Относительно этого вопроса надобно прежде всего заметить, что наставления в вере, какие предлагаемы были Апостолами пред крещением возрастных, были кратки: подробное же изучение веры предоставлялось последующему времени. Так, Апостол Павел называет свое поучение, предложенное новообращенным ученикам, млеком, а не твердой пищей: я не мог говорить с вами, братья, – пишет он к Коринфянам, – как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею; ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах ( 1Кор. 3:1–2 . Евр. 5:11–14 ). А это показывает, что, по смыслу Апостолов, вера и покаяние могут восполняться и после Крещения. Тем более недостаток веры и покаяния в младенцах, как естественный самому возрасту их, не должен быть препятствием к совершению над ними Крещения: недостаток веры в младенцах может быть заменяем верой их родителей и восприемников. Так учит и Катехизис:  «младенцев крестят», – говорит он, – «по вере родителей и восприемников, которые притом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» . И что во времена Апостолов действительно были крещаемы и младенцы, это видно из того, что Апостолы крестили целые семейства, как, например, семейство темничного сторожа ( Деян. 16:33 ), семейство Криспа ( Деян. 18:8 ), дом Стефанов ( 1Кор. 1:16 ), в которых, без сомнения, были и дети. Далее: известно, что заповедь Спасителя о Крещении дана без ограничения в отношении к детям; следовательно, отказывать младенцам в Крещении, значит произвольно нарушать или ограничивать заповедь Спасителя. Это же, т.е. отказ младенцам в Крещении, будет значить то, чтобы считать младенцев неспособными к царствию Божию, потому что только Крещение есть дверь в Царствие Божие; но не так учит о детях Сам Спаситель, Который с любовью благословлял приносимых к Нему младенцев и говорил: таковых есть царство небесное (Мф. 19:13–15). В Катехизисе необходимость крестить младенцев обосновывается на следующих словах Апостола к верующим: вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении ( Кол. 2:11–12 ). По объяснению Катехизиса, – «Из этих слов очевидно, что Крещение в Новом Завете заступает место обрезания; а так как в Ветхом Завете обрезание совершаемо было над восьмидневными младенцами, то таким же образом над младенцами должно быть совершаемо и Таинство Крещения» . Урок 48-й

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Его Сиятельства г. Обер-Прокурора, следующего содержания: г. Министр Государственных Имуществ сообщает, что из имеющихся в Министерстве Государственных Имуществ сведений, между прочим, усмотрено, что в некоторых губерниях раскольники-старообрядцы, как приемлющие священство, так и не приемлющие оного, хотя и представляют рождающихся у них детей для крещения приходским православным священникам, но не смотря на то и записку в метрические книги, дети сии воспитываются родителями в расколе и остаются в последствии раскольниками и что для отвращения сего, по возможности, Государь Император, по представление г. Министра Государственных Имуществ, в 24 день декабря 1843 года, Высочайше повелеть соизволил, чтобы со стороны духовного и гражданского начальств исполнялось по сему предмету следующее: 1) сообразно с правилами церкви и христианской благости, приходским священникам следует совершать Св. Крещение над теми из раскольнических детей, которые будут для того к ним приносимы; но при сем случае они обязаны делать благостные внушения родителям о важности сего таинства и о необходимости по совершении оного соблюдать правила, церковью установленные, и затем должны продолжать духовные свои назидания, дабы те православный дети были причащены Святых Христовых Таин и, по достижении надлежащего возраста, могли поступать и в домашние у священников училища, на основании изданных от Святейшего Синода в 1836 году правил и 2) о всяком из раскольнических детей, крещаемом по уставу православной церкви, священники обязаны уведомлять местную полицию (городскую, земскую или сельскую по принадлежности), как для сведения и отметки в семейных списках, так и для зависящего в свое время наблюдения, чтобы таковые дети, над которыми совершено Св. Крещение, в последствии исполняли христианские обязанности по правилам православной церкви. Г. Обер-Прокурор объявляет о таковом Высочайшем повелении Святейшему Синоду к зависящему распоряжению, присовокупляя, что Генерал Адъютант Граф Киселев дал знать об оном управляющему палатами Государственных Имуществ, для надлежащего исполнения со стороны сельской полиции по казенным селениям, где имеются раскольники, и