помогут ему. Египтяне снабдили народ израильский всем необходимым в дороге. Ср. Исх. 12,35.36 . 1:5–6 поднялись главы поколений... и... всякий... все соседи их. Подчеркивается готовность, с которой народ отозвался на волю царя и Божественное побуждение. 1 главы поколений. Здесь имеются в виду патриархи, стоявшие во главе родов; в дальнейшем указание на главу рода подразумевает и всех тех, кто находится у него в подчинении. Иудиных и Вениаминовых. Именно эти два колена были уведены в вавилонский плен. священники и левиты. Их возвращение было крайне необходимо, поскольку без священников и левитов не могло быть возобновлено храмовое богослужение (8,15–17). возбудил Бог. Ср. ст. 1. Как повеление Кира, так и отклик на него со стороны народа возникли не сами по себе, а во исполнение всесильной Господней воли. 1 Навуходоносор взял из Иерусалима. Это произошло в 597 г. до Р.Х. ( 2Пар. 36,7 ). 1 Мифредата. Один из персидских чиновников. Шешбацару. Некоторые склонны отождествлять Шешбацара с Зоровавелем, однако такое отождествление представляется недостаточно обоснованным. Ср. 5,14 –16: Шешбацар предстает как некто малоизвестный, а Зоровавель как весьма влиятельная личность (5,2.3). Вероятно, Шешбацар являлся официальным, назначенным Киром предводителем (возможно, он был персом), а Зоровавель вождем, которого выдвинул народ (2,2). 1:9–11 Количество перечисленных в ст. 9, 10 сосудов две тысячи четыреста девяносто девять, а не пять тысяч четыреста, как утверждается в ст. 11. Этому несоответствию не найдено объяснения; кроме того, достоверно неизвестно, что именно представляли собой эти «блюда» и «чаши». Выдача Киром священных сосудов должна была воодушевить народ Божий, поскольку в его глазах это свидетельствовало о верности Бога данному Им слову и об исполнении Им завета ( Иер. 27,22 ). 1:11 В соответствии с повелением Кира переселенцы возвратились в Иерусалим, принеся с собой принадлежавшие храму сосуды. Бог исполняет обещанное: наказав свой народ за отступление от завета, Он приводит его в землю обетованную ( Втор. 30,1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

– Все это ваши выдумки и хитрости! – резко перебил меня невытерпевший Авдей. Его стали было удерживать «братья», просили «молчать» и «слушать», но он еще резче заговорил: – Нигде в Слове Божием не видно, чтобы при крещении были ваши «кумовья» и чтобы они имели право давать за детей разные обещания. Мыслимо ли это?.. IV Я спокойно выслушал Авдея. Потом сказал, когда он замолк: – Ты не укорял бы меня небылицами, друг, если бы больше вчитывался в свящ. Писание. Правда, слов: «кум», «воспреемник», «на букве», ты не нашел бы там, зато встретил бы равнозначущее им слово – «приносящие» ( Мк. 10:14 ). Если, при жизни Христа, к Нему «приносили» детей и Он не возбранял «приносящим», значит, также не осудил бы Он и наших «приносителей» или – по просту – кумовъев . Они делают ведь то же дело. Они приносят к Господу новорожденных младенцев, чтобы Он «коснулся» их в крещении Своею всесильною благодатию и «благословил бы их быть чадами Божиими, «оживив смертные тела» их Духом Своим Святым ( Рим. 8:11,15–17 )... Вторая половина твоего возражеия, Авдей, совпадает с тем, что раньше сказал Поликарп. Вы оба недоумеваете: как это можно за младенцев, не имеющих веры, давать Богу «обещание доброй совести?» «Мыслимо ли это?» – спрашиваешь ты. – Да, мыслимо, отвечаю я. Слово Божие представляет