Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ (Мезенцова Александра Павловна; 5.11. 1814, с. Высокое Угличского у. Ярославской губ.- 26.01.1875, г. Кашин Тверской губ.), игум. Род. в дворянской семье, религ. воспитанием обязана матери и няне (впосл. мон. Дорофея). В 1818 г., после молитвы у мощей свт. Димитрия Ростовского , Александра излечилась от паралича ног, к-рым страдала от рождения. В 5 лет потеряла отца, в 13 - мать. С юности стремилась к монашеской жизни, но братья и сестры удерживали ее от принятия пострига. В 1837 г. поступила в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , в 1839 г. по настоянию родственников вместе с няней переехала в кашинский Сретенский мон-рь. Обладала незаурядными художественными способностями. В 1843-1844 гг. училась живописи в С.-Петербурге, в 1844 г. написала лики для иконостаса строившейся в кашинском мон-ре Троицкой ц. и запрестольное Распятие. В 1848 г. пострижена в рясофор с именем А. в честь прп. Антония Великого . В 1849 г. особым распоряжением архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) назначена начальницей тверского приюта для девочек духовного звания. В 1850 г. вернулась в кашинский Сретенский мон-рь, в 1854 г. приняла постриг в мантию. В 1855 г., несмотря на стремление к уединенной жизни, назначена настоятельницей мон-ря с возведением в сан игумении. Возобновила в мон-ре богослужебное пение по нотам, обучала сестер иконописи, расширила благотворительную деятельность, завела скотный двор, построила кирпичный завод. При заводе вскоре была основана пустынь - построена кладбищенская ц. во имя пустынножителей Петра Афонского, Онуфрия Великого и Иоанна Лествичника и 2-этажный корпус. На деньги благотворителей возвела ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, каменную часовню на могиле мон. Дорофеи и школу. Добилась расширения штата монашествующих, построила 2 каменных 2-этажных келейных корпуса, где поместила беднейших сестер. В 1864 г. награждена наперсным крестом. Отличалась нестяжательностью, нищелюбием, была усердной молитвенницей, обладала даром исцеления. Погребена в часовне кашинского Сретенского мон-ря. Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Январь-июнь. С. 82-140; Тверские ЕВ. 18-23; 1886. 1-3; 1887; Иннокентия (Ошанина), игум. Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/114050.html

Средства на сооружение церкви изыскивала в т. ч. Духонина. Церковной утварью и предметами для ризницы храм снабдил потомственный почетный гражданин Орла купец Н. Каверин. Указом Орловской духовной консистории кладбище стало именоваться Афанасьевским по названию погоста, на к-ром первоначально возник мон-рь. В 1897 г. по ходатайству игум. Антонии кладбище было открыто и для погребения мирян. В 1901 г. в О. В. м. проживали 580 насельниц (в т. ч. 80 монахинь), занимавшихся в основном рукоделием, в т. ч. золотошвейными работами. Более 70 сестер пели в монастырском хоре, инокини выпекали просфоры для всех городских церквей. В 1900 г. в обители служили прот. Петр Калинников, свящ. Павел Святитский († 1937), диаконы Иоанн Бунин и Викентий Генерозов, псаломщик С. Попов. Мон-рь посещал прав. Иоанн Кронштадтский (в 1890 и 21 авг. 1904), состоявший с игум. Антонией (Соколовой) в переписке (см. письма: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7а. Л. 41-42, 256-257 об.; Д. 7в, Л. 16-16 об. и др.). За устроение при О. В. м. лазарета для раненых во время русско-япон. войны (1904-1905) игум. Антония получила от вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны жетон и портрет с личной подписью. В мае 1904 г. игум. Антония поднесла имп. св. Николаю II Александровичу , посетившему Орёл, список с чтимой в мон-ре Балыкинской иконы Божией Матери . 17 окт. 1907 г. настоятельницей О. В. м. была назначена мон. Евпраксия (Россет Надежда Александровна), племянница фрейлины имп. двора А. О. Смирновой-Россет (1809-1882), ученица оптинских старцев и постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря. 8 нояб. того же года еп. Орловский и Севский сщмч. Серафим (Чичагов) возвел мон. Евпраксию в сан игумении. По его словам, назначение молодой и энергичной настоятельницы было необходимо мон-рю, находившемуся в городе, где «много учебных заведений и других учреждений, и поэтому обитель должна быть светилом и образцом истинно-христианской жизни». Однако вскоре, 30 марта 1909 г., на 2-й день Пасхи, игум. Евпраксия внезапно скончалась ( Афанасьев П., свящ.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

