И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися спасени в книзе, то есть достойные спасения, послушаются проповеди Илииной, предуведенные Богом издревле и из начала; ибо ведение Божие Архангел назвал " книгою». Дан.12:2 . И мнози от спящих в земней персти восстанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное. Старающиеся прилагать к Антиоху, пусть скажут, кто при нем воскрес, кто получил жизнь вечную, кто понес укоризну и стыдение вечное? Если скажу, что сим означаются Маккавеи, вышедшие из пещер, то еще большего достойны будут осмеяния. Ибо в таком случае, Маккавеи окажутся и любителями благочестия, и делателями нечестия. Пророчество говорит: «мнози от спящих а земней персти востанут, сии в жизнь вечную, a онии в укоризну и в стыдение вечное». Посему, если будут понимать сие о Маккавеях, то Маккавеев назовут и злыми и добрыми, или одних из них добрыми, а других злыми. Но такого суда произнести о них не можем; потому что все их сообщество благочестиво. Притом и жизнь вечная не может быть приписана им в настоящем веке; потому что все они пришли из сего века, прияв смерть. Посему, оставив сии бабьи басни, познаем из сего общее воскресение мертвых и будущий по воскресении суд. Ибо одни из умерших наследуют вечную жизнь; а другие на век преданы будут осмеянию и укоризне. Сказал же Архангел: «мнози, вместо»: «все». Ибо и блаженный Павел вместо: »все« употребил: »многие " говоря: «аще бо прегрешением единаго мнози умроша» , «множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизлишествоем» ( Рим. 5, 15 ). Дан.12:3 . И смыслящии просветятся, аки светлость тверди, говорит Архангел. И Господь в священном Евангелии говорит: «тогда праведницы просветятся аки солнце» ( Матф. 13, 43 ). И от праведных многих аки звезды во веки, и еще. Самые испытанные и избранные уподобятся светлости тверди, и даже солнечному свету; a низшие их (ибо сих означил Архангел словом: многие) будут подобны сиянию звезд, во веки издавая сие блистание. Так и блаженный Павел разделил чины благочестивых; ибо говорит: «ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» ( 1Кор. 15, 41 ). Сказав сие, беседующий с Даниилом присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Н. С. принадлежит авторство «Алфавита духовного слагательного» - сборника писем, посланий и предисловий (БАН. Арханг. Древлехран. 527. Л. 182-194; не опубл.; см.: Кукушкина. 1977. С. 118). В монастырском синодике сообщается, что Н. С. «преставися 1721 иулиа в 11 день на архимандричестве 29 лет всех лет 80» (ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об.). Ист.: Грамота патр. Адриана «Об учреждении в Антониево-Сийском монастыре архимандрии и назначении архимандритом иеромонаха Никодима»//АОКМ. Инн. КП 3601; Вкладная книга Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древлехран. 386. Л. 77 об.- 81 об., 86 об.- 87; Виршевая редакция Жития Антония Сийского//РНБ. СПбДА. A.II. 209; Житие Антония Сийского Исторической редакции//БАН. Арханг. Древлехран. 558, 559; Собр. Н. К. Никольского 220 и РНБ. ОСРК. Q. I.1303; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древлехран. 408. Л. 235-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 92 об.; Собр. Арханг. семинарии. 186; Сийский иконописный подлинник//РНБ. ОЛДП. F. 88 и Толковый иконописный подлинник//БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205; Синодик Антониево-Сийского мон-ря//ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об. Лит.: Строев. Словарь. С. 216; он же. Списки иерархов. Стб. 821; Покровский Н. В. Лекции по церк. археологии, читанные студентам СПбДА в 1884/1885 г. СПб., 1884. С. 412; он же. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 13-14, 23; 1986. Вып. 2. С. 63-65, 70-73, 78, 84, 94, 100, 104, 107-108; 1897. Вып. 3. С. 111-113, 115, 122-123, 129-131, 139, 140, 147, 156, 159-160; 1898. Вып. 4. С. 162-163, 165, 168, 170, 174-175, 180, 182, 184, 187-188, 190, 197-198, 203-204, 209-211, 220-221; он же. О Сийском иконописном подлиннике: Реферат//Археол. изв. и заметки. М., 1897. 7/8. С. 257-258; он же. Очерки памятников христ. иконографии и искусства. СПб., 19002. С. 438-459; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889. С. 62, 129; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. 52; Никодим (Кононов), иером.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Известны 2 списка Летописца: черновой (БАН. Арханг. Древлехран. 375; Кукушкина. 1977. С. 165) и беловой (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 186; см.: Иванов. 