Через сорок лет приблизившиеся к Земле Обетованной и остановившиеся на восточной стороне Иордана израильтяне получили через Моисея повеление: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение; и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим…» (см. Чис.33:50–56 , глл. 34, 35, 36). Иисус Навин и Халев «ввели народ в наследие — в землю, текущую молоком и медом» ( Сир.46:10 ). Моисею же не дано было перейти Иордан. Перед смертью он поднялся на гору Аварим, обозрел всю землю, к которой долгие годы вел народ, передал свой пророческий дар преемнику — Иисусу Навину и «приложился к народу своему» в возрасте 120 лет (см. Чис.27:12–14 ; Втор.34:1–7 , ср. Сир.46:1 ). Христиане видят в Земле Обетованной прообраз Царства Небесного, в которое входят «тесными вратами»: «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:14 ). О «Царствии Божием» Господь говорит как в Нагорной Проповеди, так и в притчах: о сеятеле, о плевелах, о горчичном зерне. Злачное место ЗЛАЧНОЕ МЕСТО Первоначальный смысл оборота соответствовал библейскому тексту и выражал стремление говорящего к тихой, безмятежной жизни, благоденствию и покою. В дальнейшем был иронически переосмыслен, под «злачным» стало подразумеваться место, где царит буйное веселье, где предаются порокам. Позднее эпитет «злачный» утратил иронический подтекст и стал синонимом понятий «непотребный», «порочный». Выражение восходит к псалму Давида: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» ( Пс.22:1–3 ). В речи закрепилось выражение из заупокойной молитвы, построенной на этом образе: «Упокой душу раба Твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне…» Злачный — здесь — «богатый растительностью, обильный злаками» ( Даль ), цветущий плодородный край. Злоба дня

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Что скажем к ним? Да поощряем ревность нашу быть верными Христу жизнью и делами, и вследствие этого духовная победа, уже победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ), не преминет принести нам и видимую над врагами победу и победоносный мир. Подобно как новому народу Божию, христианам, обещан и дарован от Бога и Христа мир, обещано было и древнему народу Божию, израильтянам, спокойное обладание Землей Обетованной через изгнание из нее или истребление языческих враждебных народов. И такое обетование исполнилось, но не вполне. После чудесных побед, одержанных Иисусом Навином над племенами хананейскими, после занятия народом израильским Земли Обетованной, казалось, уже нетрудно было совсем очистить ее от язычников. Но после того как совершено трудное, не довершено нетрудное: И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса… Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним ( Суд.2:23; 3:4 ). Что это значит? Объяснил это опыт. Когда израильтяне пребывали верны Богу и заповедям Его, тогда Он даровал им победы над язычниками и тем утверждал народ Свой в вере. Но когда израильтяне поддавались прельщениям язычников и подражали их суете, роскоши, порокам, наконец, идолопоклонству, тогда сила Божия скрывалась от народа Божия; язычники усиливались, и народ Божий скорбями и страданиями побуждаем был посредством покаяния и обращения к Богу возвращать себе Его благодать и помощь, а с ней победу, мир и благоденствие. Минувшее — это добрый советник настоящему и будущему, если мы умеем хорошо понимать его. Назидательным опытом древнего Израиля воспользуйся благовременно и предусмотрительно, новый благодатный Израиль. Подвизайся непрерывно быть деятельно верным Богу и Его заповедям. Остерегайся, чтобы не расслаблять и не порабощать своего духа прелестями суеты, роскоши, не управляемых рассудком чувственных наслаждений, обаятельных зрелищ, бесполезных и заразительных чтений, наконец, и прелестью мнимой любознательности, думающей о себе более, нежели должно думать ( Рим.12:3 ), легко превращающейся в предосудительное любопытство и опасную пытливость. Ибо такие занятия и забавы не только ниже достоинства христианского, но частично действительно проистекают из мутного источника языческих преданий и проникнуты языческим духом. Если же в чем находим себя уклонившимися от бдительной осторожности в соблюдении спасительных заповедей, да не умедлим покаянием и лучшими прежних намерениями и делами возвратиться к ним, преискренне приближаться к Богу и положить сердца наши в силу Его. И да узрит Господь, яко послушахом заповеди Его, и, таким образом, о Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам ( Пс.59:14 ) враги видимые и невидимые.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Что случилось в древнее, прежнее время, то в существе своем, должно случиться в будущем. Египет, Ханаанская земля и Аравийская пустыня – суть-типы, образы. Египет – тип земли рабства, в которой Израиль в лице своих предков был угнетаем языческой силой. Аравийская пустыня, как временное, переходное местопребывание Израиля между Египтом и Ханааном, принимается здесь во внимание вследствие того значения, какое имело ведение Израиля через эту пустыню при Моисее, как время или состояние смирения и испытания народа, когда Господь воспитывал в своем народе с одной стороны, через голод и разного рода лишения, сознание его бессилия и необходимости в помощи Божией, а с другой, через чудесное вспомоществование ему в нужде (манна, истечение воды, неветшаемость одежды и обуви), доверие к Его всемогуществу, – воспитывал для того, чтобы возбудить в народе сердечную любовь к исполнению Его заповедей и верную привязанность к Нему. " И помни, вразумлял еще Моисей Израиля, весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манной, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа, живет человек. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» ( Втор.8:2–5 ). Ханаан – это на вечное владение обетованная земля, обетованная еще праотцам Израиля – есть тип наследия, которое Господь доставляет своему спасаемому обществу, и тип облагодетельствования Богом верных своих, дарами и благами, оживляющими душу и тело. Освобождая народ из плена путем чудесных милостей и испытаний, воспитывая этот народ в народ, смиренный, покорный воле Божией, Господь совершит, таким образом, спасение этого народа, «и буду, говорит Он, говорить к сердцу ее» ( Быт.34:3, 50:21 ), через деятельную любовь, проявленную в даровании неверному народу отнятых было у него благ, уничтожу у него печаль, исцелю пораженное сердце его, введу его снова в землю обетования, «и дам виноградники ее», возвращу снова ей те виноградники, которыми владела она до своего отвержения Богом, дам их »оттуда " от пустыни, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской (5:11–12). Израиль переходит к оседлой жизни; поколение, родившееся и выросшее в пустыне, будет учиться труду землепашцев. Окончено беззаботное время, когда Сам Господь посылал пищу с небес до избытка. Сыны Израилевы ели манну сороклет, доколе не пришли в землю обитаемую (Исх 16:35). Теперь Израиль больше не кочевник, и вместо манны у него произведения земли. Такая перемена дает Оригену повод для рассуждения о трех видах пищи: тесте при выходе из Египта (Исх 12:34), манне (Исх 16:14–15) и произведениях земли. “Той, которой питались при выходе из земли Египетской, хватило на небольшое время. За ней следует манна. Третья пища — плод, собираемый уже в Святой земле в этих различных видах пищи можно усмотреть такой символизм: первая пища есть та, которую мы, выходя из Египта, несем с собой, та небольшая эрудиция, полученная в школе, или литературная культура, если кто-то нам ее привил, которая может быть нам некоторой помощью. Находясь в пустыне, то есть в состоянии жизни, в которой теперь пребываем, мы питаемся манной наставлений Божественного закона. Тот же, кто окажется достойным войти в землю обетованную, то есть последовать обетованиям Спасителя, будет вкушать произведения земли то, что будут достойны увидеть святые лицом к лицу, когда исчезнет загадка (ср. 1 Кор 13:12), намного более превосходно и возвышенно, потому что невидел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцечеловеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9)” 105 . Для Оригена земля обетованная, Ханаан — символ и прообраз Царствия Небесного, удела праведников, а Египет — светской жизни неверующего человека до его обращения. Между ними — земная жизнь христианина в пустыне мира сего. Подобное находим и у блаженного Августина: “И как Иисус тот был не истинным, но служил образом, так и та земля обетования была не истинной, но являлась образом истинной. Для того народа она была временной, земля же, обещанная нам, будет вечной. Во временных образах обещалось и предуказывалось вечное” 106 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Псалом 46 Народ Израильский должен торжественно прославлять Бога, как великого и страшного Царя всей земли. 1. В конец, о сынах Кореовых. 2–5. Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь Велий по всей земли. Покори люди нам, и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. В сознании величия Бога, как царя, псалмопевец прививает все народы к Его прославлению. – Восплещите руками все народы, – что обыкновенно и всегда служило выражением чувства радости, – все народы, потому что Бог есть царь всей земли. – Воскликните Богу гласом радости или – выражайте пред Богом свою радость не только рукоплесканием, но и громким голосом, – радость именно потому, что Он ваш Бог, – что Всевышний страшен – внушает страх врагам и благоговение своему народу и этим ограждает мир и благополучие земли Израильской. – Он покорил нам народы и племена под ноги наши, разумеется – те народы и племена Ханаанской земли, какие обитали в ней до пришествия сюда народа Израильского (ср. Пс.43:3–4 ). При завоевании земли Ханаанской, «поразил Иисус Навин и сыны Израилевы по эту сторону Иордана, к западу – на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах и в пустыне и на юге – Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев... Всех царей тридцать одного» ( Нав.12:7–8, 24 ). – Он избрал нам достояние свое или – дал нам в собственность землю, избранную в ряду других земель, – доброту Иаковлю, юже возлюби, иначе – красу Иакова, т. е. землю добрую или прекрасную, именно Ханаанскую, которую возлюбил, как землю благословенных патриархов, обетованную и потомкам их. 6–8. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Избрав Себе и народу своему землю Ханаанскую в наследие, Господь восшел в нее вместе с народом торжественно: «восшел Бог при восклицаниях, Господь – при звуке трубном». – Псалмопевец напоминает о том собственно, как Иисус Навин с народом вступил в первый город Ханаана – в Иерихоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И рассеет тебя Господь (Бог твой) по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишся, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе; ты более не увидишь его; и там будете продаваться врагам своим в рабов и в рабынь, а не будет покупающего». Народ не исполнял заповедей закона, он считал их чуждыми себе, и вот Господь точно исполнит угрозу, изреченную им через Моисея. Он, некогда спасший народ из Египта, из земли рабства, снова возвратит его в землю рабства. По действию карающего Иеговы, " они (т.е. израильтяне) возвратятся в Египет», – Это значит впрочем, не то, что израильтяне снова уйдут в плен в Египет, а то, что они уйдут в землю чуждую, и будут так же там страдать, как страдали некогда их отцы в Египте; потому что Египет здесь берется, применительно к угрозе в ( Втор.28:68 ), как древний образ вообще всякой земли рабства народа Божия. Такое наказание, такое полное изгнание народа из земли обетованной, от лица Божия постигнет народ этот потому, что он всецело, во всей глубине существа своего удалился от Бога и стал верить только в свою силу, в созидаемые им укрепления; «И забыл Израиль Создателя своего и созидает чертоги». Не чужд этого греха стал и Иуда. «И Иуда умножил города укрепленные». Но суетное упование. Созидаемые и укрепляемые города, и дворцы не спасут ни Израиля, ни Иуду от наказания Божия: «И пошлю огнь на города его, говорит Господь, и он пожрет чертоги его», – пожрет города и чертоги, как Иуды, так и Израиля ( Ос.8:8–14 ). Не спасут Израиля от погибели и все вообще временные удачи и временное благосостояние его царства, не спасут богатые урожаи всех плодов земли: – урожаи хлеба, вина и елея, – и не спасут потому же, почему не спасут его от погибели и созидаемые им чертоги, т.е. потому, что Израиль отступил от Бога, – и на благостояние своего царства, на изобилие урожая смотрит как на дар идолов за верность его им: «Не веселись Израиль до восторга», говорит Господь, не радуйся тому, что у тебя теперь идет все успешно, что твои поля, твои сады и твои виноградники приносят тебе обильные урожаи, и тем скрывают от твоих очей угрожающую тебе опасность, – не радуйся всему этому, «подобно другим народам», – не радуйся так, как радуются этому языческие народы, усматривающие в изобилии жатвы и плода знамение и залог благоволения и милости к ним их богов и за это радостно благодарящие их, не радуйся «потому, что ты, обосновывает Господь свои слова, блудишь, удаляясь от Бога своего, любишь подарки блуднические на всех хлебных гумнах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. (И рекох: доколе, Господи? И рече: Дóндеже опустеют гради, от еже ненаселеным быти, и домы, от еже не быти человеком, и земля останется пуста). Как лучший сын Израиля, только что изъявивший готовность послужить своему народу ради Бога, пророк поражается откровением Господа, что народ не услышит пророка и не может услышать... Глубокая скорбь слышится в словах пророка: он не желает верить, чтобы народ остался неисправим, ему желательно исправление народа. И вот он вопрошает Господа: «доколи?» разумеется, может быть, не надолго будет глух, слеп и грубо-бессердечен народ в отношении к слову, делу и даже самому наказанию от Бога? Видя любовь пророка к Себе и Своему народу, Господь не скрывает от него трудности его служения и вместе открывает ему тайну веков – народ еврейский будет богопротивным до окончательного отвержения его, доколе не настанет плен, всесветное рассеяние Израиля и совершенное запустение земли Ханаанской. По милости Божией, во исполнение обетований Божиих благочестивым патриархам, потомкам их дана была прекрасная земля Палестина, защищенная со всех сторон, удобная для всякого быта и всегда щедро плодоносная. Но народ, пользуясь благами Обетованной земли, впал в беспечность: в пределах хорошо защищенной земли народ стал самонадеянным от пресыщения и опьянения его слух отяжелел, очи смежились... и от всего этого развратилось сердце. И вот Господь пробудит спящий и до нечувствительности огрубевший народ громом иноземного оружия, пламенем пожара, голодом... Очнувшийся тогда, он увидит себя уже рабом неодолимого властелина и, прежде будучи хозяином преизобильной земли, по воле покорителя, станет жалким пленником и бедным рабом его. 12–13. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. (И посем продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли. И еще на ней есть десятина, и паки будет в расхищение якоже теревинф и яко желудь, егда испадет из плюски своея: семя свято стояние его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

– заключение завета Бога с Авраамом и его потомством; – таинственное Богоявление, явление Ягве в пламени огня; – созерцание дня Господня, дня Мессии; – прозревание последних судеб этого мира. Суть Завета в том, что Бог отдает потомству Авраама все пределы Святой Земли. Потомству твоему, говорит Господь Аврааму, – даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата... И далее перечисляются десять, а в LXX – даже одиннадцать племен аморреев и хананеев, имеющих быть истребленными. Кстати, сами аморреи и хананеи именуются либо обобщенно, как все племена Ханаанской земли, либо как конкретные племена. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает обширность дарованной потомкам Авраама земли: «Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: от реки Египетской даже до реки великой Евфрата, – так велико, говорит, будет семя твое» 526 . Какую реку считать рекой Египетской? Блаж. Августин: «Это не от великой Египетской реки, то есть Нила, а от малой, которая разделяет Египет и Палестину в том месте, где находится город Ринокорура» 527 . И.Ш. Шифман поясняет: «Река Египетская – современная Вади аль-Ариш, отделяющая Палестину от Синайского полуострова» 528 . Указанные Богом пределы Обетованной Земли были достигнуты в Давидо-Соломоновом едином Израильском царстве. Св. Филарет Московский : " От реки Египетской до великой реки Евфрата. До сих пределов простирались владения Давида и Соломона». Где произошло пятое Богоявление Аврааму, когда Бог заключил с ним Завет через жертву рассечения животных? Об этом говорится в «Книге Юбилеев»: «И он [Авраам – Г.Ф.] взял их всех [жертвенных животных – Г.Ф.] в середине месяца, когда он у дуба Мамврийского, который близ Хеврона, жил» 529 . Итак, это было у дуба Мамврийского, близ Хеврона! «Книга Юбилеев» также отмечает, что это было в тот же месяц, когда Бог заключил Завет с Ноем, и Авраам возобновил это празднование и установление навеки. 486 Новая Толковая Библия, т. I, Изд. «Искусство», Ленинград, 1990, с. 159; Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, первая глава, изд. Рав Адина Штейнзальца, Институт изучения иудаизма в СНГ, Израильский институт талмудических публикаций, 1995, с. 35; Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если в 5:10–16 Жених описан в образах, взятых от Иерусалимского храма, то здесь Невеста описана в образах, взятых от Святой Земли. А брачная песнь храма и Обетованной Земли описывает брак Ягве и Его народа. Сами сравнения в описании таинственной Невесты в значительной мере повторяют ранее уже приведенные. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая (дщи Надавля). Этим указуется на многие странствования, которым подвергался Израиль ради Своего Господа. «Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс. 38:13 ). Как прекрасны ноги твои – это не простое переселение народов, а странничество Господне – в чем и прекрасен Израиль (странствования Авраама, Иакова, Моисея с народом). Дщерь именитая – Израиль избран из всех народов, несет на себе имя Господне. Или по LXX, дщерь Надавля. Надав – священник, сын Аарона, поднимался с Моисеем на гору Синай, потом, однако, принес чуждый огонь в скинию, за что был Богом лишен жизни. Подобно и народ Израильский, сия дщерь Надавля, сначала взошел с Моисеем на Синай, то есть воспринял Закон от Бога, но потом принес Богу огонь чуждый своим отступничеством в идолопоклонство, в нравственное разложение и, наконец, отвержение и распятие Мессии. За это и Господь подвергал этот народ наказаниям и даже духовной смерти. Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника . Красота Суламифи, являющая духовную красоту плодоносящих святых Израиля. Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино, или пуп твой чаша источена, нелишаемая мста (патоки). Иерусалим – центр, «вершина земли» ( Иез. 38:12 ). Так говорит Господь Бог: «Это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земля» ( Иез. 5:5 ). Он духовно возвышается среди народов. Ягве-Господь устрояет спасение посреди земли ( Пс. 73:12 ). Кстати, и поныне в Иерусалиме показывают так называемый «пуп земли». Там не истощается ароматное вино , оттуда напояют землю потоки истинного учения, ароматные благодатью Духа Божия. Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Святая Земля изобилует пшеницей и даже называется землей пшеницы ( Втор. 8:8 ). Указание на благоденствие Израиля ( ворох пшеницы ) и его благолепие ( обставленный лилиями ) – красота природы, храма, святых Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иез.20:34 .  И выведу вас из народов и из стран, по которым вы рас­сеяны, и соберу вас рукою крепкою и мышцею про­стертою и излия­ни­ем ярости. «Рукою крепкою…» См. 33 ст. Иез.20:35 .  И при­веду вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами лицом к лицу. Иез.20:36 .  Как Я судил­ся с отцами вашими в пустыне земли Египетской, так буду судиться с вами, говорит Го­с­по­дь Бог. «И приведу вас в пустыню народов», т. е. пустыню сирийскую, которая лежит также между Палестиною и Вавилоном, как пустыня 40-летнего странствования Израиля между Палестиною и Египтом, и названа пустынею народов, потому что граничит со многими народами и принадлежит им, как аравийская принадлежность лишь Египту и посему названа (в 36 ст.) «пустынею земли Египетской». Для Израиля потребовалось новое очищение в пустыне (еще более значительной), на что указывал и Осия ( Ос 2.14 ). «Обстоятельства последнего времени суть отобразы обстоятельств первых времен» (Кречм.). – «Буду судиться» – обличу во грехах накажу за них. «Лицем к лицу» – так непосредственно, как при Синае; см. следующий стих. Пророк имеет в виду долгий и трудный процесс, освобождения иудеев из плена вавилонского. Иез.20:37 .  И про­веду вас под жезлом и введу вас в узы завета. «И проведу вас под жезлом», т. е. наказания или: как пастух пропускает под посохом своим все стадо, чтобы сосчитать, осмотреть и отделить овец от козлов. – «И введу вас в узы завета» – в обязательства Нового Завета. Слав. «в числе завета»: введу в обетованную землю в строго определенном по завету числе, небольшом ( Иез.5.3 ). Иез.20:38 .  И выделю из вас мятежников и непокорных Мне. Из земли пре­бывания их выведу их, но в землю Израилеву они не войдут, и узнаете, что Я Го­с­по­дь. Мягкое «не войдут в землю Израилеву» вместо ожидаемого, «погибнут в пустыне», как было при исходе из Египта, объясняется скорее такою волею Божиею на этот раз, чем простым риторическим оборотом пророка – евфемизмом (приятное выражение неприятного). – «Из земли пребывания» – плена, в Пятокнижии так (или в другом переводе: землею странствовали, т. е. патриархов) называется Ханаан, а здесь, очевидно, Халдея и все земли еврейского рассеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010