засвидетельствовано лишь настенными граффити на сев. и зап. стенах собора XI в., к-рые лучше всего сохранились (см.: Там же. С. 49-52). Еще в XVIII в. обитель доказывала во всех земельных судебных процессах, что князья Всеволод, Владимир Мономах и Рюрик подарили мон-рю основные земельные владения: Зверинец (весь), оз. Затон, Наводничи (Неводничи) с пристанью и паромной переправой через Днепр, Перепеличью долину и Лыбедское имение. Монастырский архив сохранил документы на земельные владения с нач. XVI в.: Зверинецкие, Лыбедские, Багриновские, Осокорские, Гнилецкие, Свиноедские, Рожновские, Трипольские, а также перевоз через Днепр, из которых известны имена выдубицких игуменов. До 1515 г. К. В. м. возглавлял игум. Евстафий, в 1531-1536 гг.- игум. Иоаким (Сапега), принадлежность к-рого к шляхетскому роду указывает на высокий статус монастыря. С 1531 г. по благословению игум. Иоакима была отстроена деревянная трапезная с храмом, что указывает на материальные возможности обители. Известны имена игуменов Ефрема (Кошеля; 1536-1541), Евфимия (1541 - нач. 50-х гг. XVI в.), Алексия (50-е гг. XVI в.), Дионисия (упом. в 1560), Феофила (1564), Антония (1564-1566), Никона (1567), Григория (Шваба; 1568 - нач. 70-х гг. XVI в.), Сергия (до 1576). В 1576 г. К. В. м. «был впусте», в нем проживал лишь свящ. Сергий Иголниченко (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 114. Л. 7), причиной чему, очевидно, было татар. опустошение Киевщины 1575 г. С 1577 г. К. В. м. находился в подчинении Киевскому митрополиту и управлялся назначаемыми светскими администраторами (напр., в 1587 - Захарием Философовичем). В 1588 г. в К. В. м. упоминается игум. Серапион, однако, поскольку он «не сидел» в обители, ею управляли митрополичьи урядники. 13 марта 1593 г., при игум. Каллисте, было составлено подробное описание всех владений и имущества (включая отобранные различными лицами). После провозглашения Брестской унии в окт. 1596 г. К. В. м. стал единственным из киевских и окрестных обителей, переведенных в унию. Но в тексте определений антиуниатского православного Собора в Бресте стоит подпись выдубицкого старца Никона (АрхЮЗР.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564620.html

С 13 янв. 1879 г. община стала именоваться Благовещенским нештатным жен. общежительным мон-рем, мон. София возведена в сан игумении. Основным источником доходов Б. м. являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан (купца М. Г. Крюкова, купчихи Ф. А. Аристовой, крестьянки Е. В. Агафоновой, статского советника М. Г. Петрова, мещанина Архипова). 18 июня 1878 г. был освящен каменный храм во имя святых Космы и Дамиана, в 1882 г.- каменный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 80-90-х гг. в мон-ре были выстроены ограда, кельи, в С.-Петербурге на средства Ф. А. Аристовой приобретен дом, в к-ром по благословению св. Иоанна Кронштадтского была устроена и 17 июня 1890 г. освящена двухпрестольная домовая ц. во имя свт. Николая Чудотворца и святых, празднование к-рым совершается 17 окт., в день спасения имп. семьи при крушении поезда в 1888 г. Впосл. там было открыто подворье мон-ря. В 1895 г. было закончено строительство заложенного в 1884 г. Благовещенского собора, на освящении к-рого 20 авг. присутствовал прот. Иоанн Кронштадтский. 11 окт. 1895 г. о. Иоанн освятил придел Благовещенского собора во имя прп. Иоанна Рыльского и мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. С 1892 г. Б. м. управляла игум. Антония (Загадашникова), с 1908 г. игум. Евстолия (Осинина). В 10-х гг. XX в. Б. м. вместе с игуменией насчитывал ок. 200, к 1918 г.- ок. 400 сестер. Игум. Евстолия (Осинина). Фотография. 1928 г. Игум. Евстолия (Осинина). Фотография. 1928 г. Постановлением президиума Бежецкого исполкома и Земельного отдела от 18 апр. 1919 г. на базе Б. м. была создана коммуна. До 1930 г. ок. 50 сестер жили в монастырских корпусах. В 1932 г. мон-рь был закрыт окончательно, взорваны Благовещенский и Казанский храмы, разрушена колокольня, в 1926 г. закрыто подворье в С.-Петербурге. Последняя настоятельница Б. м. игум. Евстолия (Осинина) была убита ночью во время чтения Псалтири, похоронена на монастырском кладбище, впосл. уничтоженном. Неск. сестер были арестованы, многие изгнаны из обители, селились на частных квартирах, молились в кладбищенской ц. Зачатия св. Анны, затем в городском храме Нерукотворного образа Спасителя. Известны имена нек-рых насельниц 20-х гг. XX в.: монахини Амвросия (уставщица), София (впосл. псаломщица Спасского кладбищенского храма в с. Красном), Ангелина (впосл. алтарница Введенского и Спасского храмов, затем сослана), Руфина, Валентина, Рахиль, Антонина, Евфросиния, инокини Апфия (иконописица), Зинаида, Конкордия. Служившие в Б. м. сщмч. Николай Сретенский († 17 сент. 1937) и свящ. Иоанн Троицкий были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/77786.html

Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) И. М. м. притесняла и польск. шляхта. Согласно «Русской истории Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого, 1 сент. 1693 г. проходивший со своим войском через монастырские земли польск. пан Вильга отбирал фураж и провиант как у крепостных крестьян обители, так и у иноков. В 1700 г. игум. Феодосий (Волынец) обратился за помощью к гетману И. Мазепе, о его ответе ничего не известно ( Павленко С. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. К., 2005. С. 272). В апр. 1702 г. в унию уклонился еп. Луцкий и Острожский Дионисий (Жабокрицкий) . Последнего правосл. настоятеля (1700-1714) игум. Мартиниана (Полумирковича) притесняли польск. военные и гражданские власти. Летом 1709 г., во время швед. вторжения на Волынь (1708-1709), отряд кавалерии из подразделения польск. войск под командованием «великого гетмана литовского» Григория Антония Огинского разорил мон-рь, требуя, чтобы монахи немедленно приняли унию. Польск. солдаты Огинского заняли часть келий, выселив монахов. Вскоре на мон-рь напали сторонники Яна Сапеги , соперника Огинского в борьбе за титул «великого гетмана литовского». В ходе вооруженных столкновений была разграблена Иоанновская ц. (украдены золотые чаши, драгоценные украшения), разорены кельи, похищено монастырское имущество, исчезли мн. документы на право владения земельными угодьями. Раненый игум. Мартиниан написал в Кременецкий гродский суд жалобу на действия польск. солдат (внесена в гродские книги 13 авг. 1709). В 1710-1711 гг. потомки Ярмолинских отпали в унию. В 1711 г. зять и наследник И. Ярмолинской мечник Новогрудский униат Анджей Ян Блендовский, к-рому досталось имение Загайцы, стал рубить монастырский лес и запретил инокам ловить в пруду рыбу. 27 июня 1712 г. игум. Мартиниан послал в Кременецкий гродский суд жалобу на Блендовского (АЮЗР.

