Псалмопевец обращается к воспоминанию дней древних, – ко времени завоевания земли Обетованной при Иисусе Навине. – «Боже, говорит он, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние». Разумеется, это дело – завоевание земли Ханаанской, обетованной еще патриархам. Дело это, великое, важное и трудное, совершено собственно самим Богом при посредстве народа Израильская, которому Господь оказывал в этом деле постоянную и чрезвычайную помощь. – «Ты рукою Своею, говорит псалмопевец, истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их». Разумеется, это – народы, кои изначала населяли Ханаан, туземные, именно: иевусеи, ферезеи, евеи и пр. Они были большею частью истреблены мечем Иисуса Навина; а частью, некоторые отдельные племена были изгнаны и собственно спасались бегством, удалившись вне отечества, на острова и побережье Средиземного моря. А вместо Хананееве, Господь насадил Израильтяне – потомство Авраама, – именио насадил, как бы виноградник на холмах благословенной Палестины. И это дело собственно Господь совершил – во исполнение своих о том обетований: «ибо, говорит псалмопевец, они – праотцы не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним». Такое непосредственное содействие выразилось в великих чудесах, особенно при переходе чрез Иордан, при завоевании Иерохона, Гая, Гаваона и пр. Во всех таких чудесах для всех были очевидны десница и мышца Божия, т. е. крепкое, победное могущество Господа и – просвещение или свет лица Его т. е. Его, милость (ср. Пс.4:7–8 ). При этом псалмопевец, кажется, припоминает и явление Иисусу Навину Архистратига близ Иерихона. Явившийся, имея в руке обнаженный меч, сказал Иисусу: «Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда... Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных». Это был, очевидно, Ангел лица Иеговы (1Нав.5:13–14,6,1; ср. Суд.6:11–12,14–16 = Исх.3:2–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Речам о завете с отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, об избавлении от рабства и о новой земле обетованной – народ не внимает ( Ucx. VI, 2 – 9 ) и прямо отказывается идти за Моисеем: «оставь нас, и будем мы служить египтянам!» ( Ucx. XIV, 12 ). И только ряд страшных «знамений» – казней, с явным разделением египтян от евреев, делает Моисея «великим в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа». 4 Но не успели еще зажить раны от египетских побоев, и не остыло еще страшное впечатление от последней грозной казни египтян, как евреи уже ропщут на Моисея: «что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта»? и готовы опять служить египтянам ( Ucx. XIV, 11 – 12 ). И опять понадобилось грозное чудо для того, чтобы «народ поверил Господу и Моисею» ( Ucx. XIV, 31 ). При дальнейшем движении по пустыне, опять всякая неудача, всякое лишение, опасности или трудности, даже прихоти заставляют евреев роптать на Моисея, грубо порицать все дело избавления народа от рабства египетского и даже угрожают его жизни. 5 И наконец, у преддверия земли обетованной – цели всех странствований – народ ропщет и готов возмутиться против Моисея: «поставим себе начальника, и возвратимся в Египет»! ( Чucл. XIV, 1 – 4 ). Этот постоянный ропот, недовольство, непонимание огорчают даже Моисея, «кротчайшего из людей», 6 и только горячая любовь к своему народу и замечательно – трогательная ревность Моисея о славе Божией могли побеждать постоянное недовольство и непонимание народа ( Чucл. XIV, 13 – 19 ). Но и близкие люди к Моисею – брат и сестра – и те нашли предлог «упрекать» Моисея, причем упреки эти были тоньше и ядовитее упреков массы народа, так как они направлялись на саму основу всей миссии Моисея – именно, его близость к Богу: «разве только с Моисеем говорил Господь?» говорили они ( Чucл. XII, 1 – 2 ). И вот, не прошло еще двух лет ( Числ. Х, 11 ) со времени выхода из Египта, скоро же после того, как была наказана Мариам за ее упреки Моисею и как народ собирался «поставить себе начальника» вместо Моисея, Корей, Дафан и Авирон подняли возмущение против Моисея, и, при других, более важных, правда, мотивах возмущения, мы опять слышим те же речи: «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы погубить