Siderides Mnsr. Martin Jugie. 6 Этот замечательный вклад в богословскую науку дал возможность лучше изучить и житие святителя Геннадия и оценить его богословское творчество. 7 Проповеди святителя Геннадия еще не переведены ни на один язык, кроме двух его проповедей, изданных в «Patrologia Orientalis» (T. 16 и T. 19), в сопровождении латинского перевода. 8 Родился св. Георгий, в монашестве – Геннадий, Схоларий между 1398 и 1405 гг. 9 Блестящие его способности развивались под руководством двух знаменитых наставников того времени: Матфея Камариота, профессора Патриаршей школы, и св. Марка Ефесского , тогда бывшего молодым профессором в Константинополе. Последний не долгое время был его наставником, но на всю жизнь вложил в душу юного Схолария семена благочестия и подвижнического искания в духе паламитов. 10 Если опытный наставник Матфей Камариот оказал влияние на умственное развитие ученика, то влияние св. Марка Ефесского было благодатным. Это впоследствии св. Георгий Схоларий отметил в надгробной речи в честь своего учителя. 11 Однако высоты своих блестящих познаний в области философии, богословия и языковедения Схоларий достиг в большей мере своим трудом и прилежанием: впоследствии он говорил, что в упомянутых дисциплинах был самоучкой. 12 Прекрасно изучив латинский язык, что было редкостью среди византийцев, 13 он познакомился с творениями наиболее видных богословов, и в особенности с Фомой Аквинатом, железная логика которого была ему близка, как напоминающая логику Аристотеля. 14 Западные богословы прямо указывают на влияние знаменитого Фомы Аквината на богословское и философское творчество Схолария. 15 Сам Схоларий в своей «Апологии» отрицает, что страдал «латиномудрствованием». Вскоре сам он занял профессорский пост в Константинопольской Академии, а затем и высокие государственные посты: «главного судьи ромеев (греков)» и «генерального секретаря императора» (καθολικς κριτς τν Ρωμαων, καθολικς σεκρετριος το βασιλως). Слава о его образованности распространилась далеко за пределы Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

(См.: Против Акиндина. V. 21//GPS III. 445). В Боге не может быть ничего акцидентального — ведь, по определению, акциденция — это то, что может быть, а может не быть; но Бог не может не быть и не может (вследствие простоты божественной природы) содержать в Себе ничего такого, что не есть Бог. Следовательно, акциденции в Боге невозможны. Это имеет фундаментальное значение для понимания Боговоплощения, и именно в таком аспекте рассматривается вопрос об акциденциях в Против Акиндина. Коль скоро человеческое естество воспринято в Бога, а акциденций в Боге быть не может, то человечество сделалось для Бога необходимо присущим, «телом Божиим» в точном смысле этого слова (чем и отличается от различных материальных символов; см.: Против Акиндина. VII. 15//GPS III. 502–504; ср.: V. 20//GPS III. 343–345). Собственно, ничего нового здесь нет: православная традиция всегда подчеркивала это, указывая на необратимость как Боговоплощения, так и нашего обожения во Христе (в отличие от состояния первозданного Адама). Эти темы приобретут особую важность в более поздних спорах о Евхаристии (XV и XVII вв.), когда св. Геннадий Схоларий сможет разъяснить, что Тело Христово — неакцидентально, но хлеб и вино — акцидентальны по отношению к нему… (О воплощении Сына Божия//Georges Scholarios. ?uvres completes/L. Petit, M. Jugie, X. Siderides. Paris 1930. III. 343–362, особ. 358–359) Теперь, после издания Против Акиндина и Против Григоры, материальные предпосылки для подробного изучения христологии св. Григория Паламы готовы. Но никто еще ими не воспользовался. 278 [Заменяем цитату переводом: «Бог… способен умудряти и умудряет, пользуясь этой способностью, ихже аще хощет, но Он не имеет премудрости как качества (ej poiOthta), а лишь как энергию»]. Против Григоры. II//GPS IV. 304.8–11. 279 [Заменяем цитату переводом: «Невидимое, беспредельное… несть иное от Духа Святаго, ибо Он один все это имеет по естеству… но каждое от таковых сего ради несть сущность Божия»]. Против Акиндина. II. 17//GPS III. 5–11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