нам для того непоколебимые основания. Мы знаем, что в Ветхом Завете был закон, по которому новорожденные первенцы мужскаго пола должны были «посвящаться» Господу ( Исх. 13: 2, 22: 29, 34: 20 ; Лев. 24: 29 ; ср. Лк. 2:22–23 ). Посвятить дитя Господу – это значило отдать его «служить Господу, во все дни жизни его» ( 1Цар. 1:28 ), или, что то же, произнести за такое дитя известные обеты пред Богом. – Как это возможно было, спрошу я вас, без личной веры посвящаемых Богу первенцев? А вот еще доказательство подобного же рода. – Кн. Бытия повествует нам, что, когда Аврааму исполнилось 90 лет ( Быт. 17:1 ), Бог явился ему, повторил прежние свои обетования и заключил с ним «завет вечный (ст. 7), «знамением» которого положил обрезание. «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое – говорит Господь Аврааму – и будет завет мой на теле вашем заветом вечным» ( – ст. 13). В силу такого повеления Божия, были обрезаны 90-летний Авраам, 13-летний Измаил, сын его, «и с ним обрезан был весь мужской пол дома его»... ( – ст. 26–27), начиная от восьмидневных младенцев ( – ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Что же касается Англии, то ее политика служила инструментом проведения этих планов. Одним из политических деятелей-англичан, кто озвучил позицию мировой закулисы перед Государем, и кто активно способствовал формированию мифа о всесильном временщике, как раз и был британский посол Джордж Бьюкенен. Он был далеко не одинок. В частности, оказывается, британский военный министр лорд Китченер «несколько раз в течение весны 1916 года выступал в кабинете министров с предупреждениями относительно темных сил в России, желающих заключить перемирие с Германией, плавно переходящее в сепаратный мир». 12 Военный министр Великобритании возглавил специальную английскую миссию в Россию, которая имела целью «наряду с переговорами о поставках боеприпасов ... убедить Царя в разрушительном влиянии Распутина на англо-русские отношения и в настоятельной необходимости назначения истинно патриотического правительства, способного объединить самых авторитетных политических деятелей России». 13 Он отправился в самый разгар русского победоносного наступления. Но 23 мая (по ст. ст.) 1916 г. английский крейсер «Хэмпшир», на котором находилась английская делегация с Китченером во главе, подорвался на немецкой мине в районе Оркнейских островов. По этому поводу Государь сделал запись в дневнике от 24 мая 1916 г.: «Вечером узнал, что лорд Китченер, вышедший из Англии в Архангельск, погиб с крейсером от мины!» 14 Государь и Государыня, относившиеся к Китченеру с уважением, как и подобает относиться к союзнику, искренне переживали случившееся несчастье. Но совершенно превратно настроение Царя и Царицы было истолковано «общественностью». Как пишет А.И.Спиридович: «Это настроение [ Их Величеств, вызванное успехами русских войск ] было несколько омрачено известием о гибели ехавшего в Россию английского главнокомандующего Китченера. 25 мая была получена телеграмма, что крейсер, на котором находился Китченер, был потоплен. Государь не скрывал своего огорчения в разговорах после завтрака и обеда. Царица прислала телеграмму, в которой говорила: «как ужасна гибель Китченера». Об этом же она писала в письме к Императору: «какой ужас произошел с Китченером. Сущий кошмар, и какая это утрата для англичан.

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/29/...