нас в пустыне? А ни в землю, текущую молоком и медом, ты не привел нас, ни владения полями и виноградниками не дал нам?» ( Чucл. XVI, 13 – 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Скажите мне, какая же у нас была последняя тема по прошлому году, на чём мы остановились, когда смотрели темы? Начали историю завоевания земли обетованной? Эпоху Судей? Вспомните по прошлому году. Смотрим по журналу. Вот тут я что-то не нахожу. Грехопадение. Суд Божий. История Каина и Авеля. Воскресение Христа. Ну, так это очень мало мы прошли. Давайте я кратко повторю историю Каина и Авеля, и мы пойдём с вами дальше. Монархический период. Это значит период, когда старейшины пришли к пророку Самуилу и стали просить поставить над ними Царя, как у прочих народов. И я вам сейчас скажу: с 12-й главы книги Бытия повествование об общих таких темах – о происхождении – приобретает уже характер семейной хроники. И мы видим по существу биографии трёх великих патриархов: Авраама – отца верующих; сына обетования его Исаака – как прообраз Христа; и сына этого последнего, Иакова; Исав – вне линии Завета оказывается. У этого Иакова 12 -ть сыновей, они становятся родоначальниками 12-ти колен. И вот один из этих детей его, Иосиф, оказывается в Египте, проданный по зависти братьями своими. Оплакивая его кончину, Иаков находит некое утешение в своём сыне от Рахили – Вениамине. Но потом оказывается, что Иосиф жив, достиг высочайшего положения в этой стране и открывается братьям своим однажды, когда они пришли по случаю голода в Египет закупать зерно, и призывает Иакова в Египет. Тот не бросился сразу, а пошёл в Вирсавию, принёс Богу жертву и получил ответ от Господа: идти ему или нет. И Господь говорит ему: Не бойся, иди. И как Я был с тобою здесь и руководил тобою, так Я буду с тобой и в Египте и выведу тебя отсюда (см. Быт. 46:3–4 ). Он перед смертью собирает детей у ложа своего и каждому из них произносит пророчество: что ждёт каждого сына в истории. И вот одно из самых важных пророчеств даётся Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (и Ему – покорность народов)» ( Быт. 49:10–12 ). Это пророчество о времени пришествия Мессии на Землю. Здесь Он назван Примирителем: Он примирит Бога с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ст. 9. Само писание, как бы, намекает на это, говоря, что Господь тогда только снял с народа Своего посрамление египетское, когда повелел вторично восстановить в нем обрезание, и, когда сему таинственному обряду, с крепкой верою и надеждою на всесильную помощь Иеговы, подвергнулись опять все евреи, вступив на священную почву земли обетованной. Почему и называется то место – Галгал , т. е. свержение, или отсечение, даже до этого дня , т. е., до последних дней жизни Иисуса Навина. Примечание. Важным дополнением к вышеизложенному толкованию может быть следующее рассуждение блаженного Феодорита . По мнению этого отца, прекращение обрезания, с одной стороны, было безопасно для евреев в пустыпе Аравийской; ибо, живя особо и свободные от смешения с народами иноплеменными, не имели они нужды в сем знамении; а с другой стороны – временное прекращение обрезания в народе еврейском должно было иметь, по намерению Божию, прообразовательный смысл. Ибо «обрезанные (исшедшие из Египта) подверглись различным наказаниям и истреблены, а необрезанные – спаслись; отцы погибли, а дети приняли обетование. Так и мы, будучи чадами, приемлем небесное царствие, а Иудеи, которые нам вместо отцов, лишились вечных благ, и отринуты от сродства с патриархами. Посему, надлежало им дознать из этого, что обрезание не всегда необходимое дело» 76 . Ст. 10. …И стояли сыны Израилевы станом в Галгале, и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца, вечером, на равнинах Иерихонских… Это была лишь третья пасха, которую привелось Евреям совершить по выходе из Египта: посему-то писание и упоминает о ней, как о событии достопримечательном. Первую пасху они совершили в самый день освобождения от рабства Египетского, и, непосредственно, по изречении божественного закона о пасхе. Вторая пасха была при Синае, по создании скинии свидения 77 . Затем, во все время странствования, пасха не совершалась, и даже не