Немало информации о том, кто читал синаксари в Русской Церкви за богослужением, дает нам изучение соборных Чиновников. Так, к примеру, в Чиновнике Холмогорского Преображенского собора (XVII) читаем в четверг пятой седмицы Великого поста: «По чтении блаженны с поклоны, по блаженнах конанархист чтет синаксарий великого канона…» И в этом же Чиновнике записано на Пасху: «По шестой песни поют кондак и икос; таж чтение в синаксарии чел ключар во всем облачении». Что всё это значит? В один момент синаксарь читается канонархом, а в другой — ключарем? Только то, что практика чтения синаксаря в данном соборе была подвижна и зависела как от настоятеля, так и от его заместителя, что, впрочем, было всегда и не только в соборных храмах. Поэтому есть все основания примирить кажущиеся разногласия по поводу того, кто должен читать синаксари за богослужением. От того факта, что синаксарь будет прочтен не просто чтецом, но пресвитером, смысл, значимость и благодатность самой службы не изменятся. Во времена, когда предписанное Типиком уставное чтение исполнялось, синаксари читались по шестой песни великопостного воскресного канона. Понять причину такого расположения синаксарей в Триоди поможет труд профессора Киевской духовной академии Михаила Скабаллановича «Толковый Типикон». Современный канон любой богослужебной книги представляет собой девять песней со своими ирмосами и тропарями. В нынешнем каноне поется только ирмос, а чтению подлежат тропари. Не так было до XVII века в России. Ирмос и тропари, за ним следуемые, изначально есть гимны, их положено петь, а не читать, что и делалось в Российской Православной Церкви до указанного времени. Однако песенное исполнение канона удлиняло и без того продолжительную службу. Чтобы как-то дать отдохнуть и настроить внимание верующих на смысл пения, были придуманы междопесния. Канон делился двумя вставками на три части: с первой по третью, с третьей по шестую, с шестой по девятую песни. Вставки произвели после третьей и шестой песен. Их предназначение было противоположным канону по характеру: хвальба заменялась молитвой, вместо сложного напева канона употреблялся текст с более простым, взамен пения исполнялось чтение. Так появились в каноне малые ектении, седальны, кондаки и икосы и интересующие нас чтения синаксарей, в славянской традиции — прологов, а синаксарей в Триоди. О древности междопесния говорит дата их появления — VI–VII века. Из всего сказанного становится понятной одна из причин исчезновения практики чтения синаксарей Триодей постной и цветной в Российской Церкви. Сокращение богослужения, чтение тропарей канона (с XVII века), а не пение их — всё это приводит к факту ненадобности для верующего отдыхать, а раз так, то исчезает и необходимость в длинных чтениях житий и историй праздников. Но это не единственная причина исчезновения из богослужебной практики чтения синаксарей.

http://e-vestnik.ru/church/missiya_sinak...

Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение (образец покаяния) был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5й седмице Великого поста в четверг. Это происходит только в XII–XIII веках. Суббота 5я поста – Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия (610–641), но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны (каким было спасение Константинополя). О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6й седмицы (Триодь из лавры святителя Афанасия) или за 5 дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X–XII веках наиболее популярным становится выбор 5й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII в.).

