7 . Днесь аще глас Его услышите. С Евр.: «Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его». «Здесь, – говорит св. Афан., – Сам Господь начинает увещевать, чтобы они (Евреи) были благопокорны (Отцу небесному), а не таковы, какими показали себя отцы их в пустыне». Слово: днесь или ныне – св. Ап. Павел прямо относит ко времени евангельской проповеди ( Евр. 3:7 ). 8 . Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании. С Евр.: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне». «Не просто сказал: не ожесточайтесь, но не ожесточите сердец ваших, давая знать, что сами сделали таким сердце свое. В прогневании – не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев; ибо прогневанием пророк назвал неодпократное их прекословие в пустыне» (Бл. Феод.). Так, наприм., Евреи укоряли Моисея в пустыне Син и в Рефидиме за недостаток воды, почему и место это названо: Масса и Мерива, что значит: «искушение и укорение» ( Исх. 17:7 ); по той же причине Евреи роптали в Кадесе, где изведена была вода, – «это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом», замечает Моисей ( Числ. 20:13 ); роптали в пустыне Фаран, узнав от соглядатаев о сильных народах, которых нужно было победить ( Числ. 14:2 ). 9 . С Евр.: «Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое». 10 . С Евр.: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих». 11 . Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. «Писание указывает нам на троякий покой: – первый покой плотской, покой субботний, второй покой – вшествие в землю обетования, каким упокоил их Иисус Навин, и третий покой небесный, который и имеет здесь в виду (пророческое) слово. Да и не было нужды упоминать о других, если этот есть истинный покой. Посему дается разуметь, что истинный покой есть, по исшествии из мира сего, вселение в горних обителях» (Св. Афан.). Бл. Феодорит под покоем разумеет успокоение в земле обетования. Но можно разуметь тот и другой покой. Т.е. за то, что Евреи искушали и раздражали Меня в пустыне, говорит Господь, Я поклялся во гневе Своем, что не будут они наслаждаться покоем ни в земле обетованной, ни в жизни будущей. Известно, что Евреи, роптавшие на Моисея и Бога, все перемерли в пустыне, не увидав земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8-10. Ведь если бы Иисус сын Нави, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой тот не был упокоением, так как даже сам Иисус, давший им этот покой, трудился в сражениях, - если это так, то есть, говорю, и существует, и остается субботство Бога, Который дает упокоение входящим в него, как почил Сам Бог от Своих, то есть от всех дел Своих, кои совершил. 11-13. Итак, постараемся войти в оное упокоение, дабы кто по тому же примеру не впал в непокорность и неверие, - и таким образом мы не войдем (в покой), подобно тому поколению людей, кои вышли из земли Египетской: так как они отступили и были непокорны и не вошли в покой (субботу) даже в самом прообразе, когда живо было Слово Божие, которое дало обетование об истинной субботе (покое). И так опять оно остро и проникает наказанием своим до требования и взыскания всего, что чтится в душе и в помышлениях сердца. И нет никакой твари невидимой, которая то есть была бы сокрыта от него, поелику все сокровенное предстанет обнаженным пред лицем Его в час суда. 14-16. Итак мы имеем Первосвященника единого Иисуса Христа Сына Божия, Который не может не сострадать немощи нашей, которою искушаемся мы содержащие исповедание Его и не колеблющиеся; ибо Сам Он искушен всеми страданиями тела, благодаря воспринятой Им плоти. Посему будем подражать Ему, чтобы быть нам без греха по подобию Его, да приступим с дерзновением к престолу благодати Его, то есть в самый час мздовоздаяния. Да снискиваем и милость Его, разумей - нашими молитвами о том, чтобы был с нами в час встречи нашей с диаволом. Глава V 1. После того, как сказал о прообразе субботы, обращается к доказательству того, что и священники народа израильского были поставлены в прообраз Сына. Ибо всякий, говорит, первосвященник, который из людей берется, то есть избирается и помазуется, за людей поставляется пред Богом, чтобы чрез него передавались им дары Божии и чтобы он приносил пред Богом дары и жертвы, кои за грехи их приносились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

