«Благодарю Спасителя за милость ко мне…» Протопресвитер Матфей Стаднюк – один из старейших пастырей Москвы и России. Шесть с лишним десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане, более четверти века – настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Москве. Его родные места – украинское село Залесцы Тернопольской области. О детстве и юности отец Матфей рассказывает с особой теплотой: именно тогда началось его служение святой Церкви. Родители были простыми крестьянами. Его мама Анна Демьяновна постоянно водила семилетнего отрока на богослужения в расположенную неподалеку от села Залесцы Почаевскую лавру, благодатная молитвенная атмосфера которой взрастила не одного пастыря Церкви Христовой. По словам отца Матфея, из их села вышло более четырехсот священников. Батюшками стали и два его родных брата. Третий погиб во время Великой Отечественной. В 1942 году, в годы фашистской оккупации, 16-летний Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Учащиеся ютились в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, мерзли и голодали, но учились с большим энтузиазмом и усердием. Однажды молодых людей хотели угнать в Германию, но они разбежались. Через какое-то время будущим пастырям удалось собраться вновь и продолжить учебу. В марте 1945 года псаломщик Матфей Стаднюк был рукоположен в диакона, а через десять месяцев принял сан священника. Первым его приходом был старинный деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в карпатском поселке Селятине на самой границе. Он совершал службы и в четырех соседних храмах: не хватало священников. Добирался на лошадках, а чаще пешком. Нередко преодолевал в день по 40 километров. И хотя уставал, совершал свое служение с любовью и радостью. А вскоре к пастырским трудам прибавились новые заботы. На 20-летнего священника возложили ответственное послушание благочинного. «Когда проводились совещания духовенства, – продолжает свой рассказ отец Матфей, – все мы приходили на них пешком, преодолевая многокилометровые расстояния. Собирались благочинные со всей епархии – люди зрелые, умудренные опытом. Среди них я поначалу неловко себя чувствовал. Правящий архиерей ко мне относился с уважением, а ведь я не имел никакого опыта административной деятельности. Делал лишь то, что мне казалось необходимым для Церкви».

http://pravoslavie.ru/989.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «В тюрьме воцерковленных людей больше, чем на воле» Протоиерей Игорь Александров об участии Церкви в деле ресоциализации лиц, выходящих из мест лишения свободы 20.04.2016 1210 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , 13 апреля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета. Выступая на открытии заседания, Патриарх отметил, что за прошедшие годы «создана служба пастырского попечения о заключенных в нашей Церкви». В то же время Первосвятитель указал на узкие места в системе окормления лиц, оказавшихся в местах лишения свободы: «Отдельный непростой вопрос — ресоциализация лиц, выходящих из мест лишения свободы. Известно, как непросто бывает бывшим узникам вернуться в мир, найти работу, восстановить социальные связи. Известно, с каким отчуждением общество встречает бывших заключенных. И Церковь должна прийти им на помощь. Работа по социальной реабилитации бывших заключенных должна вестись на епархиальном и приходском уровне. Это особая работа, потому что иногда человек, отбыв наказание, не исправляется, а укореняется в своих преступных намерениях и нравственно деградирует. И поэтому церковная реабилитация заключенных требует особого подхода к этим категориям лиц и, конечно, особо ответственного отношения со стороны правящих архиереев». Мы попросили настоятеля храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7 протоиерея Игоря Александрова прокомментировать слова Святейшего Патриарха Кирилла. Нельзя не согласиться со словами нашего Первосвятителя о том, что служба пастырского попечения о лицах, временно находящихся в местах лишения свободы, действительно, существует. И хотя тюремный священник бывает в своем храме не ежедневно, в целом у человека по ту сторону решётки даже больше возможностей для воцерковления, чем на воле. И храм – у порога жилища, и никто не осудит за незнание каких-то правил поведения, церковного этикета. Приведу несколько фактов, свидетельствующих о том, что к священнику в тюрьме, по меньшей мере, привыкли. Так, при разделении Санкт-Петербургской епархии оказалось, что некоторые священнослужители стали для своих колоний «чужими», т.