ч. и Е. м., колокольня Русская свеча раскачивалась, как маятник, грозя обрушиться и погрести под собой Спасо-Вознесенский храм, но устояла (Святой Елеон. С. 54). Сестры усердно молились перед чудотворной иконой «Троеручица», празднование которой совершалось в этот день, и обошли с ней крестным ходом всю территорию мон-ря. С тех пор ежегодно в этот день в Е. м. совершаются праздничная литургия и крестный ход с иконой. Кроме того, ежедневно во время вечерней службы сестра берет маленькую икону Божией Матери «Троеручица» и крестным ходом обходит мон-рь, чтобы Божия Матерь охраняла обитель. Пострадавший от землетрясения Спасо-Вознесенский храм был капитально отремонтирован в 1938-1941 гг. Игум. Павла (в схиме Антония), постриженица Леснинского мон-ря, установила в обители строгое общежитие. Ее преемница игум. Мелания, управлявшая Е. м. с 1934 по 1944 г., прибыла в Иерусалим в 1932 г. из Югославии по рекомендации Святейшего Патриарха Сербии Варнавы. После того как 9 апр. 1948 г. отряды Хаганы вырезали араб. население пос. Дейр-Ясин (более 250 женщин и детей) и изгнали араб. жителей из пос. Айн-Карем , большинство горненских монахинь (до 100 чел.) покинули монастырь и ушли в Е. м. Большая часть из них не вернулась в Горненский мон-рь, оставшись в Е. м. из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата. С 1951 г. мон-рь сделался местопребыванием начальников РДМ (в юрисдикции РПЦЗ). Это привело к перенаселенности Е. м., оставшегося в юрисдикции РПЦЗ. После начала 1-й арабо-израильской войны у подножия Елеонской горы иорданские войска установили дальнобойные орудия и обстреливали из них еврейскую часть Иерусалима. Командование иорданской армии планировало разместить в Е. м. танки, а на колокольне - военную сигнализацию, что грозило разрушением обители в случае продолжения военных действий. Только энергичные действия настоятельницы Е. м. схиигум. Антонии помешали осуществлению этого плана. В 1958 г. в Е. м. было отпраздновано 100-летие РДМ. На торжествах присутствовал кор. Иордании Хусейн. Во время 6-дневной арабо-израильской войны в мае 1967 г. мон-рь пострадал от обстрела, была убита вратарница обители монахиня Евлалия. При игум. Тамаре в Е. м. была открыта небольшая больница для лечения немощных и престарелых сестер. В 1973 г. на крыше колокольни был произведен ремонт, в 2001 г. установлена новая лестница, привезенная из Германии. В наст. время в обители подвизается ок. 40 насельниц, половина из них - правосл. арабки. Настоятельницы Е. м.: мон. Евпраксия (Миловидова; 1906-1914), Елисавета (1919-1929), Павла (Клюева, в схиме Антония; 1929-1934; 1944-1951), Мелания (Ненюкова; 1934-1944), Тамара (кнж. Татьяна Константиновна Романова, дочь вел. кн. Константина Константиновича; 1951-1975, † 1979), Феодосия (Баранова; 1975-1984), Параскева (Зильберкрейн; 1984-1989, † 1995), Варвара (Эпова; 1989-1993), Иулиания (1993-1997), Моисея (Бубнова; с 1997 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/189769.html