Прав. 28 февр. 1839 г. в П 1841г. 12 март.), но по временам они прибегали к alibi (напр. П 1839г. 16 авг.), а по временам и сами оказывались «рассеянными» и были, конечно, отменяемы (напр. П 1844г. 6 июн.). Первое указало на необходимость помощников старших (П 1841 г. 27 нояб.), а последнее на недостаточность института и произвело освобождение бакалавров от маеты поочередного и ничем не оплачивавшегося дежурства в столовой, (напр. П 1839г. 2 янв. указан распорядок последнего), так как возник институт помощников инспектора (инспектор Платон раньше предлагал гувернеров, но не согласились – П. 1833г. 25 авг.), и ими были по 2 тоже бакалавры, имевшие (небольшой) оклад, вознаграждавший эти нарочитые их труды. П 1839г. 18 окт.: первыми помощниками были К. Боголюбов и Орлов. В своем представлении Афанасий; «Правление местной С-Пб. Академии, когда ему в 1841 году было предписано ввести патристику...» и т.д. (ДУУ 38 1842 г.). За 1841 г. говорит и АС 1299. Во-вторых, П 1845г. 9 июн.: Афанасий предложил Curs. Compl. и вместе привел сравнительную оценку с прежними изданиями Отцов. Очевидно, не поэтому только нюансу я считаю его защитником патристики в нашей академии. Главное основание в том, что Преосв. Афанасий стоит в своей герменевтике за Св. Предание и настолько предпочтительно относится к нему в сравнении со Св. Писанием, что вызвал резкий отпор со стороны Впр. Филарета, который даже обнародовал грубую ошибку, допущенную им: «о существовании еврейской книги Есфирь сказано: исключая от 10 главы 4 ст. даже до 16 главы 14 ст. Писавший сие не заглянул в славянскую Библию : книга Есфирь имеет только 10 глав, и то, чего недостает в еврейском подлиннике, рассыпано в разных главах. Не с таким вниманием пишутся удовлетворительные классические книги» (Мн. и Отз. Филарета, т. III стр. 70.). Надо прибавить, что в 1841г. 15 сент. Афанасий говорит о невозможности чтения Св. Писания без еврейского, а поступающие обыкновенно ничего ве знают, на старшем курсе тоже; поэтому надо и на младшем 2 часа отделить для него (ср. Письма к Филар. 350 сл.). А потом я должен сказать, ввиду и до сих пор выражаемого мнения, будто патристикой Академия обязана гр. Протасову, что мысль о завистных к нему отношениях Афанасия подлежит немалым ограничениям. Это хорошо можно видеть уже из некоторых предшествующих моих примечаний, в которых теперь прибавлю, что не совершенно дружелюбные отношения нашей ректуры к всесильному в ученой собственно области обостряются не позже конца 1840 г. (Афанасий вступил в ректорство в апреле 1841 г.) со знаменитой резолюции на прошение получившего разрешение Его Сиятельства студента Κ. подвергнуть его экзамену: 2 декабря 12 часов по полуночи (П 1840г. 25 нояб.; и там же 2 дек. Экзаменовали – плохо, только по богословию и немецк. языку успехи «порядочные», по остальным слабые, недостаточные и оч. недостаточные; лат. сочин. – плохо, русские ничего. Сообщить в ДУУ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

III, 704–706). Точно также для членов грядущего блаженного царства будет великим утешением и радостью постоянное общение с Своим царем- Мессией; как дети одной общей семьи, они будут жить вместе с Сыном Человеческим, будут вместе с Ним «и есть и ложиться в постель и вставать» (Ен. 62:14). Но мы составили бы крайне одностороннее представление о мессианском царстве, если бы все блага его свели к области только духовно-религиозной жизни. Правда, иногда в апокрифах дается мысль, что царство Мессии есть царство исключительно духовно-нравственное, что участники его уподобятся ангелам (Ен. 51:4) и облекутся в вечную одежду жизни (Ен. 62:15–16). Даже в талмуде иногда высказывается мысль, что во дни Мессии не должно быть ни пищи, ни питья, ни рождения детей, ни купли и продажи, ни зависти, ненависти и борьбы, и что праведные будут сидеть на престолах с венцами на головах, наслаждаясь сияниям Шехины 815 . Но эти случайные выражения в значительной мере теряют свое значение перед многочисленными и всюду рассеянными описаниями материальных п чувственных благ мессианского царства. В силу того особеного направления, которое получило религиозное мировоззрение александрийских иудеев, в произведениях Филона и в Сивиллиных книгах