Так что же такое история Церкви? Это история спасения человека – каждого в отдельности и одновременно всех людей – как единого организма. На пути этого спасения, конечно, случались и взлеты, и падения. Даже первые христиане, в рядах которых были очевидцы земного пути Спасителя нашего, так же оступались на своем пути. Апостол Иуда пишет в своем послании: « Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа » ( Иуд. 1:4 ). Также апостол Иоанн Богослов: « Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист » ( 2Ин. 1:7 ). Апостол Павел предостерегает первых христиан держаться спасительного пути по принципу « все мне позволительно, но не все полезно » ( 1Кор. 6:12 ). II и III век во времена гонений на Церковь дали нам сонмы небесных заступников, перечислить которых нет возможности как в следствие их многочисленности, так и оттого, что многих мучеников мы не знаем по именам. Однако и в те времена известно немало свидетельств и печального признания фактов падения отдельных членов Церкви. Казалось бы, с прекращением гонений Церковь должна была начать расцветать. Но это время, называемое периодом Вселенских соборов, было временем не менее сложным, чем гонения. Для того чтобы отстоять самое главное в учении Церкви – ее догматы о Боге, о спасении человека собирались Вселенские соборы. Чем же закончились Вселенские соборы, Торжеством ли Православия? Если брать хронологию, то, увы, не только торжеством, но и разделением Церкви. В то время многие забыли слова Спасителя « кесарево кесарю, а Божие Богу » ( Мф. 22:21 ). Нельзя подчинить жизнь Церкви человеческим законам, даже и с самыми благими намерениями. Последствия не заставили себя ждать. Но и это тоже история Церкви. Нет для Церкви времени покоя, и нет времени отдохновения. Вот и сейчас – как и на протяжении прошедших веков, она так же стоит на передовой фронта войны за спасение человека. Как и прежде, она есть непоколебимая основа для Евангельской проповеди. Возникает вопрос: «Кто же сегодня творит ее историю?» А кто иной, как не мы? Прошлого изменить нельзя, а сегодня именно нам дано сделать хоть чуточку для Церкви. Иван Ерпылев, 20 лет, г. Оренбург, Россия

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

Христос, со слов Симеона Богоприимца, стал Знаком Скандала, который отделил Варвару от ее отца. Сейчас очень часто люди отходят от Бога, потому что не хотят делать выбор. Они хотят совместить и то, и другое, но хорошо совмещать и то, и другое, когда они идут к одной цели, а когда семейные отношения входят в противоречие, то нужно выбирать Бога. И Варвара выбрала Бога, она бежала от своего отца, который схватил меч, чтобы убить ее. Святую Варвару чудесным образом спрятала гора, но позже ее выдали пастухи. Отец притащил дочь к судье, где ее пытали, а после отец собственноручно отрубил ей голову. И это не случайно. Человек, который отверг Бога, очень быстро скатывается до ненависти к Нему, так как знает, какое зло он сделал, и, чтобы оправдать себя, он пытается стереть с лица земли все следы о Боге. Варвара перед смертью просила Бога, чтобы все, обращающиеся к ней в молитве, были избавлены от внезапной смерти. А ее отец получил воздаяние от Господа и был сожжен молнией сразу после казни. Этот страшный момент мы должны для себя уяснить. Господь четко предсказывал, что будет разделение между людьми, что и происходит, и его невозможно избежать, потому что сейчас идет суд, который заключается в том, что Свет пришел в мир. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:9-10 ). Это разделение мы должны принять, понять, что оно есть и оно неизбежно. Бог создал нас со свободой выбора, и люди делают этот выбор. Мы можем подталкивать людей к правильному выбору, пока они живы, подталкивать молитвой, несмягченным свидетельством истины, советом, но окончательный выбор человек делает только сам. Мы должны непременно пребывать ко всем людям в Божественной любви, но мы должны помнить, что все люди разделятся на немыслимо прекрасных и на немыслимо ужасных – третьего не дано.