1902. С. 375). Появление беловой копии Летописца в нач. XVIII в. было вызвано переписью населения, объявленной в дек. 1715 г. указом Петра I. Беловой список выполнен скорописью «перепищика лантрата Ивана Даниловича Телепнева», к-рым написаны также страницы в Переписной дворовой книге Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. 595). Переписчик был знаком с черновым вариантом Летописца, поскольку на нек-рых страницах в рукописи БАН. Арханг. Древлехран. 375 им сделаны пометы типа «пробы пера» (теми же черными чернилами, что и в беловой копии). При создании беловой копии он сократил нек-рые части оригинала, в основном это касается хозяйственных смет, однако использовал др. дополнительные источники. Впервые данное произведение назвал Летописцем в 1800 г. штатный подьячий Григорий Таратин, служивший при архим. Аполлосе. Таратин обнаружил черновой список произведения в книжной палатке мон-ря и оставил на рукописи скорописную помету (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 1). Монастырский Летописец охватывает события с 1593 по 1694 г. ( Иванов. 1902. С. 375). В черновом его списке 1-й по времени создания является та его часть, к-рая включает описи и хозяйственные сметы монастырского имущества, составленные при игум. Ионе (1598-1634): опись 1598 г., подписанная бывш. игум. Питиримом, а также смета 1608 г., составленная для строившейся новой каменной ц. во имя Св. Троицы вместо сгоревшей в 1593 г. Черновой список начинается с краткого известия о пожаре. Вторая часть сборника, составленная в более позднее время, содержит записи различного рода, пространную смету расходов на строительство, причем хронологический порядок при описании событий в этой части иногда нарушается. В Летописце указываются имена игуменов и монахов монастыря, писцов, книжников, иконописцев, вкладчиков, приводится состав б-ки мон-ря в разные годы, дается подробное описание формата и украшения книг, содержатся тщательные описи монастырских икон, утвари, одежды, хозяйственных и продовольственных запасов, упоминания о торговых сделках, описания необычных природных явлений и т. д. Основой Летописца были хозяйственные сметы и записи, к-рые велись в Сийском мон-ре по указанию игуменов и оформлялись затем в виде многочисленных вкладных, приходо-расходных и переписных книг.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Арханг. Д. 73. Требник. 1550-е гг. 4°. 367 л. Содержание: л. 34 – чин исповеди; л. 38–39 – Наставление-вопросник, л. 39–42 – вопросник мужчинам (М–Арханг. 38); л. 42–44 об. – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 44 об.–45 об. – поновление мирянам; л. 46–48 об. – поучение детям духовным; л. 48 об.–50 – поучение о епитимьях; л. 52 об.–53 – чин причащения больного; л. 90 об.–101 об. – чин исповеди священников; л. 91 об.–97 – поновление священникам; л. 97 об.–98 – поновление священникам; л. 354 об.–357 об. – поновление инокам; л. 357 об.–359 об. – поновление священникам и дьяконам. Описания: Описание РО БЛН. Т. 8, вып. 1. С. 77–78; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России С. 97, 171; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С, 184, 307. Арханг. Д. 126. Часослов с дополнениями. Вторая четверть XVI в. 4°. 494 л. Записи: л. 1–19 – «Лета 7114 положил сию книгу Часослов в дом живоначальные Троицы честнаго Ея Благовещения и чудотворцу Антонию Сиискому бывшеи Питирим по своей душе»; л. 490 об. – «Положил сию книжицу в дом живоначальнои Троицы бывшей игумен Питерим по своей душе в Сиискои монастырь». Содержание: л. 436–440 об. – поучение о покаянии; л. 440 об.–482 чин исповеди; л. 444–468 поновление; л. 468–474 об. – поновление священникам и дьяконам; л. 475 об.–479 – молитва разрешительная. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 144–146; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 187, 337; Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI –XVII веков. Л., 1977. С. 91, 123. Арханг. Д. 160 Сборник богослужебный. Конволют конца XVI в. (часть рукописи с чином исповеди датируется 1580-ми гг.). 4°. 157 л. Запись: л. 87 об. – «Смиренный Иона епископ Ростовскии и Устюжскии» (XVII в.). Содержание: л. 134 об.–137 об. – чин исповеди (начало отсутствует); л. 134 об.–135 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 135–136 – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 213–215.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

