Пособий, составляющих самые правила или науку толкования Св. Писания, мало досталось нам от древности. В древности, конечно, всего наиболее Христиане читали Св. Писание, но учились ему более огласительно, в опытах при известных наставниках, нежели по книжным руководствам. Были, без сомнения, и учебники для сего; не могло не быть их, особенно в училище Александрийском и иных: но школа не сохранила их, как сохранила Церковь свои письменные сокровища. Знаем только, что в 4 u 5м веке писали правила Толкования Слова Божия некто Тихон, бл. Августин в книге De Doctrina Chrismiana, св. Кирилл Александрийский – Συναγωγ των ναγωγικως ρμηνευνομνων ζητν της παλαις γραφς, и в 6м Кассиодор – Institutiones ad divinas lectiones. Между тем у многих св. Отцов толковательные правила находим в самих толкованиях, на разных местах. Напротив, множество таких руководств, вне однако ж нашей Церкви, явилось в новейшие времена. У нас есть Delineatio Hermeneuticae sacrae 17 . 8. Ход исследования Поставив в виду надлежащую цель занятия, имея уже столько пособий к достижению оной и находя в них столько же различных опытов, каким образом занимавшиеся Словом Божиим входили в него и почти столько же образцов, в каких оно может быть и впредь изъясняемо, мы расположимся в настоящем Руководстве так, чтобы, по способу учения наиболее одобряемом 18 , правила только помогали собственному действованию читателей Писания, или по крайней мере, чтобы читателям, с правилами в ряд, после необходимых умозрительных сведений, напр. о смысле и п. д., можно было исполнять на самом деле то, о чем в правилах говорится. Наука Толкования Писания, в отношении к полному объему познаний Богословских, похожа на такую часть наук практических, где показывается вещество, над коим должно трудиться, и орудия к тому нужные, не без того, конечно, чтобы в то же время занимающиеся умели взять оные в руки и для примера употребить в дело. Посему ход учения нашего, за показанием еще во Вступлении пособий, для практики и примеров нужных в самой науке толкования, составят следующие части:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Поручная запись Суздальского уезду села Вишенок по беглой жонке Матронке Андрееве дочери 151-го году. Зделашная запись стряпчего Дениса Петрова с ыстопником Александром Борковым 151-го году. (Л. 54 об.) Зделашная запись Афонасья Семенова сына Отяева с стряпчим Денисом Петровым 152-го году. Зделашная запись Лаврентья Андреева сына Кологривова с стряпчим Силою Умрихиным 152-го году. Поручная запись по крестьянине Иевке Авксентьеве сыне, прозвище Севрюк, 152-го году. Зделошная запись Анбонтура Нашова сына Харламова да Леонтья Петрова сына Ленина, беляня, 153-го году. Запись на церковную отдаточную землю Посольского приказу переводчику Ивану Корнилову сыну Бородину да под нею память отдаточная, за рукою Серапиона архиепископа, 153-го году. Зделошная память Никиты Афонасьева сына Тиронова с стряпчим Богомилом Путиловым 153-го году. Список с отпускной Андрея Серьгеева сына Борисова Боро[з]дина 153-го году. (Л. 55) Запись домовых оброчных крестьян Алешки да Васки Ивановых детей Мельникова 154-го [году]. Зделашная запись Федора Григорьева сына Ладоженского 154-го году. Запись Ильи Самойлова сына Толстово 154-го году. Память зделошная Володимира Федорова сына Скрябина 155-го году. Зделашная запись Федора Андреева сына Скрябина дворового человека Баженка Якимова 155-го году. Зделашная запись Тимофея Иванова сына Колтовского с стряпчим Силою Умрихиным 155-го году. Зделошная запись князь Семена княж Петрова сына Львова с стряпчим Иваном Мистриным 156-го году. Зделошная запись Михаила Григорьева сына Порошина 156-го году. (Л. 55 об.) Зделошная запись Дьмитрия Неудачина сына Рожкова 156-го году. Другая запись ево жь, Дмитриева, 156-го [году]. Зделошная запись костромитина Ивана Семенова сына Воронова 156-го году. Зделошная запись Ивана Яковлева сына Рогановского 156-го [году]. Поручная запись по Алексее Яковлеве сыне Шибневе в побеге 157-го году. Зделашная запись Михаила Григорьева сына суздальца 157-го году. Зделашная запись Тита Васильева сына Алалыкина костромитина 157-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

