ростовский архиепископ Никандр в 1554-м году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение храма и все потребное для освящения его. В то же время игумен Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Богоматери на успешное устройство новой обители. С этой иконой св. старец и явился в Тотьму. Ныне эта благодатная икона Божией Матери находится перед серебряной ракой прп. Феодосия в главном монастырском храме в честь Вознесения Господня, в киоте. Она прославилась многочисленными чудотворениями. Замечательно то обстоятельство, что многим больным, по их молитвам, преподобный Феодосий является, держа в своих руках сию святую икону. Эта чудотворная икона именуется не только Тотемской, но и Суморинской. Последнее наименование заимствовано от фамилии прп. Феодосия — Суморин. Иногда оба наименования соединяют вместе и называют св. образ Богоматери Тотемским-Суморинским, а иногда даже Спасо-Суморинским.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Архив Икона Божией Матери «Нечаянная радость» Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря  Икона Божией Матери «Нечаянная радость». Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере… Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм. Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

http://pravoslavie.ru/put/051222163028.h...

Во время войны многие обращались к православной вере, и значительно увеличился приход Рождественского храма. По словам архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина) (1910-2006), служившего в Рождественском храме с 25 октября 1945 г., в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни - до 150, а на гражданские праздники - до 300 человек. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 г. отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. Поводом послужило упоминание на службе имени благоверного князя Александра Невского, в чем усмотрели «скрытый монархизм». По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей. Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998». С 1946 до 1971 г.г. настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков (1903-1979). Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт, над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж, провели центральное отопление и водопровод. До этого воду для освящения носили от колонки, а храм обогревали печами, отчего многие иконы покрылись копотью. С начала служения отца Виктора иконы были очищены, некоторые из них раскрыты из-под поздних записей и отреставрированы под руководством художника-реставратора высшей категории В.В. Филатова. По заказу отца Виктора он написал в 1947 г. икону Божией Матери «Нечаянная Радость», находящуюся ныне в притворе храма. В 1971 г. он был осужден на год тюремного заключения за приобретение золота на украшение икон. После освобождения отца Виктора назначили настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, но тяжелая болезнь вынудила его вскоре уйти за штат. 

http://sobory.ru/article/?object=03247

По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешныхспасение. Христиан всех поможение и заступление». Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на московском первообразе), иногда без Младенца (как на прославившейся в Петербурге, у Стеклянного завода, иконе с монетами), окруженная разного рода бедствующими людьми – нагими, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь, Которая пишется на иконах «Всех скорбящих Радость» или во славе, с короной на главе и в царском одеянии, или в обычном одеянии, или в белом плате на главе. В Москве в XVII веке прославилась одна икона Богоматери этого имени. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика и столь болезнена, что больная ждала смерти. Но, в то же время она не теряла надежды на Божественную помощь. Однажды утром она во время молитвы услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни. Получивши же, всем проповедуй милость, ради той иконы явленную, чтобы не сокрыт был источник благодатных исцелений всем требующим». Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве на Ордынке действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и больная исцелилась. Это произошло 24 октября. Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится в московском храме, названном в честь этого образа, на улице Большая Ордынка. Здесь перед ним каждую субботу служатся молебны.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Иерарх Русской Церкви принял участие в закладке храма в ливанском городе Захле 11 ноября 2021 г. 14:37 8 ноября 2021 года Патриарший экзарх Западной Европы, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний посетил ливанский город Захле, где начато возведение православного храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Инициатором строительства выступил представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . «Мне приятно побывать сегодня на родной земле очень любимого и уважаемого нами владыки Нифона. Его Высокопреосвященство провел много десятилетий в Москве. В нашей столице особенно почитается икона Божией Матери " Нечаянная Радость " . Любовь к этому образу Царицы Небесной и любовь владыки Нифона к России и Русской Церкви привели к тому, что сегодня здесь строится одноименный храм. Согласно проекту, храм будет сочетать в себе лучшие черты русской архитектуры. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я хочу пожелать владыке Нифону помощи Божией в скорейшем осуществлении этого благого дела, этой мечты», — прокомментировал проект митрополит Антоний в интервью каналу «Телелюмьер». На месте, где предполагается возвести храм, был совершен молебен, после чего состоялась закладка капсулы с памятной грамотой. Молебен совершили митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, иерархи Антиохийской Православной Церкви митрополит Филиппопольский Нифон и митрополит Захлейский и Баальбекский Антоний. Архипастырям сослужили представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) , профессор Московской духовной академии  доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин. На богослужении также присутствовали архиепископ Захле и Фурзола Иссам Иоанн Дарвиш (Мелькитская Католическая Церковь), Чрезвычайный и Полномочный посол России в Ливане А.Н. Рудаков, исполнительный директор Фонда поддержки христианской культуры и наследия Е.И. Скопенко.

http://patriarchia.ru/db/text/5861112.ht...

