Закрыть Господи, сохрани нас всех в вере! 2. Светлой памяти протоиерея Александра Куликова (1.12.1933 – 29.04.2009) 18.01.2020 1300 Время на чтение 31 минут Начало Иконы св. мчц. Наталии у отца Александра не было, и он попросил написать её образ для меня одну из прихожанок-иконописцев. Эту икону я возила с собой в Ферапонтово, когда там жила. Была ещё у меня икона Божией Матери «Нечаянная радость». Эта икона пришла ко мне на свадьбу как подарок от писателя, папиного друга и коллекционера Владимира Солоухина. Тогда я ещё и крещена не была. Так вот и начинала свою жизнь, как грешник на иконе «Нечаянная радость». «Я подумал, – сказал Владимир Алексеевич, – что подарить? Раньше на свадьбу полагалось дарить икону. Вот выбрал такую с тонкой работы окладом, и название красивое, поэтичное “Нечаянная радость”». Тогда все были в восторге от названия. Вот свадьба – «Нечаянная радость». Сколько лет прошло, пока я поняла, что за смысл таится в этом названии, и что это суть моей жизни тогда. А батюшка уже устраивал генеральную исповедь с семи лет… – Какой хороший уголок вы себе тут устроили, – обрадовался он, увидев, что я около кровати, в одной из ячеек книжной полки поставила иконы, зажгла лампаду. Он за всем приглядывал: как мы, движемся ли… Я начала ходить в храм уже, когда немножко подросла дочка, и всё ещё многого не знала и не понимала… Иногда переспрашивал меня, беседуя: «…Всяк человек – ложь. Так, Наташа?» Так постепенно он нас воспитывал, тянул… «Отец Александр, вот моя любимая подруга Лида, в честь которой я назвала свою Лиду…» Батюшка, улыбаясь, переспрашивает: «А разве не в честь мученицы Лидии?» Я соглашаюсь: конечно, в честь мученицы Лидии. Позже он давал и нам почитать из своей библиотеки, которая досталась ему от архимандрита Бориса Холчева. Как-то мама долго постом болела, и он принёс ей Триодь Постную: «Читайте, читайте, – успокаивал её, волновавшуюся, что долго не отдаёт: у меня ещё есть. Книг не было, и тех, кто давал на время книги, мы считали благодетелями. Батюшка был священником-практиком. Не всегда он мог объяснить что-то, но показать на примере, часто на своём, – это обычно. Приехав в Ферапонтово в наш крошечный домик, почти вросший в землю, – половинку о двух оконцах, – попросил утром просфорку. Я достала из крошечного самодельного шкафчика запасную – церковь-то далеко и редкостью была для нас тогда летом. «Вот-вот, небольшой кусочек – достаточно. Привычка уже», – объяснил отец Александр, откалывая частичку. С тех пор я не начинаю дня без небольшого кусочка просфоры, даже если в дороге. Так и весь наш дом всегда жил потом.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/14/...

Настоятелем храма в 1874-1892 гг. был прот. Валентин Амфитеатров, при к-ром церковь получила 2-е, народное название - «Нечаянная Радость». Чтимая икона размещалась в приделе во имя свт. Николая Чудотворца, ее точная копия находилась в алтаре главного придела (Церковь св. равноап. царей Константина и Елены. 1894. С. 15). «Н. Р.» в церкви архангела Михаила в с. Сельдинская Слобода Симбирского у. и губ. (ныне пос. Сельдь в черте Ульяновска). Сохранились сведения о существовании в этой церкви единственного почитаемого списка иконы вне Москвы в сер. XIX - нач. XX в. Образ принадлежал капитану Федору Васильевичу Петрову, к-рому достался в качестве фамильной святыни. Петров не расставался с иконой и почитал как личную заступницу во время военных походов. Согласно одной из версий, чувствуя приближение смерти, Петров захотел передать икону в к.-л. бедную сельскую церковь. Случайно встретив священника сельдинского храма, он убедился в бедности его церковного прихода и завещал передать туда фамильный образ, что и было исполнено после его смерти в 1853 г. По др. версии, Петров был хорошо знаком со священником ц. арх. Михаила, Флоринским, и передал ему икону перед смертью. Согласно краеведческой лит-ре нач. XX в., в летописи Архангельской ц. было засвидетельствовано неск. чудес от иконы ( Мартынов. 1903. С. 244). В 1891 г. в церкви был освящен придел в честь «Н. Р.». Церковь закрыта в 30-х гг. XX в. С кон. XIX - нач. XX в. в честь иконы «Н. Р.» стали освящать церкви, одна из первых была в Марьиной Роще в Москве (Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще в Москве. М., 2004). Нек-рые ныне чтимые списки «Н. Р.» находятся в московских Богоявленском соборе в Елохове, ц. мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, ц. свт. Николая Чудотворца в Бирюлёве, ц. Преображения Господня на Песках, ц. Вознесения Господня на Гороховом поле, ц. Воскресения словущего в Даниловой слободе. Лит.: Ловцев М. Две чудотв. иконы Пресв. Богородицы в моск. Неопалимовской ц.//ДЧ. 1863. Ч. 2. 8.

