475 г. был составлен кодекс права «Кодекс Эвриха» (Codex Euricianus; изд.: MGH. Leg. Nat. Germ. T. 1. P. 1-32). Сохранившиеся 54 статьи (предположительно 1/6 кодекса) посвящены гл. обр. отношениям между готами и рим. населением на завоеванных территориях и свидетельствуют о большом влиянии рим. права, в частности «Сентенций» рим. юриста Юлия Павла (1-я пол. III в.) и «Кодекса Феодосия» (V в.). Спорным остается вопрос, распространялось ли действие «Кодекса Эвриха» только на готов или же на все население И. Законодательная деятельность Эвриха была продолжена его сыном и преемником Аларихом II (484-507). В 506 г. рим. юристами был составлен «Римский закон вестготов» (Lex Romana Visigothorum; изд.: Idem./Hrsg. G. Hänel. Aalen, 1962r), известный также как «Бревиарий Алариха» (Breviarium Alaricianum), или «Аниана» (Libri Aniani, по имени юриста Аниана, руководившего его составлением); он включал законы из «Кодекса Феодосия» и др. рим. источников. К каждому из законов прилагалось толкование. Согласно предисловию (Commonitorium Alarici Regis), «Бревиарий Алариха» был утвержден «достопочтенными епископами и представителями наших провинциалов», что позволило нек-рым исследователям (напр., А. Гарсии Гальо) предположить, что действие этого сборника законов распространялось не только на римлян, но и на вестготов. Впрочем, по мнению большинства историков, до издания кор. Рекесвинтом «Книги приговоров» (Liber iudicorum) вестгот. и рим. население жили по разным законам. С 30-х гг. VI в. на вост. границах королевства вестготов начали проявлять активность византийцы. После разгрома королевства вандалов и аланов (534) визант. полководцы захватили принадлежавшие вандалам Балеарские о-ва и крепость Септем (ныне Сеута) на африкан. берегу Гибралтарского прол. Вестготское королевство оказалось в состоянии морской блокады (вестготы не обладали собственным флотом). После убийства преемника Тевдиса Теудигизила (549) началась борьба за власть между представителем остгот. знати Агилой (король в 549-555) и Атанагильдом (избран королем в 554, правил в 555-567), которого поддерживало большинство вестготов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

—  История иконоборства: иконоборцы первой генерации — «христианообвинители» . — Начало иконоборческого движения: Константин наколийский, Фома клавдиопольский и Феодосий ефесский (515–516). — Указ Льва Исавра (516–517). — Протест папы Гpuropuя II и подложность посланий с его именем (517— 520). — Св. Иоанн Дамаскин и патр. Герман (520–221). — Константин Копроним (521–522) и иконоборческий собор 754 г. (522–524). — Ορος собора (524–527) и его смысл и аргументация (528–533). — Проведение иконоборческих начал в жизнь: требование присяги и гонение против иконопочитателей и особенно монахов (533–540). — Выступление восточных патриархов против иконоборчества (541–542). — Отношение к иконопочитателям Льва Хазара (542). — Имп. Ирина; меры к созванию вселенского собора (542–543). — Ответ папы Адриана I (544–547) и ответ восточных (547). — Открытие собора в Константинополе в 786 г. и противодействие иконоборцев (548–549). —  Седьмой вселенский собор . —Состав собора (549–550). — Деяния его (550–552). — Вопрос о принятии епископов, замешанных в иконоборческую смуту (552–553), и три «привода» их (553–554). — Принятие епископов первого «привода» (554). — Исследование вопроса о епископах второй категории, субъективно-психологическое (554–555) и объективно-каноническое (555–558). — Представитель третьей категории (Григорий неокесарийский) и его принятие (558–559). — Определение собора о почитании икон (559–563). —  Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора . — Популярность императоров-иконоборцев (563–565) и недовольство правлением Ирины, Никифора и Михаила I (565–567). — Влияние иконопочитателей на политику и разногласия в среде их самих по вопросам церковным — о «прелюбодейном» браке имп. Константина (567–569) и о казни еретиков (569–570), и политическим — о выдаче перебежчиков (570–571). —  Иконоборцы второй генерации . — Гонение против икон Льва Армянина; собор 815 г. (571–574). — Михаил II и его отношение к вопросу об иконах (574–575). — Иконоборческая политика Феофила и преследование иконопочитателей (575–578).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