В 862 г. мон-рь был опустошен критскими арабами, но одному из монахов удалось спрятать в надежном месте главную святыню мон-ря - икону Божией Матери. Гробница ктиторов мон-ря преподобных Афанасия, Николая и Антония Гробница ктиторов мон-ря преподобных Афанасия, Николая и Антония Вторичное основание мон-ря относится уже к сер. Х в. Согласно монастырскому преданию, на Афон прибыли 3 архонта (вельможи) из Адрианополя - Афанасий, Николай и Антоний. По настоянию прп. Афанасия Афонского они восстановили древний разрушенный мон-рь. Впосл. основатели были похоронены в нартексе соборной церкви, их память празднуется 17 дек. Мн. критически настроенные исследователи считали 3 адрианопольских ктиторов легендарными личностями, а само число 3 - символическим. Однако в 1992 г. при раскопках в кафоликоне В. была найдена гробница, находящаяся под аркосолием юж. стороны месониктикона (часть нартекса, где совершалась полунощница). В ней обнаружены останки 3 иноков, а также свинцовая табличка с запрещением от имени погребенного здесь игум. Афанасия хоронить в этой гробнице к.-л. еще. Это свидетельствует о том, что трое основателей - реальные исторические личности ( Παζαρς. Σ. 180-182). Двоих из них можно отождествить с первыми ватопедскими игуменами Николаем (ок. 985 - ок. 1012) и Афанасием (ок. 1020 - ок. 1048). Из надписи на этой гробнице можно заключить, что Афанасий был сыном Николая, и т. о. В. возник как семейный мон-рь. Но не все лица, чьи имена сохранены традицией, жили в одно время. По мнению Д. Папахрисанфу ( Παπαχρυσνθου. Σ. 237), 3-го основателя мон-ря следует отождествить с игум. Антонием, к-рый упоминается в актах под 1142 г. (Actes du Pantocrator. 1991. N 3). Сохранившиеся актовые материалы позволяют проследить существование мон-ря начиная с кон. Х в. Отсутствие подписи ватопедского игумена под афонским Типиконом 972 г. («Трагосом») позволяет предположить, что В. в то время еще не возник. Первое упоминание В. в источниках - акт прота Фомы 985 г., подписанный ватопедским игум. Николаем. Его подпись стоит последней в ряду подписей др. игуменов (Actes d " Iviron. T. 1. N 7), но уже с 996 г. В. занимает одно из первых мест в иерархии афонских мон-рей (Actes de Lavra. Pt. 1. N 12).

http://pravenc.ru/text/149927.html

См. вологодские адрес-календари. Андроник ( Трубачёв ), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 217. Исповедная ведомость Покровской Козленской церкви г. Вологды за 1866 и др. годы//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 849. См.: Молитвенник к Богу усердный. Вологда, 1916. Официальные сообщения//ВЕВ. 1916. 3. С. 79; 1917. С. 7. Метрическая книга Покровской Козленской церкви г. Вологды за 1875-1885 гг.//ГАВО. Ф.496. Оп. 1. Д. 15053. Л. 290 — 290 об. Баранов С. Ю. Иваницкий Николай Александрович//Культура в Вологодской области. URL: Письмо Ивана Белянкина к Никону (Рождественскому) от 18 апреля 1918 г.//ОР РГБ. Ф. 765. К. 7. Ед. хр. 42. Л. 6. Исповедная ведомость Покровской Козленской церкви г. Вологды за 1919 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 860. Л. 6 об. Ильинский Н. А. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 256. Там же. Л. 256 об. — 257. Воспоминания В. К. Лебедева//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 268 об. — 269. Митрополит Владимир (Богоявленский). Арсений ( Стадницкий ), митр. Дневник. Т. 2. 1902–1903. М., 2012. С. 36. Там же. С. 53. Арсений ( Стадницкий ), митр . Дневник. Т. 1. 1880–1901. М., 2006. С. 368. [Понедельник 6 ноября]. Андроник ( Трубачёв ), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 273. Воспоминания В. К. Лебедева//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 269. Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов) — духовник священника Павла Флоренского//ЖМП. 1981. 9. С. 71–77.   Источник: Солодов Н. , свящ . К биографии епископа Антония (Флоренсова)//Богословский вестник. 2021. 1 (44). С. 186-219 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6174623

