Забвенъ быхъ к мертвъ сердца: быхъ к сосдъ погбленъ. 13. Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый, к слышахъ 139 многихъ живщихъ крестъ: внегда собратис имъ вкп на м, дш мою совщаша. 14. ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. 13–14. Так. обр. у одних, которые прежде питали к нему сочувствие и расположение, он оказался забытым и покинутым, будто давно умерший, – выброшенным из их сердца подобно тому, как выбрасывается за негодностью к употреблению разбитый ( погбленъ) сосуд; в других напротив, почти не знавших его, нашёл себе многих пори цаплей и врагов, так что со всех сторон слышит себе злословие ( или и внушающие ужас совещания о том, как бы лишить его жизни (ср. Пс.7:3 , слав. – дш мою; правильнее бы и яснее переводить изти, как в 1Цар.24:12 , или взти, как в Псалт. Скорины и Иез.33:6 ). Разность в переводе выражений 14 ст. в русск.-евр.: отовсюду ужас, и в слав.-грек.-лат.: живщихъ крестъ:, – объясняется тем, что евр. слово (магор)=страх, ужас, – от =(гур) (ягор) – бояться (Ср. Иер.6:25; 20:3, 4, 10 лат. 46:5; 49:29 лат.-слав.; ср. греч. в посл. месте απλεια), – 70 толк. производили от – жить, обитать, читая вероятно во мн. ч. (мегуре). Прош. вр. слышахъ в слав.-гр.-лат., также как в ст. 15 уповахъ, рхъ – букв. перев. евр. 1-го аориста, который однако же здесь правильнее принимать в смысле настоящего, как все русск. переводы и друг. новейш. языков. Ср. Псал. 1:1 прим. Азъ же на т, гди, уповахъ, рхъ: ты бгъ мой. 15. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Въ рк мо: избави м из рк врагъ моихъ и гонщихъ м. 16. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. 15–16. Но, не смотря на свое опасное и совершенно беспомощное положение, псалмопевец не падает духом, не предается отчаянию, а возлагает надежду на Господа и с спокойною уверенностью молит Его об избавлении (ср. Пс.7:2 ): а я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю Ты мой Бог (Элогим=всемогущий), т. е. Ты мой всесильный Владыка и Защитник (ср. Пс.5:3: 17:31–32 ); в Твоей руке жребий мой, т. е. в Твоей всесильной власти, в Твоем полном распоряжении (ср. выше ст. 6) воя моя судьба, – и жизнь и смерть, в радости и печали (ср. бл. Феодорита и Зигабена); без Твоей воли, без Твоего попущения враги мои не в силах достигнуть исполнения своих коварных замыслов; от Тебя единственно зависит, предать ли меня им на погубление, или избавить от них; поэтому молю Тебя: избавь меня от руки, т. е. от власти, или от попущенных Тобою гонений и преследований (ср. выше ст. 9) врагов моих и гонителей, и от замышляемого ими (ср. ст. 146) лишения меня жизни (ср. 1Цар.24:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

10 ст. Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом, и возрастая в познании Бога. Все это – и преуспеяние в премудрости и в разумении духовном и стремление чрез то познать волю Божию – необходимо вам, христианам, чтобы вы жили и поступали достойно Бога, постоянно памятовали о Нем и, боясь чем либо Его оскорбить и прогневать, старались Ему угодить во всём, а наипаче деланием добрых дел, и, так плодонося, возрастами бы в познании Бога; т. е. приближались бы к истинному Боговедению. 11 ст. Укрепляясь всякой силой по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью. Но так как на пути нравственного усовершенствования мы часто встречаем скорби, печали и всевозможного рода препятствия и бываем слабы и немощны, чтобы преодолеть их своими силами, то апостол научает Колоссян, что эти силы мы должны черпать в помощи Божией и, укрепляясь этой всесильной благодатной помощью, терпеливо, не на минуту не ослабевая, переносить и преодолевать все стоящее на пути препятствием к нравственному совершенству, переносить даже и тогда, когда бы эти беды, напасти и искушения были длительны, переносить же должно их благодатно, с радостью. 12 ст. Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете. Благодаря Бога, Отца нашего небесного, за то, что Он призвал нас ко спасению и к получению наследства вечного, что составляет удел только святых, и подает нам силы и крепость во свете Евангельского учения достигать этого спасения, этого небесного наследия святых. 