могла быть совершаема, ибо евреи не были обрезаны. Посему-то, между прочим, когда евреи вступили на священную почву земли Обетованной, и когда наступило время пасхи, – Господь повелевает предварительно совершить над евреями обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тогда слава Господня явилась в скинии, и Бог сказал Моисею: «доколе этот народ будет не верить Мне? Истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его». Моисей снова ходатайствовал за народ, и Господь по молитве праведника пощадил евреев, но вместе с тем объявил, что они будут странствовать в пустыне сорок лет и все, имеющие двадцать и более лет, кроме Иисуса Навина и Халева, не увидят земли Обетованной, – умрут во время странствования. Виновники же возмущения – десять соглядатаев тотчас были поражены смертью. Осуждение на 40-летнее странствование повергло евреев в глубокую печаль. На другой день они, вопреки запрещению Моисея, сделали попытку вторгнуться в землю Ханаанскую, но были отбиты с большими потерями и должны были отступить от пределов земли Обетованной. 34. Жезл Аарона Никто же сам себе восприимет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 ). Во время сорокалетнего странствования по пустыне Корей, Дафан и Авирон и с ними 250 старейшин народа еврейского возмутились против Моисея и Аарона. «Все общество свято», говорили они, «и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Моисей предложил им: «завтра Аарон и все вы возьмите кадильницы, всыпьте курения и соберитесь пред скинией. Господь покажет, кого Он изберет и приблизит к Себе». Наутро Корей и 250 старейшин с кадильницами явились к скинии; с ними стали Моисей и Аарон. Господь повелел последним отойти от мятежного сборища, и огонь попалил Корея и его сообщников, а Дафан и Авирон, не пришедшие к скинии, были поглощены с их семьями и шатрами разверзшеюся под ними землею. Чтобы показать народу еврейскому, что священство есть установление божественное и даровано Аарону и его сыновьям свыше, Господь повелел Моисею собрать от всех колен Израилевых по жезлу, а от колена Левиина взять жезл Аарона и положить все эти жезлы в скинии, пред ковчегом завета. «Кого Я изберу», сказал Господь, «того жезл расцветет». Моисей сделал так, и когда на утро он вынес все жезлы к народу, то оказалось, что на жезле Аарона явились ветви с цветами и созревшими миндальными орехами. Господь повелел хранить чудесный жезл в ковчеге завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Чтобы возбудить в Израильтянах чувство смирения и сознания собственного недостоинства, Моисей припоминает грехи их, сколько раз они погневляли Бога от самого исхода из Египта и до прихода на место сие; припоминает, как при Хориве они сделали себе литый истукан и тем расторгнули завет с Богом, и Господь в гневе хотел истребить их; только горячею, самоотверженною сорокодневною молитвою Моисей спас их тогда от гибели; также и в Тавере (ср. Чис.11:1–3 ), в Массе ( Исх.17:7 ), и в Киброт-Гаттааве ( Чис.11:4 и 34). и в Кадес-Варни ( Чuc.XIII и XIV) они раздражали Господа; только по молитве Моисея в то время у Синая Господь восстановил нарушенный завет и отделил колено Левиино на служение Себе вместо всех; и так Господь требует только послушания и исполнения заповедей Его, посему нужно «обрезать крайнюю плоть сердца своего и не быть впредь жестоковыйными» (гл.9:6–10, 22). Чтобы укрепить в сердцах своих слушателей любовь к Господу и решимость исполнять Его заповеди, Моисей приглашает их вспомнить чудеса Господа, крепкую и высокую руку Его, когда Он поражал Египет, Фараона и воинство его и когда покарал Дафана и Авирона; рисует перед ними преимущественную красоту и орошение земли Ханаанской в сравнении с землею Египетскою, предвещает в случае благочестия Евреев непрерывное плодородие земли обетованной и расширение пределов владения их до Ливана, реки Евфрата и Средиземного моря, и наконец внушительно говорит: «вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, а проклятие, если не послушаете и пойдете в след богов иных» (гл. XI). б) частные законы (повторительно и с разъяснением) о поведении Израиля пред Господом (гл.12–16:17). – Требуя исполнения прежде данного закона (см. Исх.34:13 ) об истреблении в Ханаане всех предметов идолопоклонства с уничтожением всех многочисленных мест языческого богослужения и самых языческих наименований этих мест, Моисей свидетельствует, что Господь изберет в земле обетованной одно место для пребывания Своего имени, куда Израильтяне и должны будут собираться для приношения своих жертв и для празднественных пиршеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Это и значит сказанное: «разнствова устнами своима», то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: «рече к ним Моисей: ...