http://pravenc.ru/text/2565180.html

После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны. Возрождению обители предшествовало создание в 1990 году Влахернской православной общины поселка. В 1998 году на средства жителей был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А в конце 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в пока еще разрушенной обители появились первые насельницы. 20 апреля 2001 года совершилось торжественное открытие Спасо-Влахернского женского монастыря. В рабочем посёлке Деденево, недалеко от северных врат Спасо-Влахернского женского монастыря находится небольшая церковь Божией Матери " Нечаянная Радость " , которая имеет своеобразную архитектуру и древнюю историю. На этом месте, где ныне возвышается каменный храм, в 1795 году по распоряжению помещика, владевшего Деденевым, Василия Васильевича Головина была смонтирована и вновь освящена деревянная кладбищенская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перевезённая из соседнего села Покровского-Ртищево (там она располагалась на местном погосте). Чем было вызван такой переезд, история умалчивает. Внутри храм был расписан и отделан местными крестьянами-резчиками. Головины заботились о переехавшем храме, всегда снабжали его необходимой богослужебной утварью, книгами, иконами... В 1818 году деревянный Покровский храм сгорел. Долго на этом месте не строилась церковь. Лишь, в 1878 году на церковном месте была срублена небольшая деревянная часовня в честь иконы Божией Матери Смоленская " Одигитрия " - родового образа Головиных. В часовню был подарен и хранился в ней другой образ - почитаемая икона " Спаситель в темнице " . В 1910 году вместо сильно обветшавшей к тому времени деревянной часовни была воздвигнута новая часовня из кирпича, оштукатуренная и выкрашенная в белый цвет. Часовенка была выстроена чуть ближе к северной стене святой обители, на 6 саженей. Проект был разработан архитектором Михаилом Дмитриевичем Холмогоровым в стиле построек знаменитого зодчего А. В. Щусева. Здание является интерпретацией стиля модерн, очень модным в то время в Российской империи. Многие современники утверждают, что храм был выстроен в типично неорусском стиле. Внешние архитектурно-декоративные мотивы навеяны традициями новгородско-псковской архитектурной школы зодчества. Сия часовня был построена на пожертвования разных лиц и московского мещанина В. М. Виноградова.

http://sobory.ru/article/?object=00516

113 В царствование Феодора Алексеевича, при царской Грановитой Палате, в святых сенях, находилась икона Богоматери «Неопалимая Купина». Боярин царя Феодора Алексеевича Дмитрий Колошин имел особенное усердие к этой иконе, и всякий раз, когда по обязанностям службы своей приходил в царский дворец сердечно молился пред ней. Однажды Колошин невинно подпал гневу царскому и, не надеясь оправдаться пред ним, начал пламенно молиться пред сею иконой Божией Матери, прося Её помощи и заступления в своей невинности. Однажды, царю во сне явилась Божия Матерь и возвестила ему невинность Колошина; тогда царь немедленно освободил его от суда и возвратил ему прежнее своё расположение. В благодарность своей Избавительнице, Колошин построил во имя иконы Неопалимой Купины храм и испросил у царя самую чудотворную икону Богоматери, которая и перенесена была из дворца в новосозданную церковь . Празднование иконе Неопалимая Купина совершается дважды в год: в четвёртый день сентября, на память святого пророка Моисея, удостоившегося быть зрителем Таинственной Купины и в 6 неделю по Пасхе. В этой же церкви находится и другая чудотворная икона Богоматери, именуемая «Нечаянная Радость». В 1838 году одна женщина страдала глухотой, так что ничего не могла слышать – ни церковного пения, ни чтения, ни звона колоколов. Однажды, она пришла в церковь Неопалимая Купина и начала усердно молиться пред иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», и от неё получила исцеление. С этого времени и прославилась икона сия и привлекает к себе множество богомольцев. 114 Одна благочестивая женщина, жившая вдали от Москвы, была одержима недугом расслабления; все врачебные пособия к исцелению её были недействительны. В таком положении она обратилась с усердной молитвой к Божией Матери об исцелении от своего недуга. Чрез несколько времени, больная увидела во сне образ Божией Матери, от которого слышан был глас: «вели везти себя в Москву; там, в церкви святого Никола Чудотворца есть образ Богоматери «Утоли моя Печали» молись пред ним и получишь исцеление. Когда больная привезена была в Москву и введена в церковь Николая Чудотворца, то увидавши икону Богоматери, которая явилась ей во сне, начала, пред ней пламенно молиться. По совершении молебствия к Пресвятой Богородице, она внезапно получила исцеление. С тех пор и прославилась эта икона Богоматери многими и различными чудотворениями. Празднование ей совершается января 25 дня. (Слава Пресвятыя