Не только святым, но и простым христианам, даже грешникам являются иконы. В сказании об иконе Божьей Матери «Нечаянная Радость» повествуется о том, как «некий человек беззаконник имел правило ежедневно ко Пресвятой Богородице молиться». Однажды во время молитвы Божия Матерь явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Такие иконы, как «Нечаянная Радость», на Руси называли «явлéнными». Вопрос о чудотворных иконах и вообще о соотношении между иконой и чудом заслуживал бы отдельного рассмотрения. Сейчас мне хотелось бы остановиться на одном явлении, которое получило распространение явление: речь идет о мироточении икон. Как относиться к этому феномену? Прежде всего, следует сказать о том, что мироточение является неопровержимым, многократно зафиксированным фактом, который невозможно подвергать сомнению. Но одно дело — факт, другое — его истолкование. Когда в мироточении икон видят признак наступления апокалиптических времен и близости пришествия антихриста, то это не более чем частное мнение, никоим образом не вытекающее из сути самого феномена мироточения. Мне думается, что мироточение икон — не мрачное предзнаменование грядущих бедствий, а, наоборот, явление милости Божией, посланной для утешения и духовного укрепления верующих. Икона, источающая миро, является свидетельством реального присутствия в Церкви того, кто на ней изображен: она свидетельствует о близости к нам Бога, Его Пречистой Матери и святых. Богословское истолкование феномена мироточения требует особой духовной мудрости и трезвенности. Ажиотаж, истерика или паника вокруг этого феномена неуместны и наносят вред Церкви. Погоня за «чудом ради чуда» вообще никогда не была свойственна истинным христианам. Сам Христос отказывался дать иудеям «знамение», подчеркивая, что единственным истинным знамением является Его собственное схождение во гроб и Воскресение. Нравственное значение иконы В заключение мне хотелось бы сказать несколько слов о нравственном значении иконы в контексте современного противостояния между христианством и так называемым «постхристианским» секулярным гуманизмом.

http://patriarchia.ru/db/text/1403321.ht...

Если на иконе «Нечаянная Радость» показано духовное возрождение грешника, то на иконе «Целительница» запечатлен случай исцеления телесного. Святитель Димитрий Ростовский передает сказание о чудесном исцелении благочестивого клирика явившейся ему Богородицей. Повесть рассказывает, что клирик имел пламенную любовь к Матери Божией, которая проявлялась в обычае каждый раз при бое часов, а также при входе в храм и выходе из него благоговейно преклонять колени перед образом Пречистой и говорить архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Слова любимой молитвы он продолжал повторять и во время своей болезни (у него начал гнить язык), временами теряя сознание от невыносимой боли… В соответствии с этим рассказом на иконе «Целительница» изображены келия и ложе в ней, на котором лежит тяжко болящий юноша (по преданию — клирик Викентий Бульвиненский). С правой стороны близ ложа изображена Пресвятая Богородица, стоящая у постели больного и исполненная материнской любви к нему. Лик Ее обращен к страждущему, правая рука протянута к нему в знак готовности помочь (на некоторых иконах Богоматерь держит в левой руке скипетр, а на главе Ее — корона, символ небесного Ее могущества). Композиция образа проникнута верой в то, что именно смиренное упование юного страдальца преклонило Пречистую Деву к милости и привело Ее к одру умиравшего. Больной получил совершенное исцеление. Икона Божией Матери «Целительница», прославившаяся чудесами в Москве b XVII веке, находилась в Алексеевском женском монастыре, некогда расположенном на месте нынешнего Храма Христа Спасителя, а затем переведенном в Красное село. Она является копией с образа из Цилканского храма в Карталинии (Грузия), написанного во времена святой равноапостольной Нины (IV в.). Храмы в честь этой иконы сейчас создаются во многих городах России при больницах, клиниках и других медицинских учреждениях. Празднование в ее честь совершается 18 сентября/1 октября. В сознании православного верующего обе иконы«Нечаянная Радость» и «Целительница» — воспринимаются как дополняющие друг друга (милость к праведнику и милость к грешнику) и вместе сверкающие красотой безбрежной любви Христовой, явленной через служение Его Матери — Пресвятой Девы Марии. «Неупиваемая чаша»

