епископ Димитрий (Вознесенский) Кафизма V XXXII Псалом Давиду, не надписан у евреев Примыкая по содержанию своему к последнему стиху предшествующего псалма, псалом 32-й представляется, действительно, „песнию новой сравнительно со всем составом покаянно-нравоучительного псалма XXXI-ro. Характер псалма XXXII-ro – сплошь торжественно-прославительный в отношении к Богу. Много указаний здесь и на могущество Его, и на творение мира, и на вседержительство Его, на Его Промысл о всех сынах человеческих. – Отсюда и заключительный вывод из всего псалма: о Боге возвеселится сердце наше, и на имя святое Его возложили мы упование свое. – „Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Псалом XXXII-й делится на 5 частей по переходам мыслей в них. 1-я часть (ст. 1–5) – призыв к праведным: радоваться о Господе, исповедаться Ему в гуслях и воспеть Ему песнь новую. Ибо „все дела Его – в вере, и „милости Его – полна земля. И далее, во 2-ой части (ст. 6–12) изображается вседержительство Божие, от творения мира Им – Богом во Святой Троице, – одним лишь словом Своим, и до воздействия Его теперь – на „советы языческих народов и на „мысли князей, кои отметает Он, как сдувается от ветра пыль на дороге. Тогда как „совет Господа во век пребывает, и – „блажен тот народ, у которого Господь – Бог его. И вот, в 3-й части (ст. 14–15) псалмопевец и созерцает далее в псалме, как – с небес, как бы из жилища Своего, призирает Господь на всех сынов человеческих, чьи дела Он все знает, ибо Сам наедине создал сердца (эти внутренние пружины) их. Тогда как помимо Него, без всесильной помощи Его – все ничтожно и слабо, и потому дальше в 4-й части Давид и оттеняет, что ни царь не спасется силой многою, ни исполин – множеством мощи своей. Да и конь – ложен для спасения, не спасаясь и сам. Наоборот (5-я часть, ст. 18–22), вот – очи Господни отверсты на тех, кто боится Его, чтобы избавить от смерти и души их, и душа наша поэтому чает Господа, как Помощника и Защитника нашего, во имя Коего уповали мы. „Буди же, Господи, милость Твоя, на нас, яко же уповахом на Тя, заканчивает он свой псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

5:36; 9 и далее; 10:37; 14 и др.), то не имели бы греха (см. прим. к ст. 22). – А теперь, когда эти дела совершены пред их глазами, – они их видели сами, но, вместо того, чтобы уверовать в Меня как Мессию, возненавидели и Меня и Отца Моего, потому что эти дела суть и Мои и вместе Отца Моего (10 и парал.). Но эта ненависть их ко Мне не имеет основания ни в учении Моём, ни в делах Моих, и потому они возненавидели Меня напрасно, как и предсказано было о том в их священных книгах. – Да сбудется слово: см. прим. к 12:40. – В законе их: см. прим. к 10:34. Изречение заимствовано из псалма 68 (ст. 5), в котором изображается невинно страждущий праведник, как прообраз страждущего невинно Мессии (ср. Пс. 34:19 ). Господь прилагает их к Себе в том же смысле, как и 13:18. Когда же приидет и пр.: ободряя учеников в этой борьбе с неверующим и ненавидящим их миром, Господь указывает им на всесильного свидетеля, который в обличение этой ненависти и вражды будет свидетельствовать о Нём, как о Мессии. – Утешитель: см. 14:16. – Когда приидет: разумеется день Пятидесятницы, когда сошёл на апостолов Дух Святой ( Деян. 2 и далее). – Которого Я пошлю вам от Отца, или – что то же – Которого Отец пошлёт во имя Моё (14 и прим.). Разумеется временное послание в мир Духа Святого, вследствие искупительных заслуг Богочеловека (7 и прим.). Так как обильное излияние даров Духа Святого на человечество и могло только последовать после того, как Христос искупил человечество, то в сем смысле и говорит Господь, что Он пошлёт Духа Святого, «показывая собственное достоинство» (Григ. Б. 3, 127). – Дух Истины: см. 14:17. – Который от Отца исходит: говорится о вечном исхождении Святого Духа от Отца, а не временном, потому что иначе в речи Христовой было бы необъяснимое тождесловие. «Когда слышишь, что исходит, под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа» (Феофил.). «Поскольку Он от Отца исходит: то – не тварь. Поскольку не есть рождённое: то – не Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Arhiva Пн Mesajul de felicitare al Întâstttorului Bisericii Ortodoxe Ruse adresat Preafericitului Patriarh al Ierusalimului Teofil cu prilejul aniversrii intronizrii 22 noiembrie 2020 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил  Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III  с годовщиной интронизации. Его Блаженству, Блаженнейшему Феофилу III, Патриарху Святого Града Иерусалима и всей Палестины Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно поздравляю Вас с годовщиной избрания на престол древнейшей в христианском мире Иерусалимской Церкви . Всемилостивый Господь и Спаситель наш Иисус Христос неизреченным Своим Промыслом соделал Вас преемником апостола Иакова и возложил попечение о Святейшей Матери Церквей. В течение многих лет Вы стремитесь достойно нести Первосвятительский крест, являя в своей жизни образец добрых дел, в учительстве — чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное (Тит. 2:7-8). В сей знаменательный день молитвенно желаю Вашему Блаженству телесной крепости, неоскудевающей духовной радости и всесильной помощи Божией в высоком и ответственном Патриаршем служении. С братской во Христе любовью +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 6 martie 2022 19 aprilie 2020 Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/md/db/text/5716763...

