1. Освящение воды. 2. Освящение елея. 3. Крещение. 4. Облачение новокрещенного в белые одежды. Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению Значение приготовительных обрядов . Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви,  к Таинству Крещения прибегают взрослые , вполне сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось почти исключительно над младенцами, стало уделом и взрослых людей. В связи с этим, по логике вещей, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь. Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином. Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но катехизаторские беседы перед Крещением, чтение оглашенными Священного Писания, православной литературы соответствующего содержания, общие молитвы в храме не только доступны, но и должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в этнографический обряд, совершаемый с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до сего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства. Таким образом, приготовление к Таинству Крещения взрослого человека служит его сознательному вхождению в Православную Церковь. Что касается  Крещения младенцев , которых также по вере их родителей приносят в православный храм, то здесь нужно придерживаться многовековой практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: уже упомянутого 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения: «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов. «Слово на Крещение»). Последование чина оглашения

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Нет литургии. 6-й час: Ис.1:1-20 Веч.: Быт.1:1-13; Притч.1:1-20 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. мученику Конону Исаврийскому Тропарь мученику Конону Исаврийскому, глас 4 Яко девственника предивна/и мученика непоколебима,/блаженнаго страдальца,/на бесы власть приемшаго,/Конона песньми восхвалим и к нему возопиим:/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Кондак мученику Конону Исаврийскому, глас 3 Чистотою яко ангел на земли пожив, отонудуже собеседник ангелом быти сподобился еси, и родители ко Христову познанию привел еси, и, единаго Бога в Троице исповедав, пострадал еси до крове, мучениче Кононе, моли Его непрестанно о всех нас. Молитва 2-я мученику Конону Исаврийскому О, святый мучениче Кононе! Услыши мольбы наши и приими усердие сердца нашего, тебе приносимое. В девстве непорочном с супругою своею до конца дней поживший и с нею Крещение и Святые Тайны от Архистратига Божия Михаила получивший. За Христа жестоко замученный и кровию своею, за Бога Живаго пролитую, врачевание и радость страждущим даровал еси. Не оставь, святый Кононе, преславный мучениче, всех исцелявый и всем благотворивый в земной жизни своей, младенцев наших, оспенным недугом болящих, испроси у Господа, да и мимо идет пагуба смертная, да преложится печаль наша в радость и да выйдут они невредимы из посланнаго свыше в юный возраст их искушения и, обретя милость пред Господом, сотворившим все единым словом Своим, прославят Владыку всех во веки веков. Аминь. Молитва 1-я мученику Конону Исаврийскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

1. Пророчества. 2. Прообразы. 3. Заветы. 4 Богоявления. 5. Чудеса и знамения. 6. Царство Божие в В. и Н. Завете. 1 . Все человечество Ветхого Завета находилось под действием наследственного, прародителями его совершенного, греха и жизнь его поэтому была тяжелая. Оно стремилось к освобождению от греха наследственного, и вот Господь Бог через пророчества и особые предуказания (прообразы), утешал людей обетованием, что со временем придет к ним Искупитель их от греха. Первое пророчество (первоевангелие – первая благая весть) о том, что Семя Жены, т. е. Христос Спаситель, победит дьявола, введшего людей в грех, и, конечно, возвратит чрез это ими утраченное блаженство, было изречено Господом Богом Адаму и Еве. Затем Аврааму было сказано и последующим патриархам подтверждено, что Искупитель всего человечества произойдет из потомства Авраама, а Иаков предсказал, что именно в колене сына его Иуды родится обещанный Спаситель. Затем в колене Иудином определенна указывается род Давидов, от которого должно произойти Спасителю. У пророков, – как у самого Давида, который был не только царь, но и пророк – (одно – у одного, другое – у другого), объяснено, что Спаситель родится в городе колена Иудина, Вифлееме, от Девы; что Он будет возрастать в неизвестности; что Он потом выступит на общественное служение, будет учить людей истине, пострадает за грехи людей и будет умерщвлен, и потом воскреснет и прославлен будет, и Его царство распространится по всей земле и пребудет вовеки. Все, кто уверуют в Него, получат спасение, а неверующие будут осуждены. 