Милостивый, милостивый, милостивый, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, сотвори, Господа ради, со мною, убогим старцом, милость по прежным моим отпискам, и по сей моей убогой отписке, вели, государь, указ учинить, и не даждь обругати и изменити твой, великого государя, указ для ложного челобитья Кирилова монастыря архимарита з братьею. будет правда твоя, правда во веки, и слово твое Да вели, Господа ради, чернцу нашему подворье указать, где постоять до твоего, государева, указу – или на Кириловском, или на Иверском, или на Воскресенском, и кормить и поить. А без твоего, государева, указу нигде не пустят. А они отказывают, что, де, у них твой, великого государя, указ есть пускать наших старцов не велено. Да чтоб, государь, кириловские старцы своим злохитръством не истеряли того нашего чернца Мардария, потому што и служку Ферапонтова монастыря, которой к тебе, великому государю, послан с отписками, безвесно засадили Г . И в прошлом году, как ездил Кирилова монастыря чернец Корнило Затворников к Москве, и у кириловских говорено было, что дьякона Мардария засадить безвесно лукавством своим. А того у них много деется: хто человек бедной станет на них бить челом в обидах, и оне из ыных приказов приставят ложным своим челобитьем и держат за приставом года по два и по три и болши//(л. 234) безвесно, что и сыскать негде. И по дорогам от них тоже дурно бывает. Да в прошлом же во 183 (1675)-мгоду генваря в 6–й де[нь] жылец Игнатей Башковской был у меня и сказывал, что, де, кириловские старцы послали к Москве за моим черным дьяконом Мардарием, чтоб на Москве как-нибудь ево задержать, и отписки б мои до тебя, великого государя, не допустить. А ему, де, Игнатью приказывал Прилуцкаго монастыря келарь Киприян. А как Мардарей на Москве был, и ево, Мардария, звал на Кириловское подворье келарь старец Лаврентей к себе в келью. И того же Кириловского подворья строитель да чернец Корнило Затворников уведав то, што Мардарей у келаря старца Лаврентья в келье, присылали Кожеозерского монастыря черного попа и велели звать ево, Мардария, к себе. И дьякон Мардарей к ним не пошол. И они вдругоряд присылали Кожеозерского же монастыря строителя Корнилия Окинина звать. И дьякон Мардарей, узнав то, што не для добра по нево присылают, и ис кельи от келаря Лаврентья вышел. И после ево, Мардария, строитель да чернець Корнило тово келаря Лаврентья на чепь сажали и хотели бить шелепами за то, што ево, Мардария, упустил. А знатно то, што не для добра ево, Мардария, к себе в келью звали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Временные рабочие набирались нарядом 769 обыкновенно по человеку с 10-и дворов 770 ; иногда с 12-и 771 ; иногда с 14-и 772 ; иногда с 25-и 773 ; были случаи, что и с 5-и 774 . Рабочее высылаемы были к работам с топорами, долотами, с «плотницкими работницкими припасами», иногда с лошадьми, обыкновенно на 3 месяца, конные на 1½ или на 2 месяца, и по окончании срока были отпускаемы домой 775 . Срок высылки на работы в некоторых случаях доходил до года. В 1713-м году из Иверского Монастыря выслан был вместе с столярами и печником «годовой плотник» 776 . Иногда требовали высылки рабочих «бессрочно» 777 . И временных рабочих обыкновенно требовали осведомленных в том или другом деле. Первоначально, когда в Монастыре производилось деревянное строение, к строению Монастыря требовались преимущественно плотники 778 ; потом, с началом каменного строения, каменщики 779 . К 1-му мая 1722-го года приказано было выслать из Валдая рабочих на монастырские кирпичные завод 780 . Когда закончено было вчерне каменное строение и начата была его отделка, архитектор, потребовал на строительный сезон 660 столяров 781 . Каменщики и кирпичники шли преимущественно с Новгородских мест: Валдая, Борович 782 ; кровельщики – из Олонецкого уезда 783 плотники из Старорусского и Тверского уездов 784 . В 1713-мгоду требовались рабочие, «умеющие драничному дранью» 785 . Работ было такт» много, и они были так разнообразны, что каждый мог найти себе специальность: исполняли работы кузнечные, столярные, плотничные, каменные, копали рвы, били сваи, обрешечивали мазанки, обделывали брусья, обтесывали дерево, камень, делали кирпич 786 . Вызов рабочих производился приказами в вотчины