еда из камене сего изведу вам воду» ( Числ. 20, 10 )? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, по-видимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изображение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования. Пс.105:34 .   Не истребили народов, о которых сказал им Господь. «Не потребиша языки, яже рече Господь им». Пс.105:35 .   Но смешались с язычниками и научились делам их. Пс.105:36 .   Служили истуканам их, которые были для них сетью. «И смесишася во языцех, и навыкоша делом их». «И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн». Бог воспретил смешение, по причине общения в нечестии, чтобы, отъяв начало предотвратить и конец, в корне истребить плод, меньшим злом предварительно подавить худшее. Однако же они, и в этом преступив Божий закон, «не потребиша» злочестивые " языки», не избегали общения с ними, но поревновали лукавому их житию. Пс.105:37 .   И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам. «И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом». Пс.105:38 .   Проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2. И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто первосвященником соделал (поставил) Его, не во Святом Святых, но во всем, что есть на небе и на земле, - (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое Святых (Числ.12:7). 3. Однако ж из выражения: как Моисей не заключайте, что Он таков же, как Моисей: ибо слава Сего Первосвященника больше пред Моисеем (чем слава Моисея) на столько, на сколько большую честь имеет сравнительно с домом тот, кто устроил его. 4-5. Точно также и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба: ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, - и Моисей конечно верен был, но как слуга, верен был во всем доме, для засвидетельствования того, что говорилось тогда. 6. Христос же не есть раб подобно Моисею, но, как Сын, верен был, - не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы дом Его (есмы), - если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его. 7-11. Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ныне, когда глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как искушали отцы ваши в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю (Числ.13-14 глл.). И Я поклялся, что не войдут в покой Мой (Пс.94:7-11 ср. Исх.17:2.7). 12. Посему смотрите остерегайтесь, да не будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), - и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему. 13. Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь и впадете в обольщение обманом греха плоти вашей. 14. Ибо причастниками Христа стали мы с начала чрез призвание, - только да пребудем тверды до конца времени в этом истинном завете, особенно потому, что все заветы, кои пребыли, предвозвещали в таинствах и образах именно этот самый завет. 15-16. Не ожесточайте, говорит, сердец ваших... ибо кто суть они?... Но не все, кои вышли из земли Египтян, ибо некоторые из них вошли, - разумеются Иисус и Халев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