749. Марк (Лозинский). Избранные письма епископа Игнатия (Брянчанинова): (555 писем)//Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни (555 писем). — М.; Paris, 1995. — Подпись: М. Л. 750. Никон (Беляев). Записи старца Никона (Беляева) в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»/Предисл. ред.//Данилов. благовестник. — 1995. — Вып. 7. — С. 52–67; Вып. 8. — С. 36–39. 751. Носов Н. А. Психология ангелов/Ассоц. «Экология непознанного». Центр виртуал. исслед. — М.: ИТАР-ТАСС, 1995. — 80 с. О неверном понимании автором книги творений свт. Игнатия о существе и свойствах ангелов — с. 14–16. 752. [От издателей]//Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни (555 писем). — М.; Paris, 1995. — 753. Серафим (Роуз). Душа после смерти: Соврем. «посмерт.» опыты в свете учения Православ. Церкви: Пер. с англ. — СПб.: изд-во «Цар. дело», 1995. — 272 с. — (Духов. возрождение Отечества). О святителе Игнатии — с. 11–12, 39–41, 68–70, 78, 83, 86–91, 92, 93, 102, 110. 754. Басин И. В. Чтение Священного Писания: Уроки святых, подвижников, духов. учителей Русской Церкви/О-во друзей Священ. Писания. — М., 1996. — 94 с.: ил. — Из содерж.: Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867). — С. 37–40: портр. О статьях «О чтении Евангелия» и «О чтении святых Отцов». 755. Кутузов Б. П. Старчество и наше время. — СПб.: ПП «Павел», 1996. — 26 с. — (На камне веры). О свт. Игнатии — с. 3–4, 6, 7–9, 11. 756. Марк (Лозинский). Избранные письма епископа Игнатия (Брянчанинова): (555 писем)//Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни (555 писем). — М.; Paris, 1996. — Подпись: М. Л. 757. Неизданные творения святителя Игнатия (Брянчанинова)/Собр. игум. Марк Лозинский//Богосл. тр. — 1996. — Сб. 32. — С. 269. Краткое предисловие от редакции. 758. [От издателей]//Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни (555 писем). — М.; Paris, 1996. — 759. Феофан (Быстров). О сочинениях еп. Игнатия (Брянчанинова) и об отношении к постигающим искушениям: [письмо от 8 дек. 1928 г. без адресата]//Бэттс Р. (Ф.), Марченко В. Духовник царской семьи святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940)/Братство прп. Германа Аляскинского; Рос. отд-ние Валаам, о-ва Америки. — 2-е изд., испр. и доп. — Платина; М., 1996. — С. 309–311.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

После нескольких обращений папы Иннокентия III английский король заключил союз с О. (8 сент. 1202), однако из-за разногласий в лагере своих сторонников О. не смог оказать реальной помощи кор. Иоанну I Безземельному, к-рый потерпел поражение в военной кампании 1204 г., потеряв Нормандию. К кон. 1204 г. Филиппа Швабского признали королем многие бывшие сторонники О., в т. ч. его старший брат Генрих, пфальцграф Рейнский, а также Адольф фон Альтена, архиеп. Кёльнский, и Генрих I Смелый, герцог Брабанта (1183-1235). Несмотря на то что папа Римский Иннокентий III требовал от германских князей признать королем О. и отлучил от Церкви архиепископа Кёльнского, в янв. 1206 г. Филипп Швабский был повторно избран королем и коронован в Ахене. О. потерпел поражение в решающем сражении при Вассенберге близ Ахена (27 июля 1206) и отступил в родовые владения в Брауншвейге. Весной-летом следующего года он побывал в Англии и получил финансовую помощь от кор. Иоанна I Безземельного, но в Германии лишился почти всех сторонников. Папа Римский Иннокентий III начал переговоры о признании королем Филиппа Швабского. Однако 21 июня 1208 г. тот был убит пфальцграфом Баварии Оттоном Виттельсбахом из-за отказа Филиппа Швабского выдать за него свою дочь Беатрису. О. остался единственным претендентом на престол, и вскоре ему присягнули практически все герм. князья (повторно избран королем 11 нояб. 1208). В мае 1209 г. его примирение со Штауфенами было скреплено помолвкой с 11-летней дочерью Филиппа Швабского Беатрисой. Серьезную поддержку О. в этот период оказал монашеский орден цистерцианцев , покровителем к-рого (advocatus specialis) он стал в сент. 1208 г. ( Renzi. 2015. P. 105-112). Чтобы получить от папы Римского Иннокентия III согласие на имп. коронацию, в марте 1209 г. О. подтвердил заключенное еще в 1201 г. в Нойсе соглашение о признании прав Римского понтифика на ряд территорий в Центр. Италии (см. в ст. Иннокентий III ). О. прибыл с большим войском в Рим, был коронован как император (4 окт.