Архив Пн Патриаршее поздравление епископу Козельскому Никите с 50-летием со дня рождения 14 ноября 2019 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Козельского и Людиновского Никиту с 50-летием со дня рождения. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никите, епископу Козельскому и Людиновскому Ваше Преосвященство! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем — 50-летием со дня рождения. С юности Вы имели желание потрудиться на церковном поприще, для чего получили богословское образование, приняли монашеский постриг и священный сан. Ваше пастырское служение было сопряжено с различными ответственными послушаниями, которые Вы со тщанием исполняли в Калужской епархии . Господу было угодно, чтобы Вы понесли еще большие труды в Его Винограднике: семь лет назад состоялась Ваша епископская хиротония. Ныне, совершая архипастырское делание во вверенном Вашему попечению церковном уделе, Вы стараетесь проявлять надлежащую заботу о всестороннем развитии епархиальной жизни, стремитесь донести до алчущих и жаждущих правды (Мф. 5:6) слово Христовой истины. Во внимание к Вашему усердному служению и в связи с 50-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Молитвенно желаю Вам доброго здравия и духовной крепости, всесильной помощи Божией и преуспеяния в дальнейших архипастырских трудах. Многая Вам лета. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5530170.ht...

е. окончательного истребления (или опустошения) не сделаю (ср. Иер 29:11, 46:28 ). И в праведном гневе Своем Господь милостив и не забывает Своих обетований народу. С течением времени Иуда возвратится из страны чужой в отечество и здесь составит новое общество истинно преданных Господу (ср. Иер. 3:14  и сл.). Иер.4:28 28. сихъ да плачетъ земл, и да помрачитс нбо свыше: понеже глаголахъ, и не раскаюс, устремихс, и не вращс нег. 28. Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху, потому что Я сказал, Я определил, и не раскаюсь в том, и не отступлю от того. 28 . Правда, обетований Своей милости не забудет Господь; существование народа, чрез который обещано благословение всему человечеству, не прекратится (ср. предыд. ст.). Но народ этот должен пока не столько думать о милости Божией, которой он не старался заслужить, сколько ожидать наказания, которое, при его упорно-преступном поведении, сделалось неизбежным для него. Последняя половина стиха 28 в слав.-греческом переводе представляет более естественную последовательность слов и развития мысли: понеже глаголахъ, и не раскаюс, стремихс, и не вращус него (все греч. изд.). Ср. Чис. 23:19 . Слово стремихс нужно, приэтом, понимать в смысле: решился, задумал (евр. ). Иер.4:29 29. гласа здщихъ, и напрженна лка побж вска страна: внидоша в разслины, и в дбравы сокрышас, и на взыдоша: вси гради оставлени сть, не битаетъ в нихъ члвкъ. 30 . Пророк обращается к «дщери Сионовой», упоминаемой в следующем 31 ст. Именем «дщерь Сионова» называются все иудеи по отношению их к их общему отечеству. Собирательное представление народа под образом девицы вводится потому, что речь идет об отношении народа к иноземцам, причем опять это отношение описывается, как отношение развратной женщины к ее любовникам (ср. Иер. 2:18, 19 ). Иноземцы, у которых Иуда ищет помощи, прямо называются любовниками, как овладевшие вниманием Иуды, по праву принадлежащим одному Господу, всесильному Владыке и Хранителю Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

У-на еще имеет на сей счет испытание, – сопротивление маменьки её и немирство к С. Она делает сие хотя и по любви к дочери, желая и думая доставить ей сим спокойствие; но не понимает того, что при внешнем спокойствии не может дать душевного мира и спокойствия, без коих никакое внешнее благо не может утешить человека. Вы имели скорбь в С. по причине неимения кельи, но не было ли это искушение, приводящее вас к смирению? Колеблясь и смущаясь, невольно прибегаем к самоукорению и смирению, чрез что получаем в оном навык и успокаиваемся: «во смирении нашем помяну ны Господь» ( Пс.135:23 ); «смиренным дает благодать» ( Притч.3:34 ). Святой Пророк, благодаря Бога, что Он его смирил, сказал: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс.118:71 ), и прежде даже не смиритимися, аз прегреших (ст. 67). Господь, для снискания спокойствия, заповедал научиться от Него кротости и смирению ( Мф.11:29 ). Видишь, какая польза от искушений? – ими приходим во смирение; а какого рода послать нам оные – это дело Божие, а не наше – делать выбор. Ты, может быть, бывала в В. Л. и C.; сравни беспристрастно все сии монастыри, т.