С. Paparrigopulo. Histoire de la civilisation hellenique. Paris 1878 p. 194. Об этом любопытном вопросе речь будет ниже. F. Gregorovius. Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter von der Zeit Justinian " s bis zur turkischen Eroberung. Stuttgart, 1889. Bd. I, S. XVIII- XIX. N. Н. Baynes (ed.). A Bibliography of the Works of J. B. Bury. Cambrige, 1929. Это прекрасная работа. На страницах 1-124 приведена биография Бьюри; на с. 124 - некролог; на с. 125-175 - полная библиография его трудов. J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395-800), London, 1889, vol. I, preface, p. VII. J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... vol. I, p. 1. cm. Также: G. Ostrogorsky. Die Perioden der byzantinischen Geschichte. - Historische Zeitschrift, Bd. CLXIII, 1941, S. 235, Anm. 1. J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... vol. I, pp. V-VII. Это введение отсутствует во втором издании, однако оно имеет отношение к нашему обзору. См. также: F. Dolger. Review: Bury. - Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVI, Heft 1-2, 1926, S. 97. Ibidem. М. Rostovzeff. The Social and Economic History of the Roman Empire. Oxford, 1926, p. 628. См. том, посвященный памяти Ламброса, на современном греческом: , 1851-1919, изданный А. Н. Скиасом, с. 5-29; библиография работ Лаброса - с. 35-85; неопубликованные рукописи работ, найденные после его смерти, с. 86-138; см. также: Е. Stefanou. Spyridon Lambros, 1851-1919; Xenophon Siderides, 1851-1929. - Echos d " Orient, XXIX, 1930, pp. 73-79. Работы Лаброса по византинистике еще недостаточно оценены. (Ни в примечании, ни в библиографии А. А. Васильев не указал выходных данных тома памяти Ламброса, изданного А. Н. Скиасом. - Науч. ред.) Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte, S. 1067. A. A. Vasiliev. Histoire de l " Empire Byzantin. Vol. 1-2. Paris, 1932. Перевод с русского П. Бродина и А. Бургиной, издано А. Пикаром (A. Picard), с предисловием Ш. Диля. Утверждение, встречающееся на обложке, что книга переведена с русского, неверно. Перевод сделан с английского издания, впрочем, переводчики могли использовать устаревшее русское издание. См. также библиографию о различных изданиях работы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434217/

Кроме канонов, вошедших в ноябрьское и триодное последования свт. Григория Паламы, по греческим рукописям известен еще один канон свт. Григорию Паламе на 14 ноября, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Theion Theoj se tois brotois doron nemei (Божественный дар Бог тебя смертным дает), ирмос: hArmatelaten Pharao ebuthise: (Колесницегонителя фараоня погрузи:), нач.: Theias Theou athanasias, endoxe (Божественного бессмертия Бога, преславне) (Tameion. S. 94), а также канон свт. Григорию Паламе, написанный патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием, 2-го гласа, с акростихом: hE se polis stephei se tois hymnois, pater (Град твой гимнами тебя венчает, отче) и именем Схоларий в богородичнах, ирмос: Deute, laoi, asomen: (Приидите, людие, воспоим:), нач.: hE epi soi lampsasa charis tou Pneumatou (Осиявшая тебя благодать Духа) (издание: Siderides. 1921; текст воспроизведен в книге: Gennade II (Georges) Scholarios. Oeuvres completes/Ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. P., 1931. Vol. 4. P. 394–397). В XX в. монахом Герасимом Микраяннанитом было написано множество новых песнопений свт. Григорию Паламе, как в отдельности (два полных последования, молебный канон, акафист и др.), так и вместе с другими святыми (полное последование, молебный канон и акафист святителям Фотию Константинопольскому, Марку Эфесскому и свт. Григорию Паламе; полное последование Трем святителям и свт. Григорию Паламе; молебный канон прав. Анне, матери Пресв. Богородицы, ап. Андрею Первозванному, вмч. Димитрию Солунскому, святителям Феоне Солунскому и свт. Григорию Паламе и прп. Иоанну Кукузелю и другие) (Paschos. S. 374–375). Помимо отдельных памятей свт. Григорий Палама поминается в службе собора Афонских святых во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Во 2-й половине XX в. в православном мире также получили распространение иконографические изображения и гимнографические последования Собора Трех новых святителей или Трех столпов Православия — святителей Фотия Константинопольского, Марка Эфесского и Григория Паламы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

