А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло — крещение, — отрывается от всей дальнейшей жизни. Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей — в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть предображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом. Из проповеди в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2015 года ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан Вечеллио. 1534-1538. - С.6-7. Владимир Легойда. Как вести себя сегодня? [Мы с трудом привыкаем жить, как учит Евангелие — не заботясь о завтрашнем дне (Мф 6:34). Как правило, мы все-таки предпочитаем просчитывать свою жизнь вперед хотя бы на небольшую перспективу. И сколько ни говори: если хочешь насмешить Бога, расскажи Ему про свои планы, — к такой установке мы внутренне не готовы. Вопрос, можно ли к ней вообще подготовиться? Наверное, от человека зависит. И от того, в чем для него цель такой подготовки. В знаменитых «Письмах Баламута» Клайва Стейплза Льюиса есть замечательное рассуждение о христианском беспокойстве по поводу будущего — вложенное, согласно задумке повести, в уста старого беса Баламута, по понятным причинам называющего Бога «Врагом»: «Конечно, и для Врага важно, чтобы человек думал о будущем.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-248...

Затем Ярошевская переходит к обсуждению проблемы крещения детей с отклонениями в современной церковной практике католической и православной церквей. Так, она приводит мнение спикеров Радио Ватикана, утверждающих, что ребенок с тяжелыми патологиями является человеческим существом. Говоря о практике Русской православной церкви, она справедливо отмечает, что однозначного подхода к этой проблеме в ней нет. Далее она цитирует слова священника Георгия Кочеткова, сторонником позиции которого она, по всей видимости, является: «…[Если] младенец совсем не проявляет свойственных его возрасту адекватных человеческих реакций, то даже “страха ради смертного” нельзя крестить и его, ограничиваясь в лучшем случае (т. е. если есть реальная надежда на обретение им человеческого образа в будущем) молитвами чина 40-го дня — 1-го оглашения» [с. 68]. В заключение автор делает вывод, согласно которому предложенное свт. Петром Могилой решение крестить младенца с патологией в условной формуле ради того, чтобы похоронить его в освященной земле, «вступает в неразрешимое противоречие с духом и смыслом крещенских молитв» [с. 69]. И, хотя Ярошевская не проговаривает этой мысли совсем уж напрямую, из написанного ей ранее становится очевидным, что она: а) не считает детей с тяжелыми патологиями носителями человеческого облика. б) понимает крещение не как таинство, избавляющее человека от первородного греха и проклятия смерти, а как обет, приносимый человеком Богу в сознательном возрасте. В этой рецензии я не буду касаться пункта «б» и сосредоточу все свое внимание на пункте «а». Позиция Ярошевской и цитируемого ей священника Георгия Кочеткова может показаться аморальной и несправедливой большинству современных православных читателей. Однако следует признать, что ни Ярошевская, ни Кочетков не являются ее авторами, но ее корни произрастают из самых недр православной традиции. Так, значительная часть святых отцов интерпретировала наличие образа Божьего в человеке как присутствие в нем разумной способности: «“Создадим человека по образу Нашему”, т. е. дадим ему превосходство в разуме» (Василий Великий, Беседы на Шестоднев, 10). Большинство из них считали, что разумная способность является неотъемлемой частью человеческой души (см. напр. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры II, 12). Почти все святые отцы, высказывающиеся по этому вопросу, считали, что несформировавшийся эмбрион не является человеческим существом (подробнее см. URL: http://vk.com/wall-111677185_49918 ). Наконец, в самой Библии убийство нерожденного младенца не приравнивается к убийству полноценного человеческого существа (см. напр. Исх. 21:22–25).

