Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской Зарубежной Церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) на основании Положения о Русской Зарубежной Церкви. Согласно каноническому порядку Православной Церкви, решения, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Вышестоящей инстанцией церковной власти являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, решения которых, как и решения Священного Синода Русской Православной Церкви, действуют в Русской Зарубежной Церкви с учетом особенностей, определяемых Актом о каноническом общении, Положением о Русской Зарубежной Церкви и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение. Архиереи Русской Зарубежной Церкви являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Русская Зарубежная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения и изменения должны быть внесены в главу VIII Устава Русской Православной Церкви ( " Самоуправляемые Церкви " ), а также в Положение о Русской Зарубежной Церкви. Комиссиями Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви рассмотрен также вопрос об отношении к многочисленным официальным заявлениям, постановлениям, посланиям и прочим документам, изданным Предстоятелями Московского Патриархата или Русской Зарубежной Церкви, а также органами церковной власти в Отечестве и за рубежом в течение тех десятилетий, когда каноническое общение между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью отсутствовало. Некоторые из этих документов включают канонические прещения или иные выражения канонического непризнания иерархии и благодатной действительности церковной жизни, находящейся по ту сторону разделения. В связи с этим предлагается при вступлении в действие упомянутого Акта объявить утратившими силу все ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения.

http://sedmitza.ru/lib/text/429877/

Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви с. 337–340]. История русского церковного зарубежья — это продолжение русской истории, богатой событиями и яркими именами. О трудном становлении церковных общин в русской эмиграции сказано немало. Фактически создано целое направление в новейшей истории РПЦ, посвященное церковной эмиграции. Стойкость убеждений, твердое желание канонического устройства своей церковной жизни в реалиях инославного большинства и новых условиях жизни оторванного от Отечества русского рассеяния всегда вызывали глубокое уважение. Необходимо также отметить, что в каноничности РПЦЗ мировое православие никогда не сомневалось. Более того, именно при помощи братской Сербской Православной Церкви РПЦЗ получила поддержку и связь с прочими Поместными Церквями. Хорошо известно, что патриарх Сербский Варнава (Росич), выпускник Санкт-Петербургской императорской духовной академии, принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» с. 462–466], подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью. Оформив свою церковную жизнь в рамках Русской Православной Церкви Заграницей, русская эмиграция не сохранила для себя островок старой и безвозвратно ушедшей России, но смогла открыть истину православия для инославных, в очередной раз явив феномен универсализма и открытости, успех православной проповеди и глубину русской духовности и благочестия. Этот огромный опыт наших соотечественников за рубежом вследствие различных причин еще не в полной мере оценен и востребован в нашей отечественной церковной жизни.

http://bogoslov.ru/article/6177518

25-27 октября года в московском Свято-Даниловом монастыре собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе вопросов, предложенных на рассмотрение иерархов, главным в повестке дня значился вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. В итоге обсуждения проблемы нового статуса УПЦ Собором было определено следующее: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви» Следует отметить, что Поместный Собор Русской Церкви, который должен окончательно утвердить решение епископата о независимости УПЦ пока еще не собирался. Уже 28 октября 1990 года, на следующий день после состоявшегося Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева Древнейшая кафедра Предстоятелей Русской Церкви Софийский собор в годы советской власти была обращена в музей-заповедник. Ранее власти уже предоставляли храм в распоряжение раскольников, совершивших в нем свое «богослужение» после лже-собора УАПЦ в июне 1990 года. Понимая, что передача собора в руки какой-либо одной конфесии чревата новыми конфликтами на религиозной почве, правительство Украины распорядилось сохранить за Софийским храмом музейный статус. Решено было предоставлять его лишь на время для праздничных богослужений как канонической Украинской Православной Церкви, так и раскольникам. Последнее обстоятельство не могло не опечалить православных. Тем не менее, для Патриаршей службы Свято-Софийский храм был 28 октября открыт. Перед началом литургии Первосвятитель даровал митрополиту Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

Богослужебно-просветительная деятельность II. Просветительная деятельность вне богослужения III. Общественная деятельность IV. Воспитание молодежи Протокол 4 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 7/20 августа 1938 года «Положение Православной Церкви и веры в Сов. России». Доклад К. Н. Николаева Общия замечания Православная Церковь в России Вера в России Заключение Заслушивается доклад Протоиерея О. Михаила Польского. О духовном состоянии Русского народа под властью безбожников. (Доклад протоиерея о. Михаила Польского) Зачитывается доклад Гр. Ю. П. Граббе. Взаимоотношение Русской Православной Церкви заграницей и Матери-Церкви Протокол 5 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием мирян, от 9/22 августа 1938 года Резолюция по докладу протоиерея о. Иоанна Сокаля по вопросу о просветительной и общественной деятельности духовенства и воспитании молодежи Резолюция по вопросам о положении Православной Церкви и веры в Советской России Доклад Епископа Шанхайского Иоанна О духовном состоянии Русского Народа в разсеянии сущего Доклад Б. Р. Гершельмана «О национальном центре Русской эмиграции» Выписка из протокола заседания 3/16 августа 1938 г. Отдела, под председательством Высокопреосвященного Серафима, Архиепископа Западно-Европейских церквей, по вопросам национального и духовного возрождения России, на котором началось обсуждение вопроса об образовании Церковно-национального центра Резолюция, предлагаемая отделом возрождения России по докладу об образовании Русского церковного народного центра Доклад гр. Ю. П. Граббе «Пополнение иерархии и клира Русской Православной Церкви заграницей» Пополнение иерархиии и клира Русской Православной Церкви заграницей Протокол 6 заседания Собора Русской православной Церкви заграницей с участием мирян, от 10/23 августа 1938 года Доклад Архиепископа Богучарского Серафима «О нравственной основе софианства» О нравственной основе софианства Доклад Ю. И. Лодыженского «Борьба с религией в области международной» Борьба с религией в области международной Доклад Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих вероучительных тонкостях, как может показаться на первый взгляд, — не простая казуистика; в этом кроется противоречие с православным пониманием самой природы Церкви. Собор в Православии — это собрание иерархов (Архиерейский собор) или иерархов, священства и представителей мирян (Поместный собор), созванное для рассмотрения тех или иных вопросов церковной жизни. При этом факт собора, его статус не определяется, допустим, Патриархом всея Руси или предстоятелем какой-либо Поместной Православной Церкви. Факт собора закрепляется в церковном сознании лишь впоследствии, когда принятые соборные решения становятся частью самой церковной жизни. И наоборот: если соборные постановления отвергаются Церковью, собрание епископов, принявшее такие решения, никогда не будет признано собором. Что предлагает кардинал Вальтер Каспер? Он предлагает созвать совещание римских епископов и иерархов Русской Православной Церкви для обсуждения взаимоотношений Католической и Православной Церквей и для поиска разрешения накопившихся проблем. Пожелание вполне закономерное, неоднократно находившее положительный отклик у представителей Русской Церкви. Святейший Патриарх Алексий не далее как в понедельник в очередной раз подтвердил, что стремление Рима начать диалог всячески приветствуется: «Надо преодолеть все трудности, которые сейчас стоят на пути у этого диалога, сотрудничества, — заявил Святейший Патриарх, отвечая на вопросы журналистов. — Мы открыты к такому диалогу и преодолению тех трудностей, которые мешают сотрудничеству и улучшению отношений между Римо-католической и Русской Православной Церковью». Но предложение кардинала Вальтера Каспера о созыве именно собора звучит по меньшей мере странно, учитывая понимание соборности в католицизме: предполагаемое совещание иерархов двух Церквей только тогда будет признано Ватиканом, когда его решения одобрит папа Бенедикт. В свою очередь, такое одобрение может быть получено, по всей вероятности, тогда, когда решения совещания удовлетворят Римскую кафедру. А для того, чтобы такие решения были приняты, необходима самая малость: нужно, чтобы делегаты Русской Православной Церкви на соборе отказались от всех претензий к Римско-католической Церкви (список, к сожалению, остается неизменным: прозелитизм, экспансия на Украине, открытие епархий в России) и — самое главное — чтобы епископское совещание согласилось с тем, что впоследствии ему придется ждать папского одобрения как факта признания состоявшегося собора.

http://patriarchia.ru/db/text/20750.html

Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение Синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три румынские епархии «прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии». «Провокационные действия Румынской Патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол», — отмечалось в декларации Синода Православной Церкви Молдавии. Справка После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви — то есть до возникновения, по решению Берлинского конгресса 1878 года, независимого государства Румыния и до получения Румынской Православной Церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской Православной Церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил Синоду Румынской Православной Церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской Православной Церкви и получила название «Бессарабской митрополии». В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Патриарх Румынский Никодим подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году Синод Румынской Православной Церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и «Бессарабской митрополией». ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/371097.htm...

Затем председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности митрополит Калужский и Боровский Климент представил проект «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ознакомил присутствующих с проектом документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Проект Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви был представлен митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием. После широкого и детального обсуждения Архиерейский Собор принял предложенные документы. В завершение Архиерейского собора к его участникам обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель поблагодарил членов Собора за труды и обратил внимание на то, что в отличие от предыдущих соборных заседаний подготовка документов Архиерейского Собора 2011 года проходила при широком участии епископата, духовенства и мирян. Святейший Патриарх подчеркнул, что сегодня Церковь переживает непростое время, когда соборность становится особенно востребованной. «Соборность предполагает участие широкого круга людей, но одновременно неколебимое хранение иерархической вертикали власти в Церкви. Сочетание этих двух составляющих и образует ту силу, которая помогает Церкви, преодолевая все невзгоды и исторические перипетии, существовать на протяжении двух тысячелетий», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.   Документы Архиерейского собора По итогам обсуждений Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующие заявление, определения и документы: Заявление «О жизни и проблемах коренных малочисленных народов». Определения «О принятии соборных документов»; «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»; «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви»; «О наградах Русской Православной Церкви». Документы «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах»;

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalsya_a...

После этого он, по меньшей мере, дважды был отстранен от управления Украинской Церковью. Впервые – на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 6-7 мая 1992 года, когда ему было запрещено «в период до Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля». Тогда же были признаны недействительными все прещения, которые налагались бывшим митрополитом Киевским на сторонников единства с Русской Православной Церковью. Второй же раз Филарет Денисенко был отстранен от управления Украинской Церковью на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 мая 1992 года, после того, как проигнорировал первое прещение. Именно тогда, 21 мая, при участии архиереев Украинской Православной Церкви, Синод и поручил митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму как старейшему иерарху Украинской Церкви созвать и провести Архиерейский Собор Украинской Церкви для избрания нового Предстоятеля. Тем же заседанием Синода было определено, что до выборов Предстоятеля Украинской Православной Церкви временное управление ею передается митрополиту Никодиму. Несмотря на то, что бывший Первоиерарх Украинской Церкви проигнорировал решение Синода от 6 мая, а решения расширенного Синода от 21 мая объявил «необоснованными и недееспособными», он не мог опровергнуть по существу их каноническую правомочность. По состоянию на май 1992 года, и в соответствии с Уставами как Украинской, так и Русской Церкви, Украинская Православная Церковь обладала широкими правами самоуправления в рамках кириархальной Церкви. Ее Предстоятель, будучи постоянным членом Священного Синода Русской Церкви, и ее архиереи принимали участие в заседаниях Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви наравне с другими иерархами Московского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/53874.html

12 января 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория " Крапивенский 4 " . С докладом на тему " Православие в Африке. Проблемы и перспективы " выступил кандидат богословия, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Георгий Максимов. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик отметил, что принятому в конце 2021 года синодальному решению о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийского Патриархата из восьми стран Африки и об образовании Патриаршего экзархата Африки логически предшествует синодальное решение 2019 года о разрыве общения с Александрийским Патриархатом после его вступления в полное каноническое единство с украинскими раскольниками. Иерей Георгий Максимов призвал расценивать эти синодальные решения как восстановление канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте, ставшее ответом на просьбы клириков Александрийской Церкви, желающих оградить себя и свою паству от общения с расколом, в который вступила их иерархия. " Внимание множества людей по всему миру привлекло решение декабря 2021 года, хотя самое главное решение было принято еще два года назад в декабре 2019 года, когда была восстановлена юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке " , – полагает священник. " До ХХ века Александрийский Патриархат не претендовал на весь Африканский континент как на свою каноническую территорию, это произошло уже около 1930 года, когда престол Александрийского Патриархата занимал Патриарх Мелетий (Метаксакис). Он добавил к своему титулу слова " Патриарх всея Африки " и стал претендовать на распространение юрисдикции своей Церкви на весь Африканский континент. До этого традиционно принятой в Православии канонической территорией Александрийской Церкви считалась территория Египта, Ливии и Эфиопии. Между тем, еще до того момента как Патриарх Мелетий провозгласил притязание на все весь Африканский континент, в ряде африканских стран существовали приходы Русской Православной Церкви: в 1920 году был освящен и начал действовать храм святителя Павла исповедника в городе Бизерта (Тунис), в 1922 году – Воскресенский приход в городе Тунис и русский православный приход в Алжире, в 1927 году были созданы русские православные приходы в Рабате и Касабланке (Марокко), в 1914 году был открыт православный приход в Египте. Юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке – не есть нечто принципиально небывалое. Уже после Второй мировой войны было достигнуто соглашение о том, что клирики Русской Церкви стали поминать Александрийского Патриарха. Поэтому юрисдикции Русской Церкви в Африке уже более 100 лет " , – подчеркнул отец Георгий Максимов.

http://religare.ru/2_121441.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010