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Позже святой Николай поехал в Святую Землю, в Иерусалим, и по дороге молитвой своей укротил бурю на море. Ему не хотелось возвращаться к жизни в городе, и он думал провести жизнь свою в монастыре, но глас Божий повелел ему вернуться к людям и служить им. В городе Миры он был избран епископом и стал для всех примером в вере, кротости, милосердии и любви к ближним. Когда случилось гонение на христиан, он был схвачен и посажен в темницу, где страдал до воцарения святого Константина Великого . В 325 году он был участником I Вселенского Собора и пламенным защитником веры против богохульного еретика Ария. Скончался святой Николай в глубокой старости. Еще при жизни его называли отцом сирых и утешителем страждущих. Со времени его кончины прошло почти 1600 лет, но память о нем сохраняется, и к нему обращаются за помощью и в море погибающие, и в нужде и болезнях находящиеся, и в горе и печали сущие. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! 9/22 декабря. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» Жил один грешный человек, но в доме его была икона Божией Матери, и было у него обыкновение ежедневно пред этой иконой молиться: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Однажды собрался этот человек пойти на скверное, беззаконное дело. По обыкновению, уходя, обратился он к иконе Божией Матери с молитвой. И вдруг он увидел, что Младенец Христос затрепетал на иконе и из рук, ног и бока потекла кровь из образовавшихся ран. Как на Кресте! С ужасом закричал человек: «Кто это сделал?» И услышал голос Богородицы: «Ты и подобные тебе грешники». Потрясенный, человек упал на колени, раскаялся в своих прегрешениях и получил от иконы Божией Матери нечаянную радость спасения от гибели вечной. Вот о чем говорит нам сказание об иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» в нынешний день ее праздника. Надо было бы, чтобы это повествование глубоко врезалось в нашу память и чтобы мы его вспоминали всегда при греховных искушениях. «Кто это сделал?» – «Ты и подобные тебе грешники». «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!», «Пресвятая Богородице, спаси нас»! Неделя святых Праотец

