Нельзя не согласиться, что чудеса, передаваемые в книге Данииловой, – спасение отроков в раскаленной печи, Даниила во рву львином, явление пишущей на стене кисти руки, перенесение ангелом пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон и т. п. – эти чудеса ничем не «чудеснее» бывших при Моисее, Илии, Елисея и др., напр., чудесного перехода через Чермное море при Моисее 552 и чрез Иордан при Иисусе Навине 553 , столпа облачного и огненного 554 , начертания скрижалей перстом Божиим 555 , поглощения Надава и Авиуда «огнем от Господа» 556 и попаление огнем с неба пятидесятиначальника с его отрядом пред Илией 557 , доставления для Илии пищи чрез воронов 558 , взятие пророка Илии на небо 559 , воскрешение Елисеем умерших 560 , чудесного насыщения им толпы народа 561  и проч. Если эти чудеса признают достоверными, то на каком основании можно сомневаться в достоверности чудес книги Данииловой? Баснословный характер как этих чудес, так вместе и всей богодухновенной книги пророка Даниила ничем не доказывается. На книгу эту, в силу её богодухновенности и пророческого достоинства писателя её, мы не вправе смотреть даже, как на правдоподобную только, а естественно должны видеть в ней книгу историческую в полном смысле этого слова. Всецело исторический характер, присущий вообще всей книге, произведению пр. Даниила, должен принадлежать в частности и неканоническим отрывкам её, составляющим, как замечено было нами выше, вместе с канонической книгой одно нераздельное произведение пророка Даниила. Хотя Ян 562 и Эйхгорн 563 считают эти отрывки только притчами, Циндель смотрит на них, как на легендарные, фантастические рассказы 564 , Цоклер 565 , Кейль 566 и Фрицше 567 отрицают правдоподобность этих историй, последние двое, называя историю о Виле и драконе чудовищной, даже преосвященный Филарет сильно сомневается в исторической действительности рассказа о Сусанне 568 , тем не менее, ни в содержании, ни в идее этих отрывков нет ровно ничего чуждого исторической истине. По главной своей мысли, как и по частностям рассказа, истории о Сусанне, трех отроках в печи, Виле и драконе вполне правдоподобны и вместе с тем соответствуют содержанию и идее канонической книги Данииловой: в одной из них Даниил своею мудростью и пророческим ведением делается известным среди пленного иудейского народа, как и по канонической книге возвышается при дворе; по другой – исповедует силу Иеговы пред Киром, о котором говорится и в канонической книге, как, и раньше исповедал её пред Навуходоносором, Валтасаром, Дарием Мидянином..

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

551 Das Eparchenbuch. S. 82. § 25. Цит. в пер. М. Я. Сюзюмова: Византийская Книга Эпарха. С. 49–50 (перевод нами здесь несколько уточнен). 554 Содержащиеся в 60-й книге Василик многочисленные отрывки из законодательства о подделках, о санкциях против фальсификаторов документов и о квалификации самого этого деликта будут детально рассмотрены далее. Пока отсылаем к работе: Troianos Sp. Περ το γκλματος τς πλαστογραφας ν τ βυζαντιν δικα//EEBS. 1972–1973. Τ. 39–40. Σ.181–200. 555 Ср.: Ecl. В. 256. 19–22, а также схолию 1 к этому месту Василик, согласно которой суд может рассматривать дело кого-либо не иначе, как если тот предъявит подлинный документ ( ε μ τ ληθς νστρομεντον προφρη), а также схолию 3, гласящую: πρωττυπον, φησιν, φελει κα φσκος προφρειν, οκ σον δικν τοι σχεδριον// Β. S. Ρ. 1355; Cf.: Dolger F. Der Beweis im byzantinischen Gerichtsverfahren 11 La Preuve (Antiquité). 1965. 16. S. 608–609. 560 Ibid. I. 8.2; Cf.: С. 4.22.1 ­­ В. 22.1.81 (т. е. здесь ясно постулируется приоритет юридического акта перед документальным и таким образом как будто отвергается тезис о диспозитивности письменного акта). 561 Hexabiblos. I. 8.4. О смысле этого распоряжения см.: Troianos Sp. Περ το γκλματος τς πλαστογραφας... Σ. 198. 