Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

игум. Аристарх (Лебедев) Епископ Сильвестр (Малеванский) – представитель новой догматической школы в Киевской Духовной Академии на рубеже XIX–XX веков Источник Епископ Сильвестр (Малеванский) – студент, преподаватель, ректор КДА, своей ученой, профессорской и церковно-административной деятельностью оставил весьма глубокий след в истории отечественной богословской мысли и в жизни КДА. Благодаря уникальному таланту, неимоверной трудоспособности и любви к богословию он создал в Киевской Академии новую догматическую школу. Дух этой школы через посредство своих учеников еп. Сильвестр распространил далеко за пределы Отечества. Более 40 лет он нес свое послушание в КДА сначала в звании бакалавра (1857–1862), потом профессора богословских наук (1862–1898), а также в должности инспектора (1862–1881) и, наконец, ректора (1883–1898). В 60-е годы XIX столетия еп. Сильвестр пишет ряд статей апологетического характера: «Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере» и «Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов», а также занимается приготовлением к напечатанию научно-богословского труда, который он затем представил на академический совет для соискания степени доктора богословия на тему: «Учение о Церкви в первые три века христианства». 10 апреля 1873 года после публичной защиты еп. Сильвестр был удостоен высшей ученой богословской степени. Необходимо отметить, что русская догматическая наука во время выхода еп. Сильвестра на богословский олимп как ученого догматиста уже обладала рядом значительных и капитальных трудов в области догматики (в сравнении с системами митр. Платона, протоиерея Терновского, архим. Антония), автором которых являлся известный богослов-митрополит Макарий (Булгаков) . Его учебник догматики стал прорывом в русском богословии, и митр. Макарий с гордостью мог бы сказать о своей системе: «faciant melora... posteriores». И из его преемников еп. Сильвестру удалось сделать наибольшее и наилучшее в этой отрасли богословия, являя собой достойного труженика и соперника митр. Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан близ с. Уса-Степановка Бирского у. Уфимской губ. (ныне Благовещенский р-н Республики Башкортостан), на месте явления в 1856 г. крестьянину С. И. Сотникову некоего старца в блистающих ризах. Впосл. это место получило название «Святые кустики». Во 2-й пол. XIX в. здесь происходило множество чудес, к-рые записывали клирики окрестных церквей и засвидетельствовали еп. Уфимский Антоний (Храповицкий) и благочинный мон-рей Уфимской епархии сщмч. Андроник (Никольский) . В кон. 50-х гг. XIX в. на месте Г. м. Сотниковым был устроен шалаш, где он молился, в 1899 г.- изба, в к-рой поселилась бывш. послушница Серафимо-Понетаевского жен. мон-ря с 8 мирянками. В кон. 1900 г. местный землевладелец Г. Поспелов ходатайствовал перед еп. Уфимским Антонием (Храповицким) об учреждении жен. обители. В нач. мая 1901 г. указом еп. Антония в мест. Святые кустики была переведена благочинная Бирского Троицкого мон-ря мон. Серафима (Беляева) с неск. сестрами. Летом 1901 г. были построены 3 деревянных дома с хозяйственными службами, 2-этажный келейный корпус, в к-ром 21 дек. 1901 г. архим. Андроник (Никольский) освятил ц. во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича, покровителя ктитора обители Поспелова. Архим. Андроник определил в храм заштатного священника для ежедневных богослужений. К кон. 1901 г. в общине проживало более 30 чел., в дек. 1901 г. архим. Андроник постриг в рясофор 10 сестер. Община владела пожертвованными Поспеловым и др. 70 дес. земли. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Указом Святейшего Синода от 1 февр. 1902 г. община была официально зарегистрирована, 22 дек. 1904 г. преобразована в мон-рь, мон.

http://pravenc.ru/text/164475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Одна из Восточных католических Церквей ; образована коптами , соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви . Возглавляет К. к. Ц. Александрийский патриарх коптов (с 15 янв. 2013 Ибрагим Исаак Сидрак); его резиденция находится в Каире (Египет). Патриарший кафедральный собор Пресв. Богородицы расположен в районе Каира Мадинат-Наср. К. к. Ц. состоит из патриаршего диоцеза Александрия и 6 еп-ств в Египте (Асьют, Гиза, Исмаилия, Луксор, Эль-Минья и Сохаг). Глава копт. католич. Патриархата избирается Синодом К. к. Ц., после чего папа Римский утверждает избранного патриарха; ему вручается паллий . Синод назначает епископов, к-рые затем утверждаются в Риме. При Синоде действует состоящий из мирян Совет копт. католич. общины. В нач. XXI в. численность К. к. Ц. составляла, по разным оценкам, от 160 до 220 тыс. чел., большинство коптов-католиков проживают в Каире, Александрии и неск. деревнях В. Египта. После событий «Египетской весны» (2012) и прихода к власти «Братьев-мусульман» часть членов общины эмигрировала в Европу и Сев. Америку. Отдельные приходы К. к. Ц. представлены в Европе, Сев. Америке, Австралии и на Ближ. Востоке. В каирском р-не Эль-Маади действует патриаршая ДС св. Льва, существуют начальные семинарии в Александрии и Тахте, а также катехизационный ин-т Сакакини (Каир). В К. к. Ц. нет своих мон-рей, но существует неск. небольших муж. и жен. монашеских общин различных католич. орденов и конгрегаций. Впервые переговоры об унии Коптской Церкви и Папского престола состоялись в 1440 г., когда папа Римский Евгений IV направил к копт. Александрийскому патриарху Иоанну XI францисканца Альберто Бердини да Сартеано с приглашением прислать делегатов на Ферраро-Флорентийский Собор . Патриарх отправил к папе Римскому игум. Андрея из мон-ря св. Антония с посланием, в к-ром исповедовал веру в единую природу Христа. Прибыв на Собор, игум. Андрей согласился объявить об унии Коптской и Римско-католической Церквей, что было подтверждено декретом «Cantate Domino» (4 февр. 1442); однако подписание акта об унии не имело к.-л. реальных последствий.

http://pravenc.ru/text/2057206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ (? - 23.07.1628, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1615-1628), видный деятель Смутного времени. Происходил, возможно, из семьи новгородских детей боярских. Предположительно принял постриг в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре в Новгороде, в соборе к-рого был придел прп. Онуфрия Великого . Можно предположить, что именно О. упоминается в дозорной книге Ст. Руссы 1611 г. и в труде П. М. Строева в качестве игумена старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря (Писцовые и переписные книги. 2009. С. 88, 204; Строев. Списки иерархов. Стб. 80). В дозорной книге 1611 г. приведены сведения из несохранившегося писцового описания Ст. Руссы 1606/07 г. Согласно им, в 1607 г. игуменом Преображенского мон-ря был Онуфрий, а к 1611 г. его сменил игум. Варлаам. Если это предположение верно, то, вероятно, что О. вместе с оставшимися в живых монахами бежал в Новгород после разорения Ст. Руссы поздней осенью 1608 - весной 1609 г. (отрядом тушинского полковника Я. Кернозицкого (Керножицкого)) или в кон. 1609 - нач. 1610 г. (отрядами тушинцев или польско-литов. войск). По всей видимости, О. был хорошо известен Исидору , митр. Новгородскому (1603-1619), к-рый не позднее 1611 г. поставил его игуменом Антониева мон-ря в Новгороде. Впервые предположение о тождестве О. и соименного ему игумена Антониева мон-ря выдвинул Строев ( Строев. Списки иерархов. Стб. 59), из совр. исследователей деятельность О. в качестве игум. Антониева мон-ря рассматривала Е. И. Кобзарёва ( Кобзарёва. 2003. С. 353). Подпись О. стояла 1-й на обороте Приговора от 25 дек. 1611 г. о приглашении в Русское государство швед. королевича (ДАИ. Т. 1. 162. С. 283-285). О. часто упоминается в документах Новгородского оккупационного архива в нач. 1612 г., в частности, о взятии денег с Антониева мон-ря (11 февр. 1612; см.: Роспись. Л. 773-775) и о взятии «мобилизационных» денег за выставление воинов (1 нояб. 1612 за 3 месяца за даточных людей, 21 конного и 21 пешего воина, было взято 186 р.; см.: Приходно-расходные книги 1612/13 г. С. 49-53). В том же году О. написал челобитную руководителям новгородского правительства Я. П. Делагарди и кн. И. Н. Одоевскому Большому Мнихе, в к-рой жаловался на произвол властей: «...в нынешнем 120 г. по вашему указу иманы деньги палатнику Клаусу Храмбору с монастырской вотчины в Деревской и Бежецкой пятинах вдвое, а теперь правят за монастырскую вотчину в Обонежской пятине» (Дело по челобитным. Л. 88-91).

http://pravenc.ru/text/2578461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ КАМЕНЧАНИН (в миру Иоаким; † после апр. 1591, г. Ростов (совр. Ярославская обл.)), иеродиак., книжник. Биография Род. в г. Каменце (ныне Каменец-Подольский Хмельницкой обл., Украина), семья происходила «от области Киевския». Получил домашнее образование, в раннем возрасте («детина велми млад»), лишившись родителей, принял монашеский постриг от игум. Евфимия в молдав. Киприановом (Каприянском) мон-ре (см. Кэприана) (игум. Евфимий был видным церковным деятелем, в 1563-1564 возглавлял посольство молдавского господаря Александра III Лэпушняну к царю Иоанну IV Васильевичу ). В Молдавии И. К. был хиротонисан во диакона Макарием, еп. Романова Торга (ныне Роман, Румыния). Затем И. К. вернулся на родину, жил сначала в Киеве, потом в Вильно. Летом 1561 г. по инициативе литов. правосл. магнатов Евстафия Воловича и Григория Ходкевича, намеревавшихся организовать в Литве слав. книгопечатание, И. К. отправился в Москву за рукописями. Его интересовали находившиеся в «царской книгохранильнице» Геннадиевская Библия , «Беседы евангельские» свт. Иоанна Златоуста в переводе ученика прп. Максима Грека инока Силуана и Житие прп. Антония Киево-Печерского, отсутствовавшее в Киево-Печерском мон-ре. И. К. имел на поездку благословение от Киевского и Галицкого митр. Сильвестра (Белькевича) и дозволение польск. кор. Сигизмунда II Августа . В 1560 г. названные книги безуспешно пытался купить в Москве у дьяка И. М. Висковатого литов. посланник Михаил Гарабурда (И. К. писал об этом в соч. «Жалоба»), тогда же переговоры по данному вопросу вел др. литов. посланник в Москве - Андрей Станиславич, но они также не принесли результатов. И. К. намеревался либо купить книги, либо заказать их «на спись слово в слово». Предполагалось напечатать книги в Литве на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому, да и рускому московскому, да и повсюду всем православным христианом». Язык изданий И. К. определял как «наш русский», «русский словенский». Т. о., книгопечатание осознавалось как фактор единства православного славяноязычного мира. Поездка И. К. в Москву стала одним из ранних примеров культурных контактов населения западнорус. земель с Московским гос-вом.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Чудо в Великой печерской церкви, увиденное прп. Иоанном и отроком Захарией. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 116 об. (РГБ) (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские. В 5-м Слове Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.) рассказывается, что киевские бояре И. и Сергий, будучи в Успенской ц. Киево-Печерского мон-ря, «видеста свет паче солнца на иконе чюдней Богородичине» и, видимо восприняв это как знамение, «в духовное братство приидоста», т. е. совершили в храме обряд братотворения , объявив друг друга духовными братьями, что предполагало тесное духовное общение и взаимопомощь в мирских делах. Через неск. лет И. тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, раздал часть своего имущества нищим. 1 тыс. гривен серебра и 100 золотых гривен И. завещал своему 5-летнему сыну З. по достижении им совершеннолетия (15 лет), а до того времени доверил воспитание сына и распоряжение этими средствами Сергию (духовный брат в визант. праве приравнивался к родственникам 1-й степени). Автор патерикового повествования свт. Симон , еп. Владимирский, указывает, что описываемые события случились при печерском игум. прп. Никоне , т. е. в 1078-1088 гг. Когда З. исполнилось 15 лет, Сергий заявил ему, что ничего от И. не получал, т. к. тот «своим безумьем» раздал все как милостыню. З. просил у опекуна вернуть ему хотя бы часть наследства, но тот уверял, что ничего не получал от И. Тогда юноша потребовал от Сергия поклясться перед чудотворной иконой Божией Матери, «идеже братство взя со отцем моим». Сергий поклялся, но не смог поцеловать икону, поскольку Пресв. Богородица не позволяла ему приблизиться к образу. Выходя из храма, он вдруг закричал, умоляя преподобных Антония и Феодосия Печерских защитить его от «аггела... немилостивого» и молиться за него Пресв. Богородице, чтобы Она избавила его от бесов. На всех присутствующих напал страх, и с этого времени, замечает агиограф, в Киево-Печерском монастыре никому не позволялось клясться чудотворной Богородичной иконой. Сергий признался, что деньги И. спрятаны в «клети» в его доме. З. забрал отцовское наследство (при этом золота и серебра оказалось вдвое больше, чем завещал сыну И.) и отдал его игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Иоанну (1089 - не позже 1108). Юноша принял постриг в Киево-Печерском монастыре и впосл. там скончался. На вклад З. в память об И. в обители, «удуже на полати восходят», был построен придельный храм св. Иоанна Предтечи (Древнерусские патерики. 1999. С. 17).

http://pravenc.ru/text/471217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ IV (1816, сел. Надж-Абу-Закали близ Ахмима, совр. мухафаза Сохаг, В. Египет - 18.01.1861, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 5 июня 1854), реформатор, способствовавший просвещению копт. общины и церковному возрождению. Род. в крестьянской семье, в миру носил имя Давуд Тумас Башут. В возрасте 22 лет стал послушником Антония Великого мон-ря , в следующем году принял там постриг с сохранением имени. Уже через 2 года был игуменом мон-ря и вскоре основал школу для обучения монахов близ г. Бени-Суэйф. Просветительская и подвижническая деятельность молодого игумена привлекла внимание патриарха Петра (Бутроса) VII аль-Джавили (1809-1852). В 1851 г. он делегировал игум. Давуда (по нек-рым сведениям, рукоположив его во епископа - Порфирий (Успенский). 1901. С. 342-343) для улаживания догматических споров в Эфиопской Церкви , к-рая тогда подчинялась копт. Александрийскому патриарху, но миссия не увенчалась успехом. Вернувшись в Каир в июле 1852 г., после смерти патриарха, Давуд вопреки воле усопшего не был сразу избран его преемником. Распространился слух, что в Эфиопии игумен был вовлечен в заговор против егип. правительства. Группа копт. духовных и светских лидеров, поддерживавших др. претендента на Патриарший престол - епископа Ахмимского, собралась ночью в церкви для интронизации своего кандидата, но была разогнана сторонниками Давуда. В качестве компромисса 19 апр. 1853 г. было решено назначить последнего на нововведенную должность митрополита Каирского. Лишь более года спустя, доказав свою лояльность к властям и способность стать духовным главой общины, Давуд занял Патриаршую кафедру с именем Кирилл IV. В копт. традиции К. именуется «отцом реформ»: его недолгое Патриаршество дало импульс к «пробуждению» Коптской Церкви для религиозно-богословской и общественно-политической деятельности. Считая своей главной задачей просвещение общины, основное внимание новый патриарх уделял вопросам образования. В 1855 г. были открыты 1-я школа при копт. Патриархии и 1-я в Египте школа для девочек (в Каире); всего за годы предстоятельства К. начали работать порядка 12 учебных заведений. Патриарх регулярно посещал основанные им школы, следил за обучением детей и даже лично проводил занятия. В школах помимо религ. дисциплин преподавали арифметику, географию и др. науки, араб., копт., тур., франц., итал. и англ. языки. По распоряжению К. в мон-ре св. Антония была основана копт. типография.

http://pravenc.ru/text/1840421.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010