551 Эти дни суть: 26-го сентября; 26-го октября; 13-го ноября; 6-го декабря; 1-го, 17-го, 20-го, 25-го и 27-го января; 12-го, 24-го февр.; 23-го апреля; 8-го, 9-го мая; 24-го, 29-го июня; 29-го августа. 552 Евангельская стихира (воскресная) поется, при исхождении в притвор, в те Недели (воскресения), в которые она не была пета на утрени пред великим славословием, а вместо нее пелась стихира праздника (См., например, Тип., послед. 21-го ноября в Неделю, послед. Недели праотец, Отец и других). 553 Так бывает почти во все Недели, начиная с Недели мытаря и фарисея (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея и Тип., гл. 2, 3, 4, послед. 8-го сентября, 1-го января и др.). Но иногда назначается читать Оглашения Студитовы прежде отпуста утрени (Тип., послед. 8-го мая, 13-го августа, в Неделю отдания Благовещения, в З-ю Нед. Велик. поста). 554 В последованиях на 8-е сентября, 26-го сентября и иных об этом прямо говорится. Но есть в Типиконе и такого рода указания, из которых видно, что иногда елеопомазание должно совершаться и не в притворе. В последовании Типикона на 15-е августа, если оно случится в Неделю (воскресение), сказано: «дается, елей от кандила праздника, таже стихира евангельская, и Оглашение Студитово, и обычное исхождение, и час 1-й е притворе». Когда елеопомазание совершается в притворе после утрени пред 1-м часом, тогда по Уставу, следует быть прочитана в нем молитва: «Владыко многомилостиве», читаемая на литии, пред освящением хлебов, пшеницы, вина и елея (Тип., гл. 3) (См. выше). 555 В 9-й главе Типикона, где указан порядок богослужения в седмичные дни, сказано, что утреня совершается в храме, и после отпуста 1-го часа бывает обычное похождение из храма, и поем литию об усопших. 557 В дни Великого поста, в которые не бывает литургии, а положено сряду за 9-м часом совершать в храме чин Изобразительных и потом вечерню, в те дни вечерня начинается без возгласа священника, а словами: «Приидите, поклонимся», и после чина Изобразительных, совершаемого пред вечерней, не бывает отпуста (Тип., послед. понед 1-й седмицы Великого поста). Если же вечерня совершается пред литургией, то после чина Изобразительных бывает отпуст, а в начале вечерни – возглас иерея (Тип., послед. среды 1-й седм. велик, пост.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Казахи делали неоднократные но, к счастью, не удавшиеся покушения на жизнь этой миссионерки. Особенно им не нравилось то, что жены их, оставляя своих мужей, становились ее ученицами. Кроме огласительно-миссионерских путешествий по аулам, Мария брала на себя и другие заботы, помогая казахам в их духовном становлении. Так, пожелавшие принять святое крещение казахи, приходя для этого в Уральск, направлялись прямо к ней на квартиру. Мария Косминична постоянно и с радостью давала им приют и вместе с тем готовила их в огласительных беседах к принятию Таинства крещения. Для того, чтобы более глубоко познакомить человека с основами христианства, она приводила его для беседы к кому-либо из священников г. Уральска, сама же при беседе выполняла обязанность переводчика. Она ходила с готовящимися ко крещению в церковь на богослужения и объясняла молитвы, переводя их на родной язык. Также и само совершение Таинства крещения происходило при ее деятельном участии, как переводчицы. После крещения Мария Косминична обычно оставляла новопросвещенного при себе и старалась помочь ему найти какую-либо работу у жителей города, которая давала бы средства к существованию и устройству нового быта. И почти всегда ей это