567 Уже цитировавшийся синопсис новелл Юстиниана также содержит эксцерпты преимущественно этой новеллы. См.: Schminck A.-Simon D.Eine Synopsis... S. 167–169. 569 О синонимии терминов δημαρχα, γειτονα и νορα для обозначения городских кварталов (как с точки зрения церковного административного деления, так и гражданского) см.: Matschke К. P. Rolle und Aufgabe der Demarchen in der spatbyzantinischen Hauptstadt//Jahrbuch für Geschichte des Feudalismus. 1977. 1. S. 214, 228. Пожалуй, только термин ξαρχα сохранил значение городского церковного округа (впрочем, также совпадавшего с гитонией), получив свое название от тех экзархов, которых специальным указом учредил для каждой гитонии патриарх Каллист I в 1350 г. с тем, полагает Мачке, чтобы «централизовать и сделать более эффективной церковную администрацию города» (Ibid. S. 228. Anm. 92; Cf.: Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Paris, 1977. Vol. 5. 2319. P. 261–262).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего, апостол указывает христианам на будущее пришествие Христа. 28. И так 548 (Рус.), дети, пребывайте в Нём 549 , в Иисусе Христе, Сыне Божьем, чтобы, если 550 Он явится (откроется, – предполагается: чего мы ожидаем) 551 , чтобы нам, в общении с Ним, иметь дерзновение (ср. 3:21; 4:17; 5:14; Еф. 3:12 ; 1Тим. 3:13 ), уверенность в спасении, и не быть со стыдом удалёнными от Него 552 в пришествие Его 553 . Далее апостол говорит, что христиане, творящие правду, суть рождённые от Бога, дети Божьи, которые узрят Бога. 29. Если вы знаете (ср. 2:27), обращается апостол к христианскому сознанию читателей, что Бог праведен, всегда верен и праведен в своих отношениях к человеку, как Он открыл Себя во Христе и в деле искупления, всегда делает то, что сообразно с Его существом, которое есть свет и любовь, то вы знаете 554 , что и всякий, кто творит правду (ср. 1:6: творит истину), осуществляет её и на словах и на деле, рождён от него 555 . 3:1 Видите, – с особенной живостью речи и ударением апостол останавливает внимание читателей на величии этого блага, – какую ( Лк. 1:29 о качестве, Мф. 8:27 о количестве) любовь даровал 556 нам 557 Отец наш ( πατρ); чтобы 558 мы наречены были чадами Божьими (Ср. Мф. 5:9 ; 559 и есьмы 560 . Поэтому (и) мир (ср. 2:15; 3:10: дети дьявола) не знает нас 561 , потому что он не познал 562 Его, как Он открыл Себя в Сыне. 2. Возлюбленные! обращается далее апостол к читателям в сознании общего с ними богосыновства, и говорит уже прямо о блаженном будущем христиан: Мы теперь дети Божьи; и ещё не открылось, что мы будем в откровение славы чад Божиих? Знаем 563 что если (ср. 1:28) откроется 564 то, чем мы будем, наша слава чад Божиих, мы будем подобны Ему, детьми Божиими, по нравственной чистоте своего существа и блаженству подобными Богу, потому что увидим Его, как Он есть (ср. 1Кор. 13:12 ) 565 . Сказав о будущей нашей славе, апостол далее с этой точки зрения даёт наставления о наших обязанностях в настоящем. 3. И всякий, имеющий сию надежду на Него (Бога), – обращается апостол опять к наставлениям (см. 2:28), – как рождённый от Бога, очищает себя 566 от всякой нравственной нечистоты, как 567 (Слав. якоже) Он (κενος), Господь И. Христос чист, в общении с Которым откроется и наша будущая слава.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

544 Крывелев И. Указ.соч. 545 Лев 12,6 ; Исх. 3:1; 20,17; 22,4 ; Притч. 26:2; 27,27 ; Втор 14,7 ; 1Цар. 27:9 ; Песнь Песней 2,14; Ис. 11:6 . 546 Мутье-Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 547 Там же, с.66–67. 548 См.: Числ. 16:14 ; Исх. 22:5 ; Ис. 5:11 ; Иез. 31:5 ; Иез 28,26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 549 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 550 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61–62. 551 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. – Палестинский сборник, 1974, N 25 (88), с.105–114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. 