Цветик-семицветик и чудесные дары А если бы девочка Женя смогла разумно использовать все лепестки? 28 января, 2014 А если бы девочка Женя смогла разумно использовать все лепестки? 28 января 1897 года родился писатель Валентин Катаев. Есть ли в его сказке о цветике-семицветике и незадачливой девочке Жене скрытый смысл? Размышляет Кира Салимова. Многие знают, что раз в две недели я пишу колонку о рисовании, а в качестве основы использую различные сказки , из которых вычленяю какой-либо педагогический принцип, жизненную закономерность в помощь родителям. Так, развивая в детях художественные навыки, родители попутно осваивают и премудрости воспитания. Как-то раз на глаза мне попалась сказка Катаева Цветик-Семицветик. Оказалось, в этой истории очень ярко высвечиваются христианские символы, и оставить это без внимания просто невозможно. Но урок рисования и так насыщен информацией. Поэтому я решила написать отдельный текст, тем более что у самого Валентина Петровича намечалась годовщина со дня рождения, пусть и некруглая. И вот к этому дню я представляю вашему вниманию плод своих размышлений. Итак, в 1897 году, 28 января в Одессе в семье преподавателя епархиального училища Петра Васильевича Катаева родился сын Валентин. Сто семнадцать лет назад появился на свет будущий русский советский писатель, драматург, поэт Валентин Петрович Катаев. Времена, в которые довелось работать Валентину Петровичу, довольно объёмно раскрываются перед нами в свидетельствах о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Времена непростые, когда любое упоминание о Христе могло трагически закончиться для того, кто хотел свидетельствовать о спасении души и тем более научить основам христианской веры детей. И не было иного способа, как выбрать изобразительным средством эзопов язык. И тем интереснее теперь расшифровывать, как о разумном, добром, вечном говорили в то трудное время писатели, работающие с детской аудиторией. Сказка «Цветик-семицветик» только на первый взгляд кажется рассказом о детской психологии, забавной выдумкой, ярким образом несуществующего мира доброй волшебницы. Правда, в мультфильме «Последний лепесток», снятом по мотивам сказки, тема развивается: последнее желание девочки Жени, потраченное на дело милосердия — выздоровление мальчика Вити — возвращается детям ещё одним цветиком. Так сказка приобретает определённое развитие, появляется подсказка для желающего понять: может, что-то подразумевается под этим волшебным растением?

http://pravmir.ru/cvetik-semicvetik-i-ch...

Андрей Печерин Фото: orthodox-magazine.ru Метрическая книга. Запись: «Убит красноармейцами» Так родился замысел этой выставки. Я обратилась в КПФ «Преображение» (Культурно-просветительский фонд, основанный «Преображенским братством» — прим. ред.) с просьбой поддержать эту идею. С меня попросили концепцию, обоснования. Так началась более серьёзная работа со смыслами. Изначально выставка создавалась для школьников, по просьбе сотрудников краеведческого музея. Но выставка так и не попала в тот музей из-за Церетели, который ворвался туда и заполонил собой всё пространство. Благодаря общению и поездкам с «Мемориалом», нашим и пермским, появились уникальные экспонаты — лагерная посуда, которая является красноречивым феноменом того времени. Или лагерные пяльцы, за которыми заключенные женщины вышивали узоры. Рубашка, вышитая в лагере Помогла созданию выставки Галина Кибиткина из Управления госархивами Челябинской области. Она — человек не очень церковный, но тронутый силой и красотой исповедников. Кибиткина собрала много значимых экспонатов, с помощью которых открывается эпоха. В итоге выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке» объехала много городов России, привлекла внимание разных людей, верующих и светских, заинтересовала их темой подвига новомучеников и исповедников. Рождение музея святости После того, как выставка «Неперемолотые» прошла здесь, в Екатеринбурге, ко мне подходили многие люди, историки, которые говорили, что очень важно показать историю ХХ-го века студентам, учащимся. У нас нет площадки, где мы могли бы осмыслить, как освободиться от наследия тоталитарного прошлого, договориться друг с другом о новых основаниях нашей жизни. Малая усадьба купцов Рязановых. В подвале этого здания расположен Музей святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Большой интерес проявили преподаватели воскресных школ, они тоже понимали, что нужна какая-то экспозиция, которую дети смогут посещать вместе с педагогами и родителями. Но тут есть некоторая сложность, потому что никто не знает, как об этом говорить с детьми.

http://pravmir.ru/mucheniki-hotyat-i-dol...

