Первая пятница – 6-й день марта, в которую Адам нарушил заповедь Божию и был изгнан из рая. Вторая пятница – перед праздником Благовещения, в которую Каин из зависти убил Авеля, брата своего, это был первый покойник на земле. Третья пятницаСтрастная, в которую в девятый час дня предал себя на распятие Христос, Бог наш, по обетованию, чтобы спасти заблудших. Четвертая пятница – перед праздником Вознесения Господня, в которую затоплены были в один день Содом и Гоморра и другие три города. Пятая пятница – перед днем Сошествия Святого Духа 171 , в которую агаряне захватили в плен многие земли и изгнали (жителей) их на остров Крит, и если они верблюжье мясо, пили козью кровь, и там на острове расплодились. Шестая пятница перед мясопустом 172 , в которую был захвачен во 2-й час Иерусалим халдеями во времена Иеремии пророка, и великое пленение; тогда стоял Иерусалим (пуст) 73 года. Тогда иерусалимляне сидели на реке вавилонской и плакали, развесив свои органы 173 . Тогда попросили пленившие их: «Спойте нам сионские песни сынов израилевых». Они же сказали: «Не будем мы песни петь (сейчас) и потом, пока не поселимся на земле своей». И поэтому латиняне поют «аллилуйя», а не «Слава Отцу и Сыну» за воскресенье до нашего мясопуста, и до Великой Субботы, и тех дней 70 и 3. Еще же бывает пятница во 2-ю (неделю) июля, тоже переменная. Седьмая пятница – перед Петровым днем 174 , в которую Господь руками Моисея и Аарона послал на землю египтян десять казней, превратил их реки в кровь в 5-й час дня 175 . Восьмая пятница – перед праздником Успения святой Богородицы 176 , в которую появились над морем крылатые измаильтяне и захватили в плен множество народов и стран, владели (ими) до (границ) Великого Рима и западной страны 70 и 3 года, рассеялись они по лицу всей земли по повелению Божию. Девятая пятница – перед днем Усекновения главы Иоанна Предтечи 177 , в которую убил Ирод Предтечу в 10-й час дня. Десятая пятница – после праздника Воздвижения честного креста 178 , в которую Моисей разделил жезлом море и провел (по нему) израильтян, а врагов его море покрыло в первый час дня, тоже переменная (пятница). Одиннадцатая пятница – перед днем апостола Андрея 179 , которая ознаменована киотом пророка Иеремии 180 , взятым ангелом из врат и поставленным между двумя столпами горными в девятый час дня, и его покрывает огненное облако до второго пришествия. Двенадцатая пятница – после Рождества Христова, в которую царь Ирод избил младенцев, тоже переменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятница после Пятидесятницы. Пятница Зилота ( Деян. 3 ). Седьмая пятница после Пятидесятницы (а в прежние времена также и предшествующая среда) в память семидесяти апостолов. Седьмое воскресенье после Пятидесятницы в память двенадцати апостолов. Оно также называется первым воскресеньем летней шавуи (семи недель) и называется также нусардил. В этот день сиро-халдейцы обливают друг друга водой. Первая пятница лета (восьмая после Пятидесятницы). Мар-Сергис (Сергий). Но в некоторых местах память его соблюдается в предшествующее воскресенье. Вторая пятница лета (девятая после Пятидесятницы). Мар-Мари, ученик Мар-Адая. Шестая пятница лета (тринадцатая после Пятидесятницы). Мар-Шимун Барсебай, девятый католикос Востока и мученик, С 314 – 330 г. или С 326 – 344 г. (время неизвестно). Он умер в Великую пятницу (см. под 15 апреля). Его имя означает «сын красильщика» (Assem. В. О., III, 1, р. 611). Иначе называется Симеон Бар-Савая. Седмина Илии (семь воскресений) следует за летней седминой, причем считаются также последние четыре воскресенья после дня св. Креста (13 сентября). См. ниже. Третья пятница Илии (шестнадцатая после Пятидесятницы). Память Илии Фесвитянина. Четыре воскресенья Мар-Муши (св. Моисея) следуют за седминой Илии и затем четыре воскресенья освящения церкви, которыми заканчивается этот круг. Каждый из этих периодов для удобства называется шавуя (седмина). Первое воскресенье освящения церкви называется также Маальта, т. е., вхождение. В этот день сиро-халдейцы из летнего помещения для повседневных молитв переходят в главный храм. Во время этой седмины в службах говорится, главным образом, об основании церкви. Алберуни (973 – 1048 г.) в своей «Хронологии древних народов», стр. 306 47 , говорит, что в день Маальты они переходили из храма на крышу в память возвращения израильтян в Иерусалим. Третья пятница церкви. Мар-Огин. Января 1. Мар-Шалита (выш. из употр. См. сентября 19). Января 24. Спутники св. Георгия, мученики (выш. из употр.). Март. Первая среда. Св. Георгий мученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