http://azbyka.ru/velikiy-post

В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». (Святые храма и дня не поминаются. См. В. Розанов . Устав, с. 376.) Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем 171 . Богослужения Великой Пятницы В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте. Утреня: «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий – избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Таиной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» со стихами великопостными и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными – малое каждение. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И сподобитися нам...») читается 1-е Евангелие св. Страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени. Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню 388 . Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектении перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» – пение канонов. Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи – полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель. Трипеснцы содержат следующие песни: В понедельник – 1, 8 и 9 песни; во вторник – 2, 8 и 9; в среду – 3, 8 и 9; в четверг – 4, 8 и 9; в пятницу – 5, 8 и 9; в субботу – 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец). Главные особенности пения канонов утрени следующие. Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу – пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник – «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас – тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания. После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия – ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2019 Духовенство собора исповедовало желающих причаститься Святых Христовых Тайн в Великий четверг. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский) и трио священнослужителей - протоиерей Андрей Герасимов , иерей Игорь Марчук , протодиакон Симеон Белецкий . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери. В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу. После чтения канона ексапостиларий " Чертог Твой " исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков. Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского) Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Из канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Четвертый вечер мы с вами обливаемся слезами умиления и раскрываем душу вместе с преподобным Андреем Критским, великим учителем покаяния, присоединяя свой слабый голос к проникновенным церковным песнопениям. Задумаемся, что же дали нам читаемые в эти дни в храме Божием и в каждой православной христианской семье молитвы, чему они нас научили? Сын Божий, Господь наш Иисус Христос принял на Себя человеческую плоть, чтобы вернуть каждому из нас Божественное начало. Ведь Бог Творец создал людей по образу и подобию Своему. Почему же так часто мы об этом забываем почему добровольно отвергаем высочайшее звание чад Божиих ? Страницы Святого Евангелия бережно донесли до нас все то, что было связано с земной жизнью Спасителя. Читая Священное Писание, мы имеем возможность мысленно следовать за Господом нашим, слышать Его слова, внимать Его поучениям, истолковывать произнесенные Им притчи. И наше собственное духовное становление при этом будет гармоничным и плодотворным. Вот почему так важно читать Евангелие и толкование на него святых отцов Церкви. Читать заинтересованно, убежденно и внимательно. Заинтересованно потому, что все события, отраженные в нем, написаны непосредственными очевидцами, для которых Иисус Христос был не просто Богочеловек, но незабвенный Божественный Учитель. Разве нам, современным последователям Христа, не интересно знать все то, что происходило с Господом? Убежденно – по вере нашей, ведь мы с вами, братья и сестры, свято верим в то, что написанное в Евангелие истинная и непреложная правда. Наконец, внимательно , потому что только внимательное чтение способно многое открыть нашей душе и заставить трепетать любящее Господа сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2020 Вечером в Великую среду, 15 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском кафедральном соборе - малым повечерием и утреней Великого четверга. За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио священнослужителей (протоиереи Андрей Герасимов и Алексий Дорофеев , протодиакон Симеон Белецкий ). В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого Четвертка, который также исполняется и на утрене Великой Пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечере. В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В Великую среду митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском соборе апреля 2021 За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Светлана Румянцева) и хор священнослужителей под управлением протодиакона Симеона Белецкого . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной вечери (ужина) Господа с учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечери. В отличие от всех будних дней Великого поста и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Arhiva Пн Întâistttorul Bisericii Ruse: Trebuie s pstrm i s dezvoltm ceea ce este cel mai bun în tradiia noastr de cântare bisericeasc multisecular, diversificat 2 februarie 2013 17:08 «Центром жизни Церкви является богослужение. Поэтому неприемлемыми представляются отдельные попытки как архаизации, так и модернизации богослужебной традиции. Первое подчас выражается в искусственном, а порой и неумелом применении " древлеправославной " практики за пределами единоверческих храмов или в придании знаменному распеву значения якобы единственного подлинно церковного певческого стиля. Лучшие образцы этого распева, несомненно, принадлежат к сокровищнице церковного искусства, однако Церковь знает и другие стили пения, прочно вошедшие в ее литургическую практику. Наша задача заключается в том, чтобы сохранять и развивать все лучшее в нашей многовековой, многообразной церковно-певческой традиции», — сказал Предстоятель Русской Церкви, продолжая свое выступление на Архиерейском Соборе 2013 года. При этом Святейший Владыка добавил, что «наблюдается и крайность, противоположная упомянутой, состоящая в стремлении насыщать службу скорее концертными, нежели церковными песнопениями, произвольно сокращать и упрощать богослужение, самочинно и неграмотно редактируя богослужебные тексты». Говоря о проблемах современной гимнографии, Его Святейшество отметил: «Тексты, поступающие в Синодальную богослужебную комиссию из епархий, зачастую требуют полной переработки, что значительно затрудняет процесс введения новых служб в обиход». В связи с этим он призвал епархиальных преосвященных уделять больше внимания работе епархиальных богослужебных комиссий и требовательнее относиться к качеству их работы, а в случае необходимости — привлекать специалистов из ведущих духовных школ. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/md/db/text/2774660...

Все редакции Иерусалимского устава, начиная с древнейших (напр., по ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55-64) и заканчивая совр. рус. Типиконом (гл. 49), излагают богослужебные особенности В. п. в целом одинаково. Суточный круг в седмичные дни В. п. включает вечерню и великое повечерие (накануне понедельника (в воскресенье вечером) совершается малое повечерие), полунощницу, утреню, часы (без междочасий) и изобразительны. В среду и пятницу (т. е. под четверг и субботу) служится литургия Преждеосвященных Даров, предваряемая вечерней (при невозможности совершить литургию бывает только вечерня). Вечерня без литургии, за исключением вечерни под понедельник (вечером в воскресенье) и накануне полиелейных праздников, начинается без возгласа и включается в состав изобразительных. Как и по студийским Типиконам, богослужение В. п. во многом напоминает будничное богослужение, хотя имеет ряд особенностей. Отличается от обычного устав стихословия Псалтири: в В. п. вся Псалтирь прочитывается 2 раза в неделю (т. е. вдвое больше обычного) - на утрене читаются 3 кафизмы, на каждом часе (за исключением 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу) - по одной; особый устав чтения Псалтири имеет 5-я седмица В. п. (из-за пения Великого канона в четверг). В конце каждой из служб суточного круга бывает молитва прп. Ефрема Сирина с поклонами, а в конце тех служб, к-рые имеют отпуст , к молитве прибавляется конечное Трисвятое (Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш» и 12 «Господи, помилуй»). Общий порядок служб изложен в Часослове и в целом тот же, что и в обычное время года. На утрене поется «Аллилуия» с троичнами гласа; после 1-й кафизмы поются седален гласа, а после 2-й и 3-й - седальны Триоди; после Пс 50 читается молитва «        » (в обычное время года она бывает только на полиелейной или бденной службе); канон утрени состоит из канона Минеи и трипеснца Триоди (трипеснец всегда имеет 8-ю и 9-ю песни, оставшаяся песнь зависит от дня недели: в понедельник это 1-я песнь, во вторник - 2-я и т. д.; песни трипеснца прибавляются к соответствующим песням канона Минеи; нек-рые Типиконы - напр., рус. старопечатные - указывали присовокуплять и канон Октоиха) с библейскими песнями ; после канона поется светилен гласа; на стиховне - самогласен Триоди с его мученичном; «Благо есть» в конце утрени читается дважды (по нек-рым древнейшим спискам - трижды: Там же. С. 9); утреня имеет постовое окончание: вместо тропаря Минеи читаются 2 тропаря Часослова («      » и «      »), вместо сугубой ектении - «    » (40 раз), «      », «    », «    », иерей произносит обычный возглас «    », следуют «    » (вместо «    ») и молитва прп. Ефрема.

http://pravenc.ru/text/150109.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010