сообщил Министру Внутренних Дел. Приказал и: вышеизъясненное Высочайшее повеление объявить всем Преосвященным епархиальным Архиереям с тем, чтобы приходскому духовенству преподаны были надлежащие наставления в точном смысле того Высочайшего повеления и чтобы за непременным исполнением оного Преосвященные имели с своей стороны неослабное наблюдение 51 . Февраля 18 дня 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воронеж. Е. В. 1894, 5; Оренбургской Дух. Консисторией было обращено внимание духовенства епархии на то допускаемое им упущение в статьях о присоединенных из раскола, что в этих статьях нет иногда никакой записи в графе о восприемниках, где бы следовало записывать свидетелей факта присоединения (Оренб. Е. В. 1890:3). О каждом случае присоединения раскольника к православию должно уведомлять то гражданское начальство, в ведении коего присоединившееся лицо состоит, для исключения его из списков раскольников (Отнош. Канцелярии Г. Обер-Прокурора Св. Син. секретарям Консисторий 13 февр. 1893 г., 652 см., наприм., Моск. Е. В. 1893:12). Сообразно с правилами Церкви и христианской благости приходским священникам следует совершать св. крещение над теми из раскольнических детей, которые будут для того к ним приносимы; но при сем случае они обязаны делать благостные внушения родителям о важности сего таинства и о необходимости при совершении оного соблюдать правила, Церковью установленные и затем должны продолжать духовные свои назидания, дабы те православные дети были причащены св. Христовых Тайн и, по достижении надлежащего возраста, могли поступать и в домашние священников училища, на основании изданных от Св. Синода в 1836 г. правил (см. Уст. Дух. Кон., 14 ст. и Высоч. утв. в 1884 г. прав. цер.-прих. шк.); о всяком из раскольнических детей, крещаемом по уставу православной Церкви, священники обязаны уведомлять местную полицию (городскую, земскую или сельскую – по принадлежности), как для сведения и отметки в семейных списках, так и для зависящего в свое время наблюдения, чтобы таковые дети, над которыми совершено св. крещение, впоследствии исполняли христианские обязанности по правилам православной Церкви (Ук. Св. Син. 1844, II, 18, 45 На основании Высоч. повеления 15 мая 1852 г. дети раскольников безпоповщинской секты, обратившиеся с ними в единоверие, признаются законными, хотя бы в единоверие обратился один из родителей, т.е. мать или отец (Реш. Кас. Департ. 1880 г. 272 см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (62, 2), благодать таинств добавляет к освящающей благодати в широком смысле этого слова нечто такое, что производит особое следствие, к которому определено [то или иное] таинство. Таким образом, с точки зрения благодати в широком смысле слова даруемая в этом таинстве благодать не отличается от той, что даруется при крещении, но [просто] укрепляет то, что уже есть. С другой стороны, если понимать благодать как добавляющую что-то сверх того, что уже есть, то тогда каждая благодать отличается по виду от другой. Раздел 8. ВСЕМ ЛИ НАДЛЕЖИТ СООБЩАТЬ ЭТО ТАИНСТВО? С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что это таинство нельзя сообщать всем. В самом деле, как мы уже показали (1), это таинство предлагается для дарования некоторого превосходства. Но не все обладают тем, что приличествует превосходству. Следовательно, это таинство нельзя сообщать всем. Возражение 2. Далее, посредством этого таинства человек духовно подвигается к совершенному возрасту. Но совершенный возраст несовместим с детством. Следовательно, по крайней мере, детям его сообщать нельзя. Возражение 3. Далее, как сказал папа Мельхиад, «после крещения мы укрепляемся к битве». Но женщины не способны биться по причине слабости их пола. Следовательно, женщинам сообщать это таинство нельзя. Возражение 4. Кроме того, папа Мельхиад говорит: «Приносимой духовным возрождением пользы достаточно для тех, которые находятся на пороге смерти, однако стремящиеся к победе нуждаются в благодати конфирмации. Ведь тех, кому уготованы борения и битвы мира сего, конфирмация вооружает и укрепляет. Ате, которым предстоит умереть, сохранив незапятнанной приобретенную при крещении невинность, утверждаются смертью, поскольку по смерти никто не грешит». Выходит, что это таинство нельзя сообщать находящимся на пороге смерти и, следовательно, его нельзя сообщать всем. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что нисшедший Святой Дух «наполнил весь дом», что является обозначением Церкви, а ниже добавлено, что «исполнились все Духа Святого» ( Деян. 2, 2, 4 ). Но это таинство сообщается для того, чтобы мы получили эту полноту. Следовательно, его надлежит сообщать всем членам Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