http://pravenc.ru/text/2581745.html

Сии ми поведа игумен Сергий Островского монастыря от св. Николы, отец Залкхиев, нынешнего игумена Хатынского. И яко совершиша немцы ропату свою, и паяша иконников новгородских, и повелеша им написать образ Спасов – на ропатном углу, на полуденной стране в верху, на прелесть христианам и на соблазн, – и якоже написаша иконописцы образ Спасов на ропате, а архиепископа не доложа, и открыта покров, и абие вскоре том часе прииде туча с дождем и с градом, и выбило градом и место, то иде же был написан образ Спасов, и левкас (краска) смыло дождем, яко же не явившись ни знамению (ни знаку не осталось). 213 Вот эти браки: 1. Мария (Добронева), дочь Владимира Св., вышла за Казимира польского, около 1043 г. 2. Ярослав I был женат на Индигерде (Ирине), принцессе норвежской, около 1040 г. 3. Изяслав, сын Ярослава I, женился на дочери Казимира польского в 1043 г. 4.      В 1050 г. Игорь, сын Ярослава I, женился на Канигунде, графине Орламандской, дочери Оттона германского. 5.      Вячеслав, сын Ярослава I, около 1050 г. женился на Оде, графине Штадской. 6. Елизавета, дочь Ярослава I, была замужем за Геральдом, королем норвежским (1045 г.). 7. Анна, дочь Ярослава I, вышла за Генриха, короля французского, около 1051 г. 8. Дочь того же Ярослава Мудрого, Анастасия, около 1051 г. вышла за Андрея венгерского. 9. Дочь Изяслава I, Евпраксия, была за сыном Болеслава II, около 1060 г. 10. Дочь Святополка Изяславича, Сбыслава, была за Болеславом Кривоустым, королем польским (1102 г.). 11. Передслава, дочь Святополка Изяславича, была за сыном Коломана венгерского, около 1104 г. 12. Евпраксия, дочь Всеволода Ярославича, была за Генрихом II (немецким) (1109 г.). 13. Евфимия, дочь Владимира Мономаха , была за венгерским королем Коломаном (1112 г.). 14. Дочь Мстислава Владимировича была за норвежским королем Сигурдом (впоследствии датским Ериком) 1113 г. 15.       Владимир Мономах был женат на Гиде, дочери английского короля Гаральда (1125 г.) 16.      Другая дочь Мстислава Владимировича (Ingibiona?) – за Канутом, королем Оботридским, (Мекленбургским?), 1140 г. 17.      Евфросиния, дочь Мстислава Владимировича, была за королем венгерским Гейзою (1149 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Святой Батильде Адаларом (Adalard) из Корби поют среди больших торжеств. Тело святой королевы Батильды во время французской революции защитили жители Шелль, и перенесли его в церковь святого Андрэ, где оно и пребывает по сей день (Eglise Saint-André, rue Jean Véron 77500 Chelles). Части святых мощей находится в Риме, в часовне Пия IX, в соборе Мё (Meaux), в монастыре Жуарр, в Брэ-сюр-Сомм (Bray-sur-Somme) и в Мэйи (Mailly). Мощи из Корби были уничтожены революционерами. 17 Ее также называли Бальдехильда (Baldechilde), Батильдия (Bathildis), Ботюр (Bauteur) или Бодур (Baudour). 18 Второй сын короля Дагоберта I (Dagobert) и Нантильды (Nanthilde) родился в 635 году. Он стал королем Нейстрийским, в то время как его старший брат Зигеберт (Sigebert) получил Австразию (Austrasie) и ряд находившихся в зависимости областей в Аквитании и в Провансе. После смерти Дагоберта (19 января 639) Хлодвиг был без осложнений признан королем грандами Нейстрии и Бургундия. Его королевством управляла его мать при помощи мажордома Нейстрии (Эга (Aega), а когда он умер в 642, то был заменен Эршиноальдом в Нейстрии и Флаошатом (Flaochat) в Бургундии). После кончины своей матери в сентябре 642 года Хлодвиг II, как в Нейстрии, так и в Бургундии, оставил управление мажордомам: он и его брат Зигеберт рассматриваются как первые праздные короли. Страдая от душевной болезни, он скончался в возрасте двадцать трех лет в 657 году. 19 «Я ваша раба и, волей-неволей, если это было бы нужно, я подчинилась бы вашему желанию», сказала Батильда королю, на что он ответил: «Ни одна раба не сумела бы сесть на трон франков. Я Вас объявляю свободной, в том числе и в том, чтобы отклонить мою руку». 