Снова безрезультатная попытка. Он выныривает, и в это время русло реки на мгновение освещается молнией и раскат грома сотрясает небо и землю. И наступает великая тишина, через минуту сменяющаяся равномерным шумом дождя. Природа плачет, плачет и Степан, направляя свою лодку к берегу. Выбравшись на сушу, он карабкается на крутой берег. Скользит по мокрой глине. Так и не осилив подъема, в отчаянии бросается ничком на глинистый берег. Ему вспоминаются добрые лица монахинь и послушниц, и его пальцы судорожно сжимаются в кулаки, загребая в ладони размываемую ливнем илистую грязь. Он подтягивает ноги к животу, становится на колени и воздевает кулаки с жидкой грязью к небу. Затем размазывает глину по лицу. Он поднимает глаза к небу, и струи дождя, смешиваясь со слезами, омывают перекошенное страданием лицо юноши. 36 Утренний лес, умытый грозой, был наполнен веселым щебетом птиц. Степан сидел на берегу, уронив голову на руки. Казалось, что он дремлет. Но вот он поднял голову и увидел радугу, перекинутую через реку, словно огромный разноцветный мост. Степан стал на колени и прошептал: «Прости меня, Господи, дай же быть с Тобою до конца и не поколебаться в тот час, когда Ты мне пошлешь испытание моей веры». Он встал, осмотрелся кругом, увидев лесные цветы, сорвал их и пошел к своей лодке. Подплыв к тому месту, где была затоплена баржа, Степан положил на воду цветы, перекрестился и, взяв в руки весла, в глубокой задумчивости стал равномерно и ритмично грести, направляя лодку против течения. В душе его зазвучало торжественное покаянное песнопение. А на воде сиротливо покачивались лесные цветы. 37 Во двор Иверского монастыря въехал автомобиль. Из него вышел Коган и бодрой походкой направился к одному из зданий. В бывшем кабинете игуменьи сидел Крутов. На столе стояла бутылка с водкой и соленые огурцы и помидоры в глиняной миске. Он играл на гармони и пел унылую песню: Ах, барин, барин, скоро святки, А ей не быть уже моей. Богатый выбрал, да постылый, Ей не видать отрадных дней… Зашел Коган, увидев эту картину, укоризненно покачал головой:

http://azbyka.ru/fiction/krasnoe-kreshhe...

Раз ответы были вообще внесены в настоящее издание, то очевидно, что во время выхода последнего они – и были очень известны, и пользовались большим уважением в практике. Если же так, то в свою очередь очевидно же, что выражение издателя (в приведенной заметке о них предисловия) – « τινς» говорит, что в сем случае изданы не некие ответы, а только некоторые из ответов митр. Иоасафа, – «необходимейшие» из них. Так это должно быть и по самому существу дела. В виду специального назначения настоящего издания, при нем были уместны приложения, только связанные с представлением литургии же, а потому и из трактуемых ответов, очень разнообразных по своему содержанию и назначению, могли быть заимствованы лишь относящееся сюда же. Применительно к этому, нужно думать, что в сем случае из наших вопросов издана меньшая их часть, – не более одной трети, – вопросов 15–20 (преимущественно первых из общего их порядка), – как относящихся к литургии, так как прочие две трети их касаются других разнородных предметов. Почти неизвестные и, можно сказать, исчезнувшие в печати, предлагаемые теперь вопросы далеко не составляют частого памятника и в греческих рукописях. Собственно нам в этом случае известно существование их в шести списках, из коих непосредственно мы знакомы – с тремя списками в целом виде и с одним только отчасти. Из списков, относительно которых нам известно только их существование, – один находится в библиотеке Афонского Иверского монастыря, в ркп. (XVII в) под 351 (по катол. Lambros-a другой – в ркп. (XV в.) Венецианской библиотеки св. Марка Первый из этих списков обнимает 52 ответа с тем же надписанием над ними, как и в списке, издаваемом нами 5 . Венецианский же список, относящейся к XV в., содержит 56 ответов и также почти при том же надписании (« ωσαφ ερομονχου κα μεγλου πρωτοσυγγλου ποκρσεις πρς τς ρωτσεις, ς ρτησεν ελαβστατος ν ερεσι κριος Γε ργιος Δραζνος») 6 . В первой из этих рукописей, с вероятностью можно предполагать, ответы изложены в том же самом тексте, как и издаваемый нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Но