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Что бы ни говорил экстрасенс о своем пути покаяния пред Богом, но реальность такова: вместо земного материального мира, блага которого были раньше для человека высшей ценностью – теперь, после обретения необычайных экстрасенсорных способностей, высшей ценностью для него являются именно его способности и то, что с их помощью достигается. Поэтому налицо неподлинность покаяния экстрасенсов: просто меняется идол – вместо мира земного – мир космический, «второе» «небо». И эта подмена представляет большую духовную опасность как для самого экстрасенса, так и для его пациентов. Поэтому Господь еще в Ветхом Завете предостерегал от всякого рода оккультных занятий – мы уже цитировали этот отрывок из Библии: не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель… (Втор. 18: 10–12). Эти заповеди никто не отменял! Экстрасенс же, если и знает о них, наверное считает, что столь «странные» слова устарели или к нему не относятся? А ведь они относится не только к тем, кто практикует «услуги», но и к тем, кто ими пользуется, то есть – к пациентам. В том же «Пастыре» святого Ерма есть такие слова: «Двоедушные… обращаются за прорицаниями, как и язычники, и навлекают на себя великий грех своим идолопоклонством, потому что спрашивающий лжепророка является идолопоклонником; он чужд истины и неразумен» . Таким образом, обращающиеся к лжепророку-экстрасенсу прямо нарушают одну из важнейших заповедей: не делай себе кумира, и никакого изображения того, что… на небе вверху… Не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20: 4–6). «На небе вверху» – относится не только к видимому небу, но и к невидимому, т. е. к тому самому «второму» «небу». А в нем, как мы знаем, добро и зло перемешано. Для современного человека может быть уместна следующая аналогия. В Интернете легко найти и хорошее и плохое, например, и виртуальное путешествие по Лувру и порнографию. Но и в том, и другом случае человек будет находиться в среде Интернет! Другими словами, экстрасенс из этой «среды», «второго» «неба», из тварного космического невидимого мира может извлекать и хорошее и плохое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Что же касается продолжительности богослужений вообще, то таковая не только не осуждается, но положительно узаконяется Словом Божиим, заповедующим нам «непрестанно молиться» (1Фессал.5:17) и повествующим о примере, Христа, когда Он «взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ). Не осуждается вышеприведенными словами и то, что православные пастыри совершают иногда богослужения открыто на площадях и улицах. Последнее основано на примере Самого Христа и Его апостолов, которые перед крестными страданиями Спасителя «воспев пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ) и заповедуется нам Словом Божиим, которое говорит: «И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Св. Крест) ( Евр.13:13 ). Ст. 15. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы, хотя одного обратить; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». По мнению сектантов, означенными словами обличаются православные пастыри за их крайнее стремление к обращению сектантов в православную веру. Такое толкование говорит лишь о полном непонимании сектантами евангельского текста. Вина книжников и фарисеев заключалась не в том, что они «обходили море и сушу, дабы обратить, хотя одного», так как это дело похвальное и угодное Богу; а в том, что обратив кого-либо в истинную веру, фарисеи и книжники потом развращали его нечестивым примером своей преступной жизни. Отсюда понятно, что означенными словами обличаются не православные пастыри, обращающие неверных согласно заповеди Самого Господа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), а современные наставники сектантов, которые совратят кого-либо из православных в свою секту, тем самым лишают его духовных благ Божиих и вечного Царствия. Ст. 16–22. «Горе вам, вожди слепые, которые говорят: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к толкованию блж. Августина на Ин. 15, 14–15, содержащемуся в его сочинении «Толкование на Евангелие от Иоанна». В 85-м рассуждении экзегет говорит, что в Ин. 15, 14 заключен следующий смысл: «Вы — друзья Мои, если являетесь Моими хорошими рабами». Господь, являя снисходительность, называет друзьями Своих хороших рабов, потому что хорошим рабом может быть только тот, кто исполняет предписания своего господина. Если