20 Рожденный в 652 и умерший в 673, Хлотарь III стал королем Нейстрии и Бургундии после смерти своего отца; королевством управляли его мать, а затем мажордом Эбруаин. 21 Рожденный не ранее 652 года и умерший в 675 году, Хильдерик II (Childeric) был провозглашен королем Аустразии (662) после того, как гранды свергли мажордома Гримо (Grimaud), и его сына Хильдеберта (Childebert), которого он сделал королем. При Хильдерике Австразией правил герцог Гонфо (Gonfaud), мажордом. После смещения его брата, Тьерри III (Thierry, 673), Хильдерик был провозглашен королем Нейстрии. Объединив все королевства франков, Хильдерик хотел ими управлять как абсолютный владыка и делал это настолько плохо, что был убит во время охоты. Хильдерик II был последним из Меровингов, кто пытался править.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евфросин, архиепископ упоминается примерно с 1153 в XII веке возможно, во время отсутствия епископ Нифонта в 1149 неизвестно Аркадий, епископ, свт. рукоположен с 10.08.1158 (избран в 1156) 19.09.1165 Новгородская и Псковская Имена Сведения Иоанн (в схиме, а в постриге Илия), архиепископ, свт. рукоположен с 28.03.1166 7.09.1186 Григорий (Гавриил), архиепископ, свт. рукоположен с 29.03.1187 (избран в 1186) 24.05.1193 Мартирий (Рушанин), архиепископ, свт. рукоположен с 10.12.1193 24.08.1199 Митрофан, архиепископ рукоположен с 03.07.1201 по 1211 отстранён от управления в 1220 вернулся на кафедру Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт. избран и утвержден в Киеве с 1212 по 1218 епископ Перемышльский Митрофан, архиепископ повторно 03.07.1223 Арсений избран, не был рукоположен с 03.07.1223 до 1225 неизвестно Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт. бывший епископ Перемышльский с 1225 по 1229 на покое; 8.10.1232 Спиридон, архиепископ рукоположен с 1230 (избран в 1229) Далмат, архиепископ рукоположен с 25.05.1251 (избран в 1249) 21.10.1274 Климент, архиепископ рукоположен с 02.08.1276 (избран в 1274) 22.05.1299 Феоктист, епископ свт. рукоположен с 29.06.1300 по 1307 (избран в 1299) отказался от кафедры; 23.12.1310 Давид, архиепископ рукоположен с 05.06.1309 05.02.1325 Моисей (Митрофан), архиепископ, свт. рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика), епископ, свт. рукоположен с 29.08.1331 3.07.1352 Моисей (Митрофан), архиепископ, свт. повторно с 1352 по 1358 на покое; 25.01.1362 Алексий, архиепископ рукоположен с (12.07.)1360 по (22.04.)1388 на покое; 03.02.1389 Иоанн (Порфирьев), епископ рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; 24.06.1417 Симеон (Сэмпсон в иноках), архиепископ рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 01.09.1421 по 30.08. 1424 изгнан; 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан), архиепископ рукоположен с сентября 1424 01.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий), архиепископ, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Комаричский район – 566 Константиновы ворота в Константинополе – 582 Константинополь (Констентинополь, Констянтинополь, Стамбул, Царьград), город – 7, 8, 16, 19, 27–31, 35, 37–39, 41–51, 54, 56, 58–61, 63, 66, 69, 72, 92, 97, 108, 110–112, 114–117, 123, 126, 127, 136, 140, 146, 148, 150–152, 154, 157, 160–179, 182, 185, 208, 214, 226, 227, 229–231, 233–236, 253, 257, 264, 268–300, 303, 304, 308, 314, 331, 338, 354, 355, 358, 359, 361–364, 366, 377–384, 396, 399–401, 407–412, 417, 418, 420, 426, 428, 431, 435, 436, 438, 439, 443, 444, 451–54, 457, 463, 466–470, 473, 475, 476, 481, 495, 502–509, 512, 516, 517, 519–521, 524, 532, 540, 541, 544, 547, 553, 554, 569, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583–586, 588, 591, 597, 601, 