Из проповеди священномученика Христофора накануне дня Торжества Православия. На основании нее он был арестован, а впоследствии — расстрелян. В 1897 году Христофор Алексеевич окончил Московскую духовную академию и защитил диссертацию на тему «Очерк истории православной полемической против раскола литературы XVII и начала XVIII веков (до учреждения Святейшего Синода)», и получил степень кандидата богословия. Исполняющий должность доцента Московской духовной академии Илья Михайлович Громогласов писал в отзыве на эту работу: «Обращаясь к оценке рассматриваемого сочинения, нельзя не отозваться с большой похвалой, прежде всего о замечательном научном трудолюбии автора. Признавая необходимым дать своему исследованию возможную полноту в подборе изучаемого материала, он не только собрал и обследовал в библиографическом отношении все известные в печати полемические памятники взятой эпохи , но и успел отыскать частью в академической библиотеке, а главным образом, в различных книго­хранилищах Москвы и Петербурга, иногда в нескольких списках, немалое число новых источников, доселе остававшихся совершенно неизвестными исследователям». Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским — в будущем замечательным архипастырем-подвижником и исповедником, архиепископом Тверским Фаддеем, — взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были ему очень близки. 10 февраля 1899 года Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут. 23 февраля 1900 года он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням. 22 апреля того же года он получил назначение на должность заведующего женской церковноприходской школой села Нижний Белоомут. 10 июля 1900 года епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Христофора Алексеевича во диакона и на следующий день — во священника к Преображенской церкви села Нижний Белоомут.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-hrist...

На мой взгляд, запрещать напрямую, «арестовывать» организаторов, конечно не надо. Но что это сейчас запрещено в школах, я всячески приветствую. Потому что, одно дело – предписываемый, одобряемый праздник, а другое – когда он родителями и учителями не одобряется. Это нормальная, адекватная ситуация по отношению к этому празднику. Школа должна праздновать государственные праздники. Разумеется, по инициативе родительских комитетов, на уровне класса можно отпраздновать что угодно, как, например, празднуются дни рождения. Но ни в коем случае не должно быть, что администрация школы устраивает по этому поводу акции, действия и проводит информационную политику. Каких-то серьезных альтернатив этому празднику я предложить не могу, просто потому, что не думал долго на эту тему. Но то, что я видел в прошлом году детей, колядовавших с тыквой, говорит о том, что у наших детей есть желание приобщиться к активному празднованию праздников, к каким-то действиям, выходящим за рамки класса, семьи, выходящим на улицу, в подъезды. На мой взгляд, необходимо возрождать рождественские колядки на всевозможном уровне, тем более, что Рождество у нас – государственный праздник. И вполне можно было бы устраивать святочные Рождественские колядования, тем более, что каникулы в это время уже заканчиваются. Но, конечно, в христианском смысле, а не в языческом. И есть уже опыт, по крайней мере, у православных школ. Это позволяет включиться в праздник, разучивая колядки, думаю, это было бы очень здорово. Протоиерей Кирилл Каледа , настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове: Никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит Прот. Кирилл Каледа Мое мнение таково, что этот «праздник» ни в коем случае отмечать нельзя. Корни этого действа уходят в языческую культуру, причем не просто к язычеству, а к культу, мягко и осторожно говоря, недобрых богов. Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.

http://pravmir.ru/xellouin/

Третий сборник, «Думы и воспоминания», вышел в 1962 году, четвертый «Сквозь долгие года…» – в 1977-м, и посмертно «На пороге» – в 1980-м, но в этих сборниках не было представлено самое важное в ее поэзии – духовные стихи, которые после Оптиной она писала всю свою жизнь. Дай мне силу и дай мне терпенье Все увидеть, услышать – и жить! Дай нести мне земное служенье, Чтоб небесные песни сложить! – обращалась она к Господу в поэме «Оптина», посвященной старцам и подвижникам обители. Эта поэма, созданная в 30-е годы, впервые опубликована в 1991 году в седьмом номере журнала «Москва». Более полувека у Надежды Александровны выходили лишь детские книги, она переводила стихи поэтов народов СССР и зарубежных, работала литконсультантом журнала «Огонек», опубликовала в 70–80-е годы под разными псевдонимами несколько богословских работ в «»Журнале Московской Патриархии» и русских зарубежных изданиях. А такое стихотворение, как «Новомученикам и исповедникам российским…», опасно было даже записывать, его заучивали, и таким образом оно сохранилось лишь в памяти ее ближайших друзей… В 1996–1997 годах журнал «Человек» в нескольких номерах опубликовал главы из воспоминаний Надежды Павлович «Невод памяти» о Есенине, в соавторстве с которым она написала сценарий фильма «Зовущие зори», Ахматовой, Михаиле Чехове, отце Павле Флоренском, Марии Юдиной, Пастернаке и многих других современниках, но это лишь малая часть ее мемуарного наследия, которое, как и поэтические, богословские труды, еще ждут своего издателя, ведь за последние тридцать лет не издано ни одной ее книги. До конца своего земного служения она, насколько хватало сил, выполняла завет старца Нектария никогда не забывать Оптину, делать все возможное для ее сохранения. В те годы это было сопряжено с большими трудностями. Но и тогда, уже в преклонном возрасте, она ходила на приемы к министру культуры Е.А. Фурцевой, хлопотала об Оптиной перед калужскими властями, добиралась в Козельск на попутках по бездорожью, чтобы только прикоснуться к разрушенной святыне, поговорить с людьми, еще помнившими ее расцвет.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг. Часть пути узники проходили пешком — по снегу, в суровых условиях северной зимы. Больной митрополит с трудом передвигался, и охрана подгоняла его прикладами, не давая времени отдохнуть. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем выталкивали из кузова и снова гнали пешком. 14 февраля 1937 года этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. В октябре митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. В конце концов болезни и каторжный труд привели к тому, что он почти ослеп и в ноябре-декабре 1937 года не смог выполнять норму. Талантливый церковный историк, образованием и дарованиями предназначенный к ученой деятельности, удостоенный когда-то похвал известных профессоров и святителей, он получил теперь лишь скупую похвалу надзирателя: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». В январе 1938 года состояние здоровья митрополита ухудшилось настолько, что он был помещен в лагерную больницу. 23 января 1938 года в 17 часов 10 минут митрополит Анатолий скончался. Перед самой смертью от него потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, с которыми он не расставался ни в тюрьме, ни в концлагере. Митрополит отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу. Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. (Тверь, 2005–2008)» и других и размещены на сайте: www.fond.ru . Для желающих приобрести книги:  тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@yandex.ru Илл.: Митрополит Анатолий (Грисюк). Москва. Бутырская тюрьма. 1936 год Карта зачета рабочих дней Грисюка Анатолия Григорьевича