е. клириками других епархий, и, формально, подлежали замене, сотрудники соответствующих учреждений обратились к епархиальному руководству с просьбами сохранить им «своих» батюшек, что и было сделано. По своему опыту могу сказать, что сейчас в храм в колонии люди подчас заходят просто «излить душу». Это нельзя назвать воцерковлением, но это тоже свидетельство преодоления каких-то подозрений, многолетнего недоверия. В 90-е годы такого не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/20/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дети Победы на литературном фронте 06.05.2016 673 Время на чтение 20 минут Мои сверстники принадлежат к поколению детей Победы. Цена, заплаченная за нее, столь велика, что вот уже более 70 лет продолжается в нашей стране, худо-бедно, но все-таки мирная жизнь - срок для России неслыханный. Это тот срок, в который уложилось наше беззаботное детство, годы учебы (говоря диким языком современных чиновников, годы бесплатно предоставлявшихся народу «образовательных услуг»). В этот срок вошли еще годы, когда многими из нас был набран «опыт - сын ошибок трудных», и те годы, в которые были осмыслены эти ошибки. Мы успели (благодаря Победе нам была дарована такая возможность!) осознать многое в себе, в этом мире, в стране, наконец, созреть для того, чтобы прийти к Православной вере, окрепнуть в ней и постараться по этой вере жить. Цена Победы - это огромное число пожертвовавших собой и неизмеримо большее число спасенных ими. Они отдали себя, чтобы жизнь на земле продолжалась и чтобы она была достойной и свободной. Те страны, которые не были готовы платить такую цену, сдавались врагу. Россия взошла на крест, в том числе и за жителей этих стран. Теперь их правящие верхушки стараются стереть, уничтожить благодарную память своих народов, исказить, оклеветать в их глазах ход и суть исторических событий. Да и наши доморощенные «лакеи мысли», которые точно так же обязаны участникам войны самим фактом своего существования , пытаются развенчать народную, священную войну как ложный миф. Но живы мы, дети Победы - свидетели правды о наших отцах, и наш священный долг - встать на их защиту. Речь здесь пойдет о детях Победы, которые лично знакомы автору и которые, как представляется, принадлежат к числу тех, кто в наши дни сражается на передовой сегодняшней жестокой информационной войны. Сражаются оружием слова за правду и за Россию. Один из них - Александр Леонидович Казин. Он родился в победном сорок пятом, 21 ноября, в день архистратига Михаила, полководца Ангельских сил. Вместе с Георгием Победоносцем и Ильей пророком Архангел Михаил, победитель демонов, является покровителем русского воинства. Родители А. Л. Казина, Леонид Александрович и Мария Борисовна, во время Великой Отечественной работали на фронтах военными врачами. В конце войны их медсанбат стоял в немецком городке Мариенвердер. Сразу после войны, в августе 1945 г. Леонид Александрович умер от брюшного тифа. Мария Борисовна вернулась в родной Смоленск. Вскоре там родился сын, нареченный Александром. Однако дома его привыкли звать Леней - в память об отце. Через много лет он получил имя Леонид при крещении. В преемственной связи с отцом - не только кровной, но и воспринятой через святое имя - чувствуется что-то неслучайное.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Переводы в ПЦУ на Винничине: шантаж, насилие и пустые храмы Епифания 19.02.2020 629 «70 тысяч гривен. Это люди, которые были заинтересованы в деньгах. У нас это контролировала городская администрация и областная. Те люди, которые руководили захватами храмов, занимали должности. В Винницкой ОДА есть Грачов, который ответственный за ветеранов АТО. Получал зарплату, числился на должности, и он же организовывал захваты храмов. И в то время, когда такая информационная атака на нашу Церковь: „батюшки — московские агенты ФСБ“ — люди в замешательстве. Автобус АТОшников приезжает и скручивает батюшку — „всё, ты переходишь“! Всё это силой делалось». «Даже сейчас посмотрите, а где теперь эти люди — которые хотели, чтобы храм перешел? Храмы стоят пустые, нет тех людей». Винницкая епархия Украинс кой Православной Церкви всегда славилась тем, что здесь всегда царил межконфессиональный мир. Но со времени вмешательства государства и внешних сил, в лице патриарха Варфоломея, на Винничине, как и в других местах, возникли конфликты и противостояния. Сегодня у нас есть возможность узнать о происходящем не из подконтрольных кому-то СМИ, узнать правду о жизни епархии. Гостем авторской передачи Яна Таксюра стал митрополит Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр). 2:36 Светлые моменты жизни верующих Винничины: колядки, воскресные школы, православные молодежные лагеря. 5:00 Минобразования поддержало информационную кампанию против Церкви и фактически разрушило духовное образование детей. 7:23 Обращение верующих к Президенту Зеленскому и перерегистрация общин верующих в ПЦУ. 12:30 Как государство отказывается регистрировать правящего архиерея. Опять Салецкий. 14:28 Раскол в Виннице обломался. Как власть Порошенко и бывший владыка Симеон (Шостацкий) давили на священников. 26:00 Захваты церквей: почём активисты ПЦУ? 30:35 Давление активистов «Братства Андрея Первозванного» на полицию. Начинали работать ещё с Филаретом и активировались с приездом Помпео. 35:20 Чиновник Игорь Салецкий, который «прославился» из-за перерегистраций, оставлен на должности.