3. Смотрите, сколько благодеяний Бог оказал им: освободил из Египта и тамошнего рабства, провел чрез море, ниспослал с неба манну, источил новые и чудные источники вод, постоянно сопутствовал им, творя чудеса и везде ограждая их; и однако, когда они оказались недостойными таких даров, не пощадил их, но всех погубил. " Ибо они поражены были в пустыне " , говорит (апостол), показывая этим выражением и внезапную их погибель, страдания и наказания ниспосланные на них Богом, и то, что они не получили предстоявших им наград. И притом не в земле обетованной Он ниспослал на них все это, но вне и весьма далеко от нее, наказав их сугубой казнью – тем, что не допустил видеть земли обетованной, и тем, что наказал строго. Но как, скажешь, это относится к нам? К тебе именно и относится. Потому (апостол) и продолжает: " а это были образы для нас " (ст.6). Как дары их были прообразами, так и наказания были прообразами; как крещение и таинственная трапеза были прообразованы, так последующими событиями было предвозвещено и то, что недостойные дара иодвергнутся наказанию, чтобы мы такими примерами научились быть более воздержными. Потому и присовокупляет: " чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы " . Как в благодеяниях предшествовали прообразы, а за ними следовала истина, так будет и в наказаниях. Видишь ли, как он внушает, что мы не только будем наказаны, но еще гораздо больше, нежели те (израильтяне)? Ведь если там были прообразы, а здесь истина, то и наказания должны быть гораздо больше – так же, как дары. И смотри, против кого прежде говорит он: против тех, которые ели в капищах. Сказав: яко не быти нам похотником злых, что относилось ко всем вообще, и в частности показав, что всякий грех происходит от злой похоти, он сначала говорит: " не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть " (ст.7). Слышишь ли, как он называет (коринфян) идолослужителями? Впрочем, здесь он только намекает, а после и доказывает это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

4–6 Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, автор отмечает, что вера Авеля проявилась, когда он верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Отличие состояло не в качестве жертвы ( Быт. 4:3–4 ), но в разнице позиций двух братьев (которая подразумевается в Быт. 4:4–7 ). Каину было сказано, что его приношение будет принято, если содеянное им было правильным (ср.: Прит. 15:8 ). Но Бог по достоинству оценил праведность Авеля и его веру, когда Он оценил жертву Авеля как лучшую, нежели Каина. Авель говорит еще в том смысле, что он свидетельствует о вере, к которой благоволит Бог. Пример Еноха, который переселен был так, что не видел смерти, был знаком того, что он угодил Богу. В Быт. 5:22 и 24 говорится, что он «ходил с Богом» ( в русской синодальной Библии – «пред Богом»), и для автора Послания к Евреям это образец веры, жизни с верой, ибо без веры угодить Богу невозможно (6). Такой вывод соответствует определению веры в ст. 1 и двум ее составляющим. Ибо необходимо, чтобы приходящий [букв. «приступающий», как в 4:16; 7:25; 10:22; 12:22] к Богу веровал, что Он есть [уверенность в невидимом], и ищущим Его воздает [убежденность в исполнении обетовании]. 7 Когда Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, ему было сказано о приближении суда в виде потопа ( Быт. 6:13–22 ). Он с благоговением и послушанием откликнулся на слово Божье, выразив свою веру тем, что построил ковчег для спасения своего дома и погибавшего мира. Ной сделался наследником праведности по вере в том смысле, что его праведное поведение ( Быт. 6:9; 7:1 ) было плодом его веры. 8–10 Авраам находится в центре внимания вплоть до ст. 19 отчасти потому, что он являет собой образец совершенной веры, а отчасти из–за его роли в осуществлении замысла Божьего о спасении. Впервые упоминается обетование, данное Аврааму о стране, которую он имел получить в наследие ( Быт. 12:1 ). Поверив в это обетование, он пошел, не зная, куда идет. Вера Авраама проявилась в незамедлительном исполнении, отклике на призыв Бога. Причиной такого послушания была надежда на получение в наследство земли обетованной. Потом он жил на земле обетованной, как на чужой, с теми, кто были сонаследниками того же обетования. Когда автор послания говорит об Аврааме как об ожидавшем города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог, он раскрывает Его главную цель – небесную страну или небесный город, о котором говорится в 11:13–16; 12:22–24и 13:14. Ожидая исполнения обетовании о земном наследии, патриархи пришли к осознанию того, что эта жизнь не завершается сама по себе, но представляет собой паломничество в будущее, которое только Бог может построить для Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010