  Глава 3 (Ст. 1). Отсюда, братия святые, возлюбленные, призвания участники, — не закона, данного на горе Синае, но призвания небесного, то есть обетования, данного Аврааму с неба, — уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поскольку исповедание наше приносится Им (Богу), как первосвященником (жертва). (Ст. 2). И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто Первосвященником соделал (поставил) Его не во Святом святых, но во всем, что есть на небе и на земле, — (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое святых (Чис. 12:7). (Ст. 3). Однако ж из выражения: как Моисей, — не заключайте, что Он таков же, как Моисей: ибо слава Сего Первосвященника больше пред Моисеем (чем слава Моисея) настолько, насколько большую честь имеет сравнительно с домом тот, кто устроил его. (Ст. 4–5). Точно так же и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба, ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, — и Моисей конечно верен был, но как слуга верен был во всем доме для засвидетельствования того, что говорилось тогда. (Ст. 6). Христос же не есть раб, подобно Моисею, но как Сын верен был, — не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы дом Его (есмы), — если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его. (Ст. 7–11). Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ныне, когда глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как искушали отцы ваши в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю (Чис. гл. 13–14). И Я поклялся, что не войдут в покой Мой (ср.: Пс. 94;7–11. Исх. 17:2–7). (Ст. 12). Потому смотрите остерегайтесь, да не будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, которые не вошли (в землю обетованную), и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему. (Ст. 13). Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь и впадете в обольщение обманом греха плоти вашей. (Ст. 14). Ибо причастниками Христа стали мы с начала через призвание, — только да пребудем тверды до конца времени в этом истинном завете, особенно потому, что все заветы, которые пребывали (прежде), предвозвещали в таинствах и образах именно этот самый завет [по синодальному переводу (русскому): Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14)]. (Ст. 15–16). Не ожесточайте, говорит, сердец ваших… ибо кто суть они? Но не все, кои вышли из земли Египтян, ибо некоторые из них вошли; разумеются Иисус и Халев. (Ст. 17). На кого же опять негодовал сорок лет? Не на тех ли, кои не поверили Халеву и Иисусу и неправедно поступили, поклонившись тельцу и другое многое совершив, — и кости их пали в пустыне? (Ст. 18). Или на кого же клялся, что не войдут в покой Его? На тех, которые не хотели повиноваться Моисею, Аарону, Иисусу и Халеву, управлявшим ими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Греческое слово ekklesia, означающее « церковь », «собрание людей», происходит от глагола ekkaleo – «призывать». Христианская церковь – это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и живущих Им. Но Церковь – не просто общество или содружество людей, объединенных верой во Христа, не просто сумма индивидуумов. Собранные вместе, члены Церкви составляют единое тело, неделимый организм: «Человечество, воссоединенное со своим божественным началом во Христе, есть Церковь – живое тело божественного Логоса, воплощенного... в богочеловеческой личности Иисуса Христа, – пишет Вл. Соловьев. – Это тело Христово, являющееся сперва как малый зачаток, в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растет и развивается, чтобы в конце времен обнять собою все человечество и всю природу в одном вселенском богочеловеческом организме». 141 Наименование Церкви телом Христа принадлежит апостолу Павлу: «...Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:13, 27 ). Через таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христа в евхаристическом хлебе и вине мы соединяемся с Ним и становимся в Нем одним телом: «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Церковь есть евхаристическое тело Христа: Евхаристия соединяет нас с Ним и друг с другом. И чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, чем полнее любовь ко Христу, тем сильнее любовь к ближнему. Воссоединяясь с Богом через жизнь в таинствах, мы воссоединяемся друг с другом, преодолеваем нашу обычную разобщенность и отчужденность, становимся членами неделимого организма, связанными между собой союзом любви. Ветхозаветным прообразом Церкви был израильский народ, избранный Богом и отделенный от других народов. Признаками принадлежности к ветхому Израилю служили национальность и обрезание, к новому Израилю-Церкви – вера во Христа и Крещение. Ветхий Израиль был полком во главе с Богом-Предводителем, новый Израиль является стадом во главе с Христом-Пастырем (ср. 1Пет. 5:1–2 ). Ветхий Израиль странствовал по пустыне в ожидании земли обетованной, новый Израиль странствует по земле обетованной в ожидании и предвкушении Царства Небесного, которое во всей полноте откроется только после «скончания века», то есть в будущей жизни, но которое уже сейчас начинается для людей в Церкви. Небо на земле