13 ст. Избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего. Мы должны благодарить Бога и Отца за то, что он избавил нас, т. е. высвободил из-под власти диавола и от всего того, чем нас прельщала языческая греховная жизнь, и за то, что он не только освободил, но и ввел нас в царство своего Единородного возлюбленного сына. 14 ст. В котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов. Он, Сын Божий единородный и возлюбленный, искупил нас от грехов пречистой Своей Кровью. Мы теперь избавлены от власти диавола и с нашей стороны требуется, чтобы мы умели пользоваться этим великим даром Христовым, Его искупительными заслугами, и достигали своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Чтобы показать, как велико это Божие благодеяние – искупление человеков кровию Иисуса Христа, Апостол раскрывает величие Иисуса Христа, сперва как Сына Божия, истинного Бога (ст. 15–17), потом, как Богочеловека (ст. 18–20). 15. Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Сын Божий есть образ Бога невидимого, т. е. Бога Отца, который невидим, как учит Иоанн Богослов: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Сын Божий именуется образом Бога, не в том разуме, как человек называется созданным по образу Божию. Сын Божий, как пишет апостол Павел в другом послании, есть сияние славы и образ Ипостаси Божией ( Евр.1:3 ), т.-е. Он являет в Себе славу и величие Своего Отца, единосущен Отцу, равен Ему по Божеству, есть истинный Бог. Поэтому Иисус Христос говорит: видевый Мене, виде Отца ( Ин.14:9 ), и объясняет, почему говорит так: яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть (ст. 10). Перворожден всея твари. «Рожденный прежде всякой твари». Рожденный от вечности или предвечно от Бога Отца. Сын Божий был и тогда, когда не было никакой твари, не было и времени; Он был вечно как единосущный Богу Отцу, сый в лоне Отчи. Говоря о вечном рождении Иисуса Христа, Апостол обличал заблуждение еретиков, отвергавших Божеское достоинство Иисуса Христа, Сына Божия, и причислявших Его к разряду тварей. Поэтому далее Апостол раскрывает Божеское величие Иисуса Христа из дел творения и управления миром. 16. Яко тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о нем создашася. 17. И Той есть прежде всех, и всяческая в нем состоятся. Сын Божий перворожденный всея твари, говорит Апостол, не есть тварь, но есть Творец всех тварей; «ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». И мир видимый и мир невидимый, со всеми ликами бесплотных духов, получили бытие от Сына Божия, как всесильного Бога. Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:8 ), учит св. Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Объяснения православного: Не священник претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а Сам Дух Святый всесильной благодатию Своею. Священник только молит Господа Вседержителя «вселитися Духу благодати на предлежащие Дары“. «Еще приносим Ти, молится он в алтаре, словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (то есть умильно, усиленно умоляем) низпосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие дары сия“. А дальше, трижды знаменуя рукою крестообразно предлежащие дары, священник в чувстве глубокого благоговения просит Отца Небесного: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив (претворив) Духом Твоим Святым“. Сила же и действие благодати Св. Духа не зависят от святости или греховности священнослужитей, которые будучи и грешны, все-таки имеют полученный чрез епископское рукоположение «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ) совершать св. Причащение; и этот дар, «сокровище сие носят в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не им» ( 2Кор. 4: 7 ). Иуда Искариот был вор ( Иоан. 16: 6 ), а впоследствии и предатель Христа, однако и ему, как и другим Апостолам, Христос, «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их», и ему дал власть «врачевать всякую болезнь и всякую немощь“ ( Мф. 10: 1 ); и ему вместе со всеми Апостолами Христос сказал: «Болных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте“ (ст. 8); и о нем сказал Христос: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Исгинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому“ (ст. 14–15). Не священнослужители претворяют хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а, по молитве их, Сам Дух Святый. II. Вопросы и ответы православного 1) Кем и когда установлено таинство св. Причащения? Еще раньше тайной вечери, после чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами около пяти тысяч народа, Христос обещал дать верующим в Причащении Свое пречистое Тело и Свою пречистую Кровь ( Иоан. 6 гл.); но установил Он таинство св. Причащения уже на тайной