Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих, и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте. В начале XIII века Абу-Салих писал: " Этот монастырь владеет многими вкладами и землями в Египте. Он окружен высокой укрепленной стеной. В нем живет много монахов. Внутри его стен находится большой сад, в котором растут пальмы, яблоки, груши, гранаты и другие деревья, также выращиваются овощи. В монастыре есть три источника, вода из которых течет круглый год, и служит для нужд монахов и орошения сада. Один феддан земли занимает виноградник, плоды которого удовлетворяют потребности всего монастыря. Говорят, что число деревьев в саду достигает одной тысячи… Подобного ему нет среди других египетских монастырей " . В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню. В 1439 году игум. монастыря Иоанн представлял Коптскую церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий. О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов, которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки.

http://sobory.ru/article/?object=22005

В 1925 г. в Б. м. жили 145 сестер. Мон-рь существовал на собственные средства: зимой сестры занимались шитьем, летом работали в поле. Осенью 1932 г. неск. крестьян из сел Москалёвка и Казачёвка, спрятавших в Б. м. часть личного урожая, были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в Б. м. иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из мон-ря изъяли все продукты, крестьян окрестных сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна. В 1942 г., во время немецко-румын. оккупации, Б. м. был открыт, в 1962 г. снова закрыт под предлогом того, что обитель, к-рую в офиц. документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ. Летом 1989 г. Б. м. был возвращен Церкви, 19 марта 1990 г. в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских состоялась первая после возобновления в обители монашеской жизни литургия. К нач. 2003 г. богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в ц. преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут ок. 50 сестер, настоятельница игум. Антония (Стеценко). Главными святынями Б. м. являются Браиловская Ченстоховская и Браиловская Почаевская иконы Божией Матери. В Б. м. также хранится ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана. Арх.: Архив ЦНЦ. Ист.: Извлеч. из отчетов обер-прокурора Св. Синода. 1842. С. 13; 1845. С. 11; 1852. С. 87; 1870. С. 199; 1877. С. 27; 1884. С. 250. Лит.: Лотоцкий И. , свящ. Виннице-Браиловский жен. мон-рь и его святыни. Немиров, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 2. С. 15-17; Слободенюк Е. Мон-ри Украины: История уничтожения//Киевская старина. 1995. Т. 1. С. 107.

http://pravenc.ru/text/153317.html

Во время греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. руководители антитур. восстания в Наусе (19 февр. 1822) Лазос Рамаданис, Димитриос Сиунгарас и Цамис Каратасос устроили штаб в К.-П., за что впосл. турки разрушили мон-рь. Игум. Герасим, помогавший повстанцам, был повешен на площади Оролойиу в Верии. После подавления восстания в Наусе турки конфисковали имущество мн. греков, в т. ч. игум. Герасима, из чего следует, что обитель была идиоритмической (братии позволялось иметь частную собственность). Сохранившиеся реликвии К.-П. были переданы в собор прп. Антония Веррийского в Верии (частицы мощей св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Харалампия, свт. Иоанна Златоуста, икона Божией Матери «Одигитрия» XVI в.). В 1832 г. игум. Косме удалось вернуть мон-рю часть владений (2 водяные мельницы, 12 виноградников, здание в Верии и поля у сел. Ликовица). Ставший игуменом в 1833 г. Виссарион возродил в обители монашескую жизнь. В 1844 г. был заложен новый кафоликон (монастырский собор). Однако мон-рь не достиг прежнего процветания, его братия оставалась немногочисленной. В 1931 г. земельные владения К.-П. были переданы гос-вом греч. беженцам из М. Азии. После 1932 г. оставшимся без насельников мон-рем управляли миряне (гл. обр. из семьи Котуласов). В 1947 г. монастырский комплекс был передан швейц. благотворительной организации для устройства приюта «Кали-Панагия» для сирот и детей из бедных семей. В 1950 г. приют перешел в ведение Королевского учреждения социального обеспечения, были открыты начальная и техническая школы. В 1986 г. приют был закрыт. В 1995 г. по инициативе митр. Пантелеимона (Калпакидиса) в К.-П. был учрежден муж. киновиальный мон-рь. Отреставрированы кафоликон (3-нефная базилика с хорами в зап. части храма), построены кельи, архондарик, трапезная, поварня и хозяйственные помещения. К северу от кафоликона возведено многоэтажное здание с залом заседаний, музеем, иконописной и швейной мастерскими; на верхнем этаже устроен парекклисион равноап. Космы Этолийского. Здания приюта были приспособлены для проживания паломников и размещения детских лагерей. В 2000 г. архиеп. Афинский Христодул освятил монастырский комплекс.

http://pravenc.ru/text/1319987.html

АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220.html

5066. ХРИСТОС и Кришна. Свет и Тьма. – 1993, 3, 96. 4. Агиография 41. Общие вопросы 5067. БУГАЕВСКИЙ А., ВЛАДИМИР (ЗОРИН), игум. Жития святой преподобномученицы Евгении, ее матери святой Клавдии и святых мучеников Василлы, Прота и Иакинфа. – 1998, 1, 66. 5068. БУЕВСКИЙ А., ВЛАДИМИР (ЗОРИН), игум. Житие и страдания святого великомученика и Победоносца Георгия и царицы Александры. – 1998, 4, 65. 5069. ИЛЬИНСКАЯ А. Мученики и исповедники. (Судьбы оптинской братии и шамординских сестер в годы советской власти). – 1991, 11, 28. 5070. ИОАНН (ВЕНДЛАНД) , митр. святые древнего Крыма. (Святой апостол Андрей Первозванный, священномученик Климент, Папа Римский, святые священномученики, епископствовавшие в Херсонесе: Василий, Ефрем, Егений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святой Мартин исповедник, Папа Римский, преподобный Стефан исповедник, архиепископ Сурожский, святитель Савва, архиепископ Сурожский, преподобный Иоанн, епископ Готфский). – 1988, 4, 65; 9, 77. 5071. КИРИЛЛ, архим. Святые, в земле Болгарской просиявшие. – 1985, 2, 56. 5072. МАКАРИЙ, игум. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV-XVI веков. – 1986, 11, 68. 5073. МАКСИМ, архиеп. Собор Тульских святых. – 1988, 10, 24. 5074. MUHYXIHA Т. Исполняющий волю Божию пребывает вовек… (О женской святости на Руси). – 1994, 9–10, 62. 5075. МЫТАРСТВА (частный суд по смерти). – 1993, 12, 97. 5076. РАССКАЗЫ о частном суде вслед за смертью человека. – 1993, 12, 104. 5077. ОНУФРИЙ (МАХАНОВ), иеродиак. Собор Валаамских святых. – 1999, 9, 57. 5078. САМСОНОВ И. Троицкий собор и святые покровители Пскова. – 1984, 7, 14. 5079. СВЯТЫЕ Румынской Церкви. – 1998, 9, 64. 5080. Жизнеописания святых неразделенной Церкви 5081. АФАНАСЬЕВ В. Жизнь святого Антония Великого . – 1994, 9–10, 88; 11, 12, 29. 5082. ТИХОМИРОВА К., ЯКОВЛЕВА Е. Святая великомученица Екатерина и ее почитание в Русской Церкви. – 1992, 1, 20. 5083. ИОАНН (ВЕНДЛАНД) , митр. Преподобный Иоанн, епископ Готфский. – 1988, 9, 79.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог]//Рус. паломник. 1903. 27. С. 462; [Баранов В. С. ] Архимандрит Арефа//Там же. 1903. 29. С. 511. Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/75912.html

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Росс. Иер.», II, 105 (с грамотами); VI, 944; Ратшин, 376; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 143; “Истор. разговоры о древн. Вел. Новг.», 86; Проценко, “М-ри в России», 5; “Новгород. Сборн.», IV, Отд. 6, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 306; Макарий, “Археолог. опис. Новгр.», I, 455 (с указанием на историч. источники); “Матер. для стат. России», изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд. I, 44; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 162; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 23; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 1; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 55; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Новгород. губ. вед.», 1840 г., 9,10 (описание монаст.); “Опис. Воронеж. Алексеев. Акатова мон.», 34 (архим. Амвросий Келембет); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 98 (пожертв. лавки); “Олон. губ. в.», 1850 г., 42 (вотчина Антонова м-ря в Никол. Оштин. погосте, 1628 г.); “Новгор. губ. в.», 1851 г., 50 (указат. свят. и древн. Новгор.); 1852 г., 51 (Запись вкладная м-ря двор. Савину Обухову о получении вклада на вечные времена); 1853 г., 28 (истор. памятн.); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарья Ал. отказала в Антонов м-рь 10 руб.); “Описание Антониева Новгород. мон.», Москва, 1810 г.; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 332, 355; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 20; Вихров, “Новгор. святые места», 86; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 39 122 (преп. Антоний), 45, 139 (Сокольниц. чудотв.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей», 58, 5; Барщевский, “Фотограф. альбом, хранящ. в Новгор. музее», л. 1029 и 1030 (собор), л. 1031 (покров на раке преп. Антония), л. 1032–1034 (муссийные иконы), л. 1035 (митра), л. 1036 (крест и кадило), л. 1265 (слюдяной фонарь); “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1859 г., I (Коркунов, “Отрыв. из путев. записок»); “Акты Арх. Эсп.», I, 308 (соборн. постановл. 1581 г.; игум. Иосиф); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; вместо игум. Трифона расписался Вяжиц. игум. Закхей); III, 139 (ц. гр. 1623 г. Новгор. митр. Макарию на влад. вотчин.), 145 (ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 30.10.1786, г. Борисоглебск Ярославской губ.- 16.04.1858, Саровская пуст.), игум., настоятель Саровской пуст. Родной брат оптинских старцев преподобных Антония (Путилова) и Моисея (Путилова) . Род. в многодетной семье купца Ивана Григорьевича Путилова († 1809). Родители отличались благочестием и дали детям христианское воспитание. В праздничные дни отец пел в церкви на клиросе, дома обучал детей церковному пению. Осенью 1800 г. отец вместе с сыновьями Ионой и Тимофеем (впосл. архим. Моисей) приехал в Москву и в дек. того же года определил их на службу к откупщику Карпышеву. Братья, намеревавшиеся принять монашество, познакомились с затворницей московского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря мон. Досифеей (по преданию, кнж. А. Тараканова, дочь имп. Елизаветы Петровны), к-рая посоветовала им окормляться у насельников Новоспасского мон-ря бывш. наместника иером. Александра Арзамасского (Подгорченкова) и старца иером. Филарета (Пуляшкина; в схиме Феодор). Игум. Исаия (Путилов), настоятель Саровской пуст. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Игум. Исаия (Путилов), настоятель Саровской пуст. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) В 1804 г., после кончины старшей сестры Путиловых Анисии, ее муж К. Д. Крундышев († 1823) поступил в Саровскую пуст. В дек. того же года по благословению новоспасского иером. Александра, но без ведома отца братья отправились в эту обитель. Тимофей писал мон. Досифее из Сарова: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благость Божия привела нас в сие жилище» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). Зная об отказе отца благословить их на монашество, Путиловы написали ему письмо, заявив, что ушли от прежних хозяев «за невозможностью жить у них», но «есть у них на примере другой Хозяин, Человек хороший и благочестивый, Которому они дали слово поступить в услужение». Иван Григорьевич разгневался и приказал сыновьям вернуться домой, но они остались в мон-ре. Проживая в Саровской пуст., Путиловы переписывались с иером. Александром (Подгорченковым), к-рый советовал им «никуда не выходить», во всем слушаться строителя Исаию I (Зубкова) и духовника Илариона (Здобина) , «послушания проходить без роптания», но беречься «тяжелых подъемов и хранить здоровье». 29 окт. 1805 г. мон. Досифея писала Тимофею и его брату в Саров: «Будучи наставляемы отцом Александром, не страшитесь мирнаго возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, иже на Небеси... Может быть, Бог смирит сердца ваших родственников, если веры утверждение не поколеблется в сердце вашем и не сделаете отступления» (Прп. Моисей. 2004. С. 250, 255-256). Действительно, позже И. Г. Путилов дал родительское благословение на монашество сначала Тимофею, а 1808 г.- Ионе.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г. Гомионица [или Залужье], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в мест. Бронзани-Майдан, в 42 км от г. Баня-Лука (Босния и Герцеговина). Расположена на берегу р. Гомьеница, у подножия Змияньской возвышенности. Неск. дошедших преданий приписывают основание Г. разным историческим лицам: Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и свт. Савве I ; дочери деспота Георгия Бранковича и жене султана Мурада II Маре (см. ст. Бранковичи ), насельникам мон-ря Милешева . Последняя версия была признана ошибочной, основание мон-ря ок. 1528 г. приписывается змияньскому кн. Обраду (см.: П. Да ли су ман-р Гомионицу основали Милешевци//Наше старини. 1969. 12. С. 127-132; С. 118-119). Эта версия плохо согласуется с 1-м упоминанием Г. как Залужья и его игум. Андрея, управляющего мон-рем 24-й год, в тур. дефтере 1536 г. В кон. XVI - 1-й трети XVII в. Г. была книгописным центром. В б-ке Арадской епархии (Румынская Православная Церковь) помимо Типика, переписанного в Г. в 1599 г. 20), при игум. Дионисии, находится написанная тогда же Псалтирь с восследованием 18), Псалтирь толковая 1612 г. 19), Златоуст постный и цветной 9), переписанный в 1626 г. в Карее на Афоне книгописцем Аверкием по заказу бывш. инока Г. Антония. Эти рукописи позже были перенесены в мон-рь Ходош-Бодрог (Румыния, Банат). В коллекции Лондонского ун-та хранится принадлежавший мон-рю позолоченный крест из Сараева, сделанный в 1640 г. Стефаном Йовановичем. Из-за антиправосл. политики мусульм. властей Боснии насельники Г. были вынуждены неск. раз покидать мон-рь: с кон. XVII в. по 1714 г. они проживали в мон-ре Ходош, с 1738 по 1747 г.- в славонском мон-ре Пакра. В 1804 г. мон-рь был сожжен и в 1811 г. обновлен. Известно, что в 1851 г. игуменом мон-ря был поставлен иером. Дионисий (см.: Записи. 5. 9282), а при игум. Парфении (Давидовиче) в 1861 и 1865 гг. проводились ремонтные работы. В 1868 г. была построена деревянная звонница, в 1870 г. церковь была расписана. В кон. XIX в. при мон-ре действовала школа.

http://pravenc.ru/text/166115.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010