христианин будет хорошим рабом Божиим, то будет и другом Божиим: «Великая снисходительность! Поскольку хорошим рабом можно быть, только исполняя предписания господина своего, то Он захотел, чтобы [ученики Его] разумели себя друзьями Его, если смогут проявить себя хорошими рабами. Но, как я сказал, в то м проявлена великая снисходительность, что Господь снизошел назвать своими друзьями тех, кого Он признал в качестве Своих рабов» . О том, что исполнение приказаний господина — это обязанность рабов, продолжает блж. Августин, говорится в иных местах Священного Писания, где рабы Божии, не исполняющие Его заповедей и обращающиеся к Нему как Своему Господу, призываются к послушанию, подтверждающему их слова, а послушным рабам обещается награда: «В самом деле, чтобы вы знали о том, что в обязанности рабов входит исполнение приказаний своего господина, Он порицает в другом месте рабов такими словами: “Чт вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, чт Я говорю?” (Лк. 6, 46). То есть, когда вы произносите, говорит Он, “Господи!”, подтвердите исполнением заповедей ваши слова. Разве не скажет Он послушному рабу: “Хорошо, добрый раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость Господа твоего” (Мф. 25, 21)? Итак, раб может быть и другом, если он хороший раб» . Таким образом, в Ин. 15, 14, по блж. Августину, друг Божий — это хороший раб Божий. Однако в следующем стихе сказано: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ин. 15, 15). И, по словам блж. Августина, имя друга используется здесь для того, чтобы имя раба было исключено, а не ради того, чтобы показать, что раб Божий и друг Божий — это одно и то же: «Как же мы должны разуметь, что хороший раб является и рабом, и другом, если Он сказал: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его”? Итак, Он ввел имя друга, чтобы удалить имя раба; не для того, чтобы и то и другое имя объединились в одном, но, чтобы одно заняло место, освобожденное другим» .

http://bogoslov.ru/article/6195806

14:24). Поэтому десять колен уклонились в нечестие не от разделения царства, но по собственному своему беззаконию. Между тем пророки больше обвиняют колено Иудино. И Осии в обличение открытого нечестия десяти колен повелено взять жену блудницу, потому что непотребство блудницы явно, а в образе колена Иудина повелено взять жену прелюбодейцу, потому что колено сие посредством храма по видимости сочетавалось с Богом, а втайне служило идолам. Пророк же Иеремия говорит: «оправда ее отступница Израиль, паче преступницы Иудеи» (Иер. 3:11). А пророк Иезекииль не Самарию только, но и Содом назвал сестрою Иерусалима (Иез. 16:46). Иудеи, отступив от благочестия, лишены были Божественного промышления. Сусаким, царь Египетский, взял многие города иудейские, как видно из книги Паралипоменон (2 Пар. 12:4), взошел в Иерусалим и расхитил не только царские, но и Божии сокровища. Взял он и золотые оружия, как те, которые царь Давид отнял у сириян, так и те, которые сделал Соломон (3 Цар. 14:26). Вопрос 46. Что значит сказанное: возвращаху тыя в фекуе предходящих (3 Цар. 14:28 )?    В толковании еврейских слов нашел я, что «фекуе» значит «бряцание и трубный звук». Книга же Паралипоменон изображает сие так: «и сотвори царь Ровоам щиты медяны вместо их; и отдал в руки начальников предходящих стрегущих врата дому царева; и бысть внегда входити царю в дом Господень, вхождаху стрегущии и предходящии, и обращающиеся в сретение предходящих брали щиты и полагали по чину предходящих» (2 Пар. 12:10—11), т. е. раздавались они копьеносцам царских чертогов, которые, стоя у дверей царских чертогов, охраняли входы и во время царского шествия одни предшествовали царю, другие сопровождали его. А когда царь приходил в храм, встречали обращающиеся, т. е. Стражи храма, и брали у них щиты, и сами, держа их, стояли пред вратами храма, чтобы оружие оставалось за дверями, а носящие оное вместе с царем воздали поклонение Богу. Вероятно же, и дом был пред вратами, так что оруженосцы по прошествии царя слагали там оружие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