вечери, пред страданиями Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Гл. 3, 17 и вси сынове Изрáилевы прехождáху по сýху, дóндеже скончáша вси людие преходяще Иордáн Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешёл чрез Иордан По мнению св. Иоанна Златоуста , Иисус Навин, кроме своего имени и чудодейственной силы («Толкование на послание к Евреям» стр. 420–421), «был подобием и прообразом истинного Спасителя нашего Христа» ещё в том отношении, что «как он провёл народ израильский через Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провёл нас через святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим, где уготованы обители истинного покоя, где безмятежная и мирная жизнь» (тв. т. 6, стр. 387). «Раздельшуся Иордану древле, по суху преходят людие Израильстии, Тебе державнейшаго содержаща тварь некоснительне ныне в водах написующии, к нетленней и полезней стези», т. е. «По разделению Иордана в давности народ израильский проходит по суше, прообразуя Тебя, Всесильного, Который ныне по струям неукоснительно проводишь тварь на неуклонную и лучшую стезю» (2 кан. Богоявл. п. 7, т. 2). Гл. 4, 9 Постáви же Иисýс и другия дванáдесять кáменей в сáмем Иордáне на месте, идеже стояху нóзи жерцéв воздвизáющих кивóт завета Госпóдня, и сýть тáмо дáже до сегó днé И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, нёсших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня Св. Григорий Нисский , имея это событие в виду, говорит: «Иисус Навин, положивши в потоке реки Иордан 12 камней, очевидно, сим предызобразил 12 учеников, служителей крещения» («Слово на день светов» m. VIII, стр. 16). «На число св. апостолов, по его мнению, указывает и число 12, которым обозначается (в ст. 8) количество камней, вошедших в жертвенник», устроенный по переходу через Иордан на берегу его (ibid.). Гл. 4, 14 В тóй дéнь возвеличи Госпóдь Иисýса пред всем рóдом Изрáилевым: и бояхуся егó, якоже бояхуся Моисéа, елико врéмя поживé В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Это – вторая причина радости Ангелов на небе при рождении Иисуса Христа. В искуплении рода человеческого Господь проявил все величие Своего благоволения и любви к людям; потому дело искупления всюду в Свящ. писании представляется делом сей любви, сего благоволения Божия к грешному человеку ( Ин.3:16 ; Еф.5:2 ; Откр.1:5 ). Божественными заслугами страданий и смерти Своей воплощенный Сын Божий избавляет людей от гнева Божия за грехи их, становится Главою человечества, Ходатаем и Примирителем их с Богом, братом их ( Евр.2:11–12 ), другом их ( Ин. 15:14–15 ) и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец небесный отверзает человекам и входы в царство небесное, кающихся из них и истинно верующих в Сына Его премлет в Свои отеческие объятия, и они перестают быть чадами гнева Его, но становятся чадами любви и благодати Его (Киев. Фил.). Лк.2:15 . И бысть, яко отидóша от них на нéбо áнгели, и человецы пáстырие реша дрýг ко дрýгу: прéйдем до Вифлеéма и видим глагóл сéй бывший, егóже Госпóдь сказá нáм. Лк.2:16 . И приидóша поспешшеся, и обретóша Мариáм же и Иóсифа, и младéнца лежáща во яслех. Лк.2:17 . Видевше же сказáша о глагóле глагóланнем им о отрочáти сéм. Лк.2:18 . И вси слышавшии дивишася о глагóланных от пáстырей к ним. (Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, чтó там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, чтó было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, чтó рассказывали им пастухи.) Речь пастырей или пастухов выражает прямое доверие словам Ангелов. Из этого ясно видно, что они были люди благочестивые, ожидавшие пришествия Мессии. (См. ст. 11–12). И поспешив пришли (приидоша поспешшеся) и пр. Из сего видно, что по крайней мере в это время, когда пастыри пришли на поклонение новорожденному Спасителю, на месте Его рождения были уже и другие, по всей вероятности родственники или ближние Иосифа и Марии, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Показав из Писания величие Иисуса Христа, как истинного Бога, Творца и преобразователя мира, Апостол еще приводит место из псалма, в котором изображается прославление человечества Его по воскресении из мертвых и вознесении на небо. Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Евр.1:13 ; Пс.109:1 )? Это седение одесную Бога есть слава Божественная, не принадлежащая никому из Ангелов. Иисус Христос, как Богочеловек, пребывая в сей славе, ходатайствует о людях, как учит Апостол: един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Христос Иисус умерый, паче же и воскресши, иже и ест одесную Бога, иже и ходатайствует о нас ( Рим.8:34 ). И за тем Апостол показывает отношение Ангелов к Иисусу Христу, и Господа Иисуса к Ангелам, в Его благодатном царстве, говоря: Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 )? Апостол говорит, что все Ангелы суть «служебные духи», и не только на небесах служат Господу Саваофу ( Ис.6:2–3 ; Дан.7:10 ), но и Господу Иисусу Христу, в Его благодатном царстве, на земле: «они посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Итак, раскрытое чтение из Апостола преподает нам следующее учение об Иисусе Христе: Он есть истинный Сын Бога Отца, предвечно от Него рожденный (ст. 2, 5), Сияние славы и образ Ипостаси Его (ст. 3), то-есть имеющий все Божеские совершенства Его. Он сотворил небо и землю (ст. 10), и всесильною Своею волею все содержит в бытии и всем управляет (ст. 3). Он, восприняв естество человеческое, как человек, самого Себя принес в жертву за наши грехи, или совершил Собою очищение грехов наших (ст. 3). За претерпение смерти, Он увенчан славою и честию (гл. 2, ст. 9), и воссел одесную престола Божеского величия (ст. 3, 9, 13). Ему, как Богочеловеку, дана власть на небеси и на земли, и царство Его есть царство вечное, царство правды (ст. 8); потому что Он любит правду и ненавидит беззаконие, как всеправедный и всесвятый (ст. 9). Все, как сотворенное, небо и земля обветшают, и Он, как всесильный и премудрый Бог, всему даст новый вид, – все изменится; а Сам Он вечно есть и пребудет Тот же (ст. 11, 12). Ему, Богочеловеку и Спасителю мира, покланяются все Ангелы Божии со дня явления Его в мире (ст. 6); Ему служат они, как духи и пламенеющий огнь (ст. 7); Ему служат они и посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ст. 5. …И отвечал царь Артаксеркс, и сказал царице Есфири: кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?.. Странным может показаться, что царь, сам же издавший указ об истреблении Евреев, в недоумении спрашивает, кто это мог сделать? В объяснение этого, вероятным представляется, что царь находился в опьяненном состоянии, когда издавал, по внушению Амана, повеление о Евреях. По вытрезвлении, он весьма естественно мог позабыть, что наделал. Аман же тщательно старался скрыть перед ним свою интригу и держал царя в неведении и забвении, насчет прошедших обстоятельств. При деспотических дворах восточных повелителей, все это могло очень просто случиться. Из раболепных придворных никто не решился объяснить царю его ошибку и пойти против всесильного Амана. Тем тяжелее было пробуждение ослепленного царя, и тем сильнее его гнев на человека, который поставил его в такое неловкое и унизительное положение. Ст. 8. ...Слово вышло из уст царя, – и накрыли лице Аману!.. Обыкновенно, закрывали лица преступникам, осужденным на смертную казнь, потому, как думают некоторые, что считались отселе недостойными смотреть на лицо царя 969 . Вероятнее же, это делалось так же точно, и по тем же побуждениям, как у нас преступникам покрывают перед казнью, некоторого рода, капюшоном (или саваном), дабы они не видели, так сказать, момента своей смерти. Глава 8. Отмена указа об истреблении Иудеев и новый указ об истреблении врагов Иудейских а) Передача дома Аманова царице Есфири, и поступление Мардохея на должность Амана (ст. 1–2). б) Слезная просьба Есфири об отмене указа, насчет истребления Еврев (ст. 3–6). в) Согласие царя на сию просьбу и поручение Мардохею и Есфири – составить новый указ в желаемом для них смысле (ст. 7–8). г) Составление этого указа в 23-й день третьего месяца (Сивана) и рассылка его по всем областям Персии – с позволением для Иудеев истребить врагов своих и разграбить их имение в 13-й день 12-го месяця (Адара) (ст. 9–12). д) Изложение самого указа (без счета стихов) и поспешное объявление его по всем персидским областям (ст. 13–14). е) Царское великолепие Мардохея, торжество в Сузах и общее веселье Иудеев, в среду которых поступают и многие из язычников (ст. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Основатель Нового Завета Господь наш Иисус Христос свидетельствует Сам, что ад находится в земле, когда говорит о Себе, что Сыну человеческому должно будет быть в сердце земли три дня и три ночи. Об этом свидетельствует Его нисшествие в ад, необходимое, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников с верой ожидавших Его, по пророчеству Осии: «от власти ада Я искуплю их» ( Ос.13:14 ). Златоустый высказывает свое мнение о местонахождении ада в своих торжественных молитвах в Великую Субботу и в Воскресение Христово. Величественное песнопение на утрени Великой Субботы, после прочтения шестопсалмия и великой ектений, начиная с двух глубоко-умилительных и вместе с тем изящно-поэтических тропарей, из которых в первом воспевается погребение Господа, во втором нисшествие Его в ад. «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове закрыв положи». «Егда снишел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершие от преисподних воскресил еси, вся силы небесные взываху: Жизнодавче Христе, Боже нам, слава Тебе». После этого все священнослужащие, а в монастырях и все братство, выходят с зажженными свечами на средину храма, становятся пред плащаницею и начинают возглашать так называемым церковным уставом похвалы Господу, соединяя их со стихами 118 псалма. Из этих похвал напомним те, в которых с наибольшею ясностью упоминается, что ад находится внутри земли: «Зашел еси под землю Светоносец правды, и мертвые якоже от сна воздвигал еси, отгнав всякую тьму, сущую во аде» (к ст. 56). «Землю содержай дланию, умерщвлен плотию, под землею ныне содержится, мертвые избавляя адова содержания» (к ст. 17). «Послушав Слово, Отца Твоего, даже до ада лютаго сошел еси и воскресил еси род человеческий» (к ст. 59). «Зашел еси под землю, рукою Твоею создавый человека, да воздвигнеши от падения соборы человеческие всесильною державою» (к ст. 80). «Восстани, Щедре, от пропастей адских восставляй нас» (к ст. 166). «Под землею хотением нисшед яко мертв, возводиши от земли к небесным, оттуда падшия, Иисусе» (к ст. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Такие судьи всегда были в израильском народе, как это доказывают обличения пророков; и в царствование Давида, именно в начале оного, были конечно такие, и поэтому нет решительного основания к сомнению, что псалом наш написан Асафом, современником Давида; впрочем он мог быть написан в позднейшее время и одним из потомков Асафа. Псалмопевец представляет Господа, Верховного Судию, внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчета в злоупотреблении своей властью, произвести суд над ними (рассудить), (ст.1) 598 . В торжественной речи Бог указывает им на их несправедливости и внушает им их обязанности (ст.2–4) 599 . По собственным словам Божиим 600 , они нравственно слепы и следуют началам, которые неминуемо должны привести к разрушению всякого существующего порядка; поэтому Бог изрекает им Свой судебный приговор (ст.6–7) 601 , о приведении в исполнение коего псалмопевец в заключение молит всесильного Господа (ст.8) 602 . Псалом 82. Молитва народа Божия против союзных языческих народов. Различные существуют мнения об обстоятельствах происхождения псалма: одни относят его ко временам Давида (2Цар.10и д.); другие к ассирийскому нашествию при Сеннахериме; иные (Василий В., Феодорит, Зигабен и др.) ко временам злоумышлении самарян против возвратившихся из плена иудеев (ср. Неем.4и д.); еще иные к Маккавейскому периоду (1Мак.5и д.); большинство же к войне царя Иосафата против союзных идумеян, моавитян, аммонитян и т.д. ( 2Пар.20 ). Последнее мнение представляется основательнее всех других. Моавитяне, аммонитяне и другие, на востоке и западе Палестины живущие, народы (псалмопевец перечисляет всех их, между тем как во 2Пар.20говорится короче) составили союз (ст.6) с целью не только подчинить себе иудеев, получить от них добычу, но и изгнать их из св. земли (ст.13; ср. 2Пар.20:11 ). Неожиданно (в ст.4 по евр. тексту речь о хитрости) перечисленные народы вторглись в пределы иудеев, которые при таком множестве врагов не решались противостоять им ( 2Пар.20:12 ). Сознавая собственное бессилие, иудеи – мужчины, женщины и дети – собрались в храме с молитвою о помощи Божией против врагов. Среди собрания сошел Дух Господень на левита Иозиила, одного из потомков Асафа, который и успокоил иудеев уверением в помощи Божией ( 2Пар.20:14 ). Этот Иозиил и мог быть писателем нашего псалма, который есть ничто иное, как пламенная молитва всего народа о помощи Божией против упомянутых врагов. Псалом дышит твердою надеждою на Бога, составляет «триумфальную песнь пред победою» (в евр. называется шир), и мог быть воспеваем евреями, когда они шли навстречу врагам к пустыне Фекойской (ср. 2Пар.20:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010