Нам сегодня очень нужны исследования творений святых отцов, особенно отечественных подвижников веры, необходимы книги по духовно-нравственному богословию, по осмыслению и адаптации творений святых отцов к современной жизни. Основная литература этого направления начала прошлого и позапрошлого века написана сложным, тяжеловесным языком. Если священник относился и относится к образованию серьезно и добросовестно, то он должен быть в состоянии провести исследование хотя бы в одной из областей знания. Это ведь и своеобразное подтверждение квалификации. Сколько раз кандидат богословия после защиты своей работы взял в свои руки ручку, чтобы что-то написать, а не подписаться? Учился он ведь не для того, чтобы получить «корочку», а для того, чтобы на практике применять полученные знания. Священник постоянно проповедует. При подготовке проповеди обращается к книгам. Но как было бы полезно, если бы священники и сами писали бы книги, в которых верующие могли бы находить ответы хотя бы на самые распространенные вопросы церковной жизни. В наши дни множество тем ждет своего исследователя, нуждается в развитии и изучении. Это Церковь в годы гонений, новомученики и исповедники Российские . Иваны, не помнящие родства Отдельно хочу остановиться на темах, связанных с краеведением. Чтобы целые поколения не вырастали иванами, родства не помнящими, нужно уделять внимание краеведческим материалам в самом широком смысле слова. С любым храмом, даже в самой отдаленной глухой маленькой деревушке, связаны какие-то исторические, культурные события, пусть местного масштаба. Если священник служит в храме, живет в этом городе, селе, то как ему может быть неинтересна история храма, история населенного пункта, в котором он находится? Если он проявит интерес к прошлому, то узнает много интересных сведений о том, кто построил храм, кто служил, какие были обычаи и т. д. И этим ему нужно поделиться с прихожанами: пусть они тоже об этом знают, пусть больше берегут храм и место, в котором живут. Я думаю, что каждый священник должен написать историю своего храма, прихода, где он служит, а также описать, какие храмы были вокруг и уничтожены. Описывать надо не только историю здания и архитектурные особенности, но и историю благочестия тех священнослужителей, которые служили до него, прихожан, которые окормлялись в этом храме. Нам очень не хватает духовной истории маленьких приходов, городских и сельских, обычных людей, которые нас окружают.

http://pravmir.ru/mitropolit-kaluzhskij-...

В этот же «чёрный список» наверняка будут вписаны многие и многие имена последней российской царствующей династии, а также — страшно даже помыслить — святитель Николай Чудотворец, великомученик и Победоносец Георгий, великомученик и целитель Пантелеймон, мученица Татиана , великомученицы Варвара и Параскева, венчающие Собор новомучеников и исповедников российских святые царственные страстотерпцы великая княгиня Елисавета Федоровна, заживо погребённая большевиками в шахте, преподобный Пафнутий Боровский, архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) — словом, сотни и сотни имён. И в самом деле, нелепо предположить, что уже упомянутый нами генерал Багратион был не доблестным русским офицером, а грузинским военным, состоящим на службе в русском войске… Попробуйте стать китайцем, калмыком, поляком, бразильцем, да кем угодно, если не родились таковыми. Ничего у вас не выйдет, никакие ваши способности, никакие деньги и даже пластическая хирургия вам в этом деле не помогут. Нельзя стать китайцем, если вы не родились от китайских родителей. Или эфиопом, если не появились на свет Божий, скажем, в Аддис-Абебе и ваши папа с мамой не принадлежали к этому древнему народу, издавна проживающему на африканском континенте. Но совершенно непостижимым образом, милостью Божией, можно стать очень русским человеком, даже не родившись в России и не имея в своём роду Ивановых, Петровых или Сидоровых, без единой капельки этой крови в жилах. Это ли не великая тайна, не чудо Божие?! В письме одной читательницы прочёл: «Я наполовину русская и гречанка по отцу, родилась в Казахстане. Когда была маленькая и взрослые спрашивали у меня национальность, то всем говорила, что я гречанка, и от этого, я помню, у меня в душе была какая-то гордость. По прошествии некоторого времени мы приехали в Россию; я стала приходить к вере, посещать православные храмы и почувствовала в себе изменения — что я русская, даже не знаю, как это объяснить. Но прежде я нервничала, если мне говорили, что я наполовину гречанка, а теперь во мне всё растворилось, и я люблю русскость моей души, эти чувства к Родине, хотя здесь даже и не родилась».