замечается особенная склонность к духовному представлению грядущего блаженного царства; но и здесь делается уступка общеиудейским воззрениям. Так, Филон, считая благочестие и добродетель не только основными условиями избавления Израиля, но и высшим благом наступающего спасения (De execrat.), в то же время с подробностью останавливается на изображении материального довольства спасенных. Точно также и автор 3 Сивиллиной книги очевидно очень далек от представления грядущего царства исключительно духовным и нематериальным, когда обещает людям обилие земных плодов, бесчисленные стада овец, вино, сладкий мед, молоко, пшеницу и все, что есть лучшего в природе (620–623 ст.), или когда говорит, что народ всесильного Бога будет отягчен славным богатством, украшен золотом, серебром и пурпуром, и что плодородная земля и море переполнятся благами (657 – 660 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

9–11 Сила Всевышнего очевидна. Ср.: увидели (6) с мы… увидели (9): какие разные реакции! Они видели то, что приводило их в ужас, мы же видим свою защиту в Боге. 10 Мы размышляли, то есть пытались осознать, осмыслить ( Пс. 49:21 ; ср.: Ис. 10:7 ). 11 Десница – рука как символ личного действия. Правда – это то, что справедливо с точки зрения Господа. 12–15 Радость Сиона в Господе. Это кульминационный момент: город, полный радости и не претерпевший никакого урона (12–14), – свидетельство того, что Господь во все века ведет Свой народ (15). 12 Ради судов – справедливых судов Божьих над врагами. 15 «Ибо таков наш Бог во все века! Он Тот, кто будет вести нас до самой нашей смерти». Упоминание о «смерти» указывает на непреложность обетования Господа: Он никогда не покинет нас, Он избавит нас от угрозы смерти перед лицом врага, Он избавит нас от смерти. Псалом 48. Искупление Господне и вечное упование на Него Псалом 48 как бы непосредственно продолжает мысль, высказанную в последних строках Пс. 47 . Можем ли мы в самом деле перед угрозой смерти положиться на Господа как своего Поводыря? Радостный ответ звучит в ст. 16: Бог избавит душу мою от власти преисподней. Ряд стихов, например, Пс. 6:6; 29:10; 87:5–6 , часто цитируют в качестве доказательства, что Ветхий Завет не оставляет человеку надежды после смерти, однако надо помнить: мы слышим горечь тех людей, которые понимают (верно или неверно), что умирают отлученными от Бога, что смерть – должное воздаяние. В такой смерти нет надежды. Пс. 48 (ср.: Пс. 72 ) ясно рисует две перспективы: есть смерть без надежды (14, 15) и есть смерть, полная надежды на будущую жизнь (16). Человек может умереть, как умирают животные (13), или – осознавая происходящее. Псалмопевец призывает всех выслушать «премудрость» (2–5), которую он намерен сообщить. Во–первых, он говорит о всевластии смерти (6–13), которая ожидает каждого человека. Исходная посылка его размышлений – наблюдения над тем, как благоденствующие присвоили себе право угнетать других (6, 7), – приводит его к мысли, что богатство не в силах купить все (8–10): смерть ставит точку там, где деньги перестают быть всесильной валютой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

а) Как христиане, мы должны переносить всякие скорби благодушно и с покорностью воле Божьей, хотя бы они постигали нас совершенно невинно. Ибо мы знаем, что ничто не происходит с нами без воли Отца небесного (Лук. 21:18), что для всех нас один путь ко спасению — путь крестный (Евр. 12:2), что нигде так не обнаруживается сила веры в Бога, как в трудных обстоятельствах жизни. Легко иметь веру, когда жизнь наша течет мирно и спокойно; но полное торжество веры открывается в борьбе с несчастьями. б) Но большей частью Господь посылает нам бедствия за наши грехи. И благо нам, если мы постигаем спасительную цель наказаний Божьих. Какая это цель? (Евр. 12:6–8). Но когда наши страдания превышают по-видимому наши силы; когда постигающие нас несчастья готовы повергнуть нас в отчаяние, тогда мы можем обращаться к Богу с мольбой о всесильной Его помощи и заступлении. 