Разделы портала «Азбука веры» ПАРИМИИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Сырная седмица Пятница Первая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Вторая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Третья седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Четвертая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Пятая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Шестая седмица Великого поста (Ваий) Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Ваий Страстная седмица Великий Понедельник Великий Вторник Великая Среда Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота СЕПТЕМВРИЙ 1 СЕПТЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И НОВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. 1. Пророчества Исаина чтение. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо, духа уныния: и нарекутся родове правды насаждение Господне во славу. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы орателие и виноградарие ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреде людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословено от Бога, и радостию возрадуются о Господе. Ис 61:1–9 2. Левитских книг чтение. Глагола Господь сыном Израилевым глаголя: аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам вам дождь во время его, и земля даст рождения своя, и древа польная отдадят плод свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

секретно. Решение от 27 апреля 1953 года 0047815. О закрытии церкви и кладбища на погосте «10 пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. Принимая во внимание, что территория погоста «10 Пятница», гор. Дрезны передана 3-му Главному Управлению при Совете Министров СССР для строительства спецобъекта, а поэтому Исполком Мособлсовета решил: 1. Закрыть действующую церковь, расположенную на территории погоста «10 Пятница», гор. Дрезны без предоставления общине верующих другого церковного здания. 2. Обязать Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по гор. Москве и Московской области (тов. Трушина) в десятидневный срок снять с регистрации общину верующих церкви погоста «10 Пятница». 3. Обязать исполком Орехово-Зуевского райсовета (тов. Смирнова) а) при закрытии церкви с предметами религиозного культа, находящимися в распоряжении общины верующих поступать согласно Положения «О порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозного имущества», утвержденного постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 года 404 и постановления СНК СССР от 30 июня 1944 года 801 о дополнении ст. 5 указанного выше Положения; б) в месячный срок закрыть действующее кладбище на погосте «10 Пятница», с отводом участка для организации нового кладбища. Просить Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (тов. Карпова) дать согласие на закрытие церкви погоста «10 Пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. По получении согласия Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР считать настоящее решение вступившим в силу. Председатель Исполкома Мособлсовета А.Волков. Секретарь Исполкома Мособлсовета С.Горностаев». Обратим внимание на фразу «без предоставления общине верующих другого церковного здания». Позднее советская власть «смилостивилась» и «выменяла» в принудительном порядке, разумеется, Троицкую церковь на маленькую деревянную в Кабанове. Каменный храм был разорен; о его поистине царском убранстве мы можем судить лишь по нескольким старым фотографиям – а ведь когда-то это был самый богато украшенный храм изо всех, ныне входящих в Орехово-Зуевское благочиние.

http://sobory.ru/article/?object=02463

Согласно апокрифу, первая пятница (6 марта по старому стилю) – это день, когда Адам нарушил заповедь и был изгнан из рая. Вторая пятница (перед праздником Благовещения) – в которую Каин убил Авеля. Третья пятницаСтрастная, когда Господь Иисус Христос предал себя на распятие. «Десятая пятница» отмечалась после праздника Воздвижения Креста (27 сентября по новому стилю). В этот день Моисей разделил жезлом Чермное море и провел по его дну израильтян, когда они выходили из Египта. Церковь была перевезена в гуслицкую деревню Гридино. Средства на постройку каменного храма собрали местные крестьяне. Местность в окрестностях Дрезны и деревни Горбачихи была известна залежами углистой глины, которую называли «бывалинкой» или «горбачихой». Вот что говорил об этом горный инженер П. Миклашевский в 1881 году: «В деревне Горбачихе недалеко от границы Владимирской губернии, подле Московско-Владимирской железной дороги, также добывается в большом количестве белая глина, содержащая кусочки угля и употребляемая на выделку кирпича». Благотворителями Троицкой церкви впоследствии были владельцы местных кирпичных производств. В частности, попечителем церковно-приходской школы на погосте Десятая Пятница был владелец кирпичного завода при соседней деревне Горбачихе Семен Васильевич Кондаков. Кирпичи с клеймами его производства встречаются на постройках конца XIX – начала XX столетий. В справочнике «Сведения о селениях и жителях Московской губернии» 1873 года есть следующее описание каменной церкви на погосте Десятая Пятница: «Каменная церковь Св. Троицы с двумя приделами: Рождества Богородицы и Св. Параскевы построена с 1849 г. В ней хранится: Евангелие, напечатанное в 1663 году, храмозданная грамота, выданная митрополитом Платоном в 1778 году». Троицкий храм благополучно пережил революцию 1917 года, коллективизацию и гонения 1930-х годов. Не прекращались службы и в годы Великой Отечественной войны. Но в начале 1950-х годов в истории прихода настали тяжелые времена. Вокруг Москвы были построены две объездные дороги.