И того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, над телом вышеупомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице, в ней же братия прощение творят ко гробу чудотворца Антония» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113-114; запись воспроизведена в «Истории о преподобнем игумене Феодосии» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269-269 об.)). В наст. время место погребения П. неизвестно. В день кончины П. у его гробницы служили панихиды («Декабря 17. поминать Патриаршаго казначея монаха Пасия и род его. Вечер панихида петь большая с кафизмою, литургию служить собором. После литургии панихида малая над гробом его» (Синодик панихидный Антониева Сийского мон-ря, 1729 г.; см.: Кириллов. 1902. С. 26)). О благочестивой жизни П. сказано в «Истории о преподобнем игумене Феодосии», написанной Никодимом Сийским в 90-х гг. XVII в.: «И той толик бе доброго жития и смысла, яко повелением святейшаго Иоакима патриарха всему патриаршу дому иконом, си есть казначей, бысть учинен, и многая в чине том препроводи лета и обители премногая подаде дарования, церковными и братцкими потребами достизающа цены три тысящы рублев и вящше - все же се поспешествоваша святаго отца молитвы» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 261 об.; опубл.: Кукушкина. С. 165; Рыжова. 2000. С. 191-192). К 200-летнему юбилею преставления П. была издана кн. «Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря. Его труды» (СПб., 1895). В Антониевом Сийском мон-ре возрождается почитание первых Сийских святых, пришедших в обитель вместе с прп. Антонием Сийским, и их последователей. В 2009 г. там начали обустраивать храм во имя Сийских святых. 15 июля 2008 г. еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) благословил установить празднование Собору Сийских святых. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин впервые создал рисунок с поясным образом П. На прориси преподобный изображен прямолично, с густыми волнистыми волосами и окладистой бородой средней величины; одет в схиму и мантию, куколь лежит на плечах, правая рука раскрыта ладонью, в левой - ларец, к-рый указывает на его основное послушание - казначея патриарха (икона еще не написана; см.: Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2009. С. 24; То же: 20102. С. 36; Кириллов А. В., прот. Святые и подвижники благочестия Сийской обители: Сб. ст./Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2010. С. 59). Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Грамота патриарха Адриана//АОКМ. Инн. КП. 3601; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255, 261 об., 269-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 92 об.; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 221 об., 231 об.- 232.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ († 17 дек. 1695), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых), Сийский. П. был сыном соборного священника Соловецкого мон-ря Мефодия («от нихже икономъ обители монах Паисий, прозываемый Мефодиев» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255 об.; Никанор. 1895. С. 1)), по др. источникам - Антониева Сийского мон-ря ( Кириллов. 1902. С. 22). В 1664 г. принял постриг в Сийском мон-ре от своего духовного наставника прп. Феодосия Сийского (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269 об.). Ок. 1670 г. П. избрали на должность келаря и казначея ( Перовский. 1897. С. 471). В 1676 г. П. стал строителем Соловецкого мон-ря («Да того же года взятъ из Сийского же монастыря в Соловецкой же в монастырь в московские строители старец Паисей» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 91)). 30 июля 1676 г. по указу патриарха Иоакима (Савёлова) П. был назначен на должность патриаршего казначея (Там же). В 1676-1694 гг. П. значится среди судей Московского казенного приказа (Московский приказный аппарат. 2006. С. 117-118). С 1680 г. П.- щедрый благотворитель Сийского мон-ря («...он, монах Паисий, жаловал во всяких монастырских нуждах, воспомогал и заступал, и на судах денег давал окупать монастырские долги, так что исчислить благих его к обители сей не можно» (Памятная книга Антониева Сийского мон-ря. Л. 97 об.- 98; см.: Кириллов. 1902. С. 23). После опустошительного пожара в мон-ре (2 мая 1658) на средства П. в 1685 г. были построены каменные корпуса для настоятеля и братии, колокольня, ризница и книгохранительная палата, возведены квасоварня, поварня, св. ворота, а также каменный храм во имя прп. Сергия Радонежского (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 81; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 232; Макарий (Миролюбов). 1878. С. 18); в Москве для мон-ря был отлит колокол весом более чем в 300 пудов ( Кириллов. 1902. С. 23; Макарий (Миролюбов). 1878. С. 111). Ценные вклады П. пополняли монастырскую б-ку наряду с пожертвованиями игум.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

