(Арханг. Губ. Вед. 1869 г., 5 – сборник Хоревича. Ср. Стран. 1883 г. т. I, стр. 15). Тоже поручалось делать и протопопу Калиннику, ехавшему в 1694 г. в Пинегу, Кевроль и Мезень. (Наказ см. в архиве Архангельск. Епарх. Древнехранилища). 9 Арханг. Губ. Ведом. 1869 г., 7, сборник Хоревича. – Наказ относительно пьянства – в применении ко всем вообще «церковным причетникам» – был сделан также и ключарю Алексею в 1687 году. Ibid., 5. 11 В «Книгах преосвящ. Афанасия... приходных и расходных домовой его денежной казне» 204 (1695) г., в сентябре месяце находится, между прочим, такая запись: «По имянному преосвящ. архиепископа указу Соловецкаго монастыря вотчины Унежемскому дьячку, которой имане по ево архиерейскому указу к слушанью грамот и голоса ево дано ему в милость при отпуске ево в доме ево гривна». (Рукоп. Арханг. Епарх. Древнехранилища, 883. Ср. рукоп. Археограф. Комм., по Охранному катал. 140 (по опис. Барсукова, 108), л. 4 об. Подобная же запись находится и в приходорасход. кн. архиер. дома за 203 г., л. 103 об.: „В нынешнем 203-м году, говорится здесь в апреле месяце, по указу преосвящ. архиепископа имане на Холмогоры Важеского уезду Подвинской четверти Пучужской волости Петровской церкви дьячек Федор Михайлов к нему преосвящ. архиепископу для слушанья умения ево во чтении грамоте и пения. И Апреля в 24 день по его архиерейскому указу он Федор с Холмогор к той церкви отпущен по-прежнему, и дано ему Федору на дорогу и в милость 3 алт. 2 деньги». Рукоп. Археограф. Комм., по Охр. катал. 145, по опис. Барсукова – 107). 13 Священнослужители вотчинных церквей Сийского монастыря «за безчинство и за пьянство» без высылки в Холмогоры были «смиряемы по монастырскому уставу». Это было позволено делать монастырскому начальству особою грамотой архиеп. Афанасия от декабря 1685 года. (Пошлинные книги архиер. дома, отд. сбора с грамот и памятей по челобитч. дел., рукоп. Арханг. дух. семин. 233). Однако, сохранилось свидетельство от 1688 г., показывающее, что и в это время священнослужители, находившиеся в ведении сийского игумена, были вызываемы в некоторых случаях для суда и наказания на Холмогоры – к преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Феодосия и архим. Никодима Сийского ( Кукушкина. 1977. С. 43, 57, 54, 78, 102, 116, 118, 136, 137, 139, 165, 177, 188). В 1692 г. П. подарил в обитель 30 книг «во свое обещание в Сийский монастырь в помяновение по себе и по родителех своих» (Арх. СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Кукушкина. 1977. С. 57). Они находились в 4 запечатанных сундуках, к-рые П. привез в мон-рь, заповедав открыть их после своей смерти ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113; Перовский. 1897. С. 540; эти сундуки еще в кон. XIX в. хранились в обители ( Никанор. 1895. С. 8)). 14 янв. 1696 г. сундуки распечатали архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) и архим. Никодим ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 114). Среди книг находилось знаменитое Сийское Евангелие-апракос с многочисленными миниатюрами (БАН. Арх. Ком. 339), созданное в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу П. и при активном участии Никодима Сийского ( Братчикова. 1988. С. 10; Белова, Кукушкина. 1978. С. 165; Рыжова. 2019. С. 39, 42). Кодекс обошелся заказчикам в 200 р. ( Перовский. 1897. С. 508; Кириллов. 