признаю не излишним изложить несколько деловых слов о том, чтò было на месте этой обители и соседней с ней Магулы до христианства, и вскоре после появления его на Афоне, и как тут водворились монахи и давно ли. Один Бог знает, кто жил, и что было на Филофеевском месте до 1124 года дохристианского. А в этом году тут водворились выходцы из селения Магулы, что близ Спарты, и из Пелопоннесо-Арголидского города Клеонэ (Κλεναι). Название Клеон во множественном числе, подобное названиям Κλαζομναι, εροσλυμα, доказывает, что этот город расположен был на нескольких местах смежных. Указываю эти места, одно под обителью Филофея у вечно текущего потока, а другое на ближнем взморье, где издревле красуется лаврский метох Милопотам, так называемый по имени сего потока, третье же место занимала Клеонская пристань подле нынешнего монастыря Иверского, в который ещё не очень давно втягивались лодки прямо из моря, омывавшего восточную стену его. Афонский город Клеонэ, во времена междоусобий Пелопоннесской войны Греков в 424 году до Р.Х., состоял в союзе со Спартанцами. (Thucid. L. . c. 109). У граждан его был закон: «не начальствовать и не избирать посланников моложе 50 лет. (κ τν ‘Ηρακλεδου περ πολιτειν·) Они почитали в Милопотамском предместьи девственную богиню Артемиду Потамию, занимавшуюся звероловством, чему доказательством служит беломраморная плита с извваянным на ней зверем, бегущим от ловчего, вставленная в стены башни вышеупомянутого метоха снаружи. А в самых Клеонах обожаема была также Артемида Потамиа, но с придаточным прозванием Алфейя по имени соседнего милого потока Алфейя (μειλοπταμος Αλφεος), который поныне нарицается Милопотам 66 . По капищу этой богини, носившей прозвания φιλθηρος, φιλλφειος, и самая местность просторечиво именовалась Филофийской, что слышится в нынешнем названии обители Филофеевской. А местность этой обители – лесиста. Идолопоклонникам Филофеитам было где заниматься звериной охотой, и было за что Артемиду прозвать Филофирною (зверолюбивой), Филалфейною.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Было бы, пожалуй, интересно привлечь к исследованию еще, по крайней мере, одну рукопись, о которой не упоминает Н. Миладинова – текст «Догматического всеоружия», хранящийся в Иерусалиме, в Библиотеке Иерусалимского Патриархата (Hierοs., Hagiou Saba Судя по сделанному А. И. Пападопуло-Керамевсом описанию манускрипта, он датируется XIV в. и имеет довольно большой объем, 278 листов. Миладиновой не удалось обнаружить рукописи «Всеоружия», которая послужила «кавычным экземпляром», с которого делалось издание 1710 г., и не исключено, что она не сохранилась. Однако если такую рукопись куда-то и могли увезти из Валахии после издания книги, то, скорее всего, этим местом мог быть какой-либо метох Святого Гроба, откуда она могла попасть впоследствии в библиотеку Иерусалимских Патриархов. Может быть, эта иерусалимская рукопись позволит в дальнейшем сделать новые наблюдения, касающиеся истории издания «Догматического всеоружия» Евфимия Зигадина. В книге Н. Миладиновой приводятся отрывки из разных текстов с переводами, относящимися к истолкованию «Всеоружия» (в том числе отрывки из произведений католических и протестантских богословов XVII в.), опубликовано введение Франческо Дзини к латинскому переводу 1555 г., тексты знаменитых французских теологов и ученых А. Арно и Э. Ренодо, в которых упоминаются сочинения Евфимия Зигадина. Они позволяют читателям не только воспользоваться комментариями исследовательницы, но и самим составить представление об источниках, которые лежат в основе ее работы. Наконец, самым объемным дополнением к книге стало комментированное издание текста «Всеоружия» из библиотеки Иверского монастыря (Ivir. gr. 281). Рукопись, опубликованная Миладиновой, имеет существенные отличия текста от «основной» версии, принятой за основу для издания, а также имеет схолии, отсутствующие в других манускриптах. По мнению исследовательницы, этот вариант текста мог быть создан для «личных нужд» какого-то прилежного читателя «Всеоружия» уже в палеологовское время. Хотелось бы, впрочем, чтобы публикация этого текста была снабжена также фотовоспроизведением почерка рукописи.