http://ruskline.ru/video/2020/02/19/pere...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православие в Сибири: не театром единым 22.04.2017 1127 Время на чтение 12 минут © Фото : фото предоставлено пресс-службой Новосибирской митрополии РПЦ Столица Сибири, третий по численности населения город страны и один из крупнейших научных центров - за последние годы Новосибирск стал еще и эпицентром горячих споров об искусстве, заметное участие в которых принимал местный правящий архиерей митрополит Тихон (Емельянов). Обратившийся к властям по поводу постановки вагнеровского " Тангейзера " , раскритиковавший " Щелкунчика " , он неоднократно становился объектом критики со стороны СМИ и " либеральной общественности " . " Хватит заниматься ерундой, лучше бедным помогайте " - один из самых часто повторяемых упреков в адрес местной митрополии. О том, как именно она бедным помогает, митрополит рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости. Беседовал Алексей Михеев. - Ваше высокопреосвященство, двадцать лет у вас существуют два замечательных проекта - поезд и корабль, на которых врачи и миссионеры добираются до самых глухих мест. Продолжаете традиции сибирских православных миссий? - Действительно, каждый год поезд " За духовное возрождение России " , наш совместный проект с правительством Новосибирской области и РЖД, курсирует с вагоном-храмом и 200 волонтерами по отдаленным станциям и районам области, и люди ждут его с нетерпением. Это лучшие врачи, современная диагностическая аппаратура. Они каждый день обслуживают тысячи людей, выписывают им направления, с которыми потом едут в городские и районные больницы. Многих просто спасли: люди же не знали, что с ними. Проводим конференции, раздаем книги, социальную помощь, устраиваем концерты. Каждый год охватываем до 20 райцентров, 100 населенных пунктов и до 50 тысяч селян. - Но медицина, социалка - это же то, чем в первую очередь обязано заниматься государство. Причем тут Церковь? - Сейчас многие проблемы решаются иначе, чем в советское время - тогда социальными вопросами занималось государство. А теперь оно, хоть и провозгласило себя социальным, но от многих заведомо убыточных проектов отказалось. Вот общественные организации и берут их на себя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1909. Год утраты:1944 (боевые действия) Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась. На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал. К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос. В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

http://sobory.ru/article/?object=40613

Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом Архиепископ Кирилл, Сан-Францисский и Западно-Американский. Архиепископ Кирилл - постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ и правящий архиерей Сан-Францисской и Западно-Американской епархии с 2000 г. В июне 1992 г. - хиротонисан во епископа. В ноябре 2003 г. - участник визита первой официальной делегации РПЦЗ, встретившейся со Святейшим Патриархом Алексием и членами Священного Синода РПЦ МП. В мае 2004 г. - участвовал в поездке Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха РПЦЗ. Архиепископ Кирилл является настоятелем русского православного кафедрального собора в Сан-Франциско, одного из самых больших православных храмов в зарубежье. - Удовлетворены ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, опубликованными документами встречных комиссий, одобренными Священными Синодами Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата? Чего, по Вашему мнению, необходимо было достигнуть в этих документах, чтобы приблизиться к единству? Я радуюсь итогам работы как встречных комиссий, так и заседаний нашего Архиерейского Синода, который несколько раз рассматривал, а потом – одобрил и утвердил эти материалы. Еще в недалеком прошлом кто мог ожидать, что две части Русской Церкви придут к совместному православному видению принципиальных вопросов, касающихся церковно-государственных отношений, «Декларации» митрополита Сергия 1927 г. и участия православных в экуменическом движении, т.е. тех вопросов, которые разделяют Русскую Церковь вот уже много лет? Оглядываясь назад, жалею только, что в документе «об отношениях Церкви и государства» не были каким-то образом отмечены ошибки синодального периода нашей истории, когда Петр Великий, упразднив патриаршество и образовав «Святейший Правительствующий Синод» с обер-прокурором, фактически поставил Русскую Церковь на чрезвычайно странное и, строго говоря, неканоничное положение, превратив ее в государственное учреждение. Временами, при преемниках Петра Великого, государственное «попечение» о Церкви оборачивалось откровенным и мучительским гонением. Иногда мирские власти незакономерно и несправедливо вторгались в церковные дела, назначали архиереев и нарушали уставы Церкви. Один из государей, например, издал указ о сокращении евангельского чтения, читаемого на всенощном бдении во дни Богородичных праздников, потому что ему «не подходили» слова, сказанные Божией Матерью: «Низложил сильных со престолов и вознес смиренных» (Лук. 1, 52). Были допущены и другие ошибки и грехи со стороны тех государей, которые плохо относились к Церкви, но они не послужили тому горькому разделению, которое возникло в 20-м веке, когда безбожники захватили власть. Поэтому, наверное, эти моменты нашей истории и не были отмечены.