б) Вступление православных лиц в раскольнический брак обязывает духовное начальство, прежде всего, к увещанию брачившихся, по правилам 4 ноября 1863 г. (ср. 21 ст. Уст. Дух. Конс., т. XIV Уст. о пред. и прес. прест. 56–58 ст.). Затем, не ранее, как по сознании ими своего заблуждения, духовный суд может наложить на них епитимью за любодейное сожитие в отвергаемом церковью браке; до тех же пор, суждение их в духовном ведомстве за любодейство было бы преждевременным, ибо доколе они, не склоняясь еще на увещания, состоят в раскольническом браке, изъятом из ведомства духовного суда, они суть совращенные, упорствующие в расколе и подлежат только увещаниям. По испытании над совращенными силы духовных увещаний, духовное начальство может требовать исследования о совращении в светском ведомстве, указав на совратителей и совращенных (Наставл. 1858 г. §§ 11 и 12). После сего совратители должны подлежать уголовному суду, которому, однако, не предоставлено законом права судить совращенных, так как они, по силе ст. 56 т. XIV Уст. о пред. и прес. прест., подлежат не уголовному наказанию, а духовному увещанию к оставлению заблуждений и к возвращению в лоно Церкви (Цирк. ук. Св. Син. от 31 мая 1888 г. 8). 13 Сожительство раскольников вследствие брака, по обряду их вероучения заключенного, не может подлежать уголовному наказанию по 994 ст. Улож. (Реш. Сената 1882 г. 2, Шашкова). 3 Свод Законов Российской империи. Изд. неофициальное. Под редакцией Волкова и Филиппова. С. ПБ. 1899 г. 14 Брак православной девицы или вдовы с раскольником, венчанный по раскольническому обряду, не признается действительным, а рожденные от сего брака дети должны писаться при матери (Ц. Вед. 8, 1896 г., в Прибав. стр. 313). 15 Государь Император, по представлению Г. Министра Госуд. Имущ., в 24 д. декабря 1843 г., Высочайше повелеть соизволил, чтобы со стороны духовного и гражданского начальств исполнялось следующее: 1) сообразно с правилами церкви и христианской благости, приходским священникам следует совершать св. крещение над теми из раскольнических детей, которые будут для того к ним приносимы; но при сем случае они обязаны делать благостные внушения родителям о важности сего таинства и о необходимости по совершении оного соблюдать правила, Церковью установленные, и затем должны продолжать духовные свои назидания, дабы те православные дети были причащены Св. Христовых Таин и, по достижении надлежащего возраста, могли поступать и в домашние священников училища, на основании изданных от Св. Синода в 1836 г. правил, и 2) о всяком из раскольнических детей, крещаемых по уставу правосл. Церкви, священники обязаны уведомлять местную полицию (городскую, земскую или сельскую по принадлежности) как для сведения и отметки в семейных списках, так и для зависящего в свое время наблюдения, чтобы таковые дети, над которыми совершено св. крещение, впоследствии исполнили христианские обязанности по правилам правосл. Церкви (по Высоч. повелен. ук. Св. Синод. 18 февр. 1844 г. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Аминь. Т.е. между современниками Иисуса Христа. Беседа 25   " Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " (Иоан. 3:5).   1. Никодим не понял слов Спасителя потому, что хотел рассуждать о духовных предметах по-человечески. - Если человек не рождается от воды и Духа, он не может войти в Царство Небесное. - 2 и 3. Вера в невидимое. - Различие между первым и вторым творением. - В первом творении Творец воспользовался землей для создания человека; во втором Св. Дух пользуется водою. - Первый человек был создан с душою живою, второй исполнен Духа животворящего. - Первый человек нуждался в помощи, второй, получая благодать Духа Святого, не нуждается ни в какой иной помощи. - Почему вода нужна для крещения? - Обряд крещения. - Великие тайны, совершенные для нас Иисусам Христом, как побуждения для нас вести добрую жизнь. Оглашенные и их положение в отношении к верным. - Польза милостыни и даров, приносимых Иисусу Христу и малым сим.   1. Малые дети каждый день ходят к учителям, берут уроки и дают в них отчет, и не прерывают этого занятия; бывает и то, что они к дням присоединяют и ночи; и вы заставляете их делать это из-за предметов тленных и временных. Но от вас, людей возрастных, мы не требуем такого труда, какого вы от своих детей. Не каждый день, а только два дня в седмицу мы приглашаем вас к