Принципы скоромной и нескоромной пищи, то, что у иудеев называется кашрут, продолжают играть в жизни верующих православных людей достаточно важное место. Так, например, в Книге Деяний святых апостолов мы находим такие слова: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:19–21 ). Эти слова были произнесены первоверховным апостолом Петром в Иерусалиме, на Апостольском Соборе. Здесь обращает на себя внимание то, что этими словами апостолом Петр наставляет именно новоначальных христиан, уверовавших из язычников, – обращающихся. Но даже для них соблюдение принципов скоромности по отношению к крови считается обязательным. Причем, далее следует существенное уточнение: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», – то есть остальные божественные предписания по вопросу о пище, они, обращающиеся, найдут во всем корпусе Пятикнижия, «ибо закон… по всем городам имеет проповедующих его и читается…» Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал свиней нечистыми животными, говоря: «бесы попросились в свиней, потому что нечистое всегда стремится к нечистому» . Кровь же запрещается в пищу для православных христиан не только Книгой Левит и решением Апостольского Собора в Иерусалиме, о чем мы прочитали в Книге Деяний, 15-я глава 19-й стих, но и решением 6-го Вселенского Собора, где в правиле 67-м мы находим такие слова: «Божественное Писание заповедовало нам ″воздержатися от крови и удавленины и блуда″. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь, какого бы то ни было животного, каким-либо искусством приуготовляющих в снедь (то есть пищу – О. С.) и так оную ядущих благорассмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик (то есть епископ, пресвитер или диакон – О.С.) да будет извержен (то есть лишен сана – О. С.) , а мирянин да будет отлучен» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Принять ее в алтаре и в литургическом контексте назвать «Епископом» - значит послать совершенно ложный и соблазнительный сигнал, будто Православная Церковь готова пересмотреть свои взгляды и на Епископское служение, и на брак, и многое другое. Однако это невозможно в принципе.  Церковь определяется преемством веры — в I, II, II, … X...XX, XXI веках Церковь верит в одно и то же. Это веру невозможно изменить — от нее можно только отпасть. Православные Епископы не являются ее хозяевами и не могут ей распоряжаться, переделывая ее по своему усмотрению. Они приняли ее от предыдущих поколений христиан, верно возвещают и неизменно передадут своим преемникам. Люди, которые порывают с церковной традицией, просто перестают быть православными Епископами. Поэтому для православных очень важно четкое разграничение того, что составляет эту веру, и того, что является неприемлемыми новшествами. Христиане прошедших веков — причем не только православные христиане — сочли бы происшедшее в Успенском Соборе чем-то абсолютно чудовищным и неприемлемым. Как строго предостерегает святой Апостол Иаков, «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.1:3,4) Любовь и сердечное расположение к инославным и иноверцам никак не может проявляться в компромиссах в вопросах веры; если мы любим людей, мы не будем говорить им неправды. Как говорит святой Апостол Павел, «не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол.3:9) Вводить людей в заблуждение относительно требований нашей веры — это никоим образом не проявление любви и дружества. Это проявление богословского либерализма — явления, которое очень глубоко затронуло протестантов, в меньшей степени — католиков, и теперь начинает настойчиво стучаться в двери Православной Церкви.

http://radonezh.ru/analytics/preemstvo-v...