http://pravoslavie.ru/4623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖДАНОВ Иоанн Борисович (ок. 1750, Воронеж - 20.12.1824, г. Елец Орловской губ.), свящ., подвижник благочестия Ельца, Липецка и Воронежа. Сведения о Ж. сохранились в трудах прот. Луки Ефремова, к-рый лично знал подвижника и в течение мн. лет собирал свидетельства и воспоминания о нем. Прот. Л. Ефремов составил «Воспоминания об о. Иоанне Борисове» (Воронеж, 1866) и «Краткое описание жизни» (Воронеж, 1893). Род. Ж. в семье священника, в 1770 г. окончил Воронежскую ДС, женился. По просьбе вдовствующего отца в 1772 г. Воронежским и Задонским еп. Тихоном (Якубовским) Ж. был рукоположен во диакона. Служил на приходе отца в воронежской ц. в честь Вознесения Господня. В начале церковного служения дважды писал Воронежскому еп. свт. Тихону Задонскому , испрашивая его благословение и наставление. Ответы святителя датируются 24 окт. 1776 г. и содержат 10 пространных духовных советов молодому церковнослужителю. В 1779 г. Воронежским и Елецким еп. Тихоном (Ступишиным-Малининым) Ж. был рукоположен во иерея, служил в Воронеже. В кон. 1779 г. был переведен в Елец, в ц. во имя арх. Михаила, затем в ц. в честь Преображения Господня, настоятелем к-рой являлся до кончины. Перед началом служения в Ельце посетил в Задонске свт. Тихона Задонского. В 1808 г. получил разрешение у Орловского и Севского еп. Досифея (Ильина) на замену иконостаса и пола в Преображенской ц. Работы произведены не были, т. к. елецкие купцы И. В. Шапошников и А. Д. Талдыкин на свои средства предложили др. проект по переустройству храма. В 1810 г. по ходатайству Ж. с разрешения правящего архиерея были проведены работы по расширению главного алтаря, увеличению трапезной части храма, устройству в нем придела во имя св. Иоанна Крестителя, изготовлению 3 новых иконостасов. Храм был расписан на темы из Житий святых живописцем А. П. Щучкиным. Прихожане до закрытия храма в 1930 г. почитали иконы, поступление к-рых связывалось с именем настоятеля. По заказу Ж. для Преображенской ц. были написаны 2 живописные иконы «Спасителя, изображенного стоящим на облаках и херувимах с благословляющей десницей и скипетром в левой руке» и «Божией Матери, на левой руке Которой благословляющий Богомладенец, к Которому Она склонилась Пречистою Своею главою». По местному преданию, перед этими иконами, находившимися на колоннах старой трапезной церкви, Ж. молился ночью. Во время работ по расширению трапезной в сер. XIX в. части этих колонн с иконами были вырезаны и помещены в новые стены теплой Преображенской ц., у них были зажжены неугасимые лампады.