A. Heisenberg. Aus der Geschichte und Literatur der Palaiologenzeit. München, 1920, S. 112–132. 1191 См.: X. Siderides. Μανουλ λοβλου γκμιον εις Μιχαλ Η Παλοαολγον. – πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν, t. III, 1926, ρρ. 168–191 1192 А. А. Васильев исключил из последующих переизданий конец данной фразы. В исходной русской версии, после слов «Феодором Продромом», следует (с. 124) – «этим характерным представителем византийского литературного пролетариата». Примечание научного редактора. 1193 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 782; F. Dölger. Neues zu Alexios Metochites und zu Theodorus Meliteniotes. – Studi e testi, vol. CXXIII, 1946, pp. 238–251. См. также: M. Miller. Poeme allégorique de Méliteniote, piblié d " après un manuscrit de la Bibliothèque Impériale. – Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale, vol. XIX, (2), 1858, S. 2–11. 1194 M. Miller. Poème allégorique... рр. 11–138; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina, 324–1453, p. 269 – эту поэму не упоминает. Фрагменты его астрономического сочинения есть в PG, vol. CXLIX, col. 988–1001. Лучшее издание его фрагментов есть в следующем издании – Catalogus codicum astrologicorum graecorum, vol. V, 3, 1910, pp. 133–147 (excerpta ex codice 21, Vatic. 1059); vol. XI, l, 1932, p. 54 (Codices escorialenses). 1195 См.: F. Dölger. Die byzantinische Literatur und Dante. – Compte-rendu du deuxième Congrès International des Études byzantines, 1927, pp. 47–48. На третьем Конгрессе византинистов он выступил с тезисом, что поэма Феодора написана под влиянием «Божественной Комедии» Данте, однако, позже, под влиянием предположения С. Г. Меркати, он изменил свою точку зрения в пользу Бокаччо. Действительно, во время Возрождения некоторые сочинения Бокаччо были переведены на греческий. Перевод на разговорный греческий его Тезеиды «начинает серию блистательных романических эпопей, имевших такую блистательную судьбу в Италии». См.: J. Schmitt. La Théséidé de Boccace et la » Théséidé grecque. – Études de philologie néo-grecque publiées par J. Psichari. (Bibliotheque de l " École des Hautes Études. Sciences philologiques et hlstoriques, vol. XCII). Paris, 1892, p. 280. См. также: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 870.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

в пользу прониаров. В более позднем исследовании он разбирает некоторые тексты из Parisinus graecus 1276, которые, по-видимому, представляют собой более ранние редакции текста с собственноручными исправлениями и дополнениями Кавасилы: Ševenko I. The Author " " s Draft of Nicolas Cabasilas» «Anti-Zealot» Discourse in Parisinus graecus 1276//DOP 14 (1960). P. 179–201. Поскольку на основании водяных знаков эту рукопись следует датировать последними десятилетиями XIV в., то написание этого сочинения Кавасилы должно приходиться не на 40-е гг. XIV в., как это предположил Шевченко в своем первом исследовании, и тем самым было направлено не против регентства Анны Савойской, а, что выглядит убедительнее, против широкомасштабного отчуждения церковных имуществ и их раздачи прониарам после битвы при Марице в 1371 г. Позднее происхождение, без сомнения, является сильным аргументом в пользу гипотезы Шевченко о том, что сочинение Кавасилы не имеет ничего общего с зилотами. 1104 Издан, переведен на английский и снабжен комментарием в: Ševenko I . Alexios Makrembolites and his «Dialogue between the Rich and the Poor»//ЗРВИ 6 (1960). P. 187–228. 1106 Частичный перевод этого сочинения по Венской рукописи Suppl. gr. 75 предлагается в: Hunger H . Byzantinische Geisteswelt. Baden-Baden, 1958. S. 282–286. О прочих сочинениях и переписке Иоанна Хортасмена см.: Hunger H. Zeitgeschichte in der Rhetorik des sterbenden Byzanz//Wiener Archiv fur Geschichte des Slawentums und Osteuropas 3 (1959). S. 152–161. 