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Ведь если Бог не стал человеком, то и человеку не нужно (и даже невозможно) становиться Богом, не нужно подражать Богу в Его совершенствах, а можно оставаться обычным грешным человеком и жить естественной земной жизнью, что, конечно, намного спокойнее и проще. Вероятно, именно по этой причине у Ария нашлось очень много последователей, особенно среди людей богатых и власть имущих. Его поддерживал столичный епископ Евсевий Никомидийский, имевший большие связи при дворе Константина, а также многие другие весьма влиятельные как иерархи, так и государственные люди. В Церкви Христовой началась великая смута. Она нарастала все больше и больше и, наконец, приобрела такие масштабы, что под угрозой оказалось само существование Церкви. Чтобы положить этому конец, император Константин решил созвать Вселенский собор, в котором приняли участие более трехсот епископов из всех областей империи. Среди участников собора были великие столпы православия, такие, как святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Иаков Низибийский , Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский , Афанасий Великий , тогда еще диакон, и многие другие. Немало было на соборе и исповедников веры, пострадавших от недавних страшных гонений Диоклетиана, – некоторые из них пришли туда с выколотыми глазами, другие – с сожженными руками, ногами или другими искалеченными частями тела. Когда эти великие люди входили в зал заседаний, император Константин встречал их с необыкновенным почтением и лично приветствовал, целуя как святыню их выколотые за исповедание Христа глаза, сожженные и изувеченные части тела. Одним словом, это было невиданное и небывалое доселе, чудное и великое собрание. Собор проходил в летние месяцы 325 года, его заседания часто были непростыми и бурными. Ариане не хотели отступаться от ереси, и на соборе происходила непрерывная упорная борьба. Милостью Божией и молитвами присутствовавших здесь великих святых православие восторжествовало, а ересь была осуждена и предана анафеме. Собор утвердил православный Символ веры – тот самый, который мы поем за каждой литургией.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Так, греки, следуя указаниям Соборов и увещеваниям святых отцов, не могли допустить «филиокве» в Символе Веры как правильное и законное. Как отдельная церковь могла дерзко требовать для себя право на какое-либо дополнение к Символу Веры, если это запрещено Соборами даже Церкви кафолической? Отцы Церкви и исповедники веры были готовы ради Христа и Его Благовествования положить свою душу, тело, пролить кровь, отдать все, что у них есть, потому что «в вопросах веры не должно быть ни уступок, ни колебаний». Заслуживает внимания и тот факт, что даже император Византии сказал, что «латиняне оспаривают очевидное и побуждают греков согласиться с тем, что анафемировали Вселенские Соборы. Разве это не попытка заставить Единую Святую Соборную Церковь противоречить самой себе?» Немаловажно, что все догматы были провозглашены на греческом языке, а затем переведены на латинский. Св. Василий Великий сказал, что «Святой Дух исходит только от Отца и больше ни от кого». Если Дух исходит от Лица, Которое есть Отец, то выражение «ни от кого больше» показывает, что Дух не исходит от другого Лица. Св. Григорий Богослов говорит: «все, что есть у Отца, есть и у Сына, кроме причинности». Слово «исходящий» введен в Символ Веры как параллель слову «рожденный», оба слова означают причинные отношения с Отцом, но не энергию или делегирование. Св. Максим также писал Марину, что римляне на Западе принимают (догмат), что причиной исхождения Святого Духа является только Отец, а не Сын. Мы не должны забывать и о том, что когда латиняне настаивали, что «филиокве» станет усовершенствованием того, что являлось правильным, но незаконченным догматом о Святой Троице, папа Лев предупреждал, что когда кто-нибудь пытается улучшить уже существующее хорошее, то он должен быть уверен, что, улучшая, не испортит 10 . Он подчеркивал, что нельзя ставить себя выше отцов Соборов, не принявших «филиокве» не по недосмотру, не по своему невежеству, но по божественному вдохновению. Эта богословская позиция совпадает с мнением папы Адриана I (772–795 гг.), а также с отношением Толедского Собора к «филиокве», на котором это добавление к Символу Веры не упоминалось.

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavie

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 1 Авг 2022 27 июля в музейно-выставочном центре «Россия — моя история» состоялось торжественное открытие выставки «К 100- летию кампании по изъятию церковных ценностей и Петроградского процесса против церковного духовенства». В мероприятии приняли участие благочинный Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Пророка Илии на Пороховых, митрофорный протоиерей Александр Будников, хранитель Музея Древнехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Роман Сергеевич Катаев, настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), представители Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, предоставившего архивные документы для создания выставки, представители музеев и общественных организаций города. С приветственным словом к присутствующим обратился генеральный директор Исторического парка «Россия — моя история» Олег Александрович Черняга, который отметил в своем выступлении, что сегодня важно уделять большое внимание сохранению исторической памяти об одном из трагических событий в истории России, чтобы не допускать подобных ошибок в будущем. Экскурсию для первых посетителей провел старший научный сотрудник Исторического парка, куратор выставки Иван Петров. Он подробно рассказал о содержании разделов экспозиции и о представленных уникальных предметах, принадлежавших новомученикам и исповедникам, пострадавшим в ходе Петроградского процесса. Экспозиция была создана совместно с Музеем Древнехранилища Александро-Невской лавры и приурочена к 100-летию кампании по реквизиции церковных ценностей. Выставка освещает ход и причины кампании по изъятию ценностей, а также последовавший после нее Петроградский процесс. На выставке отражены темы, связанные с церковно-исторической наукой и памятью о подвиге новомучеников, рассказано о состоянии Петроградской епархии в период 1917-1922 гг. Отдельные разделы выставки раскрывают тему особенностей изъятия ценностей в Петрограде и губернии. Выставка дает ответ на вопрос: «Почему и кто проходил обвиняемым по процессу, проанализирован состав трибунала, защитников и представлены аргументы, высказываемые в ходе судебного процесса?»