ученые считают, что эта новация автора Начального свода). Перу Н. В., по всей видимости, принадлежат рассказы о крещении блгв. кнг. Ольги , крещении равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича в Корсуни, ниспровержении идолов и крещении киевлян, гибели св. князей Бориса и Глеба и некоторые другие. Впрочем, т. зр. об участии Н. В. в летописании XI в. разделяют не все исследователи (М. Х. Алешковский, А. Тимберлейк, В. Я. Петрухин). Присёлков полагал, что в период игуменства Н. В. был поднят вопрос о канонизации прп. Феодосия Печерского, следствием чего стало написание прп. Нестором его Жития ( Присёлков. 2003. С. 128-130). По мнению Артамонова, Н. В. был сторонником не «феодосиевской», а «антониевской» традиции: ему принадлежала инициатива церковного прославления прп. Антония Печерского и составления его церковного жизнеописания. Однако эта инициатива не нашла поддержки у киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093), а после кончины Н. В. на время потеряла актуальность ( Артамонов. 2002. С. 22-24). Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент рамы иконы прп. Антония Киево-Печерского. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент рамы иконы прп. Антония Киево-Печерского. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Присёлкову принадлежит оригинальная гипотеза о том, что свт. Иларион - 1-й митрополит рус. происхождения, поставленный на кафедру Собором рус. архиереев в 1051/52 г., и Н. В.- одно и то же лицо. Это отождествление основано на совпадениях, которые обнаруживаются в их биографиях: оба были аскетами, пресвитерами, адептами книжной культуры, принимали активное участие в общественно-политической жизни. Молчание источников о судьбе свт. Илариона после 1051 г. позволило исследователю предположить, что после смещения с кафедры он принял схиму с именем Никон и поселился в пещере прп. Антония. В течение мн. лет Иларион-Никон старался оставаться в тени, чтобы избежать преследований со стороны митрополитов греч.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

1907. С. 737-740; Житие прп. иеросхим. Илариона Оптинского/Оптина пуст. [Козельск], 1993р. С. 198-199). При игум. Антонии в обители над могилой Н. Г. Приклонского на средства его вдовы Екатерины Александровны был построен и 5 окт. 1885 г. еп. Орловским и Севским Симеоном (Линьковым; † 1899) освящен каменный храм-усыпальница в честь Воскресения словущего - прямоугольная в плане постройка под 2-скатной кровлей с главкой. В этой церкви монахини читали Неусыпаемую Псалтирь. Игум. Антония перестроила больницу, в к-рой работали доктор и женщина-фельдшер, открыла аптеку, а также привела в порядок хозяйственные службы, приобрела каменное 2-этажное здание под гостиницу для богомольцев и отдельный флигель для странников. 14 окт. 1886 г. монастырскую школу посетил еп. Орловский Симеон (Линьков) вместе с управляющим канцелярией Синода В. Саблером. 12 мая 1887 г. игумении и ее помощнице казначее мон. Магдалине (Петровой) было преподано благословение Синода за благоустройство учебного заведения. В том же году школа была переименована в Свято-Ольгинскую и обращена в 2-классную церковноприходскую. Обучение было бесплатным, преподавание вели 10 монахинь и монастырские священники, помимо общеобразовательных предметов девочки занимались рукоделием. С 1890 г. по благословению оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова) школой заведовала М. В. Леонтьева (в монашестве Магдалина; † 1927), племянница философа К. Н. Леонтьева . К кон. XIX в. число учениц достигало 120 чел. В 1900-1902 гг. за оградой мон-ря выстроено просторное каменное здание школы. На торжествах освящения здания 20 авг. 1902 г. присутствовали кнг. С. К. Оболенская, духовная дочь прот. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева), генеральша Е. В. Духонина (1844 - ок. 1921), писатель С. А. Нилус и др. 4 апр. 1883 г. орловский купец 2-й гильдии А. И. Хлебников завещал обители 6 дес. земли с домом и садом. По инициативе игум. Антонии на этой земле, закрепленной за О. В. м. указом Синода от 30 нояб. 1885 г., устроено монастырское кладбище с деревянным на каменном фундаменте храмом в честь Воскресения Христова (освящен 23 июля 1895) со звонницей и каменной оградой (1896-1897).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