удавалось. Особой заботой она окружала обращенных в православие казахских девушек, которых старалась выдать замуж за новокрещенных казахских юношей и тем самым создать православную семью - домашнюю церковь. Здесь она на первых порах помогала молодым и материально, хотя личные средства, которые Мария Косминична приобретала через поденные работы, были очень скудны, а пожертвования от некоторых уральских благотворителей были незначительными. Это побудило ее предпринять поездку в Санкт-Петербург к Императрице Марии Александровне и в прошении к Ней изложить все свои затруднительные обстоятельства, как казахской миссионерки. В нем она писала: " 12 лет, как я приняла православную веру (из киргизов Зауральскокй орды), поняла закон Божий и пожелала вывести из заблуждения бывших моих одноверцев. При посещении их я передавала им русскую православную веру, чем нашла многих последователей, которых крестилось уже 50 человек. Новокрещенные называют меня матерью, так как я руководительница их при крещении и после (священник не знает киргизского языка, он читает молитвы, а я им передаю). Но в настоящее время эти новокрещенные, не зная русского языка, не могут снискать для себя ни убежища, ни дневного пропитания. Из числа их хотя некоторые определены в богадельни и другие места, но 10 женщин не имеют совершенно никакого приюта. Между тем, соседние киргизы, видя это бедствие, смеются над ними и смущают оставить православную веру.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/24/...

Просьба была Святейшим Синодом удовлетворена 3963 . Скончался он 26-го декабря 1833-го года. На место архимандрита Товия был переведен 4-го марта 1829-го года архимандрит Курского Зиаменского Монастыря Палладий 3964 . Архимандрит Палладий (Белевцев), из дворян, «Великороссиянин», родился в 1775-м году, образование получил в Петербургском Артиллерийском Инженерном Кадетском Корпусе. В 1802-м году поступил в Курский Коренной Рождество-Богородичный Монастырь; здесь, после трехлетнего испытания, в 1806-м году, 15-го апреля, пострижен в монашество и 26-го апреля рукоположен во иеродиакона, а 27-го мая во иеромонаха. 17-го сентября 1815-го года произведен во игумена; проходил в Монастыре должность казначея и поверенного по делам монастырским и, за отсутствием архимандрита Курского Знаменского Монастыря в Петербург на чреду священнослужения, управлять Знаменским Монастырем. В то же время был определен присутствующим Консистории и Курского Духовного Правления и строителем вновь строящейся в Монастыре каменной церкви. 31-го мая 1816-го гола, по синодальному указу, последовавшему по именному высочайшему повелению по учреждении в Коренном общежительном Монастыре архимандрии, 15-го июля 1816-го года произведен во архимандрита в Коренной Монастырь, 21-го января 1818-го года переведен настоятелем в Курский Знаменский Монастырь, с исправлением, кроме прочих должностей, должности благочинного Монастырей, 4-го марта 1829-го года назначен наместником Лавры и 10-го марта – присутствующим Петербургской Консистории 3965 . В августе 1839-го года он просился, по расстроенному здоровью, на покой в какой-либо из Южных Монастырей и впредь до открытия вакансии – в больницу при Киево-Печерской Лавре. Митрополит Серафим ходатайствовал об удовлетворении этой просьбы своего наместника и на его место представлял бывшего в Петербурге на чреде священнослужения ректора Новгородской Семинарии и архимандрита Антониева Монастыря Анатолия. В Святейшем Синоде постановили 21-го декабря 1839-го года доложить представление митрополита, поступившее в августе, «в общем заседании членов Святейшего Синода, когда будет назначено». Затем, прежде чем состоялось о нем определение Святейшего Синода, он скончался 16-го октября 1842-го года 3966 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Зделашная запись Бориса Устратьева [сына] Христофорова 157-го