552 См.: Kenyon F.G. and Bell H. I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v. III, 1907, p.125. 553 Крывелев И. Евангельские сказания… с.20. 554 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 555 См. гл.1, прим.34 . 556. Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк. 3:1 . 557 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 558 Крывелев И. Евангельские сказания… с.21. 559 Флавий И. Арх. XX, 9,1. 560 Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 561 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 562 Крывелев И. Что знает история… с.124. 563 См. выше гл.17, с. 564 Крывелев И. Что знает история… с.125. 565 Крывелев И. Евангельские сказания… с.24. 566 Флавий И. Арх. XVII, 2,2; 4,3; XVIII, 2,3; XX, 9,1. 567 Историческая критика может распространяться только на форму или жанр евангельских рассказов о чудесах. Всестороннее рассмотрение этого вопроса дано в сборнике статей “Les miracles de Jesus” под общей редакцией К.Леон-Дюфура (Paris, 1977). 568 Эту концепцию использовал в качестве литературного приема М.Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита”. 569 См.: Bell H.Y. Fragments of Unknown Gospel and Other Early Christian Papyrus, 1935; Roberts C.H. An Unpublished Fragment of the Fourth Gospel in the I.Rylands Library. Manchester, 1935; Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний. – БТ, М., 1960, с.66; еп.Михаил (Чуб). Памятники древнехристианской письменности. – ЖМП, 1955, N 12, с.56.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

548 Мата. Там же. С. 59; Γεδεν . Σ . 689. 549 Мата. Там же. С. 62; Γεδεν . Σ . 692. 550 Филиппов Т. И. Современные церковные вопросы. СПб., 1882. С. 55. 551 Γεδεν . Σ . 693, 703. 552 Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. И. С. 62—63. 553 Филарет, митрополит. Собрание мнений по делам Православной Церкви на Востоке. С. 1; Γεδεν . Σ . 699. 554 Γεδεν . Σ . 701; Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 142. 555 Церковный Вестник (неофициальная часть). 1887. С. 22—23 556 Церковный Вестник (неофициальная часть). 1891. С. 182; 1892. С. 17. 557 Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 6—7. 558 Постановления временного греческого народного собрания 1858—1860 гг.//Христ. Чтение. 1863. Т. I. С. 247—250, 252—253. 559 Вообще, кажется, нельзя отрицать того, что геронты злоупотребляли своей властью в синоде. «Эти геронты большей частью, чтобы не сказать всегда, — замечено в одном документе, — раздавали архиепископства своим любимцам и своим тварям [курсив не наш], так что архиепископские кафедры покупались часто ценой личных услуг и доставались лицам, не обладающим требуемыми качествами» (Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. С. 142). Значит, и хорошо сделано, что уничтожено звание геронтов в Константинопольской церкви. 560 Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 8. 561 О бератах у нас речь была раньше в очерке «Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви». 562 Церковный Вестник. 1883. 17. С. 3; 50. С. 7; 24. С. 1. 563 Церковный Вестник. 1887. С. 881—882; 1890. С. 41—42, 697, 714, 777; 1891. С 29, 46, 134—135. 564 Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 623 (греч. подлинник — Σ . 112). 565 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 1-я пол. I тома. 1-е изд. С. 309; Лебедев А. П. Очерки истории Византийско-Восточной церкви от конца XI до половины XV века. 2-е изд. С. 345 и сл. 566 Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по церковным делам. Т. I. С. 72, 109, 124, 154. 567 Относительно всех этих патриархов нужные нам в настоящем случае сведения были уже приведены раньше; и повторять их считаем делом лишним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