http://bogoslov.ru/article/6027991

И на современных пастырях лежит священная, непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о Святом Крещении тем, которые приняли Таинство в младенчестве и потому не имеют о Таинстве никакого опытного знания. Дар получен ими: отчет в употреблении Дара неминуем. Благовременное приготовление к отчету нужно, крайне нужно! Небрежное и невежественное владение Даром влечет за собою самые бедственные последствия. Кто не употребит Дара по желанию и повелению Дародателя, кто не разовьет в себе благодати Крещения деятельностию по евангельским заповедям, но скроет врученный ему талант в земле — то есть закопает, похоронит благодать Крещения, уничтожит в себе всякое ее действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям — у того отнимется благодать Крещения на суде Христовом. Недостойный владетель ее ввергнется во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубов [ 1118 ]. Чтоб иметь должное понятие о важном значении Святого Крещения, надо проводить жизнь богоугодную, евангельскую: одна она с должною ясностию и удовлетворительностию открывает христианину тайны христианства [ 1119 ]. Крещение — неповторяемое Таинство. Исповедую едино Крещение во оставление грехов, возвещает православный Символ Веры. Как рождение в бытие может совершиться однажды, так и рождение в пакибытие — Крещение — может совершиться однажды. Как различные недуги, приключающиеся человеку по рождении, наветующие, потрясающие, разрушающие его бытие, врачуются различными лекарствами, находящими свою опору в жизненной силе, сообщенной с бытием, так и различные согрешения, совершенные после Крещения, наветующие и расстраивающие духовную жизнь человека, врачуются покаянием, которого действительность основывается на благодати Святого Духа, насажденной в человека Святым Крещением, и заключается в развитии этой благодати, подавленной и заглушённой согрешениями. «Христос, — говорит преподобный Марк Подвижник, — как совершенный Бог даровал крестившимся совершенную благодать Святого Духа, которая не приемлет от нас приложения, но открывается нам и является по мере делания заповедей, и подает нам приложение, чтоб все мы достигли в соединение веры, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» [ 1120 ]. Под соединением веры разумеется здесь поглощение всей деятельности христианина верою, причем вся деятельность служит выражением духовного разума или Евангелия. «Итак, что ни приносим Ему (Христу), по нашем возрождении (Крещением), все уже от Него и Им было насаждено в нас (при Таинстве Крещения)» [ 1121 ]. 6. Об обновлении искупленного естества, в случае его повреждения, покаянием

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ирмос: Часть моя еси, Господи,/и слава лица моего:/Ты бо мя из тьмы неведения/един избавил еси Богоразумием,/и Тебе молюся, Христе:/даруй рабу Твоему мир,/яко Человеколюбец.  Припев: Святый благоверный великий княже Доманте, моли Бога о нас. Благословением Святыя Горы инока, единоутробнаго твоего брата,/Божий свет Трисолнечныя Троицы вселися в твое сердце/и Своего Божества дом тя показа, блаженне.  Припев: Святый благоверный великий княже Доманте, моли Бога о нас. Иже святую Твою память радостно от души творящих/скорби премени и душеспасительная подаждь прошения.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Законом благоверия научився, премудре,/ревнитель благочестия садителю Владимиру был еси,/идольскую лесть низложив,/Троицы был еси селение Пречистей.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Многогрешнаго Твоего раба, Богородице, не отрини моления и прошения,/аще и недостойне молящася, Владычице,/избави мя лютых страстей моих/и уз прегрешения злаго.  Песнь 6 Ирмос: Якоже пророка Иону/от кита избавил еси, Христе Боже,/и мене из глубины прегрешений/возведи и спаси мя, Едине Человеколюбче.  Припев: Святый благоверный великий княже Доманте, моли Бога о нас. Святейшаго во святых Бога познав, премудре княже Доманте,/о граде твоем Пскове молися,/и о иже верою живущих в нем,/избавится от всяких зол,/да твою память вси благочестно почитаем.  Припев: Святый благоверный великий княже Доманте, моли Бога о нас. Яко пресветлая двоице,/яко пречестная верста и богосочтанная,/Христу от души поработасте в жизни своей, пречестнии,/ходяще по заповедей Его.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Царие и князи, священницы и вельможи,/старцы с юнотами и всяк возраст, светло предъиграйте,/память премудраго князя Доманта в песнех величающе.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Служителя тайне, Архангела слышала еси,/в утробе вмещение Невместимаго приимши,/мы же Гавриилово вещание приносим:/радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою/и Тебе ради с нами.  Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Патриарх Кирилл: Подвиг родителей имеет огромное значение Москва, 6 декабря 2015 г.      «Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, — крещение — отрывается от всей дальнейшей жизни», – отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. «Сегодня, – подчеркнул Предстоятель, – задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей — в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть предображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом». 6 декабря 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/88463.html