в случае жалоб их... на суды своих епископов, были выслушиваемы соседними епископами... Если же они и на этих судей вздумают жаловаться, то пусть обращаются не в заморские суды, но к первенствующим епископам своих областей, как это прежде много раз было определяемо и относительно епископов. Обращающиеся же к судам по ту сторону моря (ad transmarina) да не принимаются в общение никем в Африке». Это определение издано по поводу распри между Римом и Карфагеном из-за пресвитера Апиария и после того, как в Карфагене пришли к полному убеждению в неосновательности папских ссылок на никейский собор, будто предоставивший епископам Рима право апелляции. Одновременно с изданием рассматриваемого канона карфагенские епископы обратились к папе с посланием, в котором формально отказывались признать его всемирным судией и просили его не принимать к пересмотру дел, решаемых на африканских соборах. Следовательно, не может подлежать никакому сомнению, что, запрещая подавать апелляции «по ту сторону моря», карфагенский собор под заморскими судами разумеет по преимуществу Рим. Конечно, выражение: «по ту сторону моря» гораздо шире выражения: «в Рим», или: «к папе». Можно думать, что собор выразился обще и неопределенно из опасения, чтобы притязания, с которыми он боролся в данную минуту, как бы не возникли на будущее время еще где-нибудь, кроме Рима. Но это нимало не затемняет смысла карфагенского канона, который направлен ближайшим образом против апелляций в Рим. Иначе думает об этом Грациан. Его редакция этого правила имеет ту существеннейшую особенность, что латинский текст удлиняется здесь дополнительными словами: nisi forte romanam sedem appellaverint. А с этой прибавкой карфагенское правило получает смысл совершенно новый, диаметрально-противоположный тому, что постановлено карфагенскими отцами на самом деле. С добавлением Грациана заключительный пункт правила в русском переводе должен читаться уже так: «обращающиеся к судам по ту сторону моря не должны быть принимаемы в общение никем в Африке, за исключением того случая, если они будут апеллировать к римскому престолу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Дьявол господствует и даже царствует над блудниками, как над своими людьми и своими рабами, ибо, по апостолу: «Кто делает грех , тот от диавола» ( 1Ин. 3:8 ), – такой служит не Христу, но дьяволу . Мы знаем, что дьявол некогда царствовал над идолопоклонниками, они были его истинными рабами. Люди же, живущие в телесных нечистотах, являются вторыми идолопоклонниками; следовательно, и они его истинные рабы. А что блудники являются именно идолопоклонниками, это видно из слов святого апостола, который говорит так: «Ибо вкрались некоторые люди... обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» ( Иуд. 1:4 ). Кто же это обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству? Поистине, не кто иные, как христиане, принявшие в Крещении благодать христианства. Они, впав в блудное сквернодействие, превращают принятую Божию благодать в скверну и отрекаются от Христа, если не словом перед мучителем, то делом перед своим господином – дьяволом . А тот, кто блудным делом отрекается от Христа, не является ли он идолопоклонником? Его идолом является страсть, и в ней, как в идоле, он имеет беса, господина своего, которому он предоставляет свое сердце, рождающее скверные помыслы, в качестве алтаря. На этом алтаре он кладет огонь греховного вожделения, приносит в жертву самое блудное дело, которым весь оскверняется, и становится подобным и угодным бесу. Над такими крещеными идолопоклонниками господствует дьявол, как над своими рабами, и господствует мучительски, ибо, где только ему удается, он разбивает, ввергает в огонь и в воду и губит его. Разбивает, отнимая душевную силу к покаянию и лишая грешника Божией благодати; ввергает в огонь плотского распаления или невоздержности и в воду нечистого сладострастия; губит его, потопляя в адской бездне, как свинью в море, мучает и удручает его вовеки. Вот какую мзду воздает дьявол своему рабу, который верно и усердно служит ему плотскими сквернодействиями! Вот каково мучительское господствование беса над грешником (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Примечательно, что так решает строгий законник, за строгость законную прозванный «праведным». Впрочем, ради умиротворения страстей, мудрый предстоятель церкви иерусалимской