2 . Эти же мысли содержатся в так называемых прообразах Ветхого Завета. Прообразы – это некоторые лица, вещи, действия и события из истории Ветхого Завета, которые предуказывали собою то, что должно совершиться в Новом Завете. Так Адам, увлекший за собою в своем грехе все человечество, предуказывал этим, что и ко спасению за Христом должно идти все человечество, т. е. что спасение должно принадлежать всему человечеству, а не одному еврейскому народу, как воображало большинство евреев. Затем особенно много преобразовательного, т. е. предуказывающего на лицо и жизнь Христа, было в лице Мелхиседека (ср. Евр. гл. 7), Исаака, приносимого отцом в жертву Богу, Иосифа, гонимого братьями, Иеремии пророка, страдавшего за благо своего народа от этого самого народа, Ионы пророка, чудесно спасенного из чрева кита. Прообразами Христа были: манна, сходившая с неба, жезл Ааронов, чудесно породивший листья и плоды, медный змий, повешенный на древе и спасавший от телесной смерти, с верою взиравших на него, а прообразами Церкви Христовой были: ковчег Ноев, скиния Завета и храм. В разных действиях священных также предуказывались священные учреждения Христовой Церкви. Так, обрезание предуказывало на крещение, Пасха – на искупление наше от рабства греху и на спасение от смерти духовной, все жертвы – великую жертву, принесенную Христом на Голгофе. Крещение же предуказано событием перехода евреев через Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитвы и обряды, предшествующие Крещению Предшествуют Крещению следующие молитвы. 1 . Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча» 8 ). 2 . Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»). 3 . Молитвы 40-го дня («женеродильнице, по четыредесяти днех»). Последование чина оглашения 1 . Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»). 2 . Молитвы запрещения злых духов. 3 . Отречение от сатаны. 4 . Исповедание верности («сочетание») Христу. 5 . Исповедание Символа веры . Последование Святого Крещения Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь. 1 . Освящение воды. 2 . Освящение елея. 3 . Крещение. 4 . Облачение новокрещенного в белые одежды. Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению Значение приготовительных обрядов . Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к Таинству Крещения прибегают взрослые, вполне сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось почти исключительно над младенцами, стало уделом и взрослых людей. В связи с этим, по логике вещей, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь . Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание , принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином. Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но катехизаторские беседы перед Крещением, чтение оглашенными Священного Писания , православной литературы соответствующего содержания, общие молитвы в храме не только доступны, но и должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в этнографический обряд, совершаемый с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до сего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства. Таким образом, приготовление к Таинству Крещения взрослого человека служит его сознательному вхождению в Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Итак, вложите это себе в уши: вам и детям вашим, то есть людям всех возрастов без изъятия! И когда сообщается, что после апостольской проповеди крестилось множество народа, сказано, что крестившихся было не три тысячи мужчин и женщин, но три тысячи душ ( Деян.2:41 ), в том числе, несомненно, и дети. Вот примеры семей, где взрослые крестились вместе с детьми: Лидия... и домашние ее ( Деян.16:14–15 ), темничный страж и все домашние его ( Деян.16:33 ), Крисп же, начальник синагоги... со всем домом своим ( Деян.18:8 ), Стефанов дом ( 1Кор.1:16 ). А то, что слова весь дом и подобные указывают на всю семью от мала до велика, знаем уже из Ветхого Завета. Так, Иисус Навин говорит: я и дом мой будем служить Господу ( Нав.24:15 ). Но и от Самого Господа слышим, что малолетство не помеха крещению. Когда к Нему привели детей, чтобы Он помолился о них, а ученики не пускали, Спаситель сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:13–14 ). Итак, если Бог призывает спасаться сызмальства, можем ли мы возбранять младенцам приходить к Нему через святое крещение? Горе тем, чьи дети умирают, не получив крещения водою и Духом! Сектант : Но крещение без веры не может спасать, ибо Писание говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Отсюда ясно, что дети, не имея веры, не могут быть и крещены. Священник : То правда, что младенцы, приносимые для крещения, не могут исповедовать веру в Христа, но они не могут также и отвергать Его. И как в Ветхом Завете обрезание совершалось по вере родителей плотских, так крещение совершается по вере родителей духовных, каковы крестные. И если у младенцев еще нет веры, то она есть у взрослых, которые принимают их от крещенской купели и приносят за них должное исповедание веры. Крестные – духовные родители младенцев, рождающихся в жизнь новую, в Духе. Как плотские родители младенца родили его для жизни телесной, ибо рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ), так родители духовные ручаются пред Богом и Его Церковью, что крещаемый младенец будет воспитан в христианской вере и