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Значит, слушание не принесло пользы слушавшим, по не уверовавшим, ибо не уверовавшие прогневали Бога, чрез что и погибли. Впрочем прогневали не все: Иисус, как сказано, и Халев уверовали, чрез что и спаслись. А так как, по вышеприведенным словам Давида, не уверовавшие оскорбили этим Бога, то и их наказал Тот, в Кого они не уверовали, и поклялся, что они не войдут в покой Его. Как то, так и это (Апостол) выясняет путем вопросов и ответов. На Кого, говорит, гневался Он четыредесять лет? Не на согрешивших ли? Да, именно. Согрешившими же называет не уверовавших в Него, ибо неверие есть грех , и притом тягчайший из грехов. «Ихже кости», или члены пали к пустыне. И еще спрашивает: кому Он клялся, что не войдут в покой Его? Не тем ли, которые не покорились Ему, не поверили, что они будут обладать землею обетованной? И мы видим, что они не могли войти в нее по причине неверия и за неверие все они погибли в пустыне. Так вот какой порядок мыслей у Апостола, начиная со слов: «неции же слышавше прогневаша» и включительно до слов: «яко не возмогоша внити за неверствие». Вообще он выразил ту мысль, что как тем неверовавшим не принесло пользы одно слушание словес Божиих, так и нам при неверии с нашей стороны обетованиям Христа не принесет пользы одно слушание проповеди Евангельской, напротив и мы будем лишены Его покоя, я разумею царство небесное, как те – земли обетованной. Евр. 4:3 . Входим бо в покой веровавшии. Как вошли в него Иисус Навин и Халев. Но откуда же видно, что и мы веровавшие входим в него? Яко же рече: Яко кляхся во гневе Моем: аще внидут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Это видно из того, что тогда не поверившие словам Божиим не вошли. А если те не вошли, то остается же кому-нибудь войти; да и спустя столько лет после входа в землю обетованную поверивших (я разумею Иисуса Навива, Халева и детей поверивших) Он не сказал бы чрез Давида: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко же в прогневании». Притом, некоторые не получили бы заповеди не делать того же, что те сделали, если не хотят потерпеть то же, что те потерпели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор 34:1). И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:5–6). Возле города Мадаба есть гора Нево (Небо), с которой Бог показал пророку Моисею землю обетованную (обещанную Богом) после странствий по пустыне. После того как израильский народ попал в рабство к египтянам, Бог через пророка Моисея вывел их оттуда. Народ прошел через расступившееся Красное море и 40 лет ходил по пустыне, чтобы за это время сменилось поколение людей, которые родились и выросли рабами. Сам Моисей не вошел в землю обетованную и умер на горе Нево, но где точно — неизвестно. Книга Второзаконие говорит, что уже тогда никто не знал, где находится его могила. Сейчас на горе красивый парк с памятником пророку и францисканская церковь.  Внутри церковь больше похожа на музей — там собрали напольные мозаики IV–VI веков. Они — единственное, что сохранилось от монастырей и храмов того времени. Мозаики находятся под стеклом на полу и даже на стенах, чтобы их было удобней разглядывать. Их обнаружили францисканцы, которые в 1930 году проводили здесь раскопки, пытаясь найти могилу пророка Моисея. Карта Мадабы — самая древняя карта Святой Земли (VI в от Рождества Христова).  Она выложена мозаикой на полу храма Георгия Победоносца в городе Мадаба. Мозаику обнаружили в 1895 году, когда строили новый храм на месте древней разрушенной церкви. Оригинальная карта имела размеры 20х10 метров и состояла из пяти миллионов мозаичных камней. Сейчас от нее сохранился фрагмент 5х7 метров, состоящий из двух миллионов деталей мозаики. Карта Мадабы — один из самых весомых аргументов подлинности местонахождения  тех или иных библейских мест с точки зрения археологии.   3. Место рождения пророка Илии  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!  (3 Цар 17:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

И хорошо называет это благовествование (благовествованием) спасения нашего, указывая этим с одной стороны на закон, с другой на будущее наказание. Что в самом деле другое означает проповедь, как не благовествование спасения, т. е., что достойных погибели Он уже не погубляет? " и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего " . Опять великое промышление показывает это запечатление, – не отделение, не наследие только, но именно – запечатаете. Как если бы кто доставшихся ему по жребию отметил (известным знаком), чтобы после узнавать их, так точно и Бог отделил для принятия веры в Него, и запечатлел в наследие будущих (благ). 2. Видишь ли, как (Бог) с течением времени делает их дивными? Доколь они были только в предвидении, до тех пор никому не были известны; а когда получили запечатление, сделались известными, но не как мы, потому что они будут известны, выключая немногих. Получали запечатление и израильтяне, но чрез обрезание, подобно скотам и бессловесным; запечатлены и мы, но как сыны, Духом. Что значит: " обетованным Святым Духом " ? Значить, что мы приняли Его по обетованию. Обетований было два, одно чрез пророков, другое от Сына. (Я сказал): чрез пророков; послушай, что говорит Иоиль: " Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения " (Иоил. 2: 28). Послушай затем, что и Христос говорит: " примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли " (Деян. 1: 8). Хотя следовало верить Ему, как Богу, но Он на этом очень не настаивает, а производить исследование, как бы (он говорил) о человек. Как в послании к Евреям он говорит: " Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы " , так и здесь то, что уже было даровано, представляет в доказательство исполнения обетования о будущих (благах). Потому то он и называет (Духа Св.) " залогом " (залогом нашего спасения).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из других обрядов укажем, что священник, почерпнув воды золотой чашей из источника Силоамского, вносил эту воду в преддверие храма, другие же священники встречали его звуками кимвалов, воспевая стих 3-й главы 12 Исайи пророка: «и в радости будете почерпать воду из источников спасения». Далее на жертвенном алтаре принесенная вода смешивалась с вином 786 , приготовленным для жертвенного возлияния, и смешение воды с вином выливалось у подножия алтаря 787 . Последний великий день праздника считался самым торжественным из всего праздника кущей 788 и в этот день, падавший безразлично на каждый из дней недели, запрещалась всякая работа, как в субботу. Имея в виду значение праздника и связанных с ним воспоминаний, мы яснее уразумеем великие слова Господа, зовущие всех жаждущих к источнику, утоляющему духовную жажду человека и возрождающему его к новой жизни; В словах Господа жизнь всего человечества (и самих Иудеев) представляется подобною странствованию в пустыне, сопряженному с жаждой и утомлением и тоской по земле обетованной. Пришествие Господа знаменовало утоление и успокоение и радость при виде земли обетованной, в которую Господь зовет всех жаждущих; не всех безразлично: ибо непослушные и озлобленные умерли в пустыне 789 , – а тех, кто жаждет: кто не удовлетворяется пустыней мира и земными радостями, кто чувствует жажду духовную – тот да идет к Господу и пиет. Так пророчествовал Иоиль о дне сем, говоря: «из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим» 790 . И пророк Исайя говорил: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» 791 , связуя это пророчество с другим: «произойдет отрасль от корня Иессеева... и почиет на нем Дух Господень» 792 . И далее: «веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев» 793 . Мы знаем, что и св. Апостол Павел уподоблял камень Хорива, – из коего истекла чудодейственно живая струя воды для напоения народа, – Христу: «камень же бе Христос» 794 . Итак в последний великий день праздника Господь, предававший уже Себя на страдание и смерть, воспоминая в прикровенных образах и словах Израилю о горестном его странствовании в пустыне, – зовет к Себе его и всех людей, даруя всем тем, кои идут к Нему, успокоение и радость в удовлетворение духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда древние Израильтяне шли из Египта в Землю обетованную, в пути им пришлось много потрудиться. Прежде, чем вселиться в пределы, кипящие медом и мо­локом, им было нужно ополчаться на своих врагов, вооружаться, готовиться к битве, подвизаться, одолеть своих врагов и победить многих язычников, Амалика, Валака, Хананея, Аморрея, Хитфея, Ферезея, Гергесея, Иевея, Евисея и других своих врагов. Все это было прообразом нашего нынешнего положения, ибо нам невозможно прийти из Египта мира сего в Землю обетованную Небесную, если прежде не ополчимся на своих невидимых врагов и победим их силой Божией благодати. Для этих подвигов у нас есть непобедимый Вождь, Начальник и Наставник Иисус Христос, Который Своим подви­гом и страданиями стяжал славу небесную и имя более всякого имени. Не так ли надле­жало пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк. 24, 26 )? И в другом месте говорит­ся: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, (...) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп. 2, 7–9 ). За Вождем Христом следует Небесное Воинство, Ангелы Божии, ко­торые получили венец вечного блаженства после того, как вступили в битву со змеем и, победив его, ниспровергли с Небес на землю ( Откр. 12, 7 ). За Ангелами следуют Божии святые, и это тоже Ангелы, во плоти, совершившие доблестные подвиги: иные же заму­чены были (...) другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были по­ биваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11, 35–38 ) Все это они терпели и делали из любви к Богу, ожидая Небесной награды и нетленного венца неувядаемой славы. Нельзя войти иначе в Царство Небесное, кроме тесного и прискорбного пути, тесными и узкими вратами, открывающимися в жизнь вечную, и нельзя обрести вечный покой без трудов, чтобы получить возмездие. Четыр­надцать лет Иаков был слугой ради прекрасной Рахили. Сколько же трудов надо пред­принять не ради тленной красоты, а ради неувядаемой славы Небесной! Если хотите получить венец, непричастный тлению, необходимо подвизаться и победить с помощью Всемогущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мы читаем, что первосвященник Аарон вышел навстречу свирепеющему пламени и, зажегши кадильницу, удержал гнев Божий ( Чис. 16 ). Великий священник стал между смертью и жизнью, и огонь не дерзнул идти дальше ног его. Господь говорит Моисею: оставь Меня, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Когда говорит: оставь Меня, показывает, что Он может быть смягчен и может не исполнить угрозы, потому что молитвы раба противостоят могуществу Божию. Как ты думаешь, кто в подсолнечной мог бы теперь противостать гневу Божию, – кто мог бы выйти навстречу пламени и сказать с апостолом: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих ( Рим. 9:3 )? С пастырями гибнут и паствы, поскольку каков народ, таков и священник. Моисей в порыве сострадания говорил: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ( Исх. 32:32 ). Он хочет погибнуть с погибающими и не довольствуется своим собственным спасением, поскольку во множестве народа – величие царя ( Прит. 14:28 ). В такие-то времена родилась наша Пакатула. Среди таких-то забав она проводит детство, имея узнать слезы прежде, чем смех, имея услышать вопль прежде, чем радость, не зная входа, узнать уже выход. Пусть думает она, что мир всегда был таков. Пусть не знает прошедшего, избегает настоящего, ждет будущего. Твоя любовь, брат Гавденций, побудила меня продиктовать это в несвязной речи, и после убийства друзей и постоянного сетования вынудила меня, старика, написать дитяти для ее далекого будущего. И я счел лучшим дать просящему немного, чем не дать ничего: потому что в первом случае обнаруживается доброе расположение, угнетенное печалью, в последнем – оскорбление дружбы. 105. Письмо к Дардану О земле обетованной Ты, благороднейший из христиан и христианнейший из благородных, Дардан, спрашиваешь: обетованная ли та земля, которую заняли иудеи, возвратившись из Египта, так как уже прежде она была во владении их предков и потому не есть земля обетованная, но возвращенная, – ибо эти слова употребляешь ты в конце своего письма. Спрашивая об этом, кажется, ты думаешь то же, что одобряют многие из наших, именно, что нужно искать другой земли обетованной, о которой и Давид в псалме говорит: верую, что увижу благость Господа на земле живых ( Пс. 26:13 ), и Господь в Евангелии: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010