«Изустная память» Г. была известна Московскому митр. свт. Макарию и царю Иоанну IV. В 1576 г. она была переписана в Болдинском мон-ре по приказу соборных старцев и игум. Антония (впосл. епископ Вологодский и Великопермский) «с подлинного слово в слово», единственный ее список сохранился в рукописи 1663 г., происходящей из переславского Троице-Данилова мон-ря (РГБ. Унд. 301. Л. 126-128а). В рукописях встречается также лит. обработка «Изустной памяти» 2-й пол. XVII в., насыщенная риторическими вставками. Именно этот текст хранился в Болдинском мон-ре в более позднее время в качестве завещания-устава Г. Г. был погребен в Болдинском мон-ре у юж. стены Троицкого собора, рядом с приделом прп. Сергия Радонежского. По-видимому, в игуменство Иосифа Краснописца (1554 - не позднее 1567) мощи преподобного были перенесены в соборный храм и помещены в деревянную раку (в самых ранних посмертных чудесах Г., относящихся к времени игуменства Иосифа, упом. его «целбоносный гроб» с деревянной ракой). Крышкой раки, согласно рассказу о 9-м чуде («о Федоре Круговитине»), служила икона святого. В кон. XVI в. мощи Г. были перенесены в новопостроенный каменный Троицкий собор, в придел ап. Иоанна Богослова, помещены в деревянную резную позолоченную раку, над к-рой была устроена такая же сень. Почитание Житие Г. представлено единичными списками, вероятно, это объясняется теми обстоятельствами, что смоленские земли неоднократно становились ареной военных действий в Смутное время , в 1611-1655 гг. Болдинский мон-рь занимали иезуиты, в 1812 г. он был разорен наполеоновскими войсками. 1-я редакция Жития, написанная до 1586 г. игум. Болдинского мон-ря Антонием, известна в 2 списках: РГБ. Унд. 600. Л. 142-210 об., 1685/86 г., и РГБ. Попов. 94. Л. 165-220. В богатом фактическим материалом Житии, написанном игум. Антонием, использовано завещание Г., а также агиографические сочинения, в частности Житие прп. Герасима Иорданского. 1-я редакция помимо сведений о жизни преподобного содержит описание прижизненных чудес (2 чудес о возвращении украденных лошадей - монастырских и крестьянских, чудес о наказании обидевших святого крестьян, о наказании и об исцелении святым великокняжеского посланника, захватившего монастырских крестьян, о сыне дорогобужского приказчика Лаврека Соколова, об изгнании бесов из Абрамовского оз.) и 17 посмертных чудес (о наказании болезнью, часто беснованием, за воровство, за нарушение обетов, за нанесение обид монахам и о последующем исцелении по молитвам к святому, об умножении еды на трапезе, об избавлении от разбойников, неск. чудес, связанных с переходом монахов по заступничеству Г. из особножительных мон-рей, где они жили по-мирски, в общежительный Болдинский мон-рь). 3 последних чуда, относящиеся к времени после 1590 г., записаны др. агиографом, поскольку еп. Антоний скончался в 1588 г. (в 17-м чуде сам Антоний вместе с Г. является в видении своему ученику иноку Дионисию).