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Из-за гор восходит луна, как ночное солнце, и озаряет своим голубоватым светом вершины скал. Кажется, что она черпает из звездного моря струи серебра и выплескивает их на землю. Луна скрывается за горизонтом, и снова надо всем опускается таинственный полог мглы. Слышатся негромкие удары в било, призывающие монахинь на ночную молитву. В своих темных одеяниях они быстро и бесшумно, как тени, одна за другой идут в храм. Наступает время рассвета. Желтая полоса прорезает восток, точно в крепости ночи сделан пролом, и первые лучи, как войско, врываются внутрь ее. Падают стены этой крепости; огненные лучи зари охватывают небосвод, вырывают у ночи собор Светицховели, и он, как царский дворец, высится над Мцхетой в своей дивной красоте. В Иерусалиме, в храме Воскресения, очерчен круг с надписью: «Центр земли». Здесь происходили самые важные события в истории человечества, а точнее, в истории всего космоса. Подобно сему и место, где лежит Хитон Господень,– это то основание, на котором, образно говоря, стоит вся Грузия. Отсюда началась христианская Иверия, здесь она черпала силы, которые сохранили ее в бурях истории, когда царства и народы гибли и тонули, как обломки кораблей. Животворящий Столп – это невидимая рука, которая держит Грузию, как рука матери держит ребенка. Восходит солнце – словно написанная кем-то картина засияла вдруг всеми красками палитры. Горы становятся похожими на синие, голубые и оранжевые цветы. Но второе солнце, которое льет свой свет из земли,– это Хитон Господень, а второе небо над Мцхетой – собор Светицховели. Нечаянная радость Рассказывала мне некогда игумения Ольгинского монастыря Ангелина: «После революции настали трудные времена, мы переживали и голод, и холод. Иногда в обители не было даже хлеба, но в этих испытаниях Господь не оставлял нас, а в самые тяжелые годы нередко оказывал нам помощь через людей, от которых мы никак не могли ожидать ее. В обители мы чувствовали себя под покровом Божией Матери. Есть икона Ее, именуемая “Нечаянная Радость”, и когда казалось, уже нет выхода и нет помощников в нашей беде, Божия Матерь нежданно являла нам Свою помощь. И так нам было понятно и близко сердцу имя Царицы Небесной – Нечаянная Радость!

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Стараниями Блаженнейшего Владыки Христофора и благодетелей, в конце 2007 года был приобретен для монастыря дом с 20-ю сотками земли в городе Нове Седло – Лоучки, куда в январе 2008 года сестры и духовник монастыря переселились. Непрестанными трудами и молитвами насельников обители и посильными пожертвованиями благодетелей, первыми из которых были: Наталья Васильевна Семенцова с семьей, Дмитрий Васильевич Жуков с семьей, Ксения Леонидовна Горобцова с семьей, Михаил Юрьевич Каверин с семьей, Ксения Александровна Орехова с семьей, Александр Борисович Харьков с семьей и другие, - обитель процветала и благоукрашалась. 24 июля 2009 года на Божественной Литургии в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги перед Малым входом Блаженнейший Христофор, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии наградил настоятельницу монастыря игумению Валентину/Гангур/наперсным крестом с украшениями. Неизреченная радость произошла 20 сентября 2009 года, - благодетелями Ириной Сергеевной Трушниковой и Юрием Юрьевичем Зеленько монастырю была подарена икона Божией Матери «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ». 22 декабря 2009 года Блаженнейший Христофор, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии совершил Божественную Литургию и возвел в сан игумена духовника монастыря иеромонаха Онуфрия/Томенюка/в день празднования иконы Божией Матери «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» и установил особое почитание данной иконы. 25 июня 2010 года на Божественной Литургии в день памяти преподобного Онуфрия Великого перед Малым входом Блаженнейший Христофор, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии наградил духовника монастыря игумена Онуфрия/Томенюка/наперсным крестом с украшениями. На престольный праздник перенесения мощей Святого Благоверного Князя Вячеслава 17 марта 2011 года Блаженнейший Христофор, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии благословил подрясник и апостольник насельнице монастыря - послушнице Ольге/Вантух/, поступившей в святую обитель 27 декабря 2008 года и зачисленной в списки сестер.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010