http://sobory.ru/article/?object=02463

Ин.18:28 . Судившие И. Христа утром в пятницу не взошли в преторию – дом Пилата язычника – да не осквернятся (так как прикосновение к нечистому, особенно языческому, считалось осквернением, а оскверненный не мог вкушать пасхи), но да ядят пасху. Под пасхой здесь, по сравнению Ин.13:1 , нельзя разуметь пасхальных жертв, приносившихся по закону ( Числ. 28: 19–24 ) в каждый из семи дней опресноков, 382 а должно понимать пасху в собственном смысле – вкушение пасхального агнца. Следовательно, утро, в которое Пилат судил Христа и осудил, было утро того дня, в который вечером надлежало вкушать агнца пасхального, следовательно утро 14-го числа Нисана; следовательно пасху Христос совершил 13-го числа вечером. Ин.13:14 . Тогда (день распятия Иисуса) бе пяток пасхи ( παρασκευ του πσχα), час же яко шестый. Пятница пасхи не значит – пятница праздника пасхи, или пятница в праздник пасхи, но значит именно пятница пред пасхою, пятница, в которую вечером должно было вкушать пасхального агнца. 383 Ин.19:31 . Иудее же, понеже пяток бе (день распятия Господа), да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы ( ν γρ μεγλη μρα κεινι του σαββτου), просили Пилата и проч. Это замечание о важности дня той субботы опять указывает, что пятница не была первым, главным днем праздника пасхи того года, но днем приготовления ко вкушению вечером пасхального агнца; главным же днем праздника была суббота, и потому этот день в тот год был особенно велик, как день субботний и первый день пасхи, – великая суббота. Первый и последний дни праздников иудеи называли великими днями, в продолжение их сохранялся покой субботний; промежуточные же дни праздников назывались малыми, так как в продолжение их не соблюдалось покоя субботнего. 384 Следы этого видим в самом Евангелии от Иоанна, когда он например говорит: в последний великий день праздника (кущей – ν τν σχτη μερ τ μεγλη τς ορ τς – Ин.7:37 ). Если так, то несомненно, что Иоанн в рассматриваемом месте замечанием об особенном значении субботнего дня указывает, что именно эта суббота была главным днем пасхи того года (15-е число Нисана), а в пятницу, в которую распят был Христос, было 14-е число, в которое вечером должно было вкушать пасхального агнца, Христос же вкушал его днем ранее, в четверток 13-го числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской 10 ноября, 2021 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Анна Аркуша предлагает задуматься об этом в день памяти великомученицы Параскевы Иконийской, святой, которая некогда особо почиталась на Руси. Святая мученица Параскева Пятница Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних. Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия. Святая Параскева Пятница Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой. И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили. Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь. Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

http://pravmir.ru/paraskeva-pyatnica/

Пятница. Св. Стефан. Четвертое воскресенье после Богоявления. Пятница. Греческие учители (особенно Несторий, Диодор Тарсийский, Феодор Толкователь, и др.). Пятое воскресенье после Богоявления. Понедельник, вторник и среда. Моление ниневитян, которое всегда бывает за двадцать дней до Великого поста. Оно совершается в память проповеди пророка Ионы, гробницу которого указывают в мечети, находящейся близ развалин Ниневии. Четверг. Сорок мучеников, замерзших до смерти (в Севастии). (Вышел из употребления). Пятница. Сирийские учители, т. е., учители «церкви Востока», а не Антиохии; особенно Мар-Нерсай, который жил ок. 520 г. (Assem. В. О., III, 1, р. 611). Также память Мар-Сауришу из Бит-Гармая, «который установил моление ниневитян вследствие одной великой язвы». Шестое воскресенье после Богоявления. Пятница. Мар-Ава, католикос с 536 – 552 г. (Assem. В. O. III, 1, p. 611), или «одно лицо» (покровительственный святой). Седьмое воскресенье после Богоявления. Пятница. Сорок мучеников (в Севастии). См. выше. Восьмое воскресенье после Богоявления. Память всех «восточных католикосов». Пятница. Память умерших. Воскресенье перед Великим постом, за пятьдесят дней до Пасхи. Примечание. Если после Богоявления восемь воскресных дней, то соблюдается указанный выше порядок; если же семь, то память сорока мучеников опускается; если шесть, то дни, посвященные памяти евангелистов и апп. Петра и Павла, соединяются вместе; если пять, то соединяются также в одни дни, посвященные памяти греческих и сирийских учителей; если четыре, то соединяются вместе дни св. Стефана и Мар-Авы. В этих случаях богослужение совершается частью в честь одних и частью в честь других. Воскресные дни соединяются подобным же образом. Великий пост начинается в понедельник, за сорок девять дней до Пасхи. Но в горах, а часто и в Урмии, воскресенье перед этим понедельником уже считается постом. Первые четыре и последняя неделя поста называются «неделями таинства», и, за исключением субботних дней, в них назначены на каждый день особые чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