1107 См. прежде всего собрание текстов в: Λμπρος Σ. Παλαιολγεια και Πελοπον νησιακ. Αθναι, 1912–1930. Т. 1–4. Большое новое издание Геннадия Схолария : Oeuvres complètes de Gennade Scholarios/Ed. L. Petit, X.A. Siderides, M. Jugie. Paris, 1928–1936. T.I-VII. 1108 Изд. Moravcsik Gy . λληνικν ποημα περ της μχης της Βρνης// Ογγροελληνικαι Μελται, I. Budapest, 1935. 1109 Изд. G.E. Heimbach. Leipzig, 1851. По случаю 600-летия «Шестикнижия» Юридический факультет Фессалоникского университета опубликовал объемистый « Τμος Κωνσταντνου Αρμενοπολου» ( Θεσσαλονκη, 1951) с большим количеством важных исторических и историко-правовых исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной Приснодеве Марии Богородице. Составлены по подобию псалмов. Дополненное издание 3-е. Москва. 1892 г.; ц. 60 к., с пересылкой 80 к. Страсти Христовы. На веленевой бумаге, с рисунками. Москва. 1879 г.; цена 50 в., с пересылкой 70 коп. Иисус Христос на Голгофе, или семь Его слов на Кресте. Издание 10-е. Москва. 1890 г.; цена 20 к., с пересылкой 30 в. О страдании и смерти Господа нашего Иисуса Христа, воскресении Его и вознесении на небо, с 10-ю литографированными картинами. Издание 2-е. Москва. 1883 г. Цена 50 к., с пересылкой 70 в. Без картин цена 25 к , с перес. 40 к. Моление сладчайшему Господу Иисусу при исходе души из тела. Издание 8-е. Москва. 1891 г. Цена 2 в., с пересылкой 4 к. Три слова о несении креста. Епископа Феофана. Издание 2-е. Москва. 1889 г. Цена 5 к., с пересылкой 7 к. Животворящий Крест Христов, с рисунком. Издание 5-е. Москва. 1890 г. Цена 6 к., с пересылкой 8 к. О Божием мире. Издание 7-е. Москва. 1890 г. Цена 10 коп., с пересылкой 15 коп. О Божием слове. Издание 4-е. Москва. 1889 г. Цена 15 к., с пересылкой 20 к. Бог в природе. Издание 4-е. Москва. 1891 г. Цена 5 к., с пересылкой 7 к. Начало премудрости. Издание 4-е. Москва. 1889 г. Цена 8 к., с пересылкой 10 к. О любви к Богу и ближним. Издание 2-е. Москва. 1890 г. Цена 5 к., с пересылкой 7 к. Пять поучений о пути ко спасению. Епископа Феофана. Издание 2-е. Москва. 1888 г. Цена 5 в., с пересылкой 7 к. Беседы о покаянии. Издание 6-е. Москва. 1888 г. Цена 8 к., с перес. 14 к. Означенные изъяснения печатались первоначально в журнале «Душеполезное Чтение» за разные годы. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Октября 12 дня, 1892 года. Цензор Священник Александр Гиляревский. Изъяснение пасхальной стихиры Пасха священная нам днесь показася, пасха нова святая, пасха таинственная, пасха всечестная, пасха Христос Избавитель, пасха непорочная, пасха великая, пасха верных, пасха двери райские нам отверзающая, пасха всех освящающая верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Анакова Н.В. История религий. Учебное пособие (Университетская серия). М.: Маркет ДС, 2007. Учебное издание. Нравственное богословие Филарет, митрополит Московский. Творения: В 5-ти т. Т. 5: Слова и речи. 1849–1867. М.: Новоспасский монастырь, 2007. Научное издание. Православное воспитание. Афоризмы и поучения/[Сост. А.М. Яцкий]. М.: Паломник, 2007. Издание для широкого круга читателей. Светлое Христово Воскресение. Пасхальные рассказы русских писателей/Ред.-сост. Т.И. Киреева. М.: Русская книга – XXI век, 2007. Литературно-художественное издание. Литургика Акафистник. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. Издание для широкого круга читателей. Детский молитвослов. Для детей младшего и среднего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря, 2007. Издание для детей и юношества. Пастырское богословие Иоанн (Крестьянкин) , архимандрит. Опыт построения исповеди. Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста. М.: Отчий дом, 2007. Издание для широкого круга читателей. Девятова С. Великие старцы XX столетия. М.: Артос-Медиа, 2007. Издание для широкого круга читателей. Гомилетика Труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Богословское наследие Патриарха Сергия. Нижний Новгород: Издательство Вознесенского Печерского мужского монастыря Нижегородской епархии. Научное издание. Феодосий (Бильченко), архиепископ Полоцкий и Глубокской . Гомилетика. Теория церковной проповеди. 2-е изд. М.: Самшит-издат, 2007. Научное издание. Церковная история Алексий Марченко, протоиерей. Хрущевская церковная реформа. Очерки церковно-государственных отношений (1958–1964) (по материалам архивов Уральского региона). Пермь, Пермский государственный университет, 2007. Научное издание. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках: 2-е изд. М.: Самшит-издат, 2007. Научное издание. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.: ПСТГУ, 2007. Научное издание.