Притч.20:9 ). Муж и жена суть люди и потому имеют недостатки и слабости. Если муж не имеет терпения, чтобы сносить слабости и недостатки жены, и наоборот, то они, т. е. муж и жена, часто будут упрекать друг друга, делать выговоры один другому, огорчаться, а затем начнутся и совершенный раздор, и взаимное недовольство. Первая причина немирного брака со стороны мужа есть жестокое обращение с женой. Слово Божие говорит: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» ( Кол.3:19 ). Между тем, есть, к сожалению, мужья, дурно обращающиеся со своими женами, обижающие их. Могут ли тогда быть мир и спокойствие в доме? Вторая причина со стороны мужа есть наклонность к пьянству. Где ссоры и раздоры? Не там ли, где упиваются? ( Притч.23:29–30 ). Нет и не может быть счастья в той семье, где муж пьяница, но горе, слезы и нищета. А дети? От пьяных родителей родятся дети слабоумные, больные, эпилептики, с ослабленной волей, с наклонностью к пьянству, порочной и даже преступной жизни. Какое горе, какое несчастье это для родителей и всего общества! Третья причина со стороны мужа есть ревность. Ревность мужа не знает пощады ( Притч.6:34 ). Муж на каждом шагу подозревает жену в неверности, каждое слово ее с другим человеком толкует во зло. Это отдаляет сердца супругов друг от друга и понемногу соделывает в доме ад. Со стороны жены первая причина несогласий и раздоров в браке есть своенравие и капризы. Жены, повинуйтесь мужьям своим, – говорит апостол Павел ( Кол.3:18 ). Многие жены бывают непокорны своим мужьям, хотят, чтобы все делалось по их воле. Тогда не может быть мира в доме. Вторая причина раздоров и несогласий супругов со стороны жены есть гневливость жены. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа ( Сир.25:22 ). Гневливая и крикливая жена опечаливает мужа и раздражает его. И если у него не ангельское терпение, то и происходит война в доме. Третья причина несогласий и раздоров между супругами со стороны жены есть злоречие жены. Уста глупого, – говорит премудрый Соломон, – идут в ссору, и слова его вызывают побои ( Притч.18:6 ). Болтливый язык жены причиняет мужу много досады и огорчения. Он скоро губит согласие душ супругов и поселяет раздор в доме. О СИРОТАХ . В Новом Завете попечение о вдовах и сиротах поставляется первым, важнейшим делом веры и благочестия христианского. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем, – говорит святой апостол Иаков, – есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак.1:27 ). Но что значит призреть сироту? Призреть сироту – значит дать ему возможность приобретать необходимые средства жизни, сделать его способным к честной и полезной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Противостояние лжеучениям Об опасностях, которые угрожали тогдашней Церкви и в принципе во многом остаются такими и до сего дня, в Иуд. говорится в очень жестких выражениях 1011 : Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа ( Иуд. 4 ). Вполне возможно, что речь идет не только о доктринальных отклонениях от Благовестия как вероучения (гностицизм), но и о том превратном понимании, которому подвергалась, например, проповедь ап. Павла о свободе во Христе и о необходимости для спасения только веры. Имеется в виду т.н. «либертинизм», т.е. вседозволенность и нравственная распущенность, которая якобы следует из утверждений о свободе от Закона и о малозначности дел по сравнению с верой. Как мы помним, с подобным непониманием резко полемизировали сам Павел (см., например, § 32. 3), другие апостолы и благовестники (см., напр., Иак.; Откр. 2, 14. 20 ). Впрочем, в Иуд. нигде не встречается прямых отголосков Павлова учения. Беспощадность, с которой бичует эти пороки Иуд., объясняется и тем, что они представляют собой не внешние соблазны, а болезни самих членов Церкви: Таковые бывают соблазном [ЕК: пятно] на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя... ( Иуд. 12 ) «Это, несомненно, пневматики, считав­шие свои вдохновения (в снах или видениях) выше всяких властей (ст. 8). Они гордились своими представлениями и похвалялись своим духовным превосходством (ст. 16). Гордыне по поводу духовного знания сопутствова­ло несдерживаемое потакание телу: они превращали благодать Божью в распутство (ст. 4); как и коринфских гностиков, их отличал совершенный эгоизм в поведении на совместных трапезах (ст. 12); они давали волю сексу­альной безнравственности и неестественным похотям (ст. 7–8); следуя сво­им безбожным страстям, они вели себя как дикие звери (ст. 10,18). То есть перед нами опять одна из форм гностического учения, ... где тело считалось столь мало относя­щимся к Духу, что ему можно было потворствовать без вреда для последне­го. Для нас важен ст. 12 – «они – пятно на ваших вечерях любви». То есть гностики были не посторонними соблазнителями истинных верующих, но членами общины, которые участвовали в совместных вечерях любви» 1012 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Пс.9:4 .  Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим. «Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего». Симмах перевел сие так: буду петь имени Твоему, Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего. Ибо увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной гибели, буду песнословить Тебя, и не престану воспевать Твои благодеяния. Сие говорит Пророк о человеческом естестве, как избавившийся от губителя, и по благодати Божией приобретший свободу. Ибо псалом сей не от лица Самого Спасителя, как предполагали некоторые, но к Нему паче, как к Благодетелю, произносится ощутившими на себе Его благодеяния, что показывают самыя выражения псалма. Пс.9:5 .  Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. «Яко сотворил еси суд мой и прю мою». Каким же образом? «Сел еси на престоле, судяй правду». И какой произнес приговор? Пс.9:6 .  Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. «Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и в век века», то есть, не потерпел, чтобы долее оставался без призрения человеческий род, несчастно порабощенный злым мучителем; но подобно некоему судии, возседшему на высоком некоем престоле среди страшнаго судилища, наложил на него такое наказание, что память его предана будет конечному забвению. А слова: «запретил еси языком, и погибе нечестивый» имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов, и бывших после них проповедников истины, преподал Ты язычникам божественные догматы . И поскольку язычники приняли их, и освободились от заблуждения, то «погибе нечестивый», не имея у себя обольщенных и покланяющихся ему. Так Павел и Варнава, когда Ликаоняне покушались принести жертву, запрещали сие, взывая: «мужие, что сия творите? И мы подобострастни есмы вам человецы, от сих суетных обращающие вас к Богу " ( Деян. 14, 15 ). Так блаженный Павел выговаривал Галатам: «о, несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть распят» ( Гал. 3, 1 ). Так выговаривал и Коринфянам: «отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яковоже ни во языцех именуется» ( 1Кор.5:1 ). Посему «запретил языком, и погибе нечестивый, и имя его истребил в век века " . Совершенно уничтожены и конечному преданы забвению нечестивые обряды, так что из живущих ныне никто и не знает таинств нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Святой апостол Павел говорит о различии и иерархии служений: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр 13:17). «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор 12:28). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей (так в древней Церкви назывались епископы и пресвитеры. — sThg) ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес 5:12–13). Он сам различает паству и пастыря: « Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» (1 Кор 3:9–10). И прощаясь со священством Церкви в Ефесе, Павел даёт им наставление: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20:28). «Господь предал устроение Царства Своего, т. е. Церкви, Апостолам, чтобы учили, крестили, научали блюсти. Апостолы предали сие епископам, епископы же разделяют свое Апостольское служение со священниками. Всех их общее дело — созидать Дом Божий учением, Таинствами, …пасти Церковь. Отсюда всегда в Церкви пастыри и без пастырей нет Церкви, ибо чрез них Царствие Божие передается из века в век… Таким образом, в составе Церкви есть пастыри и есть паства» . Сан священства действительно является высшей формой служения Богу, ведь во власти этого сана устроение вечной жизни христианской. Вот как о сане священства говорит святитель Иоанн Златоуст: «Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотью и кровью, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа . Ими совершается эти (Евхаристические) священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Скачать epub pdf «Все Писание богодухновенно и полезно» ( 2Тим.3:16 ), имея Духа истины началом и источником благочестия. От святого и поклоняемого Духа, как бы от некоторого богатого и плодотворного источника, текут все божественные потоки. И то, что постановляет закон, что пророчествуют пророки, что возвещают апостолы, все это поистине усвояется и приписывается Святому Духу: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ). Поэтому блистают всякие красоты благочестия и сияют слова истины, и изливаются сокровища боговдохновенной мудрости: сокровища, не в земле скрывающиеся, но созерцаемые в глубине благочестия, сокровища, веселящие души, озаряющие мысли, обращающие вселенную, обогащающие всю нищету Адама. Подобно тому как, совлекши с себя первообразную красоту благочестия, он был низведен в большое уничижение, так чрез снисхождение Спасителя нашего, Бога – Слова, он обогащен. И свидетельствует Павел, в одном месте говоря следующим образом: «благодарю Бога... потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:4–5 ). Принимающий Божие слово обогащается; не принимающий же Божия слова делается бедным. Также Иеремия свидетельствует, говоря: «и сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не могут слушать слова 1 Господня» ( Иер.5:4 ). Но бедный злословится, а богатый величается; богатый словом истины, цветущий добродетелями плодоносного любомудрия, каков был Давид, говорящий: «А я, как маслина плодовита, в доме Божием» ( Пс.51:10 ) – плодоносная маслина, не листьями красующаяся, но отягченная плодами благочестия. Часто бывает, что душа, красующаяся ветвями и листьями, не приносит, однако, плода, подобно тому как Иеремия 2 говорил об Израиле: «Израиль – ветвистый виноград» ( Ос.10:1 ) – ветвистый, необильный плодами. Тот был именно таков; пророк же восторгается, говоря: " А я, как маслина плодовита», не вовне цветущая, но отягченная внутренними плодами, в доме Божием плодоносная маслина, потому что не хорошо жительство вне дома Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Седмица 23 по Пятидесятнице О чудесах и о вере Понедельник Лк. 10:22–24 1Фес. 1:1–5 Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И хотя после этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи открывается Бог. Тех, кто, имея очи, не видит и, имея уши, не слышит, Господь укоряет таким странным образом: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Мня, потому