слушанию поучений и притом только на малую часть дня, чтобы облегчить для вас этот труд. Для того и содержание Писания мы разделяем на малые части, чтобы вы удобнее могли усвоять их, влагать в сокровищницу разума и так запечатлевать в памяти, чтобы  вы и сами могли передаваь все (другим) в точности, если только не будет кто слишком сонлив и нерадив или ленивее малого отрока. Итак, приступим опять к продолжению прежде сказанного и посмотрим, как Никодиму, ниспавшему долу, прилагающему слова Христовы к земному рождению и говорящему, что невозможно устаревшему человеку снова  родиться, Христос открывает яснее образ этого рождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Дети раскольников подлежат записи в метрическую книгу в таком только случае, если брак их родителей записан в такой книге 8 . (Ст. 949, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899 г.). Примечание. Дети, рожденные от раскольнических браков до 19 апреля 1876 г., могут быть записываемы в метрическую книгу и в том случае, когда родились прежде записи брака их родителей, если происхождение их от брачного союза, впоследствии записанного, равно как время их рождения, будут удостоверены означенными в §18 свидетелями. (Примеч. к 1949 ст. Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899г.). 16 . Записанные в метрические книги дети раскольников признаются законными. (Ст. 950, Т. IX, Св. Зак. о Сост., изд. 1899г.). Примечание 1. Государь Император, по представлению г. министра государственных имуществ, в 24 день декабря 1843 г., Высочайше повелеть изволил, чтобы со стороны духовного и гражданского начальств исполнялось следующее: 1) сообразно с правилами Церкви и христианской благости, приходским священникам следует совершать Св. Крещение над теми из раскольнических детей, которые будут для того к ним приносимы; но при сем случае они обязаны делать благостные внушения родителям о важности сего таинства и о необходимости по совершении оного соблюдать правила, Церковью установленные, и затем должны продолжать духовные свои назидания, дабы те православные дети были причащены Св. Христовых Таин и, по достижении надлежащего возраста, могли поступать и в домашние священников училища, на основании изданных от Св. Синода в 1836 году правил, и 2) о всяком из раскольнических детей, крещаемом по уставу Православной Церкви, священники обязаны уведомлять местную полицию (городскую, земскую или сельскую по принадлежности), как для сведения и отметки в семейных списках, так и для зависящего в свое время наблюдения, чтобы таковые дети, над которыми совершено Св. Крещение, впоследствии исполняли христианские обязанности по правилам Православной Церкви. (По Высоч. пов ук. Св. Син. 18 февр. 1844 г. Примечание 2. Внесть запись в приходские метрические книги о крещении в православии детей раскольников, священники могут только в том случае, если брак родителей-раскольников крещенного ребенка записан в установленные для сего полицейские книги или если они значатся мужем и женою по сказкам 10-й народной ревизии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sbornik-...

Сейчас диакон дал возглас: «Оглашенные, изыдите!» Оглашенными в первые века христианства называли тех людей, которые еще не были крещеными. А надо сказать, раньше крестились в совершеннолетнем возрасте, и прежде чем креститься, надо было изучить христианское учение, то есть огласиться. Эти оглашенные не могли находиться в церкви во время литургии верных. При возгласе диакона: «Оглашенные, изыдите!» – они все выходили из церкви. Сейчас это и к нам относится, то есть мы должны подумать: «Да, мы стали хуже оглашенных... Опомнимся, покаемся, чтобы нам не выйти в этот момент из храма и чтобы мы имели возможность помолиться в покаянии, с умиленною душою, вместе с верными». Чин исповедания Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Славе Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (3 раза). Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, помилуй (3 раза). Слава, и ныне. Отче наш: яко Твое есть Царство. Господи, помилуй (3 раза). Слава, и ныне. Псалом 50-й. Верую. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Господу помолимся. Господи, помилуй. Боже Спасителю наш, Иже пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление дарований, и Манассиину в покаяние молитву приемый, Сам и раб Твоих (назовите свои имена), кающихся, о нихже содела согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй их вся содеянная, оставляяй неправды и превосходяй беззакония. Ты бо рекл еси, Господи, хотением не хощу смерти грешника, но яко еже обратитися, и живу быти ему: и яко семьдесят седмерицею оставляти грехи. Понеже яко величество Твое безприкладное, и милость Твоя безмерная. Аще бо беззакония назриши кто постоит, яко Ты еси Бог кающихся, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вставай, страна огромная... 