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В нашем отечестве есть несколько прославленных чудотворениями списков со святой Иверской иконы. Еще при патриархе Никоне по его просьбе были присланы две точные копии (одна – в 1614 г., а другая в 1669 г.) с афонской Иверской иконы, написанной на Афоне при посте и молитвах всей Иверской братии. Первая святая икона находилась в Иверском Святоозерском монастыре (Новгородской епархии), куда была перенесена из Москвы по повелению патриарха Никона в 1656 году. Вторая икона находилась в Москве в часовне у Воскресенских ворот. Особенным почитанием пользовалась эта икона. Уже с 1693 года встречаются сведения, что эта святая икона пользовалась особым благоговейным почитанием жителей столицы и была носима по домам. С того времени почитание святой иконы все более и более возрастало. Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера святая икона путешествовала по городу, источая исцеления и утешения болящим и скорбящим. Эта Иверская икона Богоматери составляет предмет благоговейного почитания не только жителей Москвы, но и всей России, не только православных, но и старообрядцев и даже иноверцев. Насколько усердно почитали святую икону жители Москвы и приезжавшие в эту столицу, можно видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися. Кроме общих молебнов почти непрерывно в часовне служились молебны заказные. На общие молебны стекались богомольцы со всех концов Москвы. Без преувеличения можно сказать, что едва ли в Москве нашелся бы человек, который в продолжение своей жизни не прибегал бы с молитвою к святой иконе Иверской Богоматери и не находил бы в этой молитве надежды или утешения. В июле 1929 года часовня была закрыта и разрушена. Некоторые считают, что чудотворная Иверской икона находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках, однако достоверных сведений об этом нет. 5 ноября 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот Китай-города были завершены и 25 октября в канун праздника Иверской иконы Божией Матери икона прибыла в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где она была написана специально для этого случая.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В лит-ре кон. XIX в. сообщалось, что образ был передан в храм из «царских комнатных икон» в 1816 г. ( Есипов. 1896. С. 7-8). Одновременно с тем по приказанию Августина (Виноградского), архиеп. Московского, в Благовещенский храм был перенесен ковчег с мощами св. Иоанна Милостивого, т. о., передача могла произойти в связи с реорганизацией кремлевского имущества после окончания Отечественной войны 1812 г., во время к-рой Кремль пострадал от пожаров, а часть имущества была эвакуирована ( Скурат. 2009. С. 142). Согласно описаниям кон. XIX в., образ (ок. 98×58 см) в серебряной ризе находился в местном ряду иконостаса слева от царских врат. Помимо чтимой иконы «Н. Р.» в храме находились еще 2 образа данной иконографии: икона-заместительница (с 1891) и образ иного размера, размещавшийся при входе в церковь справа. В 90-х гг. XIX в. для иконы из главного иконостаса была сделана богатая серебряная позолоченная риза, массивная медная рама для защиты «от пыли, копоти и хищения», а также устроен «всход» для удобства доступа молящихся ( Есипов. 1896. С. 10-11, 29). После закрытия Благовещенского храма в 1918 г. чтимый образ «Н. Р.» был перенесен ее настоятелем прот. Николаем Лебедевым в ц. свт. Николая Чудотворца Стрелецкого (снесена), а затем в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове у храма Христа Спасителя, к-рая уничтожена вместе с храмом Христа Спасителя в 1932 г., в ц. сщмч. Власия Севастийского в Староконюшенной слободе, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, и, наконец, в 1944 г. икона была перенесена в ц. прор. Илии в Обыденском пер. (историю происхождения иконы из ц. прор. Илии на основании документов XX в. см.: Скурат. 2009; Он же. 2010). В 1945-1946 гг. осмотр и реставрация иконы осуществлялись И. В. Овчинниковым и А. В. Виннером. В результате раскрытия фрагмента живописи фона была обнаружена надпись о том, что образ реставрировался в мае 1863 г. палехским иконописцем Л. И. Париловым ( Он же. 2009. С. 144-145). Икона особо почиталась патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Образ покрыт серебряным позолоченным окладом, созданным по образцу дореволюционного, в его нижней части находится гравированная пластина с надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 года при настоятеле Храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Нижнюю часть оклада иконы украшают многочисленные драгоценные привесы (Святыни храма прор. Божия Илии. 2008. Кат. 6). «Н. Р.» в церкви равноапостольных Константина и Елены в Московском Кремле

http://pravenc.ru/text/2565180.html

По причине неимения средства Германовская церковь оставалась недостроенною до 1890 г. В этом году преосвященный Варсонофий дал благословение на перестройку и остальной части храма. Ветхая каменная колокольня была разрушена, два трапезных придела были упразднены, вырыт ров под фундамент, заготовлены первые нужные материалы. На постройку церкви подавались щедрые пожертвования, и она скоро была воздвигнута в величественных размерах в сравнении с прежними. Главным распорядителем по постройке церкви был церковный староста П. А. Никитин. Церковь устроена трехпрестольною, святые алтари сделаны по одной линии от севера к югу и тремя полукруглыми выступами выдаются на восток из общего здания церкви. Четыре столба поддерживают куполообразный свод настоящего отделения храма. Своды трапезы коробовые… на стенах над окнами в трапезе изображения святых, по пяти на каждой стене. Четырьмя столбами-колоннами вся церковь разделяется на три поместительных продолговатых корабля. Над главными западными входными дверями устроены хоры на кронштейнах. Главною отличительною чертою трапезы Германовской церкви являются небольшого размера, одного украшения и одной работы иконы, размещенные по стенам и столбам церкви, это иконы бывших прежде придельных иконостасов. У второго левого от входа столба помещается в особом киоте, в серебряной ризе небольших размеров Владимирская икона Божией Матери, пожертвованная в церковь симбирским купцом Н. В. Кротковым. Эта икона чествуется прихожанами преимущественно перед другими иконами. У второго правого столба в таком киоте, в апликовой ризе икона Нерукотворенного Спасова образа, пожертвованная симбирским купцом И. Е. Войлошниковым. У правой стены выделяется икона Божией Матери «Нечаянная радость» в киоте, сделанном на средства Е. Я. Юдиной и других жертвователей. Икона без ризы, нового письма, снимок с иконы Божией Матери «Нечаянная радость», находящейся в селе Сельдинской слободе. В 1896 г. был поднят на колокольню церкви колокол весом в 703 пуда 21 фунт; весу в языке 26 пуд. По надписи на колоколе видно, что он отлит в Саратове к симбирской Воскресенской церкви усердием симбирского купца 1 гильдии Ф. И. Чекалина по благословению преосвященного Никандра, епископа Симбирского и Сызранского. По другим надписям на колоколе видно, что он «сделан в память священного коронования Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и супруги Его Государыни Александры Федоровны». В истории искусств колокол этот может служить свидетелем развития у нас литейного дела в конце XIX ст.