http://pravenc.ru/text/577900.html

Кожеезерские подвижники игум. Никон, преподобные Авраамий, Никодим, Серапион, свящ. Нифонт. Литография. 1896 г. (ГПИБ) Кожеезерские подвижники игум. Никон, преподобные Авраамий, Никодим, Серапион, свящ. Нифонт. Литография. 1896 г. (ГПИБ) Учеником прп. Серапиона был «московитин» игум. Арсений († 14 авг. 1606). Известен его вклад (68 р.) в монастырь в 1603/04 г. Но 1-м игуменом К. м., официально поставленным в 1608 г. Новгородским митр. Исидором, стал прп. Антоний (Авраамий) Кожеезерский (1608-1634). Авраамий получил от архиерея пожертвования: «Божие Милосердие, четыре образы окладныя пядницы, венцы сканыи да десять рублев денег» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 103). В 1-й год игуменства Авраамия в К. м. скончался опальный кн. Иван Васильевич Сицкий († 1608), сосланный в обитель царем Борисом Годуновым и насильно постриженный в монахи с именем Сергий. Но ссылки в К. м. начались задолго до опалы Сицкого. Так, царская грамота 1595 г. сообщает о жалобах старца Серапиона на участившиеся ссылки из Москвы в К. м. «опальных людей», которые отягощали повседневную жизнь братии, поскольку «им де старцом и самим питаться нечем, и беречь де тех людей некому» (АИ. 1841. Т. 1. С. 462). Игуменство Авраамия - время духовного и материального расцвета монастыря. При нем К. м. получил вклады патриарха Московского Филарета (Романова) , Новгородского митр. Иова и старицы Марфы (Романовой) , «на колокола» (1621), а также вклад кн. Ивана Борисовича Черкасского. Игум. Авраамий способствовал развитию местной книжности и агиографической традиции, положил начало ведению монастырской летописи. При нем было составлено сказание «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни...», возможно, оно писалось со слов Авраамия. Имя составителя неизвестно. В документе Московского Печатного двора 1633 г. говорится, что «справщик игумен Кожеезерский Аврамий купил два Евангилья напрестольных в тетратех» ( Володихин. 1998. С. 118). Перед кончиной игум. Авраамий принял схиму с именем Антоний ( 27 мая 1634) и был погребен в К. м. под одной плитой с прп. Серапионом. Почитание преподобных Серапиона и Антония (Авраамия) как местночтимых Новгородских святых началось с сер. XVII в. В XX в. преподобные Серапион, Нифонт и Антоний были включены в Собор Новгородских святых.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В февр. 1881 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор направил в Леушино казначею Званского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря мон. Таисию (Солопову) . В личной беседе митрополит сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела... я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» ( Таисия (Солопова). 2006. С. 102). Согласно утверждению игум. Таисии, к этому времени купцы Максимовы изменили свои планы и стремились, «чтобы общину закрыли, и земля, таким образом, осталась бы снова их собственностью, на которой и устроили бы они сыроварню, так как они торговали в Петербурге сыром и маслами, почему и от общины, и от меня требовали доставлять им масло; очевидно, и я, как и мои предместницы, на это не сдавались» (Там же. С. 106). Мон. Таисия, несмотря на конфликты с Максимовыми, благоустроила обитель. В 1881-1884 гг. были выстроены несколько келейных и хозяйственных корпусов, каменная ограда, подворье в Череповце с каменной часовней в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». В июне 1884 г. Л. м. впервые посетил архиерей - еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) . 24 июня он освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг Л. м., впосл. ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил мон. Таисии ходатайствовать о преобразовании общины в общежительный мон-рь. Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в. Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в. В июле 1885 г. определением Синода община была переименована в монастырь «с наименованием его Иоанно-Предтеченским Леушинским женским общежительным» (Новгородские ЕВ. 1885. 18. С. 243). Соответствующий указ Новгородской духовной консистории был подписан 3 сент. 1885 г., а 1 окт. того же года мон. Таисия возведена в сан игумении; 8 нояб. в обители состоялся 1-й монашеский постриг. 19 окт. 1885 г. игум. Таисия получила разрешение на строительство каменного собора в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы» (1891) «на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму» (Там же. 20. С. 280). Для нового храма духовенство Софийского собора Новгорода пожертвовало частицы мощей святителей Новгородских Иоанна и Евфимия и прп. Антония Римлянина. Эти св. частицы были положены в раку, и над ними устроена резная сень. В собор была перенесена также чтимая икона Божией Матери. В 90-х гг. XIX в. игум. Таисией были основаны Успенский и Иоанно-Богословский скиты с домовыми храмами, подворья в С.-Петербурге и Рыбинске, пароходная пристань близ дер. Борки на р. Шексне, велось строительство корпусов, надвратной колокольни и домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделом прп. Иоанна Рыльского.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