1902. С. 24). На верхней крышке позолоченного серебряного оклада находится надпись от 20 сент. 1692 г. о даре рукописи в мон-рь, на листах самой книги - владельческая запись П. В XIX в. Сийское Евангелие хранилось в ризнице обители и выносилось во время пасхального богослужения. Среди др. книжных вкладов П. значатся «Книга степенная» (БАН. Арханг. Древл. 423; Кукушкина. 1977. С. 137), «Новый летописец» (БАН. Арханг. Древл. 410; Кукушкина. 1977. С. 139), «Слова» Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского (БАН. Арханг. Древл. 204; Белова, Кукушкина. 1978. С. 182), «Хроника» Мартина Бельского (БАН. Арханг. Древл. 422; Белова, Кукушкина. 1978. С. 186), комплект из 12 печатных Миней месячных, 5 печатных Псалтирей ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86-87) и др. Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) П.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

4) Село Кользиваново. Храм Рождества Христова, с приделом во имя Всех Святых, каменный, построен в 1868 г., расстоянием от г. Пензы 185 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 92 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 396, ж. п. 331. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа. 5) Село Гумны. Храм Рождества Христова, с теплыми приделами во имя св. Аврамия затворника и в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, каменный, построен в 1815 г., расстоянием от г. Пензы 180 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 125 д., в том числе, неудобной 25 д. Жалованья 122 р. 40 к. Прихожан м. п. 804, ж. п. 811. Приход состоит из одного села. Училище земское. 6) Село Плужное. Храм Богоявления Господня, деревянный, построен в 1798 г., расстоянием от г. Пензы 180 в. Строится новая каменная церковь ; отстроен и освящен придел во имя св. арханг. Михаила. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 112 д., из коих неудобной 20 д. Жалованья 104 р. 90 к. Прихожан м. п. 688, ж. п. 723. Приход состоит из одного села. 7) Село Тенишево. Храм в честь Тихвинской иконы Б. Матери, с приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, холодный, построен в 1824 г., расстоянием от г. Пензы 175 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной и сенокосной 33 д. Жалованья 150 р. Прихожан м. п. 478, ж. п. 535. Приход состоит из одного села. Училище земское. 8) Село Шаверки. Храм во имя Пресвятой Троицы, с теплым приделом во имя арханг. Михаила, деревянный, построен в 1837 г., расстоянием от г. Пензы 168 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной 44 д. Жалованья 141 р. 12 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 845, ж. п. 796. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. попечительство открыто в 1873 г. Церковно-прих. школа. 9) Село Ефаево. Храм во имя св. арханг. Михаила с приделом во имя св. Крестителя Господня Иоанна (строится), расстоянием от г. Пензы 165 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 44 д. Жалованье по окладу V кл. Прихожан м. п. 1230, ж. п. 1254. Приход состоит из села и дер. Лосевки и Лепьева. Училище в селе земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Арх. ком. 339), написанного в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу патриаршего казначея старца Паисия. В Сийском Евангелии есть изображения, к-рые Н. С. «знаменил» для Сийского иконописного подлинника ( Братчикова. 1988. С. 10). При Н. С. в Сийском мон-ре занимались гравированием, о чем свидетельствуют собранные им иконные образцы и печатные святцы, изданные в обители в 1672 г. ( Сидоров. 1951. С. 230-231; Мишина. 1994; Брюсова. 