году. Зделашная запись Афонасья Васильева сына Титова 157-го году. Зделашная запись боярина князя Якова (Л. 56) Куденетовича Черкаского вотчины Юрьевского уезду села Парши приказного ево человека Якова Кривцова 157-го году. Зделошная запись суздальца Гаврила Иванова сына Каблукова 157-го году. Отпись боярина князя Ивана Никитича Хованского человека ево Григорья Суботина 157-го году. Отпускная Ростовского уезду государева дворцового села Яковлевского деревни Гарей на крестьянскую дочь 157-го году. Зделошная запись Ильи Осипова сына Баранова сотника 158-го году. Зделашная запись Федора Иванова сына Мякишева 158-го году. Зделашная запись князь Семенова человека княжь Петрова сына Львова Сеньки Севергина 158-го году. Датошная запись на тягло села Добрынского крестьянина Мокейка Федорова 158-го году. (Л. 56 об.) Зделашная запись Павла да Григорья Михайловых детей Векеньтьева Ярославля Большого 158-го году. Запись домовые вотчины Кохомской волости деревни Игнатцова крестьянина Стеньки Ульянова с сыном ево Афонькою 158-го году. Запись Серьгея Афонасьева сына Казимерова во взятье беглова крестьянина Проньки Иванова з детьми 158-го году. Запись стольника князя Ивана Григорьевича Ромодановского приказного ево человека Василья Пестрикова во взятье крестьянина села Хорятина Меньшичка с матерью 159-го году. Зделашная запись Алексея Федорова сына Новокщенова 159-го году. Другая зделашная запись ево ж, Алексея Новокщенова, 159-го году, под нею список приказного Дениса Петровых. Зделашная запись жильца Прокофья Серьгеева сына Ступишина 160-го году. (Л. 57) Отпись Алексея Новокщенова 160-го году. Зделашная запись князь Григорья княж Никитина сына Бельского да под тою записью ево, князь Григорьевы, две отписи 160-го году. Зделашная запись суздальца Осипа Степанова сына Крюкова 160-го году. Зделашная запись Михаила Тимофеева сына Измайлова 161-го году. Зделошная запись Аввакума Иванова сына Кашинцова белянина 161-го году. Зделашная запись Володимерского уезду вотчины Вознесенского монастыря села Борисовского крестьянина Антипки Деменьтьева 161-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Родитель мой вступил в законный брак на 23-м году своего возраста от рождения, т. е. в 1774-м году, с невестою Анною Ивановною, урожденною той же Высотской подмонастырской слободы, и бракосочетание совершено было в Серпухове, во храме Св. жен Мироносиц, а в котором месяце не упомню; и вскоре по бракосочетании переехали на жительство в Воронеж, где единою родитель мой удостоился быть в келиях у великого Святителя Тихона Епископа Воронежского, и принять от него архипастырское святое благословение. У родителей моих от благословенного брачного союза было 10 человек детей, из коих четверо скончались в младенчестве, а пять сыновей достигли маститой старости, а старшая дочь Анисья скончалась в цветущих летах, т. е. 24-х лет от рождения своего. 1) Сын Петр, родился в 1777-м году в Воронеже; тезоименитство его было Января 16-го, и в том же году скончался в младенчестве, в городе Серпухове. Дочь Анисья родилась 1779-го года в Декабре, в Серпухове; тезоименитство ее было 30-го Декабря. 2) Тимофей родился 1782-го года, Января 15-го, в городе Борисоглебске Ярославской губернии тезоименитство его было Января 22-го дня. 3) Кирилл родился в Борисоглебске Ярославской губернии, 1784-го года Июня 1-го, тезоименитство его было Июня 9-го дня, во имя преподобного Кирилла Белоезерского чудотворца. 4) Иона родился в том же городе Борисоглебске, 1786-го года, Октября 29-го дня, а тезоименитство его было Ноября 5-го дня, во имя св. Ионы Новгородского чудотворца. 5) Василий родился в том же городе 1788-го года, Марта 3-го дня, а тезоименитство его Марта 7-го дня, в память Священномученика Василия, в Херсоне епископствовавшего. 6) Лаврентий родился в том же городе, 1790-го года в Августе; тезоименитство его было того же месяца 10-го дня; скончался во младенчестве, в том же году и в том же городе. 