е. тамошних С. и В. чин, образ и порядок, и сообрази удобство к жизни духовной; какой на сие сама себе дашь ответ? Касательно же келий, неужели бы не мог Бог успокоить вас по сей части? но, видно, еще не у прииде время. Вручая тебя всесильному покрову Божию, остаемся недостойные твои богомольцы, многогрешнии Иеросх. Л. и И. М. 9 августа 1841 года. 464 Достопочтеннейшая о Господе Т. У-на! Ты пишешь, что хотя и мирно у вас по келье, а когда что и случается, приписываешь виною сему свои грехи и не смеешь никого обвинить. Хотя же так и рассуждаешь, но, между тем, во всем немоществуешь и скорбишь; но можно ли, воюя со страстями, не иметь скорби, и, сражаясь с бесами за приобретение вечности, не быть когда и уязвленной? Ведь это путь такой: «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян.14: 26 ). Св. Апостол не говорит, чтобы не скорбеть, но чтобы в скорбях не стужать и не малодушествовать ( 2Кор.4:8 ), но мужественно переносить оные и веровать, что оные посылаются по воле Божией на пользу нашу за грехи и к познанию немощи нашей; тяжелы же они нам бывают от худого нашего устройства и залога страстей, в коих мы укачествовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

17 ст. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Как шлем прикрывает голову воина, так и вы, говорит апостол, прикройте вашу голову шлемом спасения, т. е. все ваши помыслы в борьбе со врагом спасения, все силы вашего ума должны быть направлены не к какой-либо иной цели или награде, а единственно к достижению спасения. Наконец, вооружитесь мечем духовным, который есть слово Божие, и им поражайте врагов истины, врагов спасения. 18 ст. Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых. Выше, в ст. 10, апостол призывал Эфесян надеяться на Господа, на Его всесильное заступление и помощь, а здесь добавляет, что эта помощь со стороны Господа в борьбе с дьяволом может быть только при условии с нашей стороны молитвы к Нему. Эта молитва, должна быть, постоянной, неослабной и усердной; духом, т. е. молясь, мы должны сердцем своим пламенеть и гореть к Богу. Так как мы христиане все братья во Христе Иисусе и члены Его тела – Церкви, то мы должны молиться не только за себя, но и за всех братьев христиан, за всех верующих, как членов единой, святой и соборной Церкви. Научая Эфесян молиться о всех верующих – христианах, чтобы им Господь помог в борьбе со врагом их спасения, апостол и сам просит молитв верующих за себя. 19 ст. И о мне, дабы мне дано было слово, устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования. Молитесь и о мне. Этими словами апостол указывает на важность молитв Церкви для каждого верующего, кто бы он ни был по своему положению в Церкви. Прося молитв о себе, апостол, в частности, просит молитв христиан о том, чтобы ему было дано слово во отверзение уст, чтобы он мог открыто и свободно возвещать божественное учение людям и тем же словом противостать всем козням вражьим и дерзновенно пред царями и народами возвещать тайну благовестия, т. е. великую тайну искупления людей Господом нашим Иисусом Христом. 20 ст. Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно. Т. е., я возвещаю эту тайну благовестия, даже находясь в узах: так прошу вас молиться о том, чтобы это слово так же дерзновенно возвещалось мной и здесь, как я делал бы это на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

3 ст. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, Познание Господа нашего Иисуса Христа ведет к тому, что чрез Него Его Божественная благодать дарует нам все потребное для нашей жизни и благочестия, чрез Него, Который призвал нас к Себе славою и благостию, т. е. своею славною и всесильною благодатью. 4 ст. Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. Чрез эти божественные свойства или, что тоже, чрез эту благодать Христову дарованы нам великие и драгоценные обетования, чтобы мы стали чрез них причастниками Божественного естества. „Чрез воплощение Сына Божия человеческая природа так тесно соединилась с Божественным естеством, что стала причастною тем свойствам и той славе, которые принадлежат одному Богу, стало Божественною, обожилась. От Христа – Богочеловека божественные свойства переходят и ко всем христианам, которые верою, благочестием, благодатью св. Духа, особенно же причащением божественных Тела и Крови Христовых, будучи соединены со Христом, как члены с своею Главою, составляют с Ним одно Тело, Церковь Его (Руков. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Но чтобы быть участниками Божественного естества, для сего должно удалиться от господствующего в мире растления похотью и, нравственно совершенствуясь, восходить по лествице христианских добродетелей. 5 ст. То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 ст. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 ст. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Лествица христианских добродетелей начинается по апостолу верою. Вера основа христианских добродетелей. Вера живая и деятельная проявляется в добрых делах. Дела милосердия и любви требуют от христианина рассудительности, т. е. особого рода христианской осмотрительности, знания того, что хорошо или худо, полезно или вредно для нашего спасения, особого рода сообразованности действий христианина с Божественною волею благою и совершенною.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Глава эта состоит из двух частей: 1) песни, которую попеременно воспевают пять хоров (ст. 1–19); и 2) эпилога Пророка (ст. 20, 21), Объяснение Предисловие пророка. Ст. 1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной, т.-е во время освобождения церкви при помощи Божией в правление Симона Ефпарха и Иоанна Гирказа. А в таинственном смысле может относиться к христианской церкви. Первая часть содержит песнь, воспеваемую избавленными Первый хор воспевает хвалу Богу за избавление Ст. 1 полов. «Город крепкий у нас; спасение даровал Он вместо стены и вала. Церковь радуясь об избавлении своем, прославляет Бога, как своего защитника и покровителя всесильного, который был для них вместо укрепленного города, который может отразить все нападения врагов. Город крепкий у нас, т. е. мы имеем укрепленный город в Боге, или вместо крепкого города мы имеем Бога, Его всемогущество, помощь и защиту, так что, если бы и не было других укрепленных городов, – под Его покровительством мы можем жить совершенно безопасно. Спасение дал Он вместо стены и вала, т. е. спасение совершенное Богом, служит для нас вместо стен и вала, или – чего недостает у наших стен и укреплений для защиты от врагов, то Сам Бог дополняет Своим покровительством и защитою, и доставляет нам безопасность и спасение. Второй хор. Воззвание к исповедникам истины Ст. 2. «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину». Эти слова принадлежат хору богочестивых, которые не участвовали в скорби, которые исповедникам истины, твердо устоявшим в истинной вере, делают радостное приветствие, восхваляют постоянство их в скорби, и признают достойными того, чтобы они не только в земном городе Иерусалиме и земном храме, по и в духовном, небесном имели вечное общение с Богом и святыми. Здесь разумеются врата не земного Иерусалима и храма; потому что они отворены были для всех Иудеев, между которыми много было и лицемеров. А эти врата отворяются только для достойных, праведных; следовательно, разумеются врата духовного, небесного Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Гл.11, ст.18. И язычникам дал Бог покаяние в жизнь. И мы, то есть наши предки русские, из язычества обратились к Богу, и нам дал Бог покаяние в жизнь. Будем прославлять за это Бога. Дай и мне, грешному, Боже, пред смертию покаяние в живот вечный. Если не дашь, я погибну навеки. Ст.21. И была рука Господня с ними (рассеявшимися от скорби, бывшими при Стефане), и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Если мы проповедуем Слово Божие и наша проповедь имеет успех, то это верный признак, что рука Господня с нами. Но надобно удостоиться святостию жизни и ревностию о славе Божией и спасении людей всесильной помощи от Господа. Гл.12. Петр всажен в темницу Иродом; Церковь прилежно молится о нем. Бог услышал эту молитву. Петру в темнице является Ангел. Свет облистал темницу от славы небесного посетителя; он выводит его и проводит чрез две стражи, после чего он приходит к железным воротам; ворота отворяются сами собою. (Пред каким земным царем отворялись когда-нибудь самые тяжелые железные ворота, даже простые, обыкновенные ворота!) Затем проходит одну улицу – и Ангел скрывается. Петр приходит в себя. Слава Тебе, Боже, дивный во святых Своих! Гл.13, ст.15. После чтения закона и пророков (в Антиохии Писидийской), начальники синагоги послали сказать им, апостолам: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. На этой грешной, страстной, беспокойной и скорбной земле, которая очевидно мимоидет, какое слово утешения можем сказать мы людям, как не слово веры, слово о будущем бесконечном Царстве на небесах, ожидающем достойных! Слово веры, и только оно одно, есть поистине слово утешения к людям. Будем же его проповедовать и утешать им души благочестивые. Ст.38 и 39. Да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Знайте все, что ради Господа, ради Его заслуг пред правосудием Божиим, всякий может получить оставление всех грехов, какие бы кто ни имел, и быть праведным правдою Христовою, лишь бы веровал в Господа и Его заслуги и каялся в своих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010