1984. С. 150). В составе келейной б-ки Н. С. были книги с гравюрами, в т. ч. рукопись «Звезда пресветлая» 1689 г. с печатной заставкой-рамкой, выполненной в технике гравюры на металле (БАН. Арханг. Древлехран. 451. Л. 15; Кольцова. 2009. С. 69). Сочинения В б-ке Н. С. находились списки Жития прп. Антония Сийского редакции Ионы (БАН. Арханг. Древлехран. 340) и игум. Феодосия (РНБ. Собр. СПбДА. А. II. 209). Н. С. был создателем Исторической редакции Жития прп. Антония Сийского, для к-рой характерно внимание к историческим сюжетам и включение в текст устных преданий. Она была составлена в 1-й трети XVIII в., известны 4 списка 2-й четв. XIX в. (БАН. Арханг. Древлехран. 558, 559; Собр. Н. К. Никольского. 220; РНБ. ОСРК. Q. I.1303), созданные в Сийском мон-ре ( Рыжова. 2000. С. 184-185, 240). Впервые предположение о составлении новой редакции Жития прп. Антония Сийского не ранее 1719 г. высказал архиеп. Никодим (Кононов) ( Никодим (Кононов). 1901. С. 15, 22). Произведение свидетельствует об интересе автора к конкретным обстоятельствам жизни прп. Антония Сийского. В Историческую редакцию вошли местные предания, бытовавшие на родине святого, в Киехте, возможно, после того как сам Н. С. там побывал. Ряд фактов связан с семьей прп. Антония: рассказывается об отце святого, Никифоре, сообщается точное место проживания семьи преподобного в Киехте - около храма в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя мч. Георгия (БАН. Арханг. Древлехран. 558. Л. 6 об.). В Житии приводится предание о сосне, стоявшей на пути к обители Пахомия Кенского, под к-рой прп.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

8 Напр. по прибытии на епархию «архиерей чел поучения о благодарении во Учительном Евангелия септемерии в 1 день» «Чиновник соборные великое церкве… Преображения…града Холмогор» рукоп. Арханг. Сем. 413 л. 4; или возвратившись из Москвы в 1685 г., он, «чел поучительное к народу о пришествии мира» (Ibid., л. 54 об.) 9 Так напр. было в 1696 году –– по случаю взятия русскими Азова, когда Афанасий «о победе вел. Государя на противные…изустне всем народам объявлял, возвещал» (Летоп. двин. изд. Титова, 1889 г. стр. 97). 10 Такое название усваивается ему в надписи на рукоп. книге «Епистоли, сиреч послание Климента папы Римского и о житии его», 467 Арханг. семин. библиот. 11 Чиновник, ркп. Арханг. сем. 413, л. 61 об. Ср. Летом. двин. изд. Титова, стр. 127. Что устная проповедь не была редкостью у преосвящ. Афанасия, это можно видеть и из его собственных слов в поучительной грамоте к духовенству холмогорской епархии от 1697 года. Здесь он пишет между прочим: «Мы, приемше чин священнослужения, и сами не могущие вся грады и веси устноглагольно научати малым сим начертанием пишем, и данной нам властью от Пресвятого и Животворящего Духа, яко Пастыреначальник заповедаем вам сыновом моим, и молим о имени Господа Иисуса Христа, да кийждо вас со всяким тщанием прилежит делу Господню, и да хранит чин священства беззазорным своим жительством со слов учительства» (Арх. Еп. Вед. 1900 г, 18). 12 Опись архива Сийского монастыря И. М Сибирцева (рукописная) грамота Афанасия 6; " Арзанг. Еп. Ведом.» 1897 г., 16 (статья свящ Петровского: Антониево-Сийский монастырь»), стр. 505. При рассмотрении грамот Афанасия, хранящихся в архиве Сийского монастыря, мы не видели этой грамоты. 