26 OEuvres Complètes de Gennade Scholarius/Publiées pour la première fois Mgr Petit L., Sideridès X. A., Jugie M. Paris, 1928–1936. Vol. II. P. 260–261. 28 Allatius L. In Roberti Creyghtoni Apparatum, Versionem et Notas ad historiam Consilii Florentini a Silvestro Syropulo de unione inter Graecos et Latinos Exercitationes. Roma, 1674. In 8°. 736 p. 29 Ассомпсьонисты – французский католический орден, основанный в 1850 г. Эммануэлем д’Альзоном (1810–1880). В первой половине XX в. орден дал большое количество ученых исследователей церковной истории Византии. 33 Один из высоких государственных чинов. В данном случае речь идет о Димитрии Палеологе Гуделе. 35 Митрополия возникла между 1381 и 1386 гг. Митрополит имел также политическое значение в контактах между (полу)независимыми молдавскими землями и Константинопольской кафедрой. В данном случае император хотел назначить митрополита по своему усмотрению. 43 Андрей Хрисоверг, латинизированный грек, латинский епископ о. Родос с 1432 г. и деятельный участник Флорентийского собора. Сиропул, как в этом случае, нередко упоминает людей с титулами, которые они на данный момент еще не имели. 47 Стена на Коринфском перешейке длиной 7 километров (отсюда и название), закрывавшая доступ на Пелопоннес. 55 Согласно Сфрандзи, это произошло 1 октября 1422 г. (Sphrantzes G. Memorii. Ed. Grecu V. Bucuresti, 1966. P. 14). 59 Императрица Елена (1450). Жена императора Мануила и дочь сербского деспота Константина Драгаша. Имела большое влияние на своих сыновей-императоров. 68 Патры были отвоеваны византийцами у латинян в 1429 г. (цитадель – в 1430 г.). Об этом пишет Сфрандзи, который был первым правителем города (Ed. Grecu. P. 42). Изгнанный латинский епископ пытался получить обратно свою епархию вплоть до своей смерти в 1441 г. 70 Имеется ввиду, что этот латинизированный этноним, который латиняне нередко употребляли в отношении византийцев в конце Империи, означал отказ признавать в них подлинных «римлян», что оставалось самоназванием византийцев, при некоторой реабилитации понятий «эллины» или даже «греки» в XIV–XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(См.: Против Акиндина. V. 21//GPS III. 445). В Боге не может быть ничего акцидентального – ведь, по определению, акциденция – это то, что может быть, а может не быть; но Бог не может не быть и не может (вследствие простоты божественной природы) содержать в Себе ничего такого, что не есть Бог . Следовательно, акциденции в Боге невозможны. Это имеет фундаментальное значение для понимания Боговоплощения, и именно в таком аспекте рассматривается вопрос об акциденциях в Против Акиндина. Коль скоро человеческое естество воспринято в Бога, а акциденций в Боге быть не может, то человечество сделалось для Бога необходимо присущим, «телом Божиим» в точном смысле этого слова (чем и отличается от различных материальных символов; см.: Против Акиндина. VII. 15//GPS III. 502–504; ср.: V. 20//GPS III. 343–345). Собственно, ничего нового здесь нет: православная традиция всегда подчеркивала это, указывая на необратимость как Боговоплощения, так и нашего обожения во Христе (в