Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение (образец покаяния) был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5й седмице Великого поста в четверг. Это происходит только в XII–XIII веках. Суббота 5я поста – Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия (610–641), но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны (каким было спасение Константинополя). О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6й седмицы (Триодь из лавры святителя Афанасия) или за 5 дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X–XII веках наиболее популярным становится выбор 5й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII в.).

http://azbyka.ru/velikiy-post

Триодь (τριωδιον) – две богослужебные книги, содержащие последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней годичного богослужебного круга. Название этой книги происходит от неполных канонов, входящих в последования Триоди. Такие неполные каноны состоят из 2, 4, но чаще – из 3 песен. Неполные каноны поются только в седмичные дни. Двупеснец (канон из двух песен) состоит всегда из 8 и 9 песней канона и поется только в Великий Вторник на утрене. Трипеснец и Четверопеснец обязательно включают в себя 8 и 9 песнь. Перед 8 и 9 песней поются: в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь, в среду – 3, в четверг – 4, в пятницу – 5, в субботу – 6 и 7. Таким образом, четверопеснец поется только в субботу. Триодь состоит из двух книг – Постной Триоди и Цветной Триоди. Эти книги имеют содержание различного характера и различное время пения. Постная Триодь. Состав Постная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для подготовительных недель Великого поста, самого Великого поста и Страстной седмицы. Постная Триодь начинается с подготовительных недель Великого поста: Недели о мытаре и фарисее, Недели о блудном сыне, Субботы и Недели мясопустной, Сырной седмицы. Мясопустная Неделя называется также Неделей о Страшном суде. Сырная Неделя связана с воспоминанием о грехопадении прародителей. Последования подготовительных недель и самого Великого поста составляют первую часть Постной Триоди. Последования Страстной седмицы составляют вторую часть Постной Триоди. В состав этой книги входит последование одного двунадесятого праздника, зависящего от Пасхи – Входа Господня в Иерусалим (совершается за неделю до Пасхи, в воскресный день). В Постной Триоди имеются главным образом последования вечерни и утрени. Однако, тут встречаются изменяемые молитвословия повечерия (например, в дни первой седмицы Великого поста, когда на повечерии поется канон Андрея Критского , а также в дни Страстной седмицы), 6 часа. Для 6 часа в книге имеются прокимны, тропарь пророчества и паремия. Приложения Постной Триоди

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Наконец, на Страстной седмице Великого поста действует также особое расписание. Здесь Псалтирь прочитывается один раз в течение трех дней седмицы (Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда), за исключением 17-й кафисмы. В указанные дни читаются три кафисмы на утрене, по одной на 3-м и 6-м часах и на вечерне 18-я, в то же время на 1-м и 9-м часах кафисмы нет. Что же касается 17-й кафисмы, то она назначается для чтения на утрене Великой Субботы вместе с пением особых тропарей (которые называются «похвалами») при совершении чина погребения Спасителя. Весь порядок чтения кафисм в течение Страстной седмицы можно представить в следующей таблице. Порядок чтения кафисм в Страстную седмицу утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 9, 10, 11 14, 15, 16 четверг пятница суббота Если в один из первых трех дней случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, то накануне и в сам день праздника 18-я кафисма на вечерне отменяется. §4.2. Псалтирь Следованная. Часть I: Канонник Вторая половина первой части Псалтири Следованной – Канонник – содержит каноны Господские (покаянный и Иисусу Сладчайшему), Богородице (в том числе канон молебный 8-го гласа, канон 4-го гласа с акафистом и канон Одигитрии), каноны святым на все дни седмицы, вечерние и утренние молитвы, а также последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы по Святом Причащении. Эта часть используется при подготовке ко Святому Причащению, а также молебный канон Богородице 8-го гласа («Воду прошед…») поется на полиелейные праздники в случае отсутствия канона Богородице в Минее. §4.3. Псалтирь Следованная. Часть II: Часослов Первая половина второй части Следованной Псалтири содержит Часослов, в котором находятся последования богослужений суточного круга, заключающие в себе неизменяемые молитвословия, предназначенные для чтения и пения. Последования данной книги максимально полные (в отличие от малого Часослова) и приспособленные для отправления уставного монастырского богослужения. В частности, только в Следованной Псалтири находятся междочасия, которые Устав назначает совершать во время так называемых аллилуйных 134 служб в определенные дни Рождественского, Петрова и Успенского постов. Кроме того, только в этой книге находятся полные последования субботней и воскресной полунощницы, а также малого повечерия (тогда как в малом Часослове данные службы представлены схематически). Вот список и порядок расположения служб в Следованной Псалтири:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». (Святые храма и дня не поминаются. См. В. Розанов . Устав, с. 376.) Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем 171 . Богослужения Великой Пятницы В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте. Утреня: «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий – избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Таиной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» со стихами великопостными и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными – малое каждение. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И сподобитися нам...») читается 1-е Евангелие св. Страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