15 Духовенству холмогорского уезда (на имя протопопа Петра) это послание было отправлено 10 марта, а духовенству Важского уезда (на имя старосты поповского, Благовещенского священника –– Стефана Иванова) –– 23 марта, 24 марта послание особо было отправлено в Сийский монастырь –– в церкви, подведомые этому монастырю. (См. Архив Сийск. мон.). Копия с него, адресованная протопопу Петру, напечатана в «Чт. Общ. Ист. и др. Росс.», 1800 г., кн. 2 стр. 6–9. «Материалов для истории Арханг. епархии». Копия же, отправленная поповскому старосте Стефану, напечатана во 2-ой книге Актов Холмог. и Устюж. еп., CXCIV, стр. 461–468.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Афанасию… бьет челом сирота твой Сояльского стана Савка Перфильев. В нынешнем, Государь, в 198 г. в ыюне месяц Кеврольского уезда Пильегорской волости церкви великомуч. Егория священник Стефан Иванов преставился, а от него остались дети не в возрасте, а мне сироте тот священник Стефан сродник ближней. Милостивый Государь, преосвящ. Афанасий…, пожалуй меня сироту своего на того умершего священника Стефана место к церкви великомуч. Егория во священники. Государь преосвящ. Архиепископ, смилуйся». На обороте подпись: «К сей челобитной Савка Перфильев руку приложил», также помета: «198 г. Иуниа в 27 д. Записать во священника» (из собр. И.М. Сибирцева). 20 В таком роде, напр.: «дана память вельского стану крестьянину Афоньке Федорову» (понамарская – 19 марта 196 г.) и т. п. (Книга венечных и пенных пошлин и вообще – с записью сбора церк. Дани в Важеском уезде – рукоп. Арханг. Дух. Семинарии (без – Ср. Опшлин. кн. 1686–1698 гг. – ркп. Арханг. Дух Сем. 223 и Холмог. Соб. 1463 – записи от 9 окт., 14 дек. (неизв. числа), 3 янв. 201 г., 205 г. три записи (неизв. чисел), 206 г. две записи (неизв. чисел). 21 Книга венеч. и пенных пошлин и вообще с записью сбора церк. дани в Важ. уезде – ркп. Арханг. Дух. Семинарии. Также пошл. книги архиер. дома 1686–1698 гг. – ркп. Арханг. Дух. Семин. 233 и Холмог. соб. 1463. 22 В 1690 г. кандидат на священническое место в Неноксу Антон Иевлев в своей челобитной к преосвящ. Афанасию писал: «Государю преосвящ. Афанасию… бьет челом сирота твой онежанин крылошанин Крестного монастыря Антошка Иевлев. Пришел я сирота в прошлом во 197-м году в Ненокоцкое усолье и бил челом мирским людем к церкви Живоначальной троицы в попы, и приказные старцы разных монастырей и мирские люди в нынешнем во 198-м году меня сироту прирядили сего году сентября в 8 д. и излюб мне дали за руками...». В тоже время другой кандидат на то же место, местный диакон Филипп показывал в архиерейском приказе : «Как де он Антон в священники в Ненокоцком посаде священнику и приходским людем бил челом и когда де ему излюб дан, тогда де он дьякон в Ненокоцком посаде не был, а был де он у Архангельского города, ожидал архиерейского указу с Москвы против челобитнй своей, чтоб ему быть во дьяконех у города у церкви Рождества Христова, и как де указ архиерейский пришол, что велено ему быть в Неноксе дьяконом по прежнему, тогда де он от города в Неноксу приехал и бил челом приходцким людем, чтоб ево излюбили во священника к себе на то место, на которое излюблен он Антон, и приходские де люди, которые к ево Антонову излюбу рук не приложили, ему дьякону излюб дали за своими руками октября в 1 день нынешняго 198-го года...» (Из собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