отличие от состояния первозданного Адама). Эти темы приобретут особую важность в более поздних спорах о Евхаристии (XV и XVII вв.), когда св. Геннадий Схоларий сможет разъяснить, что Тело Христово – неакцидентально, но хлеб и вино – акцидентальны по отношению к нему… (О воплощении Сына Божия//Georges Scholarios. ?uvres completes/L. Petit, M. Jugie, X. Siderides. Paris 1930. III. 343–362, особ. 358–359) Теперь, после издания Против Акиндина и Против Григоры, материальные предпосылки для подробного изучения христологии св. Григория Паламы готовы. Но никто еще ими не воспользовался. 278 [Заменяем цитату переводом: «Бог… способен умудряти и умудряет, пользуясь этой способностью, ихже аще хощет, но Он не имеет премудрости как качества (ej poiOthta), а лишь как энергию " ]. Против Григоры. II//GPS IV. 304.8–11. 279 [Заменяем цитату переводом: «Невидимое, беспредельное… несть иное от Духа Святаго, ибо Он один все это имеет по естеству… но каждое от таковых сего ради несть сущность Божия " ]. Против Акиндина. II. 17//GPS III.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Vat., 1986. P. 183-236. (ST; 314); Συγγρμματα/Επιμ. Α. Αργυρου. Θεσ., 1996. (Βυζαντιν Κεμενα κα Μελται; 25); An Unpublished Supplication on Barren Olive-Trees by Macarius Macres/Publ. S. Kapetanaki//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of J. Chrysostomides. Aldershot, 2003. P. 457-460. Ист.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Μακριος Μακρς//ΔΙΕΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 459-467; Georges (Gennade) Scholarios. Œuvre complètes/Publ. par L. Petit, X. A. Sideridès, M. Jugie. P., 1935. Vol. 4; Sylv. Syrop. Hist. P. 118. N 1-5, 266. N 24; Symeon Thessalonicensis. Politico-Historical Works (1416/7-1429): Greek Text with Introd. and Comment./Ed. D. Balfour. W., 1979. P. 94-97, 214-228. (WBS; 13); Giorgio Sfranze. Cronaca/Ed. R. Maisano. R., 1990. P. 70. (CFHB; 29). Лит.: PLP, N 16379; ИАБ, 6. 2000-2006; Δημητρακπουλος Α. Ορθδοξος Ελλς: Ητοι περ τν Ελλνων τν γραψντων κατ Λατνων. Εν Λειψ, 1872. Σ. 91; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 55-56; Λμπρος Σ. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1924. Τ. 2. Σ. 299-301; Petit L. Macrès Macaire//DTC. 1927. T. 9. Col. 1507-1508; Αθηναγρας, μητρ. Παραμυθας. Ο θεσμς τν συγκλλων ν τ Οκουμενικ Πατριαρχε//ΕΕΒΣ. 1928. Τ. 5. Σ. 186-189; Loenertz R. J. Écrits de Macaire Makrès et de Manuel II Paléologue dans les mss. Vat. Gr. 1107 et Crypt. 161//OCP. 1949. Vol. 15. P. 185-193 (= Loenertz R. J. Byzantina et Franco-graeca. R., 1970. P. 71-79); Hunger H. Eine spätbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi//JÖBG. 1958. Bd. 7. S. 125-140; Κωνσταντινδης Ι. Μακριος//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Στ. 480; Trapp E. Die Stellung der beiden Apologien des Vat. Gr. 1107 in der byzantinischen Islampolemic//JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 199-202; Αργυρου Α. Μακριος Μακρς Ασπρφρυς (1391-1431)//ΓΠ. 1970. Τ. 53. Σ. 212-225; Gautier P. Le Typicon du Christ Sauveur Pantocrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 1-145; Stiernon D. Macaire Makrès//DSAMDH. 1980. Vol. 10. Col. 17-20; Argyriou A. Macaire Makrès et la polémique contre l " Islam: Édition princeps de l " éloge de Macaire Makrès et de ses deux oeuvres anti-islamiques précédée d " une étude critique.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