http://pravenc.ru/text/164547.html

В 1909 г. в Л. м. действовали 6 церквей: в честь Воздвижения Креста Господня (14 сент. 1683 была обретена Леснинская икона Божией Матери ), Св. Троицы (построена над целебным источником, который забил рядом с деревом, где нашли икону), св. мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Введения во храм Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. На праздники Воздвижения Креста Господня и Св. Троицы в обители собирались до 25 тыс. паломников. К 1915 г. в Л. м. было ок. 500 насельниц. Игум. Екатерина также направляла группы сестер во главе с опытными монахинями в окрестные села для учреждения обителей. Так, в 1893 г. образовалась монашеская община в Теолине, в 1894 г.- мон-рь в Вирове близ Дрогичина и др. обители. Л. м. пользовался особым вниманием имп. семьи, дважды посетившей обитель. Имп. Николай II жертвовал на развитие монастыря крупные суммы. Поддерживал Л. м. материально и духовно св. прав. Иоанн Кронштадтский. История Л. м. в эмиграции Во время первой мировой войны, в 1915 г., когда военные действия приблизились к Лесне, часть инокинь эвакуировали в Петроград и разместили на подворье Л. м., в Новодевичьем жен. мон-ре в честь Воскресения Христова и в жен. мон-ре во имя прп. Иоанна Рильского, часть поселили в Серафимо-Понетаевском мон-ре Нижегородской губ. 17 авг. 1917 г. петроградская община по благословению еп. Холмского и Люблинского Анастасия (Грибановского) переехала в Вознесенский мон-рь в Жабке на р. Днестр (Бессарабия). Пребывание ее там было недолгим, и осенью 1920 г. по приглашению принца-регента Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) Александра I Карагеоргиевича и серб. священноначалия 62 леснинские монахини прибыли в Белград. Местом их поселения стала Фрушка-Гора: сначала инокини расположились в мон-ре Кувеждин, затем - в древнем мон-ре Хопово, в последнем они пребывали более 20 лет. Несмотря на трудности существования в эмиграции, насельницам Л. м. удалось в 1920 г. в Хопове открыть сиротский приют, в котором обучалось более 500 детей. По словам митр. Амфилохия (Радовича) , усилиями леснинских монахинь «на югославской земле появились 32 женских монастыря и много маленьких, скромных, невидных обителей». После кончины 28 окт. 1925 г. игум. Екатерины общину возглавила игум. Нина.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010). К.- старец в схимническом куколе, написанный в профиль в академической стилистике. На одной из икон «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. (ок. 1882?), расположенной на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, преподобный с именем Ксенофонт подписан «Робейский» (ошибочно К. был отождествлен с последователем прп. Сергия Радонежского прп. Ксенофонтом Тутанским). Образ К. включен в группу Новгородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на подготовительном эскизе в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (карандашный набросок непокрытой головы преподобного; частное собрание). В кон. XX - нач. XXI в. получили распространение списки этой композиции (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве и др.). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2462137.html

К нач. XIX в. в Г. м. были построены игуменская и братские кельи, колокольня, а также перенесен из упраздненного в 1786 г. козелецкого Троицкого мон-ря храм во имя арх. Михаила. На пожертвование (9 тыс. р.) бывш. козелецкого головы полковника П. С. Катеринича в 1809-1810 гг., вероятно на месте деревянной трапезной Константино-Еленинской ц., был построен кирпичный настоятельский корпус, на 2-м этаже к-рого 8 окт. 1811 г. еп. Михаил (Десницкий) освятил ц. во имя Св. Троицы. Ок. 1811 г. на средства бывш. купца иером. Венедикта (Дзюбы) была построена каменная ограда с 4-ярусной колокольней, в 30-х гг. XIX в.- келейный корпус. При архим. Феодосии (Альтернацком; 1879) в Г. м. был устроен пчельник, конюшенный и скотный дворы, ледники, кирпичный завод, маслобойня, разбит фруктовый сад. Близ Г. м., на о-ве Липовом, был основан скит во имя вмч. Пантелеимона, именовавшийся также Варфоломеевым по имени подвизавшегося там мон. Варфоломея. К XX в. в Г. м. была открыта школа грамоты. Мон-рь владел 40 дес. пахотной земли, 50 дес. леса. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. В 20-х гг. XX в. большая часть братии Г. м. была сослана в ИТЛ, по местному преданию, игум. Валентин расстрелян в своей келье. Во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. в Г. м. проживали в основном сестры из разоренных черниговских мон-рей. По воспоминаниям родственников проживавшей в Г. м. мон. Серафимы (Даневич; 1879-1950), настоятельницей обители была игум. Клеопатра. К нач. 30-х гг. мон-рь стал смешанным, в нем проживали насельники закрытых властями соседних обителей: иеромонахи Рувим (Коваль), Никодим (Коваль), Феодосий, иеродиак. Вонифатий, мон. Димитрий (Бузин), игум. Смарагда, мон. Антония (Курская) и др. В 1934 г. Г. м. был закрыт, братия арестована, сестры разогнаны. С 1937 г. в корпусах проживали ссыльные узбек. семьи, в том же году на территории мон-ря организовали дом престарелых и инвалидов. В Георгиевском соборе располагался склад топлива, Троицкая ц. была отдана под клуб, между собором и корпусами установили памятник В. И. Ленину. В 1942-1943 гг. в Г. м. находился участок Козелецкой полиции фашистских оккупантов, с 1942 г. Троицкая ц. была открыта, богослужения совершали в 1943 г. иером. Тихон (Даневич), в 1944-1948 гг. прот. Г. Малуха ( 1953), к-рый с кон. 40-х гг. служил в кладбищенской Успенской ц. с. Даневка, куда перенес из монастырской Троицкой ц. иконостас и утварь. В 50-90-х гг. в Г. м. находился интернат для инвалидов.