552 «...о Ермисе-боже...». – Приложения бог при имени Гермеса в ориг. нет. Но поскольку на Руси обрядовый этикет обыкновенно включает этот вокатив при молитвенном обращении к Богу, он оказался и здесь, хотя в таком контексте мог и шокировать читателей строго православного толка. 554 ...бога... обмановающа. – В ориг.: «богов», форма в составе нравственного урока на Руси неприемлемая, и Гозвинский обращается к форме единственного числа. Тем не менее остается только предполагать, как преломлялось в сознании читателя соотнесение фабулы и сентенции. 44. О детищи и о матери. 555 ...книжицу... – Восковую табличку оригинала (δλταν) переводчик заменил более знакомой книжицей. 560 «...бесчестно». – Ретардационная связка, подробности и акценты перевода. В ориг. нет. 45. О пастыри и о мори. 567 ...море же утишися... – Только в списке из Ярославского обл. архива, 468 (124), восходящей к предварительной редакции перевода, но достаточно соответствует чтению греческого ориг.: τυχε γρ αθις γαληνισα. 46. О груши и о яблони. 571 ...куст кропивный... – В ориг. «терновник» (βτος), перевод же увеличивает социальную дистанцию и контраст благородных спорщиков с выросшей под забором и встревающей в их спор крапивой. 574 ...ничесому же достойна и ничто же суще... – Подчеркнутый синонимическим повто ром решающий уничижительный аргумент сентенции. 47. О кроте. 575 «Меди и железнаго оружия шум...». – В ориг.: – χαλκς... ψηφδος κτπον – ‘медных камней удары’. Но переводчик думал об оружии, – может быть, невольные отзвуки времени. 576 ...видения и зрения... – Ритмико-плеонастический акцент перевода. 48. О шершнях и пелепелицах. 579 ...благодать благодатию воздати..; «...еже хощу...»; ...вместо же ползования... – Разные типы акцентов переводчика. В ориг. нет. 49. О паве и о галке. 581 ...крепости ради и премудрости ради силных и премудрых... – Этого двойного нагнетания синонимических акцентов в сентенции ориг. нет. 50. О куколке, сииречь о зокзуле, и о лисице. 582 Единственная птица куколка, или зокзулка давая, на некоем древе стоя, зубы, или нос, поощряше. – В ориг.:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мата. Там же. С. 59; Γεδεν. Σ. 689. 549 Мата. Там же. С. 62; Γεδεν. Σ. 692. 550 Филиппов Т. И. Современные церковные вопросы. СПб., 1882. С. 55. 551 Γεδεν. Σ. 693, 703. 552 Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. И. С. 62-63. 553 Филарет, митрополит. Собрание мнений по делам Православной Церкви на Востоке. С. 1; Γεδεν. Σ. 699. 554 Γεδεν. Σ. 701; Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 142. 555 Церковный Вестник (неофициальная часть). 1887. С. 22-23 556 Церковный Вестник (неофициальная часть). 1891. С. 182; 1892. С. 17. 557 Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 6-7. 558 Постановления временного греческого народного собрания 1858-1860 гг.//Христ. Чтение. 1863. Т. I. С. 247-250, 252-253. 559 Вообще, кажется, нельзя отрицать того, что геронты злоупотребляли своей властью в синоде. «Эти геронты большей частью, чтобы не сказать всегда, - замечено в одном документе, - раздавали архиепископства своим любимцам и своим тварям [курсив не наш], так что архиепископские кафедры покупались часто ценой личных услуг и доставались лицам, не обладающим требуемыми качествами» (Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. С. 142). Значит, и хорошо сделано, что уничтожено звание геронтов в Константинопольской церкви. 560 Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 8. 561 О бератах у нас речь была раньше в очерке «Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви». 562 Церковный Вестник. 1883. 17. С. 3; 50. С. 7; 24. С. 1. 563 Церковный Вестник. 1887. С. 881-882; 1890. С. 41-42, 697, 714, 777; 1891. С 29, 46, 134-135. 564 Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 623 (греч. подлинник - Σ. 112). 565 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 1-я пол. I тома. 1-е изд. С. 309; Лебедев А. П. Очерки истории Византийско-Восточной церкви от конца XI до половины XV века. 2-е изд. С. 345 и сл. 566 Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по церковным делам. Т. I. С. 72, 109, 124, 154. 567 Относительно всех этих патриархов нужные нам в настоящем случае сведения были уже приведены раньше; и повторять их считаем делом лишним. 568

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

551 Луций Лициний Лукулл (117–56 гг. до н. э.) – римский полководец, сражавшийся в 74–66 гг. против понтийского царя. 552 Плутарх называет этого человека Олтаком, властителем дандариев, северночерно- морского племени (Plut. Luc. 16). 554 Это имя известно по эпиграфическим документам Боспорского царства. В форме Σαβδακος оно встречается в списке членов синода в Танаисе (см.: КБН, 1282). 555 Диоскура (или Диоскурия, совр. г. Сухум) была промежуточным пунктом на пути из Малой Азии на Боспор. 556 По легенде, среди аргонавтов были и братья Диоскуры – Кастор и Полидевк, основавшие Диоскурию. 557 Митридат находился в положении беглеца после поражения в битве при Дастире в Каппадокии в 66 г. до н. э., когда верховным главнокомандующим римской армии стал Гней Помпей. 562 Здесь мы имеем одну из самых подробных версий происхождения кавказского народа от ахейцев-эллинов. 566 На самом деле Керченский пролив не имеет таких мест, где с одного берега можно было бы увидеть другой. 567 Тигран II, царь Армении, сам явился к Помпею в 66 г. до н. э. с повинной, за что Помпей оставил ему его владения. 570 Здесь перечислены крупнейшие (после упомянутых Пантикапея и Фанагории) боспорские города – Херсонес, Феодосия и Нимфей, расположенные в Крыму. 573 Речь идет о башне акрополя на вершине горы в центре Пантикапея, которая с тех пор носит имя Митридата. 576 Митридат I Ктист (ум. в 338 г.), отпавший от Антигона Одноглазого и основавший ок. 301 г. будущую понтийскую державу. 578 Известно, что в Риме по предложению Цицерона были устроены десятидневные празднества и игры по случаю победы над Митридатом. 579 Маний Аквилий, прибывший в 89 г. до н. э. в Малую Азию для решения политических проблем в Вифинии и Каппадокии, был в 88 г. захвачен в плен Митридатом. 580 Это был официальный титул правителя клиентского по отношению к Риму государства: socius amicusque Romanorum. 582 Асандр, полководец Фарнака и его наместник на Боспоре, восставший против своего правителя, вел упорную борьбу за боспорский престол против Фарнака и затем против ставленника Цезаря Митридата Пергамского; правил Боспором в 47–17 гг. до н. э., став основателем новой династии, правившей Боспором более 400 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T. XXXIII, col. 360). 543 Толков. Посл Ефес. ( Еф.1:7 ), стр. 61; ср. Авва Исаия, Or. XXI. De poenitentia, c. VIII, col. 1164AC. Cp. И. Златоуст. T. LIX, col. 204. Cp. Ириней Л. T. VII, col. 1248. Климент A. Т. VIII, col. 281. Василий В. H. in Ps. XXIX . T. XXIX, col. 304BC. In lsaiam Proph. c. IV, 137. T. XXX, col. 341 A. Григорий H. In bapt. Christ. T. XLVI, col. 580D. И. Златоуст. T. XLIX, col. 223. 551 Cp. E. Ф. Толков. Филипп. ( Флп.3:10 ), стр 120–121: «крещаемый, приступая к Господу, дает обет быть верным Ему до положения живота. Это решение есть обречение себя на смерть ради Господа, и следовательно прямое сочетание со смертию Его. На это решение нисходит и благодать возрождающая. Затем – то, что здесь полагается в решении воли, осуществляется потом целою жизнию. Внешние страдания не всегда приходят; а внутренняя болезненная борьба со страстьми ради заповедей Господа всегда есть... жизнь христианина истинного – крестный путь». Ср. Толков. Колос. ( Кол.2:14 ), стр. 112. 554 Символически участие человека в страданиях и воскресении Господа обозначается троекратным погружением крещаемого в освященную воду, которое является, по святоотеческому учению, важнейшим, совершительным актом в чинопоследовании крещения (ср., напр., св. Кирилла И. Catech. III, 443–444; Catech. XVIII, 33). Погружение бывает именно троекратное в знак участия человека в страданиях и воскресении Иисуса Христа, так как Иисус Христос воскрес по тридневном «пребывании в земле». (Его же. Mystagog. II, 1079–1080; cp. ibid., 1081–1082. Ср. Афанасий A. T. XXVIII, col. 353. Василий В. Т. XXXII, col. 884. 555 Cp. И. Златоуст. T. LIX, col. 147. Ср. Григорий Б. T. XXXVI, col. 361. Василий Вю Т. XXXII, col. 113. 564 ’Οσον κτει’νεις τος τς εδεβει’ας γνας τοσοτον κα τ τς ψυχς συνεκτει’νεται με’γεθος. 566 Or. Catech. c. XL, col. 10ID. (Cp. De vita Moysis, col. 364A), «страстные нечистоты» (Catech. с. XL, col. 101D). 567 Григорий Б. Or. XL, col. 405A. Cp. ibid., col. 404C. Вот почему И. Златоуст утверждает, что кто не исправил худого поведения и не постарался сделать для себя добродетель легкою, тот пусть и не крестится. Catech. II, 2. T. XLIX, col. 234. Приготовляясь ко крещению, необходимо уничтожить «худые привычки, истребить навык ко злу, чтобы после крещения опять не возвратиться к нему». Ibid. n 3; col. 235. Ср. Григорий Н. Or. adv. eos, qui differ, bapt. col. 424.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

554 В лат. Ant. «порождаемой чувством» (т. е., происходящей из чувства). Об органах пожелательной и раздражительной (аффективной) способностей см. у Платона в «Тимее» 69 D и след. 555 Греч, κινεσθαι — буквально: двигаться. 556 Буквально: «омонимически» ( μωνμως ). Отсюда у Дамаскина начинается 22-я глава: « Περ παθους κα ενεργεας .» (Ortbodoxae fidei accurata explicatio, p. 138. Basil. 1548 г.), буквально воспроизводящая (в своей 1-й половине) XVI главу трактата Немесия. 557 Ср. Aristotle De part, animal., III, 4. 558 Определение Аристотеля в Ethic. Nicomach., II, 4, ср. Plotin. Ennead,, III, 6, 4. 559 Здесь — παθος понимается Немесием в самом элементарном и материальном смысле, как страдание физическое. 560 Т. е. страдания. 561 У Damasceni (ibidem) добавлено: « γουν μγα (то есть велика)». 562 Δι πληψιν , по Аристотелю, следовало бы перевести: «вследствие представлений " . 563 Подобные определения страсти находим у Стобея, который приписывает (у пер.: усвояет — ред.) эти определения Аристотелю: см. Stob. Ecl. II, 6, 36. (по Domanski, Op. cit. S. 118). 564 У Damasceni (ibid.) добавлено: » γουν κοινν ( τ . е. всем принадлежащую)». 565 Κνησις v τρψ εξ ετρου . 566 Иначе — деятельность; различные значения слова ενργεια . 567 Такое же определение деятельности (энергии) и «деятельного» находим у св. Григория Нисского: «деятельность», учит св. Григорий (см. у Анастасия Синаита в «Путеводителе»; ср. Филарета «Историческое учение об отцах церкви» т. III), «есть естественная каждой сущности сила и движение, которых лишено только не сущее… Деятельность есть движение деятельное (см. у св. Максима Исповедника; ср. Филар. ibidem). А деятельным называется то, что движется само от себя… Что имеет одну природу, имеет одну и ту же деятельность». Отсюда отцы Церкви делали апологетические выводы против ариан, евтихиан, монофелитов и т. п. 568 Отличие природных, естественных функций от страстей в таком же смысле проводится у св. Григория Нисского, который страстью, в собственном смысле παθος , называет только то, что уклоняется от нормы, совершается вопреки природе, «ничто поистине не есть страсть, если оно не ведет ко греху. Никто в собственном смысле не назвал бы страстью необходимых явлений природы… В собственном смысле страстью мы называем только то, что мыслится как противное свойственному добродетели бесстрастию». В этом отношении страсть не была присуща Иисусу Христу, чуждому всякого греха (Contra Eunom., lib. V). Климент Александрийский тоже определяет страсть как движение, противное разуму и природе, и таким образом отождествляет ее с грехом (Stromata, lib. II, cap. 13; ср. Paedag., lib. I, cap. 13). В основе всех подобных определений лежит учение стоиков о жизни, согласной с природой, о так называемой «апатии» и т. п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010