2. Условие, под которым Господь обещает нам свою помощь в скорбях и несчастьях. а) Это условие то же самое и для нас, какое требовалось от упоминаемого в нынешнем евангелии несчастного отца — « если сколько-нибудь можешь веровать » спрашивает нас Господь. И когда мы с непоколебимой уверенностью отвечаем: « верую Господи » тогда Он несомненно пошлет нам свою помощь. Ибо Он Сам сказал: « все возможна верующему » (ст.23; Иоан. 14:13 ); « просите и дастся вам » (Мат. 17:7–21). Сомневаться в исполнении такого обетования непростительно для христиан (2 Тим. 2:13; Иак. 1:6 ). б) Предавшись с полной верой и упованием на милосердие Божие, не будем спрашивать: какими средствами Господь избавит нас от бедствий? Он « сам знал, что хотел сделать » (Иоан. 6:6). Пути, которыми Он может вывести нас из затруднительных обстоятельств жизни, могут казаться «естественными», но они тем не менее «чудесны.»— Как бы долго ни продолжалось твое страдание, христианин, не падай духом, но « если сколько-нибудь можешь веровать », веруй и не бойся; ибо с тобой Господь, сильный крепостью (Суд. 6:13). Таков был опыт всех истинно-верующих в Него. Таков он будет и для тебя. « Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах » (Псал. 45:2). Степени веры

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б) Мы ежедневно и ежечасно приближаемся к смерти. Последний час может придти внезапно. Наша смерть постоянно стоит у дверей (1Кор. 15:31). Конец жизни есть начало блаженства или мучения. Должен ли я пренебрегать тогда своей дорогой душой? 2. Свойства ежедневного покаяния. Для этого нет нужды, с утра до ночи, поститься и молиться; достаточно: а) Ежедневно примиряться с Богом (Псал. 18:13–14). Каяться в содеянных прегрешениях дня и обращаться к Богу с сокрушенным сердцем. Если другие думают о Боге только однажды в год, когда приступают к исповеди, то мы должны думать о Нем всякий день (Псал. 87:10). б) Стараться охранять свою добрую совесть (Деян. 24:16). Остерегаться грехов даже самых мелких (1 Пет. 2:11). Бодрствовать над своею душею (1 Фесс. 5:6), жить постоянно в страхе Божьем (Притч. 23:17) и ходить под Богом. Не делать никакого греха сознательно и свободно (Тов. 4:5). Заключение. Мы ежедневно заботимся о пище и питье для нашего тела; не тем ли более должны заботиться о душе? Однако же, как много таких людей, которые совершенно забывают о душе своей! Сегодня ты еще живешь, сегодня и кайся. Сколько представляется нам ежедневно случаев призывающих к покаянию! Заходящее солнце, усопший во гробе, болезнь в членах, каждый удар колокола… Почему мы откладываем свое покаяние? « Встал и пошел к отцу своему » (ст.20). Сознав свои грехи, блудный сын немедленно кается и обращается к небесному Отцу. — Но так ли поступаем мы, хотя грешим ежедневно и ежечасно? Слово Божие призывает нас к немедленному покаянию и обращению (Сир. 5:8), но мы со дня на день откладываем свое покаяние, медлим своим обращением. Чем объяснить это? 1. Или потому, что предполагаем, что Бог простит нам или не простит. Если мы думаем, что Бог не простит нам наших грехов, то какое безумие оскорблять всесильного Бога без надежды на Его прощение, гневить Его карающее правосудие, умножая свои грехи? Если же мы думаем, что Бог так милосерд, что простит нам все наши грехи, как бы мы Его ни оскорбляли, то какая черная злоба с нашей стороны без меры оскорблять всеблагого Бога?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

III. О позорище всего мира есть у бл. Тихона к приятелю (част. 14) письмо (15). «Давно я к тебе не писал. Прости, виноват! Ныне пишу и на сей картине представляю тебе всего мира позорище. 1) Житие наше в мире сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На сей путь во время рождения всходим, – во время смерти его оканчиваем. Путь сей иному – кратчайший, как-то младенцам умирающим; иному – должайший, как то отрокам и юношам умирающим; иному – еще длиннее, как-то мужам и старикам умирающим. Как известен нам – день и образ начатия пути сего, потому что все равно рождаемся: так неизвестен – день, час и образ скончания его. Внимай сему... 2) Ежели житие наше в мире сем есть путь, и мы путники и странники: то отечество наше, дом наш, упокоения нашего место, наследие наше не здесь. Почто же на пути скрываем сокровища наши? Почто на пути ищем чести, славы и утехи?... 