http://foma.ru/62-stradaniya.html

Поскольку эта конференция научно-практическая, то мне хотелось бы остановиться на теме, которая имеет непосредственное отношение к нашей совместной образовательной деятельности. Не является секретом, что в последнее время среди представителей как среднего поколения, так и молодежи получили значительное распространение неоязыческие теории. В рамках краткого выступления нет возможности подробно останавливаться на явлении, которому уже посвящено немало исследований. Отмечу лишь, что целью так называемого " обращения к корням " является борьба с христианством, для чего используются попытки самодельных реконструкций славянского языческого культа, не имеющих основания в достоверных исторических источниках. Христовой проповеди любви и милосердия противопоставляется культ силы и национализм. Полагаю, что и духовенству, и педагогической общественности пора серьезно изучить те явления, которые связаны с " неоязычеством " , дабы иметь возможность обсуждать данную тему с молодежью и препятствовать распространению лжи. Как сказано святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом: всякая неправда есть грех (1Ин. 5:17). Ошибется тот, кто может подумать, будто я пытаюсь привлечь школу на защиту интересов Церкви. Речь идет о том, чтобы уберечь от заблуждений, враждебных всему тому, что мы празднуем сегодня в День славянской письменности и культуры. Сохранение нашего духовного достояния — дело общее. В заключение позвольте еще раз поздравить Вас с Пасхой Господней и пожелать успехов в работе конференции. Божие благословение да пребудет со всеми Вами!» В своем выступлении министр образования Московской области М.Б. Захарова подчеркнула необходимость осознанного подхода к событиям минувшего столетия и четкого понимания того, как строить будущее с учетом усвоенных уроков. Она обратила внимание на огромную роль педагогов в образовательном пространстве детского сада, школы, профессионального образования. Прозвучали доклады, посвященные теме конференции, и состоялась презентация книги президента ассоциации педагогов Московской области культуры» Л.Л. Шевченко «Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Радуйтеся, любве Христовы истиннии проповедницы; радуйтеся, Царствия Небеснаго достойнии наследницы. Радуйтеся, беззаконных мучителей смирением победившии; радуйтеся, любовь евангельскую страданием запечатлевшии. Радуйтеся, незлобию Христову добре подражавшии; радуйтеся, образ веры и благочестия нам явившии. Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии. Кондак 13 О, святии новомученицы и исповедницы Христовы, земли Шатурския похвало и славо! Приимите сие малое моление наше, с благодарностию вам приносимое, и предстательством вашим ко Господу испросите Отечеству нашему мир и благоденствие. Нам же, всем, даруйте веру непостыдну и любовь нелицемерну, да, в покаянии поживше, Царствия Небеснаго сподобимся, идеже купно с вами и всеми святыми воспоем Богу хвалебную песнь:Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и Создатель человеческаго рода во дни грознаго испытания земли нашея яви вас, страстотерпцы Шатурстии, людем страждущим образ твердаго стояния в вере и дарова вам благодать мужественне подвизатися и даже до крове пострадати. Сего ради, поминающе подвиги ваша, благодарно вопием вам сице: Радуйтеся, святии, на страдания Богом призваннии; радуйтеся, страстотерпцы, подвиг добре совершившии. Радуйтеся, новых мучеников и исповедников священное сословие; радуйтеся, горних небожителей преславная дружино. Радуйтеся, новозакланнии агнцы, жизнь свою за веру положившии; радуйтеся, в лице мучеников Христу, Агнцу Божию, на Небеси предстоящии. Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии. Кондак 1 Избраннии новомученицы и исповедницы Христовы, небесных жителей пресветлая дружино, от земли Шатурския возсиявшии и в Небеснем отечестве венцы славы приемшии! Прославляюще прославльшаго вас Господа, песньми духовными восхваляем вас, заступники наша. Вы же, яко имущии дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободите, зовущих: Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010