1 О собственно противораскольнической деятельности Афанасия см. Христ. Чт. 1900 г., ч. 1 и 2, о пастырской его деятельности – Христ. Чт. 1902 г., ч. 2. 3 Ibid., Ср. грамоту Афанасия от 1700 г., окт. 16, в Сийский мон.: дьякон Кольского острога Воскресенской церкви Степан был лишен сана «за пьянство и зазорное житие» (Архив Сийского мон.). 4 «Книга преосвящ. Афанасия... казенного приказу пошлинному збору... с новоявленных памятей (запись за 11 ноября) на 204 (1696) г.» Рукоп. Холмог. соб. 1463. Ср. такую же книгу за 199 (1691) г., отд. сбора с грамот и памятей по челобитчиковым делам, стопка 59, л. 1 об., рукоп. Арханг. дух. семин. 233. 5 Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2-я, CCVI, стр. 504–520. Ср. грамоту Афанасия в Сийский мон. от 1702 г. 18 марта. В указанном году, по указу преосвящ. Афанасия, бывший Паниловской волости поп Елисей был лишен сана и отправлен для наказания в Сийский мон. «за прелюбодейство и за душегубство и за иныя его правильныя великия вины и смертные грехи» (Арх. Сийского мон.). 6 При этом посланным поручалось наблюдать, чтобы священники «служили священную литургию над пятью просфорами, от чистыя пшеницы печеными и печатанными крестом четвероконечным по преданию святых апостол и святых отцев, и вино бы имели к Божественной службе доброе и всецелое». (Наказ ключарю Холмогор, собора, свящ. Алексею (1687 г.), посылавшемуся на Вагу. Арханг. Губ. Ведом, 1869 г., 5). 7 Арханг. Губ. Ведом. 1869 г., 5 – наказ 1687 г. ключарю, свящ. Алексею, – Согласно этому наказу и поступал свящ. Алексей. Напр., новопоставленный священник Усьянских сох Устьменской волости Роман, не умевший служить утрени, был отдан «в учение» Волюской волости священнику Афанасию, «дондеже изучится». Об этом свящ. Алексей и сообщал (13 янв.) 1687 г.) преосвящ. Афанасию. (Память Афанасия свящ. Алексею от 16 янв. 7195 г, – из рукоп. собр. И. М. Сибирцева). Но, очевидно, священников, способных быть учителями других, было немного. В наказе, данном в 1695 г. архиерейскому казначею, иеромонаху Авксентию, ехавшему тоже на Вагу, не знавших церковной службы священников велено было уже «высылать за поруками», непосредственно к самому преосвященному.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

«Книга пошл. Збору» за 200 (1692) г. Отдел: «сбор с грамот и памятей по челобитч. делам». Рукоп. библ. Арханг. дух. семин. 233. 41 См. пошл, книги в отделе новоявл. памятей за 1689 г. (запись под 6 ноября), 1690 (2 записи под 15 марта), 1691 (6 сент.), 1692 (19 октября и 28 января), 1693 (13 августа), 1694 (6 мая), 1696 (6 мая). Дьячков, лишенных места вследствие вдовства, в указанных записях числится 3 человека; пономарей – 6. Рукописи библ. Арханг. дух. семин. 233 и Холмогор. собора 1463. 42 В пошлинной книге 204 (1696) г. отдел: сбор с грамот и памятей по челобит. д. под 2 ноября записано: «отпущена память Нижмозерской волости к священнику Петру Миронову, велено в тое волости прежнему вдовому дьячку Максимку Фомину быть при церкви дьячком по-прежнему, а новому дьячку Степки Миронову от дьячковской службы отказать для того, что в розыску его Степки тех волостей крестьяне опорочили, а о «Максимке Фомине пороку никакова не явилось в розыску». Рукоп. Холм. Соб. 1463. 43 Пошл. кн. 195 (1687) г., запись в отделе новоявленных памятей под 9 октября. Рукоп. Арх. семин. 233. Других упоминаний, кроме этого и вышеуказанного, об оставлении вдовых церковников при месте в пошлинных книгах нет. 48 «Странник», 1866 г., т. III, стр. 117, прим. Отрывки от этого письма находятся в библиотеке Арханг. Дух. семинарии, связка 6. 