что Я от Бога исшел пришел» ( Ин.8:42 ). По этим словам, выходит, что люди, обращающиеся к Господу Иисусу Христу, не то, что познают ранее чужое и незнакомое, но – узнают родное. И апостол Павел тоже чувствовал это, когда писал фессалоникийцам: «Всегда благодарим Бога за всех вас, … зная избрание ваше…; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением». То есть – в чудесах, которые он совершил у фессалоникийцев, Апостол видит не столько причину обращения людей, сколько свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами уже избраны Им. Хотя чудо в Священном Писании часто и рождало веру. Например, после претворения воды в вино в Кане Галлилейской – «уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). А если не так, то Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» ( Ин.12:37 ). Но гораздо чаще видим, что прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф. 9:28 ). Также Иаиру в тот момент, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). А приходя в Своё отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.15:38 ) … Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши, что хочешь. Человек приходит в мир, имея в себе таинственную печать Божественного просвещения; Бог есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Человек сотворён по образу и подобию Божьему; Бог вдунул в него душу живую, и эта душа может и должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть вместе, в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Так, чудесами Господь старался пробуждать тех, кто забыл или почти забыл о своём небесном отечестве; но чудеса и свидетельствовали, что перед Господом души, которые помнят, из Чьих Уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть … и слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Смотрю направо я, не узнают меня. К Тебе, Господь, Твой раб прибегнуть токмо может. В земле живых Ты часть моя, воскликнул я. К Тебе, Господь, мой Бог, глаза я обращаю. О, Боже! не отринь на век души моей. На одного Тебя надежду возлагаю: Не дай мне в сети пасть, в соблазны злых людей. (Из псалма 142) Внемли мне, Господи, прими мое моленье. По правде истине услыши голос мой. Не вниди в суд с рабом Твоим в его смятенье: Не оправдится всяк живущий пред Тобой. Враг душу истомил, жизнь в прах мою низвергнул, Во мрак низвел меня, как мертвеца во гроб. Томится дух во мне: я сердцем унываю; Дни вспомнив древние, делам Твоим дивлюсь, Изведав их, к Тебе я руки простираю: Как без воды земля, алкаю и крушусь. Потщись мне внять, Господь: мой дух изнемогает. Лица мне не сокрой, да с мертвым не сравнюсь. Важность молитвы «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим.10:13 ). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир ( 1Ин.5:19 ), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не… не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:15 ). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвой к Богу! «Ибо приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф.5:6 ), – и снизойдут «во ад все народы, – забывающие Бога» ( Пс.9:18 ). «Близок Господь, – как сказано, – к призывающим Его во истине» ( Пс.144:18 ); «прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла; но истина говорит: «зато внезапно придет погибель его» ( Притч.6:15 ). «Обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ), – взывает Господь, пришедый спасти грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Стих 38. Она же реста Ему: Равви, еже глаголется сказаемо учителю, где живеши , Хотя они ничему еще не научились у Иисуса Христа, однако называют Его учителем, указывая этим причину, вследствие которой они следовали, именно чтобы услышать что-либо полезное, и таким образом включали сами себя в число учеников. Говорят: где живеши , желая побеседовать с Ним в жилище и спокойно. Стих 39. И глагола има: приидита и видита . Не обозначает Своего жилища, желая, чтобы они шли и чтобы еще больше ободрились. Стих 39… Приидоста и видеста, где живяше, и у Него пребыста день той. Бе же час яко десятый . Обозначает время, указывая этим на любознательность учеников и человеколюбие Учителя, так как они не были удержаны тем, что солнце было уже близко к закату, и не извинялись временем или чем-либо другим. Если в другом месте Иисус Христос говорит, что Он не имеет, где главу приклонить (8, 20), то говорит это не о жилище вообще, но о собственном; а собственного Он не имел, а пользовалися чужими. Что ученики пробыли у Него тот день, об этом евангелист сказал, а то, что они научились, пропустил, как само собою подразумеваемое; в одну ночь они настолько успели, что на следующий день сами вышли привлекать других. Необходимо поэтому и нам не отговариваться никаким временем от слушания всего Божественного, но все другое оставлять на втором плане. Все житейские дела должны иметь время, а для этого всякое время должно быть прилично. Стих 40. Бе (же) Андрей, брат Симона Петра, един от обою слышавшею от Иоанна и по нем шедшею . Умолчал об имени другого, или потому что он не был известен и знаменит, или потому что это был сам пишущий, как говорят некоторые. Стих 41. Обрете сей прежде брата своего Симона и глагола ему: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос . Это слова сильно радующегося: мы нашли Того, Кого искали, пришествие Которого ожидали, Которого предвозвестили Писания. Просвещенный ими, он узнал, что это Христос. Смотри, как даже рыбаки были внимательны к Писаниям, а мы, даже постоянно обращающиеся с ними, не столько внимательны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010