662 Чти к сим книжицу преосвященного Стефана Рязанского «Знамения пришествия антихристова и кончины мира», а паче главу 4–9; «Розыска» часть 2, глава 5, и сего трактата глава 2, §15. 732 [Сие видно в повестях Минеи-четьи и в прологе месяца октября, 4 числа о Домнике мученице и дщерях её.] 748 Чти к сим «Обличение неправды раскольнической» при конце в объявлении толков схизматических номер 29-й. 750 Что касается до слов «Параскева» и «Пятница», то по собственности значения их Параскева есть греческое название, на нашем языке переведено быть должно «приуготовление»; а пятница у нас значит пятый день в седмице. Почему ж вошло Параскеву в святцах наших называть Пятницей? Потому, первое, что у евреев день приуготовления к шабату, или к субботе, был тот самый, что у нас пятница. Почему они, навыкнув греческому языку, и называли день сей «параскеви». Второе, у нас в святцы взошёл обычай Параскевию мученицу, которой повесть написана в Минеи-четьи октября в 28 [день], называть «Пятницей», поскольку сама она перед мучителями изъяснилась, чего ради наименована Параскевией; того-де ради, что родители её почитали в седмице день шестой постом и молитвами страстей ради Христовых, в оный день подъятых за спасение наше и в сей же день даровал им Бог её, дщерь. Чти оную повесть, то пространнее увеси. Пятница ж пятый есть день с понедельника, а шестой от воскресного дня. Вот как надобно пятничный день чтить, то есть постом и молитвой, воспоминая в нём страдание Христа Спасителя. Тако чтити среду и пяток повелевает и правило святых апостол 69. 751 Выбор девок в Пятницы ведёт, конечно, своё начало от обычая простонародного. Известно, что по сёлам многие из непросвещённых христиан, хотя, впрочем, от Церкви не отщепившихся, особенно почитают пятки всего лета, оставляя в них свои ручные дела: для того, что будто матушка пятница гневается на тех, кои в день её работают. Но сие также не есть ли грубое невежество и суеверие? Ибо как пятница, пятый сиречь день, может на кого гневаться? И за что, когда в самом законе Божием предписано помнить токмо субботный день или воскресный, а в прочие шесть дней, не исключая и пятницу, равно повелевается делать и творить в них вся дела своя?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Это годичный цикл богослужения, который выражается в праздничном цикле Церкви. Каждый праздник имеет свои особенности в богослужении. В основном, это одна и та же форма богослужения, но каждый раз в связи с событиями, которые в этот день года переживает Церковь, какие-то молитвы добавляются, какие-то песнопения добавляются. Каждая литургия в течение года отличается от всех остальных, это не одно и то же каждый раз, а каждый раз что-то новое. И Церковь дает нам возможность двигаться, совершая одно и то же таинство, но двигаться вместе с Богом. Недельный цикл богослужения Внутри годичного цикла есть цикл недельный. И в нем главное событие – это Воскресение Христово, маленькая Пасха, день воскресный, в который обязательно совершается литургия. В другие дни литургия тоже может совершаться, но не во всех церквях, по-разному приходы устроены. Но воскресный день – это маленькая Пасха, в которую обязательно совершается литургия, поэтому к воскресенью как к центральному дню в неделе устремлено богослужение недельное. Все остальные богослужения в течение недели каким-то образом напоминают нам о том, что впереди маленькая Пасха, воскресный день. Поэтому мы призваны в воскресенье собираться вместе для того, чтобы вновь пройти пасхальный цикл со Христом. Каждая литургия – это Пасха, это наша Тайная вечеря со Христом, это участие в Его смерти и в Его Воскресении. Евхаристия – это соединение наше со Христом в Его страданиях, в Его Воскресении и Вознесении. Постные дни недели Недельный цикл так же устремленным к литургии. В течение недели тоже есть свои особые дни, постные дни, когда мы вспоминаем о наших человеческих грехах. Церковь предлагает нам два дня в неделю – среда и пятница. Есть периоды в течение года, когда мы празднуем, и этих дней нет – это так называемые  сплошные недели  после великих праздников, когда среда и пятница не являются постными. А на протяжении всего остального года среда и пятница – это постные дни, когда нам Церковь предлагает совершить некоторую проверку своей совести – как я живу, все ли нормально, или у меня опять что-то накопилось, я опять в чем-то испачкался? И если я испачкался, у меня есть возможность прийти к Богу, попросить прощения в таинстве исповеди. Почему среда и пятница? Среда – это день, в который Иисус был предан Иудой, пятница – это день, в который Он был распят. Два преступления, совершенных человеками, и каждая среда и пятница нам напоминание об этом.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010