7) Анна родилась в том же городе 1793-го года, в Январе месяце; тезоименитство ее было Февраля 3-го дня, и скончалась в младенчестве через год, 1794-го года, в том же городе Борисоглебске. 8) Александр родился в городе Романове Ярославской губернии, который город стоит напротив Борисоглебска на другой стороне реки Волги, 1795-го года, Марта 9-го дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Нифонт, архиепископ Новгородский, скончавшийся в Киеве 21-го Апреля 1156-го года. Мы говорили о нём выше. Евфросиния, княжна Полоцкая, основавшая близь Полоцка два монастыря – женский Спасский, существующий до сих пор, и мужской Богородицкий, упразднённый, скончавшаяся в Иерусалиме на богомолии 24-Мая 1173-го года (мощи её перенесены из Иерусалима в Киев неизвестно когда. Память 23-го Мая). Илия Муромец, в XVII веке по-народному именовавшийся Чоботком (Чоботок), скончавшийся, как полагают, около 1190-го года (память 19-го Декабря). Симон, епископ Владимирский, скончавшийся во Владимире 22-го Мая 1226-го года и неизвестно – когда перенесённый в Киев, в пещеры (память 10-го Мая). —13— Меркурий, епископ Смоленский, убитый Батыем (как принимается) 24-го Ноября 1247-го года (память 22-го Сентября). Дионисий, архиепископ Суздальский, скончавшийся в Киеве 15-го Октября 1385-го года и погребённый в Антониевых пещерах (но мощей которого теперь в пещерах уже нет 1782 ). Память 15-го Октября). Феофил, архиепископ Новгородский, скончавшийся на дороге в Киев в 1484-м году и положенный в Киевопечерском монастыре (память 28-го Августа). Иулиания девица, княжна Ольшанская, неизвестно когда в XV–XVI веке жившая. Тело её, погребённое в Лавре, было обретено нетленным при архимандрите Елисее Плетенецком, который был архимандритом Лавры с 1599-го по 1624-й год. Установлено было ей празднование, по причине чудесных исцелений от её мощей, митрополитом Петром Могилой , который занимал кафедру с 1632-го года по 1647-й год (память 6-го Июля 1783 ). Волынская епархия Иов, игумен Почаевского монастыря, нынешней Лавры, скончавшийся 28-го Октября 1651-го года. В 1659-м году были обретены нетленными и поставлены в главной церкви монастыря его мощи, которые непосредственно за тем прославились чудотворениями. В 1833-м году, после того как два года назад – в 1831-м году Почаевский монастырь взят был у униатов, которые владели им с 1720-го года, «епископу Волынскому дано было разрешение высшего начальства установить на Волыни особый праздник преп. Иова» 1784 . Таким образом, с этим Ио-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1787 Напечатанное без означения места и года печати, но подписанное Дерптским цензором 18-го Августа 1821-го года. 1788 Писец сохранившегося до настоящего времени Устава конца XII – начала XIII века записал у себя под 24-м Июля имена новоявленных мучеников Бориса и Глеба, но, не имея под руками службы им, оставил для последней место в рукописи, см. Опис. синодд. ркп. Горск. и Невостр. 380, л. 181 об., стр. 252. 1789 Для митр. Киприана не существовало двух первых указанных вами причин, и однако в святцах его Следованной псалтири находится из Русских святых только один митр. Пётр, – ркп. Моск. Дух. Академии 142. В одном Уставе XV века, принадлежавшем Московскому Успенскому собору, в числе его весьма немногих святых нет митр. Петра, – Опис. синодд. ркп, Горск. и Невостр. 386, стр. 304. 1791 В Троицкой Лаврской библиотеке есть Устав половины XVI века, – 241, в начале которого помещён указ о праздновании святым, канонизованным на соборе 1547-го года, и в месяцесловном последовании псалмопения которого нет ни одного из святых, канонизированных собором 1547 года, равно как весьма небольшое количество и прежних святых. 