жить согласно ей 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Но какой вариант более правилен: «приносяще» или «приносим»? Первый более древен. Несмотря на то, что глагол «приносим» употребляется в этот момент анафоры в некоторых древних литургиях, в литургиях свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого изначально стояло «приносяще» («προσφροντες»). Так зафиксировано и в древнейшем Евхологии с полным чином литургии – Евхологии рук. Barberini 336 681 . С XI–XII bb. в некоторых греческих рукописях встречается «приносим« (»προσφρομεν«) 682 , и этот вариант вошёл в первые печатные венецианские книги. В изданиях «Божественных литургий» он стоит в первопечатных «Божественных литургиях» Д. Дуки (1526), в БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «πρτη κδοσις») и в текстах, изданных в 1644 г. «священной четой друзей» «по изданию Д. Дуки» («κατ τν το Δ. Δουκα κδοσιν»). Так же в этом месте и в «Толковой литургии» Д.А. Джулиани 1639 г. Но и вариант «приносяще» рано появляется в печатных изданиях. Он встречается в БЛ Д. Пинелло 1634, в БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «τρα κδοσις») и в текстах В , изданных «четой друзей» в 1645 г. По всей видимости, этот вариант полностью возобладал в изданиях «Божественных литургий» с середины XVII b. до 30-х гг. XVIII b. А начиная с «Божественных литургий» Н. Сароса 1754 г. и А. Вортоли 1765-го вновь вводится вариант «приносим», который и утверждается окончательно. Характерная особенность видна в римских изданиях 1601 и 1738 гг. В их тексте И стоит «приносим», а в тексте В  – «приносяще» 683 . Ту же особенность имеют и первые печатные Евхологии: ЕВХ 1545, ЕВХ 1553, ЕВХ 1566 и ЕВХ 1585 (Д.А. Джулиани) 684 . Евхологии ЕВХ 1571, ЕВХ 1580 и ЕВХ 1585 (тип. Кунаду), как и все последующие до Евхология Н. Сароса 1749 г. включительно, представляют вариант «приносяще» в обеих Божественных литургиях. Затем в тексты обеих литургий в Евхологиях входит вариант «приносим«, уже окончательно. Как и следовало ожидать, «приносим» вошло и в первое (1895 г.) издание «Иератикона», а затем и во все последующие его издания. У нас в России «приносим» ни разу не появилось на страницах печатных богослужебных книг, и в тексте обеих Божественных литургий всегда стояло «приносяще».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несмотря на то, что, как мы видели, история «приносим "/«приносяще» в греческих печатных книгах довольно противоречива, более древним и чаще встречающимся в рукописях вариантом является «приносяще». Кроме того, в отличие от «приносим», «приносяще» соответствует смыслу и структуре молитвы св. анафоры. При наличии глагола «приносим» фраза хора «Тебе поем, Тебе благословим...», следующая непосредственно за «Твоя от Твоих...», теряет всякую связь с контекстом. А с причастием «приносяще» фраза «Твоя от Твоих Тебе приносяще...» становится придаточным предложением по отношению к «Тебе поем, Тебе благословим...», и восстанавливается нормальный синтаксический ряд: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, Тебе поем, Тебе благословим...» 685 . К тому же в этом случае нет неестественного и нелогичного двойного употребления слова «приносим», поскольку после «Тебе поем, Тебе благословим...» сразу следует: «Ещё приносим (προσφρομεν) Ти словесную сию и безкровную службу...». Невероятно, чтобы авторы такого поэтикориторического дара и вдохновения, как свт. Иоанн Златоуст и Василий Великий , могли допустить подобную неуклюжесть. Не менее важным аргументом в пользу «приносяще» является то, что этот вариант более соответствует диалогической форме молитвы св. анафоры. В анафоре то, что произносит священник, и то, что отвечает народ, представляемый хором, есть взаимосвязанные части единого целого и одно предполагает другое: «Горе имеим сердца» – «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа» – «Достойно и праведно» и т. д. С причастием «приносяще» в рассматриваемой части анафоры восстанавливается диалог: Священник: «...Тебе приносяще о всех и за вся», хор: «Тебе поем, Тебе благословим...» 686 . И. Фундулис предполагает, что исправление «приносяще» на «приносим» произошло следующим образом. При «тайном» чтении молитв смысл возгласов священника и ответов хора начал теряться, поскольку в отрыве от молитв возгласы и ответы сами по себе не имели самостоятельного смысла. Поэтому «они подверглись поправкам и ретушированию, направленным на обеспечение им самостоятельного существования». Так, с глаголом «приносим» фраза «Твоя от Твоих...» в известной степени понятна 687 сама по себе, тогда как с «приносяще» имеет смысл лишь в связи с предыдущим и с последующим 688 . Как ни дико звучит идея исправления текста анафоры, тем не менее вполне возможно, что такое «редактирование» действительно производилось, по невежеству и из-за того, что утрачено было видение единства и взаимосвязи элементов св. анафоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Инна: Да, у нас есть такая история в семье про моего мужа. Брат его дедушки был священником в ивановской