http://sedmitza.ru/lib/text/5742210/

Посетители и богомольцы все в большем и большем количестве стали стекаться к нему за получением благословления, за советом в каких-либо важных жизненных обстоятельствах, за утешением в скорбях. С раннего утра и до позднего вечера в скромной келии о. Варнавы перебывала масса посетителей всех званий, сословий и состояний. Его убогая келейка одинаково была открыта как для богатых, так и для бедных. Шли к нему за благословением и добрым советом и крестьянин в сермяге, и ученый профессор, и сановник. Для всех он был одинаково доступен, всех встречал с радушной улыбкой, для всех у него было готово слово привета, утешения и любви, и лицо его всегда сияло радостию. С любовию спешил он удовлетворить духовным потребностям каждого: скорбящего утешить и успокоить, нуждающемуся в добром совете сказать назидательное слово, сомневающихся в чем-либо, относительно истины веры и постановлений св. Церкви, он силою слова Божия утверждал в истине... И не только словесно преподавал наставления о. Варнава своим духовными чадам, но и письменно. Не имея достаточно времени для того, чтобы собственноручно вести обширную переписку о. Варнава всегда пользовался услугами некоторых глубоко почитающих и преданных ему личностей из числа духовных чад своих, которым и поручал давать надлежащие ответы письменно, скрепленные им собственноручным подписом. Эта переписка совсем особого рода. Тут, прежде всего, одна только правда, так как в подобных письмах наболевшие человеческие души обнажают пред благочестивым старцем самые сокровенные свои тайны. В них раскрываются глубокие сердечные язвы; в них выражается истинное горе, настоящая печаль! Стараясь всегда благовременно прийти на помощь страждущему человечеству, старец все свое время отдавал на пользу ближним, оставляя себе несколько часов в ночи на молитву и краткий отдых. Его самоотверженная любовь и неустанные труды в деле народного наставничества невольно приводили в изумление всякого. У него ни минуты для себя, все для других, – и своего не было ничего. Нельзя не удивляться светлому его уму и находчивости в ответах и преподании советов и наставлений. Келия старца

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

установились хорошие отношения у Царя Феодора с его теткой Татьяной Михайловной, передавшей молодому Царю всю историю Никона. Во время присылки Иоакимовой грамоты, Никон резко отзывался о Патриархе Иоакиме, который в свое время был ему всецело обязан принятием из Малороссии в число братии Иверского монастыря, где был строителем, а потом много раз выступал с боярами против Никона и по их проискам попал в Патриархи, как лицо враждебное Никону. Отзыв Никона стал известным Патриарху Иоакиму и остался без последствий временно только благодаря заступничеству Царя Алексея Михайловича, но был записан Никону в пассив до лучших времен. В марте 1675 г. была отправлена особая коммиссия к Никону, чтобы выработать на месте, согласно просьбе Никона, вопрос о переводе натуральной повинности монастырей в его пользу на денежную, во избежание недоразумений. Жизнь же Никона протекала в хозяйственных заботах, в сооружении келий, в устройстве своей церкви, в лечении больных. Имея теперь средства от Царя, Никон тратил деньги на благотворительность приходившим к нему бедным, давал на приданое. Но и здесь клевета не оставила его. Когда умер Царь, и враги Никона прислали ему на смену пристава Шайсупова другого – Одадурова, то тот сумел угодить своим патронам. Шайсупов был в ссоре с Никоном; последний по своей прямолинейности с ним годы не разговаривал, переговариваясь через служек; он отомстил Никону, когда представился случай, а случай этот не заставил себя долго ждать. liv) Почва, на которой явились клеветники на Никона в гнусных поступках и измене – усиление врагов Никона и желание приставов выслужиться перед ними Одадуров явился 29-III 1676 г. с своими правилами обереганья Никона, запретил ему и его службе свободный выход из келии, запретил ходить посторонним к нему, прекратил ними лечение и окружил келью стрельцами. Был использован приезд в Москву одного служки и присланных туда Никоном для допроса в государевом деле. Они были использованы для доноса на Никона; враги Никона привлекли Шайсупова, обвиняя его в послаблении Никону, и тот в оправдание себя, чтобы не оказаться умолчавшим, и в отместку Никону свел в доклад все слухи и чужие пересуды со слов Никоновских келейников и слуг, имевших неудовольствие на Никона за строгое обхождение и наказание за пьянство, в том числе и гнусное обвинение вошло в доклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Иисусова молитва. О самом важном Протоиерей Сергий Баранов   18:39 12.04.2024 176 Слово духовника Орского Иверского женского монастыря протоиерея Сергия Баранова об ошибках в Иисусовой молитве. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Жестоко избил невесту и обнимал после труп: что будет с убийцей? Часть Внуково эвакуирована из-за высокой угрозы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2024/04/12/iisu...