1792 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года, окончен 25-го Апреля 1610-го года, см. Описание старопечатных книг Царского, 50. Не совсем справедливо был осуждён и в 1633-м году сожжён патр. Филаретом, см. Акт. Экспед. т. III, 228. 1793 Первое издание 1633-го года начато 17-го Декабря 1630-го года, окончено 20-го Февраля 1633-го года, – Царск., ibid. 97, второе издание, представляющее собой простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же года, – есть экземпляр в нашей академической библиотеке. 1794 Начат печатанием 26-го Июня 1640-го года, окончен 26-го Марта 1641-го г. – Царск. ibid., 118. 1795 Соборно одобрен к печати в Марте 1682-го года, окончен печатанием в Августе 1682-го года, – есть экземпляр в нашей библиотеке. Обо всех сейчас указанных печатных Уставах см. в сочинении Мансветова: «Церковный Устав (Типик)», стр. 311 sqq (год третьего издания указан неправильно, а издания 1651-го года, которое указывается только Сопиковым и никому более неизвестно, по всей вероятности, не было).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Новгороде эту присягу подписали 31-го мая, а в Невском в ноябре и декабре 1724-го года 1717 . Царь с конца 1723-го года чувствовал припадки тяжкой болезни. Весной 1724-го года он ездил на Олонецкие минеральные воды 1718 , после коронации Императрицы Екатерины из Москвы 3-го июня отправился на новооткрытые целебные воды в 100-а верстах от Москвы, на Воскресенских железных заводах Миллера, в пределах нынешней Калужской губернии 1719 . Здесь почувствовал, значительное облегчение, и 12-го уже вернулся в Москву. 16-го выехал в Петербург, куда и прибыл 1-го июля. Утомительная дорога 708-и верст 1720 обратного пути возвратила болезнь, и Петр вернулся в Петербург больным 1721 . Недомогавший Царь все время крепился, не желая слечь больным. 3-го и 10-го января 1725-го года Государь, по обычаю, был у обедни в Троицком соборе, 6-го у Исаакия и на Иордани, а 17-го в Журнале отмечено, что [«Его Императорское Величество заболел и никуды ездить не изволил», и были в доме часы 1724 . Близ спальни Государя, по его повелению, поставлена была «подвижная церковь » 1725 . Чрез несколько дней Государь пришел в такое болезненное состояние, которое вызывало крайнюю тревогу. 19-го Государь исповедовался 1726 . По некоторым сведениям Государь снова исповедовался и приобщался 22-го и 25-го января 1727 . В Петербурге и окрестных местах совершались Богослужения о даровании Государю выздоровления. Сам Царь 26-го января поутру приказал, освободить по всему Государству преступников, содержавшихся в тюрьмах и каторгах, исключая подлежавших ответственности за государственные преступления и убийства. Не смотря на страшные страдания, Великий Государь продолжал думать о государственных делах и в этот день отдал еще распоряжение по Адмиралтейству 1728 . К вечеру 26-го Государь пришил елеосвящение 1729 . 27-го утром Царь еще сделал милостивое облегчение участи преступников. В половине второго часа по полудни Государь стал приближаться к кончине. К нему были приглашены архиереи – Псковский Феофан и Тверской Феофилакт и Чудовский архимандрит Феофил для предсмертного напутствования. Государь, потерявший уже к этому времени способность движения и речи, сделал видимое усилие встать, был приподнят и, сам глаза немного руки приподняв вверх, повторял, слова веры и упования на милость Божию. Незадолго перед тем он «довольно беседовал о спасении чрез Христа. Государь умирал, с просветленным лицом, силясь изобразить на себе крестное знамение. За несколько часов до кончины явился Троицкий архимандрит Гавриил с Дарами и Государь снова причастился пречистых Тела и Крови Христовой. В четвертом часу по полуночи он стал дышать заметно реже. Тверской епископ Феофилакт прочитал отходную 1730 , и 28-го в первой четверти 6-го часа утра «Его Императорское Величество Петр Великий преставился от мира сего» 1731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010