08.03.2006 370 Время на чтение 6 минут Многие россияне считают сегодня, что живем мы хорошо: хлебом и зрелищами обеспечены. И даже самые бедные люди и бомжи сытно питаются из мусорных ящиков, со свалок и на " подайте Христа ради " . А доступный всем телеэкран веселит и забавляет круглые сутки. И мало кого, даже умных, интересует: куда мы идем, что с нами, нашими детьми и внуками и последующими поколениями будет? Что есть грехи и каково их влияние КАК известно, при совершении каждого греха выделяется энергия зла, которая, войдя в человека, остается в нем, если она не удалена на исповеди, и продолжает приносить вред человеку и его ближним: разрушает их телесные органы и духовное здоровье. При совершении грехов энергия зла в человеке суммируется и накапливается, а приносимый ею вред возрастает. При повторении отдельных грехов они становятся хроническими, когда человек не может не грешить. Многие недооценивают и даже легкомысленно относятся к своим грехам и заражению грехами своих ближних. Представьте себе, что ваш ребенок или взрослый близкий человек заражен и болеет несколькими грехами и не может при наличии соблазнов не грешить или ищет эти соблазны. Может ли в этих случаях ваша жизнь быть благополучной и счастливой? Поскольку все мы более или менее умножаем и накапливаем в обществе энергию зла и мало от нее очищаемся, то наше общество становится все более озлобленным и криминальным со многими известными сегодня негативными последствиями. Поэтому духовно-нравственное воспитание народа стало важнейшей задачей России. Духовно-нравственная эпидемия В ПРЕЖНИЕ времена основная защита от грехов состояла в укреплении веры народа. Тогда большинство было крепко верующими православными людьми. А в наше время очень много крещеных, заявляющих себя верующими, но они почти все легко совмещают веру в Бога с грехами. И среди них очень мало тех, кто на самом деле исповедует веру, кто в ситуациях выбора, кому угодить, Богу и Отечеству или себе, угождают обычно своему греховному желанию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

§ 62 При этом новое метрическое свидетельство о лице, о коем уже выдано таковое, выдается не иначе, как по представлении законных доказательств об утрате прежнего. Если о таком лице сведения из метрических книг требуются присутственным местом, то при сообщении сего сведения уведомляется, что свидетельство это было выдано уже и когда именно (Св. Зак. т. IX, ст. 1577). Постороннее лицо, желающее получить метрическое свидетельство о другом, обязано представить от сего последнего или от родственников его законную доверенность (там же ст. 1578). Кроме этого, в случае крещения детей у лиц нижних воинских чинов, живущих по билету, священники должны на каждом таковом билете отмечать непременно о рождении того или другого младенца, с точным обозначением времени его рождения, имени крещаемого, церкви, где совершено крещение, лица крестившего и т. д. (срав. Св. Зак. т. X, ч I, ст. 22 с примечанием). Все, делаемые в паспортах и билетах, надписи не подлежат оплате гербовым сбором (Ук. Св. Синод. 1877 г 23–30 Сент.) Впрочем настоящие метрические свидетельства, чтобы они имели законный ход в учебных, например, заведениях или при поступлении на службу и при ведении разных исков и т. п., выдаются только из Консистории(Св. Зак. т. IX, ст. 1574). Для этого желающие получить такого рода свидетельство обязаны 1) подать в Консисторию прошение на гербовой бумаге в 40 коп. или на простой бумаге с наклейкой гербовой марки в ту же сумму (Уст. о герб. сборе, гл. II, 6 п. 1), 2) приложить при сем же лист гербовой бумаги в 60 коп. или гербовую марку в ту же цену – для справок (там же, п.2 в) и 3) приложить таковой же другой лист бумаги или марку – для написания самого требуемого документа (там же). Без приложения означенных бумаг или марок, никакие документы никому не могут быть выдаваемы, за исключением только метрических свидетельств о рождении и крещении младенцев, приносимых в воспитательные дома Опекунского Совета ведомства ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ, и о рождении и крещении детей нижних воинских чинов и т. п., о которых мы говорили (см. выше § 61.)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010