Обыкновенно молчаливый, о. Арсений, когда нужно, изливал обильный поток духовной речи. Речь его была сильная, как основанная на духовном опыте богомудрых отцов церкви и их писаниях и как изученная собственным его опытом. Кроме сего, о. Арсений умел как-то тотчас распознать человека, пришедшего к нему за духовною помощью, а потому и преподать каждому потребное духовное врачевство. Для духовного уврачевания грешника, кроме словесного его вразумления и обличения, он прибегал и к молитве: так, мы слышали, с одним, страдавшим запоем, он ходил в часовню Иверской Царицы небесной, пред которою, как «Надеждою ненадежных», и изливал свою усердную о страдавшем молитву. Многие и многие имели его своим молитвенником, а некоторые и своим духовным отцом. Вот что пишет о нем одна из бывших его духовных дщерей, вдова помещица А. Т. Безобразова 9 ! «Чья горячая слеза благоговения, признательности, любви не оросит еще свежую 10 могилу незабвенного Ангело-подобного батюшки, отца Арсения, истинного друга человечества? Одаренный высокими качествами ума и сердца, он жил только для счастья и спасения нас грешных. Как истинный, ревностный апостол православия, он не щадил, ни жизни, ни трудов, чтобы приобрести Христу заблудшие души. С святою любовью евангельскою, он устно и письменно сеял слово Божие в сердцах наших и какою небесною радостью радовался, когда Господь, по горячей, подвижнической молитве его, исцелял тяжко больных, укреплял немощных, вразумлял неразумных и возставлял надающих! Спасение душ наших было для батюшки насущным хлебом. Для него был бы потерян час, в который он не успел бы утешить скорбного, или вразумить неведущего. С ангельскою кротостью он принимал всех приходящих, сочувствовал всякой скорби и немедленно врачевал, или молитвою, или советом, но никто не отходил от старца неутешенным. И чувствуя, и сознавая, что одно его святое благословение уже разливает в душе радость и утешение, все стремились к нему, как дети к нежно-любимому отцу, не думая, что это может утомить его и отнимет драгоценное время, которым он так дорожил, но он чадолюбивый, нежнейший отец, готов был лучше лишить себя необходимого отдохновения, пищи, сна, только бы никого не огорчить всякому преподать спасительное благословение, утешение и наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   5) «О проказе»,    6) «О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о словах «Небеса проповедуют славу Божию " " .    Кроме творений, составляющих в своей сумме то, что проф. Н. Г. Бонвеч называет «Славянский corpus Methodianum», в тексте славянских рукописей поименованы ещё два творения: «О девичестве» («О девстве» или «Пир десяти дев») и «О теле». Эти сочинения поименованы в трактате «О различении яств» (I, 1) и в трактате «О пиявице» (X, 4). Сочинение «О теле» больше нигде не упоминается.    В дополнение ко всему сказанному о свидетельствах древних авторов, относящихся к объёму литературной деятельности св. Мефодия, можно указать на интересную находку, сделанную в 1887 г. в библиотеке Иверского монастыря на Афоне. На последних листах рукописи XVII в., содержащей в себе собрание церковных песнопений (ноты и текст), имеется каталог книг на греческом языке, где среди произведений Егизиппа, Игнатия Богоносца, Иринея Лионского, Иустина Философа, Ипполита, Евстафия, Амфилохия, Флавиана, а также Евсевия Кесарийского и ряда других церковных писателей указаны следующие творения св. Мефодия: книга «Против Порфирия», «Пир десяти дев», «О воскресении», «О свободе воли», «Толкование на Песнь Песней». Комментируя эту находку, А. Гарнак и Э. Прейшен высказывают предположение, что составитель указанного каталога едва ли имел все эти произведения в своих руках, и считают гораздо