http://pravenc.ru/text/164483.html

м. и городских церквей к братским могилам, на к-рых отслужили панихиду и литию. В 1839-1853 гг. настоятелем М. м. был прп. игум. Антоний (Путилов) , родной брат оптинского настоятеля прп. Моисея (Путилова) , он не хотел покидать Иоанна Предтечи скит Оптиной пуст. и был определен на эту должность Калужским еп. Николаем против своей воли. Игум. Антоний провел много лет в лесном уединении, а затем в скиту, и, по его словам, Малоярославец показался ему великой шумной столицей. При нем в М. м. переехали не менее 13 чел. из Оптиной пуст., в т. ч. келейник прп. Антония мон. Савватий (Ермолаев). Обитель посещал и делал пожертвования мон-рю оптинский старец прп. Макарий (Иванов) . Игум. Антоний большое внимание уделял жизни братии, заботился о порядке в богослужениях. В 1849 г. в М. м. был введен общежительный устав по образцу Оптиной пуст. Н. В. Гоголь в письме к гр. А. П. Толстому от 10 июля 1850 г. рекомендовал ему посетить Оптину пуст. и добавлял: «Не позабудьте также заглянуть в Малом Ярославце, который вам будет по дороге, к тамошнему игумену, который родной брат оптинскому игумену и славится также своей жизнью» ( Гоголь Н. В. ПСС. М., 1952. Т. 14. С. 194-195). Настоятель (1853-1862) архим. Никодим (Демусье) дозволял малоярославецким монахам ездить в Оптину пуст. «для душевного назидания и исповеди». В 1853-1855 гг. в М. м. проживал иером. Арсений (Троепольский), автор «Рассказов странника», к-рый составил здесь «Поучительное размышление при чтении жизни святителя и чудотворца Николая в Николаевском Малоярославецком монастыре» (текст неизвестен, упом. архим. Никодимом в переписке: РГБ ОР. Ф. 213. К. 82. Д. 25. Л. 3 об.). В 1854 г. при архим. Никодиме на средства московского купца П. М. Александрова в предместье М. м. был выстроен странноприимный дом, названный в его честь Павловским. Одноэтажное каменное здание делилось на 2 половины: для мужчин и женщин, на карнизе входящих встречала надпись: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Одним из самых продолжительных в истории М. м. было настоятельство (1862-1891) архим. Пафнутия (Осмоловского). В 1862 г. он получил большинство голосов на выборах настоятеля Оптиной пуст., однако присутствовавший при этом Калужский еп. Григорий (Митькевич) , руководствуясь мнением оптинских старцев, отменил результат выборов и назначил на должность прп. иером. Исаакия (Антимонова) , а Пафнутий был назначен в Малоярославец. Последним настоятелем (1909-1918) М. м. был архим. Илия (Шиляев), с 1915 г. он занимал должность благочинного муж. мон-рей Калужской епархии. В 1862 г. в М. м. проживало 25 чел. братии и 15 послушников на добровольном испытании, в 1874 г.- 21 чел., в 1890 г.- 26, в 1900 г.- 24, в 1910 г.- 28 чел. ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 15-16; Ассонов. 1914. С. 27; ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355, 1833; Оп. 3. Д. 1806).

http://pravenc.ru/text/2561740.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010