Благодать даруется по вере одних другим: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Так точно по вере восприемников дается благодать приносимым младенцам. Детям обещана благодать прощения грехов в крещении: «вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:39 ). Спаситель называет детей верующими в Него: «... кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:1–6 ). О крещенных детях говорит ап. Иоанн: «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине» ( 2Ин.1:4 ). Крещение как бы одежда, отличающая христианина от всех иноверцев: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Как одежда прикрывает наготу, так и крещение прикрывает наготу души Христовой благодатью. Почему же сектанты лишают детей этой духовной Христовой благодатной одежды? Как одежда украшает тело человека, так и крещение украшает душу благодатью. Почему же сектанты лишают детей Христова покрова и украшения? Как одежда отличает мужчину от женщины и друг от друга, так и крещение отличает христиан от нехристей. Почему же сектанты лишили детей крещения, этого отличая Христова, так что их не отличишь ныне от язычников? Посему должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы лишаете детей ваших благодати Христовой в крещении? Неужели не верите, что благодать Божия может действовать и на детей? Если вы говорите, что при Апостолах не было крещения детей, то скажите, кто и когда его завел, ибо мы знаем и история знает, кто какую новость завел в делах веры? Укажите такое время, когда в Церкви не было крещения, а мы вам всегда докажем от истории, что крещение всегда было в Церкви? (см. о сем в «Добр. исп.» подробное изложение). Где вы нашли в Писании позволение крещеных христиан перекрещивать? Неужели забыли, что «одно крещение» ( Еф.4:5 ). Разбор возражений сектантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В другом месте, касаясь той же самой темы (она проходит во многих посланиях апостола Павла) читаем: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога». Загадочная фраза: «Законом я умер для закона». — То есть я умер вместе со Христом, и по закону я умер для закона. Я уже мертвый с точки зрения закона. Поэтому он уже не имеет надо мной власти, как не имеет власти муж над женой: если он умер, она свободна выйти за другого человека, быть в новом браке. Крещение не только смерть, но и воскресение. Воскресение — абсолютная победа над властью греха. Поэтому, если была бы только смерть Христа, но не было бы Воскресения, тогда, говорит Павел, мы были бы самыми жалкими из людей. Итак, во Христе закон достиг цели. Предыдущие жертвы были образами, а тот Агнец, Который берет на себя грех мира, — это именно Иисус из Назарета. Вы помните место из Евангелия от Иоанна: «На другой день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». Между прочим, в Библии впервые слово «агнец» встречается именно в сцене жертвоприношения Авраама, когда Исаак спрашивает: вот дрова, а где же агнец для всесожжения? «Бог усмотрит Себе агнца», — отвечает Авраам. Это не случайное совпадение: агнец — это ягненок, приносимый в жертву, и именно этим словом Иоанн Креститель называет Христа. Итак, на Кресте, этим страданием, этой смертью, достигается примирение человека с Богом. Не на внутренних переживаниях основано это примирение, не на нашем чувстве или его отсутствии, а на факте жертвы Христа, факте Его смерти и Воскресения. Каждый раз на Евхаристии мы можем вспоминать слова апостола Павла: «Когда едим Хлеб сей и пьем Чашу сию, смерть Господню возвещаем доколе приидет». В высшем смысле можно сказать, что Евхаристия есть поминальная трапеза, на которой мы вспоминаем и Завет, заключенный с нами на Тайной Вечере, и смерть Иисуса Христа, и Его Воскресение. Итак, по отношению к закону мы умерли вместе со Христом, мы на новом пути — пути, который называется Христос. Мы вступили в новый храм, с живым Христом. Теперь Он работает над нами, а не закон. «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым», — то есть вместе со Христом, — «чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» ( Рим.7:4 ). Это значит: мы приносим плод тем, что отождествляемся со Христом, мы избираем Его путь, как то, для чего мы, собственно, и живем.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Если же сектанты скажут, что рожденным от Бога называется также « всякий верующий, что Иисус есть Христос » ( 1Ин.5:1 ), то мы спорить не будем, но предложим им пояснить, что необходимо разуметь под верой? Господь сказал: « Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас » ( Мф.17:20 ). Если признать рожденными от Бога и не делающими греха тех, которые имеют такую степень веры, то это верно; но едва ли сектанты, при всей своей гордыне, осмелятся так говорить о себе. Рассмотрим возражения сектантов против некоторых таинств в отдельности. 2. Таинство крещения Как известно, сектанты совершают крещение, но таинством его не считают. Крещение у сектантов только видимый знак вступления человека в общество сектантов. Другою особенностью является то, что сектанты крестят только взрослых, крещение же младенцев отвергают. Β доказательство своего учения, о некрещении младенцев сектанты, говорят, будто крестить младенцев нельзя потому, что они не имеют личной веры. При этом сектанты ссылаются на следующие места св. Писания: 1) Мк.16:16 . «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Но Православная Церковь совершает крещение младенцев по вере приносящих их. Господь же, как видно из Писания, вменяет веру приносящих приносимым. « Иисус, видя веру их , (людей, принесших расслабленного) говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои » ( Мк.2:5 ). Укажем также, как по вере сотника Господь исцелил его больного слугу, сказав при этом: « И во Израиле не нашел Я такой веры » ( Мф.8:10 ) и как исцелил Господь глухонемого бесноватого отрока по вере его родителя, сказав последнему: « если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему » ( Мк.9:23 ) и, т. д. 2) 1Петр.3:23 . « Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести ». А так как дети, говорят сектанты, не могут давать обещания, то крестить их нельзя. Но если так, то почему же возможно было в Ветхом Завете обрезание младенцев? Ведь и обрезание также предполагало известное обещание человека при заключении завета с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