содержится богатый гимнографический материал, посвященный Господу и обращенный в основном к Нему. В дни пения Постной Триоди богослужение имеет будничный характер с покаянным содержанием. Но нек-рые дни выделяются как праздничные, хотя и скорбные (к таким же скорбным праздникам можно причислить, напр., Воздвижение Креста 14 сент., Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 авг.- это дни, в к-рые по уставу полагается однодневный пост, несмотря на праздничную службу). К праздничным последованиям Постной Триоди следует относить Крестопоклонную неделю. В это воскресенье соединяются воскресное последование Октоиха и последование в честь Креста из Постной Триоди. Мн. песнопения этого дня взяты из последования Воздвижения Креста, в нек-рые моменты устав богослужения этого праздника совпадает с уставом праздника Воздвижения Креста: перед всенощным бдением Крест полагают на св. престол, в конце утрени его выносят на середину храма и совершается поклонение Кресту и целование Креста при пении особых стихир. Страстная седмица посвящена пути на Страсти, самим Страстям и Распятию, Погребению Спасителя. В правосл. богослужении последние дни Страстной седмицы - Великие четверг, пятница и суббота - выделяются особенной торжественностью в преддверии празднования Воскресения Христова. Песнопения Цветной Триоди по своему содержанию относятся к праздничным, а нек-рые воскресные дни периода Пятидесятницы, в к-рые вспоминаются те или иные события из жизни Спасителя (исцеление расслабленного в 4-ю Неделю после Пасхи, беседа с самаряныней в 5-ю Неделю, исцеление слепого в 6-ю Неделю), могут быть отнесены к Г. п. В эти воскресенья последование Триоди, посвященное тому или иному событию, соединяется с воскресным последованием Октоиха и с последованием Пасхи. В седмичные дни, следующие за воскресеньем, продолжается прославление этих же событий, что придает этим дням сходство с попразднством Г. п. Служба Г. п. по Общей Минее 1-я гл. (                      ) предназначена для совершения службы Г. п., если по той или иной причине в храме нет требуемых богослужебных книг (Триоди или Минеи). Последование начинается с великой вечерни и не имеет стихир на литии (как и в др. главах Общей Минеи), хотя и рассчитано на возможное совершение всенощного бдения. На вечерне паремии: Исх 24. 12-18; Втор 4. 1, 6-7, 9-15; 5. 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6. 1-5, 13, 18 (1-я паремия - из последования Преображения Господня 6 авг., 2-я и 3-я - Перенесения Нерукотворного образа Спасителя 16 авг.). На утрене прокимен из Пс 88 (стих из Пс 97 совпадает с прокимном 16 авг.), чтение из Евангелия не назначено. Канон 4-го гласа, ирмос:      нач.:                  . На литургии указаны блаженны из канона утрени, песни 3 и 6, что может быть применимо лишь к недвунадесятым Г. п.; в двунадесятые Г. п. на литургии поют особые праздничные антифоны. Служба на литургии (прокимен, чтения из Евангелия и проч.) не приводится, предполагается, что она может быть заимствована из Типикона или др. книг.

http://pravenc.ru/text/166339.html

В Великую среду митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском соборе апреля 2021 За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Светлана Румянцева) и хор священнослужителей под управлением протодиакона Симеона Белецкого . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной вечери (ужина) Господа с учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечери. В отличие от всех будних дней Великого поста и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

К сожалению, чаще всего бывает так, что особое благодатное духовное состояние, которое посещает нас после Причащения, достаточно быстро улетучивается, особенно в соприкосновении с внешним миром. Вышли из храма, встретились с кем-то, куда-то пошли, начались разговоры, и очень часто мирская обстановка ослабляет внутреннее духовное напряжение. Об этом хорошо знали святые отцы, подвижники, и во многих святоотеческих писаниях содержатся указания на то, что мы должны особо бдительно охранять свой внутренний мир после Причастия Святых Христовых Таин. Здесь уже нужны наша собственная сила и наша воля, и потому давайте проследим за самими собой, на какую временнУю дистанцию мы можем рассчитывать, с тем чтобы сохранить внутреннее благодатное состояние, даруемое нам в Святой Евхаристии. Здесь именно та область, в которой мы должны прилагать свои человеческие силы, и да поможет нам Господь входить в общение с живым Богом через великое Таинство Церкви — Таинство Святой Евхаристии, делая всё, что мы можем по-человечески совершить, преодолевая свой грех и свою неправду, надеясь на то, что не своей силой и не своим разумением, но силой Божией мы обретем прощение грехов и жизнь вечную. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4447169.ht...