В 20-х гг. в храмах Е. м. продолжали совершаться постриги. Последний из известных постригов совершил 16 июля 1928 г. иером. Иувеналий (Булгаков): умиравшая мон. Елена (Похачёва) приняла схиму. До полного закрытия обителью руководили игум. Антония, благочинная София, казначея Гавриила, «уставщица Юлия» (Там же. Л. 21 об.), с 1905 г. духовником был прот. Владимир Кавказский и с 1917 г.- свящ. Исидор Павлов (1890-1943). В 1924 г. игум. Антония и прот. Владимир были арестованы за «незаконные постриги» и отправлены в г. Орёл. 23 июня 1924 г. Орловский суд вынес им условный приговор. Игумения вернулась из Орла «нервноразбитой и совершенно неспособной к управлению в монастыре» (Там же. Л. 94). После 1927 г. территория Центральночернозёмной обл. стала 2-м районом после Ленинградской епархии по распространению иосифлянского движения, где возникло и движение буевцев . С 20 мая 1928 по 7 марта 1929 г. в Ельце проживал викарий Воронежской епархии еп. Алексий (Буй) , к-рого поддерживали мн. сестры Е. м. При Сергиево-Владимирской ц. в Чёрной слободе была создана община буевцев, куда переселились нек-рые инокини. В марте 1929 г. решением президиума и пленума Елецкого городского совета сестры были выселены из келий. 4 марта было возбуждено дело 28 против духовников и насельниц Е. м. (15 чел.): «Лица, являясь руководителями Елецкого женского монастыря, прикрываясь созданной ими же артелью вышивальщиц из монашествующего элемента, вели антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков населения, что выразилось в создании групп в монастыре, проводящих работу по удержанию монастыря от его ликвидации, пострижении монахинь, разлагающему влиянию на детей» (Там же. Л. 1). 31 мая 1929 г. игум. Антония, мон. Маврикия (Лютикова), инокиня Юлия (Ильина), прот. Владимир Кавказский и председатель общины И. Рязанцев были приговорены к 3 годам ссылки в Казахстан (Там же. Л. 246). Дело игум. Антонии было пересмотрено 3 сент., и ее высылку отложили до выздоровления. После окончательного закрытия Е. м. нек-рые сестры переселились в Задонск, где 28 сент. 1929 г. были арестованы по делу задонского архим. Никандра (Стурова; † 1955). Монахини Мария (Нагавкина) и Александра (Бобровская) были осуждены на 5 лет, мон. Елисавете (Бабёнышевой) 5-летний срок в лагере заменили высылкой на 5 лет (Там же. Д. 24975. Л. 263). Впосл., в 1937-1938 гг., по ст. 58-10 УК РСФСР были осуждены еще 25 монахинь на срок от 8 до 10 лет, а мон. Матрона (Сидорова) 22 дек. 1937 г. приговорена к расстрелу (Там же. Д. 22955. Л. 6).

http://pravenc.ru/text/189787.html

Тайная вечеря. Росписи в келье Серай. Сер. XIX в. Тайная вечеря. Росписи в келье Серай. Сер. XIX в. К кон. XIX - нач. XX в. А. а. с. обладал богатейшей б-кой, основу к-рой составили книги, привезенные во 2-й пол. XIX в. из России, нек-рые печатные и рукописные слав. и греч. богослужебные книги сохранились со времен Патриарха Серафима. По сведениям проф. А. А. Дмитриевского, в б-ке А. а. с. хранилось более 200 рукописей (древнейшие греч. Евангелия VIII-IX вв.), часть к-рых была пожертвована скиту Муравьёвым и Севастьяновым, последний также завещал А. а. с. часть собрания фотоснимков, калек и копий греч. рукописей, сделанных им во время путешествий по афонским мон-рям, а также коллекцию древних икон афонского письма. Коллекции хранились в музее, располагавшемся в крипте Андреевского собора. Систематизацией книжного собрания скита занимались Н. Ф. Красносельцев и В. М. Истрин . Весной 1887 г. часть б-ки сгорела во время пожара; в 1897 г. она разместилась в каменном корпусе, выстроенном на зап. стороне скита. В 1958 г. в скиту случился пожар, продолжавшийся 3 дня и уничтоживший большую часть б-ки - значительное число рукописей, 20 тыс. печатных изданий и нек-рые святыни. Имяславие в А. а. с. В нач. XX в. среди рус. монахов на Афоне возникло движение имяславцев , главным его апологетом с нач. 1912 г. являлся староста А. а. с. иеросхим. Антоний (Булатович) . В сент. 1912 г. К-польский Патриарх Иоаким III направил настоятелю рус. Пантелеимонова мон-ря послание, в к-ром называл новое учение «бессмысленным и богохульным» и советовал его сторонникам «отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают». На основании этого послания настоятель А. а. с. игум. Иероним подверг запрету в священнослужении и Причащении иеросхим. Антония, отказавшегося сжечь один из главных своих трудов в защиту имяславия - «Апологию веры в Божественность имен Божиих и имени «Иисус» (Против имяборствующих)»; настоятель также попытался изгнать из скита сторонников Антония. В нач. 1913 г. 300 монахов А. а. с. составили обращение в Святейший Синод о смещении игум. Иеронима, на место к-рого единогласно был избран архим. Давид, много лет подвизавшийся в затворе. Ватопедский мон-рь не признал выборы действительными, потребовал удаления из скита иеросхим. Антония, а приверженцам имяславия пригрозил отлучением от Церкви и изгнанием со Св. горы. Действия Ватопеда привели к обратной реакции со стороны насельников А. а. с., и 18 противников имяславия во главе с игум. Иеронимом были изгнаны из скита. А. а. с. был окружен греч. солдатами. 20 янв. 1913 г. на Афон прибыл представитель российского посольства вице-консул В. С. Щербина, к-рый потребовал восстановления игум. Иеронима в должности настоятеля.

http://pravenc.ru/text/115350.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010