более вероятной догадку, будто бы этот список является лишь заметкой, сделанной на основании данных, заимствованных из различных литературных источников позднейшего периода. Сам автор находки — Ф. Мейер, хорошо изучивший книгохранилища и рукописи афонских монастырей, считает, что открытый им каталог, возможно, является перечнем книг, бывших в распоряжении у составителя списка    Анонимное и неправильно озаглавленное использование творений святого Мефодия в древности    На долю произведений св. Мефодия выпала весьма своеобразная участь: их чрезвычайно усердно использовали не только его единомышленники, но и его принципиальные противники. Нередко цитирующие обходились без обозначения имени используемого ими автора, а иногда приписывали творения св. Мефодия другому лицу. Указанные обстоятельства далеко не в одинаковой степени отразились на судьбе различных произведений: анонимному использованию в широком масштабе подверглись лишь немногие сочинения св. Мефодия. Особое внимание позднейших исследователей привлекли к себе те методы, с помощью которых анонимные выписки из творений св. Мефодия оказались включёнными в текст сочинений Оригена, а также в текст произведений Евсевия Кесарийского. Этот последний приписал заимствование, сделанное им у св. Мефодия, другому автору (Максиму). Частичное текстуальное совпадение этих двух групп анонимных выписок из произведений св. Мефодия повлекло за собой ряд дальнейших недоразумений, которые лишь сравнительно недавно были расшифрованы трудами патрологов разных стран.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Троицкий И.Г., проф. Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во времена судей. СПб., 1885. Филарет, архим. (митр. Московский 1684 ). Начертание церковно-библейской истории. Москва, 1887. Фотия четыре беседы и рассуждения о них архим. Порфирия Успенского . СПб., 1864. (Перевод сделан автором с греч. подлинника, хранящегося в библиотеке Афоно-Иверского монастыря). Allard P. Histoire des persécutions pendant la première moitié du troisième siècle. Paris, 1894. Arnold T. Introductory Lectures on Modern History. Oxford, MDCCCXLII. Budde K. Die Biblische Urgeschichte. Giessen, 1883. Burckhardt J. Die Zeit Konstantins des Grossen. Leipzig, 1880. Choniatae Nicetae. Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Historia et recens. I.Bekkeri. Bonnae, 1835. Dollinger J. Christenthum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. Regensburg, 1868. Forrest D. The Christ of History and of Experience. Edinburg, 1906. Funck F. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. Paderborn, 1899. Grégoire de Tours. Histoire des Francs; texte du manuscrit de Corbie, publié par Henri Omont. Paris, 1886. Keim T. Der Uebertritt Konstantin des Grossen zum Christenthum. Zürich, 1862. Lucius E. Die Anfänge des Heiligenkults in der christlichen Kirche. Tübingen, 1904. Neander A. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Gotha, 1863–1864. Pressensé E. Jésus-Christ, Son temps, Sa vie, Son oeuvre. Paris, 1866. Ranke L. Weltgeschichte, bd.I. Leipzig, 1883. Reuter H. Geschichte der religiösen Aufklärung im Mittelalter, bd.I. Berlin, 1875. Schaff P. Die Person Jesu Christi, das Wunder der Geschichte. Gotha, 1865. Schultze V. Konstantin der Grosse. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für protestantische theologie und kirche, bd.10. Leipzig, 1901. Smend R. Lehrbuch der Alttestamentlichen Religionsgeschichte. Freiburg im Breisgau und Leipzig, 1893. Stolberg F. Geschichte der Religion Jesu Christi, th.2. Wien, 1818. Suicerus J. Thesaurus Ecclesiasticus, e patribus graecis ordine alphabetico. Amsterdami, MDCCXXVIII, t.1.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010