http://sobory.ru/article/?object=25617

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прощение грехов человеку по молитвам Богоматери. Клеймо иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными иконами Богоматери. 1-я пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Чудотворная (празд. 1 мая, 9 дек.). Иконы такого извода получили широкое распространение и почитание в России в XIX - нач. XX в. В основу иконографии образа положен повествовательный сюжет, лит. источником к-рого послужил текст соч. «Руно орошенное» свт. Димитрия Ростовского (1-е изд.- Чернигов, 1683), где описана история грешника, вымолившего прощение прегрешений у Господа через заступничество Его Матери. Некий человек (его имя и грехи не названы) имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери, отправляясь на злодеяние. Однажды, когда он возносил молитву перед очередным беззаконием, иконный образ ожил и ему явилась Сама Пресв. Богородица, держа на руках Младенца, тело Которого было покрыто кровавыми язвами. В ответ на вопрос потрясенного человека о том, почему открылись раны Спасителя, Богородица ответила: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего…» В ужасе грешник раскаялся и стал, рыдая, просить Богородицу быть его Заступницей и испросить прощение у Господа. Трижды Богородица молила Сына помиловать грешника, но трижды Христос отказывал, ссылаясь на то, что Сам Он тщетно молил Отца, чтобы миновала Его чаша страданий. Тогда, видя отчаяние раскаявшегося человека, Богородица хотела припасть к ногам Сына, но Христос не допустил этого и помиловал грешника из почтения к Своей Матери. В ознаменование прощения человек с благоговением коснулся устами ран Спасителя. Когда видение исчезло, он с «трепетом и радостью» припал к образу Богородицы, слезно благодаря за помилование, и с тех пор больше не совершал злодеяний. Это сказание (озаглавленное «Кающегося Бог готов прощати, Но на се Его умоляет Мати») содержится в «Прилоге» к гл. «Роса Воскресения» и помещено после описания одного из чудес от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери , однако в тексте сама икона, к к-рой обращался с молитвой грешник, не названа.

http://pravenc.ru/text/2565180.html

в церковном же устройстве мы имеем пастырей, глаголавших нам слово и установивших церковное законоположение». 158 Защита икон была защитой веры в воплощение Христа, так как иконоборчество являлось одной из форм отрицания реальности этого воплощения. Для православных икона не идол, подменяющий собой невидимого Бога, но символ и знак Его присутствия в Церкви. Отцы VII Вселенского Собора, вслед за святителем Василием Великим , подчеркивали, что «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу». 159 Поклоняясь иконе, христиане поклоняются не доске с красками, а тому, кто изображен на ней, – Христу, Божьей Матери, святому. Икона – окно в другой мир, по мысли священника Павла Флоренского . Через икону человек непосредственно соприкасается с духовным миром и теми, кто живет там. Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней; так преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте Его иконы: «Во время вечерни, в церкви... направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа... Невозможно описывать то состояние, в котором он находился в тот час, – говорит его биограф иеромонах Софроний. – Мы знаем из уст и писаний блаженного Старца, что его осиял тогда Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы, что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше». 160 Не только святым, но и простым христианам, даже грешникам являются иконы. В сказании об иконе Божьей Матери «Нечаянная Радость» повествуется о том, как «некий человек беззаконник имел правило ежедневно молиться ко Пресвятой Богородице» и однажды во время молитвы Она явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Такие иконы, как «Нечаянная Радость», называются на Руси «явле нными». Существует также множество чудотворных икон, с которыми связаны случаи исцелений или избавлений от военной опасности. В России особенным почитанием пользуются Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» и другие чудотворные иконы Божьей Матери. С Владимирской иконой, например, связаны избавления Руси от нашествия монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата в 1490 году и Махмет-Гирея в 1521 году. В первом из этих случаев Божья Матерь сама явилась хану во сне и повелела оставить пределы Руси. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. Во время нашествия Наполеона Казанская икона Божьей Матери осеняла русских солдат, которые молились перед ней. Первое крупное поражение французов после ухода из Москвы произошло в праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010