1141 Письма Димитрия Кидониса опубликованы полностью уже после смерти А. А. Васильева. — Démétrius Cydonès. Correspondance publié par R. J. Loenertz. Città del Vaticano, 1956—1968, vol. I-II (Studi e testi, vols. 186; 208). Примечание научного редактора. 1142 См.: Epistolario di Coluccio Salutati, a cura di F. Novati. Roma, 1896, vol. III, pp. 105—119 (письмо датируется 1396 годом). 1143 R. Guilland. La Correspondance inédite d " Athanase, patriarche de Constantinople (1289—1293; 1304—1310). — Mélanges Diehl: Études sur l " histoire et sur l " art de Byzance, vol. I, p. 121—140; N. Bnescu. Le Patriarche Athanase Ier et Andronic II Paléologue. Etat réligieux, politique et social de l " Empire. — Bulletin de la section historique de l " Académie roumaine, vol. XXIII, (I), 1942, pp. 1—29. 1144 Nicephorus Gregoras. Historia, VI, l, 5. Bonn ed., vol. I, p. 163. 1145 О Марке Евгенике см. прекрасную статью Л. Пети (L. Petit) в следующем издании — Dictionnaire de théologie catholique, vol. IX, 2, Paris, 1927, col. 1968—1986. 1146 С. Sathas. Documents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce au Moyen Âge, vol. IV, p. VII et note 7. 1147 Сочинения Геннадия недавно были опубликованы в восьми томах: Oeuvres complètes de Gennade Scholarios, ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. Paris, 1928—1936. Среди недавних работ о Геннадии см.: M. Jugie. Georges Scholarios, professeur de Philosophie. — Studi bizantini e neoellenici, vol. V, 1939, pp. 482—494. Чувствуется срочная необходимость детального исследования биографии, деятельности и литературных сочинений Геннадия. 1148 Благодаря неутомимой деятельности Н. А. Вееса, рукописи метеорских монастырей теперь известны и описаны. См.: J. Dräseke. Die neuen Handschriftenfunde in den Meteoraklöstern. — Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, Bd. XXIX, 1912, S. 552. 1149 То есть — «Изложение первооснов теологических высказываний». Примечание научного редактора. 1150 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 106—107. Текст — PG, vol. CLII, cols. 741—992.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Augustinus Hipponensis . Contra duas epistolas Pelagianorum 4, 8, 20//PL. 44. Col. 623:10–32. Ср. у свт. Папы Льва о бедах, обрушившихся на Восточную Церковь из-за ереси Евтихия: Leo I . De haeresi et historia Eutychiana 7, 1//PL. 55. Col. 1145C:2–7. В XII в. выражение «Восточная Церковь» стало регулярно использоваться западными авторами, часто полемически настроенными по отношению к православному Востоку. См., например: Sugerius S . Dionysii . Epistula LX. Ejusdem ad eumdem et viromandensem comitem//PL. 186. Col. 1379D:4–8. Рус. пер.: «Вам да будет открыто, мы не сомневаемся, что Восточная Церковь опустошается ежедневными преследованиями от сарацин и неверных…». При описании Лионской унии и ее последствий говорится о разделении внутри Восточной Церкви – за и против унии. См.: Vita sancti patriarchae Philothei 9// Δεντκης Β . Λ . Βος κα κολουθα το γου Φιλοθου (Κοκκνου) πατριρχου Κωνσταντινουπλεως (1353–1354 κα 1364–1376) το θεολγου. ν θναις, 1971. (συχαστικα κα Φιλοσοφικα Μελται 9). Σ. 70:2–8. Joannes Eugenicus . Antirrheticus adversus decretum Concilii Florentini 6// Rossidou-Koutsou E . John Eugenikos’ Antirrhetic of the Decree of the Council of Ferrara-Florence. Nicosia, 2006. P. 25:2–3. Joannes Eugenicus . Antirrheticus adversus decretum Concilii Florentini 29// Rossidou-Koutsou E . John Eugenikos’ Antirrhetic of the Decree of the Council of Ferrara-Florence. P. 136:13. См.: Gennadius Scholarius . Epistulae Georgii Scholarii (ante 1450) 5//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. Vol. 4. Paris, 1935. P. 414:32–35. См.: Gennadius Scholarius . De verbis patrum Latinorum de processu Spiritus Sancti// Jugie M ., Petit L ., Siderides X . A . Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios. Vol. 3. Paris, 1930. P. 63:13–18. Справедливости ради надо отметить, что свт. Мелетий Пигас назвал восточную Церковь «матерью церквей» — исторически. См.: Meletius Pegas . Epistula 241. Ες Σαυρομτας. L. 5–11// Methodios . Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57). P. 288. Восточная Церковь – «мать всех Церквей» с евангельских времен. См.: Meletius Pegas . Epistula 257. Τ Πανιερωττ Φιλαδελφεας κρ Γαβριλ, δελφ κα συλλειτουργ ν Κυρ περιποθτ, χριν, λεος παρ το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν ησο Χριστο. L. 445–450// Methodios . Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57). P. 314.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Basilius Caesariensis. Sermo 11 (sermo asceticus et exhortatio de renuntiatione mundi) [Dub.]//PG. 31. Col. 625–648 . Ephraem Syrus. Sermo de virginitate//σου φραμ το Σρου ργα/κδ. Κ. Γ. Φραντζλας. Τ. 5. Θεσσαλονκη: Τ περιβλη τς Παναγας, 1994. Σ. 187–197. Gennadius Scholarius. Dialogi de processu Spiritus Sancti 1//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. T. 1. Paris: Maison de la bonne presse, 1928. Gennadius Scholarius. Quaestiones theologicae//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. T. 3. Paris: Maison de la bonne presse, 1930. P. 343–433. Goar R. P. J. Εχολγιον sive rituale graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae. Venice: Typographia Bartholomaei Javarina, 1730. (Graz: Akademische Druck- u. Verlag san stalt, r 1960). Joannes Chrysostomus. In ramos palmarum [Sp.]//PG. Т. 61. Col. 715–720 . Macarius. Apocriticus seu Μονογενς//Macarios de Magnésie. Le monogénès/éd. R. Goulet. T. II. Paris: Librairie Philosophique J. Vrin, 2003. Manuel II Palaeologus. Dialogi cum mahometano//Manuel II Palaiologos. Dialoge mit einem «Perser»/hrsg. E. Trapp. Wien: Böhlau, 1966. (Wiener Byzantinistische Studien; Bd. 2). S. 3–302. Neophytus Inclusus. Commentarius in Apocalypsin//Englezakis B. An Unpublished Commentary by St Neophytos the Recluse on the Apocalypse//Studies on the History of the Church of Cyprus, 4th–20th centuries/ed. S. Ioannou, M. Ioannou. Aldershot; Brookfield: Variorum, 1995. P. 119–145. Oecumenius. Commentarius in Apocalypsin//The complete commentary of Oecumenius on the Apocalypse/ed. H. C. Hoskier. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1928. Гиппиус З. Н. Сочинения: Стихотворения; Проза/сост., подгот. текста, комм. К. Азадовского, А. Лаврова. Л.: Художественная литература, 1991. Никодим Святогорец , прп. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями/пер. с греч. в 4 т. Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Новотихвинский женский монастырь, 2019. Литература

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Euthymius Zigabenus. Commentarius in Pauli epistulam ad Galatas//Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV Epistolas Sancti Pauli et VII catholicas/ed. N. Kalogeras. Vol. 1. Athenis: Typis fratrum Perri, 1887. P. 496–560. Euthymius Zigabenus. Commentarius in Psalterium//PG. T. 128. Col. 41–1325. Gennadius Scholarius. De verbis patrum Latinorum de processu Spiritus Sancti//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. Vol. 3. Paris: Maison de la bonne presse, 1930. P. 49–63. Gennadius Scholarius. Epistulae Georgii Scholarii (ante 1450)//Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/éd. M. Jugie, L. Petit, X. A. Siderides. Vol. 4. Paris: Maison de la bonne presse, 1935. P. 398–473. Georgius Trapezuntius. De processione spiritus sancti et de una, sancta, catholica Ecclesia//PG. T. 161. Col. 829–868. Gregorius Nazianzenus. Epistula 44. Εσεβ Σαμοστων//Saint Grégoire de Nazianze. Lettres/éd. P. Gallay. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1964. P. 56–57. Gregorius Nazianzenus. Epistula 50. Τ Ατ [Βασιλε]//Saint Grégoire de Nazianze. Lettres/éd. P. Gallay. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1964. P. 64–66. Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni Caesareae in Cappadocia episcopi (orat. 43)//Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée/éd. F. Boulenger. Paris: Picard, 1908. P. 58–230. Gregorius Palamas. Homilia 8. Περ πιστως. ν κα τς κατ’ εσβειαν μολογας κθεσις//Γρηγορου το Παλαμ παντα τ ργα, κδ. Π. Κ. Χρστου, Τ. 9. Θεσσαλονκη, Πατερικα κδσεις Γρηγριος Παλαμς, 1985 (λληνες Πατρες τς κκλησας 72), σ. 211–229. Gregorius V Patriarcha. Epistulae Synodales//λεκσοδης ., Δο γκκλια γγραφα Γρηγορου το Ε Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως, Δελτον στορικς κα θνολογικς ταιρεας, 1892, Τ. 4, σ. 269–275. Gregorius VII. Registrum (1085): Epistola XXIX. Ad Judices Sardiniae (a. 1073)//PL. T. 148. Col. 311D–312C. Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21)//PG. T. 49. Col. 15–222.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/91...

Reply on Basil (fols. 241vb-244ra) Capita 150 (fols. 244rb-294va) Hagioretic Tome (fols. 296va-302rb) 13.      Synodal Tome 1341 (fols. 302va-?) 14.      Unidentified text (fols. ?–378) 174 G=Mount Athos, Μον τν βρων 386 (Athon. 4506). 175 Sixteenth century, paper, 274 folios. The text was transcribed by one copyist throughout except for 2 folios in a later hand between 125 and 127. Throughout the manuscript there are frequent marginal quotations, also in a later hand, set out to signal the subjects under discussion. The Palamite documents in the manuscript appear in the following order: Apodictic Treatises 1–2 (fols. 7r-31v) Against Bekkos (fols. 68v-74v) Capita 150 (fols. 74v-117r) Hagioretic Tome (fols. 117v- 121r) Synodal Tome 1341 (fols. 121v-132v) Ep 1 Akindynos (fols. 135r-145r: note separation from preceding texts) Ep 2 Akindynos (fols. 145v-149r) Ep 1 Barlaam (fols. 149r-169v) 9.      Phakrases, Dialogue (fols. 208r-219r: note separation) 10.      Ep 2 Barlaam (fols. 219v-243v) The manuscript bears also two works by George Gennadios Scholarios, Against Gemistes Plethon (fols. 193v-l96r) and On the Difference between Venial and Mortal Sins (fols. 196v-198r), ed, L. Petit, X A. Siderides, M. Jugie, Œuvres complètes de Georges Scholarios, 8 vols. (Paris, 1928–1936) 4:155–172 and 4:274–284 respectively; selections from the works of Maximus the Confessor and his pseudonym(s) (fols. 169v-174r, 198v-199r, 200r-201r, 244r-274r); anon,. Capita geographica et alia (fols. 132v-134v); gnomic texts (fols. 174v- 193r). Brief and miscellaneous theological texts without apparent significance occupy the remainder of the manuscript. A table of contents is found on fols. 3v-5v but this bears little relation to the actual contents of the codex. Five Palamite documents are listed: Apodictic Treatises 1–2, Capita 150, Hagioretic Tome; John Cantacuzene, Antirrhetics Against Prochoros Kydones; George Gennadios Scholarios, Reply to John of Trebizond On a Quotation from Theodore Graptos used by the Akindynists and also On their Opinions regarding the Holy Spirit (Œuvres 3:204–288). The remaining works in the list are mostly anti-Latin treatises by Scholarios (2:269–87, 3:1–21), Matthew Monotropos, Manuel the Great Rhetor of St. Sophia (Refutation of Friar Francescus, O.P., of Old Rome), Andronikos Doukas Sgouros, and Niketas of Byzantium.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010