http://azbyka.ru/news/v-peterburge-otkry...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 21 Июн 2023 Фото: spbda.ru 16  июня в  Государственном музее истории религии открылась выставка «Святые покровители Санкт-Петербурга» — совместный проект музея и Санкт-Петербургской Духовной Академии. На выставке представлено около 100 экспонатов: иконы и гравюры, картины и скульптуры, подлинные документы, письма и фотографии, через которые можно познакомиться с жизнью небесных хранителей Петербурга и Северо-Западных земель и с историей российских новомучеников и исповедников ХХ века. Фото: spbda.ru Кроме известных покровителей города (святых апостола Петра, Александра Невского, Ксении Петербургской и  Иоанна Кронштадтского ) Собор Петербургских святых включает сонм святых нового и новейшего времени. Среди них митрополит Филарет (Дроздов) , святители Игнатий (Брянчанинов) и адмирал Феодор Ушаков, а также те российские новомученики и исповедники, жизнь которых была связана с Петроградом и Ленинградом: патриарх Тихон, митрополит Петроградский Вениамин, священномученик Иоанн Кочуров и др. На экспозиции представлены уникальные памятники из собрания Государственного музея истории религии, Церковно-археологического музея и ризницы Духовной Академии, в том числе иконы, написанные на факультете церковных искусств Академии. Фото: spbda.ru Отдельный раздел посвящен духовной жизни горожан в годы Великой Отечественной войны. Приветственное слово от ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии на открытии выставки зачитал секретарь учёного совета священник Александр Зиновкин. В подготовке выставки также принимали участие храм Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашово и музей храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Источник: Санкт-Петербургская Духовная Академия Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 447 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vystavka-svjatye-p...

Святые целители (ВИКТОРИНА) 11 июня отмечается память святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Выдающийся архиерей и врач, святитель Лука пополнил собой собор Новомучеников и исповедников Российских, а также сонм святых целителей. Вспомним святых врачей. 11 июня, 2013 11 июня отмечается память святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Выдающийся архиерей и врач, святитель Лука пополнил собой собор Новомучеников и исповедников Российских, а также сонм святых целителей. Вспомним святых врачей. 11 июня отмечается память святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Выдающийся архиерей и врач, святитель Лука пополнил собой собор Новомучеников и исповедников Российских, а также сонм святых целителей. Вспомним святых врачей.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 апреля, 2024 14 февраля, 2024 30 января, 2024 21 декабря, 2023 4 декабря, 2023 4 декабря, 2023 29 ноября, 2023 9 ноября, 2023 20 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/svyatye-celiteli-vikto...

Много любопытных страниц издания занимают жития и высказывания христианских святых, причем не только давно и широко известных ( Андрей Критский , сорок мучеников Севастийских, юродивый Николай Псковский, Феодор Тирон, преподобный Серафим Вырицкий ). Есть и жизнеописания и изречения святых, не так давно прославленных,  среди них есть и  чудотворец Иоанн Шанхайский . Важно для подрастающего поколения иметь представления о житиях  святых нового времени, новомучеников и исповедников Российских: Патриарха Тихона, Сергия (Сребрянского). Автор-составитель не боится говорить с детьми и о  сложных для детского возраста и его восприятия святых, например, о Марии Египетской, а также об аскетах, малоизвестном широкому кругу верующих, скажем, о Павле Препростом и о преподобном Шио (Симеоне) Мгвимском . Дети узнают, что преподобный Шио — вовсе не японский святой, как может показаться на слух, а боголюбивый авва из Антиохии Сирской, святой, с детства тянувшийся к слову Божию и совершавший при жизни своей немалый аскетический подвиг. Голубок, прилетавший к нему с пищей, запомнится юным читателям не меньше, чем ворон пророка Илии или медведь Серафима Саровского . Не менее полезны и вероучительны изложенные в этой книжице истории о святынях, среди которых есть интереснейшие сказания об иконах Пресвятой Богородицы. Примерно треть сборника составляют стихи и проза русских классиков, в общем-то, довольно известные, почти хрестоматийные, но удачно собранные в одном месте и глубоко раскрывающие тему поста. Авторы — Сергей Есенин, Иван Бунин, Афанасий Фет, Иван Шмелёв, Константин Случевский, Антон Чехов, и, конечно, Алексей Толстой и его «Детство Никиты». Кроме художественной литературы, автор-составитель знакомит юную аудиторию с особенным видом церковных сочинений — короткими поучительными патериками. Здесь же подобраны статьи и отрывки богословского характера: о сути и смыслах поста размышляют Никифоров-Волгин и Пантелеев. В уникальную подборку душеполезного чтения для детей, помимо светских писателей, включены и церковные. Книжка также рассказывает о том, какая церковная служба соответствует тому или иному дню поста