управителям. Пользовались и всякими другими способами. Наместник Иверского Монастыря, иеромонах Варлаам 9-го апреля 1714-го года был в Невском Монастыре и получил приказ о высылке работников 787 . Весной 1720-го года вызывали к монастырскому строению охочих 300 каменщиков чрез публикацию «листами» в Петербурге и «по городам» 788 . Высылаемые из вотчин по наряду рабочие получали деньга «кормовые», «на проход пути», «мирскую подмогу» 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Когда Никон оставил патриаршую кафедру, все духовенство облегченно вздохнуло и настаивало пред светскою властью – государем, чтобы Никон ни под каким видом не был возвращен на патриаршество, и чтобы на его место поскорее был избран новый патриарх, только иного характера и закала, чем Никон. Так духовенство поступало потому, что Никон желал независимости духовной власти от светской исключительно в видах возвышения и возвеличения одной только патриаршей власти, он ставил и вел это дело так, чтобы патриарх был совершенно независим от царя, но чтобы вся церковная жизнь, до последних мелочей, все духовенство, начиная с архиерея и кончая последним причетником, во всем и всегда безусловно зависели от одного только патриарха, от его воли и усмотрения, во всем бы оказывали ему полное послушание и повиновение, чтобы всякое распоряжение патриарха, всякое его желание было в глазах духовенства свято, непререкаемо, имело обязательную силу закона; источник всякого права для духовенства – это воля и усмотрение святейшего патриарха, так как вне патриарха для него нет никакой другой власти, никакого другого права, единственно патриарх есть его бесконтрольный владыка, судья и управитель. Вполне естественно было, что духовенство вовсе не желало иметь патриарха с таким характером власти, и потому не только не сочувствовало Никону, но открыто и энергично восставало против него и в царе всегда видело противовес чрезмерным притязаниям патриаршей власти. 82 Описание Воскресенского монастыря – Леонида, стр. 611. Акты Иверского монастыря, 29, 38, 44, 45, 46, 47, 49, и 51. 110 Мурк. вып. IV, 37. Акты Иверского мои. 176, 224, 225. Гиб. II. 065, 968, 969, 1096. Дело о патр. Никоне, стр. 301. 115 По сделанному нами подсчету Никон затратил на покупку для своих монастырей и вотчин на тогдашние деньги 43,812 р. т. е. на современные деньги более 800 тысяч рублей. Когда, где и по чем куплены Никоном села, деревни и пустоши, что именно, когда и где из земель и угодьев жертвовал монастырям царь, что поступало в монастыри по вкладам и духовным завещаниям, можно находить достаточные данные в сочинении архимандрита Леонида 1876 года; Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим, именуемого монастыря, стр. 505 – 524. 116 Мурк. вып. IV, стр. 63. Беднейший из основанных Никоном монастырей, Крестовый, построенный в 1656 году, уже в 1661 году т. е. спустя только четыре года после своего основания имел у себя во владении 819 крестьянских дворов. Читать далее Источник: Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: Т. 1-2/Проф. Н.Ф. Каптерев. - Сергиев-Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1909-1912./Т. 2. - 1912. - VIII, 548, XX, XL с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А светских командиров и посланных их до сбору оных с вотчин синодской команды денег за прежде состоявшимся о тех вотчинах и о сборах именным Его Царского Величества указом и за много учинёнными от них светским тем вотчинам тягостьми отнюдь не допущать, и синодальным подчинённым в таких тягостях и взятках весьма жестоко запретить. И о том к синодальным членам и в Монастырский Приказ к судье господину Ершову послать указы, и при указах прислать из оной Коллегии печатные листы немедленно с таким в тех указах объявлением, чтоб показанные провиантские деньги сбираемы были по силе тех печатных листов и присылаемы в Святейший Правительствующий Синод немедленно. 