( ) 191 В – Но кто же говорил жене самарянке: Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся ( Ин.4:22 )? И потом, как может принимать поклонение Тот, Кто причисляет Себя к поклонникам? 192 ( А – Однако, друг мой, ты уж слишком часто произносишь это словечко «кто», не знаю для чего отысканное невежами. Ведь никак не разделился Христос.) 193 А Тот, Кто говорил с этой женой, был один и единственный Господь Иисус Христос, неизреченно составленный из поклоняющегося человечества и из принимающего поклонение Божества 194 . Подобное этому можно, конечно, сказать и иным образом. А именно, поскольку Он есть Бог, Его можно считать Самим Господом славы; а поскольку Он стал человеком, который прославляется Богом по причастию, Он нуждается в славе, говоря: Отче, прославь Сына Твоего ( Ин.17:1 ). Но один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ). Значит, подобно тому, как есть одна вера во Христа и поистине одно крещение, хотя мы крестились и уверовали в Отца и Сына и Святого Духа, таким же точно образом и на таком же основании есть одно поклонение Отцу, и вочеловечившемуся Сыну, и Святому Духу. И Единородный никак не будет лишен того поклонения, которое должно быть приносимо Ему как от нас самих, так и от святых ангелов, даже если Он стал плотью и обитал с нами (ср. Ин.1:14 ) и наименован Первородным между многими братьями (ср. Рим.8:29 ). Не стоит ли рассмотреть, каким впредь могло бы быть слово веры (ср. Рим.10:8 ) о Нем? Ведь те, кто предпочтут истинное рассуждение, не смогут утверждать, будто мы уверовали только в Слово, рожденное от Бога, обнажая Его тем самым от плоти. В свою очередь и мы не минуем этого вопроса, но дадим и объяснение. ( В – Какое именно?) 195 А – Дело в том, что мы верим ни в одного из подобных нам, ни, разумеется, в человека, но мы верим в Бога по природе и истине в лице Христа. Такому суждению будет способствовать и мудрый Павел, который пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] светом познания славы Его, в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А в одной из молитв Литургии о Христе говорится, что Он есть «приносящий и приносимый, и принимающий и раздаваемый». То есть Господь Сам приносит жертву, и Он же Сам Жертва, и Он же Жертву принимает, и Он же Ее раздает. НАСЛЕДНИКИ ВОСКРЕСЕНИЯ Жертва, которую раздает нам Христос, - это Он сам, приходящий к нам в Таинстве Причащения на Литургии. И все, о чем мы читаем в Евангелии, все, о чем говорит церковное учение, в полноте выражено в Литургии, ибо она открывает нам Иисуса Христа, Господа, Который стоит в центре Писания, о Котором учит Церковь и Который является ее - Церкви - главой. И каждый раз во время совершения Великого входа Божественная литургия являет нам Иисуса Христа, Который восходит в Иерусалим, где Он примет страдания. Входит в земной Иерусалим, чтобы претерпеть страдания и смерть, чтобы затем победить смерть воскресением и взойти - вознестись в Иерусалим небесный. Именно такое символическое толкование Великого входа отражено в тех действиях, которые совершает священник, возвращаясь с амвона в алтарь, и в тех тропарях, которые при этом читает. В этих молитвословиях вспоминается снятие Тела Господа с Креста и положение Его во гробе - «источнике нашего воскресения». А поставленные на Престол Чаша и Дискос с вином и хлебом, которые затем станут истинным Телом и Кровью Христа, сейчас покрываются возду?хом, что символизирует покрытие Тела Господа чистой Плащаницей. Воскресший и вознесшийся во Славе Христос Бог открывает нам Себя и призывает всех войти в Его Царство, которое уже явлено на земле в Христовой Церкви и ее таинствах. В Крещении и Причащении нам таинственно даровано прикоснуться к страданиям Господа и к Его славе. О Крещении апостол Павел говорит так: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Смысл этих слов становится яснее, если иметь в виду, что греческое слово «???????» («баптизо»), которое на славянский и русский языки переводится как «креститься», по-гречески буквально означает погружение: «погружаясь в Иисуса Христа, мы погружаемся в Его смерть». Мы соединяемся с Христом умершим - и всегда живым - и, значит, становимся причастными и к Его Воскресению. Апостол Павел говорит: «Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Христос всегда воскресший! И приступая к Чаше Евхаристии, мы приступаем ко Христу живому, Который две тысячи лет назад в преддверии ветхозаветной Пасхи шел с учениками в Иерусалим, чтобы там принести Себя в жертву, стать «искуплением для многих», стать для нас Пасхой Нового Завета. Иерей Михаил Браверман

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010