49 Ризница Соловецкого монастыря. Грамота Афанасия к соловецкому архимандриту Фирсу от 29 октября 1701 г. 587. Здесь говорится: «По нашему Преосв. Архиепископа указу послал он строитель (т. е. иером. Матфей) к нам переписныя епархии нашей церковной казны книги, которыя ему строителю оставили домовы наши люди в нынешнем же 1701 году, да десять букварей в тетратех, которые он смотритель принял московской типографии у справщика у Федора Поликарпова»... Книги и буквари посланы были из Москвы на Холмогоры со стрельцом Сумского острога Гришкой Васильевым. Но оказалось, что Гришка провез их с собой в Соловецкий монастырь. Поэтому преосвященный и приказывал теперь взять у Гришки книги и буквари «и прислать на Холмогоры тотчас неотложно с нарошным добрым посылщиком».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

Ант.-Сий. 6. Требник. 1570 г. 8°. 363 л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Лихачёв, 2988, 2989 (1562, 1563 гг.); 2) Виноград, вид: Лихачёв, 13109, 13104 (1567, 1551 гг.); 3) Корона, не отожд.; 4) Литеры, не отожд.; 5) Кувшин (?), не отожд. Записи: л. 326 об. – «Лета 7070 осмаго списана сиа книга месяца июня 5 на паметь святого священномученика Дорофеа сиа книга Потребник»; л. 7 об.– «Биринеи Капран»; л. 8 об. – «Се яз Козма Лучищев в лето 121» (? – запись выцвела); л. 10–13 – «Лета генваря 14 день дал монастырь и преподобному...» (запись стёрта); л. 26–33 – «...лета 7..6-го паметь отца нашего Лаврентия в пр сея книга Потребник Троицы святыя сия книга» (запись стёрта); л. 9 об. – наклейка вырезанная штампованная старообрядческая печать с крестом и надписью «Се Агнец Божий вземляй грехи всего мира». Содержание: л. 75–124 об. – чин исповеди: л. 82–88 – поновление мирянам; л. 88–91 об. – поновление инокам; л. 107 об.–111 об. – поновление священникам-бельцам; л. 111 об.–118 – поновление священноинокам. Описание: Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. Л., 1978. С. 185, 311. Арханг. Д. 9. Служебник с требником. Вторая четверть XV в 4°. 254 л. Филиграни: 1) Литера В, вид: Брике, 7984 (1447 г.); 2) Полуподкова, вид: Лихачёв, 4274 (1440-е гг.); 3) Бубенчик, тип: Лихачёв, 2405–2407 (1405–1415 гг.); 4) Перчатка со звездой, вид: Пиккар XVII, IV, 1225 (1437 г.) Записи: л. 2 об. – «Господи, помоги рабу Своему Кондрату»; л. 191 – «Господи, помози рабу Своему Павлу»; л. 185 об. – «Се яз мастер Хенар песец и посла» (XV –XVI в.) Содержание: л. 2–4 об. – чин исповеди; л. 2 об.–3 – краткий вопросник мирянам (Кр-Арханг. 9); л. 3–4 об. – поучение детям духовным и разрешительные молитвы. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 13; ПС XV, 1523. Арханг. Д. 13. Требник. Третья четверть XV в. 4°. 241 + II л. Филиграни : 1) Кувшин с одной ручкой, не отожд.; 2) Три лилии в щите с подвеской t, вид: Пиккар XIII, III, 1578 (1476 г); 3) Бык, близкий: Брике, 2784 (1453 г.); 4) Ключи, тип: Брике, 3858 (1452 г); 5) Виноград, не отожд.; 6) Римский папа, вид: Брике, 7546 (1451 г.); 7) Голова быка с розеткой, вид: Пиккар II, IX, 331 (1477 г.); 8) Голова быка с розеткой, вид: Пиккар II, IX, 183 (1470–1480 гг.). Содержание: л. 220 об.–233 – чин исповеди; л. 224 об.–226 об. – поновление; л. 233–239 об. – чин исповеди; л. 235–236 – поновление; л. 236–237 – поновление женщинам; л. 237 об.–238 об. – краткое поновление; л. 239–239 об. – поновление священникам. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 16; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 306; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России СПб., 1890. С. 97. 170; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР (М., 1986)». М., 1993. 78.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010