263 (238). – 11 Октября. Об оказании послушания и помощи лицам, посланным в Новгородскую епархию для переписки и освидетельствования прописных мужеского пола душ. Правительствующий Сенат в ведении в Святейший Правительствующий Синод 30 Сентября 1721 года изъяснил следующее: Сего Сентября 20-го дня в поданном в Сенат доношении бригадира господина Зотова написано: сего же-де Сентября 13-го дня в канцелярию ведомства его писал из Тверской провинции воевода Пётр Лобков: в Тверской провинции в Новоторжском уезде дворцовые Дорская да Михайлогорская волости, во Ржевском уезде Спаса Футыня да Иверского монастырей вотчины, а тех волостей и вотчин крестьяне по посланным из Тверской провинции многим указам как первых, так и пополнительных сказов о душах мужеска полу в Тверской провинции не подали, и о том-де их ослушании в Сенат и в Канцелярию приёма сказок из Тверской провинции писано многажды. А по справке-де в Канцелярии приёма сказок дворцовой Михайлогородской волости о душах 719-го году сказки из Чамерова и вотчин Александро-Невского монастыря, которые были за Иверским монастырём, присланы из Новгородской канцелярии, а 720-го году сказок той дворцовой волости и Александро-Невского монастыря, которые были за Иверским монастырём, а Футыня монастыря никоторых не прислано, о чём в Сенат из Канцелярии ведомства его доношением показано Мая в 24-м числе сего году. Да в том же его, Лобкова, доношении написано: по его же Царского Величества указам из Сената послан во Ржевский уезд в помянутые же Спаса Футыня да Иверского монастырей вотчины для освидетельствования прописных в прежних и в пополнительных сказках мужеска полу душ по наказу дворянин Иван Игнатьев, и Августа в 28-м числе оный дворянин в Тверскую провинцию писал: вышеписанных-де монастырских вотчин приказчик, и староста, и крестьяне, выслушав указ, учинились сильны прежних сказок и свидетельствовать ему прописных крестьян не дали, и за тем-де ослушанием в свидетельстве учинилась остановка, и о том чтобы указ учинить в Сенате. И Великий Государь указал в Святейший Правительствующий Духовный Синод о учинении о том указа из Сената послать ведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Торникий повиновался святому Афанасию и, сложив на время монашеское одеяние, принял военачальство. Поход его был благополучен. Многократно поразив персов, он принудил их заключить выгодный для Греции мир. Возвратившись в Царьград, он сдал начальство и, вместо всяких наград за столь знаменитое дело, ему предлагаемых, испросил только у императрицы немного денег на устроение обители в Афонской горе, под названием Иверского монастыря 348 , который существует и доныне. Благодарная государыня с радостью исполнила желание Торникия и повелела поставить его архимандритом новосозидаемой обители. В ризнице Иверского монастыря, в память этому герою и своему основателю, доныне сохраняются удивительные по тяжести и драгоценному украшению военачальнические доспехи его 349 . Вот памятник, взирая на который, каждый путешественник может научиться любви к Богу и отечеству, служению Царю Небесному и вместе царю земному! Христолюбивое воинство Богоотступник Юлиан, вознамерившись истребить христианскую веру, сделал тому начало с воинства, чтобы с помощью сильнейшего из государственных сословий после принудить к язычеству и всю империю. «Если отвлеку от Христа мои легионы, – говорил он своим друзьям, – то одержу половину победы над всем государством». Юлиан думал по-человечески, и, казалось, должно было ожидать совершенного успеха, поскольку, во-первых, воинство весьма любило Юлиана за его воинские добродетели, с величайшим удовольствием исполняло все его приказания и под его предводительством почитало себя непобедимым. Во-вторых, военные люди, проводя шумную жизнь посреди своевольств, сопряжённых с войной, не могли, кажется, полюбить кротости евангельской. И не имели ни времени, ни способов исполнять все христианские обязанности, а через то нечувствительно забывали оные и прилеплялись к язычеству, которое нередко помещало счастливых воинов в число богов. Эти-то причины абсолютно утвердили Юлиана в безбожном намерении. Но, чтобы внезапным и скорым переломом их совести не испортить дела, он начал действовать исподволь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В русских памятниках XVII–XVIII веков иконописцы допускают много бытовых подробностей. Так, в миниатюре Ипатьевского евангелия мы видим горный пейзаж с затейливыми палатами на фоне, больного на кровати, в центре – фигуру Христа, а за ним группу апостолов. Рядом представлены дальнейшие события: иконописец изображает исцеленного человека с кроватью на плечах и рядом с ним группу иудеев – свидетелей чуда. Подобную иконографическую традицию, но в более простой форме можно видеть уже в равеннских мозаиках VI века, что говорит об устойчивости раннехристианской схемы. 