http://azbyka.ru/deti/velikij-post-chten...

И чем значительнее праздник – тем глубже и разнообразнее заложенные в нем духовные уроки. И потому самым великим своим праздникам Церковь посвящает не один, а сразу несколько дней. В этом проявление заботы Церкви о каждом из нас. Эти дни дают нам, ее чадам, еще больше возможностей как следует обдумать содержание каждого праздника, извлечь из него нечто новое и полезное для собственной души… А что такое – отдание праздника? Это день, в который Святая Церковь дает нам возможность еще раз пережить всю радость и ликование праздничного дня перед тем, как проститься с этим праздником до следующего года, а также – еще раз задуматься о тех глубоких по смыслу духовных уроках, которые предлагает нам тот или иной церковный праздник. Многие из приводимых в книге проповедей автора были произнесены еще в бытность его митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским, а в нынешнем издании они дополнены, однако некоторые из них все же отсылают читателя к событиям и реалиям 90-х годов жизни в России и Средней Азии и потому особенно ценны как память о прожитом вместе с паствой и страной. Написаны и новые проповеди. Ведь к церковной проповеди призван всякий священник, и в особенности епископ. И традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали проповеди церковным праздникам. Этой традиции следует и митрополит Владимир. Митрополит Владимир в своих проповедях обращается и к тексту Священного Писания, и к Священному Преданию Церкви – трудам известных святых отцов и церковных писателей, причем как древних – свт. Иоанна Златоуста , св. Андрея Критского , преп. Иоанна Дамаскина , блж. Феофилакта Болгарского и других, русских святых отцов Нового времени – святых Игнатия Брянчанинова и  Феофана Затворника , так и новомучеников и исповедников Российских, например священномученика Фаддея (Успенского) , архиепископа Калининского и Кашинского и других. Сам по себе церковный праздник представляет собой важный предмет для разговора с паствой о событиях Священной истории, ибо все здесь является поучительным и необходимо верующему для постоянного обновления своего богомыслия, своей памяти о Боге и совершенном Господом Иисусом Христом спасении. По словам автора, «Мы все, как оказывается, причастны к целой истории взаимоотношений людей и Бога, начинающейся в период истории человечества до Первого пришествия Христова и в следующий период – между Первым и Вторым Его Пришествиями. В этот второй период истории живем мы с вами». Это сознание и памятование рождает в нас не только «пассивную осведомленность» о праздниках, но побуждает наш ум еще глубже проникать в смысл того, что празднуется, чтобы через это размышление позволить уму и душе возвыситься над суетой мирской повседневности, в созерцаниях-размышлениях прикоснуться к вневременному смыслу совершившегося Домостроительства спасения, настроиться читателю на необходимость спасения и вечной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Дарья Петровна в эти «игры» играть не стала. «Зачем отрицать очевидное?», — спустя десятилетия словно говорят ее глаза на тюремной фотографии. В конце концов, применительно к тому времени, когда погибла Дарья Петровна, настоящей «антисоветской деятельностью» было не участие в «заговорщических организациях» и не издание «антисоветских» листовок. Настоящей борьбой с большевизмом была простая смиренная христианская жизнь, а также готовность жить по совести и отвечать за свои слова. Именно это продемонстрировала своей жизнью и своей смертью послушница Дария. Послушница Дария Зайцева была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2000 году послушница Дария была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских. Знаменский храм села Холмы, которому Дарья Петровна отдала 10 лет жизни, в настоящее время восстанавливается. В храме проходят регулярные богослужения, существует община. С 2005 года в храме слева от алтаря на столпе висит икона святой новомученицы Дарии. Знаменский храм села Холмы Истринского района Московской области, где молилась новомученица Дария Зайцева. Современный вид. Фото: Антон Усса, sobory.ru У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 февраля, 2022 16 мая, 2020 9 февраля, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/novomuchenica-dariya-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010