области в Кинешме. Мы думаем, он молится за Виктора   с небес, так как родители Виктора не были верующими людьми. Он помнит, что перед смертью его бабушка показала ему икону и сказала: « Посмотри, это Бог». Ему было около семи, и он четко это помнит. Мать Виктора – убежденная атеистка. Но несмотря на это, он не стал атеистом. Когда ему исполнилось десять, мать стала брать его в Третьяковскую галерею. Он мог стоять около икон часами, пока мать не уволакивала его оттуда, говоря: « Что ты там такое увидел?». Позже он поехал в летний пионерский лагерь. У детей там был учитель, который обучал их рисовать на металле и дереве. Виктор тогда изобразил рельефно монаха на меди – он видел в какой-то книге подобное изображение. (Инна показывает чеканную работу над нашими головами, достаточно тонкое произведение искусств). Принимая во внимание его возрас, можно сказать, что это было весьма набожно. Я не думаю, что пионервожатый видел чеканку. Виктор просто привез ее домой. Он не был крещен до двадцати лет, пока его друг не привел его в церковь. Виктор говорит, что в день его крещения, он почувствовал, что изменился. Существует много проблем в семьях из-за неверия. Например, я не знаю, что я буду делать, если Николай начнет играть с неверующими детьми, если он начнет им об этом рассказывать или молиться в их присутствии. До сих пор такой проблемы не возникало. Люди говорят, что дети понимают, что если они верят в Бога, то не обязательно другие тоже верят. Дети воспринимают это естественно.   Ж:  Я думаю, что дети чувствуют тонкости человеческой реакции. Если кто-то не реагирует в той манере,  к какой вы привыкли, вы просто понимаете, что с этими людьми Вы не можете об этом говорить.   Инна: Да. Я даже предвижу такие истории. Я знаю девочку, которая верит в Бога. Однажды ее бабушка повела в музыкальную школу,  нужно было ехать на трамвае, но он не приходил долгое время. Тут неверующая бабушка смотрит на внучку и спрашивает: «Ты почему не молишься, чтобы твой Бог послал нам этот трамвай?»  

http://pravmir.ru/uchim-detej-molitsya-r...

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия. Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь. То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа. Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя. – Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?» – Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины. Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека. Дорогие друзья! Мы приглашаем вас принять участие в дискуссии на тему огласительных бесед перед крещением. Как вы оцениваете введение таких бесед? Какие результаты, по вашему мнению, они должны принести. Какие проблемы вы видите в связи с этим? Как вы видите решение этих проблем? Ответы присылайте на noчmy discuss.pravmir@gmail.com Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/episkop-iona-nikomu-ne...

Родионцев. О Великороссийской церкви вам нет нужды заводить речь; эта церковь в отношении крещения для нас достоверна, и не сейчас мы начали принимать от нее священников, а более 200 лет, да и не о наших попах должна теперь идти речь. Вы вот, Герасим Алексеевич, потрудитесь привести ясные доказательства о том, что в Греческой церкви не существовало и сейчас не существует поливательного крещения и что Амвросий был крещен в три погружения. Гусев поднялся и заговорил: много можно найти таких доказательств ... и стал перебирать из привезенных книг, и отыскал книжку заграничной печати, в которой изложено Павлом Белокриницким описание об м. Амвросии, и прочитал в ней свидетельство Павла Белокриницкого о том, что Амвросий был крещен в три погружения. Но Родионцев такому свидетельству не доверил. Гусев берет какую-то писанную книгу и читает из нее повесть Павла Белокриницкого о том, что Амвросий сам о себе пред св. иконами засвидетельствовал, что он крещен в три погружения. Родионцев опять не доверяет такому свидетельству Павла Белокриницкого и просит Гусева: потрудитесь, Герасим Алексеевич, достоверные свидетельства привести, а Павлу Белокриницкому мы не поверим. Мельников Василий: Вы, Василий Андреевич, не знакомы с писанием; нам сейчас Герасим Алексеевич прочитал свидетельство Павла Белокриницкого, что м. Амвросий клялся пред иконами и целовал крест в том, что он крещен в три погружения; а в Соборном Уложении п. Филарета свидетельствуется, что если кто скажет про себя, что он крещен в греческую веру в три погружения, – аще будет и свидетелей несть, а сам про себя скажет, яко крещен в три погружения, и тех крестити не подобает (Соборн. Улож. 430 лист.) Согласно этого Соборного Уложения мы и приняли м. Амвросия. Эту ссылку Мельников читал не по соборному изложению, а по письменной книжке. Гусев рад был и этому свидетельству и громко заявил: какого еще более нужно доказательства! м. Амвросий с клятвою пред иконами засвидетельствовал о своем крещении и такое свидетельство согласуется с соборным определение п. Филарета, и т. д. В подобном роде ораторствовал Гусев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010