полагает предложить обращающимся из язычников воздерживаться от некоторых вещей, несогласных с духом закона Моисеева и противных духу закона христианского; но это – совсем не то, чего требовали иудействующие. Апостол требует, чтобы обращающиеся из язычников воздерживались: 1) от оскверненного идолами; что это такое поясняется далее (ст. 29) выражением – идоложертвенное – мясо языческих жертв, приносимых идолам. При жертвоприношениях языческих, те части мяса жертвенных животных, какие оставались от жертвоприношения и не поступали жрецам, как определенные для них части, съедались приносившими жертву и приглашенными к жертвоприношению, или тут же при храмах и идолах, на устраивающихся трапезах, или по домам, или же продавались на рынках (ср. 1Кор.8 ). Иаков изъявляет требование, чтобы обращающиеся из язычников воздерживались от употребления в пищу этого идоложертвенного, т.е. не ходили бы на эти трапезы по приглашению знакомых или родственников из язычников, и не покупали бы на рынках сего, если бы даже представляло сие какие-либо удобства и выгоды. Употребление идоложертвенного запрещено было евреям и законом Моисея ( Исх.34:15 ); 2) от блуда: так как и далее употребляется то же слово (ст. 29), то его надобно принимать в собственном смысле и разуметь сладострастие телесное во всех его родах и видах. Этот грех противен духу святых законов – Моисеева и христианского (ср. 1Кор.6:13–18 ), а между тем этот грех был самым распространеннейшим в языческом греко-римском мире и едва ли даже считался пороком; 3) от удавленины, т.е. употребления в пищу мяса такого животного, которое умерщвлено через удавление, и в котором, следовательно, кровь осталась в нем, не выпущена была (ср. Лев.17:13–14 ; Втор.12:16 ; Втор.12:23 ); 4) от крови, от употребления в пищу крови каких бы то ни было животных ( Лев.3:17 ; Лев.7:26 ; Лев.17:10 ; Лев.19:26 ; Втор.12:16 ; Втор.23:15 ; Втор.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вторые, которые не волею, но насилием и страхом мучений принуждены были отречься от веры, удостаиваются человеколюбия и исправляются умеренною эпитимиею. А третьи, отвергшиеся по собственному произволу, без всякого принуждения, подвергаются величайшему запрещению: они во всю жизнь лишаются причащения Божественных Таин и сподобляются оных только при конце своей жизни, по 73-му правилу Василия Великого . §78. Обращающиеся омываются В осьмый день да омоется. Это омытие, производимое в осьмый день, некоторые почитали обрядом потребным не для очищения души, но для простого омовения телесной нечистоты пред присоединением к церкви, учрежденным для соблюдения Моисеева закона. Но если вникнем в существо сего обряда, то увидим, что он установлен не для соблюдения того омовения, которое происходило некогда по иудейскому закону, и не для повторения крещения, прежде принятого и никогда не повторяемого, но для воспоминания той чистоты, которая была получена некогда им в купели крещения и потом потеряна со времени вероотступничества. По сей причине некоторых присоединяемых для принятия сих очистительных молитв поставляли близ крестильного кладезя, дабы они при нем оплакивали грехи своего неверия, старались возвратить себе веру, которую они исповедали некогда здесь и обещали пред лицем церкви, и старались воспламенить в сердцах своих прежнее усердие к Богу. Между крещением и покаянием есть великое сходство, и потому, если крещение есть первое обращение от грехов, а покаяние есть второе крещение: то нимало не удивительно, что оба сии таинства имеют сходственные обряды и священнодействия. §79. Обращающиеся помазуются миром Да помазуется миром. Чтобы показать какого состояния отпадшие от веры при своем обращении помазуются св. миром, должно знать о самих еретиках, кто из них крещается совершенно и кто не крещается, а только помазывается св. миром, и которые не помазываются вторично, когда обращаются к церкви. В сем отношении все еретики разделяются на три рода: к первому роду принадлежат те, которые не веруют во святую и единосущную Троицу и не совершают троякого погружения в воду при крещении; их, равно как и язычников и магометан, должно крестить, как повелевает 19-е правило первого Вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010