http://pravoslavie.ru/28461.html

84 Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе//Настоящее издание. Т. 4. 85 «О равенстве в имениях: Беседа в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц». См. настоящий том. 87 Беседа в семинарской церкви в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова//Настоящее издание. Т. 2. 88 «Нужно дорожить дарами Божиими и умножать данные таланты: Беседа в Неделю 16-ю по Пятидесятнице». См. настоящий том. 90 Семейное воспитание как наилучший способ приготовления народа к благотворному пользованию дарованной ему свободой: Слово в день рождения государыни императрицы Марии Феодоровны//Настоящее издание. Т. 4. 95 О христианской жизни и воспитании (для городских жителей). Беседа 1//Настоящее издание. Т. 2. 97 Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе//Настоящее издание. Т. 4. 101 Несравнимое превосходство Богочеловека перед всеми великими людьми: Беседа в Великий Пяток//Настоящее издание. Т. 2. 107 Наставление по поводу соблазнительных театральных представлений в городе Томске 9 октября 1908 года//Настоящее издание. Т. 2. 115 «Что для человека всего известнее и что неизвестнее? Беседа на Успение Пресвятой Богородицы, произнесенная в Томском женском монастыре». 116 Приглашение к исполнению христианского долга исповеди и святого причащения//Настоящее издание. Т. 2. 119 Поучение о пожертвованиях в пользу приходских попечительств для оказания помощи нуждающимся//Настоящее издание. Т. 2. 120 Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе//Настоящее издание. Т. 4. 121 Беседа о приходских попечительствах как органах церковной христианской благотворительности//Настоящее издание. Т. 2. 122 Благотворительность в древних монастырях: Поучение об иноческой благотворительности//Настоящее издание. Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

190. Настоящее издание. Т. 5. С. 535. 191. Настоящее издание. Т. 6. С. 581. 192. Настоящее издание. Т. 6. С. 585. 193. Там же. Т. 3. С. 478. 194. Игумен о. Парфений, из вдовых священников, управлявший обителью с 5 октября 1859 г., по собственному прошению был перемещен в Николаевскую Надеевскую пустынь Костромской епархии. 195. Настоящее издание. Т. 3. С. 487. 196.  Горностаев Иван Иванович (1821 1874); племянник А. М. Горностаева; академик архитектуры, художник; автор многих зданий в Санкт-Петербурге. Возрождал византийский и традиционный русский стиль архитектуры. 197. Настоящее издание. Т. 4. С. 559. 198. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 693–747. 199. См. Настоящее издание, т. 6, с. 666. 200. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. Публикуется впервые. 201. От о. Аполлоса Попова. 202. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 203. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 204. О нем см. с. 181–184. 205. См.: Иак. 1. 12. 206.  Муравьев А. Н. — О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 207. Книгоиздатель. 208. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 669, 699. 209. О нем см. с. 93. 210.  Игумения Мария (в миру Маргарита Михайловна Тучкова; 1781–1852) — о ней см. с. 204–206. 211. О ней см. т. 8, с. 257–294. 212. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 698. 213. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 693–723. 214.  Бутузов А. В. — доктор в Санкт-Петербурге. 215. Иннокентий (Борисов). 216. Косуля — вид сохи, отваливающей землю только на одну сторону. 217.  Игумения Феофания (в миру Александра Сергеевна Готовцева; 1787–1866) — о ней см. с. 171–175. 