http://pravenc.ru/text/182207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛОВСКО-КОШИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Словац. Michalovsko-Košická eparchia], Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Объединяет приходы в юго-вост. части Словакии. Кафедральный город - Михаловце. Правящий архиерей - архиеп. Георгий (Странский; на кафедре с 30 сент. 2007). 28 июля 1950 г. епархиальное собрание Прешовской епархии Экзархата РПЦ в Чехословакии под председательством еп. Прешевского Алексия (Дехтерёва) в связи с массовым присоединением греко-католиков к правосл. Церкви приняло решение создать епархию с центром в г. Михаловце. 29 июля в Михаловце состоялось собрание духовенства и верующих, избравшее епископом бывшего греко-католич. свящ. Виктора Михалича (15 авг. это избрание утвердил Синод РПЦ). 3 окт. свящ. Виктор принял монашество с именем Александр и был возведен в сан архимандрита, после хиротонии во епископа 8 окт. он вступил в управление епархией. После издания 23 нояб. 1951 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием I Томоса о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) Михаловская епархия вошла в состав этой автокефальной Церкви. В 1951 г. в состав Михаловской епархии входило 90 приходов и 362 филиала, разделенных на 16 архидеканатов (благочиний). Общее количество православных в епархии составляло 103 917 чел. ( Horkaj Š., prot., Pruinský Š., prot. 1998. S. 304). Большинство верующих были бывшими греко-католиками: в 1953 г. из 66 священнослужителей епархии 38 были бывшими греко-католич. клириками, 25 были рукоположены после создания епархии и лишь 3 были рукоположены до 1950 г. ( Marek P., Lupo M. Nástin djin pravoslavné církve v 19. a 20. st.: Prolegomena k vývoji pravoslaví v eských zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi v letech 1860-1992. Brno, 2012. S. 282). Деятельность еп. Александра (Михалича) часто вызывала нарекания гос. органов (на момент хиротонии ему было 72 года), обвинения в неспособности к адм. деятельности и недостаточной лояльности к новой власти. Поэтому 14 февр. 1953 г. был избран викарий Михаловской епархии еп. Мефодий (Милли; также бывш. греко-католич. священник) с титулом «Требишовский», который фактически принял руководство всей епархией. В апр. 1953 г. еп. Александр ушел на покой по собственному желанию († 25 нояб. 1954). 14 апр. 1954 г. правящим архиереем епархии был избран еп. Мефодий (Милли), к-рому на момент избрания было 70 лет. Когда в 1960 г. здоровье еп. Мефодия резко ухудшилось, 4 нояб. 1962 г. викарием Михаловской епархии (с титулом «Требишовский») был рукоположен архим. Мефодий (Канчуга). Но в 1964 г. за самовольную поездку в США он был запрещен в служении. В 1965 г. в викарного еп. Требишовского был рукоположен архим. Кирилл (Мучичка), после смерти еп. Мефодия (4 окт. 1966) он стал правящим епископом Михаловской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в 1925 г., не замещалась после 1935 г., 31 янв. 1990 г. возобновлена как Гомельская и Мозырская в границах Гомельской обл. Белоруссии выделением из Могилёвской и Мстиславской епархии , утверждена постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Свящ. Синода от 20 июля 1990 г. C 11 июня 1992 г. в связи с отделением новоучрежденной Туровской и Мозырской епархии Г. е. имеет совр. границы и название. Объединяет приходы и мон-ри на территории центральной и вост. части Гомельской обл.: Буда-Кошелёвского, Ветковского, Гомельского, Добрушского, Жлобинского, Кормянского, Лоевского, Речицкого, Рогачёвского, Светлогорского и Чечерского р-нов. Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Буда-Кошелёвский, Гомельский городской, Гомельский районный, Добрушский, Жлобинский, Лоевский, Речицкий, Рогачёвский, Светлогорский, Чечерский. Кафедральный город - Гомель. Кафедральные соборы - во имя св. апостолов Петра и Павла (Гомель) и Свято-Троицкий (Жлобин). Правящий архиерей - архиеп. Аристарх (Станкевич ; на кафедре с 29 июля 1990, с 25 февр. 2000 архиеп.). К кон. 2005 г. в епархии действовало 110 приходов и 4 мон-ря (1 муж., 3 жен.), в клир входили 156 священнослужителей (139 священников и 17 диаконов). Православие на гомельских землях до образования здесь епархии X - 1-я треть XIV в. Гомель (в XII-XIII вв. обычно назывался Гомий, в XIV-XVI вв.- Гомей, с XVII в. имеет совр. название) возник в нижнем течении р. Сож (приток Днепра) в зоне расселения восточнослав. племенного союза радимичей, к-рые, как и соседние с ними вятичи и северяне, в VIII - 2-й пол. IX в. платили дань Хазарскому каганату. В 885 г., согласно «Повести временных лет» , радимичи начали платить дань киевскому кн. Олегу на тех же условиях, как ранее делали это в пользу Хазарии,- «по щьлягу». Языческие правители («светлые князья») радимичей и посожских земель, ориентированные на днепровскую торговлю, выступали союзниками кн. Олега в его походах на Византию. В период борьбы между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и св. Владимиром Посожье отделилось от Киева. Этот процесс был характерен не только для радимичей, но и для соседствующих с ними более многочисленных вятичей. После того как в 981 и 982 гг. были разгромлены вятичи, радимичи в 984 г. в битве на р. Пищане (в окрестностях совр. г. Славгорода Могилёвской обл.) или на р. Песошеньке (Песочанка, приток р. Терюхи) потерпели поражение от войск Волчьего Хвоста, воеводы киевского кн. Владимира, и были окончательно подчинены Киеву.

http://pravenc.ru/text/166101.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010