1284. Троицкий – Усть – Кольский или Ново – Печенгский, мужской, ныне кладбищенская церковь при гор. Коле, Архангельской губ. Основан в первой половине XVI ст. иеромон. Феодоритом, ревностным распространителем христианства между лопарями. В 1590 г. сюда переведены иноки разоренного Печенгского Троицкого-Трифонова м-ря. В 1764 г. упразднен и обращен в кладбище, которое находится на островке в вершине Кольского залива, против самого города, и до сих пор называется Монастырским остр. “Ист. Росс. Иер.», 579 (с грамот.); Ратшин, 14; Молчанов, “Арханг. губ.», 230; “Акты истор.», IV, 254 (Жалов. грам. ц. Алексея Мих. 1675 г. на рыбные ловли и угодья); Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», II, 191, 196, 197; Ключевский, “Жит. свят.», 340; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 330; VII, 45; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 41; “Памят. кн.», 1862 г., 62; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 178; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 23 (в 1597 г. имел соловарню в Перлегубской волости); 1858 г., 30 (Опис. гор. Холмогор); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», I, 2 (Список с жалов. грам. ц. Вас. Ив. Шуйского игум. Ефрему, подтверждающий прежние права и льготы, даров. цар. Иоан. Вас. и Феод. Иоанн. и снова подтвержд. ц. Мих. Феодор.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 833, 18; “Дополн. к Акт. истор.», I, 140 (Грам. 1597 г. об уравнит. раскладке податей с крестьян); V, 40 (Наказн. гр. 1667 г. о таможен. сборах); VI, 131 (Ж. гр. 1675 г. строит. Сергию Кайдалову на земли, рыбн. ловли, солян. пром. и проч.); VIII, 4 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 134); X, 110 (Указ 1683 г. о ссылке в м-рь нищего); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 30 (основ. в XVI ст. архим. Спасо-Прилуц. м-ря Феодоритом); 1880 г., II, матер. для ист. Арханг. епар., 15 (челобит. 1696 г. иноков; игум. Иосиф); 1882 г., III, смесь, 21 (черный поп Варфоломей 1682 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.; назван здесь Печерским Кольского Острога); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 43 (указ 1720 г. о доставл. сведений о доходе с рыбн. ловель), 315 (доношение 1721 г. о наказании плетьми быв. игум. Измаила и ссылке его в Спасо-Камен. м-рь); II, ч. 1, 43 (дело 1722 г. о побеге быв. игум. Измаила из Спасо-Камен. м-ря; м-рь назван Печерским); VII, прилож, XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строитель, крылошанин, 4 монаха и 4 служителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг.Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

в 1639 г., при патр. Иоасафе I (и перешедший сюда, вместе со многими другими книгами, несомненно, из библиотеки Афанасия). На нем, между проч., сделана надпись: «7200 1692) г., априллиа в (пропуск) день сия книга Требник взята от церкви Рожества Иисус Христова что у Архангельского города. 85 В 1694 году Кеврольский десятский священник Петр Игнатьев доносил преосвященному, что он нашел в церковных амбарах «двои древяные сосуды церковные да древних переводов писмяной служебник». Преосвященный приказал взять сосуды и служебник на Холмогоры и в то же время поручил архангельскому протопопу Калиннику «розыскать, в которой волости те сосуды и служебник сысканы, и у кого, и... нет ли в тех местах церковных раскольников. По розыске оказалось, что сосуды и служебник найдены десятским священником в житницах церкви своего прихода; кем они положены туда, он не знает; раскольников в его приходе нет, «а в иных де волостях есть или нет, про то сказать он не знает и ни от кого не слыхал» (Арханг. Губ. Ведом., 1869 г., 2 – сборник Хоревича). 86 В наказе судье архиерейского дома, монаху Тихону (декабрь1682 г.), посылавшемуся на Вагу для сбора дани, велено было печати с осьмиконечными крестами (равно как и «неисправные служебники») представлять в казенный архиерейский приказ. На священннках, употреблявших такие печати, приказано было брать по 10 рублей пени. (Труды Арханг. Статист. Комитета, 1865 г., кн. I, отд. историч., стр. 22). 87 «Книга пошлинного збору» с благословенных грамот за 202 (1694) год – грамота, данная в мае месяце в Верхопаденскую пустынь. Ркп. Холмогор. Собора, 1463. Ср. пошлинные книги за 200 (1692-й) год – грамоты, данные в сентября в Сестринский монастырь и в Юромскую волость, а также – в январе – в Пустозерский острог и Кегостровскую волость; ркп. библиот. Арханг. духов, семинарии, 233 (по катал. староп. кн.). 88 Пошл. кн. 195 (1687) г, – память в Троицкий Ухтостров, 2 декабря. Ркп. библ. Арх. сем., 233. 93 Царская грамота об этом к Афанасию была послана в явваре 1684 г.; напечатана в Арханг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010