218.  Мать Варсонофия (в миру Мария Никитична Крымова; 1800–1866) — о ней см. с. 172–174. 219.  Жадовский Н. Н. — почтмейстер в Ярославле. 220.  Паренсова Е. А. — сестра святителя Игнатия. 221.  Александрова А. А. — супруга Александрова Павла Константиновича — генерал-майора свиты Его Императорского Величества Николая I. 222. Обер-прокурор Св. Синода. 223. То есть «А» (=«Архимандрит») — это преходящее состояние, временное, как «мановение руки», поэтому на метках следует обозначить только инициал имени, «И». П.Ф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Contr’, contra (лат.) – контр-, против. Geschichte der Seele (нем.) – история души. Iners (лат.) – бездеятельный, косный, инертный. Suspension des faculties de l’ame (франц.) – буквально: прекращение способностей души. Quod potui, feci, faciant meliora potentes (лат.) – Что мог, я сделал, кто может, пусть сделает лучше. Список источников 1 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 1. М., 1994. 2 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 2. М., 1994. 3 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 3. М., 1994. 4 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 4. М., 1994. 5 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 5. М., 1994. 6 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 6. М., 1994. 7 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 7. М., 1994. 8 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 8. М., 1994. 9 . Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? 6-е изд. Л., 1991. 10 . Святитель Феофан Затворник . Письма о духовной жизни. Издание Московского Богородице-Рождественского монастыря и издательства «Правило веры». М., 1996. 11 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Начертание христианского нравоучения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Т. 1. М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Σ. 167-168). Святогорским по тематике агиографическим сочинением является Житие прп. Максима Кавсокаливита (Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 141-165; BHG, N 1237f). Среди написанных М. М. житийных текстов оно имеет первостепенное значение ( Πασχαλδης. 2012. Σ. 232). Из агиографических памятников, посвященных этому знаменитому афонскому подвижнику-исихасту, данное Житие является последним по времени написания. К агиографическим произведениям, написаным М. М. в К-поле, следует отнести: «Повествование [πμνημα - букв. «памятная запись»] о нек-рых чудесах и об обретении и перенесении мощей вмц. Евфимии» (см. указание рукописей и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 121-130); «Описание [κφρασις] иконы, установленной в храме Пресв. Богородицы, именуемой Новая Перивлепта (мон-ря Харсианит)» (см. указание рукописей и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 169-171); Слово об отцах семи Вселенских Соборов (ранее авторство приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. указание рукописей и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 27-28; издание текста: Ibid. Σ. 65-84); Житие прп. Андрея, архиеп. Критского (см. указание рукописи и изданий: Συγγρμματα. 1996. Σ. 28-29; издание текста: Ibid. Σ. 131-139). Перу М. М. принадлежат также 2 антиисламских трактата: «В защиту священного девства» (см. указание рукописи и издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Argyriou. 1986. P. 309-326); «К соблазняющимся о преуспеянии нечестивых» (подразделяется на 4 самостоятельных Слова; см. указание рукописи и издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Argyriou. 1986. P. 239-300). Сохранились нравоучительные сочинения М. М.: Слово утешительное болящему, или О терпении (указание рукописи: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 173-200); [Слово] утешительное от сострадающего, или О смерти (указание рукописи и издания: Συγγρμματα. 1996. Σ. 29-30; издание текста: Ibid. Σ. 201-220). М. М. принадлежат и 2 монодии: «Об имп. Мануиле II Палеологе» (указание рукописи и издания: Συγγρμματα.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010