О числе поклонов. Поклоны продолжаются весь Великий пост , до великого славословья в Великую субботу, в следующем количестве: на часах и на вечерне – 30 на повечернице – 100, на утрене – 80. По Афанасьеву уставу поклоны прекращаются с Великой середы. О повечернице. Повечерия не бывает: в навечерье Рождества Христова и Богоявления, в Великий четверг и субботу, но только трисвятое в трапезной, по окончании стола. На повечериях в Великий пост игумен или кто-либо из старших братий, искусных в слове, произносит поучение к братии. После повечерницы совершается обряд взаимного целования рук, крестообразно сложенных, в знак примирения между собой после дневных огорчений. О времени начатия некоторых служб. В постные дни, когда трапеза полагается в 9 часов, литургия начинается в 6 часов; если же едим в 6 часов, то в 3-м. То же бывает и в те дни, когда по уставу не бывает часов, но от работы братья не освобождается. По окончании литургии, три раза ударяют в било, собираются все братья вместе (предполагается и те, которые были на работе) и, после пения изобразительных и принятия антидора, отправляются в столовую (§ 27). Разъяснением этого правила может служить § 33, где говорится, что в те дни, когда не бывает часов, но полагаются работы, работающие отправляются на своё дело утром, и продолжают занятия до обеда, а потом отдыхают до 8 часов. Следовательно, обед был раньше восьми часов. Этот порядок удерживается для рабочих и в те дни, когда поются часы, и трапеза для прочих монахов полагается в 9 часов. Рабочие иногда обедают в 6 часов. Особенности службы в некоторые праздники. В Благовещение вечерня начинается в 6 часу (12 по нашему счислению) в присутствии немногих, а прочие в это время отправляются с литией или крестным ходом вокруг монастыря; по возвращению процессии бывает вход ( εισοδος) и совершается полная литургия (§ 31) В среднюю неделю Великого поста поклонение Кресту бывает после 9-й песни канона (§ 32). В навечерие Богоявления после литургии полагается освящение воды, для чего все выходят в паперть к купели ( ες τον λ τρα). Чин водоосвящения отличается от нынешнего. Он начинается пением тропаря во Иордане, затем произносится ектенья диаконом; по окончании её священник читает молитву освящения воды; после освящения и окропления братия – тропарь: „Глас Господень на водах” троекратно со стихами, и второй тропарь „одеяйся светом божественным”, также трижды. Заключается последование молитвой священника, после которой идут на трапезу. В Великий четверг после литургии совершается умовение ног, а после него – идут за трапезу (§ 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2020 Вечером в Великую среду, 15 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском кафедральном соборе - малым повечерием и утреней Великого четверга. За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио священнослужителей (протоиереи Андрей Герасимов и Алексий Дорофеев , протодиакон Симеон Белецкий ). В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого Четвертка, который также исполняется и на утрене Великой Пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечере. В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

393 Мы только что видели это на примере великопостного канона византийской утрени, и мои собственные исследования, как и работы других ученых, многократно подтвердили легитимность этого принципа, который я считаю непревзойденным интерпретационным инструментом, вопреки критике, которую я недавно встретил. 394 Феноменов в пользу «законов» Баумштарка – легион: «пророчества», или ветхозаветные чтения, до сих пор сохранившиеся в византийской евхаристии в Великий Четверг, Великую Субботу и праздничные всенощные, и вместе с тем давно вышедшие из повседневною обихода; 395 сохранение на больших праздниках, таких как Рождество и Богоявление, древних элементов византийского входного антифона после того, как он давно вышел из употребления в обычные дни под давлением множества тропарей; 396 ВАС в качестве воскресного евхаристического богослужения в Великий пост , при том что ЗЛАТ полностью заменила ее в обычные воскресенья года 397 и т. д. Более того, моя собственная работа по истории византийской традиции вывела этот принцип далеко за рамки литургических периодов, чтобы определить наиболее торжественные и/или реже совершаемые литургические отправления, такие как Литургия Преждеосвященных (ПРЕЖД) или архиерейская евхаристия. ПРЕЖД сохранила изначальный обычай кадить перед перенесением даров и гимн Великого входа, не прерываемый поминовениями. 398 Что касается архиерейского чина, то он сохранил столько элементов, когда-то присущих обычной евхаристии, что превратился в настоящий музейный экспонат. Наряду с древними чинами, уже полностью вышедшими из употребления, архиерейское евхаристическое богослужение сохранило в себе вход предстоятеля, совершающийся во время пения третьего антифона, изначальное каждение при вступлении епископа в святилище и элементы древней антифонной псалмодии на Трисвятое; 399 в преданафоральных чинах она сберегла умовение рук (lavabo) на Великом входе 400 и диалог «Помяните мя» (Orate fratres) между предстоятелем и сослужащими пресвитерами; 401 в анафоре оно удержало остаток диаконских диптихов; 402 на причащение духовенство все еще получает дары из руки предстоятеля, вместо того чтобы приобщаться самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010