35. Изгнание бесов из двух бесноватых Миниатюра евангелия XIII в. из Иверского монастыря. Афон Не останавливаясь на деталях иконографии других эпизодов с исцелением, которые очень редко встречаются в древнерусском искусстве, мы обратимся к другой группе чудес Иисуса. Среди них – «чудо насыщения хлебами». Евангельская легенда ( Мф.14:17–21 ; Мк.6:38–44 ; Лк.9:13–17 ; Ин.6:5–13 ) гласит, что народ, услышав об Иисусе, пошел за ним за город пешком, вечером же ученики сказали Христу, что здесь пустынно и надо отпустить народ, чтобы он мог купить себе хлеб в селениях. Христос сказал: «Дайте им есть». Ученики ответили: «У нас только пять хлебов и две рыбы». Тогда Иисус велел народу лечь на траву, и разделил хлеб и рыбу, и насытил пять тысяч человек. Иконография композиции в основных чертах восходит к памятникам раннехристианского времени. В росписях катакомб (Домитиллы и Гермеса, II–III вв.) Христос в образе юноши жезлом касается одного из коробов с хлебом. Число коробов в разных изображениях колеблется от четырех до семи. На рельефе арльского саркофага Христос в центре одной рукой с жезлом касается короба с хлебом, другой – корзины с двумя рыбами, которую держит один из учеников. 36. Исцеление прокаженного. Миниатюра евангелия XIII в. из Иверского монастыря. Афон В мозаике Сан Аполлинарио Нуово Христос с крестчатым нимбом, по сторонам от него два апостола с хлебом и рыбами в руках. Христос возлагает руки на хлеба и рыб. Позади него изображены еще два апостола. В византийском и древнерусском искусстве на протяжении столетий удерживается эта схема, которая иногда дополняется изображением народа. Композиция в целом тяготеет к геральдическому типу. Иконография цикла с изображением чудес складывалась под сильным влиянием сиро-палестинского искусства, о чем свидетельствуют мозаики Равенны. Это влияние заметно и в других сюжетах цикла, также возникших в доиконоборческую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Е.Никифоров: Удивительно, что «Слово пацана» и на Украине смотрят. Это наше прошлое, которое нужно знать. Оно трагично, но совершенно не факт, что люди воспримут как руководство к действию то, что показано в фильме. Есть ли равенство восприятия и оценок? В.Штерянов: Пока ничего не могу сказать, но надо задуматься и искать способы делать кино о нашей общей истории, а именно о русско-турецкой войне. Ее мало знают. К счастью, в Болгарии все еще в школах изучают что нужно, хотя уже есть предложения убрать из школьной программы, что Россия освобождала Болгарию. Но ребята хорошо все знают, кто такие генералы Скобелев, Столетов, Горка, граф Игнатьев, уже не говоря об Александре II. Знание, информированность пока есть, но надо снимать про это кино документальное, игровое. Скажу честно, мало знают об этой войне, здесь надо популяризировать ее больше, потому что когда она была, то называлась она Второй отечественной. Русские пошли положить жизнь свою за други своя. Это факт. Об этом надо рассказывать. Россия должна гордиться этой войной. То, что было сделано тогда, - фантастика. Я вижу, есть сдвиги. В Самаре уже два года подряд я участвую в местном фестивале «Самарское знамя». Собственно знамя - это святыня. Можно утверждать, что это было первое болгарское знамя после пятисот лет, когда у нас не было ничего. Это знамя было сшито монахинями Иверского монастыря в Самаре специально для болгар. Болгарское ополчение шло с этим знаменем. Его оригинал хранится в военно-историческом музее в Болгарии. Есть несколько копий, сделанных вручную. Одну из них тоже сделали монахини сегодняшнего уже Иверского монастыря в Самаре. Пару копий сделали в Болгарии. Золотом шито… История фантастическая. Одна копия была отдана самарским ребятам, которые воевали в Сирии. Сейчас та же воинская часть с ним воюет на Донбассе. Видите, как история завязана на чем-то? Она не то чтобы повторяется, но символы чрезвычайно важны, как и историческая память. Я был потрясен, как в Самаре организовали этот фестиваль, народ знает об этом, историческая память возрождается.

http://radonezh.ru/2024/01/25/nash-festi...

174 (1666) году книги приемные соляные села Завидова целовальников Тимошки Федорова да Меркушки Григорьева, за рукою Иеромонаха Македона, на четырех листах. 174 (1666) году книги расходные села Завидова целовальников Тимошки Федорова да Меркушки Григорьева поморской соли, за рукою Иеромонаха Прохора. Книги приемные и роздаточные соляные Иеромонаха Исайи 173 (1665) году и 174 (1666) году, за его Исайиною рукою, писаны на трех тетрадях. Книги Московского Воскресенского подворья монастырского Стряпчего Григорья Урюпина всякому мелкому Московскому расходу 170 (1662) году Мая с 3 числа, писаны его Григорьева рукою, на восьми листах. Книги приходные и расходные 172 (1664) году, что он Григорей Урюпин взял из Воскресенского монастыря у Казначея Иеромонаха Акакия казенных денег серебряных тысячу пятьсот двадцать рублев, и те книги за его Григорьевою рукою, на трех листах. Книга запасная кузничного старца Пафнутия 168 (1660) году кузничной раздачи укладу и железу, за рукою крылошанина Ионы, на трех тетрадях. Книга приемная платяного Казначея старца Ефрема казенной рухляди, за рукою, писаны на четырех листах. 173 году Октября в 5 день (1664 г.) книги росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Казначеем Иеромонахом Филофеем, Государя Патриарха келейной рухляди, за их руками, писаны на четырех листах. 173 году Декабря в 11 день (1664 г.) книги росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Казначеем Иеромонахом Филофеем Государя Патриарха келейной казны и рухляди за рукою Казначея Филофея, писаны на двух листах. 173 (1665) году Марта в 1 день книги росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Казначеем Иеромонахом Филофеем Государевы Патриарши келейной рухляди с Иверского подворья, за его Филофеевою рукою, писаны на полуторе листе. 173 году Октября в 9 день (1664 г.) книга расходная Государевы Патриарши келейной рухляди Казначея Иеромонаха Акакия, что он принимал на Москве с Иверского подворья у Казначея Иеромонаха Филофея в розных месяцах и числах, за его Иеромонаха Акакия рукою. 168 (1660) году росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Старцем Флавианом, за рукою черного Священника Анкидина, писаны на четырех листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Негребецкого, человека близкого к известному нам Медведеву, поданой царю в 1681-м году на Белободского. См место из этой челобитной: в указанной выше статье, примечание ж. стр. 171, и в ст. «Ян Белободский и Павел Негребецкий» стр. 593. Так можю думать еще и потому, кроме уже того, что Феодор Алексеевич был ученик Полоцкого не знавшего греческого языка, что в его царствование было заметно большое неблаговоление к грекам. – Так в 1676 году по царскому указу все они высланы были из Москвы в свою землю, и лишены прежде жалованных грамат; духовные же греческие лица проживавшие в Москве хотя и не подверглись этому гонению, за то для некоторых из инх был уменьшен «царский корм», а некоторым, даже и совершенно было отказано в нем, – наприм. Евфвмию настоятелю Иверского монастыря (См. Рук. Библ. Моск. дух. акад. «Сношение Россия с Востоком по делам церковным л. 1004). Мало того Феодор Алексеевич даже не известил восточных патриархов о смерти своего отца и о сворм восшествии на престол. См. там же, л. 1005–7. 453 Так можно думать еще и потому, кроме уже того, что Федор Алексеевич был ученик Полоцкого не знавшего греческого языка, что в его царствование было заметно большое неблаговоление к грекам. – Так в 1676 году по царскому указу все они высланы были из Москвы в свою землю, и лишены прежде жалованных грамат; духовные же греческие лица проживающие в Москве хотя и неподверглись этому изгнанию, зато для некоторых из них был уменьшин «царский корм», а некоторым даже и совершенно было отказано в нем, – например Евфимию настоятелю Иверского монастыря (См. Рук. Библ. Моск. Дух. Акад. «Сношение России с востоком по делам церковным л. 1004). Мало того Федор Алексеевич даже не известил восточных патриархов о смерти своего отца и о своем восшествии на престол. См. там же, л. 1005–7. 454 По челобитью п. Иоакима в 1679-м году отменен был цареский указ 1676 года о высылке из России гречан и восстановлена была сила прежде жаловаяиых им грамат о торговле в пределах русских. – См. там же, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Файл : Троицкий храм Иверского монастыря Ростов на Дohy.JPG Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 529 × 800 (262 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D7000 Время экспозиции 1/125 с (0,008) Число диафрагмы f/11 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 14:28, 3 мая 2014 Фокусное расстояние 21 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение ACD Systems Digital Imaging Дата и время изменения файла 19:33, 7 мая 2014 Цветность белой точки Цветность основных цветов Коэффициенты преобразования цветовой модели Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Неизвестно Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 14:28, 3 мая 2014 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,8 APEX (f/3,73) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 325 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство Некалиброванное Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 31 мм Тип сцены при съёмке Ландшафт Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.3.0.0 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Троицкий_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010