3) Путь жития нашего есть двоякий: тесный и широкий. Тесный путь есть потому, что путники, идущие по нему, окружаются терпением и искушением бед, напастей и скорбей... Широкий путь потому называется, что путники его по воле своей живут, делают что хотят, не взирают на волю Создателя своего, не подклоняют воли своей под иго Христово»... Вот тебе отчасти позорище всемирное (сокращено)! IV. Видим в мире сем, говорит бл. Тихон (см. 50 ст. сокровища духовнаго), как рыболовы мещут сети свои в воду и распростирают их, дабы рыбу уловить. Так диавол с бесами своими везде различныя сети ради нас, о христиане, распростер: распростер в дому, распростер на пути, распростер во градех и селех, распростер в пустынях, распростер на земли и на мори; скрыл сети в пище, в питии, в сластолюбии; скрыл сети в чести, в богатстве; скрыл сети в беседах и молчании; скрыл сети в видении и слышании... Кто их усмотреть и от них уклониться может, аще не Ты, Господи, покажешь их и Твоею всесильною десницею сохранишь от них?.. Рыба, которая не минует сети рыболовца, попадает в сеть: так кто не избежит диавольской сети, увязает в ней... Рыболов увязшую рыбу в сети своей влечет к себе: так и диавол...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Свидетельствуя же перед отходом ко сну свою веру в Бога, верующий грешник должен вместе с тем и возлагать упование на Всевышнего, Который праведников любит и грешников милует (молитва: «Иже на всякое время»...). В подкрепление же нашей надежды на Бога, дивного во святых Своих, предлагается в службе повечерия молитвенное обращение к Богоматери и святым, как предстателям и ходатаям нашим перед Богом, и, наконец, – словесное примирение с живыми и молитвенное с умершими. (См. Литургику Альхимовича. ч. 1-я. стр. 147–148). В частности состав повечерия следующий: После обычных кратких молитв: «Царю небесный», «трисвятое» и «Отче наш», читаются псалмы, в которых мы просим у Бога отпущения наших грехов, ниспослания милостей и сохранения нас от угрожающих нам опасностей. Прежде других читается известный вам 50-й псалом: Помилуй мя, Боже... Этот псалом написан еще за несколько сот лет до Рождества Христова, но церковь христианская ввела эту покаянную молитву во всегдашнее употребление и при богослужении, и в наших молитвах ежедневных. Содержание псалма таково: в первой половине кающийся царь Давид исповедует свои грехи перед Богом и просит их прощения (3–14); во второй описывает как он будет благодарить Бога по исполнении его молитв (14–21). Вечером, когда отходим ко сну, особенно прилично молиться Богу с таким сокрушенным сердцем, как молился каявшийся святой царь-пророк Давид. После такого сокрушенного исповедания своих грехов и смиренного сознания своего недостоинства, в следующих двух псалмах: 69 и 142, мы испрашиваем себе у Бога милосердного помилования. В первом из них просим, чтобы Бог заступил и защитил нас, слабых и немощных, от сильных окружающих нас врагов. В нем мы так говорим: Боже, избавить меня, Господи, помочь мне поспеши! Да будут постыждены и посрамлены ищущие души моей! Да отступят назад и будут поруганы желающие мне зла (ст. 2, 3)... Я беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты – моя помощь и Избавитель; Господи, не умедли (ст. 6). Во втором молим, чтобы Бог услышал нас, не взирая на наше недостоинство: Господи, услыши молитву мою, приими моление мое, по истиие Твоей, внемли мне, по правде Твоей (ст. 1)... Живо мы изображаем в нем то жалкое положение, в котором находимся: враг преследует душу мою, попирает в прах жизнь мою, посаждает меня в мраке, подобно давно умершим. Томится во мне дух мой, унывает во мне сердце мое (ст. 4). И вследствие этого опять обращаемся к Нему с искренней и усердной молитвой: поспеши, услыши меня, Господи, дух мой исчезает, не сокрой лица Твоего от меня; иначе я сравняюсь с отходящими в могилу... (7–12). Такими псалмами церковь сочла нужным напутствовать нас отходящих ко сну. Во всякое время мы должны так глубоко сознавать свою немощь и греховность, во всякое время должны чувствовать нужду во всесильной помощи Божией; но в особенности эти чувства должны проникать в нашу душу в то время, когда мы отходим ко сну, когда ослабевшие наши телесные силы не могут уже служить стремлениям нашего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010