606, 616, 617, 636 Кос, город – 114, 233, 361, 363, 615 Кос, остров – 615 Костели Новые, город (см. Чанаккале) Костели Старые, город (см. Калитбахир) Кострома, город – 406, 601 Краков, город – 586 Краниево (Лобное) место (см. Голгофа) Красная площадь в Москве – 40, 41, 160, 280, 397, 476, 540, 581, 609 Красносельская бумажная фабрика в Санкт-Петербургской губернии – 487 Кремль (см. Московский Кремль) Крит, остров – 435 Кролевец (Каралевец, Королевец), город – 14, 15, 135, 251, 252, 398, 567 Кромский район – 565 Кромское городище – 565 Кромы, город – 12, 13, 133, 250, 398, 518, 535, 565 Крымское ханство – 573, 574 Кубань, река – 116, 235, 364, 412, 554 Куббат-ас-Сахра, мечеть (см. Церковь Святая Святых) Кум-Капейские (Кумкопейские) ворота в Константинополе – 42, 61, 161, 178, 281, 303, 540, 545, 591 Куниловка, деревня – 386, 387 Куниловский лес под Волоколамском – 386, 388 Купля, село – 7, 126 Л атинская империя крестоносцев 577 Лахерна, ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Левобережная Украина, историческая область – 567, 574 Ленинград, город (см. Санкт-Петербург) Леонтиева слобода на Ветке – 402 Лесбос, остров – 115, 234, 362, 616 Ливан, государство – 593 Ливия, государство – 608 Лидда (Лида, Лод), город – 76, 97, 191, 214, 318, 338, 501, 595, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) На основании тех мест Евангелия ( Ин.2:4, 19:26 ), в которых Иисус Христос называет Пр. Деву Марию женою, а не Матерью, некоторые еретики отрицали материнское достоинство Пресв. Девы. Но в Слове Божием, отвечает «Камень веры», есть много свидетельств, где Пресв. Богородица прямо и ясно называется Материю Иисуса Христа, а Он – Ее Сыном ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ; Ис.11:1 ; Лк.30:41–43, 2:33–34 ; Мф.1:18 ; Лк.1:35 и друг.). Если же Господь называл иногда Свою пречистую Матерь просто женою, то это Он делал с особенною целию. Так, на браке в Кане Галилейской Он называл Ее последним именем, «хотящь явити, яко чудесное оное дело, просимое от нее, сиречь, воды в вино преложение, есть дело силы Божия, а не дело человечества, еже он едино прият от матере… На Кресте же висящь женою нарече Марию… да не самем матерства воспоминанием, печаль к печали приложит» (552 б ); равным образом, если Господь сказал однажды: «кто есть мати моя?» ( Мф.12:48 ), то это сделал, по словам св. Златоуста, «не срамляяся матере, ниже отметаяся рождшия…но хотящь научити, яко сродников ради не подобает дела Божия оставляти» (552 б –553 а ). Кроме того, приведенными словами Господь хотел обличить тех, которые хвалились своим родством со Христом, и показал, что «сродство по плоти, без союза со Христом духовного ничтоже пользует, сие же без оного много может» (553 б ). 3) Протестанты упрекают православных в излишнем почитании и усердии к Божией Матери: «не равна ли есть она прочим женам бывшим, и ныне сущим в мире?» – говорят они. «Не и сам ли Христос женою нарицает ю?» ( Ин.2:4, 19:26 ; Гал.4:4 ). На этот упрек протестантов «Камень веры» замечает, что, хотя Божия Матерь по естеству и была человек и женщина, но «Она не точию прочыя жены, и всех святых земнородных, но и самые бесплотные духи превосходит, благодати Божия исполнением, матерства же Божия и девства несравненного преизяществом» (554 а ). Что касается названия жены, то оно в Слове Божием ( Быт.3:1–2, 4, 6, 8, 12, 13 ; Быт.24:8 ) применяется и к деве, и к женщине (554 б –555 а ); притом же, по мнению некоторых учителей церкви, в этом названии заключается более похвалы и чести для Божией Матери, чем в имени девы: «якоже убо Христос по писанием ( Лк.24:19 ; Деян.17:31 ), муж есть